Lex posterior derogat priori

Позднейшим законом отменяется более ранний (Lex posterior derogat legi priori)

Lex posterior derogat legi priori (лат.). Общий принцип права, который был сформулирован в римском праве. Суть принципа в том, что в случае конкуренции ранее изданного нормативного акта и нормативного акта более позднего, приоритет при толковании и применении должен отдаваться более позднему акту. Принцип применяется для нормативных актов одной юридической силы и регулирующих те же правоотношения.

В российском праве этот принцип прямо не сформулирован в нормативных актах, но применяется как общий принцип права. Так, к примеру, Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 321-О указывает — «Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации к числу законодательных актов, утративших силу, следует относить акты не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат (определения от 2 ноября 1995 года о прекращении производства по запросу Государственного Совета Чувашской Республики о проверке соответствия Конституции Российской Федерации Указа Президента Чувашской Республики «О представительных органах государственной власти и местного самоуправления в Чувашской Республике», от 13 ноября 2001 года по запросу Архангельского областного Собрания депутатов о проверке конституционности части седьмой статьи 10 Федерального закона «О пожарной безопасности»)».

Дополнительно

Специальный закон отменяет общий закон

Закон высшей юридической силы отменяет действие закона низшей юридической силы

Цитаты: Право | Политика | Тюрьма | Налоги | Бизнес | Деньги | Экономика | Знаменитые

5. Применяется ли в сфере гражданского права принцип lex specialis derogat generali?

Приведем пример дела, в котором применялся этот принцип. Образовательное учреждение обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Причина отказа регистрирующего органа состояла в том, что ГК предусмотрено, что учреждение владеет и пользуется имуществом на праве оперативного управления. Нормы Закона РФ «Об образовании» (п.7 ст.39), которыми была установлена возможность учреждения быть собственником имущества, противоречат ГК и потому не должны применяться.
Суды первой и апелляционной инстанций требование заявителя удовлетворили. Окружной суд, рассматривавший дело по кассационной жалобе регистрирующего органа, судебные акты отменил, в удовлетворении заявления отказал, указав следующее. В соответствии с п.7 ст.39 Закона РФ «Об образовании» имущество, приобретенное за счет денежных средств либо доходов от собственной предпринимательской деятельности образовательного учреждения, поступает в собственность учреждения. Окружной суд счел, что заявитель, обратившийся за государственной регистрацией приобретенного недвижимого имущества, не представил доказательств, свидетельствующих о том, что указанное имущество было приобретено им за счет подаренных или самостоятельно заработанных денежных средств. Однако окружной суд признал неверным и довод регистрирующего органа о том, что ст.47 Закона РФ «Об образовании», устанавливающая возможность приобретения учреждением права собственности на имущество, противоречит ГК. Как отметил окружной суд, данные законы являются равноценными, при этом Закон РФ «Об образовании» носит специальный характер и может в силу п.3 ст.120 ГК устанавливать особенности правового положения образовательного учреждения, в том числе и в вопросах собственности. Из ст.39 Закона РФ «Об образовании» следует, что образовательное учреждение может иметь имущество как в оперативном управлении (п.2), так и непосредственно в собственности (п.7). Двойственный режим собственности образовательного учреждения не противоречит установленному ГК режиму учреждения (см. постановление ФАС МО от 22.10.2001 NКГ-А40/5835-01).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *