Категория специалисты

Содержание

КАТЕГОРИИ ПЕРСОНАЛА

Смотреть что такое «КАТЕГОРИИ ПЕРСОНАЛА» в других словарях:

  • Категории персонала — группы персонала, критерием разделения на которые является принципиальный подход к разделению труда между работниками предприятия, организации или производственного объединения. Источник: РД ЭО 0176 2000: Правила организации работы с персоналом… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • категории персонала — Классификация работающих по найму, исходя из выполняемых ими функций. Наемные работники разделяются на две группы: рабочие и служащие. В группе служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к… … Справочник технического переводчика

  • Категории Персонала — систематизация работников согласно Общероссийскому классификатору профессий по выполняемым ими функциям на рабочих и служащих. Служащие, в свою очередь, делятся на руководителей и специалистов. К рабочим относятся лица, осуществляющие функции… … Словарь бизнес-терминов

  • КАТЕГОРИИ ПЕРСОНАЛА — классификация работающих по найму, исходя из выполняемых ими функций. Наемные работники разделяются на две группы: рабочие и служащие. В группе служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к… … Большой экономический словарь

  • КАТЕГОРИИ ПЕРСОНАЛА — систематизация работников согласно Общероссийскому классификатору профессий по выполняемым ими функциям на рабочих и служащих. Служащие, в свою очередь, делятся на руководителей и специалистов. К рабочим относятся лица, осуществляющие функции… … Энциклопедия трудового права

  • категории промышленно-производственного персонала — Группы работников основной деятельности, отличающиеся характером выполняемых ими производственных функций. Различают шесть К.п. п.п.: рабочие, ученики, инженерно технические работники (ИТР), служащие, младший обслуживающий персонал и работники… … Справочник технического переводчика

  • КАТЕГОРИИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА — группы работников основной деятельности, отличающиеся характером выполняемых ими производственных функций. Различают шесть К.п. п.п.: рабочие, ученики, инженерно технические работники (ИТР), служащие, младший обслуживающий персонал и работники… … Большой бухгалтерский словарь

  • КАТЕГОРИИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА — группы работников основной деятельности, отличающиеся характером выполняемых ими производственных функций. Различают шесть К.п. п.п.: рабочие, ученики, инженерно технические работники (ИТР), служащие, младший обслуживающий персонал и работники… … Большой экономический словарь

  • Лизинг персонала — (от англ. personal leasing) управленческая технология, разновидность аутсорсинга, позволяющая обеспечить бизнес процесс компании необходимыми трудовыми ресурсами, используя услуги сторонней организации. С точки зрения российского… … Википедия

  • МУ 2.6.1.2005-05: Установление категории потенциальной опасности радиационного объекта — Терминология МУ 2.6.1.2005 05: Установление категории потенциальной опасности радиационного объекта: Авария радиационная максимальная наибольшая по масштабу возможная радиационная авария на данном объекте. Определения термина из разных документов … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Категории должностей гражданской службы

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О государ­ственной гражданской службе Российской Федерации» должнос­ти гражданской службы федерального и субъектного уровней под­разделяются на следующие категории:

1) Руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подраз­делений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федераль­ных органов исполнительной власти и их структурных подразделе­ний, должности руководителей и заместителей руководителей пред­ставительств государственных органов и их структурных подраз­делений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

В основу выделения категории «руководители» положен ква­лификационный признак должностной иерархии в государствен­ном органе (структурном подразделении).

Руководители наделяются широкими административно-распо­рядительными полномочиями, правом совершать действия, вле­кущие за собой юридически значимые последствия: издавать пра­вовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться креди­тами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и дисциплинарного воз­действия.

Всем категориям руководителей свойствен ряд характерных признаков:

♦ имеют право совершать юридические властные действия в отношении подчиненных или подконтрольных им граждан­ских служащих;

♦ реализуют свои полномочия в целях осуществления компе­тенции возглавляемого государственного органа или его структурного подразделения;

♦ осуществляют деятельность, содержанием которой являет­ся подготовка и принятие решений;

♦ используют в своей деятельности различные неправовые фор­мы: совещания, дачу указаний, проведение консультаций и т.п.;

♦ осуществляют контроль за выполнением принятых решений;

♦ применяют административно-юрисдикционные и дисцип­линарные взыскания.

Эти административно-распорядительные полномочия касают­ся самых разнообразных вопросов, но все они связаны исключи­тельно с компетенцией конкретного государственного органа.

2) Помощники (советники) — должности, учреждаемые для со­действия лицам, замещающим государственные должности, руко­водителям государственных органов, руководителям территориаль­ных органов федеральных органов исполнительной власти и руко­водителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограничен­ный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Назначение этой категории должностей гражданской службы состоит в выполнении лицами, которые их занимают, функций в целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, состоящего на государственной должности или должности руководителя. В обобщенном виде эти функции могут быть пред­ставлены в следующем виде:

♦ разработка и внесение предложений по актуальным направ­лениям соответствующей сферы деятельности;

♦ систематическая информация и консультирование, пред­ставление соответствующих информационно-аналитических материалов;

♦ участие в подготовке проектов решений, проработке вопро­сов, требующих профессиональных знаний;

♦ осуществление контроля за ходом выполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;

♦ внесение предложений о необходимости разработки зако­нов и подзаконных нормативных правовых актов;

♦ участие в подготовке докладов, а также иных материалов;

♦ участие в подготовке и проведении поездок, приемов, визи­тов и других официальных мероприятий;

♦ выполнение иных поручений лица, занимающего государ­ственную должность или должность руководителя государ­ственного органа.

3) Специалисты— должности, учреждаемые для профессио­нального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения полномочий.

Основной классификационный признак для категории «спе­циалисты» относится к качеству деятельности, а именно «профес­сиональному обеспечению выполнения государственными органа­ми установленных задач и функций»2. Особенность этой катего­рии должностей гражданской службы состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в Реестре дол­жностей федеральной государственной гражданской службы, но уч­реждаются и ликвидируются государственными органами они са­мостоятельно, так же, как и включаются в штатные расписания. Их назначение многообразно и зависит от характера полномочий, определяющих роль конкретной должности гражданской службы в реализации компетенции данного государственного органа. Вме­сте с тем следует подчеркнуть, что учреждение должностей граж­данской службы категории «специалист» является правом государ­ственных органов и осуществляется ими «в режиме усмотрения», а наименование должности гражданской службы не может быть из­менено государственным органом.

Должности «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» составляют наиболее массовую и наиболее стабильную по составу группу всистеме государственной гражданской службы.

Должности «специалисты» и «обеспечивающие специалис­ты» — это должности профессиональной государственной службы. По своей сути это административные должности, которые заме­щаются без ограничения срока, в порядке назначения по итогам конкурса. Для замещения такой должности нет обязательной не­обходимости иметь стаж государственной службы. Участвовать в конкурсе на вакантную должность — право.

4) Обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограни­чения срока полномочий.

Для категории должностей «обеспечивающие специалисты» основным классификационным признаком является вид обеспе­чения деятельности государственного органа.

>Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Законодательная база

Структура госслужбы включает три основные ветви:

  1. Государственную гражданскую службу.
  2. Военную службу.
  3. Государственную службу иных видов (структуры Генеральной Прокуратуры Федеральной налоговой службы и т. д.).

Ветви госслужбы, указанные во втором и третьем пунктах, являются самостоятельным видом деятельности (ст. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Для всех трех видов установлена структура подразделений и должностей, соотношение между которыми учитывается при переходе из одной ветви госслужбы в другую.

Существует множество нормативных актов федерального и регионального уровня, регулирующих сферу госслужбы. Основными среди них являются следующие документы

  • Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 (ред от 28.12.2010) «О системе государственной службы Российской Федерации». Этот законодательный акт определяет, что такое госслужба, какова ее структура, определяет порядок поступления и прохождения;
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 (ред от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Это основной закон, касающийся именно вопросов гражданской службы. Он определяет, что это такое, каковы ее виды, а также вводит классификацию и условия поступления на госслужбу, заключения служебного контракта и прохождения службы;
  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции». Определяет правовую основу и принципы борьбы с коррупцией, а также меры противодействия и профилактики данному явлению;
  • Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Устанавливает общие принципы поведения, основы социального поведения и моральные ориентиры госслужащих;
  • Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 26.01.2017) «О государственных должностях Российской Федерации». Этот регламентирующий документ вводит в действие общий перечень госдолжностей в России;
  • Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017) «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы». Утверждает реестр должностей, который содержит сведения об их наименовании, коде и принадлежности к той или иной группе.

Все они регулируют деятельность, связанную с функционированием структур, классификацией должностей и прохождением госслужбы гражданами.

При разработке положений инструкций и регламентов, касающихся деятельности госучреждения, в первую очередь следует опираться именно на положения и требования, отраженные в этих нормативных актах.

Что такое гражданская служба

Законодатель определяет это как профессиональную служебную деятельность граждан России, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных и региональных госорганов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов. Такое определение содержится в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79. Другими словами, это профессиональная деятельность в органах власти различных уровней. Например, Федеральной налоговой службе или Федеральной службе судебных приставов.

Выделяют два вида гражданской госслужбы: федерального и регионального уровня. Отличаются они друг от друга принадлежностью учреждений к федеральному или региональному органу власти.

У тех, которые относятся к федеральным структурам, более широкие полномочия, круг вопросов для принятия решений носит глобальный характер или затрагивает как федеральные, так и региональные интересы. Если вопрос касается также и региональной деятельности, то по ним решения принимаются совместно со структурами, относящимися к субъектам РФ.

Региональные подразделения полномочны принимать решения, касающиеся деятельности отдельных регионов, или же действовать совместно с вышестоящими органами при решении общих вопросов.

В статье 8 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 говорится, что должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом президента, а должности гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законодательными актами регионального уровня, которые разрабатываются на основании требований этого закона.

Однако все они, независимо от уровня, делятся следующим образом:

  • категории: руководители, помощники (советники) специалисты, обеспечивающие специалисты;
  • группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие;
  • классные чины: действительный государственный советник, государственный советник, советник-референт, секретарь 1, 2 или 3 класса и т. д.

Классификация группы должностей государственной гражданской службы, таблица

Категории и группы должностей государственной гражданской службы также различаются между собой присвоенным классным чином. Классные чины присваиваются госслужащим в пределах группы соответственно занимаемой должности. Если гражданские служащие приняты на определенный срок, то для получения классного чина они должны сдать квалификационный экзамен. Исключением из этого правила являются руководители и помощники (советники), относящиеся к высшей и главной группам. Назначение и освобождение по ним производится напрямую президентом или правительством РФ.

В пределах ведущей старшей и младшей групп классный чин присваивается руководителем организации (представителем нанимателя), к которой относится должность.

Последовательность присвоения классных чинов и их соответствие и сохранение при переходе из одной структуры госвласти в другую на региональном уровне определяется субъектом РФ самостоятельно на основании положений, изложенных в ст 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79.

На федеральном уровне данный порядок, а также соотношение классных чинов госслужащих, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции и прокурорских работников определяется указами президента РФ.

Эти положения также устанавливаются в вышеуказанной статье.

Деление на категории должностей государственной гражданской службы, группы и чины нужно учитывать при составлении штатного расписания и планировании фонда оплаты труда, а также при разработке и внедрении служебного регламента госслужащего.

Полный перечень наименований с указанием кодов и делением на группы содержится в «Реестре должностей государственной гражданской службы», утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017).

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями и дополнениями)

Введение

Глубокие социально-экономические преобразования российского общества в условиях перехода к рыночной экономике требуют коренных изменений в регулировании трудовых отношений, организации труда и регламентации трудовой деятельности работников.

Изменение технологического способа производства на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастание роли науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста, усиление социальной ориентации производственной деятельности, осуществление приватизации, развитие предпринимательства, в том числе среднего и малого бизнеса, обусловили эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении разнообразия и множественности их форм, взаимоотношений между работодателем и наемным работником, активизацию их участия в акционерном капитале и управлении, развитие коллективно-договорных отношений.

Программой социальных реформ в Российской Федерации предусматривается в сфере труда и трудовых отношений в качестве главных задач создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, а также внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда. Решение этих задач может быть достигнуто путем качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышения его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности. При этом для преодоления кризисных явлений, становления и эффективного функционирования рыночного механизма требуется максимальная мобилизация резервов экономического роста, приведение в действие организационно-экономических и социально-психологических факторов, соблюдение принципов правильного подбора, расстановки и использования кадров на основе установления и соблюдения квалификационных требований к ним, четкого распределения обязанностей работников, повышения уровня их профессионализма и ответственности каждого за порученное дело.

Настоящий Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. Являясь нормативным документом, Квалификационный справочник обеспечивает преемственность с ранее действовавшим.

Применяемые до настоящего времени квалификационные характеристики должностей служащих в основном были разработаны и утверждены десять и более лет назад. Они отражали сложившиеся к тому времени организационно-технические и экономические условия, а следовательно, уровень профессионально-квалификационного, а также должностного разделения и организации труда. Задача разработчиков Справочника состояла не только в том, чтобы создать его на качественно новом уровне, ликвидировать выявленные в процессе применения недостатки и пробелы, но и дополнить характеристиками должностей, появившихся в новых условиях хозяйствования.

Огромные изменения, происшедшие за последнее десятилетие в экономических, социальных и организационно-технических отношениях, а также практике применения действующих нормативов организации труда, какими являются квалификационные характеристики должностей служащих, обусловили необходимость их пересмотра, дальнейшего совершенствования с учетом нового этапа развития общества, новых требований к работникам, их знаниями квалификации.

Настоящий Справочник дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции которых связаны со становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Новые характеристики отражают современные требования, отвечают задачам проводимых в стране реформ.

Особого внимания требует характеристика должности менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, обладающих специальным образованием, часто полученным в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности и сфере бизнеса (низовое звено).

Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей — директоров предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей — начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.

Что касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные функции: маркетинга, управления кадрами, материально-технического обеспечения, рекламно-информационного обслуживания и др.

Поскольку разница между уровнями менеджмента заключается в масштабе, пределах полномочий, ответственности, степени детализации выполняемых функций, то в Справочнике приводятся должностные характеристики менеджера (низового уровня без функциональной специализации), а также менеджера по персоналу и менеджера по рекламе. Именно эти функциональные направления деятельности особо нуждаются в работниках соответствующего уровня квалификации, в четком определении их роли и места и существующих структурах управления. При необходимости на основе базовой должностной характеристики менеджера могут быть разработаны квалификационные характеристики или должностные инструкции для менеджеров других конкретных наименований при условии, что функциональная направленность и содержание их деятельности соответствуют должности менеджера.

В условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль работников, осуществляющих оценочную деятельность на объектах, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Установление стоимости объектов оценки необходимо при их приватизации, проведении бухгалтерского учета, коммерческом использовании, что требует определения балансовой, арендной, ликвидационной, страховой, заемной и других видов стоимости в зависимости от конкретных потребностей и поставленных целей. В связи с этим в Справочник включена базовая квалификационная характеристика должности оценщика. Учитывая требования жизни, данное издание Справочника дополнено утвержденной Минтрудом России квалификационной характеристикой должности оценщика интеллектуальной собственности.

Вместе с тем объективной необходимостью явился пересмотр действующих квалификационных характеристик традиционных должностей, внесение в них существенных изменений и дополнений в связи с происшедшими преобразованиями, а также с учетом практики применения этих характеристик. Во всех квалификационных характеристиках, как новых, так и пересмотренных, проведена регламентация трудовых функций различных категорий служащих в целях обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. При подборе персонала и определении требований к уровню квалификации работников следует учитывать изменения, внесенные федеральным законодательством. Так, по должностям, квалификационными характеристиками которых предусмотрено наличие высшего образования, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135). В соответствии с этим законом высшее профессиональное образование имеет три ступени: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

При приеме на работу и проведении аттестации следует исходить из того, что квалификация (степень) «бакалавр» присваивается выпускнику высшего учебного заведения после 4-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация «дипломированный специалист» — после 5-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация (степень) «магистр» присваивается после 6-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Включенные в Справочник квалификационные характеристики должностей служащих пересмотрены с учетом Конституции Российской Федерации, а также принятых за последние годы законодательных и нормативных правовых актов.

Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, определяющим трудовую функцию работника и регламентирующим ее содержание, способствующим обеспечению оптимальной технологии выполняемой работы, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности.

На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов. При этом важно, чтобы как в квалификационных характеристиках, так и в должностных инструкциях службы управления персоналом, организации труда и заработной платы, подготовки и повышения квалификации кадров обеспечивали точное соответствие наименования должностей Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

В настоящий Справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.

Новым этапом развития и совершенствования всей правовой базы трудовых отношений явилось принятие и введение в действие с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса Российской Федерации, законодательно закрепившего права и обязанности как работников, так и работодателей. В Трудовом кодексе большое внимание уделено вопросам регламентации труда работников, которая означает установление и строгое соблюдение определенных правил, нормативов и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется трудовая деятельность персонала.

Регламентация труда работников и ее составные элементы — наименования профессий и должностей, обусловленные выполняемой трудовой функцией, а также квалификационные характеристики и квалификационные справочники, — находятся в тесной связи с важнейшими направлениями правового регулирования труда — трудовыми отношениями, трудовым договором и заработной платой. Так, в ст. 15 Кодекса трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В ст. 57 Трудового кодекса установлено, что одним из существенных, т.е. обязательных условий трудового договора, заключаемого между работодателем и работником, является наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям и профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, определяя содержание трудового договора, Кодекс устанавливает следующие три важных условия: во-первых, в договоре наименования должностей, специальностей, профессий должно указываться в соответствии с характеризующей их трудовой функцией, обусловленной соглашением сторон; во-вторых, наименования должностей, специальностей или профессий в случае, если федеральными законами выполнение работ по ним связано с предоставлением льгот либо наличием ограничений, должно соответствовать их наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках; и, в-третьих, данные квалификационные справочники должны утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Планом подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Трудового кодекса (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 516-р, пункт 6), в частности, предусмотрено установить порядок утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1596).

Правильное применение в соответствии с квалификационными справочниками наименований должностей, специальностей и профессий, обусловленных трудовой функцией, обеспечивает работникам, имеющим право на установленные законодательством различные льготы, гарантии и компенсации, их получение в виде: дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня за работу во вредных условиях труда; льготного пенсионного обеспечения; бесплатной выдачи им специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

Трудовой кодекс РФ (ст. 143) наряду с указанием о применении при тарификации Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) предусматривает применение и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее ЕКСДС). И если ЕТКС рабочих в течение многих лет используется на практике при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов, т.е. накоплен значительный опыт его применения, то Единый квалификационный справочник, регламентирующий трудовую деятельность руководителей, специалистов и других служащих, в настоящее время отсутствует.

Как свидетельствует практика, ныне назрела необходимость с учетом накопленного опыта и нового трудового законодательства пересмотреть действующие отраслевые тарифно-квалификационные характеристики и квалификационные справочники служащих, в особенности принятые много лет назад, создать Единый квалификационный справочник должностей служащих подобный ЕТКС рабочих. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 — 2004 годы, в частности, предусматривается осуществить разработку национальной системы профессиональных стандартов, а также подготовить предложения с соответствующими обоснованиями о придании этому Квалификационному справочнику статуса, обязательного для применения в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (Бюллетень Минтруда России, 2002, N 2, с. 80).

При разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих важно обеспечить четкое и обоснованное установление общих принципов тарификации всех выполняемых работ, прежде всего по сложности, с учетом специфики управленческого труда и группировки этих работ, исходя из их функционального назначения в системе управления. Учитывая особенности организации труда служащих, обусловленные характером и содержанием выполняемых ими трудовых функций, в Квалификационном справочнике необходимо дать описание работ и определить требования к знаниям (образованию), умению и необходимому опыту (стажу) для работников, которые будут занимать соответствующие должности.

Подготовка Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих должна базироваться на принятом разделении их на три категории: руководители (осуществляют общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей и др.), специалисты (заняты решением инженерно-технических, конструкторских, экономических, информационных, плановых, снабженческих и других задач) и технические исполнители (выполняют учетные, копировально-множительные работы, ведут первичную обработку и передачу информации, осуществляют табельный учет и т.д.).

Разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих могут способствовать научно-исследовательские работы, выполненные Институтом труда Минтруда России, а также в рамках его сотрудничества с научными организациями государств СНГ.

В настоящее время основным общеотраслевым нормативным документом, применение которого создает возможности установления единства в определении должностных обязанностей служащих и квалификационных требований к ним, является публикуемый Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Институтом труда и утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, с внесенными в него дополнениями. Наряду с данным Квалификационным справочником для работников бюджетной сферы, которая охватывает 15 миллионов человек, или каждого четвертого занятого работника в стране, применяются отраслевые тарифно-квалификационные характеристики (требования). К таким нормативным актам, определяющим должностные обязанности и другие требования к работникам, относятся тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, работников здравоохранения, работников науки и научного обслуживания и др. В ряде отраслей экономики действуют квалификационные справочники руководителей и специалистов. Примером такого справочника может служить Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов атомных станций, утвержденный постановлением Минтруда России от 3 мая 2001 г. N 36 (Бюллетень Минтруда России, 2001, N 5).

Общеотраслевой Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, отраслевые справочники и тарифно-квалификационные характеристики, утвержденные Минтрудом России, могут составить надежную базу для разработки и принятия ЕКСДС и его выпусков, применение которых будет способствовать дальнейшему совершенствованию организации и повышению эффективности труда всех категорий служащих.

Квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и других служащих
(утвержден постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

Настоящий квалификационный справочник должностей дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции и должностные обязанности которых связаны со становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Документ представлен с измениями, которые внесены :
— Постановлениями Минтруда РФ: N 7 от 21.01.2000, N 57 от 04.08.2000 и N 35 от 20.04.2001, N 38 от 31.05.2002, N 44 от 20.06.2002, N 59 от 28.07.2003, N 75 от 12.11.2003;
— Приказами Минздравсоцразвития РФ: N 461 от 25.07.2005, N 749 от 07.11.2006, N 605 от 17.09.2007, N 200 от 29.04.2008.

Примечание. Данный справочник является первым выпуском единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС). Очень часто его называют «ЕТКС руководителей и специалистов» по аналогии с ЕТКС, который полностью называется «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих».

Введение
Общие положения

Раздел I. Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях

1. Должности руководителей
Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия
Финансовый директор (заместитель директора по финансам)
Главный бухгалтер
Главный диспетчер
Главный инженер
Главный конструктор
Главный металлург
Главный метролог
Главный механик
Главный сварщик
Главный специалист по защите информации
Главный технолог
Главный энергетик
Директор (начальник) вычислительного (информационно-вычислительного) центра
Директор гостиницы
Директор котельной
Директор по связям с инвесторами
Директор типографии
Заведующая машинописным бюро
Заведующий архивом
Заведующий бюро пропусков
Заведующий камерой хранения
Заведующий канцелярией
Заведующий копировально-множительным бюро
Заведующий жилым корпусом пансионата (гостиницы)
Заведующий научно-технической библиотекой
Заведующий общежитием
Заведующий производством (шеф-повар)
Заведующий складом
Заведующий столовой
Заведующий фотолабораторией
Заведующий хозяйством
Заведующий экспедицией
Заместитель директора по капитальному строительству
Заместитель директора по коммерческим вопросам
Заместитель директора по связям с общественностью
Заместитель директора по управлению персоналом
Корпоративный секретарь акционерного общества
Мастер контрольный (участка, цеха)
Мастер участка
Менеджер
Менеджер по персоналу
Менеджер по рекламе
Менеджер по связям с инвесторами
Менеджер по связям с общественностью
Начальник автоколонны
Начальник гаража
Начальник (заведующий) мастерской
Начальник инструментального отдела
Начальник исследовательской лаборатории
Начальник производственной лаборатории (по контролю производства)
Начальник лаборатории (бюро) по организации труда и управления производством
Начальник лаборатории (бюро) социологии труда
Начальник лаборатории (бюро) технико-экономических исследований
Начальник нормативно-исследовательской лаборатории по труду
Начальник отдела автоматизации и механизации производственных процессов
Начальник отдела автоматизированной системы управления производством
Начальник отдела информации
Начальник отдела кадров
Начальник отдела капитального строительства
Начальник отдела комплектации оборудования
Начальник отдела контроля качества
Начальник отдела маркетинга
Начальник отдела материально-технического снабжения
Начальник отдела организации и оплаты труда
Начальник отдела охраны окружающей среды
Начальник отдела охраны труда
Начальник отдела патентной и изобретательской работы
Начальник отдела подготовки кадров
Начальник отдела по связям с инвесторами
Начальник отдела (лаборатории, сектора) по защите информации
Начальник отдела по связям с общественностью
Начальник отдела сбыта
Начальник отдела социального развития
Начальник отдела стандартизации
Начальник планово-экономического отдела
Начальник производственного отдела
Начальник ремонтного цеха
Начальник смены
Начальник технического отдела
Начальник финансового отдела
Начальник хозяйственного отдела
Начальник центральной заводской лаборатории
Начальник цеха (участка)
Начальник цеха опытного производства
Начальник юридического отдела
Производитель работ (прораб)
Руководитель группы по инвентаризации строений и сооружений
Управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком)

2. Должности специалистов
Администратор
Аналитик
Аудитор
Аукционист
Биржевой маклер
Брокер
Брокер торговый
Бухгалтер
Бухгалтер-ревизор
Дилер
Диспетчер
Документовед
Инженер
Инженер-конструктор (конструктор)
Инженер-лаборант
Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов
Инженер по автоматизированным системам управления производством
Инженер по защите информации
Инженер по инвентаризации строений и сооружений
Инженер по инструменту
Инженер по качеству
Инженер по комплектации оборудования
Инженер по метрологии
Инженер по надзору за строительством
Инженер по наладке и испытаниям
Инженер по научно-технической информации
Инженер по нормированию труда
Инженер по организации труда
Инженер по организации управления производством
Инженер по охране окружающей среды (эколог)
Инженер по охране труда
Инженер по патентной и изобретательской работе
Инженер по подготовке кадров
Инженер по подготовке производства
Инженер по ремонту
Инженер по стандартизации
Инженер-программист (программист)
Инженер-технолог (технолог)
Инженер-электроник (электроник)
Инженер-энергетик (энергетик)
Инспектор по кадрам
Инспектор по контролю за исполнением поручений
Инспектор фонда
Инструктор-дактилолог
Консультант по налогам и сборам
Лаборант
Математик
Методист по физической культуре
Механик
Оценщик
Переводчик
Переводчик-дактилолог
Переводчик синхронный
Профконсультант
Психолог
Социолог
Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)
Специалист по защите информации
Специалист по кадрам
Специалист по маркетингу
Специалист по связям с инвесторами
Специалист по промышленной безопасности подъемных сооружений
Специалист по связям с общественностью
Техник
Техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра
Техник-конструктор
Техник-лаборант
Техник по защите информации
Техник по инвентаризации строений и сооружений
Техник по инструменту
Техник по метрологии
Техник по наладке и испытаниям
Техник по планированию
Техник по стандартизации
Техник по труду
Техник-программист
Техник-технолог
Товаровед
Физиолог
Художник
Художник-конструктор (дизайнер)
Шеф-инженер
Экономист
Экономист вычислительного (информационно-вычислительного) центра
Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности
Экономист по договорной и претензионной работе
Экономист по материально-техническому снабжению
Экономист по планированию
Экономист по сбыту
Экономист по труду
Экономист по финансовой работе
Эксперт
Эксперт дорожного хозяйства
Эксперт по промышленной безопасности подъемных сооружений
Юрисконсульт

3. Должности других служащих (технических исполнителей)
Агент
Агент коммерческий
Агент по закупкам
Агент по продаже недвижимости
Агент по снабжению
Агент рекламный
Агент страховой
Агент торговый
Архивариус
Ассистент инспектора фонда
Дежурный бюро пропусков
Дежурный (по выдаче справок, залу, этажу гостиницы, комнате отдыха, общежитию и др.)
Делопроизводитель
Инкассатор
Калькулятор
Кассир
Кодификатор
Комендант
Коммивояжер
Копировщик
Крупье
Машинистка
Нарядчик
Оператор диспетчерской движения и погрузочно-разгрузочных работ
Оператор диспетчерской службы
Оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов
Секретарь-машинистка
Секретарь незрячего специалиста
Секретарь руководителя
Секретарь-стенографистка
Статистик
Стенографистка
Табельщик
Таксировщик
Учетчик
Хронометражист
Чертежник
Экспедитор
Экспедитор по перевозке грузов

Раздел II. Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях

1. Должности руководящих, научных и инженерно-технических работников, общие для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций

Директор (начальник) учреждения (организации)
Заместитель директора (начальника) учреждения (организации) по научной работе. Главный инженер учреждения (организации)
Ученый секретарь
Заведующий (начальник) научно-исследовательским отделом (отделением, лабораторией) института
Заведующий (начальник) научно-исследовательским отделом (лабораторией) учреждения; заведующий (начальник) научно-исследовательским сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (отделения, лаборатории) института
Главный научный сотрудник
Ведущий научный сотрудник
Старший научный сотрудник
Научный сотрудник
Младший научный сотрудник
Заведующий аспирантурой
Заведующий (начальник) отделом стандартизации
Заведующий (начальник) отделом научно-технической информации
Заведующий (начальник) планово-экономическим отделом
Заведующий (начальник) отделом кадров
Заведующий техническим архивом
Заведующий фотолабораторией
Ведущий инженер
Ведущий экономист
Инженер
Экономист
Переводчик
Художник
Техник
Лаборант

2. Должности руководящих и инженерно-технических работников проектных, конструкторских, технологических и изыскательских организаций
Главный конструктор проекта
Главный инженер проекта. Главный архитектор проекта
Главный ландшафтный архитектор проекта
Заведующий конструкторским отделом
Заведующий отделом (бюро) оформления проектных материалов
Заведующий чертежно-копировальным бюро
Начальник (руководитель) бригады (группы)
Главный специалист в основном отделе (архитектурно-планировочной мастерской)
Ведущий конструктор
Инженер-проектировщик
Архитектор
Ландшафтный архитектор
Техник-проектировщик
Чертежник-конструктор

3. Должности работников редакционно-издательских подразделений
Руководитель подразделения
Главный редактор
Научный редактор
Редактор
Технический редактор
Художественный редактор
Выпускающий
Младший редактор
Корректор

Примечание. Приведенные в ЕКС квалификационные характеристики должностей, включая должностные обязанности работников, служат для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На базе данных характеристик на предприятиях разрабатываются должностные инструкции, содержащие права, ответственность и перечень обязанностей сотрудников с учетом особенностей организации труда, производства и управления на конкретном предприятии.

Категории и подкатегории прав тракториста-машиниста: расшифровка

Модернизация самоходных машин (СМ) повысила их функциональность и производительность. Сегодня это сложные механизмы, для эффективного управления которыми требуются багаж знаний и отточенные навыки, только при наличии которых водитель допускается за руль. Его квалификация подтверждается наличием прав на трактор соответствующей категории или подкатегории, для обозначения которых приняты латинские буквы и цифры. Необходимая категория прав определяется характеристиками управляемой СМ:

  • Категория А. Сюда относятся ТС, конструктивные особенности которых не позволяют развивать скорость свыше 50 км/ч или предназначенные для передвижения вне автодорог общего назначения.
    • Подкатегория А1. Самоходный мототранспорт с максимальной скоростью, не превышающей 50 км/ч или не предназначенные для движения по автодорогам общего пользования. Типичными представителями таких ТС являются мотосани, болотоходы и другие мотовездеходы.
    • Подкатегория А2. Внедорожные автотранспортные СМ, с количеством посадочных мест до 8 включая водительское, максимальная разрешенная масса которых составляет менее 3,5 т. В эту подкатегорию отнесены вездеходы.
    • Подкатегория А3. Внедорожные автотранспортные СМ, максимальная разрешенная масса которых превышает 3,5 т. В эту подкатегорию отнесены карьерные самосвалы и вездеходы спец. назначения.
    • Подкатегория А4. Внедорожные автотранспортные СМ с количеством посадочных мест больше 8, включая водительское. Перронные и вахтовые автобусы являются типичными представителями этой подкатегории.
  • Категория В. СМ, оснащенные двигателем мощностью меньше 27,5 кВт на колесном или гусеничном ходу. Права на трактор категории В дают открывают водителю допуск к работе с коммунально-уборочной техникой и миниэкскаваторами.
  • Категория С. СМ только на колесном ходу, оснащенные моторами с диапазоном мощности 27,5-110,3 кВт. После получения корочки, тракторист-машинист с правами категории С получает возможность работать на тракторах, экскаваторных погрузчиках.
  • Категория D. СМ только на колесном ходу, оснащенные двигателями мощностью, превышающей показатель 110,3 кВт. Сюда отнесены пневмоколесные краны и тракторы указанных характеристик.
  • Категория E. СМ только на гусеничном ходу, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 27,5 кВт.
  • Категория F. Сюда отнесена самоходная сельхозтехника (комбайны, зернопогрузчики и пр.)

Особые отметки

В этой графе указываются ограничения и информация, касающиеся управления СМ. Здесь может быть обозначена необходимость использовать средства для коррекции зрения, стаж, группа крови и пр.

Разряды трактористов-машинистов: что важно уметь

Аттестация трактористов-машинистов проводится с учетом того, к какой категории относится трактор, управление которым предстоит. Кроме того, в ходе экзаменов инспектор присваивает разряд, соответствующий навыкам экзаменуемого:

  • 2-й разряд. Дает право на самостоятельный ремонт погрузочных и самозахватывающих механизмов, но управление СМ допускается только под контролем опытного тракториста.
  • 3-й разряд. Дает право на самостоятельное управление грузозахватывающими механизмами, осуществление погрузочных работ, сервис тракторных механизмов.
  • 4-й разряд. Машинисты с этим разрядом имеют право на самостоятельное проведение работ по подъему, перемещению и складированию грузов, при условии, что СМ оснащена двигателем мощностью меньше 100 л. с.
  • 5-й разряд. Открывает доступ к управлению самоходным транспортом, мощность двигателя которого превышает 100 л. с. Также его необходимо получать операторам экскаваторов, скреперов и бульдозеров меньшей мощности.
  • 6-й разряд. Обязателен для управления тракторами-экскаваторами, бульдозерами а также другими СМ с мощностью, превышающей 200 л. с.

Для присвоения высокого разряда следует отлично подготовиться к сдаче экзаменационной программы, состоящей из практической и теоретической части.

Условия выдачи водительских прав на трактора по категориям

Этот документ выдается не в Госавтоинспекции, как стандартное водительское удостоверение, а в Гостехнадзоре. Разрешается подавать документы в подразделения по месту регистрации экзаменуемого. Для проведения аттестации на тракториста-машиниста, вне зависимости от выбранной категории прав, необходимо предоставить в региональное подразделение:

  • заявление установленного образца;
  • паспорт или дублирующее его удостоверение личности;
  • действительное заключение медицинской комиссии с допуском к получению требуемой категории прав на трактор;
  • сертификат об окончании обучения в аккредитованном учебном центре или выданные ранее права с истекшим сроком действия;
  • водительское удостоверение (при наличии);
  • 2 фото на матовой фотобумаге формата 3Х4, если в подразделении Гостехнадзора не предусмотрено фотографирование;
  • Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины.

Кроме общих положений, существуют отдельные нормы допуска к каждой категории прав тракториста-машиниста:

  • Подкатегория А1 доступна только водителям, достигшим 16 лет.
  • Подкатегория А2 требует 1 года стажа автомобильной категории В и возраста не младше 19 лет.
  • Подкатегория А3 выдается после 1 года стажа автомобильных прав категории С и возраста старше 19 лет.
  • Подкатегория А4 доступна лицам старше 22 лет, имеющим 1 год стажа вождения ТС автомобильной категории D.
  • Категории В, С, Е, F доступны лицам старше 17 лет, даже не имеющим стажа автовождения.
  • Категория D выдается лицам старше 18 лет, без опыта автовождения.

Экономьте на курсах

Претенденты на права подкатегории А1 и категории В не обязаны проходить специализированное обучение. Разрешена самостоятельная подготовка с последующей сдачей экзаменов на общих основаниях.

Порядок аттестации: как успешно сдать экзамены

После подачи пакета документов в региональное подразделение Госинспекции по надзору за техсостоянием СМ, назначается дата проведения экзамена, состоящего из трех последовательных этапов.

Этапы экзаменационного процесса

В зависимости от требуемой категории, претенденту предстоит пройти следующие этапы:

  • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ для аттестующихся на все категории, за исключением F.
  • Теоретическая часть по правилам и нормам безопасной эксплуатации СМ, сельхозтехники и оборудования для претендентов на категорию F.
  • Теоретическая часть по знанию ПДД.
  • Практическая часть с контролем навыков управления, соблюдения ПДД, а также правил и норм безопасности в ходе эксплуатации самоходной техники.

Теоретический этап

Кандидатам предстоит доказать свои знания в следующих сферах:

  • Правила управления и агрегатирования тракторов или другой техники, в зависимости от того, какая категория прав будет открыта.
  • Законодательные нормы, регламентирующие безопасность жизни, здоровья и окружающей среды в ходе эксплуатации СМ, а также предусмотренная законодательством ответственность в случае их несоблюдения.
  • Факторов аварийности и травматизма в работе тракториста-машиниста.
  • Методики оказания первичной медицинской помощи (остановка кровотечений, иммобилизация, противошоковые мероприятия).
  • ПДД, а также законодательная ответственность в случае их несоблюдения.

В случае неудовлетворительных результатов проверки теоретических знаний, экзамен можно сдать повторно. На качественную подготовку отводится неделя, и до ее истечения вторая попытка не разрешается. На подтверждение своих знаний дается 3 попытки, после чего придется повторно проходить обучение. Экзаменуемые не имеют права перейти к практической части до получения отметки о сдаче теории. Положительный результат теоретического экзамена остается действительным на протяжении ближайших 3 месяцев.

Практический этап

Практическая часть состоит из двух последовательных этапов. Для начала экзаменуемый демонстрирует знания и навыки на закрытой площадки, а затем – на специально спланированном маршруте, имитирующем реальные эксплуатационные условия.

В пределах трактородрома проверяются следующие навыки:

  • умение трогаться с места на рельефе с уклоном;
  • маневр разворота на ограниченной площадке;
  • маневр парковки задним ходом в ангар;
  • для экзаменуемых на категории B, C, D и Е – парковка задним ходом в ангар СМ с прицепом;
  • агрегатирование СМ с прицепом;
  • экзаменуемым на категории B, C, D и Е – СМ с навесной машиной;
  • торможение в различных скоростных режимах.

На проходящем по реальному маршруту этапе проверяется соблюдение ПДД, применение знаний по безопасной эксплуатации самоходных ТС, способность к грамотной оценке дорожной ситуации, правильность и скорость реакции на нее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *