Конституция суд

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации*(26).

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Пояснение.

Правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную

2. Наличие Конституционного Суда — гаранта стабильности конституционного строя

3. Верховенство закона и права,

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов.

8. Правовая культура граждан.

Независимость судей как принцип правосудия

Принцип независимости судей наряду с иными принципами правосудия, оказывая непосредственное влияние на систему правосудия, имеет нормативное закрепление как в российском национальном праве, так и в национальном праве многих государств. Кроме того, этот принцип закреплен также и в международном праве. В первую очередь, в международных документах, декларирующих и гарантирующих защиту прав человека (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод). Помимо этого, независимость судей предусматривается уставами международных судебных органов.

Значение данного принципа для системы правосудия обусловлено тем, что только беспристрастный независимый судья может обосновывать свое решение материальным правом и принципом справедливости (в этом смысле независимость судей является принципом, «гарантирующим» правосудие). Восстановление справедливости является конечной целью правосудия, невозможного без обеспечения независимости судей. Данный принцип может быть рассмотрен как в узком смысле, так и в более широком, включающем в себя независимость как судьи, так и суда и судебной власти в целом.

Независимость судьи выражается в гарантированном отсутствии давления и какого-либо внешнего влияния на лицо, принимающее судебное решение, а также в обеспечении правового статуса данного лица.

Независимость судей в Российской Федерации определена частью 1 статьи 120 Конституции: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Основной гарантией беспристрастности правосудия является особый статус судей, который предусматривает их несменяемость и неприкосновенность, а также соответствующее материальное обеспечение: «Конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призван обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации). Тем самым статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите» .

В соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года независимость судьи обеспечивается:

  • предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  • установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • правом судьи на отставку;
  • неприкосновенностью судьи;
  • системой органов судейского сообщества;
  • предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Помимо несменяемости и неограниченности срока полномочий судьи законом гарантируется неприкосновенность судьи, а также членов его/ее семьи и их имущества. Судья также имеет право на хранение служебного огнестрельного оружия.

К лицу, претендующему на замещение должности судьи, предъявляется ряд требований:

  • наличие высшего юридического образования;
  • отсутствие судимости;
  • отсутствие иностранного гражданства;
  • полная дееспособность;
  • отсутствие препятствующих замещению должности заболеваний, а также учета в диспансерах.

В период замещения должности судьи, данное лицо должно неукоснительно соблюдать закон, поддерживать авторитет судебной власти, а также руководствоваться принципами объективности и справедливости в своей деятельности. В случае конфликта интересов (ситуация, при которой может проявляться личная заинтересованность судьи, что может повлиять на решение по рассматриваемому делу) судья обязан заявить самоотвод.

Лицу, замещающему должность судьи, запрещается:

  • замещать иные государственные должности;
  • принадлежать к партиям, а также выражать свое мнение относительно их деятельности;
  • заниматься предпринимательством;
  • заниматься иной оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и творческой. Судья также не может осуществлять преподавательскую, научную и творческую деятельность, если она финансируется иностранными источниками;
  • иметь счета в иностранных банках (что распространяется также на супруга/супругу и несовершеннолетних детей);
  • получать почетные звания, награды или знаки отличия, не предусмотренные законодательством;
  • выезжать в служебные командировки за счет физических или юридических лиц.

Замещение должности судьи несовместимо с:

  • избрание данного лица Президентом, депутатом Государственной Думы или законодательного органа субъекта Российской Федерации;
  • вступлением в силу обвинительного приговора;
  • ограничением дееспособности;
  • решением суда об объявлении его умершим.

Независимость суда проявляется в отсутствии предвзятости в отношении решения в пользу одной из сторон процесса.

В соответствии со статьей 9 Уголовно-процессуального кодекса России вмешательство граждан, организации, государственных и иных органов в деятельность суда запрещается и предусматривает ответственность.

Статья 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» закрепляет независимость суда: «1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

˂…˃ 4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей».

Независимость судебной власти определяется самостоятельностью судебной ветви по отношению к другим ветвям государственной власти и является следствием применения концепции разделения власти (как правило, имеет конституционное закрепление). В Конституции Российской Федерации независимость ветвей государственной власти гарантирована статьей 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 № 6-П определяется обеспечение независимости судебной власти: «Судья призван осуществлять свои полномочия независимо от чьих-либо пристрастий и посторонних влияний. В этих целях Конституция Российской Федерации закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти».

Принцип независимости судей закреплен также конституциями многих государств.

В сборнике статей «Федералист», опубликованных в поддержку ратификации конституции Соединенными Штатами Америки, Александр Гамильтон отмечал: «Но независимость судей чрезвычайно важна не только из-за последствий распространения дурных настроений в обществе, что наносит ущерб конституции. Ведь они не идут дальше нарушения личных прав данных классов граждан принятием несправедливых, пристрастных законов. Здесь твердость судьи имеет громадное значение для смягчения жесткости этих законов и ограничения сферы их действия, что не только умерит непосредственный вред от уже принятых, но послужит для законодательного органа сдерживающим началом при принятии новых» .

Вместе с тем, в принятой в 1787 году конституции США статус судьи закреплен в разделе 1 статьи III, содержание которой сводится к обеспечению сохранения должности и неуменьшения оклада на период безупречного исполнения федеральным судьей своих обязанностей: «The judicial Power of the United States, shall be vested in one supreme Court, and in such inferior Courts as the Congress may from time to time ordain and establish. The Judges, both of the supreme and inferior Courts, shall hold their Offices during good Behaviour, and shall, at stated Times, receive for their Services, a Compensation, which shall not be diminished during their Continuance in Office» (Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду и такому количеству нижестоящих судов, которое Конгресс может по необходимости установить и учредить. Судьи как Верховного, так и нижестоящих судов занимают свои должности, пока поведение их безупречно, и в установленное время получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено во время нахождения их в должности ). На момент принятия документа этих гарантий было достаточно для обеспечения независимости судьи при принятии решения.

В научной литературе анализируется подход, в соответствии с которым в качестве основной гарантии независимости судей рассматривается уровень их материального обеспечения . В качестве основного вывода подобных работ предполагается достаточность подобных гарантий для абсолютно независимого осуществления правосудия.

Принципы независимости судей признан и закреплен не только национальным законодательством большинства современных государств, но и на международно-правовом уровне:

  • в статье 10 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом»;
  • в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона»;
  • в пункте 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». А также в статье 21 Конвенции: «На протяжении всего срока пребывания в должности судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью».

Широкое нормативное закрепление принципа независимости судей на различных уровнях отражает признание его важного значения для системы правосудия и является основанием для его последующего рассмотрения в качестве одного из принципов правосудия.

Глава 7. Судебная власть

Комментарий к главе

Статья 118
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Статья 121
1. Судьи несменяемы.

Статья 122
1. Судьи неприкосновенны.

Статья 123
1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 124
Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

Статья 126
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 128
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Статья 129
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Комм. Абрамова А.И.

В главе утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется новым, нетрадиционным подходом к раскрытию сущности названной политико-юридической категории. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти (ст.10). В то же время Конституция прямо указывает, что суды Российской Федерации осуществляют именно государственную власть (ст.11).
Используемый Конституцией термин «судебная власть» представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Сказанное не означает, что особое положение судебных органов в правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие ветвей власти по ряду направлений.
Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве судебной власти как государственно-правового института позволяет выделить его специфические признаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий, позволяющих судебной власти осуществлять свои функции и решать поставленные перед ней законом государственные задачи.
Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.
Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст.18 Конституции). Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдению гарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Возрастание роли суда в охране прав и свобод граждан прямо вытекает из положений гл.2 (см. комментарии к ст.20, 22, 23, 25, 32, 35, 46, 47, 52).
Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право легитимно использовать полномочия государственной власти на применение в процессуальном порядке государственного принуждения. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, применить принудительные средства охраны правопорядка, назначить уголовное наказание.
Система федеральных органов судебной власти, определение порядка их организации и деятельности относятся к ведению Российской Федерации (см. п.»г» ст.71). В систему этих судов входят Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, иные федеральные суды.
Конституция не устанавливает структуру всей судебной системы, предоставляя решение этого вопроса федеральному конституционному закону о судебной системе, который должен установить соподчиненность ее звеньев, перечень федеральных судов, виды местных судов, их полномочия и структуру.
Полностью исключая возможность создания чрезвычайных судов, федеральное законодательство о судоустройстве допускает известную дифференциацию судебных органов для рассмотрения различных категорий дел, т.е. определяет возможность некоторой специализации судов. Они будут различаться своей предметной подсудностью и процедурой судопроизводства.
Новым для установления пределов судебной власти и ее внутреннего построения является включение Конституцией в структуру судебной власти прокуратуры Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания и возглавляет всю систему органов прокурорского надзора. Осуществление органами прокуратуры уголовного преследования и поддержание государственного обвинения в судебном разбирательстве — важный элемент функционирования органов правосудия.
Подзаконность судебной власти находит свое выражение не только в том, что судебные органы и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований процессуального законодательства.
Законодательной основой функционирования судебной власти являются Конституция, федеральные конституционные законы о высших судебных органах Российской Федерации и иных федеральных судах, устанавливающие их компетенцию, порядок образования, структуру и основные функции, а также материально-техническое и организационное обеспечение этих судов.
Федеральные законы регулируют различные стороны организации и деятельности органов судебной власти: судоустройство, деятельность прокуратуры, применение уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства (п.»о» ст.71 Конституции).
Отдельными федеральными законами также регулируются статус судей, особенности деятельности некоторых видов судов (например, военных), различные вопросы обеспечения деятельности органов судебной власти. Таким образом, единство судебной власти в Российской Федерации обеспечивается совокупностью актов федерального законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, единообразным применением их судами на всей территории России, финансированием судов из федерального бюджета, единым статусом судей.
В соответствии с действующим законодательством к полномочиям судебной власти отнесены: конституционный контроль; осуществление правосудия; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных учреждений и должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов; разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики; право законодательной инициативы; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.
Эти полномочия необходимы для реализации задач, поставленных перед судебной властью Конституцией: гарантий быстрой и эффективной защиты органами судебной власти прав и свобод человека в установленном законом порядке; самостоятельности органов судебной власти и их независимости от законодательной и исполнительной властей; обеспечения взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти в формировании судебной системы; доступности правосудия на равных основаниях для всех; рассмотрения дел в тех судах и теми судьями, к подсудности которых эти дела отнесены законом; реализации права сторон на пересмотр приговоров суда первой инстанции вышестоящим судом и права граждан на участие в осуществлении правосудия.
Стабилизирующее значение для формирования системы судебной власти имеет установление Конституцией единых требований к судебным органам и судьям и соблюдение правовых гарантий в отношении судей. Состояние и качество судейского корпуса впервые становятся предметом конституционного регулирования. Унификация требований к кандидатам на судебные должности на территории всей России приобретает особое значение при известном отделении судов от системы правоохранительных органов и отнесении вопросов работы с кадрами судебных органов к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п.»л» ст.72 Конституции).
Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» установлен единый статус судей Российской Федерации. Это единство не может умаляться, а гарантии деятельности судей подвергаться изъятиям под влиянием местных условий. Жизнь, достоинство, имущество судей и членов их семей должны находиться под особой защитой государства. Конституция утверждает независимость, несменяемость, неприкосновенность носителей судебной власти (ст.120, 121, 122). Только судьям Конституция предоставляет право при рассмотрении дела отказаться от применения актов государственных органов, если они, по их мнению, не соответствуют закону.
Укреплению авторитета носителей судебной власти служит установленный Конституцией порядок назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента (п.»ж» ч.1 ст.102 Конституции) и назначение судей других федеральных судов Президентом Российской Федерации (ч.2 ст.128). Укрепление гарантий служебного положения судей в немалой степени зависит от активности органов судейского сообщества, которым федеральным законом предоставлены широкие полномочия в формировании судейского корпуса.
Полнота судебной власти определяется ее объемом, окончательностью решений, принимаемых судебными органами, их обязательностью. Вступившие в законную силу решения судов, а также предусмотренные законом судебные распоряжения, требования, поручения и другие судебные акты должны быть обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, должностных лиц, граждан и их объединений и подлежать безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение вступивших в законную силу актов судебной власти, требований и распоряжений судей, вмешательство в законную деятельность судей и аппарата суда (судебных исполнителей), проявление неуважения к суду или судьям влекут установленную законом ответственность (ст.294, 295, 296, 297, 298, 311, 315 УК РФ).
В структуре гл.7 Конституции отражается система организации деятельности судебной власти: указывается главная и исключительная функция судов — осуществление правосудия, определяются процессуальные формы осуществления судебной власти посредством различных видов судопроизводства. Установление судебной системы делегируется федеральному конституционному закону. Конституция закрепляет основные требования, предъявляемые к судьям, и гарантии их самостоятельности: независимость, несменяемость, неприкосновенность, государственное финансирование деятельности судов. Ряд основных положений организации разбирательства дел в суде поднимается на конституционный уровень: гласность, состязательность, участие присяжных заседателей.
В рассматриваемой главе Конституции определяется место высших судов Российской Федерации, возглавляющих ветви судебной системы, порядок назначения судей Президентом и Советом Федерации. Установление полномочий, порядка образования и деятельности высших судов Российской Федерации отнесены к ведению соответствующих федеральных конституционных законов. Включение в состав гл.7 положений об организации единой централизованной системы прокуратуры объясняется приближенностью задач органов прокуратуры к отправлению правосудия, единством правозащитных функций судей и прокуроров.

Оглавление

Гарантия независимости судей Конституционного суда РФ

Согласно ст. 13 ФКЗ, независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Обеспечение гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе материальных, установленных законодательством Российской Федерации, является приоритетной задачей федеральных органов государственной власти.

Не допускается снижение уровня материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе размера ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения, продолжительности отпуска, условий медицинского, санаторно-курортного и социально-бытового обслуживания, транспортного и информационного обеспечения.

Содержание некоторых из названных в ней гарантий раскрывается в последующих статьях данного Закона (ст. ст. 14 — 19).

Часть вторая ст. 13 содержит перечень материальных гарантий независимости судьи КС РФ, которые исходя из принципа единства статуса судей, закрепленного в ст. 12 Закона о судебной системе РФ и ст. 2 Закона о статусе судей, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством РФ для судей иных высших федеральных судов.

Конкретный объем таких гарантий определяется в Указе Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации», согласно которому обеспечение гарантий независимости судей КС РФ, в том числе материальных, установленных законодательством РФ, является приоритетной задачей федеральных органов государственной власти. При этом снижение уровня материальных гарантий независимости судей КС РФ, в том числе размера денежного вознаграждения, продолжительности отпуска, условий медицинского, санаторно-курортного и социально-бытового обслуживания, транспортного и информационного обеспечения, не допускается.

Материальные гарантии независимости судьи КС РФ можно разделить на следующие группы:

  • 1) гарантии в области оплаты труда и компенсации расходов, связанных с осуществлением полномочий по должности судьи;
  • 2) гарантии в области предоставления отпуска;
  • 3) гарантии в области предоставления жилого помещения;
  • 4) гарантии транспортного и социально-бытового обслуживания;
  • 5) гарантии социального обеспечения судьи и членов его семьи;
  • 6) гарантии по обязательному государственному страхованию жизни, здоровья и имущества судьи.

Рассмотрим указанные гарантии подробнее.

Денежное вознаграждение судьи КС РФ состоит из должностного оклада, доплат к должностному окладу за квалификационный класс, выслугу лет, надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, денежных премий и других видов выплат, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Должностной оклад судьи КС РФ определяется в процентном отношении к должностному окладу Председателя КС РФ. Так, должностной оклад заместителя Председателя Суда составляет 98%, а судьи Суда — 90% должностного оклада Председателя КС РФ.

Судьи КС РФ, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, получают доплату в размере 5% должностного оклада. Наличие ученой степени доктора юридических наук или ученого звания профессора дает судье право на доплату в размере 10% должностного оклада. Учитывается также присвоение судье почетного звания «Заслуженный юрист РФ», в связи с чем устанавливается доплата в размере 10% должностного оклада. Право на указанные доплаты имеют и судьи КС РФ, пребывающие в отставке.

С учетом значимости развития международных связей КС РФ с точки зрения изучения зарубежного опыта конституционной юстиции судье выплачивается ежемесячная надбавка за знание и использование в работе иностранного языка в размере 20% должностного оклада. Кроме того, при направлении в служебную командировку за границу устанавливается надбавка к суточным в иностранной валюте в размере 30% нормы суточных.

Судье ежемесячно выделяются средства на представительские расходы в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда, причем отчет о расходовании этих средств не представляется.

Для судьи КС РФ установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно. При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска судье оказывается материальная помощь в размере двухмесячного денежного вознаграждения судьи.

Судье КС РФ не позднее трех месяцев после назначения на должность, а также в случае необходимости улучшения жилищных условий предоставляется во внеочередном порядке в месте постоянного пребывания КС РФ благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры. Основания признания судьи нуждающимся в улучшении жилищных условий определяются жилищным законодательством. Судье КС РФ предоставляется право на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты.

Жилое помещение предоставляется за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из средств федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается КС РФ за счет средств федерального бюджета, выделенных КС РФ на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи КС РФ бесплатно.

Судье КС РФ выделяется в пользование служебный автомобиль. После ухода или удаления его в отставку судье выплачивается компенсация стоимости проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета. Порядок выплаты такой компенсации определен Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 851. Размер компенсации определяется исходя из стоимости проезда в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения, установленной в субъекте РФ, на территории которого проживает судья в отставке. Заявление об установлении компенсации подается ежегодно на имя Председателя КС РФ.

Судья КС РФ имеет право бесплатного пользования залами официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов в порядке и на условиях, которые установлены для депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Все виды почтовых и телеграфных отправлений судьи КС РФ по его желанию пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

Гарантии социального обеспечения судьи КС РФ включают ежемесячное пожизненное содержание.

К социальным гарантиям можно отнести также выплату выходного пособия в размере годового денежного вознаграждения в случаях прекращения полномочий судьи КС РФ в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи, просьбой об отставке, признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу, а также по причине неспособности по состоянию здоровья выполнять свои обязанности.

В случае смерти (гибели) судьи КС РФ (действующего или пребывающего в отставке) его семье выплачивается единовременное пособие в размере его годового денежного вознаграждения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *