Кейсы по праву

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Текущий контроль по дисциплине «Гражданское право» в каждом семестре включает:

I. Выполнение письменного задания (реферата) в 3,4, 5, 6 семестрах;

II. Интерактивную деятельность (решение кейса) в 3,4, 5, 6 семестрах.

I. Выполнение письменного задания (реферата):

Номер темы для выполнения реферата определяется по таблице:

Темы рефератов:

3 СЕМЕСТР

1. Понятие гражданского права как отрасли права. Принципы гражданского права.

2. Система гражданского права. Гражданское право как наука.

3. Понятие и виды форм (источников) гражданского права. Их действие в пространстве, во времени и по кругу лиц.

4. Неимущественные права, способствующие формированию индивидуальности личности.

5. Возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений. Юридические факты.

6. Неимущественные права, обеспечивающие автономию личности в обществе.

7. Правоспособность и средства индивидуализации граждан в гражданском праве.

8. Дееспособность граждан и основания изменения ее объема.

9. Опека и попечительство.

10. Способы защиты личных неимущественных прав: проблемы и перспективы.

11. Основания и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим.

12. Несостоятельность индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

13. Понятие и признаки юридического лица. Теории существования юридических лиц.

14. Возникновение и прекращение юридического лица. Реорганизация юридических лиц.

15. Правосубъектность и средства индивидуализации юридического лица.

16. Правовой статус хозяйственных товариществ.

17. Правовой статус хозяйственных обществ.

18. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий.

19. Правовой статус некоммерческой организации.

20. Виды некоммерческих организаций.

21. Правовой статус производственных кооперативов

22. Правовой статус потребительских кооперативов

23. Ликвидация юридических лиц. Несостоятельность юридических лиц.

24. Объекты гражданских правоотношений. Понятие, виды.

25. Понятие имущества. Вещи как объекты гражданских прав.

26. Деньги и валютные ценности как объекты гражданских прав.

27. Ценные бумаги как объекты гражданских прав. Бездокументарные ценные бумаги.

28. Работы, услуги, интеллектуальная собственность как объекты гражданских прав.

II. Интерактивная деятельность (решение кейса).

Кейс содержит две ситуации, требующие решения на основе использования нормативно-правовых.

При решении каждой ситуации кейса обучающиеся должны:

1) проанализировать предложенную ситуацию, выделить юридически значимые детали, влияющие на её решение, и дать им оценку;

2) используя соответствующий нормативно-правовой акт (акты), выделить статьи, направленные на решение ситуации;

3) сформулировать и предложить возможные решения ситуации, выбрать лучшее из них.

Письменное решение каждой ситуации кейса должно состоять из следующих частей:

1) описательной, в которой необходимо выделить юридически значимые детали, влияющие на решение ситуации, и дать им оценку;

2) мотивировочной, в которой следует сослаться на статью(и) нормативно-правового акта, позволяющую(ие) решить задачу,

3) резолютивной, в которой обосновывается применение статьи(ей) и формулируется решение ситуации.

Номер кейса определяется по первой букве фамилии студента:

№ кейса

Первая буква фамилии студента

А, Б, В, П, Р, У, Ф

Г, Д, Е-Ё, С,

Т, Х, Ц

Ж, З, И, К, Ч,

Ш, Щ

Л, М, Н, О, Э, Ю, Я

Образец решения ситуации кейса:

Условие ситуации:

Кондитерский комбинат обратился в арбитражный суд с иском к мукомольному заводу о внесении изменений в договор на поставку муки. Покупатель предлагал установить в договоре санкции за каждый случай неявки представителя завода по вызову покупателя в случае обнаружения им недостачи или недоброкачественности муки. Завод возражал против установления в договоре такой санкции, однако арбитражный суд удовлетворил требование истца и включил в договор условие о штрафе за каждый случай неявки, полагая, что это будет способствовать улучшению сохранности муки.

1. Каков порядок установления в договоре поставки дополнительных санкций?

2. Правильное ли решение принял арбитражный суд?

Решение ситуации:

1. Порядок установления в договоре поставки дополнительных санкций таков. В соответствии со ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок.

2. Арбитражный суд принял неправильное решение. На основании п. 2 ч. 2 ст. 450 ГК РФ – По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной. Поставщик условия договора не нарушил, тем более существенно, значит, арбитражный суд принял неправильное решение.

3 СЕМЕСТР

Кейс 1

Ситуация 1.

Тринадцатилетний Витя Морозов послал на конкурс в журнал «Юный техник» предложение об использовании силы течения реки для развод мостов. Его предложение получило первую премию, и редакция журнала рекомендовала Вите оформить заявку на выдачу патента на изобретение. Родители Вити полагали, что автором изобретения должен быть указан кто-либо из родителей, поскольку Вите всего 13 лет, и он самостоятельно не сможет осуществлять все права и обязанности, связанные с патентом на изобретение. Родители для подтверждения своей позиции обратились к знакомому изобретателю, который усомнился в правомерности признания автором одного из родителей, но и Витя, по его мнению, не сможет самостоятельно осуществлять целый комплекс прав и обязанностей, связанных с созданием изобретения.

Для получения квалифицированного разъяснения родители обратились к юристу.

Какой ответ им надлежит дать?

Ситуация 2.

Десятилетний Олег Соловьев с письменного согласия своих родителей заключил договор банковского вклада. Олег неоднократно пополнял вклад небольшими суммами, сэкономленными из денег, которые он полу­чал от родителей для различных мелких покупок. Когда на счете оказа­лось 20 тыс. руб., он решил снять эту сумму и приобрести для себя игровую компьютерную приставку. Операционист банка отказалась выдать ему указанную сумму, сообщив, что Олег сможет получить деньги со своего вклада только по достижении совершеннолетия.

Прав ли операционист? Какие права имеют несовершеннолетние в отношении вкладов в кредитных учреждениях?

Кейс 2

Ситуация 1.

После смерти дедушки к десятилетнему Саше перешел в собственность автомобиль «Жигули». Автомобиль стоял в гараже, и им никто не пользовался более двух лет со дня смерти дедушки. Через некоторое время Саша был вызван в налоговую инспекцию, где ему было предложено заплатить налог с владельцев транспортных средств. Родите­ли Саши полагали, что недееспособный сын не может признаваться субъектом налоговых правоотношений и платить налоги. Налоговая инспекция передала документы на рассмотрение юрисконсульта.

Составьте мотивированное заключение юрисконсульта.

Ситуация 2.

Двенадцатилетний Александр Васильев принимал участие в съемках художественного фильма, за что ему было выплачено вознаграждение в сумме 5 тыс. руб. На эти деньги он приобрел канцелярские принадлежно­сти: авторучку, пенал и дорогую записную книжку. Родители Александра посчитали, что он неразумно потратил деньги, отнесли покупки обратно в магазин и потребовали от директора принять их обратно. Директор отка­зался удовлетворить требование родителей, поскольку из беседы с маль­чиком он узнал, что Александр совершал покупки на заработанные им деньги, а своим заработком несовершеннолетние могут распоряжаться са­мостоятельно.

Кто прав в возникшем споре?

Кейс 3

Ситуация 1.

После смерти матери Иванова получила по наследству жилой дом. По­скольку Иванова уже имела жилой дом для проживания, она решила продать полученный по наследству дом. Считая свою жену недостаточно практичной, муж получил от нее расписку, в которой она обязалась продать дом только с его согласия. Через некоторое время муж уехал в командировку. В его отсутствие Иванова продала дом Ларионову. Вер­нувшись из командировки и узнав о продаже дома, Иванов потребовал от Ларионова доплатить 30% стоимости цены, за которую дом продан, либо возвратить дом, отчужденный без его согласия.

Ларионов отказался как от доплаты, так и от возврата дома, пояснив, что цена была определена Ивановой, являющейся собственником дома. Иванов предъявил в суде иск к Ивановой и Ларионову о признании сдел­ки недействительной. В исковом заявлении он ссылался на то, что его же­на совершила сделку в нарушение принятых на себя письменных обяза­тельств.

Какое решение должен вынести суд?

Ситуация 2.

К шестилетнему Борису Орлову перешли по наследству от дедушки квартира и дача. В связи с предстоящим переездом в другой город роди­тели Бориса решили продать квартиру одному из сослуживцев отца, а да­чу подарить тридцатилетнему брату Бориса, который со своей семьей проживал неподалеку и уезжать из города не собирался. Поскольку такие договоры дарения и купли-продажи подлежат государственной регистра­ции, родители Бориса обратились в юридическую фирму с просьбой оформить все необходимые документы для их государственной регистра­ции.

Как должны поступить работники юридической фирмы?

Кейс 4

Ситуация 1.

Решением местной администрации семнадцатилетней Васильевой бы­ло разрешено вступить в брак с Федоровым до достижения восемнадцати­летнего возраста. После регистрации брака, намереваясь переехать к му­жу, проживающему в другом поселке, Васильева решила продать дом, пе­решедший к ней по завещанию. Поскольку никто из ее односельчан не изъявил желания приобрести дом для постоянного проживания, она дого­ворилась с Никитиным о продаже ему дома на снос за 500 долларов США.

Родители Васильевой возражали против этой сделки. По их мнению, дом вообще не следовало продавать на снос, поскольку он находится в хорошем состоянии, и им удалось найти покупателя, желающего при­обрести дом для постоянного проживания за большую сумму.

Васильева ответила, что договор с Никитиным уже заключен, и изме­нять или расторгать его она не намерена. Родители обратились с иском в суд о признании заключенного с Никитиным договора недействитель­ным, как совершенного их несовершеннолетней дочерью без их согласия.

Решите дело.

Ситуация 2.

Супруги Ибрагимовы, решив расторгнуть брак, составили письменное соглашение о том, что Ибрагимов не будет претендовать на раздел квартиры, покинет Омск и будет постоянно проживать со своей матерью в Новосибирске. Ибрагимова, со своей стороны, обязалась не всту­пать в новый брак до окончания института их дочерью — студенткой первого курса. За удостоверением достигнутого соглашения Ибрагимовы обратились к нотариусу. Последний отказался удостоверить соглашение, которое, по его мнению, противоречит законодательству.

Прав ли нотариус?

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Алгоритм решения правовых задач.

1 этап.- необходимо внимательно прочитать и уяснить условия задачи, открыв оглавление кодекса определить, к какому разделу и главе она относится;

2 этап.– внимательно прочитать найденную главу кодекса и проанализировать, с помощью каких статей(статьи) возможно решить эту задачу;

3 этап.– ответить на вопросы, поставленные в задаче. Ответы должны быть аргументированными, содержать выдержки и анализ соответствующих статей (статьи) кодекса;

4 этап.– в ответе следует указать, в каких конкретно действиях (бездействии) нашло свое выражение неправомерное поведение субъекта права.

Кейс №1. » «Порядок приобретения права собственности на клад».

Когда у дяди Федора и проживающей с ним компании кончились средства к существованию, на стихийно возникщем митинге друзья стали обсуждать пути решения этой проблемы. «Продать, продать надо чего-нибудь ненужное!»- кричал Шарик. «Чтобы что-нибудь продать ненужное, сначала надо купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет!» – резонно возражал кот. «Не спольте! – успокоил оппонентов дядя Федор. – Мы пойдем искать клад». «Ура! – завопил Шарик. – А только что такое «склад»? «Придет время – узнаешь», – сказал загадочно дядя Федор.

Ночью друзья отправились в пустынную местность, где по неизвестной наводке дядя Федор действительно обнаружил в вырытой им яме сундук с золотыми и прочими драгоценными предметами. Впоследствии на средства от продажи найденных предметов был куплен среди прочего трактор ТР-ТР Митя.

Задания к кейсу:

Разъясните, чем клад отличается от находки?

Какой порядок реализации ценностей, входящих в состав клада, предусмотрен действующим законодательством?

Какой процент от стоимости клада мог бы получить дядя Федор и компания, если бы они действовали в рамках закона? Как бы поступили вы на месте героев кейса?

(по возможности можно использовать Интернет-сайт «Консультант-плюс»).

Гражданский кодекс РФ

Статья 227. Находка

1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.

3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

Статья 233. Клад

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Кейс №2. «Срок приобретательной давности».

Дядя Федор, пес и кот, приехав в Простоквашино, шли по пустынной улице. Впереди показался дом с заколоченными ставнями. На нем было написано: «Заходите, люди добрые, живите, сколько хотите!». Путники зашли в дом и прожили в нем 20 лет. А потом пришли родственники тех хозяев и потребовали освободить помещение…

Задания к кейсу:

Что означает понятие приобретательной давности, какого его содержание?

Разъясните, возникло ли у дяди Федора право собственности на дом и земельный участок в силу приобретательной давности? Аргументируйте свой ответ.

(по возможности можно использовать Интернет-сайт «Консультант-плюс»).

Гражданский кодекс РФ

Статья 234. Приобретательная давность

1. Лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.

3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

по дисциплине «Правоведение»

Цель:
• Закрепить знания, полученные по теме “Основы трудового права».”
• Формировать навыки и умения применять теоретические знания в практических ситуациях, умение пользоваться источниками.
• Формировать коммуникативные навыки общения при работе в группе.

Раздаточный материал:
Трудовой Кодекс Российской Федерации, Конституция РФ, ситуационные задачи (предполагаемые вопросы “клиента”).

Ход практического занятия:

1. Организация работы в группах. Аудитория разделена на три группы. У каждой группы на столе документы, необходимые для работы. Преподаватель выступает в роли клиента юридической консультации.

2. Работа в группе.
Каждой группе преподавателем предлагаются задачи. Студентам необходимо, пользуясь документами, ответить на вопросы “клиента”, при этом каждый студент решает только одну задачу.
После этого в группе проходит обсуждение выполненных задач, уточнение решений, делаются дополнения. По итогам работы группа составляет мини-справочник по своей теме, например, “Основы трудового права для несовершеннолетних”, “Права женщин в трудовой деятельности» и т. п.. Время работы 30 минут.

3. Представление результатов работы группы. Каждая группа представляет подготовленный мини-справочник, составленный из ответов на решенные задачи. Остальные группы слушают ответы, задают уточняющие вопросы.

4. Оценивание результатов работы. В ходе обсуждения выставляется общая оценка группе за работу. Оценивается полнота подготовленного мини-справочника, правильность решения задач. Группа может снизить или повысить оценку тому или иному студенту, с учетом его вклада в общий результат.

5. Подведение итогов занятия:
Подведение результатов работы проводим следующим образом: • I группа – отвечает на вопросы несовершеннолетнего подростка;
• II группа – отвечает на вопросы матери с двумя детьми;
• III группа – отвечает на вопросы матери с ребенком – инвалидом.

Вопросы предполагаемых клиентов

I группа
Клиент 1. Несовершеннолетний подросток
1.С какого возраста гражданин РФ может начать работу? Каким будет рабочий день несовершеннолетнего?
Ответ: Не моложе 15 лет; 16-18 лет – не более 36 часов в неделю, 14-15, 15-16 – не более 24 часов в неделю, но учащиеся 14 лет могут работать только в свободное от учебы время и с согласия родителей.
2.Семнадцатилетний гражданин в апреле поступил на работу и попросил предоставить ему отпуск в один из летних месяцев этого же года. В отделе кадров ему объяснили, что отпуск предоставляется через 6 месяцев с начала работы. Правильно или нет? Ответ: Нет. Отпуск несовершеннолетним предоставляется и до истечения 6 месяцев работы на данном предприятии. При этом отпуск оплачивается полностью (31 календарный день). Отпуск может быть предоставлен в удобное для работника время.
3.16-летний и 20-ти летний юноши были приняты на работу с испытательным сроком. По истечении 1 месяца обоих уволили как не выдержавших испытательного срока. Правомерны ли действия администрации? Ответ: Действия администрации неправомочны в отношении несовершеннолетнего – увольнение невозможно без согласия комиссии по делам несовершеннолетних и Государственной инспекции труда.
4.17-летний молодой человек хотел бы работать в ночное время. Допускается ли такой вариант работы несовершеннолетнего? Ответ: Нет. К работам в ночное время, а также к сверхурочным, к работе в выходные дни, лица моложе 18-ти лет не допускаются.
5.Возможна ли работа несовершеннолетнего по совместительству? Ответ: Нет. Не разрешается работа по совместительству несовершеннолетних.
6.Какие документы необходимы при поступлении на работу впервые?
Ответ: Паспорт, диплом или свидетельство об окончании учебного заведения, свидетельство ИНН, свидетельство пенсионного страхования.
7.Какие нормы выработки должны быть, если гражданину нет 18 лет? Ответ: Нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм, пропорционально существующей для несовершеннолетних сокращенной продолжительности рабочего времени.
8.Какова будет оплата труда для несовершеннолетних? Ответ: При повременной оплате труда – с учетом сокращенной продолжительности работы; при сдельной – оплачивается по установленным сдельным расценкам; тем, кто обучается и работает в свободное от учебы время – производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

II группа
Клиент 2. Мать с двумя детьми.
1.Я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до 14 лет, второму сыну 18 – лет. Он не работает, не учится. Могу ли я воздействовать на него в судебном порядке и заставить его работать?
Ответ: Да, вы можете воздействовать на него через суд с целью принудительного трудоустройства.
2.Детям 13 и 15 –лет. Могу ли я рассчитывать на неполный рабочий день? Ответ: Да. Этой льготой могут воспользоваться женщины, имеющие детей до 14-ти лет.
3.Могу ли я работать на дому? Ответ: Да. Вы имеете право на заключение такого трудового договора.
4.Могу ли я попасть под сокращение на моем предприятии, если я мать одиночка? Ответ: Нет. Не допускаются увольнения матерей, имеющих детей моложе 3-х лет; одиноких матерей, имеющих детей моложе 14-ти лет.
5.Чем отличается статус занятого работника от безработного? Ответ: Занятость – деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих закону, и приносящая, как правило, заработок.
Для получения статуса безработного: требуется наличие следующих условий:
• трудоспособность лица
• отсутствие оплачиваемой работы
• регистрация в службе занятости для поиска подходящей работы
• готовность приступить к работе
Не могут быть признанными безработными лица, отказавшиеся от двух вариантов подходящей работы.

6.Какими гарантиями я буду обладать, как безработная?
Ответ:
• Содействие государства в трудоустройстве.
• Выплата пособия по безработице.
• Досрочное оформление пенсии по старости.
• Материальная помощь.
• Право на бесплатное обучение.
7.Могут ли меня уволить без предоставления другой работы? Ответ: Нет. При увольнении работника работодатель обязан предложить другую работу на том же предприятии или в той же организации, и обязан предупредить об этом за два месяца. Обязательное трудоустройство беременных женщин, женщин имеющих детей до 3-х лет, одиноких матерей с детьми до 14-лет, или детьми-инвалидами до 16-ти лет.
8.Я педагогический работник. Администрация мне не разрешает совместительство. Кто прав?
Ответ: Вы правы: педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности. Продолжительность рабочего времени по совместительству не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю.

III группа
Клиент 3. Мать с ребенком – инвалидом.
1.Могу ли я отказаться от командировки? Ответ: Да. Запрещается направление в служебную командировку и привлечение к сверхурочной работе, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни матерей с детьми – инвалидами.
2.Я не использовала дополнительный отпуск в этом году, могу ли я присоединить его к очередному отпуску?
Ответ: Нет. Перенесение дополнительного отпуска (14 дней) на следующий год не допускается.
3.Могу ли я взять неделю оплачиваемого отпуска?
Ответ: Нет. Вы можете использовать только четыре дня в месяц (дополнительные, оплачиваемые, по своему усмотрению).
4.Мне предоставили путевку на лечение ребенка в другой город, администрация препятствует расторжению срочного договора и не выдает трудовую книжку. Кто прав? Ответ: Администрация неправомочна. Действительно, срочный договор, который заключен на определенный срок, раннее расторгнут быть не может, но у вас уважительная причина. Расчет и выдача трудовой книжки должны производиться сразу в день расторжения договора.
5.Положена ли мне сокращенная рабочая неделя, если я работаю в г. Братске, приравненному к местности Крайнего Севера? Ответ: Да. Коллективным или трудовым договором устанавливается 36-ти часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них Федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
6.Я могу рассчитывать на работу в шахте? Ответ: Нет. Эта работа, на которой ограничивается применение женского труда.
7.Может воспользоваться мой муж отпуском по уходу за ребенком?
Ответ: Да. Такой отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.
8.Будет ли засчитываться в общий и непрерывный трудовой стаж отпуск по уходу за ребенком?
Ответ: Да, за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Прожив 15 лет вместе супруги сильно поругались, на тот момент у них было 2 несовершеннолетних ребёнка. После того как женой было принято решение о разводе муж ушел и начал пить, но соглашаться на развод не собирался.

1. Какие вопросы супруги могут вынести на рассмотрение во время бракоразводного процесса?

2. Что обязан сделать суд если один из супругов не согласен с разделом имущества?

3. В каком случае брак будет считаться расторгнутым?

1. Согласно статьи 24 пункт 1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов.

2. В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан:

определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;

определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей;

по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;

по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

3. 1. Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде – со дня вступления решения суда в законную силу.

2. Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

Супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния по месту жительства любого из них или по месту государственной регистрации заключения брака.

(в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 183-ФЗ)

У матери органы опеки забирают ребёнка, с мужем она в разводи и не дает ему видеться с сыном. Органы опеки увозят ребёнка в дом малютки по жалобе соседки, которая утверждает что мать оставляет ребёнка без нужного присмотра. Муж приехав в органы опеки забирает ребёнка и не отдает матери.

1. Имеют ли право родители забрать ребёнка из дома малютки?

2. После того как ребёнок оказался у отца имеет ли он право запретить видеться матери с ребёнком?

3. Где должен проживать ребёнок по закону?

1. Да так как согласно ст.68 СК РФ 1. Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав. При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка. 2. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства.
2. Нет, согласно Ст. 66 СК РФ.

1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

3. Согласно статье 65 СК, место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

Олегу 15 лет, он угнал машину в состоянии алкогольного опьянения. Результатом этого поступка стала авария, в которой пострадал молодой человек.

1. Имеет ли право Олег на общение с родственниками?

2. Будут ли оценены условия жизни Олега при вынесении ему приговора?

3. Какое наказание могут назначить Олегу за его преступление?

1. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ) (ст.55 пункт 2 СК РФ)

2. Будут согласно статье 89 УК РФ

1. При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 УК РФ, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

3. Статья 88 УК РФ предусматривает:

1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

(п. «д» в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

е) лишение свободы на определенный срок.

2. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – трех часов в день.

4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

5. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

6. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

6.1. При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину.

(часть шестая.1 введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

6.2. В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса.

(часть шестая.2 введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

7. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Мать- одиночка имеет ребёнка 16 лет. Ребенок стал агрессивным и неуправляемым. Мать не имеет постоянного заработка, и время от времени зарабатывает проституцией. Ребёнок зарабатывал грабежом. Однажды его поймали.

1. Понесёт ли ребенок, не достигший 18 лет реальное уголовное наказание?

2. В каких случаях можно говорить что судимость полностью погашена?

3. Могут ли родителей Мити лишить родительских прав?

1. Да ему, грозит уголовное наказание согласно ст.20 Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности.

2. Согласно статья 86 п.3 УК РФ.

3. Судимость погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных, – по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, – по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, – по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 218-ФЗ)

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, – по истечении десяти лет после отбытия наказания.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 218-ФЗ)

3. Да так как согласно СТ 69 СК РФ Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лиле 16 лет она работает официанткой. Работает она 22 в ночное время. После года работы она очень хочет уехать в отпуск на месяц, но работодатель отпускает её лишь на 13 дней.

1. Имеет ли право работодатель отказать в отпуске на месяц?

2. Имеет ли право несовершеннолетняя работать по ночам?

3. Каковы нормы выработки в возрасте до 18 лет?

1. Статья 267 ТК РФ гласит о предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

2. Статья 268 ТК РФ. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет.

3. Статья 270 ТК РФ.

Для работников в возрасте до восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

Для работников в возрасте до восемнадцати лет, поступающих на работу после получения общего образования или среднего профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором могут устанавливаться пониженные нормы выработки.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Гражданское право. Кейс по теме » Собственность»

Алгоритм решения правовых задач.

1 этап.- необходимо внимательно прочитать и уяснить условия задачи, открыв оглавление кодекса определить, к какому разделу и главе она относится;

2 этап.– внимательно прочитать найденную главу кодекса и проанализировать, с помощью каких статей(статьи) возможно решить эту задачу;

3 этап.– ответить на вопросы, поставленные в задаче. Ответы должны быть аргументированными, содержать выдержки и анализ соответствующих статей (статьи) кодекса;

4 этап.– в ответе следует указать, в каких конкретно действиях (бездействии) нашло свое выражение неправомерное поведение субъекта права.

Кейс №1. «»Порядок приобретения права собственности на клад».

Когда у дяди Федора и проживающей с ним компании кончились средства к существованию, на стихийно возникщем митинге друзья стали обсуждать пути решения этой проблемы. «Продать, продать надо чего-нибудь ненужное!»- кричал Шарик. «Чтобы что-нибудь продать ненужное, сначала надо купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет!» — резонно возражал кот. «Не спольте! – успокоил оппонентов дядя Федор. – Мы пойдем искать клад». «Ура! – завопил Шарик. – А только что такое «склад»? «Придет время – узнаешь», — сказал загадочно дядя Федор.

Ночью друзья отправились в пустынную местность, где по неизвестной наводке дядя Федор действительно обнаружил в вырытой им яме сундук с золотыми и прочими драгоценными предметами. Впоследствии на средства от продажи найденных предметов был куплен среди прочего трактор ТР-ТР Митя.

Задания к кейсу:

          1. Разъясните, чем клад отличается от находки?

          2. Какой порядок реализации ценностей, входящих в состав клада, предусмотрен действующим законодательством?

          3. Какой процент от стоимости клада мог бы получить дядя Федор и компания, если бы они действовали в рамках закона? Как бы поступили вы на месте героев кейса?

Дополнительная информация.

(по возможности можно использовать Интернет-сайт «Консультант-плюс»).

Гражданский кодекс РФ

Статья 227. Находка

1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.

3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

Статья 233. Клад

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Кейс №2. «Срок приобретательной давности».

Дядя Федор, пес и кот, приехав в Простоквашино, шли по пустынной улице. Впереди показался дом с заколоченными ставнями. На нем было написано: «Заходите, люди добрые, живите, сколько хотите!». Путники зашли в дом и прожили в нем 20 лет. А потом пришли родственники тех хозяев и потребовали освободить помещение…

Задания к кейсу:

  1. Что означает понятие приобретательной давности, какого его содержание?

  2. Разъясните, возникло ли у дяди Федора право собственности на дом и земельный участок в силу приобретательной давности? Аргументируйте свой ответ.

Дополнительная информация.

(по возможности можно использовать Интернет-сайт «Консультант-плюс»).

Гражданский кодекс РФ

Статья 234. Приобретательная давность

1. Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.

3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Судебные кейсы

Судебные кейсы

Кейс о возмещении ущерба от затопления квартиры

Гражданин З. обратился в суд с иском по возмещению ущерба от затопления квартиры, взыскании неустойки, возмещении морального вреда и взыскании штрафа за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке по Закону «О защите прав потребителей».

В ходе судебного разбирательства установлено: оказание услуг ненадлежащего качества Управляющей компанией привело к повреждению отсекающего вентиля на стояке горячего водоснабжения, вследствие чего была затоплена квартира Истца и нанесен значительный ущерб имуществу Истца. Данное обстоятельство установлено судебной строительно-технической экспертизой по ходатайству представителя Истца, проведена оценка ущерба. Ответчиком не доказано отсутствие его вины в нанесении ущерба Истцу.

На основании положений Закона «О защите прав потребителей» и расчетов ущерба по отчету судебной строительно-технической экспертизы исковые требования гражданина З. удовлетворены в полном объеме.

Кейс о расторжении ДКП

Гражданка А. обратилась в суд с иском по защите прав потребителей, о расторжении договора купли-продажи, взыскании неустойки, возмещении морального вреда и взыскании штрафа за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке.

В ходе судебного разбирательства установлено: потребителю магазином бытовых товаров продан бытовой прибор без предоставления полной информации о товаре, недостаток прибора является существенным и неустранимым. Данное обстоятельство установлено судебной технической экспертизой по ходатайству представителя Истца и Ответчиком не доказано обратное.

На основании положений Закона «О защите прав потребителей» исковые требования гражданки А. удовлетворены полностью.

Кейс о признании права собственности на ¾ доли в праве собственности на квартиру

Истец З1 обратился в суд с иском к ответчику З2 о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, нечинении препятствий к проживанию, определении порядка пользования жилым помещением, а истец З2 обратился со встречным иском к ответчику З1 о признании права собственности на ¾ доли в праве собственности на квартиру. Представитель З2 Грачева Инга Викторовна убедила суд в том, что доводы З1 по иску законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Кейс о взыскании неосновательного обогащения

П. обратился в суд с иском к ООО «НеваИнвестПроект» о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 659 822 рублей, процентов в соответствии с ч.3 чт. 3 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…» Представитель истца Б. привел суду доводы и представил доказательства законности и обоснованности своих требований.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *