Кто обязан платить за капитальный ремонт?

Содержание

Кто должен платить, а кто нет?

Законодательством предусмотрены случаи, при которых взносы на капремонт можно не платить.

Но их не так много, разберёмся в платежах: носят ли они всеобщий обязательный характер?

Характер сборов: можно ли отказаться?

Жилищный Кодекс РФ ясно дает понять, что содержание жилья, а также его ремонт должен осуществляться в полном объеме за счет средств собственника.

ЗАКОН!»Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере». (ч.1 ст.169 ЖК РФ)

Учитывая, что большая часть многоквартирных домов сегодня находится в неудовлетворительном состоянии, их обновление будет дорого обходиться жителям.

Однако государство не обязывает ежемесячно тратить крупные суммы на эти цели. Законодательством предусмотрены платежи, установленные исходя из минимального стандарта оплаты на квадратный метр площади.

ВАЖНО! Наниматель социальной квартиры не обязан платить взносы, так он не является владельцем помещения.

Поэтому стоит внимательно подумать, стоит ли приватизировать социальное жильё или нет.

Но многие собственники не желают отдавать эту сумму. Итак, каковы основания неуплаты?

Жилые дома, которые не оплачивают квитанции

Возможность не оплачивать взнос для целого многоквартирного дома есть в нескольких случаях.

Основные из них определены ч.2 ст.169 Жилищного кодекса:

  1. здание в аварийном состоянии и подлежит сносу (оплата без капремонта в перспективе не производится);
  2. дома, которые расположены на земле, изымаемой для государственных и муниципальных целей.

ВАЖНО! Жители новостройки могут иметь отсрочку до 5 лет (подробнее читайте ).

Юристы называют ещё несколько разрешённых законодателем способов избежать исполнения этого обязательства:

  1. на специальном счёте собрано 50% средств от минимального уровня, определённого региональным стандартом (ч.8 ст.170);
  2. региональный фонд может засчитать в счёт будущего периода оплаты уже произведённые ремонтные работы, если они были включены в план.

И хотя примеры реализации последнего пункта на практике нам не встречались, редакция сайта не оставляет надежду найти очевидцев. Если вы знаете такие случаи — обязательно напишите в комментарии к статье.

Отдельные категории собственников

Государство освобождает некоторых граждан от оплаты услуг фонда. Различного рода льготы по оплате платежей имеют:

  • пенсионеры, достигшие возраста 80 лет, проживающие одиноко или в семье, состоящей из нетрудоспособных лиц, имеют право на государственное возмещение в полном объеме;
  • неработающие граждане пенсионного возраста имеют скидку в 50 %;
  • инвалиды, и семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • малоимущие жители;
  • многодетные жильцы или неполные семьи в зависимости от доходов;
  • иные группы населения, указанные в нормативных правовых актах субъектов страны.

Все перечисленные варианты позволяют на законных основаниях оформить отказ от оплаты капитального ремонта.

ВНИМАНИЕ! Некоторые льготники должны оплачивать квитанции в полном объеме. А органы власти переводят на их банковские счета ежемесячную компенсацию.

Типичный случай: комментарии юристов

Итак, закон приводит ограниченный список вариантов отказа от перечислений средств в региональный фонд.

Однако человек по своей природе — существо творческое, и поэтому всегда ищет возможность обойти писанную норму, найти лазейку. Рассмотрим отзывы юрисконсультов на стандартные ситуации.

Если не заключен договор с фондом?

Есть мнение, что отсутствие подписанного соглашение с региональным оператором может давать собственникам помещений в таком доме право на отказ.

Однако это не так. Закон достаточно чётко устанавливает все условия работы этой организации, права и обязанности владельцев жилья.

ВАЖНО! Норма об обязательном заключении договора между МКД и регфондом исключена из ст.181 ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ.

Но даже когда она была актуальна, нельзя было объявить отсутствие такого соглашения основанием для отказа. Сегодня это тем более не применимо.

Нужно ли писать заявление на компенсацию?

Вы можете прочитать отдельную серию статей по компенсациям и льготам в этой сфере.

Юристы от раза к разу сталкиваются с обращениями собственников, которым по условиям закона положена компенсация, но они её не получают.

Дело в том, что нужно подать заявление в двух экземплярах для администрации и регионального фонда. В нем нужно указать основания для получения возмещения, которые будут подкреплены статьями из законов.

ВНИМАНИЕ! Отсутствие инициативы со стороны заинтересованного лица, имеющего все права уменьшить либо отменить такой сбор будет играть против него самого. А перечисленные ранее суммы останутся лежать на счетах фонда и обратно не вернутся.

Неуплата, если капитальный ремонт уже произведён

Логичным кажется желание не оплачивать квитанции в части капремонта, если только что ваш дом был отремонтирован.

Давайте разберёмся, в чём сложность ситуации.

Накопленных жителями средств может не хватить для оплаты текущей программы. Поэтому региональный фонд привлекает кредитные линии, а также просит субъект Федерации помочь с выполнением своих обязательств.

Отсюда складывается ситуация проведения работ как бы в долг, при которой обязанность по оплате никак не может исчезнуть.

Но если необходимые работы уже были произведены силами собственников, есть вероятность временной отмены или хотя бы уменьшения суммы.

ВАЖНО! Ст.180 предусматривает возможность частичного погашения суммы отчисления в региональный фонд, если капитальный ремонт, предусмотренный программой, уже осуществлён без привлечения накопленных средств.

Звоните юристу

Подберем специалиста за вас

8 (499) 350-97-63 — Москва

8 (812) 309-74-28 — СПб

С какого и по какой возраст взимается плата?

Хозяином квартиры можно стать с рождения, однако полностью распоряжаться имуществом и совершать платежи и сделки можно после достижения совершеннолетия. Кто платит за капитальный ремонт многоквартирного дома и с какого возраста?

Так как следить за жилищем, содержать его и общие помещения в многоквартирном жилом доме входит в обязанности собственников (ст. 30 п.1 ЖК РФ), то платить за капитальный ремонт гражданин, являющийся владельцем, должен с восемнадцати лет.

В декабре 2015 года был принят законопроект N 399-ФЗ, согласно которому регионы самостоятельно смогут решать, будут ли уплачивать взнос пенсионеры. Поэтому люди, достигшие 80 лет, могут рассчитывать на 100% компенсацию за расходы.

Она действует для одиноко проживающих пенсионеров и для семей, которые состоят из неработающих людей пенсионного возраста (ст. 169 ч. 2.1)

Компенсация в размере 50% от суммы расходов будет предоставляться людям, достигшим 70 лет, инвалидам первой и второй групп, чернобыльцам, детям-инвалидам, лицам, содержащим детей-инвалидов (Федеральный закон от 29.06.2015г. № 176-ФЗ).

Кроме того, стоит обратить внимание на возраст конкретного дома, чем он старше, тем больше нуждается в реставрации. Следовательно и сумма в квитанции будет больше.

Для новых домов законом предусмотрена сниженная ставка. Федеральный закон № 176-ФЗ допускает, что жители новостроек, введённых в эксплуатацию после утверждения программы, могут не оплачивать данные квитанции.

На какой именно срок — устанавливают сами регионы, но он не должен быть более 5 лет.

Кто должен платить за капитальный ремонт: собственник или наниматель?

Основания, на которых наниматель может проживать в жилом помещении:

  1. Муниципальное или служебное жилище. Если наниматель проживает в муниципальной жилище, то он обязан содержать её в надлежащем виде, вовремя проплачивать коммунальные и другие платежи, а также текущие расходы на содержание общего имущества. Эти обязанности определены в договоре социального найма. Но капремонт производится на средства собственника жилищного фонда.
  2. Приватизация. Если квартира была приватизирована нанимателем, то он также обязан сохранять жилплощадь в надлежащем виде, но его никто не вправе заставить приминать участие в сборе средств на капремонт.
  3. Съем жилого помещения. Кто должен платить за капитальный ремонт в этом случае? Без согласия владельца, квартиросъемщик не может производить перепланировку или реконструкцию, следовательно, оплата начислений с него взиматься не должна. Это обязанность собственника.

Кто оплачивает капитальный ремонт в многоквартирном доме — собственник или наниматель?

Исходя из этого, плату за капитальный ремонт жилища с нанимателя требовать нельзя. Многие владельцы, сдающие квартиры считают, что данная сумма входит в состав коммунальных платежей, но это заблуждение.

Насколько законны эти взносы?

Поскольку эти платежи установлены законом (ч.1 ст. 158 ЖК РФ) – они обязательны для всех граждан РФ. И, как же говорилось, за неуплату могут быть введены определённые санкции.

Но так как не все плательщики дождутся ремонта (смерть, продажа или иные причины), в октябре 2015 года в Конституционный суд РФ был подан иск группой депутатов. В нем они высказали своё требование исправить то, что жильцы должны платить за содержание чужого имущества.

В апреле 2016 года сборы средств в «общую копилку» признали абсолютно законными. Также было решено пересмотреть очередность проведения работ в жилых помещениях, согласно объективному состоянию домов.

Кроме того, оспорить этот порядок можно через суд.

Подводя итог, можно сказать, что взносы на капитальный ремонт жилища совершенно правомерны и обязательны для оплаты.

А кто платит за капитальный ремонт в многоквартирном доме? Если вы снимаете жильё – являетесь нанимателем, вы должны понимать, что проплачивать данные квитанции не ваша забота. Это возлагается только на собственников.

Закон об оплате жилья

Совсем ничего не оплачивать, не выйдет, даром ни одну квартиру гражданам не предоставляют. Поэтому платить за содержание и текущий ремонт общедомовой собственности придется, так говорится в статье 678 ГК РФ.

Там написано, что квартиросъемщики должны использовать снимаемое муниципальное жилье только для проживания, при этом содержа его в подобающем виде. Они не могут организовывать различные перепланировки без согласия с арендодателем. Также они обязаны в указанные сроки платить за найм жилого помещения. Если это не оговорено по другому в контракте, то вносить плату они должны самостоятельно.

При этом на вопрос обязан ли квартиросъемщик оплачивать капитальный ремонт, если квартира в собственности, ответ – да. Согласно статьям 158 и 169 Жилищного кодекса, кто владеет помещением, то есть арендатор, тот и оплачивает проведение работ. Тогда возникает вопрос, а в случае, когда квартира не приватизирована, кто будет платить за капремонт?

Наниматели не вносят взносы в счёт капитального ремонта государственных помещений, потому что это обязанность собственников в лице муниципалитета или арендодателя.

Правообладатели оплачивают работы по капремонту, а когда квитанции поступают на адрес квартиросъемщиков, то необходимо перенаправлять их владельцу квартиры, за чей счет и проводится оплата подобных работ.

При этом платить нужно за помещения, которые подлежат ремонту – и жилые, и общего пользования, и необитаемые, они входят в программу.

Обязанности нанимателя

Основные обязанности квартиросъемщика – это уплата за полученные коммунальные услуги в срок и содержание помещения. При этом он никак не платит налог на недвижимость.

Ко всему прочему квартирант обязан пользоваться снимаемым помещением только по назначению, при этом он должен сохранять его в хорошем состоянии. Из этого следует, что он обязан делать текущий ремонт вовремя, не допускать обветшалости и порчи жилого помещения. К подобным работам относятся:

  • окрашивание потолка, дверей и окон;
  • оклеивание обоями стен;
  • окрашивание батарей и труб.

Если двери и окна пришли в негодность, то квартиросъемщик обязан их заменить на новые и исправные. Также в случае необходимости надо ремонтировать электрическую, газовую проводку и другие коммуникации. Для этого необходимо вызывать профессиональных специалистов. Перепланировочные работы в помещении без согласия арендодателя запрещены. Но работы по общедомовому имуществу ложатся на собственника, который их должен оплачивать, то есть это обязанность государственной службы.

Если приходят платежки на оплату капремонта для арендатора, то их необходимо пересылать собственнику помещения. Когда подобные квитки приходят квартирантам по социальному найму, то вносить плату не нужно, а стоит адресоваться в Управляющую компанию, которая разберется с подобной ошибкой, потому что оплачивать капремонт входит в обязанность лишь собственников.

Расчет взносов

Их размеры в различных местах отличаются друг от друга. Сумма напрямую слагается из изношенности дома и присутствия лифтовой системы. Из этого понятно, что в ветхих хрущевках и сталинках капремонт будет дорогостоящее, чем в брежневских панельных домах.

Все работы проводятся только в установленные сроки, которые зависят от многих факторов:

  • возраста здания;
  • собранных собственниками денег;
  • дате последних проведенных капитальных работ.

Оплата не должна быть менее чем установили муниципальные органы, но может быть и больше, когда это постановили владельцы жилья. Рассчитывается подобная плата просто – метры в квадрате множатся на цену за 1 метр в квадрате.

Средства перечисляются двумя вариантами:

  1. На открытый для этого счет отдельного жилого здания.
  2. На счет регионального оператора.

В первом случае движение средств можно отследить, но это и большая персональная ответственность, которую несут собственники жилья. То есть, выбор финансовой организации, назначение хозяина счета, расчет планируемых работ и т. д. При этом необходимо каждые три месяца отчитываться перед контролирующими органами.

Но в любом случае, платить за капитальный ремонт в муниципальной квартире жильцы государственной квартиры не обязаны, если она не приватизирована. Если же приходят квитанции с соответствующей графой, то следует пойти в Управляющую компанию и решить подобное недоразумение по платежам. Также можно просто игнорировать и не платить – это никак не нарушит действующего законодательства.

>Вопрос в свете законодательства: если квартира не приватизирована, нужно ли платить за капремонт? Кто оплачивает ремонт муниципальных квартир?

Если квартира муниципальная, то кто платит за капремонт?

Так кто же оплачивает капитальный ремонт в муниципальной квартире? Тот, кто и является ее собственником — муниципалитет. Должен ли наниматель жилья платить за капитальный ремонт? Его это не касается (ст. 154 ЖК). В тот взнос, что требуется с обитателей государственных «квадратов», входит оплата:

  • за наем;
  • содержания и ремонта дома (речь идет о текущем ремонте);
  • ЖКХ (газ, водоотведение, горячая и холодная вода, вывоз мусора. Важно: вопреки устоявшемуся мнению некоторых не слишком грамотных граждан, в категорию жилищно-коммунальных услуг не входит капремонт! Это отдельный пункт, который может быть применим исключительно к хозяевам помещений. Правда, проблема в том, что на практике разница между текущим и капитальным ремонтом может оказаться чисто условной).

Должен ли арендатор платить за капитальный ремонт?

Должен ли платить за капремонт не собственник жилья? Нет, не должен. Человек, проживающий в квартире по коммерческому найму, обязан платить ту сумму, что указана в договоре и жилищно-коммунальные услуги.

Если приходят такие квитанции -их нужно отсылать хозяину квартиры. Если же вы занимаете площадь по договору соц.найма, квитанции за капремонт можно попросту игнорировать. Но лучше будет, если вы обратитесь в Управляющую компанию с просьбой разрешить недоразумение.

Из этого сделаем вывод: оплата капитального ремонта не собственниками жилья не ложится на их плечи.

Как рассчитывается плата?

Размер суммы, указанной в присылаемых по адресам квитанциях, может варьироваться. Сумма зависит от многих нюансов, главные из которых — это старость дома и наличие или отсутствие в нем лифта. Понятно, что ремонт зданий сталинских времен и возведение лифтовых сооружений в них обойдется гораздо дороже, чем девятиэтажек, построенных в конце предыдущего века.

Сами работы будут проводиться в очередном порядке. Какое ваше место в очереди, зависит от следующих факторов:

  • когда дом был сдан в эксплуатацию;
  • сколько средств уже собрано;
  • дата последнего капремонта.

Перечисляемый взнос не должен быть меньше установленного государством номинала (в Московской области это восемь рублей тридцать копеек), однако может быть увеличен по решению собрания собственников квартир. Расчет ведется в рублях по принципу: стоимость квадратного метра умноженная на общую площадь жилища.

Деньги могут перечисляться двумя способами: на выделенный спецсчет конкретного дома, либо же на счет регионального оператора.

Если собственниками выбран первый вариант, то с одной стороны это предпочтительнее (потому что движение денег полностью у них на виду), с другой — ответственность хозяева несут буквально за все.

А это и выбор банка, и владельца счета, и определение размеров и характера работ, приемка их, составление смет. То есть — достаточно много. И отчитываться надо будет ежеквартально. С решением , как будут перечисляться взносы, жильцам нужно определиться в течение двух месяцев после принятия региональной программы. Если они за это время так и не придут к консенсусу — по умолчанию будет считаться второй вариант, то есть — региональный оператор.

Должны ли платить за капремонт жильцы неприватизированных квартир? Иными словами, если вы не приватизировали помещение, то и платить за капремонт вы не должны. Если вы снимаете жилье, проинформируйте хозяина о квитанциях, а если жилец по социальному найму, свяжитесь с управляющей организацией.

Платить или нет сборы на капремонт

Нет, не может. Но есть отдельные категории жильцов, которые освобождены от уплаты таких взносов: жители муниципального жилищного фонда и собственники помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также в многоквартирных домах, в отношении которых принято решение органов государственной власти или органов местного самоуправления об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом доме (например, для строительства объектов транспортной инфраструктуры).

Однако законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и льготы по оплате взносов на капремонт для пожилых граждан. С 1 января 2016 года Жилищный кодекс дает регионам такое право — освобождать одиноких неработающих россиян в возрасте 80 лет и старше от уплаты взносов на капитальный ремонт и право предоставить скидку в 50% для одиноких неработающих граждан, достигших 70 лет. Так, например, это право уже реализовано на уровне Москвы и ряда других субъектов РФ.

Кроме того, ЖК устанавливается, что инвалидам I и II группы, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере не более 50% этого взноса.

Госдума решила отменить освобождение пенсионеров от платы за капремонт

До конца недели Госдума примет закон, который разрешит регионам компенсировать 100% взноса за капитальный ремонт одиноко проживающим пенсионерам старше 80 лет и 50% взноса — одиноко проживающим пенсионерам старше 70 лет. Льготы получат и некоторые категории инвалидов. Но сначала придется расплатиться с долгами по ЖКХ.

Законопроект внесла группа депутатов из «СР». Первоначально речь шла лишь о наделении субъектов РФ правом «освобождать от уплаты взносов на капремонт одиноко проживающих пенсионеров, достигших возраста 80 лет, и семей, состоящих только из совместно проживающих пенсионеров, из которых хотя бы один достиг возраста 80 лет». Документ приняла в первом чтении 4 декабря 2015 года — после того как его соавторами стали видные единороссы, получившие согласие правительства на распространение льгот и на другие категории граждан.

Ко второму чтению законопроект существенно видоизменился. Первая его часть по-прежнему говорит о праве, а не обязанности регионов своими законами облегчать бремя платы за капремонт пенсионерам старшего возраста. Но теперь обещается не освобождение от платы, а «компенсация расходов» собственникам жилья: если одиноко проживает пенсионер старше 80 лет — в 100%-ном размере, а если одиноко проживает пенсионер старше 70 лет — 50%-ном. Причем право на компенсацию получат лишь неработающие пенсионеры.

Семья из неработающих пенсионеров любого возраста тоже имеет шанс на льготу: если один из них, собственник помещения, старше 80 лет — в размере 100%, а если один из них, собственник, старше 70 лет — в размере 50%.

Компенсация будет рассчитываться исходя из минимального взноса за квадратный метр площади, установленного в данном субъекте РФ (в Москве — 15 руб.), и «размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения», используемого для расчета субсидий на оплату услуг ЖКХ. В Москве, к примеру, стандарт составляет 33 кв. м на одиноко проживающего. То есть если у одинокого пенсионера старше 80 лет площадь жилья свыше 33 кв. м, за «излишки» он заплатит по полной ставке.

Если у регионов есть право, но нет обязанности вводить компенсации, где гарантия, что они это сделают? Зам. главы Комитета по ЖКХ Павел Качкаев («ЕР») заверил «МК», что гарантией являются заложенные в бюджете 2016 года около 5 млрд рублей на обеспечение перечисленных в законе льгот.

Право на компенсацию не более 50% взноса, рассчитанную по тем же правилам, получат и инвалиды первой и второй групп, дети-инвалиды и родители детей-инвалидов. Эта льгота от воли региональных властей не зависит, хотя некоторые из них сами ввели ее, не дожидаясь «отмашки» сверху.

Если у одинокого пенсионера старше 80 лет площадь жилья свыше 33 кв. м, за «излишки» он заплатит по полной ставке

Чтобы получить субсидии на оплату ЖКХ, требуется приложить немало усилий на сбор разных справок, а мы ведь говорим об очень пожилых, одиноких и больных людях… Г-н Качкаев полагает, что для получения компенсации платы за капремонт дело ограничится одной-двумя справками — компенсация не зависит от уровня дохода, а данные об одиноко проживающих есть в ЕИРЦ, а о неработающих пенсионерах и их возрасте — в Пенс

ионном фонде.

На самом деле никто не знает, сколько документов придется собрать, чтобы получить право на компенсацию: регионы еще должны принять свои нормативные акты на сей счет. Так как закон должен вступить в силу с 1 января 2016 года, на это остается совсем немного времени.

И еще один важный момент: как и в случае с субсидией на оплату ЖКХ, «компенсация будет предоставляться лишь в том случае, если у получателя нет долгов по оплате ЖКХ», пояснил г-н Качкаев. Значит, тем пенсионерам, которые бойкотировали взнос на капремонт, придется все же заплатить за полгода и потом платить исправно.

По данным Комитета по ЖКХ, одиноко проживающих пенсионеров тех возрастов, которые получат право на компенсацию, в стране порядка 2,7 млн человек. А инвалидов из вышеперечисленных категорий — 8432 человека.

Новые правила оплаты капитального ремонта в многоквартирном доме

В настоящее время по самым скромным оценкам треть многоквартирных домов (МКД) в РФ изношены и нуждаются в капитальном ремонте.
Капитальный ремонт многоквартирного дома – проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

До вступления в силу Федерального закона РФ от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее Закон № 271-ФЗ) капитальный ремонт помогал проводить фонд реформирования ЖКХ. Теперь фонд будет спонсировать только переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. После вступления в силу Закона № 271-ФЗ за капитальный ремонт будут платить собственники жилплощади в многоквартирных домах. Платежи за капремонт являются обязательными. Размер ежемесячной платы в каждом регионе устанавливается отдельно и будет варьироваться от 5 до 7 рублей с квадратного метра.

К 2014 году органы местного самоуправления обязаны создать фонд капитального ремонта и назначить регионального оператора, который будет ремонтировать жилфонд и своевременно публиковать информацию о состоянии ремонтируемых домов в сети интернет.

На первый взгляд всё предельно ясно, более того, в некоторых регионах и до принятия указанного закона за капитальный ремонт жилых домов платили собственники, однако вокруг этого документа ходит множество домыслов и слухов о том, как будут собираться и расходоваться эти деньги. Далее рассмотрим плюсы и минусы Закона № 271-ФЗ, его новшества, и как это отразиться на кошельках рядовых граждан.

Новый закон, по сути, не привнес новую норму в гражданское право, так как в ГК РФ (ст. 210) и в ЖК РФ (п.1 ст. 158) четко прописано: ответственность за содержание жилья, находящегося в собственности, лежит на его собственниках. Другими словами, человек, купивший, приватизировавший или иным способом получивший право собственности на квартиру в многоквартирном доме, получает не только права, но и обязанности по содержанию жилья в надлежащем состоянии (ремонт крыши, фасада, фундамента и т.д.).

Закон № 271-ФЗ, признавая плату за капремонт обязательной для всех собственников, направлен на создание четкого механизма, который позволит проводить капремонт всего жилого фонда в плановом порядке.

По данным Росстата в конце 2011 года в РФ насчитывалось 20,5 млн квадратных метров аварийного жилья, а также почти 80 миллионов – «ветхого»

По данным Росстата в конце 2011 года в РФ насчитывалось 20,5 млн квадратных метров аварийного жилья, а также почти 80 миллионов – «ветхого». Удельный вес таких жилищ в общем объеме жилищного фонда составляет 3%. По неофициальным данным, еще примерно столько же фактически являются аварийными, но таковыми не признаны, т.к. у местных бюджетов просто нет средств на расселение жильцов из таких домов. Сумма, необходимая для приведения жилого фонда в надлежащее состояние, для бюджета неподъемная. Вполне целесообразно то, что собственники будут выполнять предусмотренную законом обязанность содержать свое имущество.

Но, учитывая неприятную закономерность, когда деньги исчезают, либо используются не по назначению, гражданам необходимы гарантии, что эти средства не разворуют и направят на цели, для которых осуществлялся их сбор. Закон № 271-ФЗ решает эту проблему следующим образом:

1-й вариант: до конца 2013 года регионы РФ должны создать фонд капитального ремонта и учредить государственное предприятие – регионального оператора. Региональный оператор будет проводить капитальные ремонты на средства, которые будут поступать в фонд по плану, в который будет включен каждый многоквартирный дом в субъекте РФ. Составлять такие списки будут органы местного самоуправления. Реестры будут находиться в общем доступе, и каждый гражданин сможет следить за продвижением очереди на ремонт. В каждом регионе для жильцов будет установлен свой размер платы, но при этом федеральный и региональный бюджеты будут софинансировать капремонты.

Данный вариант сбора средств фактически противоречит Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ. Как было отмечено выше, собственник несет бремя содержания своего имущества, но не чужого. По общему правилу чиновники разрешают использование собранных средств с одного дома на капитальный ремонт другого, согласно утвержденному графику. Остается только догадываться каким образом будет сформирована очередь, и кому выделят в первую очередь помощь, а чей дом отремонтируют через 10 лет;

2-й вариант: ТСЖ вправе открыть собственный специальный счет, на который собственники будут перечислять взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта. При этом средства с такого счета могут быть использованы только для капитального ремонта и ни для чего другого.

В случае если Управляющая компания своевольно повысит размер взноса на капитальный ремонт, собственники за защитой интересов могут обратиться в суд.

Судебная практика

Рассмотрим пример: Решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан.
Из материалов дела: Истец И.А.П. обратилась с исковым заявлением к ООО «Жилкомзаказчик», мотивируя свои требования следующим: Обслуживание дома, в котором она является собственником квартиры, осуществляется управляющей организацией ООО «Жилкомзаказчик» (УК).
Несмотря на то, что общим собранием собственников жилья решение о проведении капитального ремонта дома не принималось, размер взносов не устанавливался, от управляющей компании предложений о сроках проведения капитального ремонта не поступало, УК взимает плату за капитальный ремонт дома.

Истец неоднократно обращалась в управляющую компанию с просьбой прекратить начисление по данной статье, однако в нарушение требований ст. 44 и 158 Жилищного кодекса РФ и при отсутствии какого-либо иного решения собственников жилых помещений, расположенных в доме №, УК продолжила начислять и удерживать плату по статье «капитальный ремонт» для жителей указанного дома.

Истец просит признать действия УК по начислению платы за капитальный ремонт, незаконными и обязать УК прекратить начисление по данной статье и произвести истцу выплату наличными или перечислением на банковский счет излишне уплаченные суммы за капитальный ремонт.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковое заявление И.А.П. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям: принятие решения о ремонте общего имущества собственников жилья в многоквартирном доме отнесено статьей 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников жилья.

Как установлено судом, истцом заключен договор управления многоквартирным домом с УК, по условиям которого управляющая организация обязуется оказать комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся его помещениями лицам. Пунктом 4.9 Договора управления предусмотрено указание в выставляемом Управляющей организацией платежном документе в составе начисленной платы за жилое помещение платы за капитальный ремонт общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме при условии принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о проведении капитального ремонта общего имущества собственников в соответствии со ст. 44 и 158 ЖК РФ. Согласно пункту 4.18 Договора управления капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника на основании дополнительного соглашения к договору, подготовленного на основании решения общего собрания собственников помещений.

Ответчиком не представлено доказательств того, что собственниками помещений многоквартирного дома (адрес) принималось решение на общем собрании о сроках проведения капитального ремонта многоквартирного дома и об оплате расходов на проведение капитального ремонта. В нарушение условий пункта 4.18 Договора управления дополнительное соглашение к нему о проведении капитального ремонта не заключалось.

Произведенный ремонт кровли не дает основания для взыскания этих средств с собственников жилья путем ежемесячного сбора средств, поскольку доказательств утверждения на общем собрании собственников сметы и порядка оплаты этих работ не имеется. Тем самым ответчиком нарушены положения ч. 2 ст. 158 ЖК РФ, оснований для сбора с собственников жилых помещений в многоквартирном доме платы за капитальный ремонт у ответчика не имелось.

Протоколом общего собрания собственников дома подтверждено установление размера платы на содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. Однако из представленных истцом квитанций и представленной ответчиком выписки из лицевого счета следует, что наряду с начислением платы за содержание жилья истцу производилось начисление платы за капитальный ремонт отдельной строкой в размере N руб., что противоречит представленному ответчиком решению общего собрания.

При таких обстоятельствах следует признать обоснованными требования истца о незаконности установления ответчиком платы за капитальный ремонт истцу и перерасчете платы, которые следует удовлетворить в пределах заявленного истцами требования.

Вывод: второй вариант является предпочтительным. Прежде всего, капитальный ремонт не привязан к установленному чиновниками плану, следовательно, сделать его можно раньше, чем в порядке очереди. Кроме того, собственники сами устанавливают размер ежемесячных взносов (размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт не должен быть менее, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ). Ремонтные работы выполняют управляющая компания или любая другая организация по решению собственников. Банк перечислит деньги подрядчику только после того, как владельцем спецсчета будет представлен акт приемки работ, подписанный представителями собственников, органов местного самоуправления.

Важно: в соответствии со ст. 175 ЖК РФ, владельцем специального счета может быть ТСЖ, осуществляющее управление МКД и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу, и, в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.

Таким образом, если полномочия ТСЖ выходят за рамки ст. 175 ЖК РФ, то оно должно открывать счета у регионального оператора, либо дробиться на отдельные ТСЖ.

В случае если собственники многоквартирного дома до 2014 года не определятся, каким образом собирать средства на капитальный ремонт общего имущества, они «по умолчанию» попадают в региональный фонд. Так или иначе избежать капремонта не получится.

Более того, в соответствии со ст. 165 ЖК РФ, взнос на капремонт является обязательным платежом, и за просрочку платежа предусматривается пени 1/300 от ставки рефинансирования Центрального Банка. Решение собственников об отказе от уплаты будет являться незаконным. Деньги с неплательщиков могут взиматься и в судебном порядке.

Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД принимается на общем собрании собственников помещений. Собственники в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД по предложению лица, осуществляющего управление домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, регионального оператора, либо по собственной инициативе.
Возникает вопрос: Что делать если пришло время делать ремонт, а средств недостаточно?

Можно взять кредит в банке под поручительство регионального фонда.
Перейти в региональный фонд и затем платить ему, пока не будет погашена сумма, потраченная на капремонт.
Следует отметить, что ТСЖ, которое перечисляло денежные средства в региональный фонд, может выйти из него и открыть специальный счет. И если плановый ремонт в его доме еще не был произведен, денежные средства будут перечислены на спецсчет. Если ремонт уже произведен, но перечисленных средств не хватило, и фактически доплачивал региональный фонд, то ТСЖ должно сначала погасить долг, и только потом открывать спецсчет.

Итак, собственники жилых помещений обязаны нести расходы на капитальный ремонт. Как быть нанимателям муниципальных квартир? В муниципальных квартирах собственник – муниципалитет. Значит, и платить должен муниципалитет. Люди, которые живут в муниципальных квартирах, от уплаты взноса на капитальный ремонт освобождаются.

Такой позиции придерживается и Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 11 сентября 2013 г. № 17АП-9691/2013-ГК).
Из материалов дела: ООО «Единый РКЦ» г. Ижевск обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к муниципальному образованию «город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «город Ижевск» о взыскании 634 635 руб. 34 коп. долга за услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, где администрация является собственником некоторых квартир; 50 000 руб., 00 коп. в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики с муниципального образования за счет казны муниципального образования в пользу ООО взыскано 470 404 руб. 97 коп. долга, а также 62 408 руб. 10 коп. в возмещение судебных расходов.

Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Считает недоказанным факт принадлежности ответчику квартир в спорных домах. Указывает на отсутствие решения собрания собственников помещений в спорных домах о производстве капитального ремонта. Указывает на отсутствие заключенного договора управления между ООО «Ижкамсервис» и Администрацией г. Ижевска как собственника муниципального жилого помещения, в связи с чем требование о взыскании задолженности не могло перейти к истцу в рамках ст. 384 ГК РФ. Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В ч. 1 ст. 36 ЖК РФ содержится перечень имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.

Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Следовательно, являясь собственником помещений в многоквартирных жилых домах, муниципальное образование обязано нести бремя содержания принадлежащего ему имущества путем внесения платы за капитальный ремонт общего имущества домов.

Апелляционным судом не принимается во внимание довод апеллянта об отсутствии заключенного договора управления ООО «Ижкамсервис» и Администрацией г. Ижевска.

В соответствии с п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение о выборе управляющей организации в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным.
Необходимость капитального ремонта спорных домов подтверждается актами обследования домов и техническими паспортами на указанные дома. Кроме того, представленными в материалы дела протоколами общих собраний собственников многоквартирных домов подтверждена необходимость взимания платы на проведение капитального ремонта.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. № 1077 утверждены федеральные стандарты стоимости капитального ремонта помещений, которые для Удмуртской Республики на 2012 – 2014 гг. составили 5 руб. 50 коп. на кв. м площади в месяц.

Согласно расчету истца, за общий период времени с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г. стоимость капитального ремонта составила 470 404 руб. 97 коп. Указанный расчет судом проверен и признан обоснованным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *