Конституционная реформа 1993

Указ Президента РФ от 21.09.93 N 1400

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Указов Президента РФ от 24.12.93 N 2288, от 01.10.93 N 1557, от 10.01.2003 N 19)

Преамбула — Утратила силу. (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)

1-3. Пункты утратили силу. (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)

4. Абзац первый утратил силу. (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2003 N 19)

Провести в соответствии с указанным Положением выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральному Собранию рассмотреть вопрос о выборах Президента Российской Федерации.

5. Назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11 — 12 декабря 1993 года.

6. Образовать Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и поручить ей совместно с нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их компетенции организацию выборов и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Всем государственным органам и должностным лицам оказывать необходимое содействие избирательным комиссиям по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и пресекать любые акты и действия, направленные на срыв выборов в Государственную Думу, от кого бы они ни исходили.

Лиц, препятствующих осуществлению избирательного права гражданами Российской Федерации, привлекать к уголовной ответственности в соответствии со статьей 132 УК РСФСР.

7. Расходы, связанные с проведением выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, отнести на счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации.

8. Полномочия представительных органов власти в субъектах Российской Федерации сохраняются.

9-12. Пункты утратили силу. (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)

13. Генеральный Прокурор Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации и ему подотчетен впредь до начала работы вновь избранного Федерального Собрания Российской Федерации.

Органы Прокуратуры Российской Федерации руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, а также действующим законодательством с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом.

14-17. Пункты утратили силу. (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)

Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

21 сентября 1993 года, 20.00 час.

N 1400

Введено в действие
Указом Президента
Российской Федерации
от 21 сентября 1993 г. N 1400

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ НА ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

(в ред. Указа Президента РФ от 01.10.93 N 1557)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 2

Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы.

В Совет Федерации избираются по два депутата от каждого субъекта Российской Федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. (в ред. Указа Президента РФ от 01.10.93 N 1557)

Статья 3

Совет Федерации и Государственная Дума избираются сроком на четыре года.

Порядок выборов депутатов в Совет Федерации устанавливается Положением о выборах депутатов Совета Федерации.

Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается положением О выборах депутатов Государственной думы.

Статья 4

Депутатом Совета Федерации, депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом Совета Федерации и депутатом Государственной думы, депутат Государственной думы не может быть также депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Совета Федерации и Государственной думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутат Совета Федерации и депутат Государственной думы не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 5

Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной думы обладают депутатской неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Он не может быть подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального собрания на основании заключения комиссии Совета Федерации либо Государственной думы, специально образуемой для данного случая.

Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной думы не могут быть привлечены к юридической ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.

Статья 6

Федеральное собрание действует на постоянной основе.

Совет Федерации и Государственная дума собираются на свои первые заседания на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание палаты Федерального собрания ранее этого срока.

Первое заседание палаты открывает старейший депутат.

Статья 7

Совет Федерации и Государственная дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной думы проводятся открыто. В случаях, предусмотренных регламентом, палата вправе проводить закрытые заседания.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 8

Совет Федерации избирает из своего состава председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная дума избирает из своего состава председателя Государственной думы и его заместителей.

Председатель Совета Федерации и председатель Государственной думы ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации и Государственная дума образуют комитеты и комиссии, осуществляют по вопросам своего ведения парламентский контроль, проводят парламентские слушания и расследования.

Совет Федерации и Государственная дума принимают регламенты, издают распоряжения по вопросам организации и процедуры своей деятельности.

Статья 9

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) подтверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

в) подтверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) назначение на должность и освобождение от должности, по представлению Президента Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации;

По вопросам, отнесенным к его ведению настоящим Положением, Совет Федерации принимает постановления.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством от общего числа депутатов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен настоящим Положением.

Статья 10

К ведению Государственной думы относятся:

а) назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопросов о доверии Правительству Российской Федерации или о его отставке;

в) назначение на должность и освобождение от должности, по представлению Президента Российской Федерации, председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

д) объявление амнистии.

По вопросам, отнесенным к ее ведению настоящим Положением, Государственная дума принимает постановления.

Постановления Государственной думы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен настоящим Положением.

Статья 11

Право законодательной инициативы принадлежит Совету Федерации, депутатам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему арбитражному суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 12

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы, если иное не предусмотрено настоящим Положением.

Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации.

Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более двух третей от общего числа депутатов Совета Федерации либо если в течение тридцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной думы.

Статья 13

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы;

е) войны и мира.

Статья 14

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления подписывает закон и обнародует его.

Если Президент в течение четырнадцати дней отклонит федеральный закон, то Государственная дума и Совет Федерации в установленном настоящим Положением порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной думы и депутатов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В состав Правительства Российской Федерации входят по должности руководители исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 16

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации. Предложение по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после первого заседания Государственной думы.

В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры, представленной Президентом, он вносит вопрос о назначении Председателя Правительства на новое рассмотрение Государственной думы.

При повторном отклонении кандидатуры Государственной Думой Президент не позднее месяца со дня внесения первого предложения третий раз вносит на рассмотрение Государственной думы кандидатуру Председателя Правительства. Одну и ту же кандидатуру Президент вправе предложить дважды.

Статья 17

Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Статья 18

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Статья 19

Правительство Российской Федерации:

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 20

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Федеральные министры издают приказы.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных министров, принятые в пределах их компетенции, обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 21

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

Президент Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос об отставке Правительства.

Если представление Президента об отставке Правительства не будет рассмотрено Государственной Думой в недельный срок после его внесения, Президент может повторно объявить об отставке Правительства, что влечет отставку Правительства без рассмотрения вопроса Государственной Думой.

Указ Президента Российской Федерации от 21.09.1993 г. № 1400

<p>У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации (В редакции указов Президента Российской Федерации от 01.10.93 г. N 1557; от 11.10.93 г. N 1625; от 24.12.93 г. N 2288; от 10.01.2003 г. N 19) В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны. Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции. В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного Договора, но принимаемые решения зачастую прямо противоречат федеративной природе Российского государства. Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции. В текущей работе Верховного Совета систематически нарушаются его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство. Таким образом, разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации. В сложившихся условиях единственным, соответствующим принципу народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Совета, с одной стороны, Президента и Правительства, с другой, а также преодоления паралича государственной власти, являются выборы нового Парламента Российской Федерации. Такие выборы не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 года. Необходимость выборов диктуется также тем, что Российская Федерация — это новое государство, пришедшее на смену РСФСР в составе СССР и ставшее международно признанным продолжателем Союза ССР. Учитывая, что в действующей Конституции Российской Федерации не предусмотрена процедура принятия новой Конституции, политические партии и движения, группы депутатов, участники Конституционного совещания, представители общественности неоднократно обращались к Президенту Российской Федерации с предложением незамедлительно назначить выборы в новый Федеральный Парламент. Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу; учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации; принимания во внимание, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти; в целях: сохранения единства и целостности Российской Федерации; вывода страны из экономического и политического кризиса; обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации; восстановления авторитета государственной власти; основываясь на статьях 1, 2, 5, 121-5 Конституции Российской Федерации, итогах референдума 25 апреля 1993 года, п о с т а н о в л я ю: 1 — 3. (Утратили силу — Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288) 4. Абзац. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 19) Провести в соответствии с указанным Положением выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральному собранию рассмотреть вопрос о выборах Президента Российской Федерации. 5. Назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года. 6. Образовать Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и поручить ей совместно с нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их компетенции организацию выборов и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Всем государственным органам и должностным лицам оказывать необходимое содействие избирательным комиссиям по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и пресекать любые акты и действия, направленные на срыв выборов в Государственную Думу, от кого бы они не исходили. Лиц, препятствующих осуществлению избирательного права гражданами Российской Федерации, привлекать к уголовной ответственности в соответствии со статьей 132 УК РСФСР. 7. Расходы, связанные с проведением выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, отнести за счет Республиканского бюджета Российской Федерации. 8. Полномочия представительных органов власти в субъектах Российской Федерации сохраняются. 9 — 12. (Утратили силу — Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288) 13. Генеральный Прокурор Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации и ему подотчетен впредь до начала работы вновь избранного Федерального Собрания Российской Федерации. Органы Прокуратуры Российской Федерации руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, а также действующим законодательством с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом. 14 — 17. (Утратили силу — Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288) Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 21 сентября 1993 г., 20.00 час. N 1400 ______________________________ Введено в действие Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 П О Л О Ж Е Н И Е О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ НА ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (Утратило силу — Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288) Введено в действие Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 П О Л О Ж Е Н И Е о выборах депутатов Государственной Думы (Утратило силу — Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 19) </p>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *