Конституционное совещание 1993

Указ Президента Российской Федерации от 02.06.1993 г. № 840

<p>У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О порядке работы Конституционного совещания С целью организованного проведения Конституционного совещания, обеспечения более широкого рассмотрения и учета предложений граждан, органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местного самоуправления, федеральных органов государственной власти, политических партий, общественных движений, профсоюзов и других объединений граждан и завершения работы над проектом Конституции Российской Федерации в установленные сроки п о с т а н о в л я ю: 1. Конституционное совещание провести с 5 по 16 июня 1993 г. в городе Москве, в Кремле. 2. Установить, что члены рабочей комиссии по доработке проекта Конституции Российской Федерации, образованной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 1993 г. N 660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», являются участниками Конституционного совещания. 3. Определить, что члены рабочей комиссии по доработке проекта Конституции Российской Федерации являются координаторами групп представителей: группы представителей федеральных органов государственной власти — Черномырдин Виктор Степанович, Яковлев Александр Максимович; группы представителей органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга — Шахрай Сергей Михайлович, Степанов Виктор Николаевич, Тяжлов Анатолий Степанович; группы представителей местного самоуправления — Яров Юрий Федорович, Золотухин Борис Андреевич; группы представителей политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и конфессий — Собчак Анатолий Александрович, Шейнис Виктор Леонидович; группы представителей товаропроизводителей и предпринимателей — Шумейко Владимир Филиппович, Алексеев Сергей Сергеевич. 4. Утвердить прилагаемый регламент работы Конституционного совещания. Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль 2 июня 1993 года N 840 ______________________________ УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1993 г. N 840 Регламент работы Конституционного совещания Общие положения 1. Работой Конституционного совещания руководит председатель Конституционного совещания. 2. Работа Конституционного совещания проводится в виде пленарных заседаний, заседаний групп представителей и рабочей комиссии. 3. Пленарные заседания Конституционного совещания проводятся в Мраморном зале Кремля 5 и 16 июня 1993 г. с 11 часов. Администрация Президента Российской Федерации извещает участников Конституционного совещания о местах заседаний групп представителей, рабочей комиссии и экспертных групп. 4. Регистрация участников Совещания производится в фойе 14 корпуса Кремля с 10 до 20 часов 4 июня и с 8 до 10 часов 5 июня. При регистрации участникам Конституционного совещания выдаются именные пропуска, обеспечивающие право прохода в помещения Конституционного совещания. 5. Совещание работает ежедневно с 10 до 18 часов. Перерывы с 12 до 13 часов и с 15 до 16 часов. Консультации и согласительные процедуры осуществляются с 18 до 21 часа. Пленарные заседания Конституционного совещания 6. Пленарные заседания Конституционного совещания ведет Президент Российской Федерации. Первое пленарное заседание проводится с повесткой дня: «О проекте новой Конституции Российской Федерации» — доклад Президента Российской Федерации; «О замечаниях и предложениях, поступивших в ходе рассмотрения и обсуждения проекта Конституции Российской Федерации от граждан, общественных объединений и органов государственной власти Российской Федерации» — доклад члена рабочей комиссии по доработке проекта Конституции Российской Федерации Алексеева С. С.; «О порядке работы Конституционного совещания» — сообщение члена рабочей комиссии, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Филатова С. А. Заключительное пленарное заседание проводится с повесткой дня: «Об итогах работы по доработке проекта Конституции Российской Федерации». Группы Конституционного совещания 7. Из участников Конституционного совещания образуются группы представителей: группа представителей федеральных органов государственной власти Российской Федерации; группа представителей органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; группа представителей местного самоуправления; группа представителей политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и конфессий; группа представителей товаропроизводителей и предпринимателей. Заседания групп представителей проводятся раздельно. Председательствуют на заседаниях групп представителей координаторы, определенные Президентом Российской Федерации из состава рабочей комиссии по доработке проекта Конституции Российской Федерации, образованной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 1993 г. N 660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации». 8. В группах представителей проект Конституции Российской Федерации рассматривается постатейно, при этом обсуждаются обобщенные поправки, представленные рабочей комиссией по доработке проекта Конституции Российской Федерации. Решение об одобрении или отклонении предложения или поправки принимается, если за него проголосовало более половины присутствующих членов группы представителей. 9. По окончании работы каждая группа представителей направляет в рабочую комиссию таблицу поправок с решением группы по каждой из них — «поддержать» или «отклонить» в предложенной рабочей комиссией формулировке. Решения групп представителей должны быть переданы в рабочую комиссию до 12 июня 1993 года. Рабочая комиссия по доработке проекта Конституции Российской Федерации 10. В случае возникновения разногласий внутри групп представителей при обсуждении ими поправок рабочая комиссия выступает в качестве согласительной комиссии. 11. После окончания работы групп представителей рабочая комиссия завершает работу над текстом проекта Конституции Российской Федерации с учетом решений групп представителей. Рабочая комиссия представляет текст проекта Конституции Российской Федерации Президенту Российской Федерации 15 июня 1993 года. 12. Рабочая комиссия по доработке проекта Конституции Российской Федерации работает в 1 корпусе Кремля, в Овальном зале. Начало работы комиссии в дни заседаний групп представителей с 18 часов, а 13, 14, 15 июня 1993 г. — с 10 часов. Информационное и консультативное обеспечение участников Конституционного совещания 13. Консультации участников Совещания осуществляет оперативная рабочая (экспертная) группа, созданная при рабочей комиссии. О составе, месте и времени работы оперативной рабочей группы оповещаются все участники совещания. 14. Для непосредственного обеспечения работы групп представителей в ходе их заседаний из состава оперативной рабочей группы выделяются эксперты в каждую группу представителей. Для работы экспертов в залах заседаний групп представителей оборудуются места. Список экспертов доводится до сведения всех участников Совещания. 15. Участники Конституционного совещания имеют право знакомиться с материалами Конституционного совещания, стенограммами и принятыми группами представителей решениями. С этой целью все необходимые материалы передаются координаторам групп представителей и в оперативную рабочую группу рабочей комиссии по доработке проекта Конституции Российской Федерации к 10 часам следующего дня. Для ознакомления участников Совещания в каждую группу представителей направляется сводная таблица всех поступивших замечаний и предложений. Каждому участнику Совещания выдается сводная таблица обобщенных поправок и иные необходимые для работы справочные материалы. ____________ </p>

Историческая правка: как принимали российскую Конституцию

Открытая форма

К началу 1991 года первый вариант проекта был готов, но рабочая группа разделилась примерно пополам по вопросу о форме правления в России. Одни поддерживали вариант с президентской республикой по образцу США, где все правительство формировал бы президент — глава исполнительной власти и где исключались бы вотумы недоверия правительству со стороны парламента. Другие были за то, чтобы главную роль при назначении правительства играло парламентское большинство. Эксперты склонялись к первому варианту, а часть депутатов из рабочей группы поддерживала второй. Когда проект был впервые опубликован многомиллионным тиражом в «Аргументах и фактах», он предусматривал выбор из этих двух моделей. Председатель комиссии Борис Ельцин не считал нужным принимать какие-то решения, очевидно полагая, что оптимальный вариант специалисты найдут сами.

В течение года рабочей группе действительно удалось выработать компромисс. Президент получал статус главы государства, но назначать председателя правительства он мог только с согласия Государственной думы. При этом палата получала право отправлять в отставку отдельных министров двумя третями голосов.

И внутри комиссии, и вне ее были те, кто критиковал нашу работу с леворадикальных позиций. Член комиссии коммунист Юрий Слободкин постоянно упрекал нас в создании правовой базы капитализма. Дискуссии внутри комиссии проходили напряженно, но все же мирно, и находили отражение на страницах «Конституционного вестника», официального издания Верховного Совета. Весьма острые споры шли вокруг автономных республик, боровшихся за статус «суверенных государств», что вызывало серьезные опасения. Спорили и о статусе обеих палат. Помню, Руслан Хасбулатов однажды предложил назвать верхнюю палату не Советом Федерации, а Сенатом. Но идея поддержки не получила.

Одновременно в 1990–1992 годах шел процесс внесения поправок в действующую Конституцию РСФСР 1978 года. Работой над этими поправками руководили Михаил Митюков и Сергей Шахрай — тоже члены Конституционной комиссии.

Важны ли сейчас все эти детали? Думаю, все же важны, поскольку, как показала жизнь, именно детали незаметно и исподволь влияют на характер реального политического режима.

Два проекта

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов одобрил основные положения проекта новой Конституции. Но потом дело застопорилось. Экономическая реформа шла тяжело, доходы бюджета были крайне низкими. Программа президента и его команды — создание новой экономики и новой Конституции — стала вызывать острое раздражение, и это можно было понять. Но консервативное депутатское большинство, в сущности, не предлагало никакой внятной альтернативы реформам. По-хорошему представителям двух соперничающих лагерей следовало бы сесть за стол переговоров и прийти к общему решению, скажем, договориться о досрочных выборах — и парламентских, и президентских.

После этого Борис Ельцин решил дорабатывать новую Конституцию без съезда. До осени 1993 года он сохранил за собой место председателя Конституционной комиссии, но пленарные заседания проводил Хасбулатов — как заместитель председателя комиссии.

В мае 1993 года президент опубликовал свой проект Основного закона — довольно скороспелый, хотя и сохранявший основное содержание и структуру нашего проекта. А в июне 1993 года Борис Ельцин созвал Конституционное совещание, главную роль в работе которого играл активный сторонник президента Сергей Шахрай. Конституционная комиссия была включена в состав участников совещания. Но раскол уже проник и в депутатский корпус, и в комиссию, и даже в ее аппарат. Часть депутатов — Сергей Ковалев, Виктор Шейнис, Федор Шелов-Коведяев, Леонид Волков и другие — высказали готовность работать в рамках Конституционного совещания. Другие были категорически против. Помню, со мною советовался редактор «Конституционного вестника» Илья Шаблинский: сообщив, что его зовут на совещание в качестве представителя президента, он спросил, нужно ли в этом случае увольняться из редакции и аппарата Верховного Совета. Я ответил, что скорее да. Впрочем, большинство экспертов комиссии приняли участие в работе Конституционного совещания. В ходе заседаний, по сути дела, шло совмещение и уточнение положений двух проектов Конституции — комиссии и президента.

Труднее всех, думаю, было в этой ситуации Олегу Румянцеву, который отдал столько сил проекту комиссии. Из него в окончательный вариант почти целиком перешли две первые главы — «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека», а также глава «Федеративное устройство» — к тому времени усилиями Конституционной комиссии эта часть уже вошла в текст Федеративного договора, подписанного в марте 1992 года главами субъектов Федерации. Форму правления Конституционное совещание сформулировало иначе. Впрочем, и главы 4–9 проекта, определявшие устройство органов власти и порядок внесения изменений в Конституцию, во многом основывались на предложениях Конституционной комиссии, уже прошедших к тому времени через горнило обсуждений в Верховном Совете.

Окончательная версия

А что же большинство депутатов? Думаю, они могли бы на очередном съезде в ноябре 1993 года принять новую Конституцию, поскольку проект, над которым почти три года работала Конституционная комиссия, был вполне готов. Но вместо этого консервативное большинство решило вносить в действовавшую Конституцию 1978 года новую порцию поправок — на сей раз лишающих президента основных полномочий. Думаю, это была и тактическая, и стратегическая ошибка.

Новое обострение политического кризиса привело к трагической кровавой развязке в сентябре—октябре 1993 года, когда президент своим указом распустил парламент. Невозможно забыть стреляющий с моста по зданию парламента прямой наводкой танк. Я считаю, что ответственность за такое развитие событий лежит на обеих сторонах конфликта.

После событий 3–4 октября 1993 года проект Конституции, одобренный Конституционным совещанием, еще несколько раз подправили и подчистили. В частности, установили, что президент не обязан получать согласие Государственной думы на отставку правительства (ранее в проекте такое согласие требовалось). Еще записали, что Совет Федерации не избирается, а формируется органами власти регионов. Этот вариант Конституции и был вынесен на референдум, где получил поддержку граждан.

Так появилась наша сегодняшняя Конституция. Конечно, ее нельзя назвать результатом компромисса, устраивающего всех. Но все же это первая российская Конституция, над которой совместно работали представители различных политических и общественных сил, опиравшиеся на мировой конституционный опыт. Надо ли ее менять? Наверное, она не должна оставаться в неизменном состоянии — просто в силу развития общества и становления государства. Но изменения не должны затрагивать основные институты демократического государства, такие как разделение властей, права и свободы человека и пр.

Да, Конституция несовершенна: скажем, роль парламента при формировании правительства могла бы быть и более значительной. Но я крайне настороженно отношусь к идеям институциональных поправок к ней и тем более к идее замены действующего Основного закона новым. Пороки и нелепости нашей нынешней общественной жизни обусловлены вовсе не конституционными нормами.

Сейчас много говорят о том, что Конституция России в большей степени ориентирована на западные образцы и не отражает российских традиций. Мне кажется, что это лукавство. Те, кто так утверждает, вряд ли согласятся с нарушением своих основных прав и свобод, отраженных в Конституции, например права на судебную защиту или на участие в выборах органов власти. Наличие или отсутствие писаного Основного закона, как и его содержание, еще не делает государство правовым: в Великобритании и Израиле формально вообще нет Конституции. Правовым государство делают люди, которые в полной мере осознают, разделяют и принимают общечеловеческие ценности.

Так что следует помнить ту высокую цену, которая была заплачена за действующую российскую Конституцию, и относиться к ней бережно.

Созыв и работа конституционного совещания

2.2 Созыв и работа конституционного совещания

12 мая 1993 года Президент РФ издал Указ № 660 » О мерах по заверению подготовки новой Конституции российской Федерации», согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание.

В связи с тем, что хасбулатовский вариант конституции изначально разрабатывался в плане учреждения парламентарной формы правления в России и низведения статуса президента до номинального главы государства, Президент Российской Федерации своим указом от 20 мая 1993 г. «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации» учредил Конституционное совещание, которое призвано было выработать альтернативный вариант конституции России.

Это было сделано после того как 6 мая 1993 г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию свой проект Основном Закона государства, в ответ на который за подписью ответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г. Румянцева и эксперта Конституционной комиссии В.И. Лафитского появился документ, в котором давалась негативная политико-правовая оценка президентского варианта конституции. В частности, в нем утверждалось, что в указанном проекте «президент не только выводится за рамки системы трех властей — законодательной, исполнительной и судебной, — но и ставится над ними, что присуща, главным образом, для авторитарных и весьма далеких от демократии форм правления». При этом особо подчеркивалось, что «наличие оснований для роспуска Парламента определяется Президентом бесконтрольно» и что «при подобной конструкции Парламент превращается в безвольный и фактически безвластный орган». Именно этим объясняется, почему в Постановлении Конституционной комиссии «О проекте Конституции (Основного Закона) Российской Федерации, направленном Президентом Российской Федерации в Конституционную комиссию 6 мая 1993 года» от 7 мая 1993 г. фактически отклонялся президентский вариант конституции, ибо, как было сказано в нем, его «отдельные положения… существенно ограничивают экономические, политические и гражданские права человека и гражданина, нарушают принцип разделения властей». Тем самым была устранена почва для достижения компромисса между властями по проекту новой конституции России.

Конституционное совещание состояло из 250 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральных органов власти; представителей органов власти субъектов Федерации; представителей местного самоуправления; представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей.

Всего для завершения подготовки проекта были созданы две : Общественная и Государственная палаты Конституционного совещания.

Общественная палата Конституционного совещания являлась организационной формой участия общественных объединений в конституционном процессе, взаимодействия этих объединений с федеральными органами власти.

На Общественную палату Конституционного совещания возлагалась выработка предложений об изменениях и дополнениях к проекту Конституции Российской Федерации, а также рекомендации по политическим, социальным и социально-экономическим вопросам.

Государственная палата Конституционного совещания стала организованной формой взаимодействия в конституционном процессе органов государственной власти российской Федерации и ее субъектов. Функции этой палаты были аналогичны функциям Общественной палаты Конституционного совещания – выработка предложений об изменениях и дополнениях к проекту Конституции Российской Федерации и рекомендаций по политическим и социально-экономическим вопросам.

Таким образом, Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием под предлогом причастности к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.

Президент вынес на обсуждение Совещания проект Конституции, но призвал участников к выработке компромиссного текста на базе этого проекта и проекта Конституционной комиссии. Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания. Например, за то, что проект не содержал характеристики российского государства как социального. Президент РФ, по проекту, обладал чрезмерными правами по роспуску государственной Думы. Были и другие основания, вызвавшие обоснованную критику проекта.

Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался ясный отказ от бесплодного советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти. Именно поэтому, созванное верховным Советом в конце мая – начале июня совещание двух тысяч депутатов советов всех уровней полностью отвергло президентский проект, а 4 июня, за день до созыва Конституционного совещания, Верховный Совет предложил свой порядок согласования и принятия проекта конституции, который снова ставил в центр всей работы Конституционную комиссию.

В результате длительной работы Конституционного совещания – с июня по октябрь 1993 г. был рассмотрен проект Конституции РФ, внесенный Президентом Российской Федерации, а также проект Конституции, подготовленный созданной Съездом народных депутатов Российской Федерации Конституционной комиссией. Всего в адрес Конституционного совещания поступило более 50 000 замечаний и предложений. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех десятков принципиально новых норм – фактически все статьи были изменены. В разработанный совещанием проект вошли многие статьи и из проекта Конституционной комиссии.

Информация о работе «Конституция, как Основной Закон РФ» Раздел: Право
Количество знаков с пробелами: 38791
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

75298 3 3

… , идеи парламентарного режима. Еще одно отличие состояло в том, что президентский проект был более юридическим, чем другие проекты, документом и более соответствовал природе и назначению конституции как основного закона государства. Нельзя не сказать и о том, что свои проекты и предложения выдвигали многие коллективы, группы, политические партии и отдельные авторы. В октябре-ноябре 1993 года …

56530 0 0

… власти Российской Федерации в пределах их компетенции с целью развития, дополнения и даже иногда конкретизации законов. Теперь о каждой группе нормативно-правовых актов более подробно. Конституция РФ является основным нормативно-правовым актом в Российской Федерации, имеет статус закона и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам и нормативно-правовым актам в …

30789 0 0

… на основании решения органа государственной власти субъекта РФ об изменении своего наименования. Рассмотренный сложный порядок изменения российской Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, Основного Закона государства вообще и базовых принципов (основ конституционного строя, составляющих правового статуса личности) в особенности. Рассмотренные сущность и …

44464 0 0

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция — это основание, стержнь и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей рпава, как традиционных, …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *