Комиссия по этике и стандартам

Регламент комиссии Федеральной палаты адвокатов по этике и стандартам

Утвержден решением Совета ФПА РФ
от 19 апреля 2017 г.
(протокол № 10)

с изменениями от 2 апреля 2020 г.

Статья 1. Общие положения

1. Комиссия по этике и стандартам (далее – Комиссия) является коллегиальным органом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

2. Целью деятельности Комиссии является формирование единых подходов к применению правил адвокатской профессии, сформулированных в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексе профессиональной этики адвоката (далее – Кодекс).

3. Задачами Комиссии являются:

1) разработка стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской профессии (далее – Стандарты), а также обобщение практики их применения;

2) дача разъяснений по вопросам применения Кодекса;

3) обобщение дисциплинарной практики, существующей в адвокатских палатах;

4) иное в соответствии с настоящим Регламентом.

4. Комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, Кодексом, Уставом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и настоящим Регламентом.

Во всем, что касается полномочий Комиссии, Комиссия независима от органов и должностных лиц Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и адвокатских палат субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом, Уставом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и настоящим Регламентом.

Органы и должностные лица Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и адвокатских палат субъектов Российской Федерации не вправе оказывать влияние на членов Комиссии при осуществлении ими деятельности, связанной с полномочиями Комиссии.

Статья 2. Полномочия Комиссии

Комиссия:

1) разрабатывает для утверждения Всероссийским съездом адвокатов (далее – Съезд) обязательные для всех адвокатов Стандарты, а также обобщает практику их применения;

2) дает с последующим утверждением Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснения по вопросам применения Кодекса и Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов;

3) обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации, и в связи с этим разрабатывает для утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (далее – Совет) необходимые рекомендации;

4) готовит предложения по внесению изменений и дополнений в Кодекс;

4.1) участвует в рассмотрении дисциплинарных дел, поступивших в Федеральную палату адвокатов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом и настоящим Регламентом;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом, Уставом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и настоящим Регламентом.

Статья 3. Состав Комиссии

1. Комиссия формируется сроком на четыре года в количестве 16 членов по следующим нормам представительства:

1) от адвокатов – президент Федеральной палаты адвокатов, а также девять адвокатов, избираемых Всероссийским съездом адвокатов;

2) от федерального органа юстиции – два представителя (по согласованию);

3) от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – два представителя (по согласованию);

4) от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – два представителя (по согласованию).

Председателем Комиссии является президент Федеральной палаты адвокатов по должности.

2. Совет по представлению президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации представляет Съезду для избрания кандидатуры членов Комиссии – адвокатов.

Исполнение полномочий адвоката – члена Комиссии прекращается досрочно в случаях:

1) приостановления или прекращения статуса адвоката по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

2) при невозможности осуществления им функций члена Комиссии более четырех месяцев;

3) его добровольного отказа от осуществления полномочий члена Комиссии путем подачи письменного заявления.

В этих случаях Совет по предложению президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации представляет Съезду для избрания кандидатуры адвокатов для замещения вакантных должностей членов Комиссии.

В период между прекращением полномочий члена Комиссии и избранием нового члена Комиссии его обязанности исполняет один из членов Совета по поручению Совета.

3. Председатель Комиссии:

1) организует работу Комиссии;

2) дает поручения членам Комиссии;

3) председательствует на заседаниях Комиссии;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом, Уставом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и настоящим Регламентом.

4. Комиссия по представлению председателя Комиссии избирает двух или более заместителей председателя из своего состава сроком на два года и ответственного секретаря Комиссии.

5. Ответственный секретарь Комиссии может быть избран из числа лиц, не являющихся членами Комиссии.

Ответственный секретарь Комиссии ведет делопроизводство и осуществляет иные функции по обеспечению работы Комиссии.

6. В отсутствие председателя Комиссии его замещает по распоряжению председателя Комиссии один из его заместителей.

Статья 4. Заседания Комиссии

1. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев.

Материалы к заседанию Комиссии заблаговременно рассылаются членам Комиссии для ознакомления и обеспечения возможности направить свои предложения.

2. Заседания Комиссии проводятся по адресу Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, в том числе путем использования систем видео-конференц-связи, если председателем Комиссии не принято иное решение.

3. Заседания Комиссии проводятся в закрытом режиме. Комиссия может принять решение о проведении заседания в открытом режиме.

4. Заседание Комиссии считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее половины ее членов, в том числе путем использования систем видео-конференц-связи.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов членов Комиссии, участвующих в ее заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии.

Член Комиссии, не согласный с решением Комиссии, вправе письменно изложить особое мнение.

5. Голосование в ходе заседания Комиссии является открытым. Комиссия может принять решение о проведении тайного голосования.

6. В случае, если член Комиссии не принимает участия в заседании Комиссии, он вправе представить Комиссии свое мнение по вопросам, рассматриваемым на заседании, в письменном виде, в том числе посредством направления копий заполненных бюллетеней по почтовой, телеграфной, факсимильной или электронной связи. Полученный таким образом бюллетень учитывается при подведении итогов голосования на заседании Комиссии.

6. При необходимости решение Комиссии может быть принято без проведения заседания путем проведения заочного голосования. Такое голосование может быть проведено посредством направления копий заполненных бюллетеней по почтовой, телеграфной, факсимильной или электронной связи.

Заочное решение Комиссии считается принятым, если до установленного срока в заочном голосовании участвовало не менее половины членов Комиссии и большинство членов Комиссии, участвовавших в голосовании, проголосовало за принятие решения. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии.

7. Президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации вправе созывать совместные заседания Совета и Комиссии, а также создавать совместные комитеты, рабочие группы и иные рабочие органы.

Статья 5. Органы Комиссии

1. В целях подготовки решений Комиссии по вопросам ее компетенции председатель Комиссии вправе создавать по мере необходимости комитеты, рабочие группы и иные рабочие органы (далее – Органы Комиссии) как временные, так и на постоянной основе по вопросам, отнесенным к полномочиям Комиссии, а также утверждать Положения о них.

Членами Органов Комиссии могут быть адвокаты, в том числе члены иных органов Федеральной палаты адвокатов, государственные служащие, ученые-правоведы и иные лица, обладающие высоким авторитетом и общепризнанной правовой квалификацией.

2. Каждый Орган Комиссии возглавляется заместителем председателя Комиссии. Заместитель председателя Комиссии председательствует на заседаниях Органа Комиссии, за исключением случаев, когда данную функцию осуществляет председатель Комиссии.

3. Член Комиссии может входить в один или несколько Органов Комиссии.

Председатель Комиссии вправе принимать участие в работе всех Органов Комиссии и председательствовать на их заседаниях.

4. Заседания Органов Комиссии проводятся по мере необходимости. Заседания Органов Комиссии созываются председателем или заместителями председателя Комиссии.

5. Заседания Органов Комиссии проводятся по адресу Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, если председателем Комиссии не принято иное решение.

6. По решению председателя Комиссии заседания Органов Комиссии могут проводиться в режиме видеоконференций.

Статья 6. Разработка стандартов адвокатской профессии

1. Разработка Стандартов осуществляется Комиссией по поручению председателя Комиссии, Совета или по собственной инициативе.

2. В ходе разработки проекта Стандарта Комиссия изучает вопросы стандартизации адвокатской профессии, анализирует законодательство и правоприменительную практику, собирает необходимую информацию и материалы, обсуждает свои наработки и предложения с привлечением членов адвокатского сообщества. В ходе разработки проект Стандарта, как правило, публикуется на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в издании «Адвокатская газета».

3. После разработки проект Стандарта принимается Комиссией.

4. После принятия Комиссией проект Стандарта представляется председателем Комиссии Съезду для утверждения.

Стандарты приобретают обязательный для всех адвокатов характер после утверждения их Съездом.

5. Стандарты направляются в адвокатские палаты субъектов Российской Федерации и публикуются на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации» и (или) в издании «Адвокатская газета».

Статья 7. Обобщение практики применения Стандартов

1. Комиссия по поручению председателя Комиссии систематизирует и анализирует практику применения Стандартов в целях обобщения Комиссией указанной практики.

По запросу председателя Комиссии совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации направляет в Комиссию копии решений, принятых по вопросам применения Стандартов, копии решений и заключений по дисциплинарным производствам, а также судебных актов, принятых по итогам обжалования указанных решений, и иную необходимую информацию.

По итогам обобщения практики применения Стандартов Комиссия утверждает обзор указанной практики, а также необходимые рекомендации.

2. Обобщение практики применения Стандартов осуществляется по мере необходимости.

3. Обзоры практики применения Стандартов направляются в адвокатские палаты субъектов Российской Федерации и публикуются на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации».

Статья 8. Дача разъяснений по вопросам применения Кодекса профессиональной этики адвоката

1. Комиссия по запросу президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации дает с последующим утверждением Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснения по вопросам применения Кодекса.

Комиссия не связана доводами, указанными в запросе, и вправе выходить за пределы проблем, сформулированных в запросе.

2. После разработки проект разъяснений по вопросам применения Кодекса принимается Комиссией.

3. После принятия Комиссией разъяснения по вопросам применения Кодекса направляются в Совет для последующего утверждения.

Разъяснения вступают в силу и становятся обязательными для всех адвокатских палат и адвокатов после утверждения Советом и опубликования на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

После вступления в силу разъяснения направляются в адрес лица, направившего запрос о даче разъяснений, а также публикуются в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации» и (или) в издании «Адвокатская газета».

Статья 9. Обобщение дисциплинарной практики

1. Комиссия по поручению председателя Комиссии систематизирует и анализирует дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах, а также судебную практику по рассмотрению жалоб адвокатов на решения советов адвокатских палат о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности.

По запросу председателя Комиссии совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации направляет в Комиссию копии решений и заключений по дисциплинарным производствам, а также судебных актов, принятых по итогам обжалования решений совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, и иную необходимую информацию.

2. Обобщение дисциплинарной практики, существующей в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации, осуществляется по мере необходимости.

3. По итогам обобщения дисциплинарной практики Комиссия утверждает обзор указанной практики, а также разрабатывает проект необходимых рекомендаций и представляет его для утверждения в Совет.

4. Обзоры дисциплинарной практики направляются в адвокатские палаты субъектов Российской Федерации и публикуются на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации» без указания фамилий (наименований) участников дисциплинарных производств.

Статья 9.1. Участие в рассмотрении дисциплинарных дел

1. Комиссия в качестве квалификационной комиссии рассматривает по правилам, предусмотренным Кодексом, дисциплинарное дело, возбужденное президентом Федеральной палаты адвокатов в отношении адвоката, занимающего выборную должность в органе адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

2. Комиссия в течение месяца со дня поступления в Федеральную палату адвокатов жалобы лица, статус адвоката которого был прекращен, на соответствующее решение совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в принятии ее к рассмотрению.

3. Комиссия в течение месяца со дня принятия жалобы, указанной в пункте 2 настоящей статьи, к рассмотрению рассматривает дисциплинарное дело и направляет заключение по нему вместе с дисциплинарным делом в Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

4. В случае поступления в Комиссию обращения президента Федеральной палаты адвокатов о пересмотре решения совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации о прекращении статуса адвоката либо об отказе в прекращении статуса адвоката Комиссия в срок, предусмотренный пунктом 3 настоящей статьи, рассматривает соответствующее дисциплинарное дело и направляет заключение по нему вместе с дисциплинарным делом в Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

5. При рассмотрении вопросов, предусмотренных настоящей статьей, Комиссия вправе истребовать дисциплинарное дело из адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Статья 10. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Кодекс профессиональной этики адвоката

1. Комиссия систематизирует поступающие в Федеральную палату адвокатов Российской Федерации предложения по внесению изменений и дополнений в Кодекс.

2. Комиссия по поручению президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации или по собственной инициативе готовит и вносит в Совет для утверждения проект предложений по внесению изменений и дополнений в Кодекс.

Статья 11. Заключительные положения

1. Настоящий Регламент, а также изменения и дополнения к нему вступают в силу с момента утверждения Советом.

2. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации.

Комиссия ФПА по этике и стандартам — грядущая новелла законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре: параллели истории (Савостьянова О.Н.)

Когда речь заходит о реформе отечественной адвокатуры, то сразу возникают ассоциации с адвокатской монополией. Быть ли адвокатской монополии в России — этот вопрос обсуждается в Минюсте с момента утверждения Государственной программы «Юстиция» в 2013 г. <1>. По словам Министра юстиции Александра Коновалова, адвокатская монополия на оказание юридической помощи должна стать конечной целью реализации государственной программы «Юстиция» <2>.
———————————
<1> В настоящее время действующей является редакция Государственной программы «Юстиция», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 312 // СЗ РФ. 2014. N 18 (ч. II). Ст. 2158.
<2> Интернет-интервью с президентом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Е.В. Семеняко «Повышение профессионального уровня защитников — это обязательное условие так называемой адвокатской монополии» // СПС «Гарант».
Эта мера направлена на устранение, развитие и поддержание конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников, позиционирующих себя юристами, профессиональная деятельность которых законодательно не урегулирована. В частности, пробелом российского законодательства является то, что любой гражданин, даже не обладающий высшим юридическим образованием, может открыть ИП или ООО и оказывать в рамках данных коммерческих образований юридические услуги, при этом не неся никакой ответственности перед клиентом. Рядовому обывателю бывает сложно отличить квалифицированного адвоката от псевдоюриста-предпринимателя, тем более что последние, зачастую являясь хорошими психологами, не скупятся на обещания и заверения в стопроцентном выигрыше дела.
Адвокат — это особый субъект юридической деятельности. Профессионализм и порядочность — непреходящие ценности российской адвокатуры, отмечает Т.А. Владыкина. Адвокат — это профессионал, хорошо знакомый с законными способами защиты нарушенных прав. Российская адвокатура, история которой насчитывает уже 150 лет, богата примерами верного служения адвокатов своему профессиональному долгу <3>.
———————————
<3> Владыкина Т.А. Профессионализм и порядочность — непреходящие ценности российской адвокатуры // Адвокатская практика. 2015. N 5. С. 4.
Залогом добросовестности адвоката служат требования профессиональной этики и меры дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное производство — это институт юридической ответственности адвоката, основной задачей которого является обеспечение надлежащего исполнения адвокатом своих обязанностей по оказанию правовой помощи <4>.
———————————
<4> Заборовский В.В. Меры дисциплинарной ответственности адвоката: сравнительно-правовой аспект // Адвокатская практика. 2015. N 3. С. 12 — 13.
В частности, п. 6 ч. 1 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката гласит о том, что адвокат не вправе навязывать свою помощь лицам и привлекать их в качестве доверителей обещанием благополучного разрешения дела и другими недостойными способами. Информация об адвокате не должна содержать заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды (ч. 1 ст. 17 КПЭА) <5>.
———————————
<5> Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. N 3(75).
О строгости мер ответственности, применяемых к адвокатам, можно судить по следующим показателям: средняя цифра адвокатов, которых лишают статуса по дисциплинарным основаниям, составляет от 200 до 400 человек в год. «Это достаточно солидная цифра, учитывая, что на сегодняшний день в России работают около 70 тыс. адвокатов», — отмечает президент ФПА РФ Е.В. Семеняко. Адвокат — это специально подготовленный для работы юрист, подчеркивает Е.В. Семеняко, именно поэтому он вправе претендовать на исключительное право. В свою очередь, обязательным условием «монополии» должно стать ужесточение контроля за подготовкой адвокатов <6>.
———————————
<6> Там же.
В целях достижения обозначенных выше задач на этапе реформирования адвокатуры предполагается внесение ряда изменений в законодательство, направленных на выработку профессиональных и этических стандартов и методов контроля за качеством юридических услуг, которые должны провести различие между квалифицированной и иной юридической помощью.
Одной из таких грядущих новелл является создание Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам, которая должна стать инструментом обобщения дисциплинарной практики адвокатских палат на федеральном уровне.
Положение о создании Комиссии по этике и стандартам содержится в проекте Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи», который внесен Правительством Российской Федерации. Согласно проекту правомочия Комиссии по этике и стандартам будут закреплены в ст. 37.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» <7>.
———————————
<7> СПС «КонсультантПлюс».
Небезынтересно отметить, что идея создания подобной комиссии не нова.
Так, впервые учреждая адвокатуру в России в 1864 г., законодатель поставил цель создать корпорацию лиц, которые должны были стать «верным ручательством нравственности, знаний и честности убеждений», для чего вводились жесткие формальные (наличие образовательной и практической подготовки) и неформальные (нравственные) критерии приема в адвокаты <8>.
———————————
<8> Судебные уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные Государственной канцелярией. 2-е изд., доп. СПб., 1867. Ч. 1. С. 218, 219.
В то время кодекса профессиональной этики еще не было, поэтому правила адвокатской профессии вырабатывались адвокатским сообществом постепенно, посредством разбора дисциплинарных дел в отношении конкретных адвокатов. Однако потребность в том, чтобы собрать эти правила воедино, существовала изначально с 1866 г., с момента учреждения первых органов адвокатского самоуправления — советов присяжных поверенных в Петербурге и Москве. Там, где отсутствовали советы, функции дисциплинарных судов исполняли комитеты присяжных поверенных, окружные суды и неформально существующие товарищеские суды адвокатов <9>.
———————————
<9> К началу XX столетия только в трех округах судебных палат и 37 округах окружных судов действовали Советы, в остальных же 10 округах судебных палат, которым были подведомственны 67 окружных судов, этим судам принадлежали и обязанности Советов. В 1900 г. окружным судам, как органам надзора, было подведомственно несколько больше половины всей присяжной адвокатуры — 53%. См.: История русской адвокатуры. Сословная организация адвокатуры. Т. 3 / Под ред. М.Н. Гернет. 1864 — 1914. М.: Издание Советов присяжных поверенных, 1916. С. 8, 12, 15, 16.
Согласно ст. 367 Учреждения судебных установлений в компетенцию совета присяжных поверенных входило: рассмотрение жалоб на действия адвокатов, надзорные и дисциплинарные функции <10>. В случае несогласия с постановлением совета адвокат мог обжаловать его в Судебную палату в двухнедельный срок со времени его объявления. Право принесения протеста на дисциплинарные приговоры имел прокурор (ст. 375 — 376 Учреждения судебных установлений) <11>. Высшей инстанцией по дисциплинарным делам был Правительствующий Сенат, который был вправе давать разъяснения по дисциплинарной практике.
———————————
<10> Судебные уставы 20 ноября 1864 г. С. 228, 229, 246, 247.
<11> Там же. С. 232 — 233.
Таким образом, свод правил адвокатской профессии формировался прецедентным путем, и уже с середины 1870-х гг. стали возникать первые сборники дисциплинарных дел, которые составлялись на основе журналов советов и протоколов общих собраний присяжных поверенных.
Самым известным из таких сборников стал изданный в 1875 г. знаменитым организатором присяжной адвокатуры, председателем Петербургского совета присяжных поверенных К.К. Арсеньевым труд «Заметки о русской адвокатуре», посвященный деятельности Петербургского совета присяжных поверенных <12>.
———————————
<12> Арсеньев К.К. Заметки о русской адвокатуре. Обзор деятельности С.-Петербургского совета присяжных поверенных за 1866 — 1874 гг. СПб.: Тип. В. Демакова, 1875. 512 с.
Первое время этот документ, заменявший собой кодекс профессиональной этики, удовлетворял требованиям адвокатского сообщества, однако численный рост адвокатуры, особенно в столице, вызвал потребность в создании особой комиссии для составления свода общих правил и обычаев адвокатуры. Такая комиссия была учреждена общим собранием петербургских присяжных поверенных в 1882 г., но, к сожалению, по замечанию члена Петербургского совета присяжных поверенных П.В. Макалинского, кроме плана предполагающегося кодекса, ничего более не выработала и ничем не проявила своего существования <13>.
———————————
<13> Макалинский П.В. С.-Петербургская присяжная адвокатура. Деятельность С.-Петербургских совета и общих собраний присяжных поверенных за 22 года (1866 — 1888 гг.). СПб.: Тип. Н.А. Лебедева, 1889. С. 111.
Несостоявшийся кодекс заменили другие сборники: в Петербурге — П.В. Макалинского (1889 г.) <14>, в Москве — А.Н. Маркова (1913 г.) <15>, существовали и другие, менее известные <16>.
———————————
<14> Часть 3 книги представляла собой не только свод выработанных практикой за 22 года правил, но и сборник дисциплинарных дел, установивших данные правила, с указанием наложенных по ним взысканий. См. подр.: Макалинский П.В. Указ. соч. С. 111.
<15> Правила адвокатской профессии в России: опыт систематизации. Составил член Совета присяжных поверенных округа Московской судебной палаты Александр Николаевич Марков. М., 1913 / Сост. А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов; Отв. ред. Ю.В. Тихонравов. М.: Статут, 2003. 384 с.
<16> См., напр.: Дисциплинарный суд Московского совета присяжных поверенных в 1885 — 1886 г. // Юридический вестник. Издание Московского юридического общества. М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко, 1887. Кн. 1; Из отчетов о деятельности Советов присяжных поверенных за 1889 год // Юридическая летопись. 1890. N 8. С. 504 — 511.
Следует отметить, что дореволюционные своды систематизированных правил были замечательны еще и тем, что не только представляли собой сухие отчеты по дисциплинарным делам с разъяснениями, но и изображали историю, условия развития адвокатуры.
Как усматривается из проекта, полномочия Комиссии по этике и стандартам будут гораздо шире, чем у ее несостоявшейся предшественницы. Данный корпоративный орган будет выступать в качестве высшей инстанции дисциплинарного производства, рассматривать вопросы о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты, о приостановлении полномочий президента адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и др.
Так, в соответствии со ст. 37.1:
1. Комиссия Федеральной палаты адвокатов по этике и стандартам (далее — Комиссия по этике и стандартам) является коллегиальным органом Федеральной палаты адвокатов, осуществляющим разработку стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской профессии, а также контроль за соблюдением Кодекса профессиональной этики адвоката и указанных стандартов.
Регламент Комиссии по этике и стандартам утверждается советом Федеральной палаты адвокатов.
2. Комиссия по этике и стандартам формируется сроком на шесть лет в количестве 15 членов по следующим нормам представительства:
1) девять адвокатов, избираемых Всероссийским съездом адвокатов по представлению совета Федеральной палаты адвокатов, из которых три адвоката являются членами совета Федеральной палаты адвокатов, три — членами квалификационных комиссий и (или) советов адвокатских палат субъектов Российской Федерации, три — адвокатами, обладающими безупречной репутацией и высоким авторитетом в адвокатском сообществе;
2) от федерального органа юстиции — два представителя;
3) от общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций — два представителя;
4) два представителя, имеющие ученую степень по юридической специальности и (или) ученое звание доцента либо профессора.
3. Председатель Комиссии по этике и стандартам избирается на шесть лет Всероссийским съездом адвокатов по представлению президента Федеральной палаты адвокатов из числа членов Комиссии по этике и стандартам, избранных в соответствии с подп. 1 п. 2 настоящей статьи.
Комиссия по этике и стандартам по представлению председателя Комиссии по этике и стандартам избирает из своего состава одного или нескольких заместителей председателя сроком на два года.
4. Заседание Комиссии по этике и стандартам считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее двух третей ее членов.
5. Комиссия по этике и стандартам:
1) разрабатывает и утверждает обязательные для всех адвокатов стандарты качества оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской профессии;
2) по запросу совета Федеральной палаты адвокатов, совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, федерального органа юстиции или по собственной инициативе дает обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснения по вопросам применения настоящего Федерального закона, Кодекса профессиональной этики адвоката и Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката;
3) обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации, и в связи с этим разрабатывает для утверждения советом Федеральной палаты адвокатов необходимые рекомендации;
4) вносит в совет Федеральной палаты адвокатов представления о направлении совету адвокатской палаты субъекта Российской Федерации предписания об отмене решения, нарушающего требования настоящего Федерального закона или решения органов Федеральной палаты адвокатов, об исполнении требований настоящего Федерального закона или решений органов Федеральной палаты адвокатов, о созыве внеочередного собрания (конференции) адвокатов для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты, о приостановлении полномочий президента адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и назначении исполняющего его обязанности, на основании и в порядке, установленных п. 4 ст. 31 настоящего Федерального закона;
5) рассматривает представления совета Федеральной палаты адвокатов об отмене решений, принятых советами адвокатских палат субъектов Российской Федерации по дисциплинарным производствам в отношении адвокатов, и принимает решения по указанным представлениям;
6) в порядке, установленном Кодексом профессиональной этики адвоката, принимает решение по дисциплинарному производству, возбужденному в отношении президента адвокатской палаты субъекта Российской Федерации;
7) осуществляет иные функции, предусмотренные регламентом Комиссии по этике и стандартам.
6. Решения Комиссии по этике и стандартам принимаются простым большинством голосов членов Комиссии по этике и стандартам, участвующих в ее заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии по этике и стандартам <17>.
———————————
<17> СПС «КонсультантПлюс».
Полагаю, что специально созданный орган по этике и стандартам станет эффективным инструментом реализации цели, поставленной в Государственной программе «Юстиция», а именно совершенствования правосознания адвокатов.
Другими важными вопросами, стоящими сегодня на повестке дня, являются: создание эффективных механизмов исключения из адвокатской процессии, разработка системы повышения квалификации адвокатов и способов подготовки помощников и стажеров.
Литература
1. Арсеньев К.К. Заметки о русской адвокатуре. Обзор деятельности С.-Петербургского совета присяжных поверенных за 1866 — 1874 гг. СПб.: Тип. В. Демакова, 1875. 512 с.
2. Владыкина Т.А. Профессионализм и порядочность — непреходящие ценности российской адвокатуры // Адвокатская практика. 2015. N 5. С. 3 — 5.
3. Государственная программа Российской Федерации «Юстиция», утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 312 // СЗ РФ. 2014. N 18 (ч. II). Ст. 2158.
4. Дисциплинарный суд Московского совета присяжных поверенных в 1885 — 1886 гг. // Юридический вестник. Издание Московского Юридического Общества. М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко, 1887. Кн. 1. С. 138 — 203.
5. Заборовский В.В. Меры дисциплинарной ответственности адвоката: сравнительно-правовой аспект // Адвокатская практика. 2015. N 3. С. 12 — 16.
6. Из отчетов о деятельности Советов присяжных поверенных за 1889 год // Юридическая летопись. 1890. N 8. С. 504 — 511.
7. История русской адвокатуры. Сословная организация адвокатуры. Т. 3 / Под ред. М.Н. Гернет. 1864 — 1914. М.: Издание Советов присяжных поверенных, 1916. 456 с.
8. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. N 3(75).
9. Макалинский П.В. С.-Петербургская присяжная адвокатура. Деятельность С.-Петербургских совета и общих собраний присяжных поверенных за 22 года (1866 — 1888 гг.). СПб.: Тип. Н.А. Лебедева, 1889. 560 с.
10. Правила адвокатской профессии в России: опыт систематизации постановлений Советов присяжных поверенных по вопросам профессиональной этики. Составил член Совета присяжных поверенных округа Московской судебной палаты Александр Николаевич Марков. М., 1913 / Сост. А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов; Отв. ред. Ю.В. Тихонравов. М.: Статут, 2003. 384 с.
11. Судебные уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные Государственной канцелярией. 2-е изд., доп. СПб., 1867. Ч. 1. 567 с.

Решение Комиссии по этике

Комиссия по этике рассмотрела заявление декана Факультета международных отношений СПбГУ профессора Новиковой Ирины Николаевны.

В заявлении И. Н. Новиковой содержится просьба рассмотреть с точки зрения этики публичную акцию, проведенную группой студенток, направленную, как они полагали, на борьбу с элементами сексизма, проявляющегося в высказываниях ряда преподавателей факультета в ходе учебных занятий и ущемляющих честь и достоинство женской части студентов. С этой целью ими было собрано некоторое количество такого рода высказываний за ряд последних лет, которые якобы имели место быть, оформлены в виде плакатов с указанием фамилий преподавателей и их высказываний, и в нарушение правил, существующих в университете, вывешены на стенах факультета. Эта акция была проведена без согласования с руководством факультета и руководителями образовательных программ. Она вызвала в преподавательской среде факультета полное недоумение, непонимание и удивление, поскольку многие преподаватели вообще не припоминают за собой такого рода высказываний, другие полагают, что если что-то подобное и было, то эти слова вырваны из общего контекста разговора, поскольку они никак не страдают сексизмом.

Участники акции стремились к анонимности. Инициатором акции была студентка первого курса магистратуры программы «Международное сотрудничество в области окружающей среды и развития» Ю. Е. Жигалева. Кроме организации указанного мероприятия на факультете, она дала интервью представителям СМИ. Информация об этом инциденте попала в электронные сети.

В ходе обсуждения возникшей ситуации на заседании Комиссии выяснилось, что участницы акции и прежде всего Ю. Е. Жигалева даже не попытались поднять эту проблему в коллективе факультета и разобраться с ней, если она действительно существует. Никто не обращал внимания самих преподавателей на эту проблему, которые якобы допускали замечания сексистского характера. Никто не обращался за помощью и советом к руководителям программ, к декану факультета, его заместителю.

При том, что уже не первый год работает специальный гендерный семинар, другие научные семинары, где было бы уместно обсудить гендерные проблемы, если уж они действительно проявляются в коллективе факультета. Предпочли действовать тайно, но весьма активно. И дело вовсе не в том, что дескать «вынесли сор из избы». Дело в том, что сексизм — это идеология и соответствующая социальная практика. Кстати, в ходе беседы с Ю. Е. Жигалевой выяснилось, что четкого понятия о сексизме как таковом у нее нет. По мнению членов Комиссии, нет никаких оснований для утверждений о существовании какой-либо дискриминации женской части и в трудовом коллективе, и в среде обучающихся. Что касается преподавательского состава, то почти 50 % коллектива преподавателей Факультета международных отношений — это женщины, их труд оплачивается в зависимости от занимаемой должности и успехов в образовательной деятельности так же как и труд мужчин. Деканом факультета является женщина. Одной из шести кафедр заведует женщина. За последние несколько лет шесть молодых женщин защитили докторские диссертации и стали профессорами. Та же ситуация и в среде обучающихся. Большинство из них — это девушки. Никакой дискриминации, скажем, в оценке их знаний нет, все из них, кому положено правилами существующим в университете получают стипендии, им никто не отказывал в какой-либо помощи в ходе учебного процесса и так далее. А действия, в частности, студентки Ю. Е. Жигалевой можно оценить как попытку какого-то самоутверждения и самопиара.

В связи с вышеизложенным Комиссия по этике постановила:

  1. Считать, что группа студенток в ходе проведенной под руководством студентки 1-го курса магистратуры Ю. Е. Жигалевой акции пренебрегла правилами внутреннего распорядка, существующими в Санкт-Петербургском государственном университете, и нарушила этические нормы взаимоотношений в трудовом коллективе, акция носит оскорбительный характер, ибо без должных оснований нанесла моральный и нравственный ущерб профессорско-преподавательскому коллективу Факультета международных отношений и университету в целом.
  2. Комиссия рекомендует всем сотрудникам и обучающимся университета воздерживаться от каких-либо замечаний и утверждений, касающихся коллег по работе и обучающихся, которые могут быть неправильно поняты или истолкованы и привести к конфликтам и недоразумениям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *