Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года
проект
Ключевым условием достижения стратегических целей Российской Федерации, повышения конкурентоспособности России, усиления ее политической и экономической роли в мировом сообществе является обеспечение неуклонного экономического роста. Опорой экономического роста является корпоративный сектор. Для того чтобы российские компании могли достойно ответить на вызовы современности, необходима развитая и эффективная система корпоративного управления и корпоративного законодательства.
Современный этап развития мировой экономики характеризуется растущим уровнем глобализации. Участие в этом процессе является настоятельной необходимостью для стран, претендующих на ведущие роли в мире. Россия не только внимательно следит за процессами социально-экономических и правовых изменений в мире, но и является их активным и заинтересованным участником. В этом контексте очень важно внедрение в России международно признанных принципов корпоративного управления как общемировых правил ведения бизнеса.
Настоящий документ определяет основные направления развития корпоративного законодательства на период до 2008 года.
-
Цели и условия развития корпоративного законодательства
-
Одним из основных приоритетов государственной политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Стимулирование предпринимательской активности во всех ее формах и устранение необоснованных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности является необходимым условием нормального функционирования экономики. Опыт частных российских компаний убедительно доказывает, что они в состоянии обеспечивать конкурентоспособность страны.
Справедливая, современная и эффективная система корпоративного законодательства принципиально важна как для экономики, так и для общества в целом. Правительство рассматривает процесс совершенствования корпоративного законодательства как важную предпосылку укрепления рыночных основ экономики страны.
Реализация Концепции позволит вывести на новый качественный уровень систему корпоративного управления в Российской Федерации, облегчить создание нового бизнеса и его ведение, повысить привлекательность российских компаний для внутренних и внешних инвесторов, снизить количество и остроту корпоративных конфликтов и ввести механизмы их эффективного урегулирования, повысить результативность государственного регулирования данной сферы, обеспечить необходимую гибкость для будущего развития.
-
Необходимым условием успешности проводимого реформирования корпоративного законодательства является комплексность регулирования.
Слабость института акционерных форм инвестирования и кредитных заимствований в сфере деятельности российских промышленных и непромышленных предприятий в значительной степени обусловлена не столько недостаточным развитием современного инструментария фондового рынка и форм кредитования, сколько высокой степенью нестабильности российской экономики и высокими инвестиционными рисками. Вместе с тем анализ тенденций развития финансового рынка России свидетельствует о наличии системных недостатков, как банковского сектора, так и фондового рынка. Следовательно, вопрос развития акционерной формы отношений в бизнесе нельзя рассматривать в отрыве от развития фондового рынка и банковского сектора.
-
Основными задачами совершенствования корпоративного законодательства являются:
-
Повышение конкурентоспособности российских организаций.
-
Развитие фондового рынка, в том числе путем стимулирования использования акционерной формы ведения бизнеса.
-
Совершенствование правового обеспечения в области концентрации и диверсификации бизнеса.
-
Совершенствование правовых основ корпоративного управления.
-
Решение основных задач в области развития корпоративного законодательства должно осуществляться путем:
-
Совершенствования форм ведения бизнеса на основе модернизации законодательства о юридических лицах.
-
Создания правовых условий деятельности бизнеса, способствующих развитию рыночных основ экономики, защите права собственности и привлечению инвестиций.
-
Внедрения в российское законодательство и правоприменительную практику всемирно признанных принципов корпоративного управления.
-
Обеспечения правового регулирования, направленного на установление баланса интересов всех заинтересованных участников корпоративных отношений, включая само юридическое лицо, и общество в широком смысле слова.
-
Устранения излишних барьеров на осуществление предпринимательской деятельности.
-
Обеспечения транспарентности бизнеса.
-
Тенденция развития корпоративного законодательства во всем мире направлена, в первую очередь, на повышение качества корпоративного управления. Эффективное корпоративное управление является ключевым фактором, обеспечивающим финансовую прозрачность компаний и подотчетность руководителей.
Корпоративное законодательство должно учитывать международный опыт и рекомендации международных институтов, в частности, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в области корпоративного управления.
Основными принципами корпоративного управления, реализуемыми в корпоративном законодательстве, должны стать:
-
Справедливость: система корпоративного управления должна защищать права акционеров и обеспечивать равное отношение ко всем акционерам, вне зависимости от их доли участия (миноритарий или мажоритарий) и места нахождения (резидент или нерезидент). Все акционеры должны иметь доступ к эффективным средствам защиты в случае нарушения их прав.
-
Ответственность: система корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц, способствовать активному сотрудничеству между акционерными обществами и заинтересованными лицами в целях создания рабочих мест, повышения благосостояния и обеспечения финансовой устойчивости предприятий.
-
Прозрачность: система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным вопросам, касающимся акционерного общества, в том числе о его финансовом положении, результатах деятельности, структуре собственности и управления.
-
Подотчетность: система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое руководство обществом, эффективный контроль за управляющими со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров обществу и его акционерам.
-
Корпоративное законодательство должно основываться на широком использовании диспозитивных норм и правонаделяющих предписаний. В области корпоративного права разрешено все, что прямо не запрещено законом или не связано со злоупотреблением правами. Императивные нормы и запреты должны использоваться лишь в наиболее принципиальных вопросах.
С учетом того, что закрепление правом наиболее сбалансированной модели урегулирования отношений позволяет достичь значительного снижения экономических издержек, при разработке нормативных правовых актов в области корпоративных отношений надлежит учитывать
1) какая модель отношения всех заинтересованных субъектов (включая государство) в большей степени соответствует интересам общества в целом, в том числе какова приоритетность интересов каждого из субъектов (группы субъектов) в правоотношении,
2) какому субъекту (группе субъектов) в правоотношении, должна предоставляться дополнительная защита как более слабой стороне в отношении,
3) какая из моделей регулирования является наименее затратной для всех заинтересованных субъектов.
-
Можно выделить несколько основных корпоративных моделей, преобладавших или преобладающих в различных странах на том или ином этапе их развития: публичная модель (модель общественных интересов), модель собственника, модель менеджера, социальная модель (модель участия трудового коллектива) и модель стейкхолдеров (модель баланса интересов всех заинтересованных лиц — инвесторов, акционеров, менеджеров, работников, контрагентов и пр.). В зависимости от того, какая модель используется, защищаемые интересы, которым отдается приоритет в законодательстве и/или в правоприменении, различаются.
Российским законодательством были восприняты основные постулаты модели собственника, свойственные в большей степени странам англосаксонской системы права, рассчитанным на дисперсную систему акционерной собственности. Анализ форм бизнеса, присущих сегодняшнему этапу развития российской экономики, свидетельствует о необходимости учитывать сосуществование различных корпоративных моделей. При этом общественный интерес должен определяться с учетом средне- и долгосрочных задач социально-экономического развития страны
7.1.2. Концепция структурного реформирования организации
Анализ структуры любого государства указывает на наличие в ней трех необходимых сфер, выполняющих важнейшие функции жизнедеятельности системы:
-
сфера производства, обеспечивающая фундамент системы и ее существование:
-
сфера власти, обеспечивающая целостность и устойчивость всей системы;
-
сфера идеологии, политики, обеспечивающая движение и развитие системы, придающая ей целенаправленность.
Что же с точки зрения системного анализа и проводимой экономической реформы происходит с нашей государственностью? Прежде всего следует отметить, что в советский период имела место ужасающая iпутаница в функциях вышеназванных сфер. Идеология в лице партийного аппарата выполняла функции подсистемы власти, но не выполняла собственных функций—идеологических: определение и приоритетное финансирование перспективных стратегических направлений развития экономики. Подсистема Советской власти вообще не несла никаких самостоятельных функций, а лишь трансформировала указания партийного аппарата. Сфера производства ориентировалась не на рынок, а на указания (директивные цифры) партийного аппарата.
В настоящее время происходит восстановление и приведение в порядок перемешанных ранее функций всех трех подсистем государственности. Разграничена и фактически отделена от государства производственная сфера. Она теперь ориентируется на потребности ринка.
Подсистема власти, отделившись от сферы производства материальных благ, должна заниматься улучшением условий жизни людей (жилье, магазины, медицинское обслуживание, школы, дороги и т. п.). Центр стратегических разработок и другие правительственные структуры занимаются разработкой стратегии развития страны.
Анализ темпов роста экономики быстроразвивающихся государств свидетельствует о том, что каждое из них добивалось успеха за счет перестройки в целевой ориентации и крупных структурных преобразований. Так, например, Япония обеспечила себе лидирующее положение вмире повышенным вниманием к качеству производимых товаров. В ФРГ за послевоенные годы прошло пять полных циклов обновления структуры основных фондов промышленных фирм, что обеспечило продукции ФРГ конкурентоспособность, а фирмам — высокие темпы роста основных показателей.
Анализ деятельности высокоэффективных отечественных фирм также подтверждает эту закономерность, а именно, с позиций экономикиперевод фирмы в новое высокоэффективное качественное состояние может быть обеспечен лишь за счет новой целевой ориентации и структурного реформирования (реструктуризации).
Под реформой предприятий и иных коммерческих организаций понимается изменение принципов их действия, направленное на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.
В основу эффективного реформирования фирмы должна быть заложена определенная концепция, а не отдельные положения по тем илииным сферам деятельности. Такая концепция, в свою очередь, должна опираться на следующие исходные факторы:
-
новые цели, требования и возможности;
-
теоретические, научные достижения в области организации и управления (системная организация, программно-целевой подход и т. п.);
-
отечественный прогрессивный опыт (новые возможности в оплате труда и социального управления);
-
положительные традиции и достижения организации.
Главным и определяющим всю концепцию реформирования организации является положение о принципиальной возможности кардинальным образом улучшить трудовую деятельность каждого работника и коллектива в целом, использовав прежде всего не столько технический, сколько человеческий потенциал и его организационные возможности.Все остальное—следствие. С этой целью вся организационная, экономическая и социальная стратегия управления должна быть постепенно,но последовательно перестроена на создание условий, при которых каждый работник будет самостоятельно, а не по принуждению, стремиться к эффективной работе коллектива, в котором он работает (а не только своей личной работы). Это глобальная, но и конечная цель перестройки. Для достижения этой цели необходимо разработать программу, в которой все должно быть увязано по сферам деятельности, конечным результатам, срокам, конкретным мероприятиям.
Разработка конкретной программы перестройки, ее обсуждение, доработка и поддержка со стороны большинства администрации и коллектива фирмы является решающим предварительным условием реформирования фирмы.
Первоначальным мероприятием при разработке программы реформирования должно быть создание системы взаимоувязанных конкретных целей на определенный период времени. Эту работу необходимо провести совместно со специалистами предприятия.
В связи с требованиями рынка многие предприятия и организации периодически меняют свою целевую ориентацию. В первую очередь )то касается изменения статуса, целей и задач фирмы, принципов работы, ее специализации, объемов производства и услуг, рынков потребления продукции или услуг и т. д.
Сущность концепции реформирования фирмы заключается в том, что эти изменения требуют адекватной перестройки всех структурныхобразований и их элементного состава (кадрового, организационного, технического, информационного и т. п. обеспечения). В организации особый блок составляет инновационная деятельность по его структурной перестройке, которая вызвана рыночной необходимостью перехода предприятия на новую траекторию функционирования.
Концепция реформирования фирмы предусматривает в самом общем случае изменения:
-
структуры состава выпускаемой продукции (номенклатуры, ас сортимента, издержек, качества);
-
структуры технического парка и технологий, обеспечивающих реализацию миссии фирмы;
-
производственной структуры фирмы;
-
структуры управления;
-
социальной структуры;
-
структуры системы оплаты и мотивации труда (см. рис.
При реформировании фирмы необходимо в первую очередь правильно определить последовательность работ по реструктуризацииструктурных образований.
-
Состав структуры выпускаемой продукции. Статистическиеданные, например, по машиностроению Санкт-Петербурга за последние годы свидетельствуют о явном сдвиге количества инновационных мероприятий с расширения продукции (уменьшения мероприятий примерно в 2 раза) на мероприятия по снижению издержек производства (увеличение на 30%) и улучшение качества продукции (рост количества мероприятий почти в 2 раза). Именно такая стратегическая ориентация предприятий в отношении качества и издержек на производство продукции и определяет, во-первых, выбор структуры станочного парка и, во-вторых, выбор формы специализации будущих производственных подразделений.
-
Структура технического парка и технологий производства. После формирования портфеля заказов определяют необходимое количество станков, в том числе и замену устаревшего, не соответствующего прогрессивной форме организации. Таким образом, производится реструктуризация станочного парка.
Перестройка производственной структуры первична по отношению к другим структурным образованиям. Отсюда следует, что реструктуризации технических средств и технологий, внедрению средств автоматизации должна предшествовать перестройка производственной структуры, предварительная организационная подготовка, направленная на внедрение нового организационно-управленческого мышления. Несоблюдение принципа первичности в отношении реформирования производственной структуры приводит к убыткам, бесполезной трате сил и ресурсов и не увеличивает конкурентоспособность фирмы.
Современное производство характеризуется высокой системной сложностью. Подсистемной сложностью понимается степень разнообразия (число компонентов) и количество связей между элементами системы. Сложность, характеризуя систему с количественной стороны, связана с понятием организованности системы. Мера организованности в работах по теории информации отождествляется с мерой информации, определяемой как функция количества разнообразия, ограничиваемого соответствующим количеством связей. Эта связь меры информации с мерой организованности используется в кибернетике при управлении сложными динамическими системами.
Таким образом, задача понижения сложности производственной системы с целью ее большей организованности и достижения необходимого соответствия в разнообразии управляемой и управляющей систем (принцип Эшби) связана с предварительным совершенствованием организационных форм производства.
Реальный путь понижения системной сложности и, как следствие, повышения эффективности производства—ориентация на прогрессивные формы организации на основе глубокого экономического анализа.Мировая практика показывает, что перестройка организации производства на основе экономического анализа и применения компьютерных технологий повышает производительность труда на 40-70% при существующей технической оснащенности. Следовательно, чисто организационными средствами можно добиться более продуктивных успехов, применяя при этом даже старое оборудование. Например, применяя прогрессивные системы организации можно повысить производительность труда и качество продукции, снизить себестоимость и повысить оборачиваемость оборотных средств, применяя одно и то же оборудование.
Организация производства является пространственно-временной проблемой. Поэтому, упорядочив движение материальных производственных потоков в пространстве, необходимо решить и задачу рационального движения их во времени за счет совершенствования систем иметодов оперативно-производственного планирования.
4. Особое внимание при реформировании организации должно быть уделено перестройке структуры управления. Это внимание обусловлено тем, что структура управления — это «окружающая среда» менеджера. Ни один способный руководитель не может хорошо управлять плохо организованным объектом, как нельзя нормально жить и работать в плохой окружающей среде.
При реформировании структуры управления необходимо:
на основе анализа действующей структуры управления выявить основные ее недостатки;
определить состав принципиально новых для деятельности фирмы целей и задач, на решение которых должна быть в первую очередьориентирована структура управления;
разработать программу реформирования структуры управления.
Организационные новации содержат две противоречивые тенденции: первая — объединения связанных горизонтальной и вертикальной кооперацией или однопрофильных предприятий в крупные структуры различных финансово-производственно-управленческих фирм, что согласуется с общемировой тенденцией слияния фирм в условиях глобализации рынка и ужесточения конкуренции. Вторая тенденция—образование самостоятельных фирм на базе структурных подразделений крупного предприятия, способных выпускать конечную продукцию при минимальных технологических связях с другими подразделениями предприятия.
Дочерние фирмы на площадях материнского предприятия хотя и призваны помочь предприятию выжить в экстремальных условиях внешней среды, сообщают ему гибкость в реагировании на требования рынка, увеличивают число работников, заинтересованных в результатах деятельности предприятия, и поэтому могут иметь некоторые признаки прогрессивности, особенно в движении к холдингу1.
Образование дочерних фирм с контрольным пакетом акций у материнского предприятия может рассматриваться как метод его организационной реструктуризации в кризисной ситуации (освобождение предприятия от неиспользованных мощностей, оборудования, земли). Этот метод не исключает возможности консолидации производственногопотенциала на этапе преодоления экономического кризиса.
Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и отечественной экономике, появляютсяновые формы интеграции организаций,которые повышают конкурентоспособность России и способствуют ее выходу из кризисного состояния. Прежде всего, это финансово-промышленные группы и предпринимательские союзы.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют в своем составе производственные предприятия, исследовательские организации,банки, торговые фирмы, инвестиционные фонды и страховые компании. ФПГ обеспечивают: концентрацию инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики; повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности отечественной продукции; прогрессивные структурные изменения в промышленности страны; формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики.
Предпринимательские союзы образуются в результате добровольно объединяющихся предприятий разных форм собственности и размеров, например, сборочный завод, конструкторское бюро и завод по выпуску комплектующих, используемых в производстве широкофюзеляжных самолетов Ил-86.
После того как сформировалась новая организационная структура на основе новых форм интеграции или образовалась самостоятельная фирма на базе структурного подразделения крупного предприятия, необходимо продолжить работу по реструктуризации производственной структуры и структуры управления.
Одним из важнейших направлений эффективного развития социальной подсистемы является необходимость ее структурного реформирования.
5. Реформирование социальной структуры возможно по двум основным направлениям:
-
обновление кадрового состава с ориентацией на привлечение высокопрофессиональных специалистов;
-
повышение уровня компетенции работников организации за счет ротации и обучения персонала на всех уровнях иерархии и по всем специальностям.
6. И наконец, структурному реформированию подлежит система оплаты и мотивации труда. Стимулирование как тактика решения любой проблемы является ориентацией на фактическую структуру ценностей, ориентации и интересов работника, на более полную реализацию трудового потенциала. Стимулирование должно соответствовать потребностям, интересам и способностям работника, то есть механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника. Эти принципиальные соображения и необходимо положить в основу структурного реформирования системы оплаты и мотивации труда.
Развитие корпоративных отношений
В условиях глобализации, стремительной цифровой трансформации и нарастающего ускорения изменений в обществе, геополитике, технологиях и бизнес-моделях вопросы корпоративного управления и устойчивого развития компаний все чаще становятся приоритетными для инвесторов, тем самым подтверждая их важность для успешного развития и поддержания финансовой устойчивости компаний в долгосрочной перспективе.
Залог успеха развития любых правоотношений — последовательные и системные действия их участников, нацеленные одновременно как на выполнение установленных требований и принятых на себя обязательств, так и на достижение поставленных целей и желаемого результата.
Проактивная позиция участников корпоративных отношений и постоянный поиск лучших решений позволяют не только соблюдать установленные требования, но и тонко чувствовать назревающие изменения и оперативно на них реагировать.
Банк России придерживается сбалансированного подхода к регулированию (сочетание жесткого и мягкого регулирования) корпоративных отношений, как устанавливая правила поведения участников корпоративных отношений, так и предоставляя им свободу выбора инструментария для совершенствования и взаимоприемлемого развития корпоративных отношений.
В рамках мягкого регулирования в 2014 году Совет директоров Банка России одобрил Кодекс корпоративного управления. Этот документ предоставил публичным акционерным обществам ориентиры для развития корпоративного управления и инструментарий по внедрению передовых практик. Также Банк России разработал форму отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса. Предоставление таких данных в унифицированной форме позволяет компаниям, с одной стороны, сравнивать свою корпоративную практику с корпоративной практикой других организаций, а инвесторам, с другой стороны, — анализировать взаимосвязь между качеством корпоративного управления и стоимостью компании.
Среднее число принципов Кодекса, которые общества из КС1 и КС2 соблюдают, частично соблюдают и не соблюдают (%) Средний уровень качества объяснений обществ из КС1 и КС2 причин частичного соблюдения (несоблюдения) Кодекса (%) Распределение обществ из КС1 и КС2 по общему заявленному уровню соблюдения принципов Кодекса (%) Доля обществ из КС1 и КС2, представивших объяснения соответствующего качества (%)
В 2019 году периметр мониторинга был расширен и в него вошли также публичные акционерные общества, акции которых включены в третий уровень списка ценных бумаг, допущенных к торгам ПАО Московская Биржа. Ниже приводится информация о внедрении принципов и рекомендаций Кодекса, и об оценке качества объяснений причин несоблюдения (частичного соблюдения) указанных принципов и рекомендаций по итогам 2018 года.
Доля обществ С3У, представивших объяснения причин частичного соблюдения (несоблюдения) принципов Кодекса соответствующего качества (%) Среднее число принципов Кодекса, которые общества из С3У соблюдают, частично соблюдают и не соблюдают (%)