Критерии охраноспособности

Критерии (условия) охраноспособности объектов авторского права

В условиях современного развития общества проблемы правового регулирования правовых отношений, складывающихся в области интеллектуальной собственности, приобретают все большее значение. Актуальность авторского права, в том числе объектов авторского права, их роль и значение в мире настоятельно требуют подробного исследования критериев охраноспособности произведений науки, литературы, искусства, программ для ЭВМ и баз данных, ранее обсуждавшихся в юридической литературе преимущественно в теоретическом аспекте. Кроме того, исследование критериев охраноспособности приобретает огромное прикладное значение. Согласно законодательству большинства стран мира, для авторского права важен не столько творческий характер деятельности, сколько аналогичный признак результата, хотя, очевидно, нужно исходить из того, что только творческая деятельность может привести к творческому результату. В связи с этим представляется интересной позиция ряда французских авторов, которые, анализируя развитие авторского права в эпоху высоких технологий, предложили считать произведение творческим в случае, если оно создано в результате индивидуализированного интеллектуального усилия.

В последнее время в авторском праве наблюдается тенденция, направленная не столько на охрану творческого результата или на охрану творческой деятельности, сколько на создание механизма, направленного на защиту финансовых и иных инвестиций создателя (изготовителя). Так, согласно Директиве 96/9/ЕС лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов (изготовитель базы данных), обладает исключительным правом на составляющие базу данных материалы. То есть охраняются прежде всего произведенные изготовителем базы данных значительные качественные и количественные вложения.

Области человеческой деятельности, в которых возможно творчество, чрезвычайно разнообразны. Основой творчества является база знаний и достижений, созданная всеми предшествующими поколениями. В определенной степени, учитывая имеющуюся в отечественном законодательстве презумпцию творческого характера произведения, лицо, оспаривающее авторское право, должно будет доказать, что произведение создано интеллектом, разумом другого лица или что при создании данного произведения использовалось иное произведение, созданное разумом другого лица, причем все усилия и творческий вклад автора более позднего произведения нс позволяют считать его самостоятельным. В любом случае, творческий характер деятельности по созданию любого произведения предполагается до тех пор, пока не будет доказано иное.

Вместе с тем совсем непростой задачей до настоящего времени является решение проблемы об отграничении объектов, охраняемых авторским правом, от результатов творческой деятельности, охраняемых иными институтами, а также от неохраноспособных интеллектуальных продуктов и продуктов, в которых присутствует минимальный творческий уровень.

Объекты авторского права, как уже отмечалось ранее, охраняются в связи с их формой и возникают с момента создания этих результатов. Идейное содержание, в отличие от формы его выражения, способно к присвоению.

Произведения науки, литературы и искусства — это результаты творческой деятельности, отличительной чертой которых является их форма, представляющая собой совокупность их внешнего облика с внутренней организацией материала. Форма всегда уникальна, будь то литературное, музыкальное произведение или произведение изобразительного искусства. Независимо от автора оригинала она неповторима, не может быть создана самостоятельно и даже воспроизведена другим лицом. Охрана на указанные объекты может быть закреплена автоматически в силу факта создания произведения и с момента такого создания.

Упоминание о творческом характере деятельности как одном из признаков произведения встречаются еще в российской дореволюционной литературе. А. В. Панкевич писал о таком признаке, как «…присутствие психической деятельности автора. Умственная деятельность имеет целью или обобщение мыслей, или достижение нового результата в области промышленности. Деятельность эстетическая проявляется в выражении образа, возникшего в душе артиста, образа звучащего или пространственного».

Такие неповторяющиеся творческие результаты называют оригинальными. Критерий оригинальности является необходимым для авторско-правовой охраны и защиты практически всех литературных, драматических, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства во всех странах мира. Мы наблюдаем, что в последнее время происходит изменение концепции определения оригинальности произведений, что связано как с изменением восприятия обществом тех или иных объектов охраны и защиты авторских прав, изменением экономической и культурной ценности таких объектов для общества, так и с изменением отношений общества к творческому труду автора произведений.

Хотя в доктрине авторского права некоторые авторы выделяют, помимо существенной новизны произведения, включаемой другими учеными в признак творческого характера, и его воспроизводимость, которую часть исследователей считают неотделимой от объективной формы (о воспроизводимости упоминалось и в Основах гражданского законодательства 1925 г.), однако в современном законодательстве о ней не сказано.

Между тем в и. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» дано следующее разъяснение: «…само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права». Квинтэссенция данной формулировки может привести к нескольким альтернативным выводам: во-первых, позицию судов можно понять так, что творчество — это и новизна, и уникальность, и оригинальность, при этом список не ограничен, и толкование критерия может быть расширено; во-вторых, возможно, суд имел в виду, что творчество — это комплексная категория, которую невозможно определить простым перечислением составляющих элементов. Только совокупность условий может свидетельствовать о творческом характере произведения, однако составляющие этой совокупности могут меняться. Правильной представляется первая позиция. Хочется думать, что вышестоящие судебные инстанции стремятся дать ориентир для нижестоящих судов, не исключая возможности иного толкования. Опрометчиво не учитывать и второй подход к определению творчества, однако этот подход затрудняет решение вопроса о критериях охраноспособности объекта на практике.

Суммируя вышеизложенное, позиция российских судов заключается в том, что специального обоснования творческого характера деятельности в отношении традиционных объектов авторского права (литературных, аудиовизуальных, музыкальных, произведений изобразительного искусства) не требуется. Соответствие же особому уровню творческих усилий требуется в случае наличия в произведении нетворческой составляющей, например при использовании информации производителя в рекламных буклетах, стандартном расположении материалов в театральных программах, в рекламных слоганах и названиях произведений.

Отечественная судебная практика выработала презумпцию, согласно которой «..люка не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом». Такое предположение еще больше снижает уровень охраны, так как автор, защищая, например, свое право на неприкосновенность произведения, должен доказать, что та или иная обработка, аранжировка, окрашивание не созданы творческим трудом соответствующего обработчика (аранжировщика и др.). Применительно к авторскому праву оценке подвергается право на создание производных произведений, которое рассматривается как законодательно установленный барьер, устранение которого поощряет создание новых произведений с минимальным творческим началом, что влечет снижение культурной ценности новых произведений и уменьшение общественного благосостояния из-за ограничения свободы творчества и свободы доступа к культурным ценностям.

Можно взять за основу опыт Великобритании с учетом положений Регламента Совета ЕС № 6/2002 от 12 декабря 2001 г. «О промышленных образцах Европейского сообщества» в отношении единства юридической судьбы прав, к примеру, на произведения дизайна через кумулятивную охрану дизайна авторским и патентным правом. Ввиду того, что российское право не знает трехзвенной системы охраны произведений дизайна, не предусматривает открытого перечня подлежащих регистрации прав на промышленные образцы и их обременений, более того, содержит нормы, противоречащие принципу единства судьбы исключительных прав на первоначальный и производные объекты, эти предложения будут новыми и интересными.

Относительно стабильной является практика, сложившаяся в отношении картографических произведений: к их творческому характеру суды предъявляют минимальные требования, поскольку невозможно выделить какой-либо элемент в отдельности (шрифт, масштаб, цвет), так как карта представляет собой единый объект авторского права, сочетание их всех и создает ее оригинальность.

В отношении названия произведений, как уже отмечалось ранее, действует исключение из общего принципа: право на защиту возникает у автора не в момент создания произведения, а в момент обретения произведением известности под этим названием. Так, Президиум ВАС РФ своим постановлением от 2 декабря 1997 г. № 4894/97 не признал название

«Энциклопедия для детей» объектом авторского нрава, мотивировав это тем, что оно не является оригинальным и не может использоваться самостоятельно. Это название не было признано объектом авторского права по той причине, что не соотносилось публикой ни с каким конкретным произведением, а воспринималось ею лишь как родовое обозначение.

Очень часто создание определенного объекта требует участия многих лиц и объединения разнородных результатов творческой деятельности, причем удаление даже одного такого результата из сложного объекта может привести к невозможности использования данного объекта в целом. Это весьма характерно для производства современной массовой продукции, программного обеспечения и т.д. В качестве примеров сложных объектов в ГК РФ указываются кинофильмы, телевизионные передачи, иные аудиовизуальные передачи, театрально-зрелищные представления. Для таких случаев законодательство предусматривает следующее: при использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняется право авторства и другие личные неимущественные права на этот результат. При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта лицо, организовавшее создание этого объекта, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

С этой точки зрения важно отметить, что аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной и последующей фиксации. Аудиовизуальные произведения представляют собой относительно новый, достаточно своеобразный объект, для которого многие традиционные положения авторского права, действующие с момента его возникновения, нуждаются в корректировке.

На ранних этапах развития кинематографа ему нередко отказывали в творческой составляющей и, как следствие, не признавали объектом авторского права. Кинофильм не вписывался в устоявшееся к тому времени представление о художественном творении. То обстоятельство, что съемка кинофильма и его демонстрация осуществлялись при помощи технических приспособлений, давало повод отрицать творческий элемент в создании кинематографических произведений. Практика начала XX в.

трактовала такие произведения как чисто механическое воспроизведение ранее созданных произведений литературы и искусства. Но уже в 1908 г. в Бернскую конвенцию была включена статья, устанавливающая охрану кинопроизведений, носящих оригинальный характер. Возникнув в области фотографического искусства и начав с простейшего соединения фотографических снимков, т.е. с фотографического изображения того, что в действительности существует, кинематография перешла в область творчества, создавая композиции и изображая по этим композициям то, что творит фантазия.

Традиционные объекты авторского права, если сравнивать с аудиовизуальными произведениями, достаточно просты. Однако с развитием техники появились весьма сложные объекты, которые, как правило, не могут быть созданы одним лицом, к тому же по характеру они составляют продукт разнородной деятельности. Их формирование является результатом многослойного процесса, когда одни лица своей творческой деятельностью создают элементы, используемые на втором этапе уже другими лицами для комплексного объекта в целом. Каждый из участников процесса творит свое произведение, на которое он имеет авторское или смежное право, но все вместе они образуют новый сложный объект.

Аудиовизуальное произведение — единое произведение, и все входящие в него результаты творческой деятельности отдельных лиц должны иметь единый правовой режим, единый срок охраны и т.п. Различный правовой режим сделал бы невозможным использование аудиовизуального произведения, его коммерческую эксплуатацию и вообще вовлечение в гражданский оборот. Такой правовой режим, установленный действующим законодательством для аудиовизуального произведения, соответствует интересам не только правообладателя, но и отвечает потребностям всех участников сложного творческого процесса. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, — как существовавших ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и др.), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и пр.) — сохраняют авторское право каждый на свое произведение.

Исключительное право на аудиовизуальное произведение возникает с момента создания этого произведения у его изготовителя (кино- или телестудии, студии видеозаписи). Изготовитель аудиовизуального произведения, т.е. лицо, организовавшее изготовление такого произведения, вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом. Особенность заключается в том, что авторы сами не в состоянии создать законченный фильм, он может быть претворен в жизнь только во взаимодействии со студией-изготовителем в порядке осуществления заключенного, например, договора заказа. Поэтому по времени ни у кого раньше, чем у студии, право на аудиовизуальное произведение не возникает, хронологически она первая, но юридически право тем не менее остается производным.

Однако авторами данного произведения, у которых появляются первоначальные авторские права на аудиовизуальное произведение в целом, являются: режиссер-постановщик; автор сценария; автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Авторы других произведений, составляющих в своей совокупности аудиовизуальное произведение, обладают авторским правом только в отношении своих произведений. В их число входят: автор романа, положенного в основу сценария, оператор-постановщик, звукооператор, художник-постановщик, художник по костюмам, монтажер, дизайнер и др. Как видим, над аудиовизуальным произведением работает большая группа лиц. Поэтому в литературе часто указывают на то, что не совсем ясно, из чего исходил законодатель, устранив из числа авторов аудиовизуального произведения, например, оператора или художпика-постаповщика. Но неоспоримо, что аудиовизуальное произведение — это не сумма, а именно система творческих вкладов, и поэтому его авторство — понятие сложное.

Еще одним субъектом исключительных прав на кинематографическое произведение считается изготовитель аудиовизуального произведения (продюсер). Продюсер фильма — это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма (п. 4 ст. 1263 ГК РФ). Закон разрешает сценаристу и композитору использовать свои произведения в дальнейшем, независимо от коллективно созданного произведения. Сложнее дело обстоит с актером, художником по костюмам или оператором. Они ведь гоже являются авторами созданных ими образов. Считается, что созданным произведением имеет право распоряжаться продюсер. Но только при условии, что ему переданы по договору исключительные права на конкретный вид использования произведения.

Заключение с авторами аудиовизуального произведения договоров на создание произведения означает передачу или предоставление каждым из них изготовителю аудиовизуального произведения прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, предоставление доступа к произведению, сообщение в эфир или по кабелю либо любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения (и. 2 ст. 1270 ГК РФ), а также прав на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если договором не предусмотрено иное. Особенностей, связанных с созданием и использованием аудиовизуальных произведений, немало. Но важно все возможные в будущем нюансы и коллизии предусмотреть в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.

Таким образом, при решении вопроса о том, является ли произведение независимо от вида объектом авторского права необходимо выделить следующие признаки: во-первых, творческий характер деятельности по созданию произведений науки, литературы и искусства; во-вторых, объективную форму выражения .

В качестве определенного итога можно отметить, что в любом произведении различают структурные элементы формы произведения и элементы его содержания. Например, в произведении художественной литературы к элементам формы относят: язык, художественные образы, последовательность изложения материала, а к элементам содержания — тему, сюжет, идейные достоинства и т.н. Элементы содержания различных произведений не являются оригинальными, т.е. могут быть повторно созданы другими лицами, работающими независимо от первого автора и, соответственно, авторским правом не охраняются. Однако элементы содержания произведения, хотя и не получают прямой охраны на основе авторского права, пользуются вместе с тем косвенной охраной, поскольку они выражены в какой-либо оригинальной форме.

По ранее действовавшему законодательству использование элементов содержания чужого произведения в новой форме именовалось «созданием нового, творчески самостоятельного произведения»‘ и могло осуществляться без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием фамилии автора, произведение которого было использовано, и источника заимствования. В настоящее время только по моральным соображениям автор, использовавший в своем произведении идею, метод, процесс из чужого произведения, должен дать ссылку на источник заимствования.

В связи с этим представляются бесперспективными попытки увеличить количество критериев для признания того или иного произведения объектом авторского нрава путем внедрения в законодательство дополнительных «формальностей». Такое положение существует в современном авторском праве благодаря теории естественного права, возникшей в XVIII в. Это объясняется тем, что теория естественного права основана на том неоспоримом тезисе, что право автора, изобретателя — неотъемлемое, природное право человека и гражданина, результат его духовного творчества.

Между тем динамика развития авторского права, гармонизация законодательства об охране авторских прав и, как следствие, общность законодательных подходов предопределяют формирование общих для национальных правопорядков критериев охраноспособности. Общий подход к определению таких критериев возможен при условии максимального сближения авторско-правовых систем различных государств с точки зрения охраны личных неимущественных прав авторов, возникновения авторских прав с момента создания произведения, охраны интересов автора в форме предоставления ему исключительного (имущественного) права на использование произведения.

  • См.: Static С. La protection des programmes d’ordinateurs par le droit d’auteur dansles pays d’Europe continentale. Dossiers Brevets 1979 IV. Paris, 1979. P. 5; Les grands arretsde la proprie’te’ intellectuelle / Sous la direction de M. Vivant. Paris : Dalloz, 2004. P. 121—123.
  • В качестве средства разрешения данной проблемы было предложено учение об охраняемой форме и неохраноспособном содержании произведения. Об учении Фихте см.: Каша-пин А. В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российскоми иностранном авторском праве // Вестник гражданского права. Т. 7. 2007. № 2.
  • Панкевич А. В. Объект авторского права // Записки Новороссийского университета.Т. 25. Новороссийск, 1878. С. 156.
  • См.: Ионас В. Я. Произведения творчества в гражданском праве. С. 17—19; Никитина М. И. Авторское право на произведения науки, литературы, искусства. Казань, 1972.С. 44-61.
  • Абсолютная новизна произведения недостижима, поэтому вводится понятие существенной новизны, под которой понимается проявление творческой самостоятельностиавтора, использование значительного количества новых элементов в произведении. Невозможно требовать от автора, чтобы содержание произведения было совершенно новым, таккак на каждого писателя большое влияние оказывает и среда, в которой он живет, и ранеесозданные работы аналогичной тематики.
  • Пункт 28 Постановления № 5/29 // СПС «Гарант».
  • См., например: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2010 г. № 09А11-6425/2010-ГК; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2011 г. по делу № Л-56-14726/2010.
  • В соответствии со сложившейся в России судебной практикой минимальное творческое начало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова, отсутствует и соответственно они авторским правом не охраняются.
  • См.: Дозорцев В. А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник ВАС РФ. 2000. № 3-4.
  • Кинофильмы создавались как аттракцион, первые фильмы в Америке в конце XIX в.показывали еще не в кинотеатрах, а в так называемых «никель-одеонах» и «пенни-аркадах»(будочках, напоминавших автоматы для продажи газированной воды). За монетку зрительмог посмотреть в щелочку небольшой фильм или кинопрограмму. Никто, естественно,не задумывался об обеспечении правовой защиты таких произведений, и их не признавалирезультатами интеллектуального труда.
  • См.: Канторович Я. А. «Кинематографическое» право // Право. 1912. № 3—4.
  • См.: Дозор цев В. А. Право на фильм как сложное многослойное произведение.
  • «Признание режиссера-постановщика, сценариста и автора оригинальной музыкив качестве авторов аудиовизуального произведения, с одной стороны, основывается на том,что они внесли значительные творческие вклады в аудиовизуальное произведение, но с другой — является в значительной мере условным. И авторство на аудиовизуальное произведение — это авторство “в силу закона”, а не потому, что они создали аудиовизуальное произведение». См: Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах.С. 98-99.
  • Ранее действовавшее законодательство предусматривало ряд дополнительных условий для признания некоторых произведений объектами авторского права. Так, например,авторским правом охранялись только те произведения фотографии и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии, на каждом экземпляре которых было указаноимя автора, место и год выпуска в свет.
  • Вместе с тем многие произведения, традиционно охраняющиеся авторским правом,к высокой сфере прекрасного искусства, литературе имеют весьма отдаленное отношение.Д. Липцик утверждает, что большинство произведений, являясь результатом творческоготруда автора, имеют утилитарную функцию. К данной категории произведений можно отнести, в частности, модели, чертежи, произведения архитектуры. См.: Липцик Д. Авторскоеправо и смежные права. С. 93—96.
  • «Так, общая идея о предоставлении авторско-правовой охраны таким результатам,которые имеют творческий характер, может быть реализована в национальных правопо-рядках, судебной практике, доктрине в различных формах. Если в одних случаях критерийтворчества прямо закрепляется в качестве условия охраноспособности (действующее российское законодательство), то в других странах данная идея реализована в форме совокупности требований к индивидуальности (оригинальности) произведения и создания произведения в результате творческого труда человека». См.: Катании А. В. Творческий характеркак условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве.
  • См.: Пункт 1 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.
  • Ранее действовавшее законодательство предусматривало ряд дополнительных условий для признания некоторых произведений объектами авторского права. Так, например,авторским правом охранялись только те произведения фотографии и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии, на каждом экземпляре которых было указаноимя автора, место и год выпуска в свет.
  • Гаврилов Э. П. Комментарий Закона «Об авторском праве и смежных правах». М, 1996.С. 3.
  • Так, депонирование у нас — это факультативная платная услуга, которая предоставляется, например, Российским авторским обществом (РАО). Автору выдается именноесвидетельство на его произведение за определенным номером и с указанием даты выдачи.В некоторых случаях депонирование может сыграть решающую роль в разрешении судебного спора: свидетельство будет являться доказательством того, что произведение одногоавтора возникло ранее произведения другого автора.

Критерии (условия) охраноспособности произведений

1) творческий характер произведений. Только созданное в результате творческого труда произведение подлежит правовой охране. Однако такое требование предъявляется ко всем РИД, на которые признается авторство (что следует из смысла ст. 1228 ГК РФ). Известный специалист в области авторского права Э.П. Гаврилов отмечает: «Творческая деятельность — это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира… Творчество представляет собой познание нового, ранее неизвестного. Таким образом, творчество приводит к новому, ранее неизвестному результату». При этом следует иметь в виду, что не является творческой деятельностью техническое, организационное, консультационное или материальное содействие в создании РИД (и произведений в том числе) (абз. 2 п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Таким образом, творческая деятельность характеризуется следующими признаками:

— самостоятельная деятельность автора;

— это деятельность умственная (интеллектуальная);

— эта деятельность приводит к новому результату (т.е. РИД отвечает критериям объективной или субъективной новизны).

В судебной практике критерий творческого характера часто используется в качестве синонима другого критерия – оригинальности, однако толкование норм объективного права не дает бесспорных оснований для этого.

2) оригинальность произведений. Критерий оригинальности в авторском праве не является легальным, он активно используется в науке и правоприменительной практике. «Авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются уникальными, не повторяющимися при параллельном творчестве. Такие неповторяющиеся творческие результаты называют оригинальными». Таким образом, оригинальность есть качество новизны: правом охраняются только те произведения, которые не могут быть созданы разными авторами независимо друг о друга, хотя бы их деятельность и была творческой. Такая позиция была выражена в Определении Конституционного суда РФ от 20.12.2005 N 537-О.

Так, в судебной практике не отвечающим критерию оригинальности было признано название серии книг «Энциклопедия для детей» (Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. № 47, п. 2). 21 мая 2002 г. Савеловский суд г. Москвы отказал в иске В. Волохова (автора пьесы «Игра в жмурики», вышедшей в свет в 1989 г.) к Д. Донцовой (автору детективного романа «Игра в жмурики», вышедшего в свет позже) по поводу нарушения права истца на название пьесы, ибо еще раньше (в 1974 г.) это название использовалось автором разных произведений Станиславом Лемом.

3) объективная форма выражения (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Произведение охраняется при условии выражения его в форме, доступной для восприятия: письменной, устной, видеозаписи, цифровой или электронной формы и др.

Охраняемым объектом авторских прав является как произведение в целом, так и его часть (в частности, название, персонаж), если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям охраноспособности. В произведениях принято выделять юридически-значимые и юридически-безразличные элементы. Юридически-значимые (охраняемые) элементы: образы, язык произведения, средства художественного выражения этих образов, оригинальные сюжеты. Юридически-безразличные (неохраняемые) элементы: тема, материал, сюжетное ядро, идейное содержание.

Виды произведений

Все произведения можно подразделять по жанрам и видам искусства (музыкальные, литературные, хареографические и др.), однако такая классификация не имеет серьезного практического значения.

По критерию обнародования все произведения делятся на обнародованные и необнародованные. Обнародование – это действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Факт обнародования произведения изменяет его правовой режим (исключительное право на обнародованное произведение становится более ограниченным в осуществлении многочисленными случаями свободного использования произведений).

Произведения так же делятся на оригинальные и зависимые. Зависимые произведения бывают двух видов: производные и составные (ст. 1260 ГК РФ).

Производные произведения (переводы, аранжировки, переработки, инсценировки и др.) являются объектом самостоятельных авторских прав, первоначально возникающих у автора (переводчика), создавшего такое произведение. Однако осуществление данных прав совершается при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения (п. 3 ст. 1260 ГК РФ).

Составное произведение (база данных, антология, энциклопедия, атлас и др.) является результатом составительского творчества. Автору составного произведения принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов. Осуществление данных авторских прав совершается при условии соблюдения прав авторов, чьи произведения вошли в составное произведение. При этом автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения (п. 5 ст. 1260 ГК РФ).

Условно произведения можно разделить на служебные и неслужебные. Служебные произведения (ст. 1295 ГК РФ) создается работником в порядке выполнения трудовой функции, исключительное право на такое произведение, как правило, принадлежит работодателю.

Так же можно выделить отдельные виды произведений, обладающих рядом особенностей в своем правовом режиме.

Аудиовизуальное произведение (далее – АВП) (ст. 1263 ГК РФ). Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. АВП относится к категории сложных объектов ИС (см. ст. 1240 ГК РФ). АВП – это комплексное, многослойное произведение, включающее в себя множество самостоятельных объектов авторских и смежных прав. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в АВП, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Исключительное право на АВП обычно принадлежит его изготовителю (продюсеру). Авторами АВП являются: режиссер, автор сценария и композитор, специально создавший музыку для АВП. Однако, имеется точка зрения, что АВП не является произведением, созданным в соавторстве.

Произведения изобразительного искусства (произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства). Особой ценностью обладают оригиналы таких произведений. При этом оборот оригинала произведения имеет отличия от оборота его копий (экземпляров), влияющие на принадлежность исключительного права на само произведение (см. ст.1291 ГК РФ). У авторов произведений изобразительного искусства имеются особые интеллектуальные права: право доступа (ст. 1292 ГК РФ) и право следования (ст. 1293 ГК РФ).

Произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства. Особенности содержания и осуществления исключительных прав на такие произведения установлены ГК РФ и Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ. Авторы таких произведений имеют дополнительные правомочия (право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства, право требования от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта – ст. 1294 ГК РФ). Обладатели исключительных прав на подобные произведения имеют дополнительное правомочие по практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

Проекты официальных документов, символов и знаков (ст. 1264 ГК РФ). Хотя проект является объектом авторских прав, принадлежащих его разработчику, их осуществление ограничено (обнародовать проект возможно только если на это нет запрета органом публичной власти, для которого разработан проект; орган публичной власти, для которого разработан проект, вправе свободно использовать его для подготовки соответствующего документа, вносить изменения в проект и др.)

Произведения, не являющиеся объектами авторских прав(п. 6 ст. 1259 ГК РФ)

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Программы для ЭВМ

Объектом авторских прав является программа для ЭВМ, которая не является произведением, но подлежит правовой охране как произведения литературы (ст. 1261 ГК РФ). Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Авторские права на программу для ЭВМ возникают с момента ее создания, однако правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ может по своему желанию зарегистрировать такую программу в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (это относится и к базам данных). Правовой основой регистрации программ и баз данных является ст. 1262 ГК РФ и Приказ Роспатента от 25 февраля 2003 г. № 25 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных».

| следующая лекция ==>
Классификация объектов интеллектуальной собственности | Объекты смежных прав

Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 1651;

BzBook.ru

§ 2. Объекты авторского права.

1. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права

Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполагается, что они очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Более важно определить объекты, авторские права на которые могут принадлежать конкретным физическим лицам.

Закон устанавливает два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права, дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства:

— во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности;

— во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.

Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права могут служить как произведение в целом, так и его часть (включая ее название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.

Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам <1>.

<1> См.: Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. С. 9, 10.

Разумеется, творчество — субъективный критерий. Для одного научный вывод является результатом большого творческого напряжения, а для другого — обыкновенным итогом труда квалифицированного специалиста. Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг <1>, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности.

Следует признать, что на практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, пиратства, плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права, либо признается объектом патентного права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.

Подтверждение подобной трактовки критерия творчества можно найти, в частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений» <1>. В данном Постановлении Верховный Суд подчеркивал, что составители сборников неохраняемых авторским правом произведений имеют авторское право на эти сборники, если они подвергли их самостоятельной обработке или систематизации. Аналогичное право имеет и составитель сборника, с соблюдением прав авторов других произведений самостоятельно обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права. Здесь отождествление категорий «творчество» и «самостоятельное создание» не вызывает сомнений.

В случае если имело место пиратское копирование, орган, рассматривающий конфликт, прежде всего суд, может назначить экспертизу. Специалисты в соответствующей области творчества дадут свое заключение о самостоятельном создании произведения либо о недозволенном полном или частичном заимствовании чужого произведения. В последнем случае произведение или его часть не будет являться объектом авторского права. Более того, будут приняты все меры по защите прав подлинного автора.

В соответствии с п. 2 ст. 3 ЗПЭВМ (в редакции Закона от 24 декабря 2002 г. N 177-ФЗ) «творческий характер деятельности авторов (соавторов) предполагается до тех пор, пока не доказано обратное».

Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения тем более оправданна, что для авторского права безразличны собственно научные, литературные или художественные качества произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства. Истории известны многочисленные примеры неприятия, резкой критики современниками некоторых достижений науки, литературы и искусства, даже гонений на их авторов, с последующим безудержным восхвалением. Скажем, ранее осмеивавшиеся произведения иных абстракционистов позднее признавались шедеврами, высоко оценивались на аукционах. Бывало и наоборот. Все это не имеет никакого значения для признания соответствующих произведений объектами авторского права.

С точки зрения авторского права при отсутствии плагиата, незаконного присвоения любой результат умственной деятельности признается творческим и подпадает под авторско-правовую охрану. Необходимо лишь, чтобы творчески самостоятельное произведение отвечало второму критерию — было выражено, т.е. существовало, в какой-либо объективной форме.

Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:

— письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);

— устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);

— звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);

— объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).

При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные речи, доклады, лекции, проповеди.

В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения. Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет. Поэт В. Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.

Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т.е. выпущенный в свет, роман.

Сказанное относится к любой форме обнародования, т.е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т.п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.

Опубликование — это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом.

Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых. Под показом произведения понимается, в частности, демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародуемые в форме показа, — это кинофильмы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выставках. Экземпляром произведения именуется его копия, изготовленная в любой материальной форме.

Исполнение — это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению.

Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т.е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения.

Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

2. Виды объектов авторского права

Исходя из того что любые произведения, отвечающие рассмотренным двум критериям, являются объектами авторско-правовой охраны, закон дает лишь примерный перечень наиболее распространенных из таких объектов с учетом не только их объективной формы, но и назначения, жанра, сферы применения и взаимосвязи отдельных произведений творчества. Объектами авторского права, в частности, являются:

— литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

— драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы;

— аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств;

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства (под произведением декоративно-прикладного искусства понимается двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического использования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом);

— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

— географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и другим наукам.

Каждый из перечисленных объектов авторского права может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разновидностям — по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного и т.п. характера. Некоторые произведения впервые прямо упоминаются в законе (например, комиксы). Однако все названные и неназванные виды, подвиды и разновидности лишь тогда становятся объектами авторского права, когда они являются результатами творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме. В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.

Вследствие неповторимости индивидуальных способностей авторов, самостоятельно создающих свои произведения, объекты авторского права всегда оригинальны. Вместе с тем некоторые творчески вполне самостоятельные произведения могут быть органически связаны с другими, служить их новой внешней формой. Такие произведения именуют производными. К ним относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства.

Помимо производных произведений к объектам авторского права также относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов.

3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права

Закон традиционно предусматривает круг произведений, не являющихся объектами авторского права. Это:

— официальные документы, в частности законы, судебные решения, иные тексты административного и судебного характера, а также их официальные переводы;

— государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.);

— произведения народного творчества;

— сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Мотив прост: нельзя ставить возможность использования закона или денежных знаков в зависимость от усмотрения лиц, написавших их проект или сделавших их эскиз. Поэтому словоупотребления вроде «автор закона, герба, флага» следует понимать в сугубо бытовом, а не авторско-правовом смысле.

Вместе с тем следует иметь в виду, что творческий труд по систематизации законов, судебных решений, административных и тому подобных актов порождает авторские права. Поэтому производные и составные произведения охраняются авторским правом и в том случае, когда они основываются на произведениях, не являющихся объектами чьего-либо авторского права.

Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты. Данное ограничение авторского права, предусматриваемое п. 4 ст. 6 ЗоАП, обусловлено не государственными интересами (как в случае с законами или орденами), а неспособностью самого авторского права обеспечить надлежащую охрану перечисленных достижений. Прямая охрана идей, способов и тому подобных результатов возможна лишь в рамках жесткой формализации данных результатов, проведения экспертизы и выдачи охранных документов (по патентно-правовой модели), что не входит в функции авторского права.

4. Сфера действия авторского права

Охрана российским авторским правом произведений науки, литературы и искусства зависит не только от их творческого характера и объективной формы, но и от места их нахождения, обнародования и от гражданства их создателей. С учетом этих факторов определяется сфера действия авторского права.

Авторское право распространяется на все обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, независимо от гражданства авторов и их правопреемников. На обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся за пределами России, авторское право признается только за авторами — гражданами РФ и их правопреемниками. За гражданами других государств и их правопреемниками авторское право на такие произведения признается только в соответствии с международными договорами РФ (п. 1 ст. 5 ЗоАП), в том числе Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г.

Важны и другие правила. Произведение также считается впервые опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ. Кроме того, предоставление на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в РФ по той же причине (п. 4 ст. 5 ЗоАП в редакции Закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *