Комиссия по рассмотрению споров

Статья «Судебное оспаривание решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости»

21 Ноября 2018

Статья «Судебное оспаривание решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости»

Статья «Судебное оспаривание решений

Комиссии по рассмотрению споров о результатах

определения кадастровой стоимости»

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке в лице Управления Росреестра Волгоградской области, является постоянно действующим коллегиальным органом.

Деятельность Комиссии регламентируется положениями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 «Об утверждении порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 № 69» (далее – Порядок создания и работы Комиссии).

Законом об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателями или иными заинтересованными лицами результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости являются недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Следует учитывать, что при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц,органами госвласти, местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде или в Комиссии.

При этом, при оспаривании кадастровой стоимости юридическими лицами о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в Комиссию не является обязательным.

В последнее время существенно увеличилось количество споров, связанных с кадастровой оценкой объектов недвижимости, в том числе, и в Комиссии.Рассматривая данную категорию споров, Комиссия довольно часто отказывает заинтересованным лицам в пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Судебная практика показывает, что заинтересованные лица зачастую обращаются в судебные органы с требованиями об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной и одновременно с требованиями о признании незаконными решений Комиссии.

Данные требования носят взаимоисключающий характер, поскольку требование об обжаловании решений Комиссии не может быть рассмотрено совместно с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Вместе с тем, законодательством предусмотрена возможность оспаривания органами местного самоуправления решений или действий (бездействий) Комиссии в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности иных лиц, расположенных на территории субъекта РФ или муниципального образования.

При установлении круга лиц, имеющих право участвовать в рассмотрении вопроса об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости, законодательно учтены, в том числе интересы органов местного самоуправления, поскольку кадастровая стоимость представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную в качестве действительной цены, а их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки (Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2016 №15-П).

Конституционным Судом РФ было отмечено, что в случае снижения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости у муниципального образования, на территории которого он расположен, может иметься реальный законный интерес, предполагающий возможность органов местного самоуправления самостоятельно оспаривать соответствующее решение Комиссии, принятое по инициативе собственника этого земельного участка, поскольку могут быть затронуты права и законные интересы муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.

По итогам работы за 9 месяцев 2018 года судебными органами вынесено 54 решения в пользу Комиссии и Управления при рассмотрении административных исков органов местного самоуправления по вопросам:

— об оспаривании решений Комиссии, принятых в отношении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, установленной в отчетах об оценке;

— об оспаривании решений Комиссии, принятых по результатам рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в связи с недостоверностью сведений о виде разрешенного использования земельных участков.

В 8 случаях (что составляет 5% от общего количества обжалуемых решений Комиссии), оспариваемые судебные акты вынесены не в пользу Комиссии и Управления.

В ходе рассмотрения судебных дел по оспариванию решений Комиссии, принятых в отношении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, судебными органами назначается судебная экспертиза на предмет соответствия отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Перед экспертом ставится вопрос об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой. Результаты проведенной судебной экспертизы служат основанием для вынесения решений судов.

Так, по административным искам Администрации Волгограда об оспаривании решений Комиссии, принятых в отношении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, судом назначена экспертиза на соответствие отчетов об оценке рыночной стоимости, представленных в Комиссию, требованиям действующего законодательства. Проведенная судебная экспертиза показала соответствие отчетов об оценке нормам законодательства в сфере оценочной деятельности, решениями Волгоградского областного суда Администрации Волгограда отказано в удовлетворении заявленных требований (например, судебные дела: № 3а-339/2018, 3а-252/2018, 3а-261/2018, 3а-262/2018, 3а-264/2018, 3а-287/2018, 3а-720/2017).

Анализируя судебную практику по данному виду споров можно сделать вывод о достаточно высоком проценте (85,7%) решений судов, вступивших в законную силу, которыми решения Комиссии признаны законными и обоснованными.

Вместе с тем, судебная практика свидетельствует, что в случаях выявления судебным экспертом нарушений требований Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, в том числе по несущественным и формальным основаниям, не влекущим изменение рыночной стоимости объекта оценки, суды, тем не менее, приходят к выводу о несоответствии отчетов, представленных в Комиссию, требованиям действующего законодательства и незаконности принятых Комиссией решений.

Следует отметить, что Порядком создания и работы Комиссии предоставленные соответствующие ей полномочия имеют крайне усеченный характер. Кроме того, в нормативном акте, регулирующем деятельность Комиссии, отсутствуют конкретные юридические предписания в отношении рассматриваемых Комиссией фактических обстоятельств по указанной категории споров.

Учитывая, что в последнее время существенно увеличилось количество споров по обжалованию решений Комиссии, а растущая правоприменительная практика выявляет новые пробелы правового регулирования в рассматриваемой сфере, доказывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании.

Главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Волгоградской области Ольга Мирошниченко

Контакты для СМИ

Пресс-служба Управления Росреестра по Волгоградской области.

Контактное лицо: помощник руководителя Управления Росреестра по Волгоградской области, Евгения Федяшова.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»:

Статья 22. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости

1. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

2. Комиссии создаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании.

4. Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

5. Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию путем его направления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или многофункциональный центр лично, почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.

6. Днем подачи заявления об оспаривании в комиссию считается день его представления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления почтовой связью), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.

7. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

8. В состав комиссии входят один представитель уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, один представитель органа регистрации прав и один представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации. В состав комиссии могут входить представители иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии. В состав комиссии должно быть включено не менее пяти членов.

9. К заявлению об оспаривании прилагаются:

1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

3) отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

10. Заявление об оспаривании не принимается к рассмотрению без приложения указанных в части 9 настоящей статьи документов. К заявлению об оспаривании могут прилагаться иные документы помимо указанных в части 9 настоящей статьи.

11. Комиссия в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления об оспаривании направляет отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, в бюджетное учреждение.

12. Лица, осуществившие определение кадастровой и рыночной стоимости, представляют пояснения для их рассмотрения на заседании комиссии, а также приглашаются для участия в заседании комиссии.

13. Комиссия в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании направляет уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты рассмотрения заявителю, собственнику объекта недвижимости и в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.

14. Срок рассмотрения комиссией заявления об оспаривании не может превышать тридцать дней со дня его поступления.

15. Комиссия вправе принять:

1) решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;

2) решение об отклонении заявления об оспаривании.

16. В случае принятия комиссией решения об отклонении заявления об оспаривании в таком решении должно быть указано обоснование такого решения.

17. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

18. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов.

19. Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен на электронном носителе в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость.

20. Порядок работы комиссии устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

21. Порядок создания комиссии устанавливается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

22. Решение комиссии может быть оспорено в суде.

22.1. Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления либо органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет либо бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

23. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью 7 настоящей статьи, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

документа: Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»

Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссиях при территориальных органах Росреестра

За период с 01.01.2020 по 30.04.2020 в созданные при территориальных органах Росреестра комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссии) поступило 5 273 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее – заявления) в отношении 7 679 объектов недвижимости.

Юридическими лицами подано 2 569 заявлений, физическими лицами – 2 646 заявлений, органами местного самоуправления – 20 заявлений, органами государственной власти – 38 заявлений.

Из них 178 заявлений подано по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, 5 063 заявления – по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в 29 заявлениях заявителями указаны оба основания, в 3 заявлениях основание не было указано заявителями.

Вместе с тем Комиссиями к рассмотрению принято 4 087 заявлений в отношении 5 662 объектов недвижимости, отозвано заявителями 77 заявлений (375 объектов недвижимости), не принято к рассмотрению 1 081 заявление. Решения о приеме либо отклонении 28 заявлений Комиссии планируют принять в будущем периоде в связи с тем, что указанные заявления поступили в Комиссии в конце рассматриваемого периода.

Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев заявления подаются в отношении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Споров относительно величины кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства в рассматриваемом периоде значительно меньше. Так, на рассмотрение в Комиссии поступили заявления с информацией о 4 073 земельных участках, и заявления со сведениями о 862 зданиях, 643 помещениях, 21 сооружении, 59 машино-местах и 4 объектах незавершенного строительства.

Из общего числа заявлений, принятых Комиссиями к рассмотрению, за указанный период решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости принято в отношении 2 157 заявлений (2 929 объектов недвижимости), о пересмотре кадастровой стоимости – в отношении 36 заявлений (36 объектов недвижимости), о невозможности изменения величины кадастровой стоимости – в отношении 1 220 заявлений (1 919 объектов недвижимости), 64 заявления (66 объектов недвижимости) были отозваны заявителями до принятия решения Комиссией. Принятие решений в отношении 610 заявлений (712 объектов недвижимости) Комиссиями планируется в следующем отчетном периоде.

Суммарная величина кадастровой стоимости до рассмотрения заявлений в Комиссиях составляла 280,4 млрд. руб., после – 126,4 млрд. руб., что свидетельствует о ее снижении на 54,9 %.

Обжаловать решение призывной комиссии.

Обжалование решения призывной комиссии
Обжаловать решение призывной комиссии в суд
Сроки обжалования решения призывной комиссии
Копия решения призывной комиссии

Консультация на форуме призывников

Задайте вопрос эксперту: (383) 213-66-83
Если призывной комиссией принято решение о призыве на военную службу, несмотря на имеющиеся у Вас основания для отсрочки или освобождения от призыва, Вы вправе выразить несогласие с указанным решением, для этого необходимо подать соответствующую жалобу в вышестоящую инстанцию (призывная комиссия субъекта РФ) или в суд. Призывные мероприятия в отношении Вас будут приостановлены до вынесения решения по жалобе.
Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения. — пункт 6 статьи 28 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

– Подробнее: повестка на призывную комиссию

Обжалование решения призывной комиссии

В соответствии с п. 7 ст. 28 N 53-ФЗ
• Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
• Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
• Реализация решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Если Вы намерены обжаловать решение о призыве на военную службу и приостановить реализацию этого решения, необходимо подать жалобу, в первую очередь, на решение призывной комиссии. Если Вы не согласны с заключением врачей экспертов, необходимо указать свои претензии в жалобе на решение призывной комиссии. Это важно, потому как в случае поданной жалобы на заключение медицинской комиссии, реализация решения о Вашем призыве не приостанавливается.
Для обжалования решения призывной комиссии необходимо подать соответствующую жалобу* в призывную комиссию субъекта РФ.
* Жалоба на решение призывной комиссии:
— составляется на имя председателя призывной комиссии субъекта РФ
— указываются ФИО, дата рождения, адрес регистрации; приблизительную дату прохождения медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии, а также Ваши претензии и требования.
— просите, отменить решение призывной комиссии о призыве Вас на военную службу и провести контрольное медицинское освидетельствование.
Воспользуйтесь услугами почты России и отправьте жалобу заказным письмом с уведомлением о вручении. Жалобу обязаны рассмотреть в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию субъекта РФ.
Вы также можете выразить свое несогласие с решением призывной комиссии, без составления и подачи заявления. Для этого необходимо заявить о своем несогласии при оглашении решения призывной комиссии и сделать соответствующую запись в протоколе заседания призывной комиссии. Данный способ обжалования не рекомендуется по причине отсутствия сформулированной претензии к призывной комиссии и отсутствия документального подтверждения о претензиях.
После рассмотрения жалобы, Вас вызовут на контрольное медицинское освидетельствование (КМО).

– Подробнее о медицинском освидетельствовании

Обжалование решения призывной комиссии в суд

Согласно пункту 4 статьи 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,
• Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд в установленный законодательством РФ срок со дня получения копии указанного решения. • Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Сроки обращения в суд с жалобой на решение призывной комиссии

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации
Граждане вправе обратиться в суд с жалобой на решение призывной комиссии, в течении 3-х месяцев, со дня когда стало известно о нарушении прав.

Копия решения призывной комиссии

Согласно п. 6 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», председатель призывной комиссии по требованию гражданина выдает копию принятого решения.

В призывную комиссию _______ района г.Новосибирска
адрес: ____________________
От ________________________ (ФИО)
адрес: ____________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

на выдачу копии решения призывной комиссии

Я, __________(ФИО), __________года рождения, проживаю по адресу: г.Новосибирск, ______________, состою на воинском учете в военном комиссариате __________ района г. Новосибирска.

В соответствии с пунктом 6 статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», председатель призывной комиссии по требованию гражданина выдает копию решения призывной комиссии.
На основании вышеизложенного
ПРОШУ:
1. Выдать мне, ___________(ФИО), копию принятого относительно меня решения призывной комиссии.
«____» ______________ 2017 года
Если решение о призыве принято, назначена дата отправки к месту прохождения военной службы, но Вам не выдают копию решения призывной комиссии, что в свою очередь препятствует праву на обжалование этого решения. В таком случае, приложите копию «боевой» повестки к жалобе на решение призывной комиссии и укажите, что требование выдать копию решения о призыве было проигнорировано, в связи с этим, Вы просите призывную комиссию субъекта РФ истребовать указанное решение у районной призывной комиссии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *