Квалификация юриста

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 021100 — ЮРИСПРУДЕНЦИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ — ЮРИСТ (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000)

Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
260гум/сп
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 021100 — ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ — ЮРИСТ
1. Общая характеристика специальности
021100 — Юриспруденция
1.1. Специальность 021100 «Юриспруденция» утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника — юрист (специалист юриспруденции). Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 — Юриспруденция при очной форме обучения — 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Юрист в рамках специальности 021100 получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.
Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
— события и действия, имеющие юридическое значение;
— правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;
— правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.
Юрист должен уметь:
— толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;
— обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;
— юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
— разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
— принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
— вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
— систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
Юрист должен:
— обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;
— понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Юрист подготовлен к продолжению образования:
— в магистратуре по направлению 521400 — магистр юриспруденции;
— в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриентов
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента — среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки юриста по специальности 021100 — Юриспруденция
3.1. Основная образовательная программа подготовки юриста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки юриста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки юриста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН — общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС — дисциплины специализации;
цикл ФТД — факультативы
и итоговую государственную аттестацию.
3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки юриста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. Перечень дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, указанный в настоящем государственном образовательном стандарте, носит рекомендательный характер.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки юриста
по специальности 021100 — Юриспруденция
————T————————————————T——¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+———-+————————————————+——+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+———-+————————————————+——+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+———-+————————————————+——+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ак- ¦ ¦
¦ ¦центуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы профессио- ¦ ¦
¦ ¦нальной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятия дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и др.). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых слово- ¦ ¦
¦ ¦сочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кацию общего характера без искажения смысла при¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении; основные граммати-¦ ¦
¦ ¦ческие явления, характерные для профессиональ- ¦ ¦
¦ ¦ной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+———-+————————————————+——+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной подготовке студентов. Ее социально- ¦ ¦
¦ ¦биологические основы. Физическая культура и ¦ ¦
¦ ¦спорт как социальные феномены общества. Законо-¦ ¦
¦ ¦дательство Российской Федерации о физической ¦ ¦
¦ ¦культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студентов. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подготов-¦ ¦
¦ ¦ка студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+———-+————————————————+——+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие ¦ ¦
¦ ¦и классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России — ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI — XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII — XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого россий- ¦ ¦
¦ ¦ского государства. Возвышение Москвы. Формиро- ¦ ¦
¦ ¦вание сословной системы организации общества. ¦ ¦
¦ ¦Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолю- ¦ ¦
¦ ¦тизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализа- ¦ ¦
¦ ¦ция общественных процессов. Проблема экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческого роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России.

НАПРАВЛЕНИЕ 560400 — ЗООТЕХНИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) — МАГИСТР СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000) «
Постановления и Указы «

Как стать квалифицированным юристом?

Основные советы начинающим юристам

Многие думаю, что для того, чтобы стать квалифицированным юристом, достаточно получить соответствующее высшее образование. Однако это не совсем так. Ежегодно со стен высших учебных заведений выпускается тысячи юристов, однако профессионалами своего дела становятся лишь единицы. Оказывается, для того, чтобы стать квалифицированным специалистом, полноценного образования мало.

Что должен знать квалифицированный юрист?

В первую очередь, хороший специалист должен в совершенстве владеть нормативно-правовыми документами. Юрист должен ориентироваться в законодательной базе, не заглядывая в документы. Квалифицированный специалист отличается хорошей памятью и знанием законов наизусть. Именно такие юристы могут максимально быстро оценить любую ситуацию и дать ее полную правовую оценку.

Что должен делать юрист после обращения клиента?

Любой квалифицированный юрист просто обязан предоставить клиенту консультацию общего характера, которая касается решения его вопроса. Юрист должен предложить четкий алгоритм действий и назвать концертную стоимость своих услуг. В случае, если клиента все устраивает, юрист обязан максимально быстро изучить все обстоятельства возникновения проблемы, подготовить все необходимые документы и приступить к решению данной проблемы.

Что делает юрист в суде?

Любой специалист, который имеет юридическое образование, может представлять в суде интересы любого физического или юридического лица. Юрист в суде должен вести себя максимально вежливо и корректно. Кроме этого, юрист обязан заниматься подготовкой всех необходимых документов и сбором доказательств в защиту интересов клиента. Юрист должен уметь представлять интересы клиента в суде даже при отсутствии клиента.

Что нужно делать юристам, если дело близится к провалу?

Даже самые высококвалифицированные юристы не могут гарантировать того, что любой спор с их участием будет выигрышным на 100%. Нередкими являются случаи, когда с первой попытки решить спор не получается. В подобных случаях, юрист не должен опускать руки. Он обязан отстаивать интересы своего клиента до самого конца. В любом случае, если не получится добиться своей правоты, можно обжаловать любое решение в суде высшей юрисдикции.

Для того, чтобы стать действительно профессионалом юридического направления, необходимо работать над собой каждый день. Квалифицированный юрист должен максимально быстро изучать не только новые нормативно-правовые документы, но и законопроекты, которые только разрабатываются. Юрист должен иметь грамотную, четко поставленную речь и совершенное знание русского языка.

Что делать, если стать профессионалом не получается?

Советы юриста заключаются в том, чтобы никогда не сдаваться. Если сегодня потенциальному специалисту не получается стать профессионалом, то это может получиться завтра. Необходимо постоянно работать над собой. Нужно как можно тщательней изучать законодательство и не сдаваться. Ведь только тот, кто постоянно работает над собой и совершенствует свои знания, может достичь успеха практически во всем.

Юрисконсульт

Должностные обязанности. Разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера. Осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, оказывает правовую помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода правовых документов, участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий. Подготавливает совместно с другими подразделениями предприятия материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, нарушении экологического законодательства и об иных правонарушениях для передачи их в арбитражный суд, следственные и судебные органы, осуществляет учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия. Проводит изучение, анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки предложений об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. В соответствии с установленным порядком оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности. Принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их правовой экспертизы, разработке условий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений, а также рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности. Контролирует своевременность представления структурными подразделениями справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии. Подготавливает совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии. Ведет работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливает справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств. Принимает участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв. Осуществляет информирование работников предприятия о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц предприятия с нормативными правовыми актами, относящимися к их деятельности. Консультирует работников предприятия по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, подготавливает заключения, оказывает содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.

Вопросы к зачету по учебной дисциплине «Применение уголовного закона: прикладные аспекты»

Общая характеристика юридической квалификации.

Квалификация – от лат. «gualis» — качество, «facere» делать.

Квалификация – означает не только определение качественного состояния предмета или явления, но и позволяет отнести это явление или предмет к определённому классу, т.е. иными словами квалификация совпадает с термином классификация.

Квалификация – в общем смысле термин квалификация предполагает осуществление качественного определения вида правонарушения.

Юридическая квалификация – это установление определённого события как правонарушения и отнесение его к определённому роду юридических событий.

Аспекты юридической квалификации.

О юридической квалификации необходимо рассуждать в контексте общетеоретических вопросов о правовом регулировании, механизме такого регулирования и форме реализации правовых норм. Прежде всего, мы говорим о создании нормы, а затем о её срабатывании и действии.

-Любая юридическая квалификация имеет онтологический аспект, т.е. представляет собой деятельно-практическую процедуру, имеющую ряд этапов:

a. установление фактических обстоятельств совершенного общественно опасного деяния;

b. отнесение данного деяния к определённому роду деликтов (уголовный закон);

c. приискание соответствующей нормы уголовного закона;

d. проверка действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц;

e. сопоставление признаков общественно-опасного деяния с признаками и элементами конкретного состава;

f. издание соответствующего НПА по правонарушению.

-Любая юридическая квалификация имеет аксиологический аспект, т.е. определение конкретной отрасли закона, уяснение сущности деликта, его социально-правовая оценка.

-Юридическая квалификация имеет гносеологический аспект, так как процедура квалификации предполагает переход от одного знания к другому знанию или от незнания к знанию.

-Юридическая квалификация имеет логическую основу. Логической основой любой квалификации является: и умозаключение, и предположение и т.д.

Юридическая квалификация обладает и философской основой.

-Любой юридической квалификации присущ процессуальный момент т.к. присутствуют вопросы, связанные с юридической процедурой и доказыванием.

-Любой юридической квалификации присущ психологический момент т.к. её осуществляет человек. Наряду с объективизмом присутствует субъективизм.

-Юридическая квалификация должна учитывать лингвистический аспект законодательной техники и правоприменительной практики.

-Любая юридическая квалификация имеет информационный аспект, т.к. должна учитывать достижения судебной статистики, экспертиз и т.д. На сегодняшний день создание компьютерной программы квалификации преступлений невозможно т.к. уголовный закон России в полной мере не обладает достаточными характеристиками, такими как системность, повторяемость, логичность и т.д.

-Любая юридическая квалификация включает в себя управленческий аспект, т.е. лица осуществляющие процедуру квалификации находятся в состоянии субординации по отношению друг к другу. Дознаватель>Следователь>Прокурор>Суд.

О квалификации российских юристов

Часто встречаю в печати и на страницах интернета безапелляционные заявления многих авторов о низкой квалификации российских юристов. А, уж, различных курсов, предлагающих повысить квалификацию юристов, – пруд пруди: очные и дистанционные, платные и бесплатные, выездные и местные, и т.д., и т.п., и проч. Нет, я ничего не имею против таких курсов, как и против стремления специалистов повысить свою квалификацию.

Есть даже мнения о регулярном обязательном повышении квалификации адвокатов.

Я неслучайно назвал заявления об уровне квалификации наших юристов безапелляционными, поскольку не встречал серьёзных обоснований данного тезиса. Авторы, как правило, либо ссылаются на какие-то абстрактные «многолетние исследования», либо априори считают это очевидной истиной.

Давайте разберёмся. Что такое «квалификация»? В нашем случае – это готовность к какому-то виду трудовой деятельности. Чем обусловлена квалификация? Можно сказать, наличием определённых знаний, умений и навыков. А что такое уровень квалификации? Казалось бы, ответ очевиден: это уровень знаний, умений и навыков. Чем выше уровень (больше объём) знаний, умений и навыков, тем выше квалификация.

А вот и нет, оказывается. В юриспруденции существует масса направлений, отраслей и различного рода вопросов, позволяющих юристам иметь весьма и весьма узкие специализации. Скажем, не знает человек земельного или корпоративного права, зато в совершенстве овладел вопросами защиты лиц, обвиняемых в нарушении правил безопасности дорожного движения. Он занял эту нишу, востребован и успешно практикует. Можем ли мы назвать его юристом низкой квалификации? Или юрист обладает знаниями и успешно практикует в области наследственного, авторского права, а в уголовном праве и уголовном процессе ориентируется крайне слабо. Можем мы на этом основании судить о его квалификации? То же самое касается уровня умений и навыков. В судебном представительстве, скажем, важны риторические умения и навыки. В договорной же работе они не имеют существенного значения.

Таким образом, «уровень квалификации юриста» — понятие субъективно-оценочное. Ни о какой объективной оценке квалификации юриста и речи быть не может, поскольку не разработана система объективных критериев такой квалификации. И, уж, тем более, не может быть речи об оценке квалификации какого-либо юридического сообщества или общей оценке квалификации юристов России.

Изложенное позволяет сделать некоторые выводы.

  1. Всякого рода дополнительные квалификационные экзамены, придуманные в некоторых случаях при вхождении в профессию, не имеют никакого практического смысла. Они как бы должны гарантировать наличие у претендента достаточного объёма знаний для осуществления профессиональной деятельности. Между тем, объём (уровень, количество) знаний никак не связан с уровнем квалификации юриста.

  1. По той же причине абсолютной глупостью являются попытки понуждения юристов к обязательному периодическому прохождению курсов повышения квалификации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *