Кто отвечает за фасад многоквартирного дома?

В статье, подготовленной Центром общественного взаимодействия, рассматривается вопрос, кто является ответственным за содержание в надлежащем состоянии фасада многоквартирного дома. Актуальность данной статьи связана с расхожими заблуждениями для случаев, когда на первом этаже жилого дома находятся нежилые помещения.

В повседневной практике часто встречается мнение как жильцов, так и ряда должностных лиц, что если в многоквартирном доме на первом этаже расположено нежилое помещение, то его владелец несет ответственность за надлежащее содержание отрезка фасада, который соответствует данному нежилому помещению. Данная трактовка не основана на нормах права и является ошибочной.

Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. Фасад жилого дома также относится к общему имуществу.

В силу пункта 4 статьи 37 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме не вправе: осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.

Следовательно, выделение части фасада из состава общего имущества и ссылки управляющей компании на то, что данная часть фасада относится к магазину или парикмахерской, неправомерны.

На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно пункту 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно пункту 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений. Такие расходы указанные собственники нежилых помещений несут путем внесения платы за содержание и ремонт общего жилого помещения и коммунальные услуги (часть 2 статьи 154, статьи 155 — 158 ЖК РФ).

Таким образом, собственники нежилых помещений несут бремя содержания общего имущества наравне с собственниками жилых помещений. Никаких дополнительных договоров с ними не требуется. Договор управления многоквартирным домом обязателен для всех собственников помещений, независимо от того, жилое это помещение или нет.

Если управляющая компания осуществляет управление общим имуществом МКД на основании договора управления, следовательно, она является ответственной за надлежащее содержание фасада в многоквартирном доме.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп на основании конкурса, проведенного движением «Гражданское достоинство».

Опять пришел ответ из жилищной инспекции, точно такой же, как и 24.09.2015 ощещение, что просто переставили дату и отпрвили вновь. Жилищная инспекция упорно продолжает игнорировать тот факт, что

постановление Правительства Москвы от 28.03.2012г №114-ПП (О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве) Приложение 1 к постановлению Правительства Москвыот 28 марта 2012 г. № 114-ПП Положение о формировании колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве.Настоящее Положение о формировании колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве (далее — Положение) устанавливает требования к колористическому решению фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве, его формированию и изменению.2.1. Типовое колористическое решение фасадов объекта — сформированное с использованием материалов Альбома типовых колористических решений фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве (далее — Альбом) колористическое решение фасадов объекта, строительство которого осуществлялось с использованием повторно применяемых (типовых) проектов (объекты типовой серии).5. Колористическое решение фасадов определяется исключительно Паспортом колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве (далее — Паспорт), оформление которого осуществляется Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.Право производства работ, связанных с изменением колористического решения фасадов, Паспортом не предоставляется. Срок действия Паспорта не ограничен.7. Изменение существующего колористического решения фасадов объекта допускается только при наличии Паспорта.Без оформления Паспорта изменение колористического решения фасадов не допускается.Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 марта 2012 г. № 114-ППАдминистративный регламент предоставления государственной услуги в городе Москве «Оформление Паспорта колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве»2.7.6. В составе документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявителем также предоставляются:2.7.6.3. При ремонте фасадов, осуществляемом с частичным изменением колористического решения фасадов, а также ремонте фасадов, осуществляемом с комплексным изменением колористического решения фасадов:— проект колористического решения фасадов (в цвете) в составе графических материалов (фотофиксация объекта и прилегающей застройки (не менее 2 фотографий), чертежи фасадов объекта в М 1:200, М 1:100, М 1:50 (в зависимости от габаритных размеров объекта)) с текстовыми комментариями;— графическое обоснование проекта колористического решения, выполненное в виде разверток фасадов объектов кварталов, в границах которых располагается объект (в цвете);— чертежи архитектурных элементов (фрагментов) фасадов и конструктивных элементов несущих и ограждающих конструкций объекта;— пояснительная записка с описанием предлагаемых решений по частичному изменению колористического решения фасадов, по комплексному изменению колористического решения фасадов соответственно.

Согласно СНиП 31-02-2001Помещение — пространство внутри дома, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями.

А следовательно, присланный мне ответ из жилищной инспекции не компетентен, поскольку относится исключительно к пространству ВНУТРИ дома. Хотя в своем обращении я ясно написал и прислал фотоматериалы (Номер обращения: 29553 от 11.09.2015) : «В результате незаконной облицовки пандуса плиткой у 4 подъезда внесены изменения во внешний облик фасада жилого дома. Нарушился архитектурный облик жилого многоквартирного дома, разработанный при проектировании жилого дома. Изменение цветового решения отделки стен фасада требует согласование фасада в соответствии с законодательством РФ.»Поскольку пандус и лестница находятся СНАРУЖИ здания, а не внутри подъезда (о чем жилищной инспекции, которая перед ответом вероятнее всего должна была провести проверку по моему заявлению с выездом на место) достоверно известно. Кроме того, мною отправлены фотографии измененного входа в 4 подъезд.В своем ответе Мосжилинспекция ЮЗАО ссылается на п. 14 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 №508Данный пункт звучит так:14. Не требуется оформления проектной документации при выполнении отделочного (косметического) ремонта помещений, в том числе замена отделочных покрытий стен, полов и потолков.Это все относиться к части здания ВНУТРИ.Однако, все, что относится к зданию СНАРУЖИ то есть Фасаду регулируется постановлением Правительства Москвы от 28.03.2012г № 114-ПП «О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве» и приложением 3 к постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 №508, точнее следующими пунктами (которые Жилищная инспекция ЮЗАО упорно проигнорировала):8. При производстве работ, связанных с изменением внешнего архитектурного облика многоквартирного дома, требуется согласование проекта Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, выданное на основании анализа объектов недвижимости для оценки возможности проведения работ, выполненного уполномоченной Комитетом по архитектуре и градостроительству города организацией.5. При планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества, заявитель дополнительно представляет:5.2. Копию (при предъявлении подлинника) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке, по форме, установленной Мосжилинспекцией.Никакого общего собрания собственников в дома 42 по ул. Грина, г. Москва не проводилось. Решения не принимались. В нашем доме никакие общие собрания собственников не проводились с 2012 года.

Самовольное переустройство (перепланировка) является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях, Жилищным кодексом РФ, Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Глава 5. Требования к содержанию и внешнему виду зданий, сооружений, объектов благоустройства

Раздел 1. Содержание зданий

159. Содержание фасадов зданий, строений и сооружений осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

160. Собственники зданий, организации, обслуживающие жилищный фонд в установленном законом порядке должны обеспечивать содержание зданий и их конструктивных элементов в исправном состоянии, обеспечивать надлежащую эксплуатацию зданий в соответствии с установленными правилами и нормами технической эксплуатации, проведение текущих и капитальных ремонтов, следить за состоянием и установкой всех видов внешнего благоустройства, расположенных на прилегающих территориях, освещения в пределах отведенной территории.

161. Собственники помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества дома заключают договор управления с управляющей организацией либо договор по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в соответствии с жилищным законодательством.

162. К зданиям и сооружениям, фасады которых определяют архитектурный облик сложившейся застройки города, относятся все расположенные на территории города (эксплуатируемые, строящиеся, реконструируемые или капитально ремонтируемые):

1) здания административного и общественно-культурного назначения;

2) жилые здания;

3) здания и сооружения производственного и иного назначения;

4) постройки облегченного типа (торговые павильоны, киоски, гаражи и прочие аналогичные объекты);

5) ограды и другие стационарные архитектурные формы, размещенные на прилегающих к зданиям земельных участках.

163. В состав элементов фасадов зданий, подлежащих содержанию, входят:

1) приямки, входы в подвальные помещения и мусорокамеры;

2) входные узлы (в том числе ступени, площадки, перила, козырьки над входом, ограждения, стены, двери);

3) цоколь и отмостка;

4) плоскости стен;

5) выступающие элементы фасадов (в том числе балконы, лоджии, эркеры, карнизы);


6) кровли, включая вентиляционные и дымовые трубы, в том числе ограждающие решетки, выходы на кровлю;

7) архитектурные детали и облицовка (в том числе колонны, пилястры, розетки, капители, сандрики, фризы, пояски);

8) водосточные трубы, включая отметы и воронки;

9) ограждения балконов, лоджий;

10) парапетные и оконные ограждения, решетки;

11) металлическая отделка окон, балконов, поясков, выступов цоколя, свесов;

12) навесные металлические конструкции (в том числе флагодержатели, анкеры, пожарные лестницы, вентиляционное оборудование);

13) горизонтальные и вертикальные швы между панелями и блоками (фасады крупнопанельных и крупноблочных зданий);

14) стекла, рамы, балконные двери;

15) стационарные ограждения, прилегающие к зданиям.

164. Фасады зданий, строений, сооружений не должны иметь видимых загрязнений, повреждений, в том числе разрушения отделочного слоя, водосточных труб, воронок или выпусков, изменения цветового тона.

165. Содержание фасадов зданий, строений и сооружений включает:

проведение поддерживающего ремонта и восстановление конструктивных элементов и отделки фасадов, в том числе входных дверей и козырьков, ограждений балконов и лоджий, карнизов, крылец и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов;

обеспечение наличия и содержание в исправном состоянии водостоков, водосточных труб и сливов;


очистку от снега и льда крыш и козырьков, удаление наледи, снега и сосулек с карнизов, балконов и лоджий;

герметизацию, заделку и расшивку швов, трещин и выбоин;

восстановление, ремонт и своевременную очистку отмосток, приямков цокольных окон и входов в подвалы;

поддержание в исправном состоянии размещенного на фасаде электроосвещения и включение его одновременно с наружным освещением улиц, дорог и площадей территории города Белгорода;

очистку и промывку поверхностей фасадов в зависимости от их состояния и условий эксплуатации;

мытье окон и витрин, вывесок и указателей;

выполнение иных требований, предусмотренных правилами и нормами технической эксплуатации зданий, строений и сооружений.

166. Под изменением внешнего вида фасадов понимается:

создание, изменение или ликвидация крылец, навесов, козырьков, карнизов, балконов, лоджий, веранд, террас, эркеров, декоративных элементов, дверных, витринных, арочных и оконных проемов;

замена облицовочного материала;

покраска фасада, его частей в цвет, отличающийся от цвета здания;

изменение конструкции крыши, материала кровли, элементов безопасности крыши, элементов организованного наружного водостока;

установка (крепление) или демонтаж дополнительных элементов и устройств (флагштоки, указатели).

167. Витрины магазинов и офисов, выходящих фасадами на улицы города, должны иметь световое оформление. На фасадах вновь строящихся зданий оборудование архитектурно-художественной подсветки устанавливается в соответствии с проектной документацией.

Режим работы освещения витрин должен соответствовать режиму работы наружного освещения.

168. Запрещается самовольное переоборудование фасадов зданий и их конструктивных элементов.

169. На всех жилых, административных, производственных и общественных зданиях в соответствии с установленным порядком нумерации домов в городе Белгороде должны быть вывешены указатели и номера домов установленных образцов, с подсветкой в темное время суток, а на многоквартирных домах — дополнительно с указателями номеров подъездов и квартир, они должны содержаться в чистоте и исправном состоянии.

Ответственность за выполнение данных требований возлагается на собственников, если иное не установлено законом или договором.

170. Информационные указатели, вывески, рекламные конструкции (в том числе информационные поля рекламных конструкций), декоративное панно должны содержаться в надлежащем и технически исправном состоянии.

Собственники информационных указателей, вывесок, рекламных конструкций, декоративных панно, входных групп, не входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, принимают необходимые меры по сохранности вышеперечисленных конструкций при очистке кровли дома в зимний период.

171. Памятники и объекты монументального искусства, здания, являющиеся памятниками архитектуры, истории и культуры, должны содержаться в надлежащем состоянии.

172. В зимнее время собственниками (в многоквартирных домах — лицами, осуществляющими по договору управление/эксплуатацию дома) организуется своевременная очистка кровель и козырьков от снега, наледи и сосулек.

Очистка от наледеобразований кровель зданий на сторонах, выходящих на пешеходные зоны, производится немедленно по мере их образования с предварительной установкой ограждения опасных участков.

Крыши с наружным водоотводом периодически очищаются от снега, не допуская его накопления более 30 см.

173. Очистка крыш зданий от снега и наледи со сбросом на тротуары допускается только в светлое время суток с поверхности ската кровли, обращенного в сторону улицы. Сброс снега с остальных скатов кровли, а также плоских кровель производится на внутренние придомовые территории. Перед сбросом снега проводятся охранные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения граждан. Сброшенный с кровель зданий снег и ледяные сосульки размещаются вдоль лотка проезжей части для последующего вывоза (по договору) организацией, убирающей проезжую часть улицы.

Запрещается сбрасывать снег, лед и мусор в воронки водосточных труб. При сбрасывании снега с крыш принимаются меры, обеспечивающие полную сохранность деревьев, кустарников, воздушных линий уличного электроосвещения, растяжек, рекламных конструкций, светофорных объектов, дорожных знаков, линий связи, таксофонов и др.

174. Собственники нежилых помещений обеспечивают очистку козырьков входных групп от мусора, а в зимний период — снега, наледи и сосулек способами, гарантирующими безопасность окружающих и исключающими повреждение имущества третьих лиц.

175. При содержании фасадов зданий и сооружений не допускается:

1) повреждение (загрязнение) поверхности стен фасадов зданий и сооружений, в том числе подтеки, шелушение окраски, наличие трещин, отслоившейся штукатурки, облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций;

2) повреждение (отсутствие) архитектурных и художественно-скульптурных деталей зданий и сооружений, в том числе колонн, пилястр, капителей, фризов, тяг, барельефов, лепных украшений, орнаментов, мозаик, художественных росписей;

3) нарушение герметизации межпанельных стыков;

4) повреждение (отслоение, загрязнение) штукатурки, облицовки, окрасочного слоя цокольной части фасадов, зданий или сооружений, в том числе неисправность конструкции оконных, входных приямков;

5) повреждение (загрязнение) выступающих элементов фасадов зданий и сооружений, в том числе балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, входных групп, ступеней;

6) разрушение (отсутствие, загрязнение) ограждений балконов, в том числе лоджий, парапетов.

Выявленные при эксплуатации фасадов зданий и сооружений нарушения должны быть устранены в соответствии с установленными нормами и правилами технической эксплуатации зданий и сооружений.

176. При обнаружении признаков повреждения выступающих конструкций фасадов собственники и другие правообладатели должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации. В случае аварийного состояния выступающих конструкций фасадов (в том числе балконов, лоджий, эркеров) закрыть и опломбировать входы и доступы к ним, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться в соответствии с действующим законодательством.

177. Формирование архитектурного решения фасадов зданий, строений, сооружений являющихся объектами культурного наследия, в том числе выявленными объектами культурного наследия, осуществляется в соответствии с законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Оформление колористических решений фасадов зданий, строений, сооружений являющихся объектами культурного наследия, в том числе выявленными объектами культурного наследия, производится в составе соответствующей проектной документации.

178. Архитектурное решение фасада является индивидуальным и разрабатывается применимо к конкретному объекту вне зависимости от типа проекта, на основании которого осуществлялось его строительство.

Архитектурное решение фасадов объекта формируется с учетом:

— местоположения объекта в структуре города, округа, квартала;

— зон визуального восприятия (участие в формировании силуэта и/или панорамы, визуальный акцент, визуальная доминанта);

— типа окружающей застройки (архетип и стилистика);

— тектоники объекта (пластически разработанная, художественно осмысленная, в том числе цветом, конструкция объекта);

— архитектурной колористики окружающей застройки;

— материала существующих ограждающих конструкций.

179. Для формирования архитектурного решения фасадов объекта не допускается использование следующих отделочных материалов:

— ПВХ сайдинг (за исключением объектов, расположенных на промышленных территориях);

— профилированный металлический лист (за исключением объектов, расположенных на промышленных территориях);

— асбесто-цементные листы;

— самоклеящиеся пленки;

— баннерная ткань.

180. Основным условием для фасадов объектов капитального строительства является стилевое единство в архитектурно-художественном образе, материалах и цветовом решении.

181. Отделка части фасада здания, отличная от отделки фасада всего здания, допускается только при комплексном решении фасада всего здания.

182. При строительстве и реконструкции объектов капитального строительства не допускается размещение планируемых зданий и сооружений, а также их элементов (в т.ч. крыльца, лестницы, эркеров, балконов, лоджий) за пределами красных линий.

183. При проектировании входных групп, обновлении, изменении фасадов зданий, сооружений не допускается:

1) закрытие существующих декоративных, архитектурных и художественных элементов фасада элементами входной группы, новой отделкой и рекламой;

2) устройство опорных элементов (в т.ч. колонн, стоек), препятствующих движению пешеходов;

3) прокладка сетей инженерно-технического обеспечения открытым способом по фасаду здания, выходящему на улицу;

4) устройство входов, расположенных выше первого этажа, на фасадах объектов культурного наследия.

184. Использование балкона для устройства входной группы возможно после получения согласия собственников помещений в многоквартирном доме.

Устройство входной группы, а также установка и эксплуатация рекламных конструкций на фасадах многоквартирных домов допускаются с согласия собственников помещений и при наличии разрешения, выданного органами местного самоуправления в установленном порядке на установку рекламной конструкции.

185. При содержании фасадов зданий, строений и сооружений запрещается:

самовольное переоборудование или изменение внешнего вида фасада здания либо его элементов;

нарушение установленных требований по размещению вывесок, указателей улиц, номерных знаков домов, зданий и сооружений.

повреждение элементов обустройства зданий и сооружений, памятников, мемориальных досок, деревьев, кустарников, малых архитектурных форм и других элементов внешнего благоустройства на территориях общего пользования, а также производство их самовольной переделки, перестройки и перестановки;

самовольное нанесение надписей, рисунков, расклейка и развешивание объявлений и других информационных сообщений на остановочных пунктах, стенах, столбах, заборах (ограждениях) и иных, не предусмотренных для этих целей объектах.

Организация работ по удалению надписей, рисунков, объявлений и других информационных сообщений возлагается на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *