Конфликт интересов своими словами, что это?

Ситуации конфликта интересов на государственной службе: примеры и решения

Случается так, что на надлежащее выполнение служебных обязанностей, и в первую очередь это касается государственных служащих, может оказывать влияние заинтересованность. Тогда возникает конфликт или противоречие между собственными интересами служащего и интересами и правами граждан, вследствие чего эти интересы могут быть нарушены, а законным правам наносится вред. Это определение конфликта интересов (КИ) прописано в законодательстве РФ.

Ситуации конфликта интересов на государственной службе

Какие могут возникать типовые ситуации, представляющие собой конфликт интересов?

По закону госслужащий обязан в письменном виде уведомить свое непосредственное начальство и представителей тех лиц, которым оказываются услуги, о ситуациях, имеющих потенциальную возможность возникновения КИ. Степень личной заинтересованности остается полностью на совести служащего, он же несет все последствия юридического характера.

Если же госслужащий, участвующий в ситуации конфликта интересов, не предпринимает никаких мер, чтобы бороться с ним, не предотвращая конфликтную ситуацию, то это правонарушение. В качестве наказания может последовать ряд мер, в том числе увольнение служащего с госслужбы.

Важно! Если имело место нарушение дисциплинарного характера либо же административное правонарушение, то по месту работы проводится инициированная руководством служебная проверка, после чего назначается взыскание. Помимо этого, сведения о нарушении могут переданы в органы правопорядка.

Госслужащий должен уведомить начальство о возникновении ситуаций, связанных с конфликтом интересов

Давайте подробнее разберемся, в чем может заключаться заинтересованность гражданина, занятого на госслужбе.

В первую очередь – это потенциальная или существующая возможность получения служащим необоснованных доходов в момент исполнения своих непосредственных обязанностей. Причем они могут быть как в материальной (денежной), так и в натуральной форме и могут касаться и самого служащего, и его ближайших родственников или иных граждан, с которыми у него присутствует связь в виде обязательств.

Примеры возможного конфликта интересов:

  • осуществление управленческих функций по отношению к заинтересованным лицам (родственникам);
  • выполнение работы с оплатой иного характера;
  • нахождение в собственности ценных бумаг или вкладов;
  • передача подарков, услуг;
  • наличие судебных или имущественных обязательств;
  • трудоустройство после того, как гражданин был уволен с госслужбы;
  • пренебрежение запретами, обязательными для государственных служащих.

Один из примеров конфликта интересов – пренебрежение запретами, которые обязательны для госслужащих

Надо помнить, что под осуществлением функционала государственного управления предполагаются в частности:

  • заказы на товары, работы или услуги в целях государства;
  • решения о распределении бюджетных средств, таких как, например, субсидии;
  • возможность заключить договор об аренде площади в зданиях, принадлежащих государству;
  • расследование причин тех или иных ЧС, аварийных ситуаций или производственных несчастных случаев;
  • предоставление в суде интересов РФ и ее субъектов.

В существующем законодательстве нет ограничений на то, чтобы устраиваться на службу, владеть теми или иными бумагами, получать подарки или другие ценности родным и близким занятого на госслужбе сотрудника, несмотря на это, подразумевается, что под личной заинтересованностью, имеющей возможность оказать негативное влияние на исполнение рабочих обязанностей, может быть расценен также и факт получения тех или иных материальных благ для членов семьи служащего. В этой ситуации конфликт интересов может наступить в различных ситуациях.

Факт получения материальных благ для служащего или членов его семьи должен быть исключен

Давайте приведем небольшой пример.

Так, Александр Владимирович занимает руководящую должность в администрации района. К нему обратились представители компании N с целью оформления пакета документов. Получение этих данных требовало участия нескольких лиц и занимало по закону достаточно большое количество времени. Жене Александра был сделан ценный подарок со стороны компании N с предполагаемой целью закрыть глаза на некоторые неточности в оформленных документах, из-за которых оформление затягивалось. Здесь налицо возникает конфликт интересов.

Другие ситуации:

  • родственники госслужащего работают или владеют организацией, проходящей проверку со стороны госструктуры;
  • у родственников есть документы и ценные бумаги организации, а сам служащий может повлиять на ее деятельность.

Итак, теперь перейдем к списку основных типовых ситуаций, в которых происходит КИ и посмотрим, как можно его урегулировать.

Очень важно урегулировать конфликт интересов

Если речь идет о выполнении тех или иных управленческих функций по отношению к родным или иным заинтересованным лицам

Ситуация: Служащий может принимать решения относительно кадровых вопросов к своим родственникам или другим заинтересованным лицам. К примеру, речь идет о служащем, занимающем место в конкурсной комиссии, а в числе претендентов на место находится его родственник. Или же работник может являться членом комиссии, проводящей проверку по делу о нарушении со стороны своего родственника.

Решение: Первым делом нужно оповестить руководство о наличии факта личной заинтересованности, также эту информацию доносят до представителей нанимающей стороны.

Важно! Рекомендуется отстранение служащего от обязанностей, которые могут предполагать то или иное взаимодействие с лично заинтересованными лицами. Например, можно вывести служащего из состава комиссии. Надо понимать, что ситуация не будет считаться выражением личной заинтересованности, когда не задеваются интересы других граждан или же нет соответствующих полномочий.

Госслужащие должны оповестить руководство о наличии факта заинтересованности

Если речь идет об иной работе с оплатой

Ситуация: Служащий или же его родственники занимаются осуществлением оплачиваемых действий по договору касаемо организации, в которой служащий выполняет управленческие функции.

Решение: Первый шаг в этом случае остается неизменным – потребуется уведомить о заинтересованности нанимателя и собственное начальство, а также написать отказ от выполнения работы. Если же там работают родственники, достаточно уведомления. При этом отсутствие действий по урегулированию конфликта интересов влечет отстранение данного служащего от работы.

То же самое будет касаться ситуаций, в которых заинтересованная сторона осуществляет выполнение платных услуг в отношении организации, где госслужащий выполняет управленческие функции.

Отсутствие уведомления начальству влечет отстранение служащего от работы

Если же заказчиком работы выступает госорган, где служащий замещает должность, то представитель должен проинформировать, что работа будет впоследствии приводить к КИ. При отсутствии действий со стороны служащего по урегулированию тех или иных действий конфликтного характера речь пойдет об устранении его с должности.

То же самое касается материнских и дочерних организаций, а также организаций, так или иначе связанных с госорганизацией, где работает служащий. Необходимо также будет предоставить нанимателю как связаны обе организации. Лучше будет отказаться от работы в данном учреждении.

Речь идет о работе с закупкой товаров и/или осуществлении услуг

Давайте разберем на простом примере.

Сергей работает в муниципальной образовательной организации. Ему требуется принять решение о закупке большой партии пособий, при этом автором одного из конкурирующих пособий выступает его дочь. Что ему потребуется сделать?

Можно отойти от роли принимающей решение стороны в конкретном вопросе, если возникает конфликт интересов

В первую очередь Сергей обращается к своему начальству и представителям нанимателя с письменным уведомлением о возникновении конфликта интересов. Далее он в идеале должен временно отойти от роли принимающей решение стороны в данном вопросе. Пока проводится конкурс на закупку пособий, Сергей будет выполнять обязанности, которые непосредственно не связаны с принятием закупочного решения.

Когда вопрос касается вкладов в банках и ценных бумаг

Давайте представим и разберем ситуацию, в которой сотрудник ГС или же его родные являются владельцами ценных бумаг организации, в отношении которой госслужащий выполняет управленческие функции. Что необходимо делать в этом случае?

Суть вопроса остается неизменной – должно иметь место уведомление представителя нанимателя и собственного начальства о том, что имеет место КИ, после чего обычно рассматривается вопрос о том, чтобы бумаги были переданы в отчуждение или доверительное управление. До подобного решения служащего временно отстраняют от работы с организацией.

Служащего могут временно отстранить от сотрудничества с определенной организацией

Важно! Когда речь идет о банках – это касается вкладов или иных обязательств, таких как, к примеру кредиты, — то часть об уведомлении своего начальства и представителя банка будет оставаться неизменной, в дальнейшем же лучше всего отстранить работника от обязанностей по отношении к этому банку.

Несколько слов о подарках или прочих услугах

Попробуем разобраться в ситуации, когда госслужащий сотрудничает с компаниями, представляющими те или иные виды услуг, в том числе на небезвозмездной основе.

Потребуется произвести следующие действия: обязательно уведомляем начальство и нанимателя, а затем потребуется принять важное решение – будет ли в данном случае факт оказания услуг как-либо плохо влиять на то, как именно исполняются должностные функции. Если личная заинтересованность достаточно высока, то лучше всего избегать в дальнейшем работы с этой компанией и провести отстранение служащего от дел с ними.

Если личная заинтересованность высока, лучше избежать работы с конкретной компанией

Если представить, что сам работник или его родные получают от организаций или иных лиц подарки или какие-либо блага материального характера, то что следует предпринять?

Для примера:

Супруга Александра Федоровича, занимавшего управляющую должность в городской администрации, регулярно получает бесплатные путевки в морской санаторий от сотрудников дружественного учреждения здравоохранения. Это может повлиять на решения Александра Федоровича, поэтому он должен объяснить своей жене, что принимать такие подарки не следует, а в дальнейшем проанализировать, какова связь таких презентов и принятых А. Ф. решений.

Если же самому Александру Федоровичу регулярно поступают подарки от его подчиненных, то ему рекомендуется не принимать презенты, особенно в том случае, когда они неоднократно поступают от одного и того же сотрудника. При этом нет разницы, по какому поводу сделаны такие дары или какова их стоимость – подход должен быть строгим. Руководство, если оно замечает подобные прецеденты среди подчиненных, должно проводить разъяснительную работу в связи с этими фактами, подарки же потребуется вернуть и более не принимать.

Человек, занимающий управляющую должность, не должен принимать различные презенты во избежание недопониманий

Случаи, связанные с имуществом и судами

Ситуация может складываться таким образом, что сам госслужащий так или иначе управленчески связан с учреждением, перед которым у него или его родных есть обязательства имущественного характера.

Важно! Для того чтобы урегулировать очевидный конфликт, нужно обязательно завершить все возможные обязанности по отношению к учреждению – расплатиться с любыми долгами, аннулировать аренду и так далее. Если это по каким-то причинам не представляется возможным, то информацию представляют, как и в других случаях, нанимателю и своему начальству.

В этой ситуации начальство обычно выносит вердикт об отстранении сотрудника от выполнения им своих обязанностей по отношению к искомой организации. Это будет продолжаться до тех пор, пока он несет имущественные обязанности.

Госслужащий должен завершить все обязанности, которые касаются конкретной организации

Когда речь заходит, к примеру, о кредиторах, то помимо стандартной процедуры по уведомлению, нужно обязательно добиться полного отстранения госслужащего от своих обязанностей перед организацией кредитного характера. То же самое касается организаций, которые сами несут имущественные обязанности перед госслужащим.

Приступим к рассмотрению еще одного гипотетического примера.

Сын мирового судьи В. был привлечен к ответственности об уплате алиментов сыну от первого брака, при этом судебный процесс должен был происходить в мировом судебном участке, где работает В. В этом случае он обратился с письменным уведомлением на имя своего начальства о сложившейся ситуации и был временно отстранен от любых обязанностей, связанных с данным судебным разбирательством. Такая схема действий является единственно правильной и исключает любые предвзятые решения по данному делу.

Конфликт интересов может возникнуть и в случаях, касающихся судебных разбирательств

Если дело заключается во взаимодействии с работодателями с предыдущего места работы

Первый случай, который можно рассмотреть в рамках этого вопроса – если производится осуществление управленческих функций по отношению к некоему предприятию или организации, где рассматриваемое лицо раньше занимало руководящую или иную должность.

В этом случае производится уведомление своего начальства и начальства той организации, а далее наниматель проводит тщательную проверку, по итогам которой выясняется, есть ли вероятность того, что те или иные отношения служащего с коллегами, руководством или другими лицами с предыдущей работы как-либо могут повлиять на выполнение его деятельности – иными словами, будет ли иметь место такой конфликт. Разумеется, если такая вероятность есть, и она довольно высока, то стоит, как и в вышеописанных случаях, то самым оптимальным вариантом будет отстранение работника от связанной с этой организацией работы.

Представим также, что некий работник находится на стадии обсуждения трудоустройства после того, как завершена его госслужба в одной организации, в другое место, с которым он также мог иметь подобные отношения. Здесь также будет единственно разумным решением полное воздержание от устройства на работу в подобную организацию, пока не будет иметь место окончательное увольнение с госслужбы – это поможет избежать каких-либо недоразумений и КИ. В том случае, когда переговоры уже проводятся, то также нужно обязательно уведомить свое руководство и нанимателя о том, что есть вероятность личной заинтересованности.

Не рекомендуется устраиваться на работу в организацию, с которой у бывшего госслужащего в рамках работы было сотрудничество

Важно осознавать, что в этой ситуации КИ может повредить репутации госучреждения, однако не может никак регулироваться в соответствии с законом.

К примеру, некий сотрудник занимал руководящую должность в сфере здравоохранения, а затем перешел в частную клинику, имеющую непосредственное взаимодействие в той сфере, где ранее этот служащий занимал свое место. Или же служащий может самостоятельно стать основателем организации, в результате деятельности которой он будет регулярно общаться с предыдущим работодателем – государственной структурой, где ранее он работал.

Третий подобный пример связан с проектной работой во время госслужбы и последующей реализацией этих проектов уже после того, как произошло увольнение.

Нужно полностью закончить трудовые отношения с органом госслужбы для того, чтобы устроиться на новое место работы

Законодательные запреты и их нарушение

Может возникнуть конфликт интересов, если госслужащий получает те или иные наградные знаки, почетные звания (кроме, разве что, научных) от зарубежных и международных организаций или общественных, религиозных объединений.

Важно! Законодательством предусмотрен запрет на получение подобных регалий, если отсутствует письменное разрешение нанимателя в том случае, если его организация осуществляет деятельность, напрямую связанную с подобными объединениями.

Когда происходит такая ситуация, должен быть проанализирован смысл и цель предоставления наград и, в обязательном порядке, рассмотрена ситуация всесторонне – то есть, нужно проанализировать, имеют ли место пристрастность и необъективность в этом вопросе.

Получать награды без письменного разрешения госслужащему запрещено

Если же госслужащий выполняет оплачиваемую работу в организациях, получающих финансирование от других государств, то, во-первых, необходимо в обязательном порядке получить письменное разрешение представителя нанимателя на занятия оплачиваемой деятельностью, если таковая финансируется за счет иностранных государств или международных организаций, а также непосредственно иностранных граждан. Без этого деятельность запрещена.

Представитель нанимателя должен обязательно провести проверку и выяснить, может ли выполнение служащим такой работы как-либо повлиять на объективность и беспристрастность последнего. Также обязательно должно быть представление нанимателя о том, какого рода работа для иностранных государств или граждан выполняется.

Может возникнуть конфликт, если произошло так, что госслужащий во время проведения контрольных или надзорных мероприятий обнаружил, что имело место нарушение законодательства в некой организации, где работают его родственники или близкие люди (или в ином случае возникновения конфликта интересов).

Конфликт интересов может возникнуть, если госслужащий в рамках своей работы обнаружил нарушения в организации, где трудятся его родственники

Предположим, гражданин Н. проводит санитарную инспекцию ресторана, владельцем которого является его тесть, и обнаружил существенные нарушения санитарных норм. Предположим, он уполномочен принимать решения по данному вопросу, однако хотел бы уклониться от их принятия, поскольку владелец ресторана – лицо заинтересованное, и конфликт с ним может повлечь неприятные последствия. Имеет ли право Н. на какие-то поблажки в отношении своего родственника? Нет. И более того, возникновение подобных ситуаций следует пресекать.

В этом случае единственно верным вариантом развития событий будут действия в рамках закона, а также отсутствие какой-либо личной вовлеченности (относительно советов, к примеру), на тему того, какие организации могут помочь в устранении подобных изъянов.

Также стоит уведомить работодателя (непосредственное начальство) в том, что имеет место конфликт личных интересов, который может повлечь за собой те или иные нежелательные результаты для обоих сторон.

Всегда необходимо уведомлять начальство о подобных ситуациях

В некоторых ситуациях служащий может иметь некую информацию, полученную в ходе служебных обязательств, которая недоступна для широкой общественности, и могут быть получены конкурентные преимущества при совершении коммерческих сделок. Как поступить?

Важно! Ни в коем случае нельзя разглашать или использовать в личных (не связанных с госслужбой) интересах сведения, которые в соответствии с законом могут носить конфиденциальный характер, а также не использовать служебную информацию, которая стала доступна при выполнении служебных обязанностей.

Это касается даже информации, которая сама по себе не считается конфиденциальной, и изъята из публичного доступа только временно. Сведения можно будет использовать только тогда, когда они станут известны широкой общественности.

Госслужащий не имеет право разглашать служебную информацию

Подводим итоги

Итак, из вышеперечисленных случаев следует, что при возникновении конфликта интересов со стороны работника обязательно должны последовать меры по предотвращению или урегулированию данного конфликта. В противном случае это будет считаться правонарушением. Какие могут быть наступить санкции?

Используя подобные ситуации в личных интересах, можно подорвать или полностью утратить доверие работодателя, вследствие чего наступят последствия в виде увольнения в занимаемой должности на государственной службе. Это достаточно жесткая мера пресечения, однако она базируется на том, что интересам и правам граждан, общества, организаций, субъектов Российской Федерации или же самой стране не должно быть причинено никакого вреда из-за некорректных действий государственных служащих.

В этом случае дисциплинарная ответственность может выражаться в виде вынесения замечания, выговора или же предупреждения о том, что данный сотрудник не полностью соответствует занимаемой должности.

При возникновении таких ситуаций обязательно должны последовать меры по предотвращению такого конфликта

Подытоживая все вышесказанное, стоит обязательно отметить, что данная проблема (конфликт интересов в системе государственной службы) на сегодняшний день считается весьма актуальной, и так будет продолжаться еще длительное время. Ни в коем случае нельзя забывать и о моральной стороне вопроса – крайне важно развивать уровень нравственной культуры государственных работников, повышать правовую грамотность и следить за тем, чтобы работники всегда были в состоянии принимать соответствующие их статусу и должностным обязанностям решения.

Высокий уровень морали для работников государственных структур является крайне важным, в противном случае может идти речь о существенном ущербе для граждан Российской Федерации, а также их основных прав и свобод.

Наличие личной заинтересованности работника в том или ином вопросе сама по себе не является правонарушением. Для того, чтобы не понести вредных для себя и окружающих последствий, нужно обязательно сообщить о том, что имел место конфликт интересов (либо если он так или иначе может возникнуть в перспективе). Не нужно пугаться, что подобный момент личной заинтересованности будет предан огласке. Всегда проще предотвратить подобный инцидент, связанный с конфликтом интересов, нежели затем длительное время заниматься урегулированием наступивших последствий. Такие вещи не следует допускать уважающим себя государственным сотрудникам.

Работники госслужбы должны помнить о своих обязанностях и правилах поведения

В подобных ситуациях всегда встает выбор между личными интересами и общественным долгом. При этом служащий еще не сделал окончательный выбор, не принял решение, и важно, чтобы таковое решение было верным. Необходимо всеми доступными средствами выявлять конфликт личных интересов и вовремя урегулировать его или его последствия. За счет этого можно будет избежать большого количества правонарушений, связанных с коррупцией в тех или иных государственных системах.

Новости

Близкое родство или свойство с определенной категорией должностных лиц

Родство — кровная связь лиц, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка.

Свойство — отношения между людьми, возникающие из брачного союза одного из родственников (между супругом и родственниками другого супруга, между родственниками супругов).

Президентом РФ подписан Федеральный закон от 04. 03. 2014 № 23 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), который внес поправки в порядок назначения на должность главы местной администрации по контракту.

С 15. 03. 2014 изменения, внесенные в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» вступят в силу.

В перечень лиц, которые находятся в близком родстве или свойстве с определённой категорией должностных лиц, включены супруги детей.

Ранее при назначении на должность муниципальной службы действовало ограничение, согласно которому гражданин не мог быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не мог замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства.

Близким родством или свойством признавалось родство или свойство с родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов с главой муниципального образования.

Законом предусмотрено, что гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования.

Таким образом, с расширением понятия близкого родства или свойства круг ограничений при поступлении на муниципальную службу увеличился. Разработанные меры направлены на усиление противодействия коррупции в органах власти.

Пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о службе) определено, что сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сёстры, а также братья, сёстры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому.

Согласно части 3 статьи 71 Закона о службе сотрудник обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона о службе для целей данного закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции).

Частью 1 статьи 10 Закона о противодействии коррупции установлено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Частью 2 статьи 10 Закона о противодействии коррупции предусмотрено, что под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 названной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сёстрами, а также братьями, сёстрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 названной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Таким образом, в ситуациях, когда лица состоят, например, в иных близких отношениях, между ними может присутствовать конфликт интересов, даже если ими не нарушается запрет, связанный с непосредственной подчинённостью и подконтрольностью.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 12 и части 3 статьи 71 Закона о службе на сотрудника возложена обязанность принимать меры по предотвращению конфликта интересов. Указанная обязанность является безусловной и должна выполняться сотрудниками независимо от того, рассматривается ли в определённом случае вопрос о наличии непосредственной подчинённости и подконтрольности между сотрудниками.

Разъяснения по вопросам, связанным с подчинённостью и подконтрольностью сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, размещены в специализированной территориально распределённой автоматизированной системе «Юрист» в разделе «Юридические консультации», которые в соответствии с пунктом 5 Инструкции по формированию и использованию автоматизированной информационно-поисковой системы «Юридические консультации» и наполнению рубрики «Часто задаваемые вопросы», утверждённой приказом МВД России от 25 августа 2017 г. № 680, имеют статус официальной позиции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *