Кодексом честных людей еще не признанных виновными

Презумпция невиновности и обеспечение доказанности вины

Презумпция невиновности и обеспечение доказанности вины — это правовое положение, согласно которому лицо считается невиновным в совершении уголовного правонарушения и не может быть подданная криминальному наказанию, пока ее вину не будет доказано в порядке, предусмотренном законом, и установлена обвинительным приговором суда, который вступил в силу.
Суть презумпции невиновности не в том, что лицо является невиновным, а в том, что существует предположение относительно ее невиновности.
Презумпция невиновности не может быть оправдана одним лишь либеральным стремлением облегчить положение обвиняемого. Она стимулирует доказывания вины лица и пока этого не будет достигнуто, никто не может быть признан виновным.
Содержание презумпции невиновности раскрывается через следующие положения:
o признать человека виновной в совершении уголовного преступления вправе только суд;
o лицо считается невиновным в совершении уголовного правонарушения и не может быть подданная криминальному наказанию, пока ее вину не будет доказано в законном порядке и установлено обвинительным приговором суда
o презумпция невиновности выражает не личное мнение того или иного должностного лица (следователя; прокурора; судьи), а является объективным правовым положением. Принцип презумпции невиновности существует в уголовном процессе как психологическое состояние должностных лиц, которые его осуществляют (Н.А. Чедьнов);
o никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении уголовного правонарушения и должно быть оправданным, если сторона обвинения не докажет виновность лица вне разумного сомнения.
Обязанность доказывания вины обвиняемого возлагается на следователя, прокурора. Содержание этой обязанности состоит в необходимости доказывать вину, а не доказать ее. Иначе на должностных лиц государственных органов пришлось бы возлагать юридическую ответственность за невыполнение обязанности. Ответственность компетентных должностных лиц установлена лишь за непринятие всех мер для установления вины лица. То есть за ненадлежащее осуществление процесса доказывания, а не за полученный в ходе законного и объективного доказывания результат — не установление вины обвиняемого.
Разумным является сомнение, которое основывается на определенных обстоятельствах и здравом смысле, вытекает из справедливого и взвешенного рассмотрения всех надлежащих и допустимых сведений, признанных доказательствами, или отсутствия таких сведений и является таким, который заставил бы человека удержаться от принятия решения в вопросах, имеющих для нее наиболее важное значение;
o непредставление обвиняемым доказательств своей невиновности ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как доказательство его вины;
o выводы суда о виновности обвиняемого не могут быть обоснованы отсутствием доказательств его невиновности;
o подозрение, обвинения не могут основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях;
o все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу (ч. 3 ст. 62 Конституции);
o недоказанная виновность юридически равна доказанной невиновности;
o задержания лица в качестве подозреваемого или привлечения ее к участию в деле в качестве обвиняемого, применении к нему меры пресечения, в том числе и заключения под стражу, не должны расцениваться как доказательство ее вины или наказания виновного;
o до окончательного разрешения уголовного дела и официального признания лица виновным в совершении преступления обвинительным приговором суда с обвиняемым нельзя обращаться как с виновным, а также публично, в СМИ или в официальных документах, утверждать, что он является преступником. Согласно ч. 4 ст. 296 ГК имя физического лица, которое задержано, подозревается или обвиняется в совершении преступления, может быть использовано (обнародовано) лишь в случае вступления в законную силу обвинительным приговором суда в отношении него;
o в случае отмены приговора как незаконного государство возмещает лицу материальную, моральную и другие виды ущерба (ч. 4 ст. 62 УПК);
o презумпция невиновности относится к числу спростовних правовых презумпций, ее действие прекращается после постановления судом обвинительного приговора, но может быть восстановлена в производствах по пересмотру судебных решений.

  1. «Этика — это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям» (Б. Рассел);
    «Моральные нормы вырабатываются (изобретаются) людьми как средство ограничения законов рационального расчета (экзистенциального эгоизма) (А.А. Зиновьев).Проанализируйте приведенные высказывания. В чем их авторы видят причину возникновения этики и морали? Нет ли между ними противоречий? Назовите причины возникновения этики и морали.

Этика — это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям»

Говоря лишь о «некоторых желаниях», потому что в отношении многих желаний это совершенно исключено. Человек, который делает деньги на бирже, пользуясь при этом какой-то секретной информацией, не желал бы, чтобы другие были столь же хорошо осведомлены. Истина (в той мере, в какой он ее ценит) является для него личной собственностью, а не общечеловеческим благом, как для философа. Философ, правда, может опуститься до уровня биржевого маклера, что и происходит, когда он начинает требовать установления приоритета в каком-нибудь открытии. Однако по своей чисто философской способности он желает одного — наслаждаться созерцанием истины. Делая это, он нисколько не мешает другим, желающим делать то же самое.

Задача этики состоит в том, чтобы создавать впечатление, будто наши желания обладают всеобщей значимостью. Решать ее можно двумя способами — с позиции законодателя и с позиции проповедника. Рассмотрим сначала позицию законодателя.1

Предположим, что законодатель является незаинтересованным лицом. Другими словами, когда одно из желаний законодателя начинает затрагивать его личные интересы, он не позволяет этому желанию влиять на законообразование. Но у него есть другие желания, которые кажутся ему безличными. Он может верить в упорядоченную иерархию — от короля до крестьянина или от владельца шахты до трудяги, в кожу которого въелась угольная пыль. Он может быть убежден, что распространение знаний в низших классах грозит обществу опасностью. И так далее, и тому подобное. Тогда он постарается составить такой кодекс законов, чтобы поведение, способствующее достижению желаемых целей, находилось в возможно большем согласии с этими его личными убеждениями; он установит систему моральных предписаний, которая при успешном действии заставит людей чувствовать себя порочными, если они будут преследовать цели, которые отличаются от его собственных. Таким образом, «добродетель» поступает (на деле, а не в субъективной оценке) в услужение к законодателю — в той мере, в какой он хочет придать своим желаниям всеобщий характер.

«Моральные нормы вырабатываются (изобретаются) людьми как средство ограничения законов рационального расчета (экзистенциального эгоизма) Они разделяются на запреты совершать какие-то поступки и обязательства. Обязательства при этом логически сводятся к запретам не совершать определенные поступки.

Моральными нормами и моральным состоянием людей «заведует» религиозная и идеологическая нерелигиозная сфера, а также система воспитания и контроля за поведением людей, распределенная по различным сферам. Это происходит не потому, что люди недооценивают моральные нормы или не имеют средств для создания особой моральной сферы, а в силу неопределенности, аморфности и изменчивости самих норм поведения, именуемых моралью. Возникновение этики обусловлено причинами как гносеологического (познавательного), так и социального порядка.

1) человеческая рефлексия, т.е. способность к самоанализу и самооценке: справедливо я поступаю или нет, творю я добро или зло?

2) потребность проанализировать стихийно сложившиеся нравственные нормы, выразить их в форме понятий, суждений и сформулировать в качестве критериев праведной или неправедной жизни.

3) потребность осмыслить причины противоречия между должным и сущим, между идеалом, нормой и действительностью в сознании и поведении людей.

4) потребность нравственно обосновать справедливость существующего экономического уклада, социального неравенства и эксплуатации людей.2

Главными при возникновении морали были социальные факторы — разложение родоплеменного строя, формирование рабовладельческого, расслоение людей по признакам профессий, месту проживания, что заставляло подстраивать своё поведение под изменяющиеся условия жизни.

  1. Существует следующее определение четырех типов права:

английская система — можно все, кроме того, что нельзя;

немецкая система — нельзя ничего, кроме того, что можно;

французская система — можно все, даже то, что нельзя;

русская система — нельзя ничего, даже то, что можно.

Дайте оценку предложенной типологии. Какой из названных типов права Вам кажется наиболее предпочтительным и почему? Как Вы считаете, в каком направлении развивается современное российское право?

Я считаю, что наиболее предпочтительным типом права является английская система, так как запреты должны содержаться в официальных источниках права. Я считаю, что российское право развивается по английской системе.

  1. Что значит — судить по справедливости? Каким требованиям должен отвечать приговор, чтобы он считался справедливым?

Судить по справедливости это значит назначение наказания соразмерно тяжести деяния и с учетом всех обстоятельств

Уголовно-процессуальный закон предъявляет к приговору ряд требований. Так в ст. 297 УПК указано, что приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым, т. е. постановленным с соблюдением порядка, установленного УПК РФ, и основан на правильном применении уголовного закона.

Законность приговора означает, что производство по установлению обстоятельств уголовного дела осуществлено во всех стадиях процесса компетентными органами и лицами в соответствии с уголовно – процессуальным законом. Приговор постановлен законным составом суда. Его содержание, форма, порядок и условия вынесения отвечают требованиям норм УПК.

Обоснованность приговора означает, что суд при его постановлении: исходил из материалов дела, рассмотренных в судебном заседании; строил свои выводы на достоверных доказательствах в совокупности, которая исключает другое решение, кроме принятого судом; глубоко проанализировал состав преступления и его квалифицирующие признаки; в случае признания лица виновным назначил наказание с учетом характера и степени тяжести преступления, личности виновного и степени тяжести преступления, личности виновного и обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих наказание; в случае признания подсудимого невиновным – оправдал его. 3

Справедливость приговора – его оценка как с правовой, так и с нравственной стороны, т. е. уголовное дело рассмотрено объективно и беспристрастно, права подсудимого реально обеспечены, вынесено законное и обоснованное решение, назначено справедливое наказание.

Конституционное положение о том, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, определяет значение судебного приговора как важнейшего акта правосудия и обязывает суды неукоснительно соблюдать требования законодательства, предъявляемые к приговору.

Согласно ст. 298 УПК РФ, приговор постановляется судом в совещательной комнате. Во время постановления приговора в этой комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному уголовному делу. По окончании рабочего времени, а также в течение рабочего дня, суд вправе сделать перерыв для отдыха с выходом из совещательной комнаты. Судьи не вправе разглашать суждения, имевшие место при обсуждении и постановлении приговора.

Время оглашения приговора должно быть объявлено участникам судебного разбирательства перед удалением судей в совещательную комнату.

  1. В свое время Ш. Монтескье отмечал: «Свобода есть право делать все, что дозволено законом».

Справедливо ли высказывание великого ученого в наши дни?

Исходя из известного современного правового положения о том, что «Все, что не запрещено — то разрешено» не является ли более верным утверждение о том, что «Свобода есть право делать все, что не запрещено законом?»

» Свобода есть право делать всё, что дозволено законом» Шарль Луи Монтескье Каждый человек обладает определённой свободой, но она ограничена. Свобода – самостоятельность социальных субъектов, выражающаяся в их способности делать свой собственный выбор и действовать в соответствии со своими целями и интересами. Среди философов существует три подхода к восприятию данного понятия. Фаталисты, такие как Демокрит и Томас Гоббс, полагали, что жизнь человека предопределена судьбой, роком. Волюнтаристы, представителями которых были Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр, считали, что человек пользуется неограниченной свободой и может изменить законы природы и общества по своему усмотрению. Марксисты, в свою очередь, называли свободу «осознанной необходимостью». Однако полной свободы не существует. Внешней границей свободы являются законы природы и общества, внутренней границей – моральные ограничения. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода ограничена, а и эти ограничения должны быть выражены в установленных государственной властью правилах, регулирующих общественные отношения. Как сказал Томас Фуллер: » Закон управляет людьми, разум – законом». Я считаю, что отсутствие законов, регулирующих границы свободы, приводит, как парадоксально бы это не звучало, к ограничению свободы. Люди, получившие полную свободу, начинают нарушать права других людей, что приводит к анархии. Ярким примером может послужить ситуация в России в октябре 1917 года. Разорённые деревни, повсеместный грабёж, насилие – вот следствие отсутствия реальной власти и закона. Для реализации свободы нужны такие условия как необходимый уровень развития общества, определённое социальное положение человека, наличие социальных норм, удовлетворяющих определённым формам деятельности личности. Критерием свободы человека в обществе может служить возможность его самореализации в различных сферах деятельности. Я считаю себя свободным человеком. Я имею право на свободу слова, личную неприкосновенность, свободу совести. Мои права и свободы гарантированы Конституцией Российской Федерации, они охраняются и обеспечиваются государством. Любое демократическое государство подразумевает соблюдение прав и свобод человека, а Россия стремится стать правовым государством, что подразумевает переход на более высокий уровень развития. Понятия свобода и закон неразделимы. Закон определяет границы свободы, без которых она теряет всякий смысл. Я полностью согласен с высказыванием Франсуа Вольтера » Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

  1. Известны различные формы взяточничества. Каковы причины взяточничества? Следует ли бороться с этим явлением? Какие, на ваш взгляд, наиболее эффективные меры профилактики коррупции?

Причины взяточничества

1) Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.

2) Во-вторых, чем больше развита демократия, тем больше у чиновника риск потерять свое место и тем больше возможностей у органов по борьбе с коррупцией.

3) В-третьих, развитость судебной системы также препятствует экспансии коррупционных процессов.

4) В-четвертых, чем больше и сложнее бюрократический аппарат, тем больше возможностей открывается для коррупции. Важную роль играет централизация государства: в большинстве жестко централизованных империй коррупция достигала немыслимых масштабов, как в Римской и Византийской империях. С другой стороны, не все эксперты склонны считать децентрализацию залогом низкого уровня коррупции.

5) В-пятых, хотя до недавнего времени исследователи пренебрегали историческими факторами, автор считает необходимым рассматривать и эту группу причин. Например, в «старых» государствах коррупционные механизмы отлажены многолетней практикой и являются в большей степени социокультурным феноменом — как, например, в Российской империи.

6) Роль географических факторов (в сочетании с фактором централизации власти) может наглядно проиллюстрировать та же Римская империя. Огромные размеры страны неизбежно влекут за собой трудности в управлении и контроле над деятельностью чиновников на местах (вспомним комедию «Ревизор» Н.В. ГоголяХотелось бы отдельно отметить, что феномен российской «откатономики» имеет в своей основе как раз исторические и географические факторы, и это лишний раз подчеркивает необходимость их рассмотрения при анализе причин коррупции.

Необходимо бороться с данным явлением.

В каждой стране отдается предпочтение тем или иным способам борьбы с коррупцией. Любая антикоррупционная политика начинается с контроля за кадрами, усовершенствования налогового законодательства, а также создания основной законодательно-правовой базы. Тогда самыми действенными и успешными методами по уничтожению коррупции в стране можно было бы считать:

— повышение окладов и других материальных поощрений;

— строгое наказание, штрафы за коррупционные действия;
— регистрация абсолютно всех доходов чиновников;
— прозрачность затрат и использования бюджетных средств;
— легализация некоторых видов дополнительных оплат услуг или товаров как альтернатива взяткам.

Список использованных источников и литературы

1. Лаптева, О.И. Профессиональная этика : учеб. пособие для студентов всех форм обучения / О. И. Лаптева ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. — 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2013. — 169 с. – То же . – Доступ из Б-ки электрон. изданий / Сиб. Ин-т упр. – филиал РАНХиГС. – Режим доступа: http://sapanet.ru, требуется авторизация (дата обращения: 14.01.16). – Загл. с экрана
4. Сорокотягин, И.Н. Профессиональная этика юриста : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. направлениям и специальностям / И. Н. Сорокотягин, А. Г. Маслеев ; Урал. гос. юрид. акад. — Москва : Юрайт, 2013. — 318 с. : ил. — (Бакалавр. Базовый курс). — Библиогр.: с. 316-318. — ГРИФ*. — ISBN 978-5-9916-2546-3.
1 Лаптева, О.И. Профессиональная этика : учеб. пособие для студентов всех форм обучения / О. И. Лаптева ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. — 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск : Изд-во СибАГС, — 9 с.
2 Лаптева, О.И. Профессиональная этика : учеб. пособие для студентов всех форм обучения / О. И. Лаптева ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. — 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск : Изд-во СибАГС, — 12 с.
3 Сорокотягин, И.Н. Профессиональная этика юриста : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. направлениям и специальностям / И. Н. Сорокотягин, А. Г. Маслеев ; Урал. гос. юрид. акад. — Москва : Юрайт, 2013. — 163 с.
Поделитесь с Вашими друзьями:

Почему некоторые люди никогда не извиняются?

Иногда бывает ох как не просто сказать два совершенно несложных слова «МНЕ ЖАЛЬ». Почему некоторые люди никогда не извиняются, неужели так трудно произнести «извините». Давайте немного покопаемся в психологии извинений, и наших отношениях с этими словами или их отсутствием.

Некоторые люди отказываются говорить, я сожалею, даже когда прекрасно осознают свою вину, включая случаи, когда проступок не так уж велик, и, казалось бы, совсем не сложно взять на себя ответственность. Иногда простое «извините» в считаные секунды может предотвратить конфликт, чью-то злость и негативные эмоции.

Но попросить прощения, все равно что произнести, я сделал что-то не так. Для некоторых людей признание того, что они сделали что-то неправильно, невозможно. Даже если они знают, что это так, и даже когда они действительно жалеют о своих действиях. Странно наблюдать, но этот несчастный человек может на самом деле сожалеть и все же отказываться произносить слова, одновременно признавая свое раскаяние и исправляя свою неправоту.

Чтобы признать, что мы совершили ошибку, требуется определенный уровень самооценки и силы эго. Людям, которые глубоко сомневаются в себе, очень трудно извиниться за что-то конкретное, потому что одна ошибка может уничтожить их самоуверенность. Мысль, что, однажды оступившись можно по-прежнему быть ценным и хорошим человеком, недосягаема для кого-то чье мнение о себе сильно занижено.

Извинение — это признание неправоты, которое может спровоцировать огромный ком неадекватности и позора. Тем самым нанести непоправимый урон хрупкому представлению, которое они выстроили о себе. Для человека с поврежденным чувством собственного достоинства признанная ошибка может быть равносильна уничтожению. Подобно тому, кого невинно обвиняли в детстве, кому с малых лет втолковывали, что он отвечает за каждую возникшую проблему и соответственно будет наказан.

Повзрослев, такие люди, как правило идут в одном из двух направлений:

  • либо они извиняются за все, даже то, что они еще не сделали,
  • или они отказываются извиниться за что — либо, даже то, что они уже сделали.

Последние сознательно или бессознательно решают, что никогда больше не будут принимать вину. Они закрыли дверь на все замки. Таких людей извинения связывают с их ранним опытом постоянного чувства вины. Несправедливая и без разборчивая ответственность, налагаемая на них, просто не оставила никакого психологического пространства для ответственности, даже когда это уместно.

Так же есть люди с низким уровнем эмпатии, которые на самом деле не жалеют, что вы пострадали от их действий. Они считают, что извинения подходят только для ситуаций, в которых они целенаправленно причинили вам вред. И вы не заслуживаете никакого сожаления, если почувствовали боль, непреднамеренно спровоцированную ими. И, следовательно, технически их вины нет. Ваша боль, сама по себе, не имеет особого значения и не вызывает их сочувствия.

Есть еще много причин, почему некоторые люди не могут или не будут просить прощения. Для некоторых извиниться – это слишком страшно, грустно, опасно, это значит быть уязвимым. Список можно продолжать до бесконечности.

Сказать, я сожалею, означает признать, что я забочусь о том, как вы себя чувствуете, что мне не все равно, что вам было больно. Я беспокоюсь о вас, на самом деле, желая отбросить свое эго, переставая защищать свою версию себя. Забочусь о вас достаточно, чтобы принять свой опыт в этот момент. Я очень забочусь о вас, желая признать, что я несовершенен.

Получить искреннее извинение — это невероятный подарок. Мы чувствуем себя услышанными, признанными, понятыми и ценными. Не задумываясь о том, что эти слова могут быть болезненными для другого. Когда другой человек смотрит нам в глаза и извиняется за то, что причинил нам вред своими действиями или поведением, мы чувствуем себя любимыми и важными.

Когда кто-то извиняется перед нами, мы также чувствуем, что их расстройство обосновано и оправдано. Извиняющийся берет на себя ответственность на определенном уровне за результат своих действий, преднамеренных или нет. И когда это происходит, наши внутренности расслабляются; нам не нужно больше бороться, чтобы доказать, что наш опыт верен, что мы имеем право на нашу боль, и что это имеет значение.

Речь не о том, чтобы вызвать жалость к просящему прощения. А о принятии того, что мы не можем изменить, и отказе от траты энергии на борьбу за извинения с кем-то, у кого нет возможности нам их дать.

Когда нам больно, мы нуждаемся в извинениях, чтобы расслабиться, двигаться вперед и отпустить боль. Но иногда, когда мы не можем их получить, нам нужно научиться расслабляться самостоятельно, без помощи другого. Доверяя и зная, что наша боль заслуживает доброты, потому что она есть, и что наша правота оправдана и действительна, потому что это наша правда, — это начало нашего независимого процесса исцеления.

Подумайте о глубокой ценности простого и искреннего сожаления. Когда вам посчастливится получить искреннее извинение, возьмите его, почувствуйте величие того, что предлагает этот другой человек, получите его готовность быть уязвимым и подотчетным, заботиться о вас, а не о своем собственном эго.

Так же, когда вам представится возможность сказать, что ВАМ жаль, осознайте этот шанс быть щедрым, возможно, выйдя из своей зоны комфорта. И ощутите глубину подарка, который вы дарите.

Просите прощения и прощайте.

Материал предоставлен психологическим центром «Преображение»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *