Контролируемые иностранные компании

Содержание

КИК: всё что необходимо знать о контролируемых иностранных компаниях понятным языком

Закон о Контролируемых иностранных компаниях изменил бизнес-ландшафт в России. Контролируемые иностранные компании – новое понятие для российских законов и в то же время новое испытание для бизнеса.

В этом материале мы максимально подробно и человеческим языком, без казённости бюрократов, разберём что же такое контролируемые иностранные компании (КИК), кто попадает под действие закона, какие сложности он вызывает и как с ним взаимодействовать, чтобы и силу оффшорных компаний использовать, и проблем с законом не заполучить.

На данный момент последняя поправка к закону о КИК вступила в силу в марте 2016 года (сейчас май 2017). Актуальность материала сохраняется, как минимум до тех пор, пока не придумают что-то ещё.

Оглавление (можно кликнуть на интересующий вас заголовок и перейти сразу на него):

  • Что такое контролируемая иностранная компания
  • Кто считается контролирующим лицом КИК и что означает «контроль» в понимании закона?
  • Кто является контролирующим лицом иностранной структуры без организации юридического лица?
  • Прибыль КИК: как определяется прибыль, какие доходы учитываются?
  • Как можно уменьшить облагаемую налогом сумму контролируемой иностранной компании?
  • Придётся ли платить НДФЛ с дивидендов тем, кто задекларировал прибыль КИК?
  • Освобождение от налогообложения КИК: 75% от российской ставки, активные компании и активные холдинги
  • Уведомления о Контролируемых иностранных компаниях (КИК): о чём необходимо уведомлять и в каком порядке?
  • Могут ли налоговики самостоятельно объявить налогового резидента России контролирующим лицом иностранной компании?
  • Наказание за нарушение закона о контролируемых иностранных компаниях
  • Дополнительная информация о КИК и налогах
  • Как избежать действия закона КИК?

Что такое контролируемая иностранная компания

Контролируемая иностранная компания – это иностранная организация, которая не является налоговым резидентом России, но при этом контролирующим лицом этой организации является налоговый резидент России – физическое и/или юридическое лицо.

Иностранной организацией (структурой) признаются, как привычные юридические лица, так и правовые формы без организации юр.лица. В обоих случаях контролирующее лицо должно быть налоговым резидентом России.

Иностранными юридическими лицами признаются АО, ООО, корпорации, холдинги и т.п.

Структурами без образования юридического лица считаются те формы, которые прописаны в иностранном законодательстве и не требуют для своей работы юридического лица. Наиболее известными являются фонды, трасты, партнёрства и товарищества, формы коллективных инвестиций.

Кто считается контролирующим лицом КИК и что означает «контроль» в понимании закона?

Существует три основных критерия, по которым определяется контролирующее лицо:

  1. Лицо (физическое или юридическое), которому принадлежит от 25% контролируемой иностранной компании (до 1 января 2016 года было 50%);
  2. Лица, которым принадлежит более 10%, при условии, что в сумме российским резидентам (физическим и юридическим лицам) принадлежит более 50% КИК. Для физических лиц дополнительная оговорка: доля учитывается вместе с долями супругов и несовершеннолетних детей.
  3. Лицо, которое оказывает влияние или осуществляет контроль над иностранной компанией.

Последний пункт требует отдельного пояснения. Если лицо не владеет долей в компании, но воздействует на неё, вмешивается в управление или иным способом влияет на деятельность или распределение прибыли, то оно также считается контролирующим.

Этот пункт введён для того, чтобы определить не только акционерного или даже номинального владельца, но и бенефициарного – того, который получает непосредственно выгоду от контролируемой иностранной компании.

Деофшоризация в России: бизнес возвращается домой?

Как возможно определить бенефициарного владельца, если он не владеет долей компании? Закон выделяет признаки:

  • Налоговый резидент России управляет КИК при помощи генеральной доверенности;
  • Существует трастовая декларация, которая требует от номинальных акционеров держать акции в пользу бенефициара;
  • Поступление информации о банковском счете иностранной компании с владельцем из России (предполагается от автоматического обмена данными);
  • Особые отношения между компанией и налоговым резидентом России.

Налоговый резидент России не признаётся контролирующим лицом в том случае, если ему прямо или косвенно принадлежат доли публичной иностранной организации и эти доли он приобрёл на биржах и у финансовых посредников.

Кто является контролирующим лицом иностранной структуры без организации юридического лица?

Контролирующим лицом траста, фонда и тому подобных структур считается основатель (учредитель). Это базовое положение.

Однако учредитель перестаёт быть контролирующим лицом КИК, если выполнены 4 условия одновременно:

  1. Лицо не осуществляет контроль над структурой;
  2. Лицо не получает, не имеет право получать и требовать получения дохода от структуры (прямым или косвенным способом);
  3. Лицо не имеет права распоряжаться доходами данной структуры;
  4. Плюс всё имущество передано в структуру на условиях безотзывности – права собственности не возвращаются учредителю ни по уставу структуры, ни по закону юрисдикции, ни во время существования структуры, ни после её закрытия.

Иными словами, должен быть сформирован полностью безотзывный траст или структура-аналог, которая не приносит доход и не контролируется его основателем, чтобы РФ признало учредителя НЕ контролирующим лицом.

Это возможно, но далеко не все представители Российского капитала готовы расстаться со своими активами. А доверия доверительным собственникам пока не сложилось. Поэтому форма до сих пор не пользуется популярностью, несмотря на возможность уйти от отчётности.

Эти же требования выдвигаются к лицам, контролирующим фонды (юридические лица, но без участников), которые в связи с личным законом структуры не участвуют в капитале.

Деофшоризация в России: правила игры так и не определились, а бизнес проводит реорганизацию

Прибыль КИК: как определяется прибыль, какие доходы учитываются?

Прибыль контролируемой иностранной компании приравнивается к прибыли резидентов России (компании или физического лица), которые контролируют КИК. Она учитывается при расчёте налоговой базы у контролирующих лиц.

Для физических лиц это будет НДФЛ, а для юридических – налог на прибыль организации.

Прибыль учитывается соразмерно той доли, которая принадлежит контролирующему лицу: или на дату распределения прибыли после окончания финансового года по личному закону компании; или на 31 декабря календарного года после окончания финансового года.

Если у контролирующего лица нет доли в компании, то налог высчитывается исходя из суммы прибыли, которую непосредственно лицо получило или на которую имеет право.

Минимальный порог прибыли, с которой необходимо платить налоги: 10 миллионов рублей (в 2016 году было 30 миллионов, а в 2015 – 50 миллионов рублей).

Прибыль или убыток контролируемой иностранной компании определяется по финансовой отчётности компании или по правилам главы 25 Налогового Кодекса РФ.

Чтобы учитывалась отчётность, необходимо выполнить одно из двух условий:

  • КИК находится в иностранной юрисдикции, с которой заключён международный договор по вопросам налогообложения и осуществляется обмен информацией (хотя бы в ручном режиме);
  • Есть положительное аудиторское заключение.

Учитывается неконсолидированная финансовая отчётность компании или заключение аудитора по международным правилам.

Если лицо решило действовать по правилам Налогового Кодекса России, то следовать им придётся не менее 5 налоговых периодов, как физическим, так и юридическим лицам.

Последствия деофшоризации в Великобритании не только для олигархов

Какие доходы контролируемой иностранной компании учитываются при налогообложении? Те, что считаются пассивными:

  • Дивиденды;
  • Доходы от распределения прибыли и имущества;
  • Процентный доход;
  • Доход от интеллектуальной собственности (в том числе авторское право, товарные знаки, патенты и тому подобное);
  • Доходы от реализации долей;
  • Доходы от продажи недвижимости;
  • Доходы от сдачи имущества в аренду и в субаренду (кроме морских и прочих судов, контейнеров для международных грузоперевозок, газовых труб и хранилищ);
  • Доходы от реализации инвестиционных паёв;
  • Доходы от оказания услуг (консультации, бухгалтерские, юридические, инженерные и прочие услуги);
  • Доход от услуг по предоставлению персонала;
  • Аналогичные виды дохода.

Всё остальное попадает под определение активного дохода и позволяет избежать налогообложения.

Важно отметить: при учёте прибыли и убытков КИК НЕ учитывается доход от курсовой разницы.

Как можно уменьшить облагаемую налогом сумму контролируемой иностранной компании?

Существуют оговоренные законом способы уменьшить сумму для налогообложения прибыли КИК.

Во-первых, это распределённые в отчётный период дивиденды, если они достаются не налоговым резидентам РФ (прямым или косвенным способом).

Во-вторых, налог может быть зачтён полностью или частично, если он уплачивается по месту регистрации компании в иностранной юрисдикции. Это должно быть подтверждено официальными документами, а если у России нет соглашения по вопросам налогообложения с конкретной страной, то документы должны быть заверены налоговым органом.

В-третьих, если по личному закону компании существует обязанность направить часть средств на увеличение уставного капитала, эта сумма вычитается из налогообложения.

Придётся ли платить НДФЛ с дивидендов тем, кто задекларировал прибыль КИК?

Вначале был риск двойного налогообложения одного и того же дохода. Однако теперь конкретизировали и указали, что если лицо задекларировало и оплатило налоги КИК, то платить НДФЛ с дивидендов от этой контролируемой иностранной компании не придётся.

Необходимо предоставить в налоговые органы налоговую декларацию, копии платёжных документов о выплате налога с КИК и документы доказывающие саму выплату дивидендов из прибыли КИК.

Освобождение от налогообложения КИК: 75% от российской ставки, активные компании и активные холдинги

Контролируемые иностранные компании реально освободить от дополнительного налогообложения по российским ставкам, даже если у вас доля более 25% и прибыль выше 10 миллионов рублей.

Существует 3 варианта, как этого добиться.

Освобождение КИК от налога: 75% от средневзвешенной ставки российского налога на прибыль

В этом случае необходимо выполнение двух условий:

  • У государства, где находится контролируемая иностранная компания, должен быть договор по обмену налоговой информацией с Россией и обмен должен реально осуществляться (отсутствие реального обмена приведёт к отказу в льготе);
  • Ставка корпоративного налога в иностранном государстве должна превышать 75% от средневзвешенной ставки налога на прибыль в России (13% для физических лиц и 20% для юридических).

Конкретная формула «средневзвешенной ставки» указана в законе.

Освобождение прибыли КИК от налога: активная компания

Как говорилось выше, пассивные источники дохода облагаются налогом. Все те виды дохода, которые не указаны в нём являются активными. И если компания занимается активными доходами, то ей не нужно платить налоги КИК.

Чтобы считаться активной контролируемой иностранной компанией, необходимо, чтобы пассивные доходы не превышали 20% от суммы прибыли компании за отчётный год.

Активная компания имеет право находиться практически в любой стране, в том числе в офшоре из списка Минфина, а не только в той, у которой есть международные соглашения с Россией по обмену информацией в налоговой сфере.

Освобождение прибыли КИК от налога: активная холдинговая и субхолдинговая компания

Иностранной холдинговой компанией считается та, в которой более 75% уставного фонда принадлежит российскому контролирующему лицу на протяжении последних 365+ дней.

Активной же холдинговая компания считается в случае, если соблюдаются все условия:

  • Доходы у холдинга отсутствуют или пассивная часть не превышает 5% от общей суммы (исключая доходы от дивидендов Активных Иностранных компаний и активных субхолдингов);
  • Доля участия в активных иностранных компаниях превышает 50% и холдинг владеет этими долями более 365 последовательных дней;
  • Доля владения активными субхолдингами превышает 75% на протяжении более 365 дней.

При этом юрисдикция не должна входить в «чёрный» список Минфина – это 40+ стран и территорий.

Иностранной субхолдинговой компанией считается та, в которой доля уставного капитала на 75% и выше принадлежит иностранной холдинговой компании в течение не менее 365 дней.

Активным субхолдингом считаются те компании, которые не имеют доходов или пассивный доход не превышает 5% от всех доходов (за исключением дивидендов активных иностранных компаний). Также активный субхолдинг обязан владеть как минимум 50% уставного фонда каждой активной компании в портфолио на протяжении 365+ дней.

Иначе доход будет считаться пассивным.

Уведомления о Контролируемых иностранных компаниях (КИК): о чём необходимо уведомлять и в каком порядке?

По закону о Контролируемых иностранных компаниях, контролирующее лицо обязано уведомить о своих КИК налоговые органы.

Уведомление подаётся по адресу налоговой и по месту жительства контролирующего лица не позднее, чем через 3 месяца после организации КИК (получения доли в КИК).

Уведомить налоговую необходимо:

  • О прямом или косвенном участии в иностранной организации при превышении доли владения в 10%;
  • О создании иностранной структуры без юридического лица (трасты, фонды, товарищества и т.п.);
  • Об иностранных компаниях, в которых лицо является контролирующим лицом даже без доли.

Отчитываться необходимо в том числе о недвижимом имуществе на территории России, которое принадлежит иностранной компании-нерезиденту.

Уведомление об участии в иностранной компании/организации

Если ваша доля в иностранной компании превышает 10% на 31 декабря указанного календарного года, то необходимо уведомить об этом налоговую. Или сделать это необходимо не позднее, чем через 3 месяца после даты создания компании или изменения вашей доли.

Уведомление подаётся в электронном виде. Физические лица могут выбрать и бумажный вариант.

В нём указывается следующая информация:

  • Дата, когда возникло обоснование предоставить уведомление (появилась компания, доля превысила 10%);
  • Название организации (юридического лица или структуры без юр.лица);
  • Регистрационные и прочие номера компании;
  • Доля участия лица в компании, если владеете напрямую или показать, каким образом обеспечено владение, если косвенным путём;
  • Дата окончания участия в иностранной компании (если она перестала существовать или вы уменьшили свою долю) – подавать в этом случае не позднее, чем через 3 месяца после завершения работы с данной компанией.

Если условия владения не меняются, повторные уведомления о владении компанией подавать не нужно.

Уведомление об участии в контролируемой иностранной компании/организации

Сначала формулировка закона: уведомление о КИК необходимо подавать до 20 марта того года, что следует после налогового периода, в котором прибыль КИК была зачислена в пользу контролирующего лица.

На практике же это выглядит так: компания фиксирует прибыль на 31 декабря 2015 года; контролирующее лицо получает свою долю в 2016 году; а уведомление по этой прибыли подаётся контролирующим лицом до 20 марта 2017 года.

Уведомление подаётся в налоговую по месту жительства в электронном виде или, по желанию физического лица, в бумажном.

В бумагах необходимо указать:

  • Период, за который подаётся уведомление (в 2017 году – за прибыль КИК в 2015 году);
  • Название организации и её регистрационные номера;
  • Дата, по личному закону организации, которая является окончанием финансового года;
  • Дата составления финансового отчета;
  • Дата составления аудиторского заключения;
  • Доля участия контролирующего лица в КИК и раскрытие способа владения (напрямую или через другие компании);
  • Показать причины, почему лицо должно быть признано контролирующим лицом (размер доли более 25%, получение прибыли по иным причинам, генеральная доверенность и т.п.);
  • Показать причины, по котором прибыль КИК можно освободить от налогообложения в России (активная компания, холдинг или субхолдинг, налоговые выплаты в стране расположения и т.п.).

Топ мифов и городских легенд о деофшоризации придуманных властями и обывателями

Могут ли налоговики самостоятельно объявить налогового резидента России контролирующим лицом иностранной компании?

Важный момент: контролирующим лицом могут признать не только на основании заявления самого налогового резидента, но и благодаря поступившим дополнительным данным.

Если у налогового органа появилась информация о том, что лицо контролирует КИК и не сообщило об этом, налоговики высылают уведомление. Лицу дают не менее 30 дней, чтобы ответить на претензии и предоставить пояснения и документы доказывающие его невиновность.

Должностное лицо обязано изучить предоставленные документы и принять решение. Если решено, что было нарушено налоговое законодательство, то возбуждается соответствующее дело.

Аналогично поступят, если лицо подало информацию о КИК, но предоставило информацию не о всех контролируемых компаниях.

Откуда налоговики могут получить информацию, помимо уведомление самого налогового резидента? Это может быть сбор данных в ходе расследования и сбора доказательств в суде – требуется найти фактические обстоятельства, которые укажут на контроль над КИК со стороны налогового резидента России.

Также для получения информации существуют международные соглашения.

Во-первых, это соглашения по избежанию двойного налогообложения – у России таких 81 штука.

Во-вторых, соглашения по обмену налоговой информацией (TIEA), которых у России всё ещё нет.

В-третьих, обмен данными в рамках Конвенции ОЭСР по взаимной помощи по налоговым делам, к которой Россия присоединилась в 2015 году. Именно здесь заложен не только ручной обмен по запросу и спонтанный, когда информация приходит по желанию второй стороны, но и автоматический.

И хотя Россия активно пугает автоматическим обменом и его скорым началом, по факту на данный момент нет ни одного отдельного соглашения по обмену информацией. А без них Конвенция и даже общий фреймворк MCAA ничего не даёт.

В течение этого года соглашения могут появиться, но пока ситуация выглядит комично: много пафоса и запугивания и мало действия, направленного непосредственно на решение административных вопросов.

Деофшоризация – сложная техническая задача!

Наказание за нарушение закона о контролируемых иностранных компаниях

Закон предусматривает серьёзные наказания за нарушения, в частности, крупные штрафы.

Если лицо не уплатило или уплатило не полностью налог с КИК, то придётся заплатить штраф в 20% от неоплаченной суммы, но не менее 100 000 рублей.

За период с 2015 по 2017 годы это наказание не применяется.

Если лицо не предоставило уведомление о контролируемой иностранной компании или данные о ней оказались недостоверными, то за каждую компанию грозит штраф в 100 000 рублей.

Если лицо не предоставило данные об участии в иностранной компании (там, где доля владения превышает 10%) или предоставило недостоверные данные, грозит штраф в 50 000 за каждую компанию с нарушением.

Если контролирующее лицо отказалось предоставлять необходимые документы (финансовую отчётность, аудиторское заключение и т.п.) или предоставило недостоверную информацию – штраф в 100 000 рублей.

Если иностранная организация владеет недвижимостью в России и не раскрывает данные об участниках, то ей грозит штраф в 100% от суммы налога на имущество на эту недвижимость.

Не стоит забывать, что в России введена уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства: за уклонение от налогов физическими и юридическими лицами, за неисполнение обязанностей налогового агента в крупном и особо крупном размерах.

В случае с КИК, если зафиксировано уклонение от налогов в 2016-2017 годах, уголовная ответственность НЕ наступит, если ущерб от преступления возмещён в полном объёме.

ВАЖНО: в качестве источника информации для суда выступают не только данные обмена, расследования и выемки документов, но и данные с открытых источников в Интернете. Это прямое указание на сайт https://offshoreleaks.icij.org/, на котором собирается информация об офшорных утечках, будь то сам OffshoreLeaks или Panama papers.

Тайное становится явным: Использование офшорных утечек в российских судах уже реальность

Дополнительная информация о КИК и налогах

Важно помнить, что накладываются дополнительные ограничения на работы со странами из чёрных списков, в частности, на чёрный список ФНС.

К тому же специалисты уверены, что закон претерпит изменения в будущем, когда наберётся первый практический опыт, как у налоговиков, так и у бизнесменов.

Первые увидят основные проблемы в сборе информации, а вторые – существующие лазейки и способы уменьшить, как минимум, налогообложение, а как максимум – отчётность в целом.

Повод задуматься есть у всех: согласно данным на начало 2017 года, лишь 30% владельцев офшоров задекларировали свои компании. Но до 20 марта 2017 необходимо было подать первую отчётность именно по прибылям КИК, а значит и подготовиться к уплате налогов. Скоро появится информация о результативности процесса.

За темой КИК необходимо продолжать следить – она касается любого предпринимателя и владельца активов за рубежом. По крайней мере до тех пор, пока закон о КИК действует на конкретного человека.

Как избежать действия закона КИК?

Существует несколько стратегий, которые позволяют снизить давление закона о контролируемых иностранных компаниях.

Вариант «закрыть офшоры» мы не рассматриваем – это слишком удобный и полезный инструмент.

Один из вариантов – воспользоваться трастами, фондами и прочими структурами без организации юридического лица. Но в том контексте, при котором связь с вами, как с бенефициаром полностью прерывается. Но возникает вопрос «Траст или КИК?» А у некоторых вопрос гораздо проще: зачем отдавать свой капитал кому-то другому?

Доверительные формы владения капиталом так и не получили популярность в наших краях. Поэтому этим путём пользуются нечасто.

Другой способ: перестроить структуры владения и разделить свои активы на небольшие кусочки. И если перестройка крупной структуры – это сложный процесс, которые требует привлечения множества специалистов, то с разделением немного проще.

Способ особенно подойдёт тем, кто наслаждается пассивными доходами от инвестиций, депозитов и т.п. Подумайте: если компания генерирует менее 10 миллионов рублей в год, то платить налоги не нужно. Лишь отчитываться о наличие данной компании в вашем портфолио.

А если разбить свои активы на несколько кусочков, каждый из которых приносит менее 10 миллионов рублей? Получается рабочая схема для экономии в рамках закона.

Но самым популярным способом разобраться с КИК является отказ от статуса налогового резидента России. Самым громким примером стал Алишер Усманов, который перестал быть налоговым резидентом России в прошлом году. Нюанс с ним лишь в том, что он перестал быть налоговым резидентом из-за работы. Возможно продолжит платить налоги в России, которые по его же словам, за последние 10 лет составили порядка полумиллиарда долларов.

Для смена налогового резидентства требуется минимум полгода прожить за пределами России. И многие выбирают этот путь, чтобы избавиться от отчётности и лишних налогов. Ради этого они даже готовы платить 30% подоходного налога для нерезидентов, вместо привычных 13%.

2017 год станет во много решающим: появится первая реальная статистика по результатам деофшоризации, по налоговым сборам и количеству задекларированных компаний. В 2013-2015 годах прогнозировали миллиарды рублей в виде дополнительных налоговых сборов. Сегодня эти цифры кажутся явно завышенными, как минимум потому, что активный бизнес освободили от налогов.

Если вы ищите конкретные решения для своего бизнеса в эпоху деофшоризации, то обращайтесь за консультацией на info@offshore-pro.info.

Если остались вопросы о том, что такое контролируемые иностранные компании и как с ними жить в удовольствие, а не в страхе, также смело пишите на нашу почту: info@offshore-pro.info.

Контролируемая иностранная компания (КИК) — иностранная компания (иностранная структура без образования юридического лица), контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Термин «Контролируемая иностранная компания» на английском языке — Controlled Foreign Corporation or Company, (сокр. CFC).

Контролируемую иностранную компанию сокращенно называют КИК.

Понятия «Контролируемая иностранная компания», «Контролирующие лица» применяются в российском законодательстве с 1 января 2015 года и регулируются главой 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) (часть первая).

Под этим термином обычно обозначают иностранную компанию, которая зарегистрирована в низконалоговом государстве, с целью снижения налогового бремени в своей стране. Так, если учредить компанию в оффшоре (например, Мальдивы, Нидерландские Антилы, Каймановы острова, Британские Виргинские острова (BVI) и т.д.) и перенести международные операции на эту компанию, то налоговая база, которая облагалась бы в своей стране, будет возникать в этой низконалоговой компании, по правилам иностранного государства. Понятно, что многие государства борются с такой легкой возможностью потери своих налогов.

Так, если российские лица владеют акциями (долями) компании New, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, то компания New является контролируемой иностранной компанией.

Понятие «Контролируемая иностранная компания», «Контролирующее лицо» определено в статье 25.13 НК РФ:

1. В целях настоящего Кодекса контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. В целях настоящего Кодекса контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

4. Лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями.

Обязанности контролирующих лиц

Суть введенных с 1 января 2015 года в России правил в том, что российские контролирующие лица обязаны:

— уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки*, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами (п. 3.1. ст. 23 НК РФ).

— включать нераспределенную прибыль контролируемой иностранной компании в налоговую базу в России**.

* Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

** Прибыль контролируемой иностранной компании, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц) полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании с учетом особенностей, установленных настоящей 25.15 НК РФ).

Пример

Российский гражданин (и налоговый резидент) Петров владеет 60% уставного капитала компании Step, зарегистрированной на Мальте.

Петров обязан уведомить российские налоговые органы о своем владении.

Петров обязан включить в свой налогооблагаемый доход 60% от суммы нераспределенной прибыли компании Step.

При этом, датой получения дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) местонахождения (регистрации) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), а в случае отсутствия в соответствии с личным законом такой компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности — 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания финансового периода. (пп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ)

Случаи, когда прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения, указаны в ст. 25.13-1 НК РФ. К таким случаям, например, относятся:

— КИК образована в соответствии с законодательством государства — члена Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве (пп. 2 п. 1);

— эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (пп. 3 п. 1);

Эффективная ставка налогообложения определяется в соответствии с п. 2 ст. 25.13-1 НК РФ.

— КИК является (пп. 4 п. 1):

Активная иностранная компания — иностранная организация, у которой доля пассивных и приравненных к ним доходов составляет не более 20 процентов в общей сумме доходов.

Активная иностранная субхолдинговая компания — иностранная субхолдинговая компания, соответствующая требованиям п. 6 ст. 25-13.1 НК РФ.

Активная иностранная холдинговая компания — иностранная холдинговая компания, соответствующая требованиям п. 5 ст. 25-13.1 НК РФ.

Дополнительные условия освобождения от налогообложения прибыли установленны в п. 7-10 ст. 25.13-1. НК РФ.

Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении регулируется статьей 25.15 НК РФ

Основные правила учета налогооблагаемой прибыли следующие:

Прибыль контролируемой иностранной компании, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц) полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании с учетом особенностей, установленных настоящей 25.15 НК РФ).

3. Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли, а в случае, если такое решение не принято по 31 декабря года, на который приходится конец периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, — на конец соответствующего периода (п. 3 ст. 25.15 НК РФ).

При невозможности определения доли прибыли контролируемой иностранной компании прибыль такой контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица исходя из суммы прибыли, на которую имеет (будет иметь) право налогоплательщик в случае ее распределения между лицами, которые обладают фактическим правом на такую прибыль (доход). (п. 3 ст. 25.15 НК РФ)

В случае косвенного участия налогоплательщика — контролирующего лица в контролируемой иностранной компании при условии, что такое участие осуществляется через организации, являющиеся контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании и признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, прибыль этой контролируемой иностранной компании, учитываемая при определении налоговой базы у такого налогоплательщика, уменьшается на суммы прибыли, подлежащие учету при налогообложении у иных контролирующих лиц, через которых осуществляется косвенное участие такого контролирующего лица в контролируемой иностранной компании, в доле пропорционально доле участия такого контролирующего лица в организации, через которую осуществляется косвенное участие в контролируемой иностранной компании.

При этом если в результате сумма прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащая учету при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица, равна нулю, налогоплательщик не отражает в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц) соответствующую сумму прибыли. (п. 4 ст. 25.15 НК РФ)

Налогоплательщик — контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих документов:

1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы;

2) аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, если в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности. (п. 5 ст. 25.15 НК РФ)

Документы (их копии) составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.

В случае невозможности представления аудиторского заключения по финансовой отчетности одновременно с представлением налоговой декларации указанное аудиторское заключение представляется в срок не позднее одного месяца со дня, отраженного в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях в качестве даты составления аудиторского заключения по финансовой отчетности. (п. 6 ст. 25.15 НК РФ)

Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу, если ее величина, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 НК РФ составила более 10 000 000 рублей. (п. 7 ст. 25.15 НК РФ).

Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний регулируются статьей 309.1. НК РФ.

Ответственность за нарушение требований о контролируемых иностранных компаниях и лицах

Пункт 1.1. ст. 126 НК РФ

Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей.

Пункт 2.1. ст. 129.1 НК РФ

Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

Статья 129.5 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании»

Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком — физическим лицом или организацией, сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками — физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками — организациями, но не менее 100 000 рублей.

Статья 129.6 НК РФ «Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях»

1. Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

2. Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Переходный период

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ предусматривается переходный период (порядка 3-х лет), когда санкции за нарушение правил о КИК не применяются или применяются в ограниченном размере. Имеются и иные послабления. Правила переходного периода определены в ст. 3 закона:

1. До 1 января 2016 года признание лица контролирующим лицом в соответствии с пунктом 3 статьи 25.13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) осуществляется в случае, если доля участия этого лица в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

2. При применении пункта 7 статьи 25.15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в 2015 и 2016 годах прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 25.15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при условии, что ее величина, рассчитанная в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), составляет:

1) за 2015 год — 50 миллионов рублей;

2) за 2016 год — 30 миллионов рублей.

3. Привлечение к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 129.5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в следующем порядке:

1) при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды 2015 — 2017 годов ответственность, предусмотренная статьей 129.5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), не применяется;

2) при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды начиная с 2018 года применяются положения статьи 129.5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

4. За деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу в 2015 — 2017 годах прибыли контролируемой иностранной компании, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

5. Вне зависимости от условий, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 246.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), иностранная организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации, если в налоговом периоде либо предшествующих налоговых периодах в отношении такой иностранной организации принято решение акционеров (учредителей) о ликвидации и процедура ликвидации завершена до 1 января 2017 года.

Официальные разъяснения о КИК

Письмо Минфина РФ от 10 февраля 2017 года № 03-12-11/2/7395 — разъяснено 26 вопросов по КИК (ссылка на документ в разделе Дополнительно).

Историческая справка

В России понятие «Контролируемая иностранная компания» было введено в законодательство федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».

Впервые правило о контролируемой иностранной компании было принято в США в 1962 году. Его смысл в том, что если американская компания учредила в низконалоговом регионе другую компанию, то при определенных обстоятельствах, для расчета налоговых обязательств в США, нужно присоединять к налогооблагаемому доходу и доход иностранной компании.

Видео

Видеовестник Ирсот «Деофшоризация» (youtube)

Бухгалтерский вестник ИРСОТ. Выпуск 3. Законопроект о Контролируемых иностранных компаниях (youtube)

01.02.2020

Дополнительно

Материалы по теме «Налоговое планирование (Оптимизация налогообложения)»

Лицо, имеющее фактическое право на доходы — лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом.

Иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

Иностранные финансовые посредники — иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Контролирующее лицо — физическое или юридическое лицо, доля участия которого в иностранной контролируемой компании составляет более 25 процентов (а в некоторых случаях, определенных ст. 25.13 НК РФ, более 10%) или лицо, которое иным образом контролирует эту компанию.

Личный закон (юридического лица, физического лица) — право страны, в соответствии с которым определяется правовой статус субъекта права. Выделяют личный закон физического лица (lex personalis) и личный закон юридического лица (lex societatis).

Публичные компании — российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях — документ, который представляется российскими налоговыми резидентами в налоговый орган, содержащий сведения о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

Уведомление об участии в иностранных организациях — документ, который представляется российскими налоговыми резидентами в налоговый орган, содержащий сведения о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица).

Чёрный список государств ФНС РФ (Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией) — утверждаемый Федеральной налоговой службой России (ФНС РФ) перечень государств, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Россией.

Внешние ссылки

НК РФ Статья 25.13-1. Освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании (consultant.ru)

Справка по Федеральному закону от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (minfin.ru)

Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (rg.ru)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *