Кадры правоохранительных органов находятся в ведении

Адвокатура и нотариат

Общая характеристика соотношения адвокатуры и нотариата

Разнообразные правоохранительные и правозащитные органы выступают необходимой основой формирования правового государства и гражданского общества, поскольку именно они позволяют обеспечивать действительную и своевременную защиту субъективных прав и законных интересов, а нередко – также предупреждать различные проявления противоправного поведения.

При этом в процессе характеристики соответствующих органов в их широком понимании, зачастую рассматриваются вместе нотариат и адвокатура, которые несмотря на значительные различия в назначении и сферах деятельности, в действительности сообща занимаются непосредственной защитой прав человека. Кроме того, в качестве сходства обозначенных институтов признается их правовое регулирование нормами действующего федерального законодательства, что, в известной степени подчеркивает особый статус соответствующих органов.

Переходя к непосредственной характеристике адвокатуры и нотариата в системе правоохранительных органов Российской Федерации отметим, что определение адвокатуры, в общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Адвокатура и нотариат 420 руб.
  • Реферат Адвокатура и нотариат 240 руб.
  • Контрольная работа Адвокатура и нотариат 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Определение 1

Адвокатура – это относительно обособленное, в том числе от органов государственной власти и местного самоуправления, профессиональное объединение адвокатов, выступающее институтом гражданского общества, призванное выполнять задачи по защите прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, посредством предоставления квалифицированной юридической помощи на возмездной и безвозмездной основе.

В свою очередь, понятие нотариата, как следующего из рассматриваемых органов, может быть сформулировано так:

Определение 2

Нотариат – система органов и должностных лиц, на которых положениями действующего российского законодательства возлагаются обязанности по совершению от имени Российской Федерации нотариальных действий, призванных обеспечивать юридическое закрепление бесспорных гражданских прав, а также определенных фактов, необходимое для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, обратившихся за соответствующей помощью к нотариусу.

Из содержания приведенных определений, а также исходя из анализа положений действующего законодательства РФ, может быть сделан вывод о том, что сходствами адвокатуры и нотариата выступают:

  1. Адвокатская и нотариальная деятельность не признается в силу прямого указания действующего законодательства в качестве предпринимательской;
  2. Оказание правовой помощи является обязанностью членов адвокатуры и нотариата, в этой связи, адвокат или нотариус не вправе отказать в предоставлении соответствующих консультационных или юридически значимых услуг любому лицу, имеющему право на ее бесплатное получение;
  3. Наличие общих принципов организации и деятельности адвокатуры и нотариата – законность, охрана интересов физических и юридических лиц, соблюдение тайны нотариальных действий и адвокатской тайны, и т.д.

Отличия адвокатуры от нотариата

Несмотря на наличие множества общих свойств и особенностей адвокатуры и нотариата, было бы неверным утверждать их полную идентичность. В этой связи, представляется целесообразным остановиться на характеристике отличий рассматриваемых правозащитных институтов.

Так, в числе наиболее существенных отличий в рассматриваемой сфере следует называть:

  • Различие в характере взаимодействия с клиентами. Так, деятельность адвоката предполагает заключение договора поручения с клиентом, что предполагает общий частноправовой характер обозначенного взаимодействия. В свою очередь, деятельность нотариуса отличается публично-правовым характером, поскольку непосредственное осуществление нотариусом предоставленных ему полномочий производится в рамках нотариального производства, предполагающего равенство юридических условия для всех лиц, обратившихся за совершением соответствующего нотариального действия;
  • Вторым отличием, в известной степени вытекающим из обозначенной публично-правовой природы нотариата, выступает то, что число нотариусов строго ограничивается со стороны государственных органов юстиции и нотариальных палат, в то время как адвокатам предоставлено право самостоятельно регулировать свою численность. Более того, в отличие от адвоката нотариус наделен правом совершения нотариальных действий исключительно в пределах установленного нотариального округа;
  • Различные сферы юрисдикции, в которых производится обеспечение защиты прав и законных интересов клиентов. Так, для адвокатуры в большей степени характерна вовлеченность в судебное производство по гражданским, уголовным или административным делам, а для нотариата, в свою очередь, характерно отправление деятельности в рамках бесспорной юрисдикции.

Признак корпоративности адвокатуры и нотариата

Еще одной характеристикой, которую следует упомянуть в процессе проведения характеристики адвокатуры и нотариата, выступает их корпоративность, то есть наличие особых органов управления, именуемых, соответственно, адвокатскими и нотариальными палатами.

Замечание 1

При этом следует отметить, что применительно к нотариату правовой статус обозначенной палаты преимущественно сформулирован в общих чертах, что обуславливается, в том числе тем, что нотариальная палата не оказывает влияния на процесс формирования условий для назначения на должность нотариуса.

Иначе обстоит ситуация с характеристикой адвокатской палатой, поскольку в действующем законодательстве определена структура адвокатской палаты, регламентирован порядок соответствующих органов составляющих обозначенную структуру, и т.д. При этом как частично было отмечено выше, адвокатская палата принимает непосредственное участие в прохождении квалификационных испытаний, необходимых для получения соответствующего статуса.

Статья 71 -73

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуаль­­ное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и поми­лова­ние; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуаль­ное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Статья 73

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Комментарий к статьям 71–73

Статьи 71–73 Конституции РФ посвящены разграничению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. В целом они воспроизводят положения Федеративного договора, регулировавшего данные отношения до принятия Конституции РФ.

К исключительному ведению РФ отнесены полномочия в наиболее важных сферах жизни страны, обеспечивающие функционирование федерации в целом.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся вопросы, регулирование которых предполагает определенную вариативность с учетом особенностей конкретного субъекта РФ, но на базе общефедеральных правил.

Правовое регулирование в сферах, не указанных статьями 71, 72 Конституции РФ, осуществляется субъектами РФ самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *