Крупная сделка муниципального унитарного предприятия

В чем особенности крупных сделок предприятий
Ведут ли предприятия «обычную деятельность»
Чем рискует контрагент унитарного предприятия Заключение договора с унитарным предприятием может стать для юриста компании настоящим испытанием. Проверка юридической чистоты такого договора требует погружения в специальное законодательство. Так, для унитарных предприятий нет понятия «обычной» сделки. Любая их сделка может быть признана крупной.

Понятие и процедура одобрения крупной сделки унитарного предприятия в корне отличаются от аналогичных институтов, которые закреплены в законодательстве о хозяйственных обществах. В этой статье представлен анализ возможных подводных камней, с которыми может столкнуться компания при заключении контракта с унитарным предприятием. У судов нет однозначного понимания крупной сделки

📌 Реклама Отключить

Государственные или муниципальные предприятия распоряжаются движимым имуществом самостоятельно, а недвижимым – только с согласия собственника. А федеральные казенные предприятия могут распоряжаться и движимым, и недвижимым имуществом только с согласия собственника (ст. 18, 19 Федерального закона от 14.11.02 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – закон об унитарных предприятиях)). Более того, устав предприятия может содержать указание на иные виды сделок, совершение которых возможно только с согласия собственника. Как правило, контрагенты прекрасно знают об этих особенностях. Так что если речь идет о рядовой сделке, то особых проблем, как правило, не возникает. Совсем другая ситуация с крупными сделками. Закон об унитарных предприятиях практически не раскрывает процедуры их одобрения, а признаки крупной сделки неоднозначно понимаются судебными инстанциями.

📌 Реклама Отключить

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ

Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом МРОТ (ст. 23 закона об унитарных предприятиях). Для определения размера крупной сделки установлено два критерия: относительный (сумма сделки превышает 10 процентов уставного фонда) и абсолютный (сумма сделки превышает 5 млн рублей). Сделка является крупной, если стоимость приобретаемого или отчуждаемого имущества соответствует хотя бы одному критерию. Как правило, сделки признаются крупными на основании относительного критерия (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.02.08 № Ф03-А59/08-1/305).

📌 Реклама Отключить

Крупная сделка возможна в процессе обычной хозяйственной деятельности

Сделки, которые совершают акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью в ходе обычной хозяйственной деятельности, по определению крупными не являются (ст. 78 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 46 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В судебной практике ранее встречались попытки применить по аналогии эту норму и к крупным сделкам унитарных предприятий (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.12.06 № А05-6879/2006-32). Однако в настоящий момент судебная практика пришла к другому подходу: к сделкам унитарных предприятий понятие обычной хозяйственной деятельности неприменимо. Как отметил Высший арбитражный суд в своем определении от 06.04.07 № 3974/07: «Режим совершения унитарным предприятием крупных сделок распространяется на любые сделки, отвечающие формальным критериям, установленным в пункте 1 статьи 23, даже если сделки совершены в процессе обычной хозяйственной деятельности.

📌 Реклама Отключить

Данное обстоятельство продиктовано волей законодателя усилить контрольные полномочия собственника за деятельностью унитарных предприятий». Эта позиция нашла свое отражение, в частности, в постановлениях федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 14.11.07 № А42-1590/2007, Уральского округа от 06.08.08 № Ф09-5500/08-С4.

СОВЕТ В ТЕМУ: Заключая сделку с унитарным предприятием, необходимо установить его собственника

Как ни странно, это может оказаться довольно сложной задачей. Практика показывает, что ошибки при установлении собственника допускают даже суды (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.07 № А56-7418/2007). Принадлежность предприятия определяется в актах соответствующих органов власти, актах приема-передачи имущества и, конечно, в уставе предприятия.

📌 Реклама Отключить

Почти каждая сделка попадает в зону риска

Крупные сделки унитарных предприятий имеют и другие особенности. Статья 128 Гражданского кодекса к объектам гражданских прав относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги; интеллектуальную собственность; нематериальные блага. Теперь представим, что договором, который заключает предприятие, не предусмотрено отчуждение или приобретение какого-либо недвижимого имущества, а предметом договора является, например, оказание предприятием услуг на сумму, превышающую 10 процентов его уставного фонда. Возникает вопрос: нужно ли на заключение такого договора получить согласие собственника? Арбитражная практика отвечает на него утвердительно (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.11.07 № А42-1590/2007). >Спорным является и вопрос об отнесении к разряду крупных такой сделки, которая предусматривает получение или выплату предприятием денежных средств. Ответ на этот вопрос зависит от того, можно ли считать, что имущество, о котором говорится в статье 23 закона об унитарных предприятиях, включает в себя и денежные средства.

📌 Реклама Отключить

Так, Высший арбитражный суд рассмотрел иск компании к предприятию, которое в качестве подрядчика заключило договор о выполнении работ и соответственно приняло на себя обязательства по их оплате. Судьи решили, что «договор не предусматривал отчуждение ответчиком своего имущества». Не предусматривал он и приобретение имущества предприятием. В связи с этим оснований для применения статьи 23 закона об унитарных предприятиях не имеется (определение от 31.07.08 № 10088/08). Но по этому вопросу существует и прямо противоположная позиция. Федеральный арбитражный суд Уральского округа отметил, что, согласно статье 128 Гражданского кодекса, деньги (денежные средства) являются имуществом. Поэтому договор, по которому предприятие обязуется перечислить контрагенту денежную сумму, может подпадать под понятие крупной сделки (постановление от 06.08.08 № Ф09-5500/08-С4). В связи с отсутствием у судов единой позиции компаниям-контрагентам в таких спорных случаях лучше просить предоставить согласие собственника на сделку.

📌 Реклама Отключить

Бесполезно ссылаться на то, что уставный фонд не достигал законного минимума

Согласно ныне действующему законодательству, размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5 тыс. МРОТ, установленных на дату госрегистрации предприятия, то есть не менее 500 000 рублей. Однако в настоящий момент у некоторых унитарных предприятий размер уставного фонда не достигает даже 100 тыс. рублей. Получается, что любая сделка такого предприятия на сумму более 10 тыс. рублей является крупной и требует согласия собственника имущества (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.01.08 № А52-770/2007).

В судебной практике встречаются случаи, когда контрагент предприятия, отстаивая действительность сделки, ссылается на то, что уставный фонд предприятия не был увеличен до размеров, установленных статьей 12 закона об унитарных предприятиях. В связи с этим якобы невозможно определить критерий отнесения сделки к разряду крупных. Однако судами кассационной инстанции такие ссылки, как правило, отклоняются (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.04.07 № Ф09-2324/07-С4).

📌 Реклама Отключить

ВОПРОС В ТЕМУ: Может ли мировое соглашение, заключенное в суде, рассматриваться как крупная сделка?
В результате подписания мирового соглашения предприятие может произвести отчуждение или приобрести имущество. Поэтому его заключение предприятие обязано предварительно согласовать с собственником имущества (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского округа от 24.10.07 № Ф08-6948/2007 и от 14.05.08 № Ф08-346/2008, Поволжского округа от 24.01.08 № А57-11141/05-4).

Несоблюдение требования об одобрении крупной сделки делает ее ничтожной

В отличие от законов о хозяйственных обществах закон об унитарных предприятиях ничего не говорит о возможности признания недействительной крупной сделки, совершенной без согласия собственника. Не определен и круг лиц, имеющих право обращаться с соответствующим иском в суд. Получается, поскольку сделка, не соответствующая закону, ничтожна, если закон не устанавливает ее оспоримости (ст. 168 ГК РФ), крупная сделка предприятия, не согласованная с собственником, является ничтожной (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.05.07 № КГ-А41/3372-07-1,2, от 18.10.07 № КГ-А40/10683-07). В силу своей ничтожности крупная сделка, совершенная предприятием без согласия собственника, не может быть одобрена им после ее совершения. В этом еще одно отличие крупных сделок, заключаемых предприятиями от аналогичного института в законодательстве об АО и ООО.

Нужно ли получать согласие собственника имущества унитарному предприятию, если размер оплаты за оказанные им услуги превысит 10 млн. рублей? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Руслан Габбасов и Аркадий Серков.

Казенное предприятие собирается перезаключить договор с соседним предприятием по предоставлению ему услуги по очистке сточных вод. Сумма договора составляет более 10 млн. руб. Нужно ли казенному предприятию получать согласие собственника имущества предприятия для совершения указанной сделки?

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Следует учитывать, что деньги отнесены гражданским законодательством к имуществу (ст. 128 ГК РФ) и, следовательно, получение предприятием оплаты за услуги также является приобретением имущества.

Безусловно, можно сказать, что деньги являются особым видом имущества, выступающего и в роли собственно меры оценки самого обязательства, и в роли средства платежа, то есть практически любой возмездный договор связан с их приобретением или отчуждением. В связи с эти возникают вопросы к формулировке рассматриваемой нормы, которая говорит не о любых возмездных сделках, а описывает некую отдельную категорию.

Тем не менее большая часть судебной практики исходит из того, что договор, по которому происходит приобретение денежных средств в качестве оплаты, также подпадает под описание крупной сделки, данное в п. 1 ст. 23 Закона N 161-ФЗ. Соответственно, к таким сделкам могут относиться и договоры возмездного оказания услуг, в которых унитарное предприятие выступает исполнителем (смотрите постановление ФАС Уральского округа от 13.11.2008 N Ф09-8328/08-С5, а также решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2012 по делу N А40-13534/12-148-124, оставленное без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 N 09АП-14132/12, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2010 N 09АП-11992/2010, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.11.2012 N Ф02-4541/12, постановление ФАС Поволжского округа от 13.12.2012 N Ф06-9526/12, постановление ФАС Уральского округа от 28.10.2011 N Ф09-6735/11).

Для целей гражданского законодательства величина МРОТ признается равной 100 рублям (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). Соответственно, для унитарного предприятия крупной является сделка, связанная с приобретением имущества стоимостью более 5 миллионов рублей.

Таким образом, с учетом сказанного выше, договор, по которому унитарное предприятие должно получить оплату в размере 10 миллионов рублей, является для него крупной сделкой, и для ее совершения требуется согласие собственника имущества предприятия (п. 3 ст. 23 Закона N 161-ФЗ).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

В статье раскрывается понятие крупной сделки для таких коммерческих и некоммерческих организаций, как хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Автор ответит на вопросы, связанные с требованием о предоставлении в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

Требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе решения (копии решения) об одобрении или о совершении крупной сделки было включено в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ) Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу 1 марта 2009 г.

📌 Реклама Отключить

Представление решения об одобрении или о совершении крупной сделки необходимо в случае, если требование о его наличии установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах является крупной сделкой.

Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. Закон № 94-ФЗ был дополнен гл. 3.1. “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме”.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, определяющей порядок прохождения аккредитации на электронной торговой площадке (далее – ЭТП), участник размещения заказа должен предоставить оператору ЭТП решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.

📌 Реклама Отключить

Определение крупной сделки

Существуют различные подходы к определению понятия “крупная сделка” в зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц.

Крупная сделка для хозяйственных обществ

Для ООО, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон № 14-ФЗ), крупными считаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможным отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25% от стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении вышеуказанной сделки, если уставом общества не предусмотрен более высокий порог для крупной сделки. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, крупная сделка для ООО:
• связана с приобретением, отчуждением, возможным отчуждением имущества общества;
• может быть прямой, либо цепью взаимосвязанных сделок;
• уставом общества может быть изменен и (или) дополнен порядок и перечень крупных сделок.

Определение крупной сделки для АО дано в ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Закон № 208-ФЗ). Крупной сделкой в случае с акционерными обществами считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Такими сделками могут являться, в частности, заем, кредит, залог, поручительство.

При этом балансовая стоимость определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества или связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, а также с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом АО могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые им сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, различие в определении крупных сделок для АО и ООО состоит в следующем: в первом случае крупной считается сделка, составляющая 25% от стоимости активов, а во втором – 25% от стоимости имущества.

Крупная сделка для унитарных предприятий

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее – Закон № 161-ФЗ) для государственных и муниципальных унитарных предприятий крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения таким предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более, чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. При этом стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого указанным предприятием имущества – на основании цены предложения такого имущества.

📌 Реклама Отключить

Крупная сделка для государственных и муниципальных учреждений

Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон № 7-ФЗ). Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

📌 Реклама Отключить

Для автономного учреждения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности

📌 Реклама Отключить

При рассмотрении понятия “крупная сделка” для юридических лиц различных организационно-правовых форм становится ясным, что под него подпадают не все сделки, совершаемые организациями и имеющие признаки крупных. В частности, к крупным не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Действующее законодательство не устанавливает четких критериев того, что является текущей хозяйственной деятельности юридического лица. В связи с этим обратимся к практике арбитражных судов.
Исходя из постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах», а также информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001. № 62 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность” (далее – информационное письмо № 62), к сделкам, совершенным в процессе обычной хозяйственной деятельности относятся:

📌 Реклама Отключить

• сделки по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
• сделки по реализации готовой продукции;
• сделки по получению кредитов для оплаты текущих операций.

Также одним из критериев отнесения деятельности к “обычной хозяйственной” может являться упоминание данного вида деятельности в уставе юридического лица в качестве предмета его деятельности. Несмотря на возможные теоретические претензии к принципу “обычная деятельность = уставная деятельность”, связанные с неограниченной правоспособностью обществ, этот подход находит отражение в судебной практике (п. 5 информационного письма № 62).

При отнесении хозяйственных сделок к категории крупных арбитражные суды исходят, в первую очередь, из анализа видов хозяйственной деятельности, осуществляемой обществами. И, если сделка заключена в целях обеспечения выполнения определенного вида хозяйственной деятельности или прямо обусловлена данным видом хозяйственной деятельности, то она будет признана сделкой, заключенной в процессе обычной хозяйственной деятельности. Это подтверждается и судебной практикой.1

📌 Реклама Отключить

ФАС России в своей практике руководствуется данными положениями, указывая в соответствующих решениях на незаконность действий государственных заказчиков по отклонению заявок участников размещения заказа в связи с непредставлением последними решений об одобрении крупных сделок в тех случаях, когда речь идет о сделках, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности участника размещения заказа.2

Порядок одобрения крупной сделки для хозяйственных обществ

Согласно ст. 46 Закона № 14-ФЗ, решение о совершении ООО крупных сделок принимается общим собранием его участников. При сумме сделки, составляющей от 25% до 50% стоимости имущества общества, такое решение принимается советом директоров (наблюдательным советом) в случае, если в обществе образован совет директоров (наблюдательный совет) и принятие указанного решения отнесено уставом ООО к его компетенции.

📌 Реклама Отключить

В постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2006 № КГ-А41/9019-06 по делу № А-41-К-1-2943/06 указано, что решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества в соответствии с п. 3 ст. 46 Закона № 14-ФЗ.

Крупная сделка, одобренная общим собранием участников общества с нарушением законодательства, может быть оспорена и в судебном порядке признана недействительной.

Если в ООО только один участник, то одобрение сделки может быть произведено им в простой письменной форме, без оформления протокола общего собрания участников.

Одобрение крупных сделок в АО может входить как в компетенцию совета директоров, так и общего собрания акционеров.

Совет директоров АО одобряет крупную сделку в том случае, если ее предметом является имущество, стоимость которого составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества. При этом сделка должна быть одобрена единогласно, всем составом совета директоров (п. 2 ст. 79 Закона № 208-ФЗ). Каждый член совета директоров должен проголосовать лично, не передавая своих полномочий по доверенности.

📌 Реклама Отключить

В случае отсутствия кого-либо из членов совета директоров, не предоставившего письменное подтверждение одобрения крупной сделки, заседание по ее одобрению должно быть перенесено на другую дату. При несоблюдении указанного правила решение об одобрении крупной сделки будет считаться нелегитимным.

Если предметом сделки является имущество, стоимость которого превышает 50% от балансовой стоимости активов АО, то она, согласно п. 3 ст. 79 Закона № 208-ФЗ, подлежит одобрению общим собранием акционеров. При этом крупную сделку должны одобрить акционеры, владеющие голосующими акциями (владельцы привилегированных акций в голосовании не участвуют). Крупная сделка будет считаться одобренной, если за нее будет отдано 3/4 голосов акционеров, владеющих обыкновенными акциями (квалифицированное большинство). Если порядок одобрения крупной сделки был нарушен, то в соответствии с п. 6 ст. 79 Закона № 208-ФЗ она будет признана недействительной.

📌 Реклама Отключить

Сделка может быть признана недействительной как по иску акционера, так и по иску общества. В случае, если в АО имеется только один акционер, который владеет 100% акций, то для одобрения сделки генеральному директору общества необходимо получить его письменное согласие.

Именно такой позиции придерживается президиум ВАС РФ, который в информационном письме № 62 указал, что в обществах, состоящих из одного акционера, письменное согласие (одобрение) им крупной сделки равноценно решению общего собрания акционеров. Если в обществе имеется два акционера, владеющие акциями в равных долях (по 50% каждый), то необходимо решение общего собрания, т. к. в этом случае квалифицированным большинством будет считаться полный состав акционеров.

Порядок одобрения крупной сделки для унитарных предприятий

Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, от имени которых права собственника такого имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Собственником имущества муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование, от имени которого права собственника указанного имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
ВАС РФ в определении от 16.04.2009 № ВАС-3929/09 по делу № А63-3891/08-С3-15 указал, что в случае, если договор, заключенный в рамках обычной хозяйственной деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия, не получил согласия собственника имущества, он будет являться несостоятельным, т. к. ст. 23 Закона № 161-ФЗ императивно устанавливает обязательность получения согласия собственника для заключения всех сделок, сумма которых превышает установленные законом пределы. Указанное положение связано с тем, что движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом. Таким образом, практически любая сделка, заключаемая таким предприятием, будет отнесена к обычной общехозяйственной деятельности.

📌 Реклама Отключить

Отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия на совершение сделок, требующих такого согласия, а также совершение таким предприятием сделок, выходящих за рамки его специальной правоспособности (даже при условии одобрения сделки собственником имущества предприятия) может стать причиной признания указанных сделок недействительными.

Порядок одобрения крупной сделки для государственных и муниципальных учреждений

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя такого учреждения. Функции и полномочия учредителей в отношении государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

📌 Реклама Отключить

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 “О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения” федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 г. было поручено разработать и утвердить порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок можно рассмотреть на примере учреждений, подведомственных Минфину России. В соответствии с приказом Минфина России от 29.09.2010 г. № 111н “Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок”, бюджетное учреждение, намеревающееся выступить в качестве одной из сторон в сделке, признаваемой крупной, с целью принятия решения о предварительном согласовании должно представить в Комиссию по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России, следующие документы:

📌 Реклама Отключить

• обращение руководителя бюджетного учреждения о предварительном согласовании заключения крупной сделки с указанием предмета такой сделки, контрагентов, сроков, цены и ее иных существенных условий, содержащее финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (к обращению прилагается опись направляемых документов);
• копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения;
• проект соответствующего договора, содержащий условия крупной сделки;
• подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее, чем за 3 месяца до представления такого отчета;
• сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат ее возникновения с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).

📌 Реклама Отключить

Решение о предварительном согласовании крупной сделки либо о мотивированном отказе в таком согласовании принимается указанной Комиссией в течение 30 календарных дней с даты поступления вышеперечисленных документов и оформляется приказом Минфина России.
Автономное учреждение вправе совершить крупную сделку с предварительного одобрения наблюдательного совета такого учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления указанного предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом такого учреждения не предусмотрен более короткий срок. Наблюдательный совет создается в составе не менее, чем 5 и не более, чем 11 членов.

В состав наблюдательного совета входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, а также представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

📌 Реклама Отключить

Решения по вопросу одобрении крупной сделки принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки.

Крупная сделка: за и против

В заключение вернемся к требованиям, установленным Законом № 94-ФЗ в части предоставления участниками размещения заказа решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.

Чтобы определить, является ли сделка крупной для участника размещения заказа, нужно иметь в распоряжении следующие документы и сведения:

📌 Реклама Отключить

• учредительные документы юридического лица;
• сведения о стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
• сведения о балансовой стоимости активов общества или учреждения, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
• сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия;

Из вышеперечисленных документов в силу требований Закона № 94-ФЗ участники размещения заказа обязаны предоставить только копии учредительных документов.

Более того, не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления иных документов и сведений, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 25, п. 3 ст. 35, п. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ. Закон не обязывает участника размещения заказа документально подтверждать, будет ли являться сделка на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта крупной.

📌 Реклама Отключить

Решить указанную проблему позволяет установленный ст. 41.3. Закона № 94-ФЗ порядок прохождения участниками размещения заказа аккредитации на электронной площадке. В силу п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для получения аккредитации на ЭТП участник размещения заказа предоставляет в составе документов и сведений решение об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. После прохождения участником размещения заказа аккредитации на электронной торговой площадке оператор ЭТП вносит указанные документы и сведения (в т. ч. вышеуказанное решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме по одной такой сделке) в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, решение вопроса о предоставлении сведений о крупной сделке участником открытого аукциона в электронной форме заключается в обязанности участника размещения заказа указать максимальную сумму сделки, превышение которой повлечет для него обязанность предоставить решение об одобрении или о совершении крупной сделки (копию такого решения).

В иных случаях заказчику стоит исходить из того, что, если участник размещения заказа не представил в составе заявки решение о совершении крупной сделки, то подразумевается, что сделка, заключаемая им по итогам размещения заказа, для такого участника не является крупной. Таким образом, Закон № 94-ФЗ предлагает исходить из общего принципа гражданского законодательства, закрепленного в п. 3 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, согласно которому участники гражданского оборота осуществляют свои права, действуя разумно и добросовестно.

📌 Реклама Отключить

Вместе с тем, поскольку само по себе требование о предоставлении решения об одобрении крупной сделки установлено Законом № 94-ФЗ, то заказчик вправе рекомендовать участникам размещения заказа включать в состав заявки на участие в торгах решение либо иной документ, подтверждающий, что совершаемые сделки не являются для них крупными.

2. См., например, решение Челябинского УФАС России по Челябинской области от 27.04.2009 № 135-ж/2009 о неправомерных действиях аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги М-51 “Байкал” – от Челябинска через Курган, ОМСК, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, решение Алтайского краевого УФАС России от 22.05.2009 по делу № 83/09 в отношении государственного заказчика – ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю при проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для принтеров.

📌 Реклама Отключить

3.См., например, постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.2005 № А72-9071/04-24/481.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *