Каким органом является правительство РФ?

Определение 1

Органом государственной исполнительной власти называют субъекты публичного права, которые сформированы в определенном законодательном порядке, обладающие организационно-правовой формой государственного бюджетного учреждения, которые финансируются из бюджета либо РФ, либо ее субъекта, наделены компетенцией, правами и имуществом юрлица учредителями, включены в организационную систему государственной исполнительной власти, принимают участие в осуществлении возложенных на данную систему задач, целей, а также функций, административного управления и административно-правового регулирования с помощью издания правовых актов либо осуществления прочих организационных действий.

Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти – это организованные структурные элементы государства, которые имеют статус субъекта публичного права, а также юридического лица. Они образовываются и ликвидируются исключительно самим государством – органами законодательной или исполнительной власти в строго организационно-правовой форме государственного бюджетного учреждения. Государство также осуществляет их финансирование.

Данные правовые субъекты также называют органами исполнительной власти. Также есть и прочие наименования, такие как «исполнительные органы», «органы исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление», «государственные органы управления», «структуры государственного управления».

Замечание 1

Согласно федеративному устройству РФ, собственные органы исполнительной власти есть и у РФ, и у ее субъектов. Их, соответственно, называют федеральными и региональными.

Во время исторического развития исполнительные органы РФ получили некоторую организационную, а также правовую и функциональную специфику. Они заметно изменились в соответствии с Конституцией, выпущенной в 1993 году. По до этого действовавшему законодательству их именовали органами государственного управления либо же исполнительно-распорядительными органами. Из-за значительных политических и социально-экономических перемен в стране, сильным снижением государственного сектора экономики данные органы функционально все значительней отходят от прямого государственного управления хозяйственной, а также прочей деятельностью учреждений, предприятий, организаций. Они формируются уже в качестве субъектов, которые принимают участие в осуществлении государственного, а также правового регулирования в области собственной деятельности, а также на подведомственной территории. За ними закрепляются управленческие функции только касательно тех организационных звеньев, которые непосредственно входят в систему исполнительных органов государственной власти, а также строго подчиненных им организаций, учреждений, предприятий.

Конституция Российской Федерации, а также актуальное законодательство сформировали правовые условия для трансформации характера взаимодействия органов исполнительной власти и органов законодательной власти. Они значительно повлияли на возрастание самостоятельности, а также снижение прямого влияния законодательной (или представительной) власти на органы исполнительной власти.

Замечание 2

Федеральные органы исполнительной власти создаются чаще всего при определяющем решении Президента РФ и Правительства РФ, а региональные – уже по решению высших должностных лиц, стоящих у власти субъектов РФ, а также их правительств.

За большинством органов законодательной власти все еще стоит такой значимый канал власти, как законы, которые они вправе принимать. В это же время Президент РФ, а также органы исполнительной власти (то есть Правительство страны, высшие должностные лица, а также правительства субъектов (администрации)) имеют возможность воздействовать на правотворческую деятельность органов законодательной власти с помощью предоставленного им официального права законодательной инициативы. Президент России, а также высшие должностные лица субъектов страны имеют право подписи, а также право возвращения законов на повторное рассмотрение. Для обеспечения максимально тесного и при этом конструктивного взаимодействия с органами законодательной власти органы власти исполнительной вправе назначить в них своих собственных представителей.

Исполнительные органы государственной власти формируют организационную систему, входящую в систему органов государственной власти РФ. В Конституции РФ есть несколько очень значимых предписаний, которые закрепляют существование данной системы, а также уточняют ее параметры. В ведении РФ находится непосредственное установление определенной системы федеральных органов исполнительной власти, а также конкретного порядка их организации и деятельности, формирование данных органов. Федерация, а также ее субъекты вместе занимаются определением базовых принципов организации системы исполнительных органов власти государства. Субъекты РФ самостоятельно занимаются установлением системы органов исполнительной власти, руководствуясь базой конституционного строя страны, а также общими принципами организации органов власти государства.

Замечание 3

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ формируют единую систему исполнительной власти.

Осуществлением исполнительной власти страны занимается непосредственно Правительство Российской Федерации, которое, в свою очередь, включает в себя Председателя Правительства, его замов, а также федеральных министров. Правительство – это высший исполнительный орган государственной власти России, который стоит во главе системы органов исполнительной власти страны. В Конституции РФ не указаны другие, кроме правительства, федеральные органы исполнительной власти государства, но, при этом, таких органов довольно много. Система органов исполнительной власти устанавливается Указами Президента «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», а также «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». К данным органам причисляют федеральные министерства, агентства, а также службы.

Исполнительная власть непосредственно в субъектах страны осуществляется собственными высшими органами субъектов, то есть правительствами (или администрациями), стоящими во главе по ФЗ высшими должностными лицами данных субъектов (губернаторами либо президентами). В субъектах РФ образовываются в соответствии с конституциями (или уставами), а также региональными законами органы государственной исполнительной власти в виде комитетов, министерств, департаментов, управлений, отделов и т.д.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Основы организации, а также деятельности исполнительных органов государственной власти устанавливаются в обширной системе нормативных правовых актов, то есть Конституции РФ, ФЗ, указах Президента страны, постановлениях Правительства, конституциях, уставах непосредственно субъектов РФ, прочих законах субъектов страны либо прочих нормативных правовых актов. Почти каждый из имеющихся органов исполнительной власти обладает базовым нормативным правовым актом, который определяет его статус, фиксированный порядок образования, функционирования, организации. В некоторых случаях подобным актом считается федеральный либо региональный закон.

Пример 1

Основы организации и деятельности высшего исполнительного органа государственной власти страны регулируются Федеральным конституционным законом, который называется «О Правительстве РФ».

Федеральные и региональные органы исполнительной власти РФ, а также ее субъектов образовываются и функционируют на основании существующих положений касательно данных органов. Положения о федеральных органах исполнительной власти, которые подведомственны Президенту по абсолютно всем вопросам, которые закреплены за ним Конституцией, а также федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждает непосредственно Президент. Положения о прочих федеральных органах исполнительной власти утверждаются Правительством страны. Положения касательно исполнительных органов государственной власти в субъектах страны утверждают, соответственно, высшие органы исполнительной власти данных субъектов.

Для правового статуса исполнительных органов власти государства в большей степени характерна имеющаяся некая компетентность, которая выражается в принадлежащих данным органам властных правах, а также соответствующих им обязанностях. Зачастую в нормативных актах применяется термин «полномочие», он, соответственно, охватывает и права, и обязанности органа исполнительной власти либо должностного лица.

Компетенционные права и обязанности

На основании законов и правовых актов стоящих выше органов исполнительной власти происходит наделение органов исполнительной власти соответствующей компетенцией. Компетенционные права органов исполнительной власти направлены только на те субъекты права, которые им непосредственно подчиняются либо являются подведомственными, и поэтом строго юридически должны следовать принимаемым ими официальным правовым актам.

Компетенционные обязанности обладают двоякой направленностью. Во-первых, определенные органы исполнительной власти имеют обязанности перед прочими органами государственной власти, акты которых законодательно они обязаны исполнять, перед которым держат отчет. И, во-вторых, они имеют некие обязанности перед теми, кто находится у них в подчинении, а также перед подведомственными субъектами. В обоих ситуациях содержание обязанностей состоит в обязательности принятия правовых решений при имеющихся предусмотренных по закону условиях, в исправном и результативном применении предоставленной власти (то есть компетенции).

Вывод

Получается, что в правоотношениях с исполнительными органами именно находящиеся у них в ведомстве субъекты административного права не просто должны слепо следовать воле их власти, но также и имеют право ждать и предъявлять требования, чтобы они грамотно и результативно применяли имеющуюся у них власть для достижения предусматриваемых правом результатов.

Исполнительные органы госвласти занимаются подзаконной деятельностью. Государством на данные органы возложена деятельность касательно исполнения законов. Именно поэтому ее именуют и исполнительной, и также подзаконной. Данные государственные органы должны осуществлять указы Президента страны, а также правовые акты стоящих выше региональных и федеральных органов, направленные им правовые акты органов контрольной и судебной ветвей власти. Содержание возложенной на данные органы исполнительной власти деятельности определено в законе такими категориями, как задачи, цели, функции, предметы ведения, методы, формы, полномочия, компетенции, обязанности, права.

Изменчивость структуры исполнительных органов

Система исполнительных органов госвласти, а также непосредственно данные органы обладают структурой, которая склонна к постоянным переменам. Она зафиксирована в правовых актах, схемах управления, а также штатных расписаниях. Систему, а также структуру органов исполнительной власти на федеральном уровне утверждает непосредственно Президент страны. Руководствуясь ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (или представительных), а также исполнительных органов госвласти субъектов РФ» данная система исполнительных органов госвласти субъекта страны обозначается законодательством соответствующего субъекта. Их точная структура устанавливается высшим должностным лицом, то есть руководителем высшего исполнительного органа госвласти того самого субъекта.

Улучшение организационной структуры госвласти исполнительного характера – это довольно сложная, но при этом важная задача. Значительная часть неверных решений, принимаемых на сегодняшний день в сфере создания госорганов в целом, а также непосредственно органов исполнительной власти, очевидна. Зачастую систему органов госвласти, государственный аппарат в литературных произведениях сравнивают с машиной. Но при создании, а также формировании данной системы еще не научились применять верные расчеты, а также точные технологии, такие, как при создании машин, а также их систем.

Замечание 4

Создатели государственных органов часто проигрывают в уровне профессионализма специалистам технических систем из-за того, что делают упор не на твердый расчет, а, в основном, на благие пожелания, ведомственные либо клановые, а также собственные интересы и представления, которые зачастую просто неверны. Если бы ситуация была противоположной, РФ не подвергалась бы постоянным организационным реформам.

Отличия между исполнительными органами и государственными организациями можно обозначить такими пунктами:

  • Исполнительные органы причисляются к организационной системе госвласти, а государственные организации не входят в эту систему.
  • У исполнительных органов есть некий объем исполнительной власти и компетенций, данный государством, а у госорганизаций нет.
  • Исполнительные органы принимают участие в осуществлении государственной исполнительной власти, а также административном управлении и административно-правовом регулировании, а государственные организации на себе испытывают влияние власти, регулирования и управления, они занимаются выполнением производственно-хозяйственной, социально-культурной, а также прочей невластной деятельностью.

Есть некая схожесть между исполнительными органами госвласти, а также трудящимися в них должностными лицами. Они располагаются в системе государственной исполнительной власти, и имеют некую компетенцию. Но должностные лица не считаются структурными подразделениями и не имеют внутренней структуры. Они занимают должности в исполнительных органах и причисляются к индивидуальным субъектам права (то есть физическим лицам), а органы исполнительной госвласти причисляются к коллективным (или организованным) субъектам.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Правительство Российской Федерации

Понятие и структура Правительства РФ

Правовая основа деятельности Правительства РФ основывается на Конституции РФ, федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» и нормативно-правовых актах Президента РФ.

Правительство РФ наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами осуществляет государственную власть, коллегиальным органом системы исполнительной власти РФ.

Структура Правительства РФ представлена Председателем Правительства, заместителями Председателя Правительства и федеральными министрами (рис. 1).


Рисунок 1. Структура Правительства РФ

Правительство РФ, как уже говорилось выше, является коллегиальным органом, его решения принимаются на заседаниях. Решения принимаются большинством голосов, но решающим значением обладает мнение премьер-министра.

Структура и персональный состав Правительства РФ определяется Президентом с учетом мнения ранее назначенного Председателя Правительства.

Председатель Правительства РФ организовывает работу Правительства, представляя Правительство внутри и вне страны, проводя заседания, подписывая акты, вынося Президенту РФ кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, предложения об освобождении ими занимаемых должностей, наложении дисциплинарных взысканий, которые налагаются Президентом РФ. Председатель Правительства РФ должен распределять обязанности между своими заместителями и систематически информировать Президента о работе Правительства.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Правительство Российской Федерации 420 руб.
  • Реферат Правительство Российской Федерации 220 руб.
  • Контрольная работа Правительство Российской Федерации 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Заместители Председателя Правительства РФ вырабатывают и реализовывают политику Правительства РФ, подготавливая и исполняя его решения и координируя и контролируя работу министерств.

Федеральные министры подготавливают решения Правительства РФ, принимают и исполняют их, руководя соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Помимо министерств существуют центральные органы государственного управления, которые называются ведомствами и состоят из:

  • государственных комитетов;
  • федеральных служб;
  • федеральных агентств;
  • федеральных комиссий;
  • федеральных надзоров и иных органов.

Если руководители этих ведомств имеют ранг федерального министра, то они входят в состав Правительства РФ. Но чаще они этого ранга не имеют. На заседания Правительства РФ Председатель может приглашать руководителей других центральных органов. Но они имеют только совещательный голос и в принятии решений не участвуют.

Замечание 1

В состав Правительства РФ входит специализированный орган, который называется президиумом Правительства и состоит из Председателя Правительства, его заместителей, некоторых министров и руководителя аппарата Правительства. Подробный состав президиума Правительства утверждается Постановлением Правительства РФ.

Порядок формирования Правительства РФ

Правительство начинает формироваться с выбора Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства и вынесение этой кандидатуры на рассмотрение Государственной Думой. В течение недели Государственная Дума должна рассмотреть эту кандидатуру, после чего осуществляется тайное или открытое голосование с большинством голосов от ее общего состава. Если Государственная Дума трижды отклонила представленные кандидатуры, Президент по своему усмотрению назначает Председателя Правительства, а Государственную Думу распускает, назначив новые выборы в Думу.

Если Государственная Дума соглашается с кандидатурой, Президент назначает Председателя Правительства РФ, которые в течение недели должен представить предложения о структуре Правительства РФ и кандидатуры конкретных лиц. Президент РФ издает указ о составе Правительства РФ и производит назначения.

Правительство РФ выполняет определенные функции:

  • разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, финансов, образования и здравоохранения;
  • принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране собственности и борьбе с преступностью;
  • обеспечивает оборону и безопасность страны;
  • управляет федеральной собственностью;
  • координирует деятельность органов исполнительной власти, министерств и ведомств;
  • принимает постановления общего характера, обязательные для физических и юридических лиц.

Полномочия Правительства РФ

В различных сферах общественной жизни Правительство РФ наделено кругом широких полномочий. Эти полномочия закреплены в федеральном конституционном законе, где приводится полный перечень этих полномочий, состоящий из $80$ пунктов.

Мы остановимся на самых основных.

  1. В области обеспечения прав и свобод личности полномочия Правительства сводятся к следующим:

    • обеспечивает безопасность личности, законности и общественного порядка;
    • ведет борьбу с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
    • обеспечивает деятельность органов судебной власти.
  2. В сфере экономики полномочия Правительства РФ заключаются в:

    • регулировании экономических процессов;
    • управлении государственным сектором экономики, государственной собственностью;
    • обеспечении единой финансовой политики и единства экономического пространства, а также свободы экономическое деятельности;
    • прогнозировании социально-экономического развития страны;
    • разработки и осуществления программы развития приоритетных отраслей экономики;
    • разработки и представления Государственной Думе федерального бюджета;
    • управлении государственным внешним и внутренним долгом. Главная цель направления деятельности Правительства в этой сфере состоит в создании условий для функционирования и регулирования экономики.
  3. В социальной сфере полномочия Правительства РФ сводятся к:

    • обеспечению проведения единой государственной социальной политики;
    • реализации конституционных прав граждан в сфере социального обеспечения;
    • развитию благотворительности;
    • принятию мер по реализации трудовых прав граждан;
    • разработке программы уменьшения безработицы;
    • проведению государственной миграционной политики;
    • принятию мер по реализации прав граждан на охрану здоровья и благополучной санитарно-эпидемиологической обстановке;
    • проведению единой государственной политики в области образования и мн. др. Главное направление в деятельности Правительства РФ в данной области заключается в государственной поддержке.
  4. В духовной жизни общества деятельность Правительства РФ заключается в:

    • обеспечении условий для идеологического плюрализма;
    • пресечении расовой, национальной и религиозной розни;
    • предотвращение политического экстремизма.

    Основные направления функций Правительства РФ в духовной сфере состоят в стимулировании и контроле за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов.

  5. В области обороны, государственной безопасности, внешней политики и международных отношений Правительство также осуществляет ряд полномочий. Этими полномочиями являются:

    • обеспечение государственной безопасности и обороны страны;
    • организация оснащения вооруженной техникой и материальными средствами Вооруженных Сил РФ;
    • обеспечение функционирования военного производства;
    • реализация внешней политики РФ;
    • заключение международных договоров;
    • разработка политики международного сотрудничества.

Основные направления деятельности Правительства РФ в данной области сводятся к прямому управлению и контролю.

Замечание 2

При осуществлении своих полномочий Правительство РФ разрабатывает множество правительственных программ по различным вопросам, которые носят ориентирующий характер и содержат конкретные обязывающие положения.

Государственность РФ. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти.

Государственность РФ. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти.

Т.Г.Королева.

1. Порядок формирования Правительства РФ.

В 1990 г. Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин предлагал кандидатуру Председателя Совета Министров вновь избранному Верховному Совету РСФСР, затем — для утверждения Съезду. Первый Съезд народных депутатов России утвердил главой Совета Министров РСФСР И. С. Силаева. Затем глава правительства Силаев предлагал структуру и состав правительства Верховному Совету, который формировал его.

С появлением поста Президента России в 1991 г. функция формирования правительства перешла от Верховного Совета к Президенту. Б. Н. Ельцин предлагал главу правительства Верховному Совету, Съезду — для утверждения, затем своим указом формировал правительство (структуру и состав правительства предлагал Президенту глава правительства).

По Конституции РФ 1993 г. Президент РФ:

— назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы, может трижды настаивать на своей кандидатуре, угрожая Думе роспуском;

— по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;

— имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

2. Полномочия Правительства РФ.

По Конституции РФ Правительство наделяется следующими полномочиями:

— разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении бюджета;

— представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Госдумой;

— обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— осуществляет управление федеральной собственностью;

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства определяется федеральным конституционным законом. Сейчас действует ФКЗ 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».

Согласно этому закону Правительство:

1. Руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (кроме переданных в ведение Президента РФ в 2004 г. и позднее), контролирует их деятельность, может создавать свои территориальные органы и назначать их должностных лиц.

2. Распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает положения о них.

3. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей министров, руководителей агентств, служб, находящихся в ведении Правительства, их заместителей; руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении министерств и их заместителей. Может создавать организации, координационные и совещательные органы при Правительстве.

Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению, но в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ.

Правительство слагало полномочия перед вновь избранным Верховным Советом, с 1991 г. слагает полномочия перед вновь избранным Президентом.

Президент может отправить Правительство в отставку: по Закону 1991 г. — с согласия Верховного Совета, по Конституции РФ 1993 г. согласие парламента не требуется, Президент самостоятелен в принятии этого решения. Если Правительство подает в отставку, решает вопрос Президент (принимает или отклоняет ее).

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству большинством голосов. Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы.

Если Госдума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент обязан отправить Правительство в отставку либо распустить Думу.

Председатель Правительства может поставить перед Думой вопрос о доверии. Если Дума в доверии откажет, то Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства либо роспуске Госдумы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Следует помнить, что на основе решения V Съезда о дополнительных полномочиях Президента в связи с началом экономических реформ (до декабря 1992 г.) Б. Н. Ельцин мог сам возглавить Правительство или назначить его главу.

3. Структура Правительства РФ.

Под структурой Правительства понимается определенное число замов главы Правительства, министров. Структура Правительства часто меняется.

В Правительстве 1990 г. было 3 первых заместителя Председателя, 4 заместителя, 14 министров, 8 председателей госкомитетов, Управляющий делами (с 1992 г. — это Руководитель Аппарата Правительства).

Отличие министерства от госкомитета: оба являлись федеральным органом исполнительной власти, но министр руководил отраслью на правах единоначалия, а госкомитет осуществлял межотраслевое руководство на коллегиальных началах.

С 1996 г. председатели госкомитетов перестали входить в состав Правительства. В Правительстве, сформированном В. В. Путиным в мае 2000 г., Председатель М. М. Касьянов имел 5 заместителей, в составе Правительства — 26 министров, ранг министра и у Руководителя Аппарата Правительства.

В феврале 2004 г. накануне выборов Президента В. В. Путин отправил правительство Касьянова в отставку, сформировал новое правительство во главе с М. Е. Фрадковым. После повторного избрания президентом в марте 2004 г. и принесения присяги Путин отправил правительство Фрадкова в отставку и заново сформировал его. Фактически была проведена административная реформа федеральных органов исполнительной власти: число министерств уменьшено в феврале 2004 г. до 15, в марте — до 16. Это произошло за счет преобразования ряда бывших министерств в агентства при министерствах. При этом только министерства получили правоустанавливающие функции. В ходе реформы 2004 г. часть министерств (с образованными в их составе агентствами и службами) была передана в ведение Президента РФ. Число заместителей министров сократилось до 2-х (ранее доходило до 11–18).

В 2016 г. в правительстве Д. А. Медведева: 8 заместителей, в том числе один первый (И. Шувалов) и 22 министра:

1. Министр внутренних дел.

2. Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий.

3. Министр здравоохранения.

4. Министр иностранных дел.

5. Министр культуры.

6. Министр обороны.

7. Министр образования и науки.

8. Министр по делам Северного Кавказа.

9. Министр по развитию Дальнего Востока.

10. Министр природных ресурсов и экологии.

11. Министр промышленности и торговли.

12. Министр связи и массовых коммуникаций.

13. Министр сельского хозяйства.

14. Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

15. Министр спорта.

16. Министр транспорта.

17. Министр труда и социальной защиты.

18. Министр финансов.

19. Министр юстиции.

20. Министр экономического развития.

21. Министр энергетики.

22. Министр Российской Федерации, ответственный за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства».

Поскольку рядом министерств, агентств и служб руководит Президент, в ведении Правительства находятся следующие федеральные органы исполнительной власти:

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав).

2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

3. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА).

4. Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры).

5. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

6. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки).

7. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

8. Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь).

9. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды).

10. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

11. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

12. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).

13. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

14. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).

15. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг).

16. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологи (Росстандарт).

17. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития).

18. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь).

19. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

20. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).

21. Федеральное агентство связи (Россвязь).

22. Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа (Минкавказ).

23. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз).

24. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор); Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).

25. Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт).

26. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой).

27. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс).

28. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

29. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).

30. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

31. Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор).

32. Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

33. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд).

34. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

35. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин).

36. Федеральная налоговая служба (ФНС).

37. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).

38. Федеральная таможенная служба (ФТС).

39. Федеральное казначейство (Казначейство).

40. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития).

41. Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

42. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии(Росреестр).

43. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

44. Федеральное агентство по управлению государственным имущество (Росимущество).

45. Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго).

Федеральные службы и агентства:

Федеральная антимонопольная служба (ФАС);

Федеральная служба государственной статистики (Росстат);

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв);

Федеральное агентство научных организаций (ФАНО);

Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН).

Кроме того, в ведении Правительства имеется более 50 различных комиссий.

Иные органы при Правительстве:

Аналитический центр при Правительстве РФ;

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ;

Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ; Финансовый университет при Правительстве РФ и др.

Председатели Правительства России в 1990–2000-е гг.:

1. Силаев Иван Степанович (июнь 1990 — сентябрь 1991).

2. Ельцин Борис Николаевич (ноябрь 1991 — июнь 1992).

3. Гайдар Егор Тимурович, исполняющий обязанности Председателя (июнь — декабрь 1992).

4. Черномырдин Виктор Степанович (декабрь 1992 — март 1998).

5. Кириенко Сергей Владиленович (март — август 1998).

6. Примаков Евгений Максимович (сентябрь 1998 — май 1999).

7. Степашин Сергей Вадимович (май — август 1999).

8. Путин Владимир Владимирович (август — декабрь 1999).

9. Касьянов Михаил Михайлович (с января 2000 г. — исполняющий обязанности председателя, май 2000 — февраль 2004 — председатель).

10. Фрадков Михаил Ефимович (февраль 2004 — сентябрь 2007).

11. Зубков Виктор Алексеевич (сентябрь 2007 — май 2008).

12. Путин Владимир Владимирович (май 2008 — май 2012).

Медведев Дмитрий Анатольевич (с мая 2012 г.).

4. Деятельность Правительства (на основании регламента).

Основные решение и акты Правительства РФ обсуждаются и принимаются на его заседаниях.

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц (планирование заседаний Правительства РФ устанавливается в п. 14—18 Регламента Правительства РФ). Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры должны участвовать в заседаниях лично. В случае невозможности их участия в заседании они информируют об этом Председателя Правительства РФ. В заседаниях Правительства РФ вправе принимать участие представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ и иные лица, если это предусмотрено российским законодательством. Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

Вопросы, относящиеся к полномочиям Правительства РФ, рассматриваются не только на заседаниях Правительства, но и на заседаниях Президиума Правительства, Председателем Правительства и его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей), на заседаниях образуемых Правительством координационных и консультативных органов с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.

Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства РФ, который был утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 604 (в ред. постановления Правительства РФ от 5 октября 2000 г. № 760). Регламент Правительства РФ устанавливает основные правила организации деятельности Правительства РФ по реализации его полномочий.

Деятельность Правительства РФ осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов. Правительство планирует график своих заседаний, законопроектную деятельность, проведение мероприятий контрольного характера, связанных с исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ федерального законодательства. Перспективное планирование осуществляется путем принятия программы действий Правительства на определенный период, комплексного плана по ее реализации, федеральных целевых программ и иных актов Правительства РФ.

Работа Правительства, федеральных органов исполнительной власти, а также членов Правительства организуется в соответствии с планами на определенный период. Плановые мероприятия, как правило, проводятся в установленные дни недели. Заседания Правительства обычно планируются поквартально. Работа членов Правительства осуществляется на основе еженедельных графиков, предусматривающих их участие в заседаниях Правительства, образуемых Правительством координационных и консультативных органов, палат Федерального Собрания РФ, межправительственных комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также в других мероприятиях. Координационные и консультативные органы, образуемые Правительством, планируют свою деятельность самостоятельно в соответствии с положениями о них.

Материалы заседаний Правительства РФ и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства РФ, если иное не определено федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Исключительно на заседаниях Правительства РФ принимаются следующие решения и проводится следующая работа:

— принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

— устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

— устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;

— принимаются решения о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;

— рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;

— рассматриваются вопросы предоставлений дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет;

— рассматриваются вопросы приобретения государством акций;

— рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ;

— принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;

— образуется Президиум Правительства РФ;

— утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

— устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

— утверждается Регламент Правительства РФ и Положение об Аппарате Правительства РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.М.Сафронова. История государственных учреждений России 1917 – 2000-е гг. Учебное пособие // Изд-во Урал. ун-та, 2017

2. Конституция Российской Федерации 1993 года.

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации

  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Министерство обороны Российской Федерации

  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Министерство юстиции Российской Федерации

  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)

Главное управление специальных программ президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Управление делами президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство здравоохранения Российской Федерации

  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
  • Федеральное медико-биологическое агентство

Министерство культуры Российской Федерации

  • Федеральное агентство по туризму

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  • Федеральное агентство водных ресурсов
  • Федеральное агентство лесного хозяйства
  • Федеральное агентство по недропользованию

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • Федеральное агентство по рыболовству

Министерство спорта Российской Федерации

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • Федеральное агентство воздушного транспорта
  • Федеральное дорожное агентство
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная служба по труду и занятости

Министерство финансов Российской Федерации

  • Федеральная налоговая служба
  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
  • Федеральная таможенная служба
  • Федеральное казначейство (федеральная служба)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • Федеральное агентство связи

Министерство экономического развития Российской Федерации

  • Федеральная служба по аккредитации
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
  • Федеральная служба государственной статистики
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Министерство энергетики Российской Федерации

Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет правительство РФ

  • Федеральная антимонопольная служба
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
  • Федеральное агентство по государственным резервам
  • Федеральное агентство по делам молодежи
  • Федеральное агентство по делам национальностей

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший исполнительный орган государственной власти РФ, осуществляющий в соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть в РФ. Является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Работу П. РФ организует Председатель Правительства РФ. На заседаниях П. РФ вправе председательствовать Президент РФ. Председатель Правительства РФ назначается на должность Президентом РФ с согласия ГД и освобождается от должности Президентом РФ. Его освобождение от должности влечет за собой отставку П. РФ. Члены П. РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя П. РФ.

П. РФ в пределах своих полномочий: организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ; организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. П. РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит законодательству РФ. Оно может осуществлять полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений. В соответствии с ст. 104 Конституции РФ П. РФ дает заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. В соответствии с регламентами палат ФС РФ члены П. РФ вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат, их комитетов и комиссий. Кроме того, взаимодействие П. РФ с палатами ФС РФ обеспечивается его полномочными представителями в соответствующих палатах, а также участием членов П. РФ в заседаниях СФ и ГД в рамках «правительственного часа». Одной из форм парламентского контроля за деятельностью П. РФ является парламентский запрос, который каждая из палат ФС РФ вправе направлять Председателю или членам П. РФ по вопросам, входящим в их компетенцию. Согласно ст. 18 Регламента СФ к полномочиям Председателя СФ относится назначение из числа членов СФ полномочного представителя СФ в П. РФ. П. РФ издает нормативные и ненормативные постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ. П. РФ несет ответственность перед Президентом РФ, который может принять решение об отставке П. РФ, и перед ГД, которая может выразить недоверие П. РФ.

Состав П. РФ определен ст. 6 Федерального конституционного закона от 17 дек. 1997 «О Правительстве Российской Федерации», в соответствии с которой в состав П. РФ входят: Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры. Указом Президента от 12 мая 2008 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» определено, что Председатель Правительства РФ имеет 7 заместителей, в т. ч. 2 первых заместителей, заместителя Председателя Правительства РФ — Руководителя Аппарата Правительства РФ, а также заместителя Председателя Правительства РФ — Министра финансов РФ. В соответствии с ст. 25 указанного закона заместители Председателя Правительства РФ: участвуют с правом решающего голоса в заседаниях П. РФ, в выработке и реализации политики П. РФ, в подготовке постановлений и распоряжений П. РФ, обеспечивают их исполнение; координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения; предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в П. РФ; осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями П. РФ. Ст. 26 определены полномочия федеральных министров, в соответствии с которой федеральные министры: участвуют с правом решающего голоса в заседаниях П. РФ; принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений П. РФ, обеспечивают их исполнение; принимают участие в выработке и реализации политики П. РФ; обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти; координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств; назначают на должность и освобождают от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов. П. РФ решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны П. РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами к полномочиям Президента РФ, и Президенту РФ.

Руководство Аппаратом Правительства РФ осуществляется Руководителем Аппарата Правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 11 янв. 1995 «О государственных должностях Российской Федерации» Руководитель Аппарата Правительства РФ может являться как заместителем Председателя Правительства РФ, так и министром РФ. Руководитель Аппарата Правительства РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Руководитель Аппарата Правительства РФ: организует деятельность Аппарата Правительства РФ и несет ответственность за выполнение возложенных на Аппарат функций; формирует в установленном порядке проекты плана заседаний П. РФ на очередной период и повесток заседаний П. РФ; докладывает Председателю Правительства РФ материалы с проектами актов, по которым требуется решение П. РФ, и иных документов с соответствующими предложениями по результатам их подготовки Аппаратом Правительства РФ к рассмотрению в П. РФ; распределяет обязанности между заместителями Руководителя Аппарата Правительства РФ; устанавливает порядок работы подразделений Аппарата Правительства РФ, а также определяет вопросы, входящие в сферу ведения департаментов; издает приказы и дает поручения по вопросам работы Аппарата Правительства РФ; рассматривает внесенные в П. РФ проекты федеральных законов, актов Президента РФ, актов П. РФ, др. поступившие документы и направляет их в подразделения Аппарата Правительства РФ для подготовки к рассмотрению в П. РФ; осуществляет др. полномочия в соответствии с решениями П. РФ и поручениями Председателя Правительства РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *