Концедент и концессионер

ГЧП-блог

Капитальный грант и концессионное соглашение

6 февраля 2020

Юристам часто задают вопрос – что такое капитальный грант и чем он отличается от платы концедента.

Термина «капитальный грант» законодательство не содержит, скорее в этот термин вкладывается его экономическая суть – софинансирование капитальных затрат. При этом Закон о концессиях предусматривает два возможных варианта направления концедентом денежных средств в проект: участие в расходах на строительство (реконструкцию)/эксплуатацию и плата концедента. Именно участие в расходах на строительство (реконструкцию), как правило, называют капитальным грантом.

С точки зрения структурирования инвестиционных бюджетных платежей практика выработала следующий подход к структурированию:

  • участие концедента в капитальных расходах на фазе до ввода объекта в эксплуатацию осуществляется в формате капитального гранта (участия в расходах на создание и реконструкцию), при этом данный платеж не может покрывать 100% капитальных расходов по проекту;
  • возмещение концедентом капитальных расходов после ввода объекта в эксплуатацию структурируется в формате платы концедента (например, можно назвать инвестиционным платежом в составе платы концедента).

Отдельным является вопрос о соотношении платежей в рамках концессионного соглашения и видов бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетным законодательством. Его мы рассмотрим в следующий раз.

Для понимания доступного инструментария бюджетного финансирования применительно к Вашему проекту рекомендуем воспользоваться нашей уникальной онлайн-разработкой «ГЧП-структуратор». С помощью сервиса Вы сможете понять, какие правовые модели доступны для Вашего проекта (КС, СГЧП, КЖЦ), и получить базовые разъяснения по особенностям бюджетного финансирования проекта в рамках доступных для него моделей.

Комментарий к статье 8 Федерального закона “О концессионных соглашениях”

1. В комментируемой статье предусмотрены права и закреплены обязанности концессионера и концедента. В первоначальной редакции данная статья предусматривала права (ч. 1) и закрепляла обязанности (ч. 2) только концессионера. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ, которым в статью внесены часть 3, предусматривающая право концедента, и часть 4, закрепляющая обязанность концедента.

В отношении прав концессионера, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи, необходимо отметить следующее.

Право передавать объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество в пользование третьим лицам (п. 1).

В пункте 1 ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что концессионер реализует данное право с согласия концедента в порядке, установленном федеральными законами и условиями концессионного соглашения, и при условии соблюдения такими лицами обязательств концессионера по концессионному соглашению. В передаче концессионером объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в пользование третьим лицам видится аналогия с элементами сдачи арендатором арендованного имущества в субаренду (поднаем) и одновременно с элементами передачи арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем). В этом отношении основу рассматриваемых положений можно усмотреть в п. 2 ст. 615 § 1 “Общие положения об аренде” гл. 34 “Аренда” части второй ГК РФ, которым предусмотрено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. Там же установлено, что к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

При передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в пользование третьим лицам концессионер в соответствии с п. 1 ч. 1 комментируемой статьи несет ответственность за действия таких лиц как за свои собственные. Данное правило согласуется с положением п. 2 ст. 615 ГК РФ о том, что в случаях сдачи арендованного имущества в субаренду (поднаем) ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор (однако там же указано, что случаи перенайма являются исключением из данного правила).

Согласно п. 1 ч. 1 комментируемой статьи объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество может быть передано в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения по концессионному соглашению (следует обратить внимание, что речь идет о сроке использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, а не о сроке действия концессионного соглашения). Основой для данного правила является положение п. 2 ст. 615 ГК РФ, в соответствии с которым договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.

Как предусмотрено в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения прав пользования третьих лиц объектом концессионного соглашения и (или) иным передаваемым концедентом концессионеру по концессионному соглашению имуществом. Данное правило, в котором, разумеется, речь идет о досрочном прекращении концессионного соглашения, основывается на положении п. 1 ст. 618 ГК РФ о том, что, если иное не предусмотрено договором аренды, досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды. Разница лишь в том, что правило п. 1 ч. 1 комментируемой статьи сформулировано как императивное, а правило п. 1 ст. 618 ГК РФ – как диспозитивное. Представляется очевидным, что к случаям досрочного прекращения концессионного соглашения неприменимо положение п. 1 ст. 618 ГК РФ, согласно которому субарендатор в случае досрочного прекращения договора аренды имеет право на заключение с ним договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды.

Следует отметить, что пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи полностью изложен Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ в новой редакции. До издания указанного Закона в этом пункте говорилось о праве концессионера распоряжаться объектом концессионного соглашения в порядке, установленном комментируемым Законом и концессионным соглашением. Впрочем, данное изменение носит лишь уточняющий характер, поскольку распоряжение объектом концессионного соглашения означает и возможность передачи этого объекта в пользование третьим лицам (в то время как согласно ч. 6 ст. 3 комментируемого Закона передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускается).

Право исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц (п. 2).

Согласно п. 2 ч. 1 комментируемой статьи концессионер вправе исполнять концессионное соглашение своими силами или с привлечением других лиц либо одновременно своими силами и с привлечением других лиц. При этом прямо указано, что другие лица могут привлекаться концессионером только в соответствии с условиями концессионного соглашения (данное указание включено Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ), что наряду с прочим означает возможность установления в концессионном соглашении запрета привлечения других лиц для его исполнения.

Основа для предусмотренной возможности концессионера привлекать для исполнения концессионного соглашения других лиц видится в положении п. 1 ст. 706 § 1 “Общие положения о подряде” гл. 37 “Подряд” части второй ГК РФ, согласно которому, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Там же установлено, что в этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Как предусмотрено в п. 2 указанной статьи, подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений п. 1 данной статьи или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора. Представляется очевидным, что те же последствия наступают и в случае, если концессионер привлек к исполнению концессионного соглашения других лиц в нарушение концессионного соглашения.

В пункте 2 ч. 1 комментируемой статьи императивно установлено, что концессионер, который привлек к исполнению концессионного соглашения других лиц, несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные. Такое регулирование согласуется с п. 3 ст. 706 части второй ГК РФ, устанавливающим, что генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 части первой данного Кодекса. Указанными нормами предусмотрено следующее: исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично; в этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом (п. 1 ст. 313); должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо (ст. 403).

Следует отметить, что представляются распространимыми на отношения концедента, концессионера и лиц, привлеченных концессионером к исполнению концессионного соглашения, и другие положения п. 3 ст. 706 ГК РФ: генеральный подрядчик несет перед субподрядчиком ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда; если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.

Право пользоваться исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения (п. 3).

В соответствии с ч. 11 ст. 3 комментируемого Закона исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением (о результатах интеллектуальной деятельности см. комментарий к указанной статье). В то же время пункт 3 ч. 1 комментируемой статьи предоставляет концессионеру право пользоваться такими исключительными правами и устанавливает, что концессионер реализует данное право:

на безвозмездной основе;

в порядке, установленном концессионным соглашением;

при соблюдении условий конфиденциальности, установленных концессионным соглашением;

в целях исполнения своих обязательств по концессионному соглашению.

Следует отметить, что часть четвертая ГК РФ, регламентирующая права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, предусматривает режим конфиденциальности только в отношении такого результата интеллектуальной деятельности, как секрет производства (ноу-хау). В отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), устанавливается режим коммерческой тайны (см. комментарий к ст. 9 Закона).

Также необходимо отметить, что обязательность соблюдения условий конфиденциальности, установленных концессионным соглашением, согласуется с положениями ст. 727 “Конфиденциальность полученной сторонами информации” § 1 “Общие положения о подряде” гл. 37 “Подряд” части второй ГК РФ. Указанной статьей установлено, в частности, следующее: если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в т.ч. не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны; порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит перечень обязанностей концессионера. В отношении этих прав необходимо отметить следующее.

Обязанность осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации) (п. 1).

Обязанность концессионера создать объект концессионного соглашения и (или) осуществить его реконструкцию следует непосредственно из предмета концессионного соглашения, как он определен в ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона. Детализируя данную обязанность, пункт 1 ч. 2 комментируемой статьи устанавливает, что концессионер обязан создать и (или) реконструировать объект концессионного соглашения в сроки, предусмотренные концессионным соглашением. Соответственно обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 данного Закона относятся к существенным условиям концессионного соглашения.

Еще одним детализирующим моментом является то, что согласно п. 1 ч. 2 комментируемой статьи концессионер обязан в установленные концессионным соглашением сроки не только создать и (или) реконструировать объект концессионного соглашения, но и приступить к его использованию (эксплуатации). Данный момент подразумевается в п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона, относящем к существенным условиям концессионного соглашения обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Обязанность использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением (п. 2).

На обязанность концессионера осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения также прямо указано в норме ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона, определяющей предмет концессионного соглашения. В рамках детализации этой обязанности в п. 2 ч. 2 комментируемой статьи установлено, что использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения должно осуществляться в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 10 данного Закона к существенным условиям концессионного соглашения относятся цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Видимо, это подразумевает, что эти условия охватывают и порядок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.

Обязанность осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента (п. 3).

Обязанность концессионера осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, обозначена в норме ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона, определяющей предмет концессионного соглашения как обязанность осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Соответственно пункт 2 ч. 1 ст. 10 данного Закона относит обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, к существенным условиям концессионного соглашения. Важным детализирующим моментом, содержащимся в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, является то, что концессионер не вправе прекращать (приостанавливать) деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, без согласия на то концедента.

Обязанность обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг (п. 4).

Данная обязанность концессионера, которая непосредственно вытекает из его обязанности осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, может быть детализирована условиями концессионного соглашения. В частности, согласно ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона в концессионное соглашение могут быть включены такие условия, как: объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (п. 1); порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавок к ценам (тарифам), долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, согласованные с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) (п. 2); обязательства концессионера по реализации производимых товаров, выполнению работ, оказанию услуг на внутреннем рынке в течение срока, установленного концессионным соглашением (п. 5); обязательства концессионера по реализации производимых товаров, выполнению работ, оказанию услуг по регулируемым ценам (тарифам) и в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) (п. 6).

Обязанность предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в т.ч. льготы по оплате товаров, работ, услуг (п. 5).

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона в концессионное соглашение лишь могут включаться условия об обязательствах концессионера по предоставлению потребителям установленных федеральными законами, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льгот, в т.ч. льгот по оплате товаров, работ, услуг. Соответственно в п. 5 ч. 2 комментируемой статьи говорится о необходимости исполнения рассматриваемой обязанности концессионера в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением. О рассматриваемой обязанности см. комментарий к ст. 10 Закона.

Обязанность поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением (п. 6).

В соответствии с общим правилом, закрепленным в ст. 210 части первой ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В рамках изъятия, предусмотренного в приведенной норме, статья 616 § 1 “Общие положения об аренде” гл. 34 “Аренда” части второй данного Кодекса в отношении обязанностей сторон по содержанию арендованного имущества предусматривает следующее: арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды (п. 1); арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Пункт 6 ч. 2 комментируемой статьи предусматривает несколько иное регулирование: на концессионера возлагаются обязанности по осуществлению за свой счет не только текущего, но и капитального ремонта объекта концессионного соглашения. Соответственно предусмотренные в данном пункте обязанности концессионера аналогичны закрепленным в ст. 661 ГК РФ обязанностям арендатора по содержанию предприятия и оплате расходов на его эксплуатацию: арендатор предприятия обязан в течение всего срока действия договора аренды предприятия поддерживать предприятие в надлежащем техническом состоянии, в т.ч. осуществлять его текущий и капитальный ремонт (п. 1); на арендатора возлагаются расходы, связанные с эксплуатацией арендованного предприятия, если иное не предусмотрено договором, а также с уплатой платежей по страхованию арендованного имущества (п. 2).

Разумеется, в п. 6 ч. 2 комментируемой статьи речь идет об обязанностях концессионера в отношении уже созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения. Следует обратить внимание на то, что в данном пункте содержится оговорка “если иное не установлено концессионным соглашением”. Диспозитивный характер правил этого пункта рассчитан прежде всего на случаи, когда концедент в соответствии с ч. 13 ст. 3 комментируемого Закона принимает на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения.

3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрено право концедента при исполнении концессионного соглашения осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения. Как упоминалось выше, данная часть введена Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ. Однако о нововведении речь не идет, поскольку реализация права концедента на осуществление контроля за исполнением концессионного соглашения регламентирована положениями ст. 9 комментируемого Закона, согласно ч. 1 которой контроль концедента за исполнением концессионного соглашения осуществляется уполномоченными концедентом в соответствии со ст. 5 данного Закона органами или юридическими лицами в лице их представителей, которые на основании концессионного соглашения имеют право беспрепятственного доступа на объект концессионного соглашения, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. К указанной статье 9 комментируемого Закона и отсылает часть 3 комментируемой статьи, указывая, что концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения в соответствии с данным Законом.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает обязанность концедента передать в установленный концессионным соглашением срок концессионеру объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество. Выше говорилось, что данная часть введена также Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ. Однако и в этом случае о нововведении речь не идет – рассматриваемая обязанность концедента следует из общих положений ст. 3 комментируемого Закона о концессионном соглашении. При прекращении концессионного соглашения концессионер в соответствии с ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона обязан передать концеденту объект концессионного соглашения и иное предусмотренное концессионным соглашением и определяемое в соответствии с ч. 9 ст. 3 данного Закона имущество в срок, установленный концессионным соглашением.

5. В части 5 комментируемой статьи определены случаи, в которых имущество, предусмотренное пунктом 1 ч. 1 ст. 4 комментируемого Закона и принадлежащее государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, может быть передано в установленном порядке концессионеру по концессионному соглашению после прекращения по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, права оперативного управления государственного бюджетного учреждения на это имущество. Речь идет о таком имуществе, как автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, т.е. объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в т.ч. пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи указанное имущество может быть передано в установленном порядке концессионеру по концессионному соглашению после прекращения права оперативного управления государственного бюджетного учреждения на это имущество при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

1) в отношении государственного бюджетного учреждения принято решение о его реорганизации или ликвидации до заключения концессионного соглашения, объектом которого является такое имущество;

2) в результате передачи недвижимого имущества по концессионному соглашению это учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом.

Часть 5 комментируемой статьи введена Федеральным законом от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ, принятым в рамках установления возможности заключения комплексных контрактов. Этим же Законом в ч. 4 ст. 3 комментируемого Закона включено положение, согласно которому в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 ч. 1 ст. 4 данного Закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.

Федеральным законом от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ также в ст. 5 комментируемого Закона введена часть 1.2, согласно которой в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 ч. 1 ст. 4 данного Закона и принадлежащее на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с данным Законом, при условии, что в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению такое учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Соответственно этой норме и введена часть 5 комментируемой статьи.

Просмотров: 1120

Концессия – что это такое простыми словами

Что такое концессия

Экономика большинства стран зависит от инвестиционного капитала, и зарубежного в том числе. Наряду с финансами в него входят технологические новшества, новейшие инженерные разработки, высокопрофессиональная рабочая сила. Концессионные договора – это передовой метод решения этого вопроса.

Понятие концессия

Государственная власть считает необходимым запустить какой-либо проект. Например: воздушно-посадочный комплекс, ГЭС, ветка метрополитена, разработка месторождения полезных ископаемых. Составление проектно-сметной документации и строительные работы требуют больших финансовых вложений. В этом деле немаловажно участие опытных инженерно-технических работников. Немаловажно найти серьёзного исполнителя подряда. Далеко не во всех организациях присутствуют все эти условия сразу. Может сказаться недостаток средств.

В таком случае исполнителю работ предоставляют возможность пользования объектом для получения прибыли. Тогда вложенные в строительство средства, не только окупятся, но и принесут выгоду.

Таким образом, концессию можно определить, как передачу органами государственной власти особых прав застройщику на создание оговорённого объекта, который затем передаётся в собственность государства или муниципалитета. В награду фирма наделяется правом использовать построенный ею объект ещё какое-то время.

Пример концессионного пользования – сооружение моста на реке Оби, что в Новосибирском регионе, а также финансовые вложения в водопроводную систему Волгоградского региона.

Запомните: понятия аренды и концессии не идентичны. Арендуя что-либо, используют готовые объекты за определённые деньги. Концессионное соглашение основано на необходимости вложения средств в строительство или реструктуризацию уже созданного когда-то объекта, и только потом его использование ради прибыли.

В нашей стране история насчитывает немало примеров концессии. Она уходит корнями в средневековье, когда очень распространены были откупы. Сбор налогов с граждан в государственную казну был прерогативой частников. Заниматься этим делом могли только те фирмы, деятельность которых была однотипной. К примеру, торговля водкой.

Концессионное соглашение

Де-юро оно основано на договорных отношениях. В договоре прописываются следующие пункты:

  1. Общие положения, содержащие информацию об организациях, являющихся сторонами договора, преследуемые цели, что они намериваются делать. Такого рода соглашения обычно заключаются после электронных аукционов. В таком случае в тексте ссылаются на итоговый протокол.
  2. Параметры: размер объекта, производственная мощность, период возведения, другие данные. Более подробно описание даётся в паспорте.
  3. Алгоритм эксплуатации сооружения, сумма оплаты и её периодичность.
  4. Правовые аспекты и обязательства компании, являющейся концессионером. Она может самостоятельно строить, либо привлечь наёмную силу. Нельзя менять предназначение объекта. Все технические требования, обозначенные в документах, должны быть соблюдены. По истечении периода использования, компания должна передать объект в государственную собственность.
  5. На что имеет право, и какие обязанности несёт лицо, именуемое концедентом. Контроль за строительством, соблюдение сроков сдачи объекта остаётся за государством. Параллельно эти функции исполняет и концедент. Он должен в точности соблюдать условия договора и передать исполнителю землю .Интересы концессионера не должны быть ущемлены.
  6. Обеспечительные меры со стороны-концессионера. В число них входит гарантия банка.
  7. Решение спорных вопросов. Для справедливости судебного решения обычно обращаются к независимому арбитражу.
  8. Другие условия.

Каждое проектное решение предусматривает свой договор. Поэтому образцы здесь неуместны.

Понятие концедента и концессионера

Сторон договора две. Одна из них играет роль концессионера, т.е. структуры или лица, которое реализует инвестицию. Чаще всего это частная компания или целая группа.

Вторую сторону представляет определённое государство, выполняющее обязанности концедента. В этом случае подпись под договором ставит премьер-министр, председатель правительства, профильный министр, руководитель региона или муниципалитета. Двухсторонние отношения регулируются договором.

Концессия коммерческого плана

Эта разновидность позволяет юридическому и физическому лицу передоверять свои особые права кому-то другому. В данном случае можно провести аналогию с франшизой. Такие договорные отношения распространены в питании фастфуд.

Владелец бренда за деньги передаёт права на него, а также особенности технологического процесса. По этому шаблону запускаются другие предприятия в разных уголках земли.

Концессия классического типа и коммерческая имеют отличия:

Роль концедента в традиционном виде играет государство, тогда как в коммерческой – любой желающий. При заключении коммерческого договора имущество не переходит из рук в руки.

При коммерческом договоре сторона-концедент хочет получить максимум дохода от своих технологий. Тогда как государственные структуры подписывают договор, чтобы им передали готовый инфраструктурный объект, т.к. само не может построить его.

Плата за концессию

Компания, пользующаяся возведённым объектом, вносит в госбюджет конкретную сумму. Плата рассчитывается несколькими способами. Это может быть доля от полученной прибыли, фиксированная сумма, переуступка собственной недвижимости. О величине платежа стороны договариваются самостоятельно. Концессия помогает развивать и создавать современную инфраструктуру, привлекая ресурсы и технологии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *