Конференция по 223 ФЗ

Общие требования к созданию и функционированию специальной комиссии по закупкам по 223-ФЗ

Закупочная комиссия представляет собой коллегию специалистов, созданную заказчиками по ФЗ-223 в целях решения определенных задач. Напрямую вопрос формирования, порядка работы комиссии по закупкам, ее функций и зоны ответственности не предусмотрен.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Комиссия по закупкам: как назначается

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при закупках товаров и услуг заказчики должны руководствоваться не только данным законом, но и другими нормативно-правовыми актами: Конституцией, Гражданским кодексом и иными федеральными законами.

Напрямую указания на необходимость создания комиссии по закупкам в 223-ФЗ нет. Но в Гражданском кодексе есть соответствующая статья (447), в которой указано на то, что победителем конкурса может стать участник, выбранный по решению комиссии. Поэтому как минимум при проведении закупочных мероприятий через конкурс такая комиссия должна быть создана.

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ-223 положение о закупке выступает документом, регламентирующим закупки заказчика, и в котором должны содержаться требования к закупке, порядок подготовки и проведения закупочных процедур и условия их применения.

Таким образом, именно Положение заказчика должно содержать регламент закупочных мероприятий, порядок создания комиссии и требования к ее членам (в частности, в отношении образования и количеству членов).

Комиссия может создаваться по разным признакам. Например, с позиции предмета закупки допускается создание отдельной комиссии по закупкам товарно-материальных ценностей или научно-исследовательских работ. С точки зрения процедуры закупки, различают: конкурсную, котировочную, аукционную и прочие виды комиссии. С позиции сроков действия комиссии различают постоянно функционирующие и временные, созданные под конкретную закупку.

Состав комиссии и полномочия ее участников

Заказчик может создавать закупочную комиссию по 223-ФЗ по правилам, указанным в 44-ФЗ.

В состав комиссии могут входить не только сотрудники компании, но и сторонние лица. При этом привлекать независимых экспертов допускается исключительно по договору с указанием прав, обязанностей и ответственности привлекаемых лиц.

Традиционно выделяются следующие группы участников в составе комиссии:

  1. Председатель закупочной комиссии. Он осуществляет общее руководство комиссией, ведет ее заседания, назначает ответственных членов комиссии (например, за вскрытие конвертов), оглашает обязательные к объявлению сведения, проводит переторжку, определяет порядок рассмотрения поступивших вопросов, выносит на обсуждение вопрос о привлечении к работе экспертов.
  2. Заместитель председателя, который выполняет функции председателя при его отсутствии.
  3. Рядовые члены комиссии. В их задачи входят ознакомление с материалами проводимой закупки, принятие решения о ее соответствии правилам и Положению о закупке, формирование мнения относительно допуска или отказа в допуске участника закупки, проведение оценки и сопоставление заявок от участников закупки.
  4. Секретарь комиссии. Он ведет протоколы проводимых заседаний, информирует членов о повестке дня, организует техническое обеспечение заседаний, информирует о необходимости замены членов комиссии, своевременно направляет членам комиссии материалы по вопросам повестки заседания.

Численность и состав комиссии определяется на усмотрение заказчика. Рекомендуется не слишком сильно расширять состав комиссии и формировать ее на условиях нечетного числа участников с правом голоса (например, 3 или 5 человек). Это может иметь смысл при необходимости принятия коллегиальных решений большинством голосов.

При определении состава стоит включать в члены комиссии лиц с адекватным проводимой закупке профилем (например, со специальным образованием или навыками).

Также заказчику стоит заблаговременно позаботиться о резервном составе комиссии. Здесь должны быть указаны лица, которые получают права и обязанности членов комиссии при отсутствии основного состава.

Функции и порядок работы закупочной комиссии, ее права и обязанности

Положение о работе закупочной комиссии должно содержать ее определение, перечень решаемых задач, поставленные перед ней цели и функции.

Цель формирования закупочной комиссии состоит в определении победителя закупки, с которым в дальнейшем будет подписан договор заказчиком.

Для реализации данной цели на закупочную комиссию возложен следующий функционал:

  1. Проверка заявок от участников на соответствие требованиям по извещению и документации.
  2. Выбор победителя закупки в соответствии с порядком, который указан в закупочной документации.

Базовый принцип работы комиссии: коллегиальность. Он позволяет повысить объективность принимаемых решений.

Закупочная комиссия может быть наделена заказчиком следующими правами:

  1. Принимать решение о переносе сроков проведения процедуры.
  2. Отвечать на поступившие от участников закупки вопросы по закупочной документации.
  3. Запрашивать разъяснения относительно положений заявок от участников.
  4. Привлекать экспертов для оценки и выбора победителя.
  5. Принимать решение о допуске или отказе в допуске участника.
  6. Исправлять ошибки в заявках от участников в установленном порядке.
  7. Проводить переговоры с участниками.
  8. Принимать решения о переторжке.
  9. Анализировать полученные экспертные заключения и оценки от участников.
  10. Принимать решение о выборе победителя закупки, об отказе в проведении закупки, об отстранении участника от участия в закупке.
  11. Согласовывать изменения в договорах, заключенных по результатам закупок.
  12. Предварительно согласовывать извещения и документацию по закупкам.
  13. Принимать решение о завершении процедуры без выбора победителя.
  14. Осуществлять иные функции, предусмотренные нормативно-правовыми актами и организационными документами.

Документальное оформление работы закупочной комиссии

Закупочная комиссия может быть сформирована до проведения процедуры закупки либо непосредственно в процессе.

Для создания закупочной комиссии такая возможность должна быть зафиксирована в Положении о закупке, утвержденном заказчиком. Также в число документов, которые требуются для работы комиссии, входят:

  1. Положение и порядок о работе комиссии.
  2. Приказ о создании комиссии.

Стоит отметить, что положение о работе и порядок работы не являются обязательными. На практике заказчику достаточно подготовить только приказ о создании комиссии.

В документах, которые отвечают за порядок работы закупочной комиссии, нужно прописать:

  1. Порядок оповещения членов комиссии о заседании (в том числе сроки, в которые нужно уведомить членов комиссии о предстоящем заседании).
  2. Порядок ознакомления с материалами по закупке.
  3. Порядок замены членов комиссии и основания для этого.
  4. Порядок привлечения сторонних экспертов.
  5. Каким образом определяется объективность принятых решений.
  6. Как принимаются решения по вопросам повестки дня.
  7. Как фиксируются решения комиссии.
  8. Каков порядок наблюдения за работой комиссии.
  9. Каков порядок оповещения о принятых комиссией решениях.

Положение и порядок составляется и подписывается уполномоченным на это сотрудником организации-заказчика.

Образец приказа о создании закупочной комиссии и положения о ее работе по 223-ФЗ можно скачатьздесь.

Решения, которые принимаются закупочной комиссией, оформляются в виде протоколов. Протокол по 223-ФЗ — это документ, который фиксирует решения комиссии по результатам процедуры. Он составляется при любой закупочной процедуре: конкурсе, аукционе, запросе цен и предложений.

Составляемый в ходе закупки протокол подлежит обязательной публикации в ЕИС в течение 3 дней после его подписания (согласно ч. 12 ст. 4 223-ФЗ). В документе следует прописать такие сведения:

  • реквизиты, количество поданных заявок и дата их поступления;
  • результаты рассмотрения поданных заявок;
  • решение комиссии по каждой заявке;
  • при необходимости — причины признания закупки несостоявшейся;
  • прочая информация.

Образец протокола по результатам проведения торгов в рамках 223-ФЗ, составленный закупочной комиссией, можно скачатьздесь.

Итоговый протокол составляется по тем же правилам, но дополнительно в нем указываются сведения о победителе закупки. Его также необходимо разместить в ЕИС в течение 3 дней. Порядок его подготовки и размещения происходят согласно ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ. Эти документы должны храниться заказчиком не менее 3 лет.

Ответственность членов комиссии

Ответственность за результаты работы закупочной комиссии прописывается в утвержденном заказчиком положении о закупке. Что качается положений КоАП, то здесь не предусмотрены меры ответственности, которые могут распространяться на членов комиссии.

Изменения в КоАП, принятые в 2013 году, также не содержат новшеств относительно возможности привлечения к ответственности членов закупочной комиссии и ее руководителей.

Нормы административного права распространяются только на само юрлицо, которое работает в рамках 223-ФЗ.

Таким образом, 223-ФЗ не содержит требований к формированию закупочной комиссии, четко установленных норм в отношении ее состава и полномочий. Регулируется работа закупочной комиссии положением о закупке, приказом о создании комиссии и положением о ее работе. Закупочная комиссия представляет собой орган, целью которого является оптимизация и наиболее эффективная реализация закупочных мероприятий.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

О Регламенте осуществления ведомственного контроля закупочной деятельности подведомственных учреждений, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 24 августа 2018 года N 114-ОД
О Регламенте осуществления ведомственного контроля закупочной деятельности подведомственных учреждений, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», постановлением Правительства Мурманской области от 03.04.2018 N 149-ПП «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», постановлением Правительства Мурманской области от 27.01.2011 N 21-ПП «О положениях об осуществлении исполнительными органами государственной власти Мурманской области функций и полномочий учредителя государственного областного учреждения» приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Регламент осуществления ведомственного контроля закупочной деятельности подведомственных учреждений, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Регламент).

2. Отделу реализации госпрограмм и правового обеспечения Аппарата Правительства Мурманской области (Шулаев Р.В.) обеспечить:

— организацию и проведение ведомственного контроля в соответствии с Регламентом, утвержденным настоящим приказом;

— размещение настоящего приказа на официальном сайте Аппарата Правительства Мурманской области (министерства) в сети Интернет.

Руководитель
В.С.ФЕДЬКО

Приложение
к приказу
Аппарата Правительства
Мурманской области
от 24 августа 2018 г. N 114-ОД

РЕГЛАМЕНТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ «О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент осуществления ведомственного контроля закупочной деятельности подведомственных учреждений, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Регламент), устанавливает порядок подготовки и проведения Аппаратом Правительства Мурманской области (далее — Аппарат) ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации (далее — законодательство о закупках по 223-ФЗ) в отношении учреждений, находящихся в ведомственной подчиненности Аппарата (далее — Заказчики).

1.2. Регламент разработан в целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон N 223-ФЗ).

1.3. Мероприятия по осуществлению ведомственного контроля в соответствии с настоящим Регламентом проводятся Рабочей группой по проведению ведомственного контроля закупочной деятельности Заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, состоящей из должностных лиц Аппарата (далее — Рабочая группа).

1.4. Ведомственный контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок Заказчиков.

1.5. Формы проведения ведомственного контроля:

— выездная проверка — проверка, проводимая Рабочей группой по месту нахождения Заказчика;

— документарная проверка — проверка, проводимая Рабочей группой по месту нахождения Аппарата на основании предоставляемых Заказчиком документов и сведений.

1.6. Способы проведения ведомственного контроля:

— сплошная проверка, при которой контрольные действия осуществляются в отношении каждой закупки Заказчика в проверяемом периоде;

— выборочная проверка, при которой контрольные действия осуществляются в отношении отдельной (отдельных) закупки (закупок) Заказчика в проверяемом периоде.

2. Организация проведения проверок

2.1. Плановые проверки проводятся на основании годового плана проверок (далее именуется — план проверок), утверждаемого приказом Аппарата на очередной календарный год не позднее 15 декабря текущего года. План проверок в течение 5 рабочих дней с момента утверждения размещается на официальном сайте Аппарата в сети Интернет.

2.2. В план проверок включаются следующие сведения:

— наименование, адрес местонахождения Заказчика, в отношении которого принято решение о проведении плановой проверки;

— предмет проведения плановой проверки, проверяемый период;

— форма проведения плановой проверки (выездная и (или) документарная);

— даты начала и окончания плановой проверки.

2.3. Внесение изменений в план проверок допускается не позднее чем за 10 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки, в отношении которой вносятся изменения. Изменения, вносимые в план проверок, размещаются в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений на официальном сайте Аппарата в сети Интернет.

2.4. Основанием для проведения внеплановых проверок является поступление информации или установление сведений, указывающих на признаки нарушения Заказчиком законодательства о закупках по 223-ФЗ.

2.5. Решение о проведении проверки, утверждение состава Рабочей группы оформляется приказом Аппарата.

2.6. Аппарат информирует Заказчика о проведении мероприятия ведомственного контроля путем направления уведомления не позднее чем за три рабочих дней до даты начала проведения такого мероприятия.

2.7. Уведомление должно содержать следующую информацию:

1) наименование заказчика, которому адресовано уведомление;

2) предмет мероприятия ведомственного контроля (проверяемые вопросы), проверяемый период;

3) дата начала и дата окончания проведения мероприятия ведомственного контроля;

4) перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление мероприятия ведомственного контроля;

5) запрос о предоставлении документов, информации, материальных средств, необходимых для осуществления мероприятия ведомственного контроля;

6) информация о необходимости обеспечения условий для проведения выездного мероприятия ведомственного контроля, в том числе о предоставлении помещения для работы, средств связи и иных необходимых средств и оборудования для проведения такого мероприятия.

2.8. Документы, необходимые для проведения проверки, представляются Заказчиком в копиях на бумажном носителе, заверенных уполномоченным должностным лицом Заказчика, либо в электронной форме, подписанные электронной цифровой подписью.

2.9. Срок проведения мероприятия ведомственного контроля не может составлять более чем 15 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 15 календарных дней по решению руководителя Аппарата или лица, его замещающего.

В течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока проверки Аппарат письменно уведомляет Заказчика о принятом решении.

3. Порядок проведения проверок

3.1. При осуществлении ведомственного контроля Рабочая группа осуществляют проверку соблюдения законодательства о закупках по 223-ФЗ, в том числе:

1) соответствия положения о закупке товаров, работ, услуг Заказчика (далее — положение о закупке) ведомственному типовому положению, утвержденному Аппаратом в соответствии с частью 2.1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ;

2) своевременности размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — ЕИС) положения о закупке и внесенных в него изменений;

3) своевременности размещения в ЕИС плана закупки товаров, работ, услуг и внесенных в него изменений;

4) осуществления закупок в соответствии с законодательством о закупках по 223-ФЗ, положением о закупке, в том числе:

— правильности выбора способа осуществления закупки в соответствии с законодательством о закупках по 223-ФЗ, положением о закупке;

— проведения в электронной форме закупок, которые должны осуществляться в указанной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о закупке;

— своевременности размещения в ЕИС информации о проведении закупки;

— соблюдения требований к содержанию извещения о закупке;

— осуществления закупок в модуле «Малые закупки» автоматизированной информационной системы управления закупками Мурманской области «WEB-Торги-КС» в соответствии с положением о закупке;

5) своевременности внесения в реестр договоров, заключенных Заказчиком по результатам закупки, информации и документов о заключении, изменении и расторжении договора;

6) своевременности размещения в ЕИС отчетов, предусмотренных законодательством о закупках по 223-ФЗ.

3.2. При проведении мероприятия ведомственного контроля должностные лица, входящие в состав Рабочей группы, имеют право:

— в случае осуществления выездного мероприятия ведомственного контроля — на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания Заказчика (в необходимых случаях на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и уведомления с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;

— на истребование необходимых для проведения мероприятия ведомственного контроля документов с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;

— на получение необходимых объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам проводимого мероприятия ведомственного контроля.

3.3. В течение 10 рабочих дней с даты окончания проведения проверки Рабочей группой составляется акт проверки.

Акт проверки подписывается руководителем Рабочей группы и утверждается руководителем Аппарата или лицом, его замещающим.

3.4. Акт должен состоять из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.

3.4.1. Вводная часть акта проверки должна содержать:

— наименование, ИНН, адрес местонахождения Заказчика, в отношении которого проводилась проверка;

— дату и номер приказа о проведении проверки;

— основания, цели и сроки проведения проверки;

— проверяемый период;

— состав Рабочей группы с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности каждого члена рабочей группы, а также с указанием руководителя Рабочей группы.

3.4.2. В мотивировочной части акта проверки должны быть указаны:

— обстоятельства нарушений, установленные при проведении проверки, и обосновывающие выводы Рабочей группы;

— нормы законодательства, которыми руководствовалась Рабочая группа при принятии решения;

— сведения о нарушении требований законодательства о закупках по 223-ФЗ.

3.4.3. Резолютивная часть акта проверки должна содержать:

— выводы Рабочей группы о наличии (отсутствии) нарушений законодательства о закупках по 223-ФЗ, установленных в результате проведения проверки;

— требование об устранении выявленных нарушений;

— выводы Рабочей группы о целесообразности передачи вопросов о возбуждении дела об административном правонарушении;

— иные выводы и сведения о результатах проведенного мероприятия ведомственного контроля.

3.5. Копия акта проверки направляется Заказчику, в отношении которого проведена проверка, в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания акта проверки.

3.6. Заказчик, в отношении которого проведена проверка, в течение пяти рабочих дней со дня получения копии акта проверки вправе представить в Рабочую группу письменные возражения по фактам, изложенным в акте проверки, которые приобщаются к материалам проверки.

3.7. В течение 3 рабочих дней после получения возражений Рабочая группа организует обсуждение (согласование) пунктов (положений) акта и возражений Заказчика. В течение дня, следующего после урегулирования разногласий по акту, Аппарат в письменной форме направляет руководителю Заказчика заключение о результатах рассмотрения возражений.

3.8. В случае непредставления Заказчиком в установленный срок письменных возражений акт считается принятым без разногласий.

3.9. В течение 10 рабочих дней со дня подписания акта проверки, содержащего сведения о выявленных нарушениях законодательства о закупках по 223-ФЗ, которые могут быть устранены Заказчиком самостоятельно, Аппарат дает письменное указание Заказчику об устранении выявленных нарушений.

3.10. В случае выявления по результатам проверки действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, материалы проверки подлежат направлению в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг), а в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, — в правоохранительные органы.

3.11. Материалы по результатам мероприятий ведомственного контроля, а также иные документы и информация, полученные (разработанные) в ходе проведения мероприятий ведомственного контроля, хранятся не менее 3 лет.

VII Всероссийская конференция по 223-ФЗ – 2019

Уважаемые коллеги!

21-22 марта 2019 года в Москве пройдет VII Всероссийская конференция-семинар «КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАКУПКИ — 2019: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ». Особенность данного мероприятия заключается в том, что приглашаемые к участию специалисты-практики, чья деятельность непосредственно связана с осуществлением регулируемых закупок, получают уникальную возможность узнать из первых уст о самых последних событиях и нововведениях, а также перспективах регулирования сферы закупок, получить рекомендации ведущих в стране экспертов, услышать мнение контролёров по интересующим вопросам, а также обменяться опытом и приобрести полезные контакты в профессиональном кругу.

В связи с глобальными изменениями Закона № 223-ФЗ, вступившими в силу летом 2018 года, отдельное внимание на конференции будет уделено актуальным вопросам электронизации закупок, а также вопросам поддержки малого и среднего бизнеса. Помимо этого, к обсуждению запланированы вопросы совершенствования положения о закупке, унификации закупок внутри ведомств и регионов, контроля закупок и многие другие актуальные проблемы работы в режиме меняющегося правового регулирования.

Основной целью конференции является открытый конструктивный диалог между ее участниками, а также поиск решений в самых сложных и неоднозначных ситуациях, возникающих в ходе осуществления закупок.

Приглашаем принять участие в конференции представителей заказчиков, поставщиков и иных заинтересованных лиц, работающих в сфере закупок.

С уважением,
Директор Института
А.А. Храмкин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *