Конституция РФ природа

Конституционно-правовая природа Российской Федерации

Конституционно-правовая природа Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, будучи учрежденной Конституцией РСФСР 1918 г., а не договором, она является конституционной. Федеративный договор 1992 г. был договором не об учреждении новой Федерации, а о перераспределении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. При этом полномочия перераспределялись от Федерации к субъектам, а не наоборот.

Другим признаком, характеризующим конституционно-правовую природу Российской Федерации, является ее асимметричность, обусловленная спецификой исторического развития России, субъектами которой являются разные по названию и правовому статусу национально- территориальные и территориальные образования.

Конституционно-правовую природу Российской Федерации характеризуют ее принципы. Они закреплены в Конституции РФ. Российская Федерация согласно ст. 5 Конституции состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Из данной формулы вытекают шесть принципов российского федерализма.

Во-первых, субъекты РФ созданы по национально- территориальному и территориальному принципам. РСФСР была первой федерацией, где была сделана попытка создать субъекты по национальному принципу.

Создание федерации по чисто национальному принципу, где в субъектах проживала бы только одна национальность, практически неосуществимо, так как на одной и той же территории обычно проживают люди самых разных этносов и ни один из них не составляет абсолютного большинства. Так, из 20 республик в составе современной России только в девяти титульная нация составляет абсолютное большинство: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Чеченская и Чувашская республики. По переписи населения 1989 г. в семи автономных республиках титульная нация составляла меньшинство: от 10% до одной трети: Карельская – 10%, Башкирская – 21,9%, Коми – 23,3%, Бурятская – 24,1%, Удмуртская – 30,8%, Мордовская –32,5%, Якутская – 33,8%.

Во-вторых, субъекты Федерации согласно ст. 5 Конституции РФ должны быть равноправны независимо от их вида, территории, численности населения, уровня экономического и социального развития.

Однако даже формально юридически субъекты РФ признать равноправными трудно. Так, республика именуется в ч. 2 ст. 5 Конституции как государство, которое имеет свою конституцию и законодательство. Конституция республики может приниматься как законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, так и референдумом. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Устав может приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Кроме того, если к совместному ведению Российской Федерации и республик относится обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций и законов республик, то в отношении других субъектов Федерации объектами контроля являются не только уставы и законы, но и другие нормативные правовые акты данных субъектов РФ.

В-третьих, федеративное устройство Российской Федерации основано на принципе ее государственной целостности. Гарантиями государственной целостности Российской Федерации являются предписания Конституции РФ:

  • – о целостности и неприкосновенности ее территории;
  • – единстве экономического пространства, предполагающем отсутствие таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • – верховенстве Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России;
  • – едином гражданстве Российской Федерации;
  • – об отсутствии у субъектов РФ права выхода из состава Федерации или иного изменения статуса без согласия Российской Федерации;

В-четвертых, федеративное устройство Российской Федерации основано на принципе единства системы государственной власти. Государственная власть Российской Федерации реализуется через систему высших органов государственной власти РФ и органы государственной власти всех субъектов Федерации. Единство системы органов государственной власти в Российской Федерации обусловлено: единством источника власти – российский многонациональный народ; единством принципов построения системы органов государственной власти; единством целей деятельности системы органов государственной власти.

В-пятых, в основе федеративного устройства России лежит принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти в Российской Федерации подразделяются: на исключительную компетенцию федеральных органов государственной власти (ст. 71 Конституции РФ); совместную компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ) и исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, определяемую «по остаточному принципу» и закрепляемую конституциями и уставами субъектов РФ.

В-шестых, федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Равноправие народов Российской Федерации означает равенство их возможностей в развитии национальной культуры, самобытности, во всех сферах государственной, общественной, экономической, социальной жизни.

Самоопределение наций вытекает из суверенитета наций, означающего право на самостоятельное решение вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами, свободное избрание формы своей национальной государственности. Этот принцип закреплен международными документами.

Формой самоопределения народов в Российской Федерации является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»).

Национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; добровольной самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности.

Особое внимание Конституция РФ уделяет гарантиям коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69).

Таким образом, Российская Федерация по способу образования является конституционной, построенной по национально-территориальному и территориальному принципам, централизованной, асимметричной.

  • См.: Народы России: энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков. М., 1994. С. 33.

Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей, их юридическая природа

Конституционное (основное) право – это закрепленная в Конституции и гарантированная Российским государством возможность, позволяющая каждому гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения.

В названии гл. 2 Конституции РФ используются два термина: права человека и права гражданина.

Права человека в их современном понимании – это его неотъемлемые возможности развития, вытекающие из социальных условий природы личности и определяющие меру свободы человека. Закрепленные международными актами, эти права существуют независимо от их признания тем или иным государством. Они тесно связаны с правами гражданина, т.е. с возможностями развития, зафиксированными в российском праве, хотя и не тождественными им. Таким образом, права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного.

Для определения прав человека Конституция РФ использует термин «каждый». Например, согласно ст. 40 Конституции России «каждый имеет право на жилище». Характеристика прав гражданина начинается со слов «граждане Российской Федерации имеют право». Так, ст. 31 Конституции России гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Свобода личности, так же как и право, определяется через философско-правовую категорию «возможность» и означает возможность избирать определенный вид и меру поведения. Принципиальных различий между правами и свободами личности нет. Но если права человека предполагают возможность получения определенных материальных благ (право частной собственности, право на образование, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь), то свобода личности предполагает большую степень автономии от государства (свобода мысли, слова, совести).

Свобода личности предполагает ее реализацию в соответствии с интересами и требованиями общества и ответственность в случае нарушения предписаний государства, изложенных в нормативных правовых актах. «Ответственность, как и свобода, – одно из качеств активной, сознательной, целенаправленной деятельности субъекта общественных отношений. Если свобода означает избирательную активность личности, то ответственность есть мера и направление этой активности. Свобода и ответственность нераздельны как две стороны социально-исторической необходимости. Они находятся в диалектическом единстве. Ответственность предполагает свободу; свобода, чтобы не превратиться в свою противоположность – в произвол, невозможна без ответственности; чем полнее свобода, тем больше ответственность».

Конституционная обязанность – это закрепленная в конституции необходимость каждого человека следовать определенному виду и мере поведения и нести ответственность в случае его неисполнения.

В отличие от конституционного права, где личность имеет возможность выбора того или иного варианта поведения в рамках правовых предписаний, конституционная обязанность представляет собой меру необходимого, должного поведения. Обязанность – способ обеспечения прав, условие их реальности и эффективности.

Обязанности человека, так же как права и свободы, имеют естественный, неотъемлемый характер. Это обусловлено тем, что обеспечение нрав одного человека невозможно без выполнения обязанностей другим человеком. Обязанности упорядочивают социальные связи и отношения, определяют ответственность людей за свои поступки. Взаимосвязь прав и обязанностей проявляется в том, что по мере расширения прав человека увеличиваются и его обязанности, а также ответственность за выполнение не только обязанностей, но и прав. Различие прав и обязанностей связано также с особенностями отражения ими тех или иных интересов: права в наибольшей степени выражают интересы граждан, в том время как обязанности – интересы общественные, коллективные, а уже через них – интересы граждан.

Конституционные права, свободы и обязанности характеризуются определенными юридическими свойствами, составляющими в совокупности их особую юридическую природу.

1. Конституционные права, свободы выражают наиболее важные отношения между человеком, с одной стороны, государством, обществом и коллективом – с другой. В силу этого они получили закрепление в Конституции (Основном Законе) России. Именно поэтому они являются основными как по форме, так и по содержанию.

Характеристика конституционных прав и свобод как основных вытекает из содержания ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. Конституционные права и свободы являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми, принадлежат каждому от рождения и не погашаются их неоднократным осуществлением. Согласно ст. 17 Конституции РФ «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В связи с этим в Конституции РФ дан перечень неотъемлемых, неотчуждаемых прав, которые не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения. К ним относятся права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46–54 Конституции РФ.

В отношении остальных конституционных прав и свобод могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод при наличии следующих условий: наличие чрезвычайного положения, введенного для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя; в соответствии с федеральным конституционным законом; с указанием пределов и срока их действия.

  • 3. Содержание и объем конституционных прав, свобод и обязанностей у всех категорий физических лиц, находящихся и проживающих на территории России, одинаков и постоянен. Пока физическое лицо является гражданином Российской Федерации, оно обладает всей совокупностью конституционных прав, свобод и обязанностей, от которых он не может отказаться, не может передать другим лицам. Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
  • 4. Вместе с тем объем и содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина имеют исторический характер. Это проявляется в том, что конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина не были неизменными, их число и объем увеличивался от одной российской конституции к другой в изменяющихся условиях существования общества и государства. В расширении объема конституционных прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ 1993 г. огромную роль сыграло признание учения о естественных правах человека, принадлежащих ему от рождения и независимых от усмотрения и произвола государственной власти.
  • 5. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Прямое действие норм Конституции РФ, закрепляющих основные права и свободы личности, заключается в возможности их непосредственного применения, даже в условиях отсутствия федеральных законов, регламентирующих порядок их реализации. Прямое действие Конституции РФ также обязывает суды, другие государственные органы обосновывать свои акты и действия прежде всего нормами Конституции России, что, к сожалению, еще не получило широкого распространения на практике.
  • 6. В соответствии с естественно-правовой доктриной объем и содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации неразрывно связан не только с государством и правом, но и с культурой, моралью, философией, раскрывающими суть и природу общечеловеческих ценностей и интересов.

Конституционные права и свободы человека устанавливают правила поведения людей, закрепляют в нормативной форме духовно-нравственные ценности и социальные достижения общества в различных областях развития общества. Конституционные нрава и свободы человека упорядочивают взаимоотношения в обществе, способствуют социальной организации. Права человека воплощают идеалы свободы, равенства, справедливости, гуманизма. В силу этого они представляют собой духовно-нравственный идеал, воплощенный в нормах Конституции. Только в демократическом правовом государстве возможен широкий круг реально обеспеченных государством, конституционных прав, свобод и обязанностей, близких к идеалу справедливости.

7. Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют универсальный характер, являются вневременными ценностями, без которых невозможно нормальное развитие человеческого общества. Это свойство вытекает из основных международных актов о правах человека. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. обязывает все подписавшие его государства «соблюдать и обеспечивать всем находящимся на их территории и под их юрисдикцией лицам права, признанные в настоящем Пакте» (ст. 2).

Универсальный характер конституционных прав и свобод является в определенной мере следствием ускоренной глобализации в области экономической и политической интеграции в масштабах исторических регионов (цивилизаций) и континентов.

Вместе с тем следует отметить, что перечень прав, провозглашенный в международных пактах о правах человека, общепризнанный европейскими народами и государствами, ставится под сомнение мусульманскими странами, которые обосновывают превосходство своих подходов к правам человека над европейскими, а шариата – над «универсальными стандартами».

8. Конституционные права и свободы личности развиваются текущим федеральным законодательством, нормами других отраслей российского права, становясь ядром комплексного правового института. Например, конституционное право на жилище развивается нормами жилищного права, право частной собственности на землю – нормами земельного права, право на благоприятную окружающую среду – нормами экологического права, группа трудовых прав, закрепленных в ст. 37 Конституции РФ, – нормами трудового права. Таким образом, конституционные права, свободы и обязанности развиваются в производных, субъективных правах человека и гражданина, содержащихся в нормах иных отраслей российского права.

При обсуждении конституционной концепции прав человека и гражданина особого внимания требует вопрос о правах национальных меньшинств. Проблема прав национальных меньшинств обострилась после распада СССР. Под флагом укрепления государственного суверенитета в ряде бывших республик СССР пришли к власти националистические движения и политические группы, враждебно относящиеся к общепризнанным принципам равноправия граждан, независимо от их расовой или национальной принадлежности. В ряде стран ближнего зарубежья законодательно ограничены нрава граждан, относящихся к национальным меньшинствам. В их числе посягательства на собственность, установление ценза оседлости при осуществлении избирательных прав граждан. Ссылки на приоритет права наций на самоопределение по отношению к правам человека несостоятельны. Общеизвестно, что право народов на самоопределение зафиксировано в ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах. Но это право не может быть использовано для подавления каких-либо иных прав.

Противоречия между правами конкретного человека и коллективными правами должны разрешаться в соответствии с конституционным принципом осуществления прав и свобод человека и гражданина в гармонии с правами и свободами других лиц. Реализация основных прав человека и гражданина и их защита не могут происходить без учета публичных интересов. Европейский суд по правам человека обосновал правовую позицию, согласно которой Конвенция о защите прав человека и основных свобод в целом требует установления равновесия между интересами общества и основными правами индивида. Так, в случае конфликта между национальной безопасностью и правами конкретного человека приоритет должен быть отдан национальной безопасности, без которой невозможна нормальная жизнь отдельных людей. Нельзя толковать ст. 2 Конституции РФ как безусловный приоритет частных интересов над публичными. Частные интересы должны быть сбалансированы с публичными интересами и вписываться в контекст коллективных ценностей. По сути это означает равный вес, равное значение частных и публичных интересов, гибкую оценку значимости индивидуальных и общественных потребностей при тех или иных обстоятельствах, консенсус для сбалансированного удовлетворения тех и других. Личность, будучи связана тысячью нитей с коллективом, обществом, государством, должна увязывать свои интересы, формы реализации своих прав с интересами других людей, ибо частные интересы и потребности по многим параметрам идентичны публичным, совпадают с ними.

Сущность и природа Конституции Российской Федерации.

Стр 1 из 26

Конституция (1993г) – Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

Конституция устанавливает: 1) основные принципы устройства общества и государства; 2) наименования и полномочия органов государственной власти; 3) механизм осуществления государственной власти; 4) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Ее характерные черты:

особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, — народ;

учредительный характер конституционно-правовых норм;

расширенный предмет регулирования Конституции;

особые юридические свойства Конституции.

Именно с понятием конституции связана ее сущность: основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в ее отношениях с человеком и обществом.

СущностьКонституции проявляется через ее основные юридические свойства, т. е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа. Ее юридические свойства: 1) верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ; 2) высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства; 3) особая охрана конституционных норм; 4) прямое действие конституционных норм; 5) особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.

Конституция содержит определенную систему группировок однородных конституционных норм в разделы, главы и устанавливает последовательность их расположения. Конституция начинается с преамбулы, которая является ее важной частью, где указываются цели ее принятия, задачи и принципы, заложенные в ней. Далее за преамбулой идет основная часть конституции, которая состоит из общей части ’(общих принципов, основ конституционного строя и др.), глав о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, о системе и статусе органов государственной власти, об органах местного самоуправления, о территориальном устройстве, о государственной символике, о порядке изменения конституции.

Главы 1 раздела расположены в следующем порядке:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеральное устройство.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство РФ.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Российская Федерация является смешанной республикой, поэтому в Конституции РФ глава о Президенте РФ открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти. Такое расположение данной главы подчеркивает положение Президента РФ в системе органов государственной власти РФ.

Раздел 2 содержит заключительные и переходные положения и не разделяется на главы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *