Коммунально бытовые

В отношениях по предоставлению коммунальных услуг помимо потребителей и поставщиков коммунальных ресурсов присутствует некто – исполнитель. При выборе собственниками помещений в доме непосредственной формы управления это лицо остается неизвестным. Рассмотрим, является ли ресурсоснабжающая организация (РСО), с которой у собственников помещений заключены прямые договоры о приобретении коммунальных ресурсов (договоры об обслуживании внутридомовых сетей заключены собственниками с другими организациями) в случае выбора непосредственного управления, исполнителем коммунальных услуг со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Читаем законодательство

Как следует из п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнителями коммунальных услуг признаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим требованиям:

📌 Реклама Отключить

– производят или приобретают коммунальный ресурс;

– отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, посредством которых предоставляют коммунальные услуги потребителям;

– предоставляют потребителям коммунальные услуги.

Буквальное толкование такого определения позволяет утверждать, что юридическое лицо и ИП не могут рассматриваться как исполнители коммунальных услуг, если в их деятельности отсутствует хотя бы один из вышеперечисленных элементов. Исполнителем коммунальных услуг в зависимости от выбранного собственниками способа управления домом могут быть:

– управляющие организации;

– ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные потребительские кооперативы;

– а при непосредственном управлении – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

При непосредственном управлении РСО зачастую только подает коммунальный ресурс на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей и не предоставляет потребителям коммунальные услуги. Данное положение закреплено в п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым при непосредственном управлении собственники заключают договор о приобретении коммунальных ресурсов с соответствующей РСО. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме, или собственниками самостоятельно, если договором с РСО не предусмотрено иное. Таким образом, в строгом соответствии с законодательством РСО, с которой собственники, осуществляющие непосредственное управление домом, заключили договоры о приобретении коммунальных ресурсов, исполнителем коммунальных услуг не является.

📌 Реклама Отключить

Данное утверждение не вызывает сомнения в части возложения на РСО обязанности по содержанию внутридомовых инженерных сетей. Однако вопрос о выполнении РСО иных обязанностей, возложенных Правиламипредоставления коммунальных услуг на исполнителя коммунальных услуг, остается открытым.

Толкуем законодательство

Правила предоставления коммунальных услуг распространяют свое действие на отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1). Тем не менее в силу их п. 8 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с РСО с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить самим правилам и иным нормативным правовым актам РФ. Стоит обратить внимание на то, что «не должны противоречить» в контексте упомянутой нормы не значит «должны соответствовать» им.

📌 Реклама Отключить

Кроме того, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает пределы ответственности РСО по договору с потребителями. Так, РСО несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Минрегион РФ в письмах от 29.11.2007 № 21492‑СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями» и от 13.02.2007 № 2479‑РМ/07 «О применении п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг» дает расширительное толкование названной нормы, указывая на необходимость соответствия условий договоров с РСО Правилам предоставления коммунальных услуг в части:

📌 Реклама Отключить

– прав и обязанностей сторон договора;

– порядка подачи коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– требований к качеству коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– условий оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– ответственности сторон договора;

– оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов.

Основная цель расширительного толкования – не допустить нарушения прав потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством РФ и договорами. Необходимо отметить, что в тексте самих Правилпредоставления коммунальных услуг содержатся противоречия, которые не позволяют распространять их действие исключительно на отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

📌 Реклама Отключить

Например, п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает, что должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества. Однако данный пункт входит в противоречие со всей концепцией рассматриваемого документа. Так, исполнитель предоставляет потребителю коммунальные услуги. В этих целях РСО осуществляет поставку коммунального ресурса на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не в каждое жилое помещение (до ввода в дом). РСО не имеет права поставлять коммунальный ресурс по внутридомовым сетям, так как они являются частью общего имущества. Обязанности РСО, таким образом, ограничиваются бесперебойной подачей коммунальных ресурсов до ввода в дом. Представляется, что это положение должно найти отражение в действующем законодательстве.

📌 Реклама Отключить

Еще один пример – разд. X Правил предоставления коммунальных услуг регулирует приостановление и ограничение предоставления коммунальных услуг. При этом в п. 82 впервые упоминается о приостановлении (либо ограничении) подачикоммунальных ресурсов. В пунктах 80, 81 речь идет только о коммунальных услугах.

Приведенные примеры показывают, что положения Правил предоставления коммунальных услуг относятся как к коммунальным услугам и, соответственно, связаны с деятельностью исполнителя, так и к деятельности РСО по подаче коммунальных ресурсов. В связи с этим позиция Минрегиона РФ по расширительному толкованию п. 8 рассматриваемого документа представляется целесообразной.

Нет никаких сомнений и в справедливости данного мнения. Дело в том, что какими правами и обязанностями не наделяли бы Правилапредоставления коммунальных услуг исполнителей, реальное осуществление этих прав и обязанностей напрямую зависит от РСО. На практике ТСЖ и управляющие организации всего лишь посредники между гражданами и РСО. И, как обоснованно отмечает Минрегион РФ в Письме от 13.02.2007 № 2479‑РМ/07,исполнитель коммунальных услуг вправе требовать установления паритетных соответствующих Правилам предоставления коммунальных услуг условий договоров с РСО по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения – в судебном порядке. Представляется, что собственники, напрямую выстраивающие отношения с РСО (при непосредственной форме управления), тем более имеют право требовать выполнения обязанностей исполнителя со стороны РСО.

📌 Реклама Отключить

Тем не менее приходится констатировать, что на практике разъяснения Минрегиона РФ не всегда воплощаются в жизнь. Этому способствуют как объективные, так и субъективные причины. К первым можно отнести зависимость РСО от энергетического законодательства (например, порядок приостановления или ограничения подачи электроэнергии, установленный Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, не соответствует порядку, предусмотренному Правилами предоставления коммунальных услуг). Субъективизм проявляется в применении действующего законодательства судебными органами.

Обращаемся к арбитрам

Обобщение судебной практики приводит к выводу, что собственники помещений в многоквартирных домах вовсе не обращаются за судебной защитой и не просят возложить на РСО обязанности исполнителя коммунальных услуг. Они просто исправно оплачивают счета, выставляемые им этими организациями.

📌 Реклама Отключить

Тем не менее позицию арбитров относительно рассматриваемой проблемы можно проследить по спорам между РСО и Роспотребнадзором. Подобные дела – это как раз тот случай, когда государственный орган (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) может обратиться в суд за защитой неопределенного круга лиц (жителей конкретного дома). Особую актуальность это приобретает именно при непосредственной форме управления домом, когда другого представителя у собственников нет. Кроме того, нередко Роспотребнадзор выступает ответчиком в суде по искам РСО, которые были привлечены к административной ответственности за нарушение требований законодательства в области защиты прав потребителей.

Так, Постановлением от 04.10.2007 № Ф08-6502/2007 ФАС СКО поддержал орган местного самоуправления и управление Роспотребнадзора, отказавших организации ВКХ согласовать режим подачи воды по графику. Ввести график подачи воды вправе организации водопроводно‑канализационного хозяйства на основании п. 85 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ. Однако, как указали арбитры, в силу п. 3 указанного документа его нормы не распространяются на отношения между организациями ВКХ и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг. В свою очередь, положения п. 8 Правил предоставления коммунальных услугнаправлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемых ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальных услуг, а при отсутствии исполнителя – собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления домом) или собственниками жилых домов. В связи с этим предприятие, являющееся РСО, в отношениях водоснабжения граждан обязано соблюдать Правила предоставления коммунальных услуг.

📌 Реклама Отключить

Еще один пример, который хотелось бы привести, – Постановление ФАС СЗО от 05.11.2008 № А66-2701/2008. В нем суд подтвердил обоснованность привлечения РСО к административной ответственности по п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение права потребителя на получение достоверной информации об услуге, исполнителе.Арбитры выяснили, что компания по своим тепловым сетям поставляла в многоквартирные дома тепловую энергию и от своего имени выставляла квитанции на оплату оказанных услуг. Поэтому именно она является лицом, реализующим коммунальные услуги потребителям, вне зависимости от того, является ли оно исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией. Для целей применения ст. 8, 11 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» именно РСО является исполнителем, следовательно, признается субъектом ответственности.

📌 Реклама Отключить

Итак, принципиальная разница между исполнителем коммунальной услуги и РСО – исполнение либо неисполнение обязанности по содержанию внутридомовых инженерных сетей. В остальном РСО не освобождена от обязанности соблюдения требований Правил предоставления коммунальных услуг. Сомнения, возникающие на практике, могут быть объяснены в первую очередь несовершенством законодательной базы. Разрешение существующей проблемы видится во внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие взаимоотношения исполнителей и потребителей коммунальных услуг. Не исключается и издание принципиально новых актов, способных урегулировать отношения с РСО.

Российское законодательство действительно не дает определение понятию «коммунально-бытовой потребитель», хотя активно им оперирует. Поэтому четкого и однозначного алгоритма доказывания того факта, что юридическое лицо относится к категории коммунально-бытовых потребителей газа, нет. Тем не менее исходя из сложившейся судебной практики, а также обычаев делового оборота можно выделить некоторые основные моменты.
Так, Федеральный закон от 31.03.99 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» дает определение понятия «потребитель газа», под которым понимается юридическое или физическое лицо (абонент, субабонент газоснабжающей организации), приобретающее газ поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
Определение понятий «коммунально-бытовой потребитель» приведено в стандарте организации «Газораспределение. Термины и определения. СТО Газпром РД 2.5-141-2005», утвержденном распоряжением ОАО «Газпром» от 03.02.2005 N 18. Согласно п.3.2.18 указанного руководящего документа коммунально-бытовыми признаются те потребители, которые используют газ для коммунально-бытовых нужд (приготовление пищи, подогрев воды для отопления и горячего водоснабжения, производство технического пара).
Вместе с тем вопрос о том, будут ли суды руководствоваться данным документом при квалификации потребителя в качестве «коммунально-бытового», является на сегодняшний день дискуссионным.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которые в п.3 оперируют понятием «абонент» и указывают, что в качестве последнего может выступать в том числе и юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Анализ судебной практики показывает, что в настоящее время сложилась устойчивая тенденция к сужению круга субъектов, относимых к категории коммунально-бытовых потребителей, по сравнению с тем кругом субъектов, который можно было бы определить исходя из критериев, приведенных в РД 2.5-141-2005.
Доказывая возможность отнесения указанной в вопросе организации к категории коммунально-бытовых потребителей газа, представляется целесообразным обратить внимание на следующее.
Цель приобретения и использования газа является важнейшим критерием для определения статуса потребителя. Показательно постановление ФАС СКО от 13.01.2009 N Ф08-7935/2008, в котором суд признал истца — коммерческую организацию, использующую поставляемый газ для отопления производственных и административных помещений, не подпадающих под льготный режим. Суд, в частности, указал, что «понятие коммунально-бытовой потребитель», как и «коммунально-бытовые нужды», законодателем не определено, поэтому для отнесения конкретного покупателя газа к категории «коммунально-бытовой потребитель» (коммунально-бытовые нужды) должна быть известна цель приобретения им газа. Отопление производственных помещений общества, используемых в предпринимательской деятельности, не относится к коммунально-бытовым нуждам».
Этот вопрос был предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда РФ, который указал, что «израсходованный организацией газ сверх договорных объемов направлен на выработку и бесперебойное обеспечение тепловой энергией объектов коммунально-бытовой сферы (медицинских учреждений, больниц, роддома, детского образовательного учреждения). Таким образом, судебные инстанции, установив в качестве цели приобретения ответчиком транспортируемого газа обеспечение населения и объектов коммунально-бытовой сферы теплом и горячей водой, сделали вывод о возможности отнесения ответчика к числу коммунально-бытовых потребителей» (определение от 06.06.2008 N 5708/08 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»).
Важно доказать тот факт, что услуги, оказываемые указанной в вопросе организацией, относятся к коммунально-бытовой или социальной сфере. В данном аспекте представляется небезынтересным постановление ФАС ЗСО от 24.02.2005 N Ф04-568/2005(8718-А46-12).
Отметим, что исходя из ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Как уже упоминалось ранее, в рассматриваемом случае указанные тарифы определены п.17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.98 N 162, который носит императивный характер.
Следовательно, основанием для возможности применения поставщиком газа к покупателю повышающего коэффициента является совокупность следующих фактов: перерасход покупателем газа и отсутствие предварительного согласования перерасхода газа с поставщиком. При отсутствии хотя бы одного из них, например при наличии соглашения сторон о согласовании дополнительного объема газа, правовых оснований для требования оплаты газа по повышенным тарифам не имеется, что в полной мере корреспондируется с судебной практикой, в частности с постановлением ФАС СКО от 02.08.2007 N Ф08-4485/2007.

Ресурсоснабжающие организации — что это такое?

5/5 (9)

Для ведения хозяйственных дел по определенным многоквартирным жилым домам, создаются управляющие компании или же ТСЖ. Однако для ведения подобной специфической деятельности им требуется помощь.

Для поставки непосредственно к жилому помещению каждого потребителя того или иного ресурса (воды, электричества, газа, тепла) или различных коммунальных услуг, они сотрудничают с организациями, непосредственно передающими указанные ресурсы.

Организации, отвечающие за предоставление платных коммунальных услуг потребителям, именуются ресурсоснабжающими.

Правовая оценка подобных организаций говорит о том, что, обладая статусом юридических лиц, они, ввиду численного потребительского охвата, часто являются практически монополистами на рынке предоставления подобных услуг.

Правительством на государственном уровне регулируется работа этих организаций, определяется примерный порядок, в соответствии с которым утверждаются цены на коммунальные услуги, рассчитываются экономически обоснованные тарифы на них, и устанавливаются правила начисления оплаты за потребленные гражданами ресурсы.

Фактически же ТСЖ/УК заключают с ресурсоснабжающими организациями договоры на предоставление коммунальных услуг, соответственно, последние для первых являются подрядчиками или же контрагентами.

Что значит ресурсоснабжающая организация

Ресурсоснабжающие организации – это юр. лица/ИП, чья деятельность напрямую связана с предоставлением, транспортировкой и продажей конкретного коммунального ресурса.

К ресурсоснабжающим нужно отнести компании, отвечающие за:

  • предоставление потребителям электрической энергии;
  • подачу потребителям питьевой воды и ее отвод (канализацию);
  • газоснабжение;
  • предоставление тепловой энергии. Сюда же можно отнести и организации, предоставляющие твердое топливо.

Помимо этого, если речь идет о транспортировке или обслуживании того или иного ресурса, за это также отвечают РСО.

Дополнительно организации могут оказывать услуги следующего характера:

  • по уничтожению грызунов (насекомых);
  • по вывозу накопленного потребителями мусора (ТБО);
  • по организации предоставления доступа к коллективным телеантеннам;
  • по организации освещения придомовой территории многоквартирных домов.

Указанное говорит о том, что каждый коммунальный ресурс, в котором нуждаются граждане, транспортируется и поставляется РСО непосредственно к жилым домам и к каждой квартире.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как сделать перерасчет ЖКХ, если я не живу в квартире?

Может ли ресурсоснабжающей организацией быть управляющая компания

Управляющая компания как юр. лицо на основании заключенных договоров, подписанных между ней и владельцами жилых помещений, отвечает за эксплуатацию, содержание и управление жилыми домами.

Управляющая компания выполняет роль посредника, собирающего финансы владельцев в качестве оплаты за коммунальные услуги, по факту оказываемые РСО.

Таким образом, по отношению к потребителям управляющая компания выступает исполнителем услуг (ответственным за предоставление услуг) и подрядчиком, а РСО является субподрядчиком, фактически предоставляющим эти услуги на основании соглашения, подписанного между ней и УК.

Также компания занимается обслуживанием общего имущества жилого дома, ответственна за планирование и проведение ремонтов в здании и его эксплуатацию.

Сами РСО не могут персонально выступать в роли управляющих компаний, так как сфера их деятельности ограничена исключительно предоставлением ресурса. Взять на себя функцию управления жилым многоквартирным домом, они не могут.

Потребители имеют возможность сами, без посредников рассчитываться с РСО за предоставленные им услуги, однако для этого потребуется заключение прямых договоров.

Когда ресурсоснабжающая организация может выполнять функцию исполнителя коммунальных услуг?

Существуют такие способы управления многоквартирным жилым домом:

  • с отдельным привлечением УК;
  • путем создания ТСЖ (другого объединения);
  • непосредственное управление домом владельцами помещений в жилом доме.

Последний вариант предполагает, что интересы потребителей представляет один из владельцев помещения в МКД (по общему решению собственников) или лицо по доверенности, тогда как РСО является исполнителем коммунальных услуг.

Проще говоря, РСО может быть выбрана исполнителем коммунальных услуг при таких обстоятельствах:

  • если собственники не определились с конкретным способом управления жилым домом;
  • в период смены способа управления (от момента прекращения действия старого способа до момента утверждения нового).

Правила, установленные согласно Постановлению Правительства РФ №354, определяют ограниченный перечень случаев, при которых ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальных услуг.

Посмотрите видео. Нюансы заключения договора с РСО:

Виды договоров с РСО

Существует много разновидностей договоров, которые УК может заключать с РСО. Подобное разнообразие возможных соглашений обосновано оказанием данными организациями существенного спектра услуг. Соответственно, и договоров, подписываемых между этими сторонами, также может быть довольно много.

Практика показывает, что наиболее часто управляющие компании и ресурсоснабжающие организации подписывают договоры поставки. Ярким примером может служить договор на поставку электрической энергии.

Структура такого соглашения стандартная, при этом содержание должно соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ и включать в себя все существенные условия.

В соглашении о поставке приводится перечень прав и обязанностей, которые стороны обязуются соблюдать. Рассказывается о сроке и объеме планируемых поставок.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нормы температуры в жилых помещениях в отопительный сезон.

Предусматривается раздел оплаты, а также ответственности сторон в случае несоблюдения ими условий действующей сделки.

Условия документа содержат в себе информацию о поставляемом потребителям среднесуточном объеме электрической энергии. В компетенцию специалистов управляющей компании входит и проведение контрольных замеров.

Если фиксируется факт несоответствия показателей, определяемых в договоре, ресурсоснабжающую организацию могут уличить в обмане.

Важную роль отводят и соглашению на предоставление услуг. По большей части, это затрагивает сферу деятельности компаний, ответственных за вывоз ТБО.

Кроме пункта условий оплаты и перечня прав каждой стороны, указывается конкретное время, в течение которого производится вывоз отходов (время и частота вывоза).

Здесь же упоминается об ответственности сторон в случае нарушения или невыполнения ими условий соглашения. Отдельное внимание уделяется договору подряда, играющему важную роль.

Достаточно просто вспомнить свой подъезд и в целом весь дом. Регулярно здесь возникают различные поломки. Сломались перила на лестничных пролетах, стены требуют новой покраски, лифт выходит из строя, территория нуждается в систематической уборке.

Все эти проблемы становятся незаметными, поскольку за их отсутствие отвечают разные наемные рабочие. За распределение обязанностей таких работников, их организацию и оплату их работы отвечает управляющая компания. Все права и обязанности УК и работников фиксируются документально при подписании договоров подряда.

Что прописывают в таком договоре?

Содержание договора должно быть тщательно продумано. В документе нужно обозначить права и обязанности каждой стороны. Отдельным разделом выделяют правила расчета компании с сотрудниками при выполнении работы, возложенной на них условиями договора.

Должна найти свое отражение в договоре и ответственность участников соглашения при неисполнении возложенных на них обязанностей либо ненадлежащем выполнении таковых. Подобные главы немаловажны – их наличие может говорить о продлении или же досрочном расторжении соглашения между УК и РСО.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности

Возможно ли заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями по закону

Сейчас запланировано предоставление возможности оформления между РСО и пользователями коммунальных услуг прямых соглашений.

Оформление подобных соглашений становится возможным, если:

  • в качестве пользователя коммунальных услуг выступает владелец частного жилого помещения;
  • жильцы общим решением (на собрании) избирают непосредственный способ управления имуществом. Такое управление обычно используется в домах с небольшой численностью квартир – до 16 (малоквартирные);
  • пользователями выступают собственники помещений нежилого типа в МКД;
  • в период до вступления нового соглашения в силу (от даты прекращения предыдущего договора, подписанного между потребителями и исполнителем, до начала действия нового);
  • у ТСЖ/УК имеется существенный долг перед ресурсоснабжающей организацией – период образования задолженности за потребленные услуги более 3 месяцев.

При таких условиях, владельцы жилых помещений в домах могут оформлять прямые договоры и напрямую рассчитываться с организацией, поставляющей им коммунальные ресурсы.

Подобная ситуация имеет ряд положительных моментов:

  • потребители не несут затрат на содержание штата управляющей компании;
  • не используется механизм коллективной ответственности. В таком случае, владелец помещения не пострадает от своих соседей, которые не платят за коммунальные услуги или вносят плату в ненадлежащем объеме;
  • есть возможность привлечь подрядные организации с целью заключения краткосрочных договоров, что позволяет значительно экономить свои средства.

Из недостатков заключения прямых договоров можно выделить такие:

  • снижается эффективность управления МКД. Чтобы решить важные вопросы, потребуется проводить систематические собрания собственников, на которых часто невозможно создать надлежащие условия для достижения консенсуса;
  • отсутствует возможность проведения капремонта жилого дома с привлечением финансов Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нормы давления воды в квартире.

Плюсы и минусы прямых расчетов с гражданами за потребленные ресурсы

Отдельно нужно сделать акцент на преимуществах и недостатках прямых расчетов пользователей с РСО.

Из преимуществ:

  • снижается вероятность банкротства управляющей компании, поскольку средства поступают на счета РСО напрямую от пользователей коммунальных услуг;
  • не используется коллективная ответственность. В данной ситуации, не будет происходить перенаправления целевых средств, к примеру, выделенных на капремонт и содержание дома, на компенсации задолженности соседей по коммунальным услугам.

Прямые расчеты имеют и некоторые существенные недостатки:

  • оплата за полученные коммунальные услуги производится потребителями в различных кассах и в разных местах;
  • появляются проблемы при перерасчете коммунальных услуг.

Нужно ли платить за пломбировку газового счетчика?

Имеет ли право управляющая компания повышать тарифы, .

Ответственность РСО за неправильный расчет

Юридическую ответственность за неверное начисление коммунальных услуг несет именно их исполнитель, о чем говорится в федеральном законе №176 (внес изменения в действующий ЖК РФ).

Организация при нарушении порядка начисления платежей за коммунальные услуги несет ответственность, выраженную в выплате 50% от суммы финансовых недочетов. Если в качестве исполнителя выступает ресурсоснабжающая организация, штрафуют именно ее.

При таких обстоятельствах, потребителем в адрес компании-исполнителя направляется обращение в письменной форме, в котором выражается требование произвести перерасчет стоимости предоставленных по факту услуг. При отсутствии ответа и реакции на письмо, направьте жалобу в Роспотребнадзор. Инициируйте разбирательство по делу через прокуратуру или сразу подайте иск в суд.

Сфера оказания ЖК услуг все также остается проблемной на территории РФ. Неоднократные ситуации с банкротством УК, возрастание числа неоплат, предоставление дорогостоящих услуг и услуг ненадлежащего качества послужили основанием для инициации Правительством РФ решения о внедрении практики заключения прямых соглашений между потребителями и РСО.

Законодательство предусматривает процедуру прямого расчета потребителей коммунальных услуг с компаниями, поставляющими ресурсы. Подобные вынужденные меры приведут к увеличению качества оказываемых услуг, создадут полную прозрачность расчетов между сторонами таких договоров.

Но даже учитывая несомненные преимущества введенных мер, на практике они создают для потребителей и некоторые сложности во время проведения расчетов за коммунальные услуги.

Посмотрите видео. Россиян могут освободить от оплаты установки счетчиков, а возложить эту обязанность на РСО:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7-495-899-01-60

Москва, Московская область

+7-812-389-26-12

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Напомним, что коммунальные услуги включают услуги:

  • электроснабжения;
  • холодного и горячего водоснабжения;
  • водоотведения (канализации);
  • газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
  • теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления…» (п. 36 Приказа Росстата от 26.06.2013 N 234 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг»)

Содержание видов коммунальных услуг приведено также в п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – «Правила предоставления коммунальных услуг»).

Кто может являться исполнителем
коммунальных услуг?

«исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

В соответствием с приложением 6 «Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004», утвержденного Госстроем России,

Исполнитель жилищно-коммунальных услуг — организация любой формы собственности, организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель), в обязанности которой в соответствии с законодательством РФ, договором и/или распорядительным актом входит предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг.

Для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, исполнителями могут являться:

а) для нанимателей — наймодатель (юридическое или физическое лицо), непосредственно либо в лице уполномоченной им организации, осуществляющей управление и обслуживание жилищного фонда;

б) для собственника жилья — управляющая организация или организация, обслуживающая жилищный фонд.

Статья 161 ЖК РФ называет способы управления многоквартирным домом:

  • управление товариществом собственников жилья;
  • управление жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • управление управляющей организацией;
  • непосредственное управление.

Статус управляющей организации неразрывен со статусом исполнителя коммунальных услуг. Из пп. 8, 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что исполнителем коммунальных услуг может выступать:

  • товарищество собственников жилья;
  • жилищный кооператив;
  • жилищно-строительный или иного специализированный потребительский кооператив;
  • управляющая организация;
  • ресурсоснабжающая организация.

С какого момента управляющая компания
становится исполнителем коммунальных услуг
(приступает к предоставлению КУ)?

Управляющая организация — с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в МКД о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления МКД, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному с ресурсоснабжающей организацией (п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг)

Товарищество (ТСЖ) или кооператив — с даты его госрегистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному с ресурсоснабжающей организацией (п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг).

ТСЖ с момента создания является исполнителем коммунальных услуг. Рекомендуем на эту тему статью: «Управляющая компания продолжает выставлять счета после создания ТСЖ. Законно ли»?

Ресурсоснабжающая организация — в доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, — с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления. Другие условия и основания предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией см. в п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг)

ТСЖ – исполнитель коммунальных услуг
с момента создания. Примеры из судебной практики

1. ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг с момента создания. Прежняя управляющая организация обязана вернуть платежи граждан

ТСЖ обратилось с иском к управляющей компании о взыскании неосновательного обогащения, указав, что ранее осуществляющая управление домом организация обязана вернуть собственникам (в лице созданного ТСЖ) денежные средства, внесенные на счета управляющей компании в качестве целевых взносов на капитальный ремонт жилого дома.

Иск удовлетворен. Судами установлено, что с момента принятия собственниками помещений решения об изменении способа управления многоквартирным домом и создания ТСЖ, товарищество приобрело статус исполнителя коммунальных услуг и лица, представляющего законные интересы собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

При этом установлено, что ответчик (прежняя управляющая компания), работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в спорный период не выполнял, в связи с чем на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение в сумме перечисленных собственниками целевых платежей (см. определение Верховного Суда РФ от 28 мая 2015 г. N 309-ЭС15-4788).

2. ТСЖ с момента создания является исполнителем коммунальных услуг и обязано вносить плату энергоснабжающим организациям

ОАО ТГК-13 обратилось в Арбитражный суд к ТСЖ с иском о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение).

В иске к ТСЖ о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию отказано. Указано следующее.

1) Статус управляющей организации неразрывен со статусом исполнителя коммунальных услуг. Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилой дом коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.

Следовательно, с момента создания ТСЖ именно ответчик (товарищество) является потребителем отпущенных в жилой дом ресурсов, а также исполнителем коммунальных услуг, и, соответственно, обязанным лицом перед ресурсоснабжающей организацией по оплате поставленных коммунальных ресурсов.

2) Суд апелляционной инстанции, установив общую площадь жилого дома, применив норматив потребления и определив размер задолженности ТСЖ, пришел к выводу о том, что ответчиком истцу уплачены денежные средства в размере, превышающем сумму задолженности и по этому основанию отказал в удовлетворении исковых требований (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 октября 2012 г. N А33-6635/2011).

3. ТСЖ с момента создания или застройщик обязан предоставлять коммунальные услуги и оплачивать их? Решение суда

Требования к ТСЖ о взыскании в пользу ОАО «ВТГК» задолженности за потребленную тепловую энергию и теплоноситель удовлетворены частично.

В спорный период образования задолженности управляющей организацией жилого дома являлось ТСЖ, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.

С момента создания ТСЖ обязательства по предоставлению коммунальных услуг и их оплаты лежит на ТСЖ, а не на застройщике.

Однако ТСЖ в спорный период не заключило договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде с энергоснабжающей организацией.

Между тем в спорные периоды времени ОАО «ВТГК» фактически осуществляло поставку тепловой энергии в многоквартирный жилой дом.

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные. Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 6 августа 2013 года по делу N А57-22815/2011).

Вернуться к началу обзора: Взыскание с прежней управляющей компании неизрасходованных средств на ремонт дома как неосновательное обогащение. Судебная практика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *