Контроль за деятельностью микрофинансовых организаций

Усиление контроля за деятельностью микрофинансовых организаций

22 июня 2014 г. усиливается контроль за деятельностью микрофинансовых организаций, устанавливаются ограничения, связанные с рекламой займов.

Вступают в силу изменения и новые положения в ряд законодательных актов по вопросам деятельности микрофинансовых организаций, направленные на повышение эффективности государственного контроля в указанной сфере.

Так, в частности, изменениями в ст. 33 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» устанавливается, что в составе активов акционерных инвестиционных фондов или активов паевых инвестиционных фондов облигации, выпущенные микрофинансовыми организациями, не могут составлять более 10% стоимости активов, за исключением акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, ценные бумаги которых предназначены для квалифицированных инвесторов.

Кроме того, устанавливается, что деятельность ломбардов теперь относится к некредитным финансовым организациям.

Определено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением займа, пользованием им и погашением займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость займа, определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Не допускается реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Уточнены нормы административной ответственности в ст. 15.26.1. КоАП за нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности, а именно:

1. Незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании словосочетания «микрофинансовая организация» —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Непредставление микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, в том числе в сети «Интернет», —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности, установленных для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

4. Осуществление микрофинансовой организацией деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение действий микрофинансовой организацией, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о потребительском кредите (займе), —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Кроме того, введены новые составы правонарушений, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о кредитной и сельскохозяйственной кооперации.

В частности, ст. 13.25 КоАП была дополнена ч. 4:

«4. Неисполнение кредитным кооперативом обязанности по хранению документов, хранение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации и законодательством о сельскохозяйственной кооперации, а также нарушение установленных порядка и (или) сроков хранения таких документов —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»

Помимо этого значительная часть изменений внесена в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» — в том числе конкретизированы основания исключения из реестра микрофинансовых организаций сведений о юридическом лице, урегулированы вопросы информирования клиентов об исключении организации из реестра, а также уточнены положения о предоставлении микрофинансовыми организациями информации о своих заемщиках в бюро кредитных историй.

Микрофинансовые организации, сведения о которых внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций на день вступления в силу Федерального закона от 21.12.2013 № 375-ФЗ, в случае использования ими полного и (или) сокращенного наименования, в том числе полного и (или) сокращенного фирменного наименования, индивидуализирующего другую микрофинансовую организацию или иную некредитную финансовую организацию, сведения о которой внесены в ЕГРЮЛ ранее сведений о таких организациях, обязаны изменить полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, в течение одного года со дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Как проверить, что МФО работает легально

Займы необходимо оформлять только у микрофинансовых организаций, то есть у компаний, которые имеют официальное разрешение на это. Как проверить легальность работы МФО и почему не стоит связываться с «серыми» и «черными» кредиторами, читайте в статье.

Чем плохи нелегальные кредиторы?

Деятельность микрофинансовых организаций контролируется Центральным банком России, именно ЦБ предоставляет МФО разрешение выдавать займы. Наряду с этим регулятор разрабатывает «правила игры» для МФО и жестко контролирует их исполнение. Например, процентная ставка по займам не должна превышать 1% в день, а итоговая сумма переплаты (в том числе размер неустоек, штрафов и т. п.) займа, оформленного на год, не должна быть более чем в 1,5 раза больше размера предоставленных в долг средств.

Если МФО не соблюдает установленные правила, то ЦБ может ее лишить права выдавать займы.

«Серые» и «черные» кредиторы не подконтрольны, процентные ставки могут устанавливать какие вздумаются. К тому же методы взыскания они используют на свое усмотрение, как правило, далеко не законные.

Как проверить легальность МФО

Каждая микрофинансовая организация должна состоять в государственном реестре, который ведет Центробанк. Поэтому у каждой МФО должен быть регистрационный номер. Как правило, МФО указывают регистрационный номер на своей вывеске, в «Уголке потребителя», а также на своем сайте.

Госреестр можно посмотреть на сайте Банка России. Для этого в поисковой строке любого браузера необходимо ввести «Реестр МФО ЦБ» и пройти по соответствующей ссылке. Либо зайти на сайт ЦБ, в левом меню выбрать «Финансовые рынки».

Далее выбрать «Надзор за участниками финансовых рынков».

Далее – «Микрофинансирование».

В этом разделе необходимо найти «Государственный реестр микрофинансовых организаций». На данный момент соответствующий файл загружается в формате excel и имеет 4 вкладки. Первая вкладка – это список действующих МФО. В этой таблице приведен весь список компаний, которые имеют право выдавать займы. Чтобы быстро найти интересующую МФО, необходимо воспользоваться поиском.

На листах «Действующие МФК» и «Действующие МКК» также приведены компании, которые имеют право выдавать займы, но они разбиты на две части – микрофинансовые компании и микрокредитные компании.

На листе «Исключенные» приведен список МФО, которые лишились права работать на микрофинансовом рынке.

Обращаем внимание, что в тени могут работать также МФО, которые недавно были исключены из реестра ЦБ. Поэтому даже если МФО предоставляет регистрационный номер, нужно все равно проверить, состоит ли компания в госреестре.

Подписаться

Центробанк поддержал увеличение штрафов для МФО за нарушения при взыскании долгов

Центробанк поддержал увеличение штрафов для МФО за нарушения при взыскании долгов

Банк России поддержал внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) в части усиления ответственности микрофинансовых организаций за нарушения при взыскании просроченной задолженности. Об этом сообщает ТАСС.

Как сообщала ранее «Парламентская газета», Министерство юстиции России предложило с 1 января 2021 года распространить требования, применяемые к коллекторам, на банки и микрофинансовые организации (МФО). Текст соответствующего законопроекта размещён на федеральном портале проектов нормативных актов.

«Банк России поддержал внесение изменений в КОАП, где планируется усиление ответственности МФО за нарушения при взыскании просроченной задолженности. Для них будут установлены штрафы такого же размера, как и для коллекторов», — говорится в сообщении регулятора.

Сегодня они составляют 50-500 тысяч рублей. При этом штрафы для остальных участников рынка, если работа по возврату просроченной задолженности не является их основным видом деятельности, составляют 5-50 тысяч рублей для физлиц, 10-100 тысяч рублей для должностных лиц и 20-200 тысяч рублей для юрлиц.

В Центробанке также рассказали, что сейчас Минюст при участии регулятора разрабатывает законопроект, совершенствующий требования к кредиторам и коллекторам при взыскании долгов с граждан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *