Кровная месть на Руси

Кровная месть как часть Правды Русской

Расскажу вам сегодня о Правде Русской. Книга: ]]>Правда руская или Законы великих князей Ярослава Владимировича и Владимира Всеволодовича Мономаха : С приложением древняго оных наречий и слога на употребительные ныне, и с объяснением слов и названий из употребления вышедших / Изданы любителями отечественной истории. — : Моск. Синод. тип., 1799]]>.

Да да, самый первый и самый основной закон Правды Русской это обычай кровной мести. Ну или заплатить деньгами.

]]>Изгой это жителей области Изгой на Псковской земле]]>. Ну а русский тогда наверно житель ]]>Старой Руссы]]>.

А Правда была только через расправу.

Дальше в комментариях расшифровывается, почему слово «муж» переводили как боярин.И какие сословия были на Древней Руси.

Собственно так и должно быть. Князь это не титул а лишь наемный управляющий, выбираемые и призываемый на Совете Всей Земли мужами и людинами.

А это еще одно разъяснение насчет мести.

Т.е. не только мужи-бояре имели право на кровную месть но и все остальные граждане свободного общества древней Руси. Земские начальники или Земство это местное самоуправление.Причем тут особо подчеркивается, что это был не чисто русский обычай но и общеевропейский.

Изначально было одинакоевое наказание за убийство мужа и людина, Но потом, как это всегда у людей бывает, одни из равных стали более равнее других. Что с человеком не делай а он упорно ползет на кладбище, Ваганьковское. И опять это общеевропейская практика. Не мы такие, Европа такая.

Первоначально все таки была смертная казнь. Но потом на нее наложили мораторий.

Коллекторы и судебные приставы были всегда. Кстати тогда получается, что убийцей на Руси звали палача или просто работника сферы исполнения наказания.

Вот поэтому и был обычай кровной мести, что бы богатый человек не ушел от правосудия и не откупился.

А это уже круговая порука. Ну а как еще искать убийцу, если его будут покрывать односельчане ?Опять же им будет стимул вспомнить, всех, кого они видели около места поединка.

На самом деле в таких законах нет ничего необычного или из ряда вон выходящего. Ну не было у людей тогда достаточно денег, что бы содержать полицию, суды и систему исполнения наказания.В Европе вообще феодал был и то и другое и третье.Но это уже был своеобразный шаг вперед, перед старинным обычаем кровной мести и откупа за убийство. Отголоски всего этого сохранились в иудейской вере. И , в том числе, поэтому в мире так не любили иудеев. Ну а вы пылаете нежной страстью к кавказцам или носителям другого, архаичного менталитета? Вот и наши предки нет.

Ну и конечно все вы слышали про горские обычаи кровной мести. Просто люди задержались ментально на первобытно- общинном строе.Из коего мы их потихоньку вытаскиваем.Зато можно , на примере их, понять какие обычаи были у наших предков. Все народы проходят такие периоды в своем развитии. Кто то быстрее, кто то дольше. Развитие производственных сил позволяет иметь и полицию и суды и тюрьмы.А с этим и изменяется менталитет. Бытие определяет сознание.

Я вот еще о чем хотел упомянуть. У тех же евреев или горцев нет князей и дворянства в принципе. Кадыров, на самом деле, первый чеченский князь.Все остальные перед ним были просто полевыми командирами, которых призывали как у нас князей. Поэтому на Древней Руси словом «муж» называли практически всех.Это уже в 18 веке, когда печатали эту книгу, слово это начали переводить как боярин. А изначально это был просто любой мужчина. Т.е. все были равны между собой. И князья тоже.]]> Боярин, кстати, это был просто дружинник князя, изначально]]>. И это уже потом, воины переродились в дворян и стали за это получать привилегии и поместья.Именно за воинскую службу а не за какой то там титул и звание.

В общем изначально у нас на Руси была демократия.О чем и свидетельствует Правда Русская.

Фильм Месть и закон

Фильм, признанный лучшей картиной за всю историю Болливуда. Абсолютный хит, который породил не одно поколение любителей индийского кино. Этот фильм видел, пожалуй, каждый мальчишка огромного Советского Союза. Именно эта лента открыла нашему зрителю Амитабха Баччана. Боевик «Месть и закон» снят по мотивам известного вестерна «Великолепная семерка», но приправлен доброй порцией индийских специй. Здесь и погони на конях, и драматический танец прекрасной девушки на осколках стекла, и отчаяние, и торжество справедливости. Инспектор Тхакур случайным образом завел очень крепкую дружбу с двумя ворами. Когда-то он арестовал их, но по дороге в тюрьму всем им пришлось объединиться, чтобы противостоять бандитам, которые хотели захватить пассажирский поезд. И даже несмотря на то, что Тхакур был ранен, и арестованные могли сбежать, они не подвели своего нового товарища и предпочли оказаться в тюрьме, а не бросить полицейского на произвол судьбы. Теперь Тхакур снова разыскивает своих друзей. Беспощадный разбойник Габар убил всех его родственников и продолжает терроризировать его родной поселок. Тхакур не может перенести своей потери и решает мстить обидчику. Как свершится справедливость, вы можете смотреть онлайн в фильме «Месть и закон».

LiveInternetLiveInternet

Практически всегда месть рассматривалась и как нравственный долг, и как религиозная обязанность. А. В. Малиновский, например, приходит к такому выводу, полагая, что в древности и право, и нравственность, и религия не обособляются. «Верования религиозные, общественные нравы и обычаи, — пишет И. Я. Фойницкий, — руководят рукой мстителя. Существенные интересы общежития заставляют его в известных, сперва важнейших преступлениях требовать мести от потерпевшего. Кто не мстит за тяжкую обиду, ему или членам его семьи причиненную, тот признается позорным, оскорбляющим божество и нарушающим свой долг по отношению к обществу» . И, наоборот, исполнение мести является славным и доблестным подвигом

.
«Принадлежность к роду (фамилии) налагает на отдельное лицо известные обязательства и наделяет его в то же время известными правами. Правонарушения, направленные против того или другого из однофамильцев, считаются обидою для всей фамилии и являются поводом к осуществлению кровной мести любым из его членов» .
На чем же основывалась религиозность обязанности мщения, чем определялась ее святость и нравственность? На этот вопрос пытается дать ответ профессор Гейдельберсгкого университета К. Ю. Миттермайер, который считает, что в уголовном праве древних народов (в том числе и германских) наряду с представлением о возмездии и верованиями в необходимость устрашения, существовало устойчивое представление о некоем негодующем божестве, и необходимости примирения с ним посредством наказания виновного лица. Первобытные люди рассматривали свои субъективные побуждения как требования представителей высших сил, месть являлась у них именно святой обязанностью, не отомстить означало оскорбить тень умершего
В каких же случаях применялась кровная месть у славян? Согласно исследованиям И. А. Малиновского — в случае убийств, осквернения брачного ложа, похищения женщины, оскорбления женщины, а также в случаях совершения кражи, прелюбодеяния, поругания христианских ценностей, обмана, колдовства.
Возникает еще ряд вопросов: в каком объеме осуществлялась кровная месть; кем и по отношению к кому; как мстили; почему именно кровная месть, как один из обычаев, оказывается столь живучей? Месть осуществлялась не только по отношению к лицу, непосредственно осуществившему преступление в отношении кого-либо, но и по отношению к его близким (кровным) родственникам. А. Ф. Кистяковский указывает, что древних славян, так же как и других народов, кровная месть распространяется на всех близких родственников виновного лица. «Месть поражала, — пишет Г. Е. Колоколов, — не только готового к восприятию ее человека, причинившего вред, но и других членов его семьи или рода» . Более того, по мнению С. К. Викторского, мстителями являлись не только сами обиженные и их родственники без ограничения степеней родства, но и просто находившиеся с обиженным в более или менее близких отношениях. А мстили как самому обидчику, так и всем, находившимся с ним не только в родстве, но и каком-нибудь ином отношении. Согласно исследованиям М. О. Косвена, в основе данной ситуации лежала, с одной стороны, невозможность идентификации виновных лиц в силу отсутствия ярких персонифицирующих свойств. При враждебных актах, направленных на членов какой-либо группы, обиженная сторона просто не могла знать персонально посягателя. Вызывалось это почти полным отсутствием позитивных контактов между группами, разделенными территориально. С другой стороны, в силу иной, не менее важной и глубокой черты примитивной психики, представляющей собой инстинкт самозащиты, развивающийся, в свою очередь, в инстинкт солидарности, всякое нападение извне воспринимается как обида, причиненная всей группе .
По мнению все того же И. А. Малиновского, месть являлась ответной реакцией не только на убийства, но и на другие более или менее значительные преступления, совершенные в отношении мстящего. А вот ответом на все эти разнообразные по характеру преступления, как правило, было причинение смерти, хотя не только. «Кровавая месть, — пишет ученый, — не ограничивается только лишением жизни виновного или близких ему людей. Мститель уничтожает или захватывает имущество обидчика, обращает в рабство близких ему людей» . К этому списку С. К. Викторский и М. О. Косвен прибавляют еще надругание над трупом и разорение дома (очевидно, наряду с захватом имущества имеется ввиду также уничтожение и повреждение имущества как движимого, так и недвижимого), уничтожение посевов . При этом необходимо учитывать, что за убийство раба не позволялось мстить даже близким родственникам . Женщины, преимущественно, к осуществлению непосредственно актов мести также не допускались, но являлись самыми ярыми подстрекателями к мести . Отказ мужчины от мести позволял женщине осуществить по отношению к нему своеобразный бойкот, выражавшийся в отказе от предоставления пищи, заботы, брачного ложа .
Что же касается вопроса о том, как мстили, что из себя представляла та совокупность приемов и способов, которыми осуществлялась месть, то по этому поводу вряд ли можно сказать удачнее И. А. Малиновского, одного из самых серьезнейших исследователей этого обычая. «Не законодатель придумал различные формы простой и квалифицированной смертной казни. Законодатель лишь санкционировал законом то, что допускалось и раньше обычаем. Сам народ, творец обычая, побуждаемый чувством злобной ненависти, придумал разнообразные жестокие формы убийств в отмщение» . Поддерживает эту точку зрения И. А. Малиновского А. Ф. Кистяковский, полагающий, что сама «изысканность казней» являлась продуктом периода мести и была только лишь усвоена государственной властью . Эффект цепной реакции кровной мести приводил к тому, что она передавалась из поколения в поколение по наследству .
О том, какое место занимала кровная месть в повседневной жизни восточных славян, нам также сообщают летописи. Случаев, которые можно рассматривать как применение кровной мести (а именно так их и рассматривает большинство исследователей), очень немного. Чаще всего в качестве примера приводят летописный рассказ о мести княгини Ольги за убийство ее мужа князя Игоря в 945 г. Несколько страниц в Повести временных лет посвящены рассказу Нестора о том, как Игорь, собрав у древлян дань один раз, решил вернуться вновь: «ая возъвра- щаюся, похожю и еще» . Узнав об этом, древляне разумно решили, что «аще ся въвадить волкъ в овце, то выносить все стадо» и Игорь был убит. Более того, после совещания с древлянским князем Малом к Ольге было направлено посольство в количестве 20 мужей с предложением выйти за Мала замуж. В результате древлянские послы были закопаны в лодьях заживо на Чюдином дворе в Киеве, а древляне покорены Ольгою после сожжения в «градех своих» . Известен также рассказ о неудавшейся мести Рогнеды князю Владимиру, убившему ее отца Рогволода и двух его сыновей, а затем насильно взявшему Рогнеду в жены . На наш взгляд, два приведенных случая являются не очень яркими примера¬ми проявления кровной мести у славян. Во- первых, потому что обе мстящие были женщинами (обе княгинями). Во-вторых, месть Ольги была вызвана необходимостью покорения, отказавшихся платить Киеву дань древлян, а Рогнеда пыталась отомстить из вполне естественного чувства мести за убитых единственных близких — отца и двух братьев, и, что не менее важно, за поруганную честь. Проецируя эту ситуацию на день сегодняшний, вряд ли можно с уверенностью констатировать, что любая оказавшаяся в таком положении женщина откажется от мести. Однако будет ли эта месть кровной?!
Более удачным примером существования кровной мести в древней Руси можно считать историю с Яном, сыном Вышатина, сборщиком дани князя Святослава. В Повести под 1071 г. говорится, что в районе Белоозера объявились два волхва с тремястами своими людьми «убивашета многы жены и именье ихъ отъимашета собе». Белоозерцы жаловались Яну на эти беззакония и Ян Вышатич, предварительно выяснив, кто у кого погиб (сестра, мать, дочь) и восстанавливая справедливость, говорил: «мьсите своихъ». В результате белоозерцы «поимше, убиша я и повесиша я на дубе: отмьсте»43.
Случаи лингвистического упоминания о мести в русских летописях действительно достаточно часты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *