Как списать амортизацию

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей консультации.

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Как начислять амортизацию по автомобилю

Автомобили, которые соответствуют критериям основных средств, переносят свою стоимость на затраты через амортизацию.

Начало и прекращение начисления амортизации

Начислять амортизацию нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль был принят к учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01). В дальнейшем амортизацию начисляйте ежемесячно независимо от результатов деятельности организации (п. 19, 24 ПБУ 6/01).

Прекращать начисление амортизации нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль выбыл или полностью погасил свою стоимость (п. 22 ПБУ 6/01).

Приостановление начисления амортизации

Иногда начисление амортизации может быть приостановлено. В частности, амортизация не начисляется:

— за период консервации автомобиля продолжительностью более трех месяцев;

— за период восстановления (реконструкции, ремонта или модернизации) автомобиля продолжительностью более 12 месяцев.

Такой порядок предусмотрен пунктами 23 и 26 ПБУ 6/01.

Полный перечень случаев, в которых начисление амортизации приостанавливается, представлен в таблице.

Способы начисления

В бухучете амортизацию можно начислять:

— линейным способом;

— способом уменьшаемого остатка;

— способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

— способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Любой из перечисленных способов начисления амортизации можно применять к автомобилям без ограничений. Однако после ввода автомобиля в эксплуатацию изменить выбранный способ начисления амортизации нельзя (п. 18 ПБУ 6/01). Применять повышающие (понижающие) коэффициенты к нормам амортизации можно только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Максимальная величина повышающего коэффициента – 3,0 (п. 19 ПБУ 6/01).

Для расчета амортизации нужно знать первоначальную стоимость автомобиля (восстановительную, если он переоценивался) и срок его полезного использования. Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице.

Срок полезного использования

Срок полезного использования определите при вводе автомобиля в эксплуатацию исходя из следующего:

— срока, в течение которого автомобиль планируется использовать в деятельности, связанной с извлечением доходов;

— предполагаемых условий эксплуатации автомобиля.

Об этом сказано в пункте 20 ПБУ 6/01.

Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице.

Бухучет

В зависимости от характера использования автомобиля начисленная по нему амортизация включается либо в состав расходов по обычным видам деятельности, либо в состав прочих расходов, либо в состав капитальных вложений. При этом выполняется проводка:

Дебет 20 (26, 44, 91-2, 08…) Кредит 02

– начислена амортизация по автомобилю.

Если организация провела реконструкцию (модернизацию) автомобиля, то меняется его первоначальная стоимость, а в некоторых случаях и срок полезного использования. Эти изменения могут повлечь за собой изменение суммы ежемесячных амортизационных отчислений.

ОСНО

Если организация применяет общую систему налогообложения, амортизацию по автомобилю начисляйте по правилам, установленным главой 25 Налогового кодекса РФ. В налоговом учете начислять амортизацию можно одним из двух способов:

— линейным;

— нелинейным.

С начала очередного налогового периода организация вправе изменить выбранный метод начисления амортизации. При этом перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации можно не раньше чем через пять лет после начала его применения.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Чтобы рассчитать амортизацию по автомобилю, нужно определить срок его полезного использования. Сделать это можно на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице.

Начисление амортизации до регистрации

Ситуация: можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)?

Ответ: да, можно.

Основные средства (в т. ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того требованиям (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизацию по ним следует начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было введено в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Соответственно, начислять амортизацию по автомобилю нужно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Начисление амортизации после снятия с регистрации

Ситуация: можно ли в бухгалтерском и налоговом учете продолжать начислять амортизацию по автомобилю после снятия его с регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)? Автомобиль продолжает числиться на балансе организации.

Ответ: да, можно, если в дальнейшем автомобиль будет использоваться в деятельности организации.

Это объясняется следующим образом.

Одним из критериев включения автомобиля в состав основных средств (в бухучете) и в состав амортизируемого имущества (в налоговом учете) является использование его в деятельности, направленной на получение дохода организации. Это следует из положений пункта 4 ПБУ 6/01, пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

Списание основного средства с учета производится при прекращении хотя бы одного из условий принятия актива к учету. Таким образом, основное средство, которое не предназначено для использования в деятельности организации (не способно приносить организации доход в будущем), подлежит списанию. При этом необходимость списания с учета такого основного средства не связано с фактом его снятия с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора). Аналогичные разъяснения в отношении объектов недвижимости содержатся в письме Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20.

Исходя из этого можно сделать вывод: если автомобиль после снятия его с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора) не будет в дальнейшем использоваться в деятельности организации, то он выбывает из состава основных средств (амортизируемого имущества). Амортизацию по такому автомобилю прекратите начислять с месяца, следующего за месяцем снятия его с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора). Это следует из положений пункта 22 ПБУ 6/01, пункта 5 статьи 259.1, пункта 10 статьи 259.2 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/468. Например, такая ситуация может возникнуть, когда автомобиль снимается с учета с целью его дальнейшей продажи. Тогда с момента принятия решения о продаже автомобиля исключите его из состава амортизируемых основных средств.

Если автомобиль снят с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора), но в дальнейшем планируется его использование в деятельности организации, то из состава основных средств (амортизируемого имущества) он не выбывает. В этом случае начислять амортизацию не прекращайте. Такая ситуация возможна, например, когда изменяется место регистрации автомобиля при его передаче из организации в филиал.

Применение понижающего коэффициента

До 1 января 2009 года все организации должны были применять понижающий коэффициент 0,5 при начислении амортизации:

— по легковым автомобилям, первоначальная стоимость которых более 600 000 руб.;

— по пассажирским микроавтобусам, первоначальная стоимость которых более 800 000 руб.

С 1 января 2009 года этот коэффициент не применяется (ст. 27.2 Закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ). Таким образом, начиная с 1 января 2009 года амортизацию по названным основным средствам нужно начислять по основным нормам, независимо от того, когда они были введены в эксплуатацию. При этом организация вправе к основной норме применить понижающий коэффициент (п. 4 ст. 259.3 НК РФ).

Амортизация бывших в эксплуатации автомобилей

Если автомобиль, приобретенный организацией, в течение определенного периода находился в эксплуатации у прежнего владельца, то при расчете амортизации линейным методом срок его полезного использования можно уменьшить на продолжительность этого периода (абз. 1 п. 7 ст. 258 НК РФ). При нелинейном методе автомобиль, бывший в эксплуатации, нужно включить в ту амортизационную группу, в которую он был включен у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).
.

Разницы по ПБУ 18/02

Из-за различий в правилах амортизации имущества в бухгалтерском и налоговом учете суммы амортизационных отчислений, которые включаются в расходы при определении балансовой и налогооблагаемой прибыли, могут не совпадать. В частности, размер амортизационных отчислений будет различным:

— если различается первоначальная стоимость автомобиля;

— если организация применяет разные способы начисления амортизации;

— если по одному и тому же объекту установлены разные сроки полезного использования;

— если при начислении амортизации применяются разные повышающие (понижающие) коэффициенты;

— если организация рассчитывает налог на прибыль кассовым методом и ввела в эксплуатацию неоплаченный автомобиль.

В каждом из этих случаев будут возникать постоянные или временные разницы (п. 3 ПБУ 18/02). Поэтому в бухучете придется отражать постоянные или отложенные налоговые активы (обязательства). Такие правила установлены пунктом 3 ПБУ 18/02.

Пример образования постоянных и временных разниц в связи с различными способами начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете

Организация «Альфа» приобрело легковой автомобиль и ввело его в эксплуатацию в декабре 2013 года. Дальнейшая перепродажа автомобиля не планировалась. Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете – 200 000 руб. При определении срока полезного использования организация применяет Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Автомобиль включается в третью амортизационную группу. Установленный срок полезного использования – 4 года.

Согласно учетной политике, амортизация по транспортным средствам начисляется:
— в бухучете – способом по сумме чисел лет срока полезного использования;
— в налоговом учете – линейным методом.

В июне 2015 года «Альфа» безвозмездно передала автомобиль детскому дому.
В бухучете амортизация по автомобилю была начислена в следующих размерах.
Сумма чисел лет срока полезного использования равна:
1 + 2 + 3 + 4 = 10.

В 2014 году (первый год эксплуатации):
— годовая сумма амортизации – 80 000 руб. (4 : 10 × 200 000 руб.);
— месячная сумма амортизации – 6667 руб. (80 000 руб. : 12 мес.).

В 2015 году (второй год эксплуатации):
— годовая сумма амортизации – 60 000 руб. (3 : 10 × 200 000 руб.);
— месячная сумма амортизации – 5000 руб. (60 000 руб. : 12 мес.).

В 2015 году амортизация начисляется с января по июнь. Сумма начисленной амортизации составляет:
6 мес. × 5000 руб. = 30 000 руб.

За весь период эксплуатации автомобиля в бухучете по нему была начислена амортизация в сумме:
80 000 руб. + 30 000 руб. = 110 000 руб.

Остаточная стоимость автомобиля в бухучете на момент выбытия равна:
200 000 руб. – 110 000 руб. = 90 000 руб.

В налоговом учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений была одинакова и составляла:
200 000 руб. : 48 мес. = 4167 руб./мес.

Общая сумма амортизации, начисленной в налоговом учете за весь период эксплуатации автомобиля (18 месяцев), составляет:
200 000 руб. : 48 мес. × 18 мес. = 75 000 руб.

Остаточная стоимость автомобиля в налоговом учете на момент выбытия равна:
200 000 руб. – 75 000 руб. = 125 000 руб.

В бухучете амортизация начисляется в большем размере, чем в налоговом. Поэтому возникают вычитаемые временные разницы.

В 2014 году ежемесячная сумма вычитаемой временной разницы составляет:
6667 руб. – 4167 руб. = 2500 руб.

Ежемесячно эта разница приводит к появлению отложенного налогового актива:
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 500 руб. (2500 руб. × 20%) – отражено появление отложенного налогового актива.

В 2015 году (с января по июнь) ежемесячная сумма вычитаемой временной разницы составляет:
5000 руб. – 4167 руб. = 833 руб.

Ежемесячно эта разница приводит к появлению отложенного налогового актива:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 167 руб. (833 руб. × 20%) – отражено появление отложенного налогового актива.

Общая сумма отложенных налоговых активов за полтора года эксплуатации автомобиля равна:
500 руб. × 12 мес. + 167 руб. × 6 мес. = 7002 руб.

При выбытии автомобиля бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие записи:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
– 200 000 руб. – списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 110 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации по выбывающему автомобилю;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 90 000 руб. (200 000 руб. – 110 000 руб.) – отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 99 Кредит 09
– 7002 руб. – списан отложенный налоговый актив с разницы в суммах амортизации, начисленной в бухгалтерском и налоговом учете.

При расчете налога на прибыль расходы в виде остаточной стоимости безвозмездно переданных основных средств не учитываются. Поэтому возникает постоянная разница в размере 90 000 руб., которая приводит к образованию постоянного налогового обязательства.

Бухгалтер «Альфы» отразил его проводкой:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 18 000 руб. (90 000 руб. × 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство, связанное с выбытием автомобиля.

Эксплуатация самортизированного автомобиля

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль зарплату водителя, отчисления с нее, а также стоимость ГСМ, если у автомобиля, на котором ездит сотрудник (водитель), закончился срок эксплуатации (вся стоимость автомобиля списана на расходы)?

Ответ: да, можно.

Действующее законодательство не запрещает использовать имущество, по которому полностью начислена амортизация.

Следовательно, ограничения на то, чтобы включить в расходы ГСМ, зарплату водителя, начисленные с нее взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, отсутствуют.

Главное, чтобы автомобиль использовался в деятельности, направленной на получение дохода.

Такой порядок следует из пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

УСН

Для расчета единого налога организации, применяющие упрощенку, амортизацию не начисляют. Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то стоимость приобретенных автомобилей уменьшает налоговую базу в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Если организация платит единый налог с доходов, такие расходы на расчет налоговой базы не влияют. Поскольку при данном объекте налогообложения не учитываются никаких расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Независимо от выбранного объекта налогообложения организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме, в том числе и объектов основных средств (ст. 2, 5 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Следовательно, в бухучете они обязаны начислять амортизацию по правилам, установленным ПБУ 6/01.

Организация обязана оформить первичную документацию и регистры бухучета. Формы документов по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Учетные регистры можно составить в произвольной форме.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы суммы и порядок начисления амортизации по автомобилю не влияют. При этом организации, уплачивающие ЕНВД, должны вести бухучет в полном объеме. Следовательно, в бухучете они обязаны начислять амортизацию по правилам, установленным ПБУ 6/01.

ОСНО и ЕНВД

Амортизацию по автомобилю учитывайте по правилам того режима налогообложения, в деятельности на котором используется данное основное средство.
Если автомобиль одновременно используется в обоих видах деятельности, то амортизационные отчисления по нему нужно распределить.

Такой порядок установлен пунктом 9 статьи 274 и пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Пример распределения амортизации по основному средству, которое одновременно используется в разных видах деятельности. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма Гермес» в январе приобрело и ввело в эксплуатацию легковой автомобиль, который одновременно используется в обоих видах деятельности. Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно методом начисления. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

В бухгалтерском и налоговом учете организация применяет линейный способ амортизации. При вводе автомобиля в эксплуатацию в бухгалтерском и налоговом учете были определены одинаковые:
— первоначальная стоимость – 288 000 руб.;
— срок полезного использования – 4 года (48 месяцев).

В бухучете годовая норма амортизации автомобиля равна:
1 : 4 года × 100% = 25%.

Годовая сумма амортизационных отчислений составляет:
288 000 руб. × 25% = 72 000 руб.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений равна:
72 000 руб. : 12 мес. = 6000 руб.

В налоговом учете сумма ежемесячной амортизации автомобиля составляет:
288 000 руб. : 48 мес. = 6000 руб.

«Гермес» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД. Поскольку автомобиль одновременно используется в обоих видах деятельности, начисленная по нему амортизация подлежит распределению. Сумма амортизации, начисленная по автомобилю в феврале, составляет 6000 руб.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в феврале, составляет:
— по оптовой торговле (без учета НДС) – 1 800 000 руб.;
— по розничной торговле – 650 000 руб.

Чтобы распределить в налоговом учете амортизацию между двумя видами деятельности организации, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за февраль составляет:
1 800 000 руб. : (1 800 000 руб. + 650 000 руб.) = 0,735.

Сумма амортизации по автомобилю, которую можно учесть при расчете налога на прибыль за февраль, равна:
6000 руб. × 0,735 = 4410 руб.

Сумма амортизации по автомобилю, которая относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, составляет:
6000 руб. – 4410 руб. = 1590 руб.

Поступление автомобиля и начисление амортизации по нему бухгалтер отразил следующими проводками:

Дебет 08 Кредит 60
– 288 000 руб. – приобретен автомобиль;

Дебет 01 Кредит 08
– 288 000 руб. – отражен ввод в эксплуатацию автомобиля;

Дебет 26 субсчет «Общехозяйственные расходы по деятельности организации на общей системе налогообложения» Кредит 02
– 4410 руб. – начислена амортизация по автомобилю за февраль в части, относящейся к деятельности организации на общей системе налогообложения;

Дебет 26 субсчет «Общехозяйственные расходы по деятельности организации, облагаемой ЕНВД» Кредит 02
– 1590 руб. – начислена амортизация по автомобилю за февраль в части, относящейся к деятельности организации на ЕНВД.

Ситуация

Производственная компания в мае 2015 г. для служебных нужд приобрела у юридического лица автомобиль Volkswagen Phaeton 5Long представительского класса (F) 2013 г. выпуска за 3 776 000 руб. (в том числе НДС — 576 000 руб.). В том же месяце объект введен в эксплуатацию и за него произведены соответствующие расчеты с продавцом.

Технические характеристики транспортного средства (ТС) таковы: длина — 5,179 м, ширина — 1,903 м, рабочий объем и мощность двигателя — 4,2 л и 335 л. с. соответственно.

Из первичных документов, оформленных передающей стороной, следует, что автомобиль был отнесен продавцом к третьей амортизационной группе, исходя из которой им установлен СПИ — 40 месяцев. До момента продажи ТС эксплуатировалось прежним владельцем в течение 20 месяцев.

Согласно бухгалтерской и налоговой учетной политике амортизация по объектам ОС начисляется линейным методом. При этом в целях налогообложения организация вправе применять амортизационную премию в размерах, предусмотренных п. 9 ст. 258 НК РФ.

При принятии автомобиля к бухгалтерскому учету компания установила срок его полезного использования равным пяти годам (60 месяцам). Какие варианты начисления амортизации в налоговом учете предоставляет организации закон?

Если продавец верно определил амортизационную группу

Сначала приведем способы определения срока полезного использования налогоплательщиком (покупателем) в ситуации, когда бывший владелец (продавец) установил СПИ на основании положений ст. 258 НК РФ в строгом соответствии с Классификацией ОС <1>.

<1> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Способ 1

—————-¬ ——————-¬ —————————¬
¦ Срок полезного¦ = ¦СПИ, установленный¦ — ¦ Срок фактической ¦
¦ использования ¦ ¦ продавцом ¦ ¦эксплуатации ОС у продавца¦
L—————- L——————- L—————————

Способ 2

—————-¬ —————————¬ ———————¬
¦ ¦ ¦ СПИ, установленный ¦ ¦ Срок фактической ¦
¦ Срок полезного¦ = ¦ покупателем в пределах ¦ — ¦ эксплуатации ОС ¦
¦ использования ¦ ¦ амортизационной группы, ¦ ¦ у продавца ¦
¦ ¦ ¦ выбранной продавцом ¦ ¦ ¦
L—————- L————————— L———————

Способ 3

———————————¬ ———————————¬
¦ Срок полезного использования ¦ = ¦ СПИ, установленный продавцом ¦
L——————————— L———————————

Способ 4

—————-¬ —————————————————¬
¦ Срок полезного¦ = ¦ СПИ, установленный покупателем в пределах ¦
¦ использования ¦ ¦ амортизационной группы, выбранной продавцом ¦
L—————- L—————————————————

Способ 5

—————-¬ —————————————————¬
¦ Срок полезного¦ = ¦ СПИ, установленный покупателем исходя из ¦
¦ использования ¦ ¦требований техники безопасности и других факторов¦
L—————- L—————————————————

Дадим несколько пояснений. Из буквального толкования п. 7 ст. 258 НК РФ следует, что налогоплательщик самостоятельно решает, какой порядок определения срока полезного использования имущества, бывшего в употреблении, он будет применять в налоговом учете. Причем уменьшение СПИ на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками является не обязанностью, а правом покупателя <2>, который за основу может (опять же, по своему выбору) взять как СПИ, установленный им с учетом Классификации ОС и положений п. 12 ст. 258 НК РФ, так и СПИ, изначально определенный бывшим владельцем.

<2> См. Постановления ФАС ДВО от 13.03.2014 N Ф03-150/2014 по делу N А24-2537/2013, ФАС ПО от 28.11.2013 по делу N А55-2116/2013.

Особый порядок определения срока полезного использования закреплен в абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ по объектам, которые эксплуатировались предыдущими собственниками в течение периода, равного или превышающего СПИ, определяемый Классификацией ОС для соответствующей амортизационной группы. В таком случае покупатель вправе (но не обязан) самостоятельно определить срок полезного использования с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Если продавец неверно определил амортизационную группу

Формально положения ст. 258 НК РФ не обязывают нового владельца основных средств пересматривать амортизационную группу, в которую в нарушение Классификации ОС их включил прежний владелец. Но арбитры, как правило, настаивают на исправлении ошибки последнего, поскольку считают недопустимым расчет амортизации и амортизационной премии исходя из некорректных данных <3>. Поэтому если налогоплательщик не боится судебных разбирательств, то он может определить СПИ одним из приведенных выше способов (способы 1 — 4). Если же спор с налоговой инспекцией не желателен и нет уверенности в правоте своих действий, СПИ можно исчислить так.

<3> См. Определение ВС РФ от 01.04.2015 N 304-КГ15-1793, Постановления АС СКО от 08.05.2015 N Ф08-2247/2015 по делу N А53-27549/2013, АС ПО от 06.03.2015 N Ф06-21153/2013 по делу N А55-4802/2014, ФАС МО от 31.07.2013 по делу N А40-121051/12-140-746.

Способ 6

—————-¬ —————————-¬ ——————¬
¦ Срок полезного¦ ¦ СПИ, самостоятельно ¦ ¦ Срок фактической¦
¦ использования ¦ = ¦ установленный покупателем ¦ — ¦ эксплуатации ОС ¦
¦ ¦ ¦ исходя из Классификации ОС¦ ¦ у продавца ¦
L—————- L—————————- L——————

Способ 7

—————-¬ —————————————————¬
¦ Срок полезного¦ = ¦ СПИ, самостоятельно установленный покупателем ¦
¦ использования ¦ ¦ исходя из Классификации ОС ¦
L—————- L—————————————————

Об амортизации автомобилей

Прежде чем перейти к расчету амортизации в рассматриваемой нами ситуации, скажем несколько слов об определении амортизационной группы по легковым автомобилям (потому как этот вопрос непростой).

Согласно классификации, принятой Европейской экономической комиссией, легковые автомобили разбиты на классы в зависимости от габаритов ТС.

Название класса

Обозначение

Длина, м

Ширина, м

Mini cars (особо малый класс, городской автомобиль)

Класс A

До 3,6

До 1,6

Small cars (малый класс)

Класс B

3,6 — 3,9

1,5 — 1,7

Medium cars (гольф-класс, первый средний класс, малый средний класс)

Класс C

3,9 — 4,4

1,6 — 1,75

Larger cars (средний класс, второй средний класс)

Класс D

4,4 — 4,8

1,7 — 1,8

Executive cars (высший средний класс, бизнес-класс)

Класс E

Более 4,8

Более 1,7

Luxury cars (высший класс, представительский класс)

Класс F

Более 5

Более 1,7

Некоторые авто в вышеприведенные классы не включены. Для них дополнительно определены следующие классы:

  • S — спорткары (купе, кабриолеты);
  • M — минивэны, универсалы повышенной вместимости;
  • J — спортивно-утилитарные автомобили, кроссоверы, внедорожники.

В соответствии с российским налоговым законодательством легковые автомобили с учетом Классификации ОС могут быть включены в одну из трех амортизационных групп.

Амортизационная группа

Срок полезного использования

Наименование согласно Классификации ОС

Коды ОКОФ

Третья

Свыше 3 лет до 5 лет включительно (37 — 60 мес.)

Автомобили легковые

15 3410010

Четвертая

Свыше 5 лет до 7 лет включительно (61 — 84 мес.)

Автомобили легковые малого класса для инвалидов

15 3410114

Пятая

Свыше 7 лет до 10 лет включительно (85 — 120 мес.)

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса

15 3410130

15 3410141

Как видим, выбор амортизационной группы зависит от класса легкового автомобиля. Что подразумевает под собой этот показатель, в Классификации ОС не уточнено. Зато из содержания данного документа можно догадаться, что выделяют три класса легковушек: малый, большой и высший. Причем соответствующая характеристика дана только для автомобилей большого класса, к которым следует относить легковые машины с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л.

Московские налоговики в Письме от 21.12.2011 N 16-15/123396@ для определения класса легкового автомобиля в целях начисления амортизации советуют обратиться к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 <4>, согласно которому ТС подразделяются на пять классов в зависимости от объема двигателя.

<4> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Класс

Рабочий объем двигателя, л

Коды ОКОФ

Особо малый

До 1,2

15 3410100 — 15 3410103

Малый

Свыше 1,2 до 1,8 включительно

15 3410110 — 15 3410114

Средний

Свыше 1,8 до 3,5 включительно

15 3410120 — 15 3410123

Большой

Свыше 3,5

15 3410130, 15 3410131

Высший

Не определен

15 3410140, 15 3410141

Из таблицы видно, что легковые автомобили высшего (представительского) класса должны включаться в пятую амортизационную группу независимо от объема двигателя. Для квалификации этих авто, произведенных в Европе, можно руководствоваться, например, приведенной выше классификацией, принятой Европейской экономической комиссией.

В рассматриваемой нами ситуации автомобиль Volkswagen Phaeton 5Long по всем техническим характеристикам является легковым автомобилем высшего (представительского) класса. Значит, в соответствии с Классификацией ОС он должен относиться к пятой амортизационной группе со СПИ свыше 7 лет до 10 лет включительно (85 — 120 мес.). Получается, что бывший собственник иномарки рассчитывал амортизацию неправильно, поскольку включил ее в третью амортизационную группу вместо пятой.

Рассчитаем амортизацию

Определим ежемесячные суммы амортизации указанными выше способами. Напомним, что автомобиль приобретен за 3 776 000 руб., включая НДС в сумме 576 000 руб. Следовательно, его стоимость, которая учитывается при исчислении амортизации, составит 3 200 000 руб.

Вариант 1. Руководствуясь п. 12 ст. 258 НК РФ, компания включила легковой автомобиль в ту же амортизационную группу, что и продавец (то есть в третью), взяв за основу тот же срок полезного использования — 40 месяцев.

Поскольку до продажи ТС эксплуатировалось в течение 20 месяцев, новый собственник при вводе объекта в эксплуатацию установит СПИ, равный 20 месяцам (40 — 20). Тогда месячная норма амортизации будет равна 5% (1 / 20 мес. x 100%), а сумма амортизации — 160 000 руб. (3 200 000 руб. x 5%).

В силу п. 4 ст. 259 НК РФ амортизацию в указанном размере следует начислять ежемесячно с июня 2015 г. на протяжении 20 месяцев (то есть по январь 2017 г. включительно). Следовательно, в 2015 г. компания сможет учесть в целях налогообложения амортизационные отчисления в сумме 1 120 000 руб., в 2016 г. — 1 920 000 руб., в 2017 г. — 160 000 руб.

Вариант 2. Организация в силу п. 12 ст. 258 НК РФ отнесла приобретенное имущество в состав той же амортизационной группы, что и прежний собственник, но пересмотрела СПИ, определив его в минимальном размере для третьей амортизационной группы — 37 месяцев. С учетом фактического времени эксплуатации автомобиля у предыдущего владельца новый СПИ составит 17 месяцев (37 — 20).

В таком случае норма амортизации будет равна 5,88% (1 / 17 мес. x 100%), сумма ежемесячной амортизации — 188 160 руб. (3 200 000 руб. x 5,88%). В 2015 г. организация перенесет на расходы 1 317 120 руб., в 2016 г. — 1 882 880 руб. (начисление амортизации прекратится в ноябре 2016 г.).

Вариант 3. Учитывая положения п. 12 ст. 258 НК РФ, компания решила не использовать свое право по корректировке срока полезного использования автомобиля, оставив его равным 40 месяцам. В таком случае ТС будет амортизироваться с июня 2015 г. по сентябрь 2018 г. включительно.

Норма амортизации составит 2,5% (1 / 40 мес. x 100%), сумма амортизации за месяц — 80 000 руб. (3 200 000 руб. x 2,5%). В 2015 г. компания учтет в налоговых расходах 560 000 руб., в 2016, 2017 гг. — по 960 000 руб., в 2018 г. — 720 000 руб.

Вариант 4. Организация отказалась от реализации своего права уменьшить СПИ бэушного объекта ОС на количество месяцев его эксплуатации прежним владельцем. Однако указанный срок она установила самостоятельно в соответствии с Классификацией ОС в рамках третьей амортизационной группы (то есть той, в которую автомобиль был включен у продавца) — 50 месяцев. С учетом этого стоимость ТС будет перенесена на расходы в течение периода с июня 2015 г. по июль 2019 г. включительно.

Месячная норма амортизации в таком случае составит 2% (1 / 50 мес. x 100%), сумма амортизации — 64 000 руб. (3 200 000 руб. x 2%). В 2015 г. налогоплательщик спишет 448 000 руб., в 2016 — 2018 гг. — по 768 000 руб., в 2019 г. — 448 000 руб.

Вариант 5. Поскольку продавец включил автомобиль не в ту амортизационную группу, что предусмотрена Классификацией ОС для данного авто, организация вопреки п. 12 ст. 258 НК РФ, но в соответствии с судебной практикой отнесла объект к пятой амортизационной группе и определила СПИ, равный 85 месяцам. Новый срок полезного использования (с учетом эксплуатации у прежнего владельца) составит 65 месяцев (85 — 20). То есть амортизация будет начисляться с июня 2015 г. по октябрь 2020 г. включительно.

Тогда месячная норма амортизации будет равна 1,54% (1 / 65 мес. x 100%), сумма амортизации — 49 280 руб. (3 200 000 руб. x 1,54%). В 2015 г. компания учтет при исчислении налога на прибыль 344 960 руб., в 2016 — 2019 гг. — по 591 360 руб., в 2020 г. — 489 600 руб.

Вариант 6. Организация исправила ошибку прежнего владельца и включила подержанный автомобиль в пятую амортизационную группу, установив минимальный СПИ, предусмотренный Классификацией ОС для данного имущества, — 85 месяцев. При этом налогоплательщик отказался от права уменьшить указанный срок на количество месяцев фактического использования транспортного средства продавцом. В этом случае амортизация будет начисляться с июня 2015 г. по июнь 2022 г. включительно.

В таком случае норма амортизации составит 1,18% (1 / 85 мес. x 100%), сумма ежемесячной амортизации — 37 760 руб. (3 200 000 руб. x 1,18%). В 2015 г. компания отнесет на расходы 264 320 руб., в 2016 — 2021 гг. — по 453 120 руб., в 2022 г. — 216 960 руб.

Продолжим пример Налоговый учет

Итак, мы продемонстрировали шесть вариантов расчета амортизации автомобиля с пробегом (приведенный выше способ определения СПИ под N 5 не применялся, поскольку по условиям примера организация обладала сведениями об амортизационной группе, в которую ТС было включено продавцом, а также об установленном им СПИ и фактическом сроке эксплуатации авто). Каким из них воспользоваться, решать вам.

Мы же, продолжая рассматривать обозначенную в начале статьи ситуацию, будем исходить из того, что налогоплательщик решил принять во внимание обширную судебную практику и отнес автомобиль к правильной амортизационной группе, скорректировав при этом СПИ на период использования ТС в деятельности прежнего собственника (вариант 5).

Для усложнения примера допустим, что компания решила воспользоваться своим правом, предоставленным ей п. 9 ст. 258 НК РФ, на единовременное списание в налоговые расходы 30% стоимости автомобиля — 960 000 руб. (3 200 000 руб. x 30%). В таком случае в течение 65 месяцев будут списываться расходы в сумме 2 240 000 руб. (3 200 000 — 960 000).

Ежемесячная сумма амортизации составит 34 496 руб. (2 240 000 руб. x 1,54%). В 2015 г. в состав налоговых расходов будет включено 1 201 472 руб. (241 472 руб. — амортизация, 960 000 руб. — амортизационная премия), в 2016 — 2019 гг. — по 413 952 руб., в 2020 г. — 342 720 руб. (по октябрь включительно).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете имущество включается в состав ОС по первоначальной стоимости, которая складывается из фактических затрат на его приобретение (за исключением НДС и других возмещаемых налогов). В нашем случае первоначальная стоимость автомобиля равна сумме, уплаченной продавцу в соответствии с договором, без учета НДС — 3 200 000 руб. (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» <5>, п. п. 23, 24 Методических указаний по бухучету ОС <6>).

<5> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
<6> Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Затраты на приобретение основных средств отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств») в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Первоначальная стоимость объекта, принятого в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается со счета 08 (субсчет 08-4) в дебет счета 01 «Основные средства».

Стоимость объектов ОС погашается путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний по бухучету ОС).

При применении линейного способа начисления амортизации ее годовая сумма определяется исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации. Последняя рассчитывается с учетом СПИ объекта ОС, установленного организацией при принятии этого объекта к бухгалтерскому учету. В течение года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (п. п. 18, 19 ПБУ 6/01, п. п. 54, 55 Методических указаний по бухучету ОС).

Компания установила СПИ автомобиля — пять лет. Следовательно, годовая сумма амортизации составит 640 000 руб. (3 200 000 руб. / 5 лет), ежемесячная — 53 333,33 руб. (640 000 руб. / 12 мес.).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету (в нашем случае — с июня 2015 г.), и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо до его выбытия (п. 21 ПБУ 6/01, п. 61 Методических указаний по бухучету ОС).

Амортизационные отчисления признаются расходами по обычным видам деятельности в месяце их начисления и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (п. 25 ПБУ 6/01, п. п. 5, 8, 16, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», п. п. 64, 65 Методических указаний по бухучету ОС).

Поскольку в рассматриваемой ситуации автомобиль приобретен для управленческих нужд, суммы начисленной амортизации будем отражать на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

В нашем примере СПИ автомобиля с пробегом для начисления амортизации в налоговом и бухгалтерском учете неодинаков. Кроме того, применение амортизационной премии допускается только в целях налогообложения. Эти обстоятельства приводят к необходимости использования организацией ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» <7>.

<7> Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

Применение ПБУ 18/02

Согласно п. 3 ст. 272 НК РФ амортизационная премия признается в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения. То есть в рассматриваемой ситуации в июне 2015 г. при исчислении налога на прибыль организация учет расходы в сумме 994 496 руб. (960 000 + 34 496). В свою очередь, в бухгалтерском учете можно списать только 53 333,33 руб.

В связи с этим в указанном месяце возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) в размере 941 162,67 руб. (994 496 — 53 333,33) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО) — 188 232,53 руб. (941 162,67 руб. x 20%) (п. п. 12, 15 ПБУ 18/02). Указанное ОНО отражается по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-прибыль).

В последующие месяцы по мере начисления амортизации по автомобилю в бухгалтерском и налоговом учете происходит уменьшение НВР и, как следствие, ОНО (п. 18 ПБУ 18/02), списание которого производится в учете обратной записью: Дебет 77 Кредит 68-прибыль. С июля 2015 г. по апрель 2020 г. (включительно) ОНО уменьшается на сумму 3767,47 руб. ((53 333,33 руб. — 34 496 руб.) x 20%), в мае 2020 г. — на 3767,51 руб. ((53 333,53 руб. — 34 496 руб.) x 20%).

С июня 2020 г. амортизация начисляется только в налоговом учете, поэтому в бухгалтерском учете вновь возникают НВР и соответствующее ей ОНО. В период с июня по сентябрь 2020 г. ежемесячная величина ОНО составит 6899,2 руб. (34 496 руб. x 20%), в октябре 2020 г. (с учетом арифметических погрешностей) — 6451,44 руб. (32 256 руб. x 20%).

В учете организации следует сделать следующие записи:

Налоговики и следователи договорились, кого можно считать «налоговыми злоумышленниками»

Следственный комитет и Налоговая служба разработали методические рекомендации по установлению фактов умышленной неуплаты налогов и формированию доказательной базы.

Отделения ПФР не вправе требовать у компаний нулевые СЗВ-М

Недавно Алтайское отделение ПФР выпустило неоднозначное информационное сообщение, касающееся правил представления СЗВ-М. В информации говорилось, что «даже в случае отсутствия работников, трудящихся по найму, работодатель все равно подает сведения, но только без указания списка застрахованных лиц».

В ПБУ «Учетная политика» внесены изменения

С 06.08.2017 года вступают в силу поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Так, в частности, установлено, что в случае, когда федеральными стандартами не предусмотрен способ ведения бухучета по конкретному вопросу, компания может разработать свой способ.

Недобросовестным налогоплательщикам могут отказать в приеме отчетности

Хабаровские налоговики сообщили, что территориальные инспекции вправе не принимать декларации у организаций, обладающих признаками недобросовестных плательщиков.

Как давать пояснения к расчету по взносам

Если в расчете по взносам отражены необлагаемые суммы либо пониженные тарифы, то при камеральной проверке расчета ИФНС направит вам требование. В нем она запросит документы, подтверждающие обоснованность отражения таких сумм и тарифов. Ваша задача — правильно ответить на это требование.

Утвержден новый порядок работы налоговиков с невыясненными платежами

С 01.12.2017 года изменятся правила, по которым налоговики будут разбираться с невыясненными платежами в бюджет. Особое место в новых правилах отведено уточнению платежек на уплату страховых взносов.

Суточные разъездным работникам: начислять ли НДФЛ и взносы

Если работа сотрудника связана с постоянными разъездами, то суммы выдаваемых ему суточных не облагаются ни взносами, ни НДФЛ в полном объеме, а не только в пределах общего лимита.

Проводки по списанию амортизации (02 счет в дебете)

Проводки амортизации основных средств, когда 02 счет расположен в дебете, будут следующими:

  1. Д02 – К01 – списание амортизации по проданному или ликвидированному ОС на снижение его первичной стоимости.
  2. Д02 – К02 – перенос амортизации по имуществу, переданному в аренду, на отдельный субсчет.
  3. Д02 – К03 – списание амортизации по выбывшему активу, который предназначался для сдачи в аренду, на уменьшение первичной цены.
  4. Д02 – К08 – списание амортизации поисковых активов, которые были переведены в состав НМА или ОС, на уменьшение первоначальной цены.
  5. Д02 – К79-1 – списание амортизации по активу, который был передан филиалу, находящемуся на отдельном балансе (в учете головного офиса компании).
  6. Д02 – К79-1 – списание амортизации по имуществу, которое было передано в головной офис (в бухучете филиала).
  7. Д02 – К79-3 – списание амортизации по имуществу, которые было отдано на доверительное управление (в бухучете учредителя управления).
  8. Д02 – К79-3 – списание амортизации по объекту, принятому на доверительное управление (на отдельном балансе).
  9. Д02 – К83 – уменьшение размера амортизации в случае уменьшения стоимости ОС в результате переоценки.

Проводки по амортизации (02 счет в кредите)

Проводки амортизации основных средств, когда 02 счет находится в кредите, будут следующими:

  1. Д08-3 – К02 – начисление амортизации по активам, используемым при строительных работах.
  2. Д08 – К02 – начисление амортизации по активам, которые используются для модернизации других активов.
  3. Д08 – К02 – начисление амортизации по активам, которые используются для производства НМА.
  4. Д20 – К02 – начисление амортизации по имуществу, которое используется в основном производстве.
  5. Д23 – К02 – начисление амортизации по активам, применяемым во вспомогательном производстве.
  6. Д23 – К02 – начисление амортизации на поисковые активы.
  7. Д25 – К02 – начисление амортизации по имуществу, которое имеет общепроизводственное значение.
  8. Д26 – К02 – начисление амортизации по имуществу, которое имеет общехозяйственное назначение.
  9. Д29 – К02 – начисление амортизации по тем активам, которые применяются в обслуживающем производстве.
  10. Д44 – К02 – начисление амортизации по имуществу, которое используется для продажи изготовленных товаров.
  11. Д44 – К02 – начисление амортизации по активам, которые принадлежат торговой фирме.
  12. Д83 – К02 – доначисление амортизации по имуществу, стоимость которого была увеличена по результатам переоценки.
  13. Д97 – К02 – начисление амортизации по активам, применяемых для исполнения работ, расходы на которые учитываются в качестве затрат предстоящих периодов.

Добавить комментарий Отменить ответ

20. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Амортизация определяется в порядке, предусмотренном статьями 256 – 259 гл. 25 НК РФ.

18. Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

При линейном способе – исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Приобретен объект основных средств стоимостью 120 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет.

Годовая норма амортизации – 20 процентов (100%. 5).

Годовая сумма амортизационных отчислений составит 24 тыс. руб. (120000 х 20. 100).

При способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости (первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) за минусом начисленной амортизации) объекта основных средств на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации субъекты малого предпринимательства могут применять коэффициент ускорения, равный двум; а по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться коэффициент ускорения в соответствии с условиями договора финансовой аренды не выше 3.

Приобретен объект основных средств стоимостью 100 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации, исчисленная исходя из срока полезного использования, составляющая 20 процентов (100%. 5), увеличивается на коэффициент ускорения 2; годовая норма амортизации составит 40 процентов.

В первый год эксплуатации годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости, сформированной при принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету, 40 тыс. руб. (100000 x 40. 100).

Во второй год эксплуатации амортизация начисляется в размере 40 процентов от остаточной стоимости на начало отчетного года, т.е. разницы между первоначальной стоимостью объекта и суммой амортизации, начисленной за первый год, и составит 24 тыс. руб. (100 – 40) x 40. 100).

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

Приобретен объект основных средств стоимостью 150 тыс. руб. Срок полезного использования установлен 5 лет. Сумма чисел лет срока службы составляет 15 лет (1 + 2 + 3 + 4 + 5).

В первый год эксплуатации указанного объекта может быть начислена амортизация в размере 5/15, или 33,3 процента, что составит 50 тыс. руб.,

во второй год – 4/15, что составит 40 тыс. руб.,

в третий год – 3/15, что составит 30 тыс. руб. и т.д.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования такого объекта.

Приобретен автомобиль с предполагаемым пробегом до 400 тыс. км, стоимостью 80 тыс. руб. В отчетном периоде пробег должен составить 5 тыс. км, следовательно, годовая сумма амортизационных отчислений исходя из соотношения первоначальной и предполагаемого объема продукции составит 1 тыс. рублей (5 х 80. 400).

Примеры расчета амортизации автотранспортного средства

Износ машины или другого вида транспортного средства можно посчитать в интернете. В настоящее время существует немало сайтов для проведения таких расчетов. Нужно просто заполнить требуемые поля и портал выдаст нужную информацию.

Но надо учитывать, что онлайн расчеты являются приблизительными, и не всегда учитывают все необходимые параметры.

Для более точного расчета амортизации нужно самостоятельно фиксировать все затраченные денежные средства на машину. К таким затратам обычно относится:

  • покупка запчастей и их замена;
  • ремонт;
  • траты на топливо;
  • замена шин;
  • технический осмотр.

Пример №1

Предприятие осуществило покупку нового автомобиля и начало его использовать 21 марта 2006 года. Начальная цена автотранспортного средства составила триста тысяч рублей. Время полезного использования составляет пять лет.

Таким образом, сумма чисел лет нужного потребления машины равняется: 1+2+3+4+5=15

В бухгалтерском учете износ движимого имущества начислялся в следующих денежных эквивалентах.

В 2007г (1-ый год использования):

  • годовая сумма составит: 5/15*300000 р.=100000р;
  • месячная соответственно будет: 100000/12=8333р.

В 2008г (2-ой год использования):

  • годовая: 4/15*300000р.=80000р;
  • месячная: 80000/12=6667р.

В 2009г (3-ий год использования):

  • годовая: 3/15*300000р=60000р;
  • месячная: 60000/12-5000р.

В 2010г (4-ый год использования):

  • годовая: 2/15*300000р=40000р;
  • месячная: 40000/12=3333р.

В 2011г (5-ый год использования):

  • годовая: 1/15*300000р=20000р;
  • месячная :20000/12=1667р.

Однако в налоговых учетах денежная сумма амортизационных затрат является одинаковой для каждого месяца, и равняется: 300000р/60=5000р.

Так как месячные суммы износа разнятся, появляются вычитаемые временные отличия для первых двух лет обслуживания машины. И в 2007 году такое отличие составит: 8333р-5000р=3333р.

Чтобы правильно составить договор купли-продажи авто, ознакомьтесь с советами, проведенными в этой статье.

Как вычислить рентабельность продаж? вы найдете все способы и методы расчета.

вы найдете все рекомендации по вычислению НДС.

Пример №2

Стоимость отечественно автомобиля приобретенного в 2013 году – 200 тысяч рублей; пробег с 2013г по 2016г — 90 тысяч километров; расчетный износ – 18,6%. Чтобы рассчитать естественную амортизацию нужно начальную стоимость машины умножить на расчетный износ: 200000р*18,6%=37200р.

Остаточная стоимость данного транспорта будет равняться вычитанию естественного износа от начальной стоимости автомобиля: 200000р-37200р=162800р.Имея данные расчеты можно посчитать затраты на один километр пробега, для этого необходимо естественный износ разделить на первоначальную цену машины: 37200р/200000р=0,18р/км.

Нюансы начисления износа на авто

Чтобы рассчитать износ автомобиля более точно, мало знать основные характеристики машины. Обычно организации для наиболее точного подсчета используют специальные справочники. В которых указывается марка автомобильного средства, а также его балансовая стоимость по году его выпуска.

Если взять из определенной таблицы показатель и разделить на число месяцев, на протяжении которых машина была в использовании, то получиться цена износа данного автотранспорта эксплуатируемого в течение одного месяца.

В данный расчет не входят сведения о стоимости горюче-смазочных материалов, погодные условия, а также финансы, затрачиваемые на мелкий косметический ремонт.

Таким образом, выбор методики напрямую зависит от организации или физического лица. Главное при различных способах расчета помнить о важности всех показателей, которые отвечают за работоспособность автотранспортного средства.

Вся стоимость транспортного средства, приобретенного предприятием, сразу никогда не списывается. Она вычитается постепенно в течение всего срока полезного использования. Считать амортизацию автомобиля необходимо в рамках бухгалтерского и налогового учета.

Амортизация автомобиля – это списание стоимости транспортного средства по частям в соответствии с физическим износом. Иными словами, если машина была приобретена предприятием, то ее стоимость списывается бухгалтерией не сразу, а постепенно в течение нескольких лет.

Амортизационные отчисления относятся к издержкам деятельности предприятия. Они вычитаются из основных средств (ПБУ 6/01 от 30.03.2001). Это денежный эквивалент износа.

Считать амортизацию нужно, если:

  • предприятие покупает автомобиль;
  • компания нанимает сотрудника с машиной.

Аренда автомобиля может быть учтена на счете 01, на котором отражается информация об основных средствах, находящихся в эксплуатации. Но только в том случае, если этот актив приносит доход более 12 месяцев подряд.

Амортизация используется в бухгалтерском и налоговом учете.Она нужна для постепенного списания сумм крупных расходов, чтобы не создавать в коротком периоде отрицательные показатели.

Расчет в бухгалтерском учете

Алгоритм расчета следующий:

  1. определите срок полезного использования;
  2. выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  3. отразите в учетной политике выбранный способ;
  4. произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.

Менять метод расчета не допускается для объекта.

Когда стоит начинать списывать отчисления, зависит от срока ввода транспортного средства в эксплуатацию, а не факт его покупки. Также неважно, когда автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД.

Изобр. 1. Постановка автомобиля в ГИБДД

Существует несколько способов расчета амортизации автомобиля. В основу ложится стоимость машины без НДС, отраженная по дебету сч. №1 «Основные средства». Списанные деньги указываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Срок полезного использования можно подсмотреть в Постановлении Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1. Авто попадают в 3-ю группу (3-5 лет), 4-ю (5-7 лет), 5-ю (7-10 лет).

Для расчетов можно использовать справочник, в котором приведена балансовая стоимость модели транспортного средства. Полученное значение делится на срок использования и получается сумма амортизации. Нет единого справочника, по которому бы выстраивались все расчеты. За основу допускается брать номенклатурные каталоги, издаваемые специализированными организациями.

В бухгалтерии чаще остальных используются два метода – линейный и способ по сумме чисел срока полезного использования. Какой из них применить, выбирает само предприятие. Однако остановиться на определенном варианте можно до ввода в эксплуатацию объекта учета. И менять его позже уже нельзя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *