Косвенный иск

Особенности корпоративных споров (ключевые).

и Подведомственность корпоративных споров. АПК РФ предусматрива-ет, что корпоративные споры, соответствующие критериям ст. 225.1 АПК РФ, относятся к специальной подведомственности арбитражных судов (п. 2 ч. 1 ст. 33 АПК РФ). Таким образом, никакие иные органы, помимо арбитраж-ных судов, не вправе рассматривать данную категорию дел. Корпоративные споры могут рассматриваться в третейских судах, но с учетом ограничений, установленных ч. 2–5 ст. 225.1 АПК РФ и положений Федерального закона от 29.12.2015 г. № 382‑ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве» в Рос-сийской Федерации» (см. например, пп. 11 ст. 2, ч. 7 ст. 7, 43, ч. 2, 7–9 ст. 45 указанного закона).

и Подсудность корпоративных споров. Для корпоративных споров установле-на исключительная территориальная подсудность. В соответствии с п. 4.1 ст. 38 АПК РФ корпоративные споры подлежат рассмотрению по месту нахождения юридического лица, являющегося субъектом корпоративного спора.

Глава Cодержание26. CодержаниеРассмотрение Cодержаниекорпоративных Cодержаниеспоров

е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж

4. Порядок рассмотрения корпоративных споров. В силу того, что корпора-тивные споры вытекают из гражданских правоотношений, они подлежат рас-смотрению в порядке искового производства (ст. 28 АПК РФ). Данное правило закреплено в ч. 1 ст. 225.2 АПК РФ.

Однако АПК РФ вводит одно исключение — п. 5 ст. 225.1 АПК РФ относит

в корпоративным спорам требования, связанные с эмиссией ценных бумаг, в том числе с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (без-действия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, решений органов управления эмитента, с оспарива-нием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмисси-онных ценных бумаг. При этом АПК РФ закрепляет, что к указанным спорам применяются особенности, установленные для дел из публичных правоотноше-ний (ч. 2 ст. 225.2 АПК РФ).

6. Требования к исковому заявлению. АПК РФ устанавливает специальныетребования к содержанию искового заявления по корпоративному спору. По-мимо общих требований к содержанию (ст. 125 АПК РФ), в исковом заявлении, заявлении должны быть также указаны (ст. 225.3 АПК РФ): 1) государственный регистрационный номер юридического лица, являющего субъектом корпора-тивного спора; 2) содержащийся в едином государственном реестре юридиче-ских лиц адрес (место нахождения) юридического лица, являющегося субъек-том корпоративного спора.

АПК РФ предусматривает, что к исковому заявлению по корпоративному спору

прилагается выписка из единого государственного реестра юридических лиц или иной до-кумент, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица и содержащий сведения о его адресе (месте нахождения) и государственном регистрационном номере (ч. 2 ст. 225.3 АПК РФ).

Указанная норма фактически дублирует п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ. Однако в си-туациях, когда корпорация стороной спора не является (т. е. сторонами спора являются участники корпорации), перечисленные требования к содержанию иска и его приложению являются актуальными.

В Стороны в корпоративных спорах. Состав лиц, участвующих в корпора-тивных спорах, имеет некоторые особенности, обусловленные тем, какой иск рассматривается судом.

По общему правилу, истцом в корпоративном споре является участник кор-порации. Например, по иску о признании недействительным решения общего собрания истцом будет являться акционер (участник общества с ограничен-ной ответственностью (ООО). Аналогично по искам о признании недействи-тельными решений совета директоров. По искам об обязании выкупить акции истцами будут акционеры — владельцы голосующих акций, по искам об обя-зании предоставить для ознакомления документацию истцами будут участ-ники корпорации.

Арбитражный процесс

При этом в ряде случаев законодательство предусматривает специальные требования к истцам, например: иск об исключении участника из ООО может быть

предъявлен участником или участниками, владеющими не менее 10 % долей в уставном ка-питале ООО (ст. 10 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»); иск о понужде-нии акционерного общества провести внеочередное общее собрание акционеров может быть предъявлен акционером, владеющим не менее 10 % акций (п. 1, 8 ст. 55 ФЗ «Об акцио-нерных обществах»).

Однако следует учитывать, что данные специальные требования к размеру доли истца являются материально-правовыми и, следовательно, в случае, если несоответствие истца указанным требованиям будет выявлено судом на ста-дии принятия иска к производству, суд не вправе оставлять исковое заявление без движения. В данном случае суд должен принять исковое заявление к произ-водству и, рассмотрев его в соответствии с правилами АПК РФ, отказать в удов-летворении иска со ссылкой на отсутствие у истца соответствующего матери-ального права на иск (если, конечно, доказательства соответствующего размера доли не будут представлены в судебное заседание).

отдельных случаях законодательство предоставляет участникам корпора-ции право обращаться в защиту прав корпорации (так называемые «косвенные иски»).

Косвенные иски (с точки зрения процессуального законодательства) — иски,предъявленные в защиту прав другого лица, следовательно, процессуальное право участника (акционера) на предъявление иска определяется по правилам

12. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 53 АПК РФ: в защиту прав других лиц допускается обращаться только в случаях, предусмотренных АПК РФ либо иным правовым актом не ни-же федерального закона.

Применительно к корпоративным спорам такими нормами являются поло-жения гл. 28.2 АПК РФ о групповых исках, а также нормы специальных феде-ральных законов об отдельных видах юридических лиц.

Классическим примером косвенного иска являются положения ст. 53.1 ГК РФ: по тре-бованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, лицо, которое уполномочено выступать от имени юридического ли-ца, обязано возместить убытки, причиненные по его вине данному юридическому лицу. Аналогичные положения содержатся в ст. 71 Федерального закона «Об акционерных об-ществах», ст. 44 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Ответчики — лица, предположительно нарушившие права или законныеинтересы истца.

Глава Cодержание26. CодержаниеРассмотрение Cодержаниекорпоративных Cодержаниеспоров

е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж

и зависимости от предмета спора, такими субъектами в корпоративных спо-рах могут быть либо другие участники корпорации (например, по иску о взы-скании стоимости проданных, но не оплаченных ответчиком акций) либо са-ма корпорация (например, по искам о взыскании невыплаченных дивидендов).

Отдельно следует остановиться на вопросе об ответчиках по делам о призна-нии недействительными решений общего собрания. В качестве ответчика при предъ-

явлении иска об оспаривании решения общего собрания указывается юридическое лицо (АО, ООО), решение общего собрания которого оспаривается в суде. Участники, голосовав-шие за принятие решения, могут вступить в дело в качестве третьих лиц без самостоятель-ных требований на стороне ответчика (п. 118 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

При обжаловании решения совета директоров (наблюдательного совета) либо исполнительного органа акционерного общества (единоличного или коллегиаль-ного) ответчиком является общество (п. 27 постановление Пленума ВАС РФот 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального за-кона «Об акционерных обществах»).

Процессуальные гарантии прав участников корпоративного спора. Учи-тывая специфику корпоративных споров, в частности, их многосубъектность, законодатель предусмотрел ряд гарантий, направленных на защиту прав кор-порации и ее участников (ст. 225.4 АПК РФ):

а) арбитражный суд размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» инфор-мацию о корпоративном споре. В настоящий момент данное требование АПК РФ реализует-ся посредством системы «Электронное правосудие» (ч. 1);

б) если корпорация не является стороной спора (например, если спор идет между двумя акционерами по поводу принадлежности акций), то арбитражный суд извещает юридическое лицо о возникшем корпоративном споре по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ (ч. 2, 5). В ука-занном случае юридическое лицо (корпорация), не являясь непосредственным участником спора, обладает правом знакомиться с материалами дела по корпоративному спору (ч. 5);

в) арбитражный суд может обязать юридическое лицо уведомить о возбуждении кор-поративного спора всех участников этого юридического лица, лиц, входящих в его органы управления и органы контроля, а также держателя реестра владельцев ценных бумаг этого юридического лица и (или) депозитария, осуществляющих учет прав на эмиссионные цен-ные бумаги этого юридического лица (ч. 3);

г) за нарушение участниками корпоративного спора процессуальных обязанностей пред-усмотрены штрафы — п. 2, 3 ст. 119 АПК РФ (ч. 4).

Наибольше значение среди вышеуказанных гарантий имеют положения об извещении юридического лица о возникшем корпоративном споре по адре-су, содержащемуся в ЕГРЮЛ.

Кроме того, изменения, внесенные в ГК РФ, и разъяснения Верховного Су-да РФ требуют соблюдения дополнительных гарантий участников спора, ко-торые не названы в АПК РФ. К ним, в частности, относится заблаговременное

Арбитражный процесс

уведомление истцом (по иску о взыскании убытков, о признании сделки недей-ствительной, о признании недействительным решения общего собрания) дру-гих участников корпорации и корпорацию о намерении обратиться с такими требованиями в суд, а также предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу (см. п. 2 ст. 65.2, п. 6 ст. 181.4 ГК РФ).

Пленум Верховного Суда РФ в п. 115 Постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Граждан-ского кодекса Российской Федерации» указал, что правило о заблаговременном уве-

домлении участников корпорации о намерении обратиться с иском в суд не является досу-дебным порядком урегулирования спора. В случае отсутствия доказательств уведомления других участников исковое заявление оставляется без движения.

Обеспечительные меры. Одной из главных особенностей корпоративныхспоров является специфика принимаемых обеспечительных мер. К корпоратив-ным спорам применяются общие правила об обеспечении иска, установленные гл. 8 АПК РФ, однако с учетом следующих особенностей (ст. 225.6 АПК РФ):

а) принятие обеспечительных мер не должно приводить к фактической невозможности осуществлять юридическим лицом деятельность или к существенному затруднению осу-ществления им деятельности. Данное правило исключает принятие целого комплекса обес-печительных мер, например, в виде запрета проводить заседания совета директоров, общих собраний, запрета директору осуществлять свои полномочия и т. д.;

б) по корпоративным спорам установлен специальный размер встречного обеспече-ния: если требование носит имущественный характер, то в силу ч. 1 ст. 94, ч. 5 ст. 225.6 АПК РФ размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имуще-ственных требований. В случае если требование истца носит неимущественный характер, то размер встречного обеспечения определяется арбитражным судом исходя из размера возможных убытков ответчика, причиненных обеспечительными мерами, но для физиче-ских лиц не может быть менее чем 50 тыс. рублей, для юридических лиц — 100 тыс. рублей (ч. 6 ст. 225.6 АПК РФ);

в) в корпоративных спорах возможно проведение судебного заседания в целях разреше-ния вопроса о принятии обеспечительных мер. В данном случае судебное заседание долж-но быть проведено не позднее 15 дней со дня поступления такого заявления в арбитражный суд (ч. 7–11 ст. 225.6 АПК РФ).

Перечень обеспечительных мер, принимаемых по корпоративным спорам, определен в ч. 3 ст. 225.6 АПК РФ и является открытым. Наиболее часто в пра-ктике арбитражных судов истцами заявляются такие обеспечительные меры, как:

запрет принимать решения по определенным вопросам. Например, запретобщему собранию акционеров принимать решение о ликвидации общества, если истцом оспаривается право собственности на акции общества. В данном случае при удовлетворении исковых требований и признания права собствен-ности на акции непринятие соответствующих обеспечительных мер приведет

К ликвидации общества и повлечет причинение истцу убытков в виде стоимо-сти утраченных акций;

Глава Cодержание26. CодержаниеРассмотрение Cодержаниекорпоративных Cодержаниеспоров

е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж

запрет акционеру осуществлять на общих собраниях право голоса по при-надлежащим ему акциям. Как указал ВАС РФ, истец по данным обеспечитель-ным мерам должен обосновать «не только факт возможного причинения ущерба

ч. его значительный размер, но и необходимость и достаточность применения именно данной обеспечительной меры для его предотвращения» (п. 3 информа-ционного письма Президиума ВАС РФ от 24 июля 2003 г. № 72 «Обзор практики принятия арбитражными судами мер по обеспечению исков по спорам, связан-ным с обращением ценных бумаг»);

запрет исполнения решений общего собрания. Как указывается в литерату-ре, «запрет исполнять решение общего собрания акционеров об избрании но-вых органов управления позволит избежать двоевластия, которое часто пара-лизует деятельность АО»1;

наложение ареста на спорные акции. Такой вид обеспечения, как арест спор-ных акций, вполне допустим по иску акционера о переводе на него прав и обя-занностей покупателя акций в связи с нарушением его преимущественного права на приобретение спорных акций. Президиум ВАС РФ в п. 1 и 2 вышеуказанно-го информационного письма разъяснил, что наложенный судом арест на акции представляет собой лишь запрет владельцу совершать любые сделки по распо-ряжению акциями, даже если эти сделки не влекут передачу права на них дру-гому лицу, включая запрет на передачу акций номинальному держателю. Таким образом, арест, как таковой, не препятствует акционеру реализовать свое право на участие в собрании общества и на голосование на собрании.

Распорядительные действия сторон в корпоративных спорах (ст. 49АПК РФ). Законодатель в этом случае продублировал норму об основаниях отказа в принятии распорядительного действия: см. п. 2 ст. 49 АПК РФ и п. 2 ст. 225.5 АПК РФ.

Кроме того, несмотря на возможность заключения мирового соглашения по корпоративным спорам (см. п. 1 ст. 225.5 АПК РФ), в судебной практике дан-ный вопрос не является однозначным.

Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 11 мая 2005 г. № 1662/05 указал, что «в условиях существующего в акционерном обществе неразрешенного конфликта, пре-

пятствующего нормальному функционированию единоличного исполнительного органа обще-ства, и несогласия одного из руководителей общества с иском подписание мирового соглаше-ния по делу о признании недействительными решений высшего органа управления общества другим его руководителем нельзя рассматривать как волеизъявление самого акционерного общества, а также считать такое мировое соглашение соответствующим Закону об акцио-нерных обществах. Кроме того, при указанных обстоятельствах мировым соглашением могут

быть нарушены права других акционеров, голосовавших за оспариваемые решения». Таким образом, по делам об оспаривании решений общих собраний юридического ли-ца крайне спорной является возможность заключения мирового соглашения.

Арбитражный процесс

Также следует отметить, что с учетом изменений, внесенных в ГК РФ, пред-усмотрена специфика реализации распорядительных прав сторон в делах о воз-мещении причиненных корпорации убытков и делах об оспаривании заключен-ных корпорацией сделок. Пленум Верховного Суда РФ в п. 32 постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил судам,

что по смыслу ст. 65.2 ГК РФ корпорация в лице соответствующего органа и присоединивши-еся к иску участники не имеют права без согласия участника, предъявившего иск, полностью или частично отказаться от иска, изменить основание или предмет иска, заключить мировое соглашение и соглашение по фактическим обстоятельствам. Обратившийся в суд с требова-нием участник корпорации в случае присоединения к иску иных участников также не имеет права совершать указанные действия без согласия всех таких участников.

Судебные акты. АПК РФ не установлены специфические правила в отноше-ний требований к форме и видам судебных актов, принимаемых по корпора-тивным спорам. Однако имеется некоторая специфика по срокам оспаривания определений (ч. 1 ст. 225.9 АПК РФ): определения о прекращении производства по де-

лу и об оставлении заявления без рассмотрения обжалуются в общем порядке, т. е. по прави-лам ст. 188 АПК РФ; все иные определения арбитражного суда, выносимые при рассмотрении корпоративных споров, обжалуются в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.

При этом обжалование определений по корпоративному спору не препятст-вует рассмотрению корпоративного спора (ч. 2 ст. 225.9 АПК РФ), т. е. приоста-навливать рассмотрение дела (п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ) не требуется.

Также установлены специальные 10‑дневные сроки обжалования судебных актов по делам о понуждении юридического лица созвать общее собрание участ-ников (ч. 4 и 5 ст. 225.7 АПК РФ).

Особенности рассмотрения отдельных категорий корпоративных спо-ров. АПК РФ предусматривает специфику рассмотрения двух категорий корпо-ративных споров: 1) о понуждении юридического лица созвать общее собрание участни-

ков (ст. 225.7 АПК РФ); 2) о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу (ст. 225.8 АПК РФ). Однако это не исключает наличие особенностей и у других категорий корпоратив-ных споров, примерный перечень которых приведен законодателем в ст. 225.1 АПК РФ.

Глава 27

Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц

В странах англосаксонской системы права (Великобритании, США) полу-чил широкое распространение и развитие институт групповых (коллективных, массовых) исков.

Групповые иски подразделяются на два типа1.

opt-in →  в исках участники группы приобретают свой статус толь- модель
ко в том случае, если на это будет прямо выражена их воля английского
права
opt-out →  заранее предполагается, что все потенциальные участники модель права
группы входят в ее состав; если они не желают быть участни- США
ками группы, они должны подать соответствующее заявление

В последнее время указанный институт групповых исков воспринимается в странах, традиционно относимых к системе континентального права. В Рос-сии институт групповых (коллективных исков) появился сравнительно недавно.

Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 205‑ФЗ в АПК РФ была введена гл. 28.2 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц». Однако, несмотря на то, что с момента появления в арбитражном процессе со-ответствующего вида производства прошел определенный период времени, рас-смотрение дел по правилам гл. 28.2 АПК РФ до сих пор осуществляется крайне редко.

Суть групповых исков и их отличие от института процессуального со-участия заключается в том, что производство по их рассмотрению не предпо-лагает наделение всех участников группы лиц (субъектов спорных материаль-ных правоотношений) полным объемом процессуальных прав и обязанностей стороны по делу. Интересы участников группы в любом случае должны защи-щаться лишь одним либо несколькими лицами, в полном объеме реализующими

иЯрков В. и др. Групповые иски и кратные убытки в российском праве // Закон. 2013. № 9. С. 22.

Арбитражный процесс

процессуальные права активной стороны спора (истца, заявителя). Процессу-альный статус большинства участников группы лиц при этом должен быть усе-ченным. Именно благодаря такой модели организации взаимодействия суда

! заинтересованных лиц производство по групповому иску становится пред-почтительнее, чем производство с участием значительного числа процессуаль-ных соистцов, ведь в нем обеспечивается действие принципа процессуальной экономии и достигается оптимизация правосудия, основанные на том, что пра-ва большого круга субъектов могут быть установлены и защищены в рамках од-ного судебного процесса, в котором суд имеет дело не с сотней, тысячей само-стоятельно действующих соистцов, каждый из которых заявляет ходатайства, отводы, представляет доказательства, а с одним или несколькими лицами, вы-ступающими в интересах соответствующей группы участников спорного мате-риального отношения (спорных материальных отношений).

Так, юридическое или физическое лицо, являющееся участником правоотношения, из ко-

торого возникли спор или требование, вправе обратиться в арбитражный суд в защиту нару-

шенных или оспариваемых прав и законных интересов других лиц, являющихся участниками этого же правоотношения (группа лиц) (ч. 1 ст. 225.10 АПК РФ). В защиту прав и законных интересов группы лиц также могут обратиться органы, организации и граждане в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Групповые иски — иски, подаваемые в защиту интересов группы лиц,исчерпывающий состав которой можно определить в ходе производства по делу.

Исходя из такого понимания групповых исков АПК РФ, заявления, подава-емые прокурором, органами власти на основании ст. 52, 53 АПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, не рассматриваются по правилам гл. 28.2 АПК РФ. Они подлежат рассмотрению по правилам иных глав АПК РФ.

Круг материальных правоотношений, которые могут выступать осно-ванием групповых исков, определен в ст. 225.11 АПК РФ и не является исчер-пывающим. Это могут быть не только корпоративные, но и, например, земель-ные правоотношения.

В. В. Ярков полагает, что групповой иск можно предъявить для компенсации ущерба от недобросовестной рекламы, причинения вреда окружающей природ-ной среде1.

Дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным гл. 28.2 АПК РФ, в слу-чае, если ко дню обращения в арбитражный суд заинтересованного лица к его требованию присоединились не менее чем пять лиц (ч. 2 и 3 ст. 225.10 АПК РФ).

Для рассмотрения данных дел установлен удлиненный пятимесячный срок рассмотрения дела (ч. 2 ст. 225.16 АПК РФ).

5 Ярков В. В. Кодекс по рейдерам // ЭЖ-Юрист. 2009. № 34.

Глава Cодержание27. CодержаниеРассмотрение Cодержаниедел CодержаниеоCодержаниезащите Cодержаниеправ CодержаниеиCодержаниезаконныхCодержаниеинтересов Cодержаниегруппы Cодержаниелиц е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж р е д о C е и н а ж

Присоединение к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц осуществляется путем подачи в письменной форме заявления лица или ре-шения нескольких лиц, являющихся участниками правоотношения, из которо-го возникло соответствующее требование.

Важно, что исходя из буквального толкования АПК РФ после такого присо-единения (и даже при отказе от присоединения, неприсоединении) участники спорного материального правоотношения, из которого вытекает групповой иск, становятся связанными процессуальными действиями лица, обратившегося в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц.

Именно это лицо определяет предмет и основание рассматриваемого судом группового иска. Так, согласно ч. 2 ст. 225.12 АПК РФ оно пользуется процес-суальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Как сказано

В этом же абзаце АПК РФ, такое лицо обязано добросовестно защищать права и законные интересы группы лиц.

свою очередь, ч. 3 ст. 225.16 АПК РФ в числе прав лиц, присоединившихся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, называет лишь пра-во знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, снимать с них копии.

Таким образом, не исключена ситуация, при которой групповой иск об оспари-вании недействительной сделки акционерного общества будет предъявлен груп-пой, заинтересованной в сохранении такой сделки, по заведомо необоснованным основаниям. В случае когда в удовлетворении данного заведомо проигрышного иска будет отказано, впоследствии, исходя из буквального толкования ч. 5 ст. 225.16 АПК РФ, арбитражный суд может прекратить производство по другому делу, если установит, что исковое заявление подано лицом, не воспользовавшимся правом на присоединение к групповому иску, к тому же ответчику и о том же предмете.

Неприсоединившиеся к групповым искам участники спорного материального правоотношения утрачивают право на обращение с такими же требованиями в суд

В индивидуальном порядке, если только суд не признает причины их неприсоеди-нения уважительными (п. 2 ст. 65.2, п. 6 ст. 181.4 ГК РФ), т. е. даже если изменяет-ся основание впоследствии предъявляемого иска, но требование остается тем же, то после разрешения группового иска новый иск с таким же предметом (требова-нием) по общему правилу уже не будет рассматриваться судом по существу.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арби-тражного суда по ранее рассмотренному делу о защите прав и законных инте-ресов группы лиц, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным су-дом другого дела по заявлению участника этой же группы к тому же ответчику (ч. 2 ст. 225.17 АПК РФ).

Каким же образом при описанных обстоятельствах обеспечивается выше-упомянутая добросовестность лица, поддерживающего в суде групповой иск и обладающего полным объемом прав и обязанностей истца?

Арбитражный процесс

В силу ч. 1 ст. 225.15, ч. 4 ст. 225.12 АПК РФ его замена осуществляется толь-ко в двух случаях: 1) в случае отказа этого лица от иска; 2) по требованию боль-шинства лиц, присоединившихся к требованию такой группы, при наличии серьезных оснований для прекращения его полномочий, в частности, грубого нарушения этим лицом своих обязанностей или обнаружившейся неспособно-сти к разумному ведению дела о защите прав и законных интересов группы лиц.

Правила направления лицам, потенциально могущим присоединиться к груп-повому иску, предложения о присоединении тоже весьма гибкие.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 225.14 АПК РФ предложение о присоединении

! требованию о защите прав и законных интересов группы лиц может быть сде-лано в публичной форме путем опубликования сообщения в средствах массовой информации или в форме направления сообщения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо в иной форме. Форма, в которой должно быть сделано предложение о присоединении к данному требованию, определяется арбитражным судом.

Решение арбитражного суда по делу о защите прав и законных интересов группы лиц принимается по общим правилам, установленным гл. 20 АПК РФ.

В АПК РФ предусмотрено, что в решении об удовлетворении требования о защите прав и законных интересов группы лиц арбитражный суд может ука-зать на обязанность ответчика довести информацию о принятом решении до сведения всех лиц, являющихся участниками правоотношения, из которого возникло требование, в установленный арбитражным судом срок через средст-ва массовой информации или иным способом (ч. 3 ст. 225.17).

Глава 28

Упрощенное производство

Федеральными законами от 25 июня 2012 г. № 86‑ФЗ и от 2 марта 2016 г. № 47‑ФЗ были существенно переработаны нормы АПК РФ, посвященные упро-щенному производству. Разъяснение норм АПК РФ, посвященных упрощенно-му производству, содержится в постановлении Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства».

Предусмотренная гл. 29 АПК РФ упрощенная процессуальная форма на-правлена на реализацию принципа процессуальной экономии, а также ускоре-ние процесса.

Основные характеристики упрощенной формы производства :

5. отсутствие судебных заседаний (в том числе предварительных);

6. сокращенные сроки рассмотрения дел;

7. исключение таких средств доказывания, как показания свидетелей и за-ключение эксперта;

8. упрощенный и ускоренный порядок пересмотра судебных решений;

9. немедленное исполнения судебного решения, вынесенного в порядке упро-щенного производства, и др.

Новая для российской процессуальной системы форма упрощенного про-изводства основана на письменном, заочном, электронном и состязательном процессе1.

Косвенные и прямые иски: как распространить судебное решение на всех участников общества

Что точно нельзя обойти вниманием в новом номере Журнала РШЧП – так это интервью с Дмитрием Степановым. Предметом обсуждения стали самые острые вопросы корпоративного права.

Но интересный парадокс – несколько раз на протяжении не самого долгого интервью Дмитрий Степанов и Андрей Егоров приходили к выводу, что хорошие и полезные конструкции корпоративного права часто «спотыкаются» о недоработки процессуального инструментария.

Основная процессуальная проблема – как связать всех участников общества законной силой судебного решения по следующим типам исков:

А) косвенные иски участников о взыскании убытков с директора или участника

Б) прямые иски о взыскании убытков от участника к участнику

Действительно ли в нашем праве нет механизмов для решения этой проблемы? Может, как раз для этого была проведена реформа групповых исков, которая распространяет законную силу судебного решения на всех участников группы, даже если они не присоединились к иску?

Чтобы разобраться, все ли у нас с этим так плохо, в первую очередь нужно определить, чем косвенный иск отличается от прямого.

Косвенный иск – это иск, который подается участником от имени общества. Косвенный он потому, что хоть иск в суд подает участник, исполнение по судебному решению получит само общество. Т.е. именно общество будет выгодоприобретателем судебного решения. Встает вопрос – погашает ли иск участника от имени общества иски других участников.

Прямой иск – это иск, в котором участник является и истцом, и выгодоприобретателем. Участник получит исполнение в свою пользу, а не в пользу общества. Классический аргумент для обоснования такого иска – деньги не должны «упасть» обратно в общество, поскольку они поступят под контроль того самого мажоритарного участника, с которого эти деньги и взысканы. Вопрос действия судебного решения по этому иску и здесь актуален – непонятно, связаны ли другие участники этим решением или нет.

Однако прежде чем приступить к анализу законной силы судебного решения, вынесенного по этим искам, надо понять, когда возникает потребность в этих исках. Такая потребность появляется тогда, когда избранный представитель группы участников, соединенных в общество, утрачивает легитимность на представительство группы. За неимением единого представителя участники пытаются защитить свой интерес сами.

Как работают иски в защиту участников общества, когда в обществе с управлением «все хорошо»

Когда в обществе нет управленческого кризиса, от имени общества действует единый представитель, все иски в защиту общества и его участников подает директор, избранный участниками. Фактически иски общества – это всегда групповые иски, потому что интерес общества – это интерес его участников. Но группа участников в процессе просто не видна за правосубъектностью общества и директором, как его представителем. Иск директора всегда «погашает» иск всей группы, поскольку именно директор «просуживает» интерес группы (участников общества).

Как работают иски в защиту участников общества, когда в обществе с управлением «все плохо»

Когда сам директор оказывается нарушителем, на авансцену выходят участники. У участников теперь нет единого представителя во всех сферах отношений (и материальных, и процессуальных), защищать интересы своего бизнеса им приходится самим. И в таком случае группа лиц выходит из тени своего общества. Любой участник, подавая иск, делает предметом судебной деятельности интерес всей группы. Такой иск всегда является групповым.

Общество теряет свою правосубъектность и служит лишь инструментом определения состава группы. Общество правосубъектно, когда у него есть единый представитель. Когда его нет, участники, подавая иск, защищают свой общий интерес сами, как группа, как простые товарищи. Для целей процесса правосубъектности общества не существует.

У общества в такой групповой форме защиты остается всего несколько технических функций. Через общество можно уведомлять всех участников о процессе, хотя в случае управленческого кризиса это не всегда будет эффективно. И вторая функция общества – это карман, в который «упадут» деньги, взысканные участниками с директора. Общество служит лишь копилкой для группы. И именно в этом моменте косвенный иск будет отличаться от прямого. Если участники боятся, что контроль над этой копилкой принадлежит тому, с кого и истребуются убытки, то надо просто поменять копилку.

Прямой иск участника означает, что он действует в интересах всей группы участников, но копилкой, в которую «упадут» деньги будет не общество, а какой-либо иной общий карман (например, совместный счет).

Но и в случае косвенного, и в случае прямого иска просудившейся считается вся группа! Точно так же, как если бы иск подавал директор общества. Если участник действует в интересах всех участников, то иск индивидуализируется через интерес группы. Любой повторный иск другого участника в том же интересе будет тождественным. Такой вывод вытекает из классической теории тождества исков через концепцию единства защищаемого интереса. Чтобы прийти к такому выводу, законы менять не надо.

Процессуальный инструментарий в таких формах защиты нужен для одного – для уведомления всех остальных участников об этом иске, чтобы у них была возможность к нему присоединиться. А это уже сделано. Правда, средствами не процессуального права, а материального – в п. 2 ст. 65.2 ГК РФ. Именно необходимость уведомления отличает такие групповые иски (косвенные и прямые) от исков, подаваемых директором. Поскольку директор уполномочен всей группой, уведомлять всех участников общества об иске директора каждый раз не надо. В отличие от директора никто из участников не уполномочен действовать от имени всех других участников. Поэтому необходимо всех уведомить. Однако и иск директора, и иск участника всегда делают предметом судебной деятельности интерес всей группы.

Самое интересное то, что реформа групповых исков ко всей этой ситуации не имеет никакого отношения. Реформа имела иную цель – легализовать групповые иски по однородным требованиям, а не общим. Реформа, например, должна сделать возможными групповые иски в защиту тысяч потребителей, каждый из которых купил в одном магазине заплесневелую буханку хлеба.

Вопрос с исками от гражданско-правовых сообществ должен решаться по-другому, возможно, даже в большей степени через теоретическое осмысление природы таких исков, а не законодательные поправки.

Общее свойств этих исков – иск одного члена гражданско-правового сообщества погашает иски всех остальных членов, потому что такой иск делает предметом судебной деятельности интерес всего гражданско-правового сообщества. Все сообщество считается «побывавшем» в процессе, потому что просужен его интерес.

Отсюда следует еще один парадоксальный вывод – любое гражданско-правовое сообщество в процессуальном смысле правосубъектно, поскольку иск индивидуализируется через интерес всего сообщества.

Здорово, что эта тема обсуждается не только на ведущими юристами, но и студентами на Кружке гражданского процесса СПбГУ!:)

«Раздвоение личности» корпорации // Косвенные иски в корпоративных спорах

Косвенные иски в корпоративных спорах стали вчера предметом обсуждения на научном круглом столе, организованном юридическим институтом «М-Логос». Статья 65.2 Гражданского кодекса (ГК) позволяет участникам корпораций обращаться в суд в качестве ее представителей – например, с иском об оспаривании убыточной сделки, о взыскании убытков с руководителя. Верховный суд РФ (ВС) толкует новые правила весьма противоречиво. Участники вчерашней дискуссии тоже не нашли ответы на многочисленные вопросы, включая порядок разрешения конфликтов между разными представителями корпорации.

Статья 65.2 ГК, введенная в 2014 году, сделала участников корпорации, выступающих с исками в ее интересах, представителями этой корпорации со ссылкой на п. 1 ст. 182 ГК. Представители вправе обращаться от имени корпорации в суд с требованиями о возмещении причиненных корпорации убытков, об оспаривании сделок по различным основаниям. «Материальным» истцом в таких делах, по логике ГК, должна выступать корпорация. Иные участники корпорации могут присоединиться к иску, поданному одним из представителей этой корпорации, либо путем образования группы (по правилам Главы 28.2 АПК РФ), либо в качестве соистцов. В первом случае иск будет групповым (на практике групповые иски пока не встречались), во втором случае – коллективным.

Участники круглого стола обсуждали недавнее дело: 26 августа Коллегия по экономическим спорам ВС вынесла определение по делу об оспаривании участником ООО сделки, совершенной этим ООО (дело № 305-ЭС16-3884). Сделка создавала условия для «последующего выведения земельных участков из состава имущества общества». Основным вопросом в этом деле стал момент начала течения срока исковой давности: применительно к ООО он был один (момент исполнения сделки обществом), применительно к участнику ООО, заявившему требование, – другой (момент получения информации о совершенной сделке). Суд первой инстанции исчислил срок с момента получения информации участником ООО, а суды апелляционной и кассационной инстанций решили, что поскольку иск заявлен от имени ООО (участник выступает как его представитель), то и срок исковой давности исчисляется с момента исполнения сделки этим ООО. Срок в этом случае оказался пропущен, поскольку ООО долго скрывало от участника информацию о сделке. ВС согласился с судом первой инстанции.

Другим важным аспектом в этом деле стал процессуальный статус ООО: несмотря на то, что участник ООО, обратившийся в суд, считается представителем ООО, само ООО оказалось в деле ответчиком. ВС не дал никакой оценки такому процессуальному положению, тем более что ООО, в интересах которого было заявлено требование, против удовлетворения иска возражало.

Конфликт интересов представителя и представляемого, а также различных представителей одной корпорации, могут стать одной из главных проблем в косвенных исках. ВС в п. 32 Постановления Пленума от 23 июня 2015 года № 25 дал такое толкование ст. 65.2 ГК: «Иные участники корпорации, несогласные с заявленными требованиями, вправе вступить в дело на стороне ответчика в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований». Такой подход позволяет суду вынести решение в случае конфликта интересов участников корпорации, однако приводит к «раздвоению личности» самой корпорации, различные представители которой окажутся по разные стороны процесса.

Свести конфликты к минимуму призвано ограничение процессуальных прав лиц, присоединившихся к иску. ВС в том же п. 32 Постановления Пленума № 25 разъяснил, что ни корпорация, ни ее участники, не могут совершать основные процессуальные действия без согласия лица, предъявившего иск. В п. 3 ст. 225.16 АПК РФ права лиц, присоединившихся к групповому иску, ограничены еще жестче: эти лица могут только «знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, снимать с них копии».

Процессуальные ограничения, однако, не снимают принципиальную проблему – следует ли ограничивать свободу участников корпораций на предъявление косвенных исков? «Свобода участников ведет к отрицанию юридического лица», — прозвучало в ходе вчерашней дискуссии. В Англии, США, Германии право миноритариев на предъявление исков от имени компаний ограничено, во Франции у участников корпораций свободы больше. Ограничивать свободу участников может, например, необходимость заручиться поддержкой общего собрания. Другой способ – сделать косвенные иски субсидиарными, то есть допустимыми только после исчерпания возможности защиты прав самой корпорацией. В этом случае, однако, суду всякий раз придется исследовать вопрос о допустимости косвенного иска.

В России, отметили участники круглого стола, свобода предъявления косвенных исков почти не ограничена. С 1 января 2017 года вводится лишь ограничение, касающееся оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью: иск смогут предъявить участники, владеющие не менее чем 1% общего числа голосов участников ООО либо акционеров. Для иных требований, включая требования по ст. 174 ГК, никаких порогов не установлено.

Оригинал материала см. на сайте юридической фирмы «Инфралекс».

Методические рекомендации по изучению познавательных интересов школьников

Методические рекомендации по изучению познавательных интересов школьников

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение

объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог писал: » …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».

1. Проблема познавательного интереса —

актуальная проблема психологии и педагогики

1.1. Интерес и его виды

Интерес – это сложное и значимое для личности образование, имеющее множество

различных трактовок.

Интерес – это избирательная направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов ().

Интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека ().

Я считаю наиболее конкретным определением, определение данное :

«Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной

предмет, явление и деятельность, созданная с положительным эмоциональным отношением к ним».

Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными

условиями его жизни. С помощью интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из окружающей действительности. Но предметом интереса для человека является далеко не все, что его окружает, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.

Интересы людей чрезвычайно разнообразны. Существует несколько классификаций

интересов.

Классификация интересов по содержанию

Материальные интересы

Проявляются в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т. п.

Духовные интересы

Это познавательные интересы к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т. п., интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру).

Характеризуют высокий уровень развития личности.

Общественные интересы

Включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности.

По направленности:

Широкие интересы

Разнообразие интересов при наличии основного, центрального интереса.

Узкие интересы

Наличие одного-двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному.

Глубокие

интересы Потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях.

Поверхностные

интересы Скольжение по поверхности явления и нет интереса к объекту по-настоящему.

По силе:

Устойчивые интересы

Длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности.

Неустойчивые

интересы Сравнительно кратковременны: быстро возникают и быстро угасают.

По опосредованности:

Прямые (непосредственные) интересы

Вызываются самим содержанием той или иной области знаний или деятельности, ее

занимательностью и увлекательностью.

Косвенные (опосредованные) интересы

Вызываются не содержанием объекта, а тем значением, которое он имеет, будучи связанным с другим объектом, непосредственно интересующим человека.

По уровню действенности:

Пассивные интересы

Созерцательные интересы, когда человек ограничивается восприятием интересующего объекта.

Активные интересы

Действенный интерес, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует с целью овладения объектом интереса.

1.2. Познавательный интерес как особый вид интересов человека

«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, об-

ращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» ().

Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение

информации вообще, и углубленным в определенную область познания.

Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые

представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.

В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин

«учебные интересы». Понятие «познавательный интерес» более широкое, так как в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и выходящие далеко за ее пределы.

В зарубежной литературе термин «познавательный интерес» отсутствует, но существует понятие «интеллектуальный интерес». Этот термин тоже не включает всего того, что входит в понятие «познавательный интерес», так как познание включает в себя не только интеллектуальные процессы, но и элементы практических действий, связанных с познанием.

Вот почему термин «интеллектуальный интерес» не равносилен интересу познавательному.

Познавательный интерес — это соединение психических процессов: интеллектуально-

го, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности.

В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного

интереса, проявляется:

· активный поиск;

· догадка;

· исследовательский подход;

· готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:

· эмоции удивления;

· чувство ожидания нового;

· чувство интеллектуальной радости;

· чувство успеха.

Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:

· инициатива поиска;

· самостоятельность добывания знаний;

· выдвижение и постановка познавательных задач.

Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса

выступают как единое взаимосвязанное целое.

Своеобразие познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.

Так определяют и характеризуют познавательный интерес педагоги и психологи.

1.3. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности

Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников

учиться.

Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я

сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учи-

теля). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.

В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффектив-ность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.

Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вы-

звать у учащихся интерес к овладению знаниями.

Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут

охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один ученик, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предметам. Но, наличие устойчивого интереса к тому или иному предмету положительно сказывается на учебной работе по другим предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, так и моральные факторы. Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изучением одного предмета, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другие предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в учебной работе по любимым предметам укрепляют чувство собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься вообще.

Таким образом, важной задачей учителя является формирование у школьников

первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в

учебе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.

2. Методика исследования

познавательных интересов школьников

При исследовании познавательных интересов школьников мною были использованы

следующие методы:

— анкетирование;

— сочинения учащихся;

— интервьюирование школьников, учителей, родителей;

— лабораторный эксперимент;

— наблюдение, педагогический эксперимент.

2.1. Анкетирование

Анкетирование позволило мне получить «массовый» материал, на основе которого

были установлены различные связи между познавательными интересами школьников и их отношением к учению, школе, учителю и т. д.

Одни анкеты требовали выбора одного или нескольких ответов из предлагаемых, на-

пример, в перечне учебных предметов предлагалось подчеркнуть те, которые вызывают интерес. Другие анкеты требовали распространенного ответа: они были направлены на выяснение мотивировок самих учащихся («Что именно интересует тебя в данном предмете?», «Какие уроки за прошедшее полугодие ты считаешь самыми интересными?»).

При составлении анкет и проведении анкетного опроса сочетала прямые вопросы скосвенными, что позволило мне проверить точность ответов. Анкеты проводила с одними, и теми же учениками в разные сроки, через определенные промежутки времени: несколько месяцев, полгода, год. Они позволили выявить интересы учащихся: по содержанию, глубине, по устойчивости, по степени дифференцированности интереса, осознанности и т. д.

Но недостатком анкетирования явилось то, что оно не помогло зафиксировать про-

цесса формирования интересов, оно лишь зафиксировало факт наличия или отсутствия этих интересов.

2.2. Сочинения учащихся

В исследовании познавательных интересов обратилась и к мини-сочинениям уча-

щихся, которые больше, чем анкеты, позволили выявить личностное отношение учащихся к учебным предметам, видам занятий в свободное время, к урокам и т. д.

Путем анализа сочинений учащихся «Мои любимые уроки в школе», «За что я люблю

математику», «Самые интересные книги, которые я прочел в этом году» установила не только сам факт наличия или отсутствия познавательных интересов школьников, но и в некоторой степени уровень их осознанности, степень увлеченности, характер познавательных

интересов. А так же выяснила, какие стороны содержания и методики обучения по различным предметам поддерживают интерес учащихся.

Сочинения учащихся, как и метод анкет, не дали в полной мере объективной картины

познавательных интересов учащихся, но они были полезными для сравнения срезов на разных этапах, для установления движения, изменяемости и устойчивости интересов.

Так как назначение и анкет и сочинений в исследовании познавательных интересов ограничено, то данные, полученные при помощи этих методов, я сопоставила с данными, полученными другими путями.

2.3. Интервьюирование школьников, учителей, родителей

Чтобы мое педагогическое воздействие было более точным и надежным, необходимо было узнать общевозрастные и специфические, связанные с индивидуальным образом жизни, особенности, а так же уровень развития интересов каждого школьника. В этом помогали интервью с учителями, классными руководителями, родителями и сами учениками. Интервью с учителями различных предметов позволили установить то общее и то

особенное, что характеризует познавательные интересы классов, в которых я работаю.

Иногда интересы одного и того же школьника по-разному характеризовались различными учителями. Мои предположения, что у данного школьника доминирует познавательный интерес в определенной области или же учитель поверхностно знаком с интересами этого ученика, проверялись с помощью других методов.

2.4. Лабораторный эксперимент

Для диагностики познавательных интересов учащихся использовала также методику

лабораторного эксперимента.

Эксперимент состоял в следующем. Для каждого класса по каждому учебному пред-

мету учителями были составлены задачи различного характера: одни из них требовали простого воспроизведения знаний, полученных на уроках, другие — установления причинной зависимости, выделения закономерности, третьи требовали практического использования знаний, четвертые задания – творческого подхода к их решению. По каждому из указанных разделов давались 3-4 задачи. Кроме того, ставился ряд вопросов (прямых или косвенных), чтобы выявить отношение учащихся к учебному предмету, а также характер использования свободного времени. Задачи и вопросы вкладывались в конверты с надписью учебного предмета. Ученику предлагалось выбрать любой конверт и ответить на те вопросы, на которые он захочет ответить. Другие конверты разрешалось брать только в том случае, когда ответы на вопросы с точки зрения ученика будут исчерпаны. Диагностическими показателями познавательного интереса являлись:

— характер выбора конверта (случайный или вполне закономерный — направленный);

— содержание выбранных подростком познавательных заданий (чему он оказывает

предпочтение: практическим, творческим заданиям или же заданиям репродуктивного характера);

— характер выполнения задания (элементарные и стереотипные действия или ориги-

нальный подход, творческое решение);

— эмоциональное выражение деятельности школьника в процессе эксперимента (уче-

ник действует увлеченно, с подъемом или же безразличен к удачам и неудачам).

— соотношение между предметным содержанием выбранного конверта и содержа-

нием деятельности, к которой ученик проявляет склонности в свободное от школьных занятий время.

Эксперимент позволил выявить группы учащихся с различным характером познава-

тельных интересов (с не сложившимися интересами; с широкими интересами; с интересами

стержневыми и т. д.), установить особенности познавательных интересов, характерные для учащихся одних и тех же возрастных групп.

Свободный выбор задач явился своеобразным показателем познавательной активно-

сти учеников, связанной с познавательными интересами (предпочтение творческих задач репродуктивным, выбор задач поискового характера, выбор зданий по определенному предмету и проч.).

2.5. Наблюдение. Показатели познавательного интереса

Наблюдение дало возможность собрать факты, проследить сам процесс становления и

развития интересов у отдельных учащихся и в классах, установить силу и слабость различных приемов побуждения познавательных действий учеников с моей стороны.

В таблице приведены показатели, по которым обнаруживался познавательный инте-

рес у учащихся.

Проявления, характеризующие познавательную активность учащихся

· вопросы, с которыми учащиеся обращались к учителю, взрослым;

· стремление учеников по собственному желанию, без указаний и требований, принять участие в рассмотрении и обсуждении вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей;

· сосредоточенность произвольного внимания как свидетельство сосредоточенности мыслей на предмете интереса;

· характер процесса деятельности:

а) как принимается задание – с готовностью к действию или безразличием;

б) как выполняется познавательная задача – самостоятельно или по образцу;

в) внимателен ученик или рассеян;

г) каково отношение ученика к процессу своей деятельности — увлечен или равнодушен;

д) каков результат выполнения познавательной задачи (глубина, основательность, оригинальность или узость и примитивность в подходе).

Эмоциональные проявления

· в речевых реакциях – в восклицаниях (типа «Вот здорово!»), в обмене мнениями с соседом;

· в особом эмоциональном последствии, в наступившей тишине, свидетельствующем о взволнованности, поглощенности только что высказанными мыслями, суждениями о полноте чувств, которые испытывают учащиеся;

· в адекватности реакций учащихся в ответ на происходящее в классе (смех в ответ на юмор, мимика гнева, радости, разочарования, мыслительного напряжения, соответствующие содержанию ситуации).

Показатели, раскрывающие картину устойчивости и силы познавательного интереса

· избирательная направленность круга чтения учащихся;

· их участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы (КВН, предметных кружках, вечерах, расширяющих кругозор);

· выполнение индивидуальных заданий;

· характер использования свободного времени.

Наблюдение как метод педагогического исследования познавательных интересов со-

путствовал всему процессу их изучения, но его нельзя считать определяющим методом исследования, поэтому наблюдение закономерно переросло в эксперимент.

2.6. Педагогический эксперимент

Задачей педагогического эксперимента, который был мною проведен, было изучение

влияния вопросов учащихся на формирование познавательных интересов. Эксперимент протекал в естественной обстановке: в ходе урока, в процессе организации различных видов внеурочной деятельности, в условиях привычного общения учащихся между собою и взрослыми. Поэтому весь ход эксперимента испытуемыми воспринимался как привычная ситуация.

Как и в любом эксперименте, было целенаправленное изменение действительности в

том смысле, что из общего комплекса условий, средств, воздействий, сопровождающих протекание деятельности, вычленялась экспериментальная задача, подлежащая изучению. С этой целью в педагогическом эксперименте происходило специальное конструирование необходимых ситуаций, условий, при которых данное явление или данные явления обнаруживалось наиболее отчетливо.

Таковы основные методы исследования познавательных интересов школьников,

которые мною были использованы для изучения процесса формирования и развития познавательных интересов учащихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *