Изменение границ населенного пункта

Справка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю по вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель и сообщает.

1. По вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости (далее — кадастр) сведений о категории земель в отношении ранее учтенного земельного участка, расположенного в границах населенного пункта.

В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в состав таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

При этом, исходя из части 3 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в кадастр в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона N 172-ФЗ.

Кроме того, пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618 (далее — Положение), определены документы, представляемые органом местного самоуправления в орган кадастрового учета в случае установления (изменения) границ населенных пунктов.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель вышеуказанного ранее учтенного земельного участка в случае представления органом местного самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренных пунктом 11 Положения, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов. В данном случае не требуется принятия в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ нормативного правового акта органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Кроме того, указанный порядок не предусматривает участия правообладателя земельного участка, в частности, не предусматривает необходимости его обращения в орган кадастрового учета в целях внесения в кадастр сведений о категории земель.

Вместе с тем внесение сведений о категории земель в кадастр в отношении соответствующего земельного участка может быть также осуществлено по инициативе правообладателя такого участка.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если категория земель не указана в документах кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой предоставлялся такой земельный участок.

В этой связи (если орган местного самоуправления не представил в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия вышеуказанных документов, необходимых для внесения в кадастр сведений о категории земель) правообладатель вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об отнесении земельного участка к землям определенной категории. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в данном случае осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 Закона N 172-ФЗ. При этом согласно части 7 статьи 14 Закона N 172-ФЗ сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в кадастр по заявлению правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о возможности приостановления государственной регистрации прав либо отказа в государственной регистрации прав в связи с отсутствием в кадастре сведений о категории земель в отношении ранее учтенных земельных участков, предоставленных до вступления в силу ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП).

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации.

При этом особенности государственной регистрации прав собственности граждан на земельные участки, предоставленные до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, установлены статьей 25.2 Закона о регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации в целях государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок может быть предоставлен любой документ, подтверждающий право гражданина на соответствующий земельный участок.

Согласно пункту 6 статьи 25.2 Закона о регистрации истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанный земельный участок не допускается.

Необходимо отметить, что Закон о регистрации не содержит оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на соответствующий земельный участок по причине отсутствия в кадастре, а также в представленных на государственную регистрацию документах сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Кроме того, согласно положениям части 11 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) отсутствие в кадастре кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о кадастре, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.

Также необходимо отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в кадастр сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости). Перечень уникальных характеристик объекта недвижимости установлен частью 1 статьи 7 Закона о кадастре. При этом категория земель относится к перечню дополнительных сведений об объекте недвижимости, вносимых в кадастр.

Вместе с тем в случаях, указанных в пункте 9.1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, государственный регистратор обязан проверить наличие законных оснований для государственной регистрации прав собственности на указанные в данном пункте земельные участки (установить отсутствие запрета на предоставление соответствующего земельного участка в частую собственность). При этом необходимо учитывать, что ЗК в ряде случаев связывает наличие ограничения оборотоспособности земельного участка с определенной категорией земель (статья 27 ЗК).

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, государственная регистрация ранее возникшего права собственности на земельный участок, указанный в пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации, или ранее возникшего права в отношении земельных участков, не указанных и пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации (без одновременной регистрации перехода права или сделки), не зависит от наличия в кадастре, а также в представленных на государственную регистрацию права документах сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель. В иных случаях для осуществления государственной регистрации прав необходимо наличие в кадастре сведений о категории земель соответствующего земельного участка.

Директор
Департамента недвижимости
А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 30 марта 2010 г. N Д23-1060 «По вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель»

Текст письма официально опубликован не был

Перевод земель из одной категории в другую

1) В Законе о переводе земель из одной категории в другую указанно, что ходатайство в уполномоченный исполнительный орган подает заинтересованное лицо. Но нигде в документе нет разъяснения, кто может выступать в роли заинтересованного лица. Это может быть только правообладатель земельного участка или и другое лицо, которое представляет интересы правообладателя. Мы склоняемся ко второму варианту, поскольку дальше в перечне документов, которые подаются вместе с ходатайством, есть документ, подтверждающий согласие правообладателя.

Согласно п. 3 ст. 5 ЗК РФ правообладателями земельных участков выступают не только собственники земельных участков, но и землепользователи, землевладельцы и арендаторы. По сути, заинтересованными лицами могут выступать юридические лица (предприятия, учреждения, организации), граждане, индивидуальные предприниматели, а также общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вопрос о том, кто имеет право подавать ходатайство о переводе земель или земельного участка из одной категории в другую чрезвычайно важен, так как одной из причин отказа в рассмотрении ходатайства является подача его ненадлежащим лицом.

2) Уполномоченными органами на рассмотрение ходатайства о переводе земель из одной категории в другую являются:

а. Правительство Российской Федерации в отношении земель в федеральной собственности;

б. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – в отношении всех земель в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения в муниципальной и частной собственности;

в. Органы местного самоуправления – в отношении земель в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Из этого следует, что полномочия по принятию решения об изменении целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения как более ценных имеют только Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления не могут принимать решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другие категории.

3) В ходатайстве о переводе земельных участков из одной категории в другую необходимо указать:

а. кадастровый номер земельного участка;

б. текущую категорию земель, к которой отнесен земельный участок;

в. категорию земель, в которую планируется перевести земельный участок;

г. обоснование для перевода;

д. права на земельный участок.

Вместе с ходатайством заинтересованное лицо подает в уполномоченный орган государственной власти пакет документов. В законе указано, что заявитель должен лично подать только копию документа, подтверждающую личность заявителя (выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), а также документ, подтверждающий согласие правообладателя земельного участка. Другие документы запрашиваются исполнительным органом государственной власти в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно. Нередкими бывают случаи, когда уполномоченные органы требуют от заявителя предоставления полного перечня документов.

4) В законе прямо указано, что акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд. Но в законе нет прямого указания, можно ли обжаловать в суде возврат ходатайства без рассмотрения.

5) После принятия актов о переводе земельных участков из одной категории в другую и внесения изменений в государственный кадастр недвижимости переоформлять правоустанавливающие документы на земельные участки нет необходимости.

6) В случае нарушения установленного порядка акты о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую могут быть признаны недействительными.

7) Изложенный порядок перевода земель из одной категории в другую справедлив для всех категорий земельных участков, кроме земель населенных пунктов. Перевод земель населенных пунктов в земли других категорий или земель из состава других категорий в земли населенных пунктов независимо от форм собственности производится только путем установления или изменения границ населенных пунктов. Порядок установления и изменения границ населенных пунктов регулируется ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Когда перевод земли не допускается?

Когда исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение ходатайства о переводе земель, принимают Акт об отказе в переводе земель, то для этого есть ряд причин, которые могут послужить основанием для отказа. Перевод земель из одной категории в другую не допускается в следующих случаях:

1) если в федеральном законодательстве установлен прямой запрет или ограничение на перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;

2) если для перевода земель в законодательстве установлена необходимость проведения государственной экологической экспертизы и результаты такой экспертизы оказались отрицательными – перевод земли из одной категории в другую противопоказан;

3) испрашиваемое целевое назначение земель или земельных участков не соответствует территориальному планированию и землеустроительной документации.

Статья 31. Категории земель, находящихся за границами населенных пунктов

Статья 31. Категории земель, находящихся за границами населенных пунктов

1. В состав земель, находящихся за границами населенных пунктов, входят земли следующих категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

3) земли особо охраняемых территорий и объектов;

4) земли лесного фонда;

5) земли водного фонда;

6) земли запаса.

2. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, иным действующим законодательством.

3. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель водного фонда, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Ж-1 Зона развития жилой застройки

Зона развития жилой застройки, предусмотренная генеральным планом Верхнеуфалейского городского округа, расположена за границами населенных пунктов.

1. Основные виды разрешенного использования:

отсутствует необходимость установления данного вида разрешенного использования.

Решения о застройке данной территории принимаются органами местного самоуправления после соответствующего изменения границ населенных пунктов в установленном законодательством порядке.

Разрешенное использование данной территории устанавливается в ходе разработки документации по планировке территории с установлением новых территориальных зон, градостроительных регламентов и параметров разрешенного использования с последующим внесением их в Правила.

2. Условно разрешенные виды использования:

отсутствует необходимость установления данного вида разрешенного использования.

3. Вспомогательные виды разрешенного использования:

отсутствует необходимость установления данного вида разрешенного использования.

4. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:

отсутствует необходимость установления таких параметров.

5. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства

Использование земельных участков и объектов капитального строительства осуществлять в соответствии с требованиями технических регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил.

СХ Зона сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п.1 ст. 77 Земельного кодекса РФ).

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются зоны:

СХ- 1 — зона сельскохозяйственных угодий;

СХ- 2 — зона объектов сельскохозяйственного назначения.

СХ — 1 Зона сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 глава 4 Градостроительного кодекса РФ).

СХ — 2 Зона объектов сельскохозяйственного назначения

1. Основные виды разрешенного использования:

1.1 для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

1.2 для ведения личного подсобного хозяйства;

1.3 для ведения садоводства;

1.4 для дачного строительства;

1.5 для ведения животноводства;

1.6 для ведения огородничества;

1.7 для ведения пчеловодства;

1.8 здания, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции;

1.9 размещение внутрихозяйственных дорог и коммуникаций;

1.10 защитные лесные насаждения;

1.11 водные объекты;

1.12 для научно- исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством;

1.13 для ведения рыбных промыслов;

1.14 для сенокошения и выпаса скота;

1.15 охотничьи хозяйства.

2. Условно разрешенные виды использования:

2.1 объекты административно-бытового назначения;

2.2 коллективные овощехранилища;

2.3 открытые гостевые автостоянки;

2.4 магазины;

2.6 физкультурно-оздоровительные сооружения;

2.7 ветлечебницы.

3. Вспомогательные виды разрешенного использования:

3.1 подъезды, проезды к участкам, скотопрогоны;

3.2 склады для обслуживания объектов;

3.3 вспомогательные объекты, необходимые для технического обслуживания основных объектов;

3.4 дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и др.);

3.5 строения для занятий индивидуальной трудовой деятельностью (без нарушения принципов добрососедства);

3.6 индивидуальные гаражи на придомовом участке или парковки;

3.7 емкости для хранения воды на индивидуальном участке;

3.8 водозаборы;

3.9 общественные резервуары для хранения воды;

3.10 помещения для охраны индивидуальных садов;

3.11 площадки для мусоросборников;

3.12 противопожарные водоемы;

3.13 постройки для содержания мелких домашних животных;

3.14 инженерные коммуникации (водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, связи).

4. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

4.1 Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь:

— предельные максимальные размеры земельных участков:

для крестьянского (фермерского) хозяйства — 150,0 га;

для ведения садоводства — 0,3 га;

для ведения животноводства — 10,0 га;

для ведения огородничества — 1,0 га;

для дачного строительства — 3,0 га;

— предельные минимальные размеры земельных участков:

для крестьянского (фермерского) хозяйства — 0,5 га;

для ведения личного подсобного хозяйства — 0,05 га;

для ведения садоводства — 0,06 га;

для ведения животноводства — 2,0 га;

для ведения огородничества — 0,03 га;

для дачного строительства — 0,06 га.

4.2 Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений:

— минимальное расстояние от границ соседнего участка до стены жилого дома — 3 метра, до хозяйственных и прочих строений — 1 м, до открытой автостоянки — 1 м, до отдельно стоящего гаража — 1 м;

— отступ от красной линии до линии регулирования застройки при новом строительстве — не менее 5 метров, от красной линии проездов — не менее 3 м;

4.3 Предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений:

— количество этажей зданий — не более 3-х этажей.

4.4 Максимальный процент застройки в границах земельного участка составляет 20%.

5. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства

Использование земельных участков и объектов капитального строительства осуществлять в соответствии с требованиями технических регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил.

Создание фермерских хозяйств и их деятельность регулируется в соответствии с требованиями Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ.

Размещение территорий садоводческих, огороднических, дачных объединений, а также индивидуальных дачных и садово-огородных участков запрещается:

— в санитарно-защитных зонах промышленных объектов, производств и сооружений;

— на особо охраняемых природных территориях;

— на территориях с зарегистрированными залежами полезных ископаемых;

— на особо ценных сельскохозяйственных угодьях;

— на резервных территориях для развития населенных пунктов в пределах поселения;

— на территориях с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества;

— на землях, расположенных под линиями высоковольтных передач 35 кВ и выше, а также с пересечением этих земель магистральными газо- и нефтепроводами.

Противопожарные расстояния от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее не менее 30 м (пункт 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»).

П. Земли промышленности

П — 1. Зона производственных и коммунально-складских объектов

1.Основные виды разрешенного использования:

1.1 промышленные предприятия и коммунально-складские объекты с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

2. Условно разрешенные виды использования:

2.1 санитарно-технические сооружения для контролируемого организованного временного хранения отходов при условии обеспечения их вывоза и утилизации;

2.2 предприятия по утилизации отходов.

3. Вспомогательные виды разрешенного использования:

3.1 элементы благоустройства;

3.2 места парковки легковых автомобилей.

4. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

4.1 Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь:

— отсутствует необходимость установления такого параметра; определяются проектами планировки территории с учетом специализации предприятий.

4.2 Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений:

— отсутствует необходимость установления такого параметра; определяются проектами планировки территории с учетом специализации предприятий.

4.3 Предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений:

— отсутствует необходимость установления такого параметра; определяются проектами планировки территории с учетом специализации предприятий.

4.4 Максимальный процент застройки в границах земельного участка составляет 80%.

5. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства

Использование земельных участков и объектов капитального строительства осуществлять в соответствии с требованиями технических регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил.

6. Параметры использования земельных участков:

Коэффициент озеленения территории — не менее 10% от площади земельного участка.

Площадь территорий, предназначенных для хранения транспортных средств, (для вспомогательных видов использования) — не более 10% от площади земельного участка.

СН. Зоны специального назначения

СН -1. Зона кладбищ

1. Основные виды разрешенного использования:

1.1 кладбища;

1.2 крематории, колумбарии.

2. Условно разрешенные виды использования:

отсутствует необходимость установления данного вида разрешенного использования.

3. Вспомогательные виды разрешенного использования:

3.1 киоски, павильоны розничной торговли и обслуживания;

3.2 общественные туалеты;

3.3 объекты инженерной инфраструктуры;

3.4 места парковки легковых автомобилей.

4. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

4.1 Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь:

— размеры земельных участков кладбищ: не менее 0,5 га и не более 40 га.

4.2 Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений:

— не менее 1 м от границ земельного участка.

4.3 Предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений:

— отсутствует необходимость установления такого параметра; определяются проектами планировки территории с учетом специализации предприятий.

4.4 Максимальный процент застройки в границах земельного участка:

— отсутствует необходимость установления такого параметра; определяется проектами планировки территории с учетом специализации предприятий.

5. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства

Использование земельных участков и объектов капитального строительства осуществлять в соответствии с требованиями технических регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил.

СН — 2. Зона полигонов ТБО

1. Основные виды разрешенного использования:

1.1 полигоны бытовых отходов и иные объекты размещения отходов потребления;

1.2 здания, сооружения по сортировке, переработке, утилизации отходов, складированию ТБО.

2. Условно разрешенные виды использования:

отсутствует необходимость установления данного вида разрешенного использования.

3. Вспомогательные виды разрешенного использования:

3.1 контрольно-пропускной пункт.

4. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

4.1 Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь:

— максимальный размер земельного участка — 13 га;

4.2 Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений:

— не менее 1 м от границ земельного участка и соблюдения требований технических регламентов.

4.3 Предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений:

— количество этажей зданий — не более 3-х этажей.

4.4 Максимальный процент застройки в границах земельного участка:

— основное сооружение полигона (участок складирования ТБО) — 85-95%;

— хозяйственная зона — 5-15%.

5. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства

Использование земельных участков и объектов капитального строительства осуществлять в соответствии с требованиями технических регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил.

Р-1 Земли лесного фонда

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда (п. 6 ст. 36 глава 4 Градостроительного кодекса РФ).

Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с Лесным Кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ (с изм. и доп.).

Р. Земли особо охраняемых территорий и объектов

Р — 2. Зона рекреационного назначения

1. Основные виды разрешенного использования:

1.1 санатории, профилактории, пансионаты, дома отдыха, базы отдыха;

1.2 детские оздоровительные, спортивные лагеря и дачи дошкольных учреждений;

1.3 стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря;

1.4 тренировочные базы, конно-спортивные базы, велотреки;

1.5 туристические базы;

1.6 спортклубы, яхт-клубы, лодочные станции;

1.7 гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, кемпинги, мотели;

1.8 административные корпуса для обслуживания персонала объектов проживания, отдыха и спорта;

1.9 предприятия общественного питания;

1.10 спортзалы (с бассейнами или без);

1.11 пляжи;

1.12 киоски, временные павильоны розничной торговли и обслуживания;

1.13 пункты оказания первой медицинской помощи;

1.14 спасательные станции.

2. Условно разрешенные виды использования:

отсутствует необходимость установления данного вида разрешенного использования.

3. Вспомогательные виды разрешенного использования:

2.1 прокат игрового и спортивного инвентаря;

2.2 места для пикников, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха;

2.3 игровые площадки, площадки для национальных игр;

2.4 спортплощадки;

2.5 общественные туалеты;

2.6 площадки для мусоросборников;

2.7 парковки перед объектами обслуживающих, оздоровительных и спортивных видов использования;

2.8 объекты инженерного обеспечения.

4. Предельные (максимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

4.1 Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь:

— отсутствует необходимость установления такого параметра; устанавливаются в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования, нормами технического регулирования.

4.2 Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений:

— не менее 1 м от границ земельного участка и соблюдения требований технических регламентов.

4.3 Предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений:

— количество этажей зданий — не более 3-х этажей.

4.4 Максимальный процент застройки в границах земельного участка составляет 20%.

-5. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства

Использование земельных участков и объектов капитального строительства осуществлять в соответствии с требованиями технических регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил.

Р-3 Земли особо охраняемых природных территорий

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий (п. 6 ст. 36 глава 4 Градостроительного кодекса РФ).

На территории Верхнеуфалейского городского округа расположено пять памятников природы:

1. озеро Иткуль,

2. озеро Аракуль,

3. гора Большой Камень,

4. гора Красный Камень,

5. Никелевый профиль коры выветривания на Южном Урале (Ново-Черемшанский карьер).

Озеро Иткуль, озеро Аракуль, гора Большой Камень, гора Красный Камень, Никелевый профиль коры выветривания на Южном Урале (Ново-Черемшанский карьер) отнесены к памятникам природы областного значения.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятники природы на прилегающих к ним земельных участках создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Охранная зона памятника природы озеро Иткуль

Режим особой охраны памятника природы озера Иткуль, режим охранной зоны памятника природы озера Иткуль, допустимые виды использования памятника природы озера Иткуль регулируются «Положением о памятнике природы Челябинской области озере Иткуль», утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18.12.2008 г. N 414-П.

Охранная зона памятника природы озеро Аракуль

Режим особой охраны памятника природы озера Аракуль, режим охранной зоны памятника природы озера Аракуль, допустимые виды использования памятника природы озера Аракуль регулируются «Положением о памятнике природы Челябинской области озере Аракуль», утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18.12.2008 г. N 414-П.

Памятник природы гора Большой Камень

Режим особой охраны памятника природы гора Большой Камень, допустимые виды использования памятника природы гора Большой Камень регулируются «Положением о памятнике природы Челябинской области гора Большой Камень», утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 20.08.2014 г. N 339-П.

Памятник природы гора Красный Камень

Режим особой охраны памятника природы гора Красный Камень, допустимые виды использования памятника природы гора Красный Камень регулируются «Положением о памятнике природы Челябинской области гора Красный Камень», утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 20.07.2016 г. N 391-П.

Памятник природы Никелевый профиль коры выветривания на Южном Урале (Ново-Черемшанский карьер)

Правовой режим особой охраны памятника природы Никелевый профиль коры выветривания на Южном Урале (Ново-Черемшанский карьер) не установлен. Необходимо проведение комплексного экологического обследования для уточнения природоохранного статуса указанной территории.

ПР-1 Зона озеленения специального назначения

Зона предназначена для организации и благоустройства санитарно-защитных зон в соответствии с действующими нормативами.

1. Основные виды разрешенного использования:

1.1 зеленые насаждения специального назначения.

2. Условно разрешенные виды использования:

отсутствует необходимость установления данного вида разрешенного использования.

3. Вспомогательные виды разрешенного использования:

отсутствует необходимость установления данного вида разрешенного использования.

4. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:

отсутствует необходимость установления таких параметров.

5. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства

Использование земельных участков и объектов капитального строительства осуществлять в соответствии с требованиями технических регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил.

Границы населённых пунктов и порядок их изменений

Границами населенных пунктов называются линии, которые определяют его территориальные пределы. Данное понятие закреплено в ч.2 ст. 83 Земельного кодекса РФ, где отмечено, что границы сельских и городских поселений не могут проходить поперек границ муниципальных районов, городских округов, иных образований или выходить за их пределы, а также пересекать линии участков земли, предоставленных физическим и юридическим лицам.

Порядок установления и изменения границ поселений определяется ст. 84 Земельного кодекса РФ и состоит в утверждении или изменении генерального плана поселения, утверждении или изменении схемы планирования муниципального района. Генеральный план принимается представительным органом местного самоуправления, а резолюция о разработке генерального плана и подготовке рекомендаций о внесении в него изменений, осуществляется главой местной администрации (ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).

Сообразно ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения должен включать:

  • положение о территориальном планировании;
  • карту границ поселения;
  • карту предполагаемого расположения объектов местного значения;
  • карту функциональных зон населенного пункта

По мере развития населенного пункта, его черта подвергается преобразованию. Это осуществляется по мере включения новых земель, необходимых для расширения.

Регламент включения земель в границы поселения состоит из нескольких системных блоков.

1. Принятие резолюции о разработке программы генерального плана и осуществление публичных слушаний по её рассмотрению

Генеральные планы поселений утверждаются не менее чем на 20 лет. Процедура подготовки проекта генерального плана производится в соответствии с требованиями ст. 9 Градостроительного кодекса и состоит из:

  • принятия резолюции главой администрации о разработке проекта генерального плана поселения;
  • опубликования этого решения, в том числе, в сети Интернет;
  • разработки проекта генерального плана в соответствии с нормативами Градостроительного кодекса;
  • проверке материалов на соответствие действующему законодательству;
  • отправление проекта генерального плана на согласование в органы государственной власти;
  • проведение публичных слушаний;
  • утверждение проекта генерального плана органом местного самоуправления.

При вынесении положительного ответа о включении земельного участка в пределы поселения, на официальном сайте местного самоуправления размещается информация о подготовке преобразований в генеральный план с указанием новых границ населенного пункта. Предоставляется перечень земельных участков, подлежащих включению (с указанием площади, категории земель, правообладателей).

Градостроительный кодекс РФ (ст. 28) обязывает провести рассмотрение поправок в генеральный план на публичных слушаниях. Их порядок и организация определяются уставом муниципального образования. Они проводятся органом местного самоуправления в населенном пункте, в который включается земельный участок или участки. В обязательном порядке населению должны быть предоставлены материалы для ознакомления с проектом генерального плана, организованы выставки с демонстрационными материалами, проведены встречи с разработчиками плана. Слушания должны быть осуществлены в период от одного до трех месяцев.

2. Приготовление и подача документов

Согласно Федеральному закону №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», в орган местного самоуправления заинтересованным физическим или юридическим лицом направляются следующие материалы:

  • аргументированное заявление в произвольной форме о включении территории земельного участка в границы поселения;
  • кадастровый план земельного участка;
  • правоустанавливающие документы;
  • копии документов, удостоверяющих личность.

Если переводится участок сельскохозяйственного назначения, то орган местного самоуправления может запросить в соответствующих организациях вывод о сельскохозяйственной значимости земельного участка. Ветеринарная служба предоставляет справку об отсутствии на территории данного участка могильников скота.

В соответствии с Земельным кодексом России, земли должны использоваться по целевому назначению и с зонированием территорий. Орган местного самоуправления при анализе заявления о включении территории земельного участка в границы поселения должен учитывать:

  • возможность обеспечения включаемого участка инфраструктурой (транспортной, инженерной);
  • отсутствие на участке санитарно-защитной зоны;
  • низкую сельскохозяйственную ценность участка (если у него сельскохозяйственное назначение).

3. Отказ во включении участка земли в пределы населенного пункта

На основании положений Земельного и Градостроительного кодексов РФ орган местного самоуправления вправе отказать во включении участка в пределы населенного пункта:

  • границы населенного пункта пересекают границы муниципального образования или выходят за них;
  • границы населенного пункта пересекают границы земельных участков физических и юридических лиц;
  • передаваемые земли имеют ценный сельскохозяйственный статус;
  • включаемый земельный участок невозможно обеспечить инфраструктурой;
  • участок попадает в охранную зону производств или иных промышленных объектов.

Исполнительный орган государственной власти субъекта может отказать по следующим причинам:

  • законом установлены ограничения или запреты изменения целевого назначения или разрешенного использования земельного участка;
  • документами территориального планирования РФ, субъектов или муниципальных образований предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
  • в исполнительный орган государственной власти субъекта поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления от федерального органа исполнительной власти
  • в исполнительный орган государственной власти субъекта поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления
  • заключение о результатах публичных слушаний содержит положение о несогласии участников слушаний с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Отказ может быть обжалован в суд.

4. Согласование проекта генерального плана

Согласование проекта необходимо в случаях:

  1. планируется размещение объектов федерального или местного значения на территориях поселения, городского округа;
  2. предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда;
  3. на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального или регионального значения;
  4. предусматривается размещение объектов местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты.
  5. предусматривается включение или исключение из границы населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения

Согласование проекта осуществляется в срок 3 месяца. Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии или несогласии с таким проектом с обоснованием причин решения. Если от одного или нескольких органов поступают заключения о несогласии с проектом, глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать 3 месяца.

Согласительная комиссия представляет главе местной администрации документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями и материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам. На основании этих документов, глава местной администрации может принять решение о направлении согласованного или не согласованного проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.

5. Внесение изменений в государственный кадастр недвижимости

Отображение расположения границ населенного пункта, в том числе, данные о правовых актах об установлении или изменении пограничных линий вносятся в структуру сведений государственного кадастра недвижимости. Определение местоположения границ осуществляется посредством работ по землеустройству, в результате которых подготавливается план (карта) объекта землеустройства. Требования к составлению планов зафиксированы Постановлением Правительства РФ.

Внесение земельных участков в границы поселений не обуславливает прекращения права собственности и не ущемляет прав арендаторов и землевладельцев.

Статья 83 ЗК РФ. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

Новая редакция Ст. 83 ЗК РФ

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Комментарий к Статье 83 ЗК РФ

Согласно п. 1 комментируемой статьи землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Любое развитие населенного пункта, включая его территориальное расширение, предполагает возникновение земельных отношений, связанных с процедурой изъятия земельных участков и связанных с ней юридически значимых действий.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Таким образом, из данного положения ЗК вытекает, что критерием установления земель поселений является факт установления границы земельного участка, которая отделяет участок земель поселения от земель иных категорий.

Основное целевое назначение земель поселений состоит в том, что они служат территорией размещения различных, преимущественно жилых, строений, а также сооружений и объектов, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности постоянно проживающего населения. По сравнению с землями иных категорий эта территория мала, для ее увеличения необходимо изменение черты поселения, что представляет собой трудоемкий, длительный и затратный процесс. Поэтому на землях многих городов происходит так называемая уплотнительная застройка <658>.
———————————
<658> Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под ред. С.А. Боголюбова.

Необходимо отметить, что появление в российском законодательстве понятия «земли населенных пунктов» связано с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 года N 1251-1 и Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 года.

В предшествовавшем данным актам Земельном кодексе РСФСР от 1922 года подобное современному разделение земель на категории по целевому назначению отсутствовало, а наиболее близкими к землям населенных пунктов являлись городские земли — в соответствии со ст. 147 Земельного кодекса РСФСР от 1922 года они отделялись от иных земель городской чертой, внутри которой земельные распорядки определялись особыми узаконениями. Все иные земли, расположенные за пределами городской черты, признавались законодательством входящими в территории волостей и состояли в общем ведении земельных органов <660>.
———————————
<660> Сухова Е.А. Указ. соч.

Земельным кодексом РСФСР от 1970 года земли были разделены на шесть категорий, в том числе земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов).

Впоследствии наименование данной категории земель было изменено. В соответствии с принятым в 2001 году ЗК стала использоваться формулировка «земли поселений», которая также была изменена.

Необходимость изменения наименования категории земель возникла в связи с тем, что существовавшие на тот момент нормативные правовые акты оперировали разными понятиями.

На момент принятия ГК градостроительное законодательство называло населенные пункты Российской Федерации поселениями. Так, в соответствии со ст. 5 ГрК РФ все виды населенных пунктов относились либо к городским (города и поселки), либо к сельским поселениям (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные), подразделяя их в зависимости от численности на десять групп (сверхкрупные города, крупнейшие города и т.д.). В то же самое время действовавший тогда Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <663>, определяя понятие муниципального образования, относил к нему городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселений, иные населенные территории. Термин «населенные пункты» использовался в указанных законах скорее во вспомогательных целях. В связи с этим при принятии ЗК оснований выделять категорию земель населенных пунктов не усматривалось <664>.
———————————
<663> СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.

<664> Сухова Е.А. Указ. соч.

В 2003 году был принят Закон N 131-ФЗ, в связи с чем понятийно-категориальный аппарат вновь претерпел изменения.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ под городскими поселениями понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления; сельские же поселения в настоящее время определяются как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления. Следовательно, в состав поселения могут входить одновременно несколько населенных пунктов.

В п. 2 комментируемой статьи закреплено важное требование о том, что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

<667> СЗ РФ. 1999. N 22. Ст. 2770.

Необходимо отметить, что комментируемое положение коррелирует с нормой, нашедшей отражение в подп. 12 п. 1 ст. 11 Закона N 131-ФЗ, согласно которой территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.

Другой комментарий к Ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации

1. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения земли населенных пунктов выполняют функцию территориально-пространственного базиса. ЗК РФ выделяет эти земли в качестве самостоятельной категории земель. Землями населенных пунктов являются земли, функциональным назначением которых является использование их для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений. Главным критерием, на основании которого земли населенных пунктов выделяются в качестве категории земель, является их функциональное, а не целевое назначение, поскольку эти земли используются для самых разнообразных целей. Признаком, с помощью которого эти земли отграничиваются от иных категорий земель, является граница населенного пункта.

Понятие «земли населенных пунктов» непосредственно связано с понятием «поселение». В ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приводятся понятия сельского и городского поселений. Городское поселение — это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Закреплено также понятие «административный центр сельского поселения, муниципального района». Это — населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта РФ находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

В ст. 11 названного Закона сформулировано понятие «территория поселения». Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Все это означает, что понятие «территория поселения» не совпадает с понятием «земли населенных пунктов».

Понятие «земли населенных пунктов» используется в законодательстве для того, чтобы очертить пространственную и территориальную сферы, на которые распространяются полномочия органов местного самоуправления по управлению использованием земель и регулированию градостроительства. Законодательное закрепление пространственной и территориальной сфер городских и сельских поселений обусловлено спецификой градостроительства. Сферой градостроительства является не только поверхность земли как определенная территория, на которой могут возводиться здания, строения и различные сооружения. Градостроительство осуществляется также в воздушном и подземном пространстве, что учитывается в праве. Это сферы, в пределах которых действуют правила землепользования и застройки, проекты планировки и другие документы, определяющие правовой режим земель данной категории.

Правовой режим земель населенных пунктов определяется в земельном законодательстве, которое устанавливает общие принципы регулирования использования данной категории земель. В градостроительном законодательстве эти нормы получают свое развитие и в нем отражаются особенности регулирования отношений, складывающихся по поводу использования земель населенных пунктов, создания и эксплуатации объектов недвижимости (зданий, строений и сооружений) на них.

Правовой режим данной категории земель имеет ряд особенностей. В состав земель населенных пунктов включаются земли, а точнее говоря, территориальные зоны, которые используются в самых разнообразных целях: для застройки, размещения промышленных, транспортных и иных объектов. На них могут находиться особо охраняемые территории. Земли населенных пунктов могут использоваться для ведения сельского хозяйства и др. Правовой режим таких территориальных зон аналогичен режиму соответствующих категорий земель. Однако эти зоны (земли) имеют особое функциональное назначение — они используются для обеспечения развития поселений и в отношении них действует правовой режим земель населенных пунктов.

Основой правового режима земель населенных пунктов является правовое регулирование использования земель и объектов недвижимости на них как единого комплекса, определение условий строительства и эксплуатации зданий, строений и сооружений и их эксплуатации.

Для того чтобы обеспечить благоприятные условия проживания населения, развития инфраструктуры поселений, эти земли должны использоваться в соответствии с документами территориального планирования, в частности генеральными планами и схемами территориального планирования муниципального района. Территориальное планирование использования земель данной категории — отличительная черта их правового режима.

Специфика правового режима земель населенных пунктов выражается в том, что именно на этих землях в первую очередь должно осуществляться зонирование территорий (градостроительное зонирование), в результате которого определяется разрешенное использование земельных участков и объектов недвижимости на них.

Существуют некоторые особенности правового режима застроенных и незастроенных земельных участков, обусловленные тем, что незастроенные участки могут быть предназначены для застройки и предоставлены для строительства.

Правовой режим земель населенных пунктов, особенно крупных городов, оказывает влияние на режим прилегающих к ним земель других категорий. Прилегающие к городам земли должны использоваться таким образом, чтобы обеспечить благоприятное состояние окружающей среды городов, служить своего рода «легкими» городов. Поэтому устанавливаются пригородные зоны городов, на территории которых действуют разного рода ограничения хозяйственной деятельности в интересах охраны окружающей среды.

2. В п. 2 комментируемой статьи закреплено важное требование о том, что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. В связи с этим в п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ, которая определяет требования к образуемым и измененным земельным участкам, предусмотрено, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

3. Границы населенных пунктов определяют не только территориально-пространственную сферу действия правовых норм, регламентирующих правовой режим земель соответствующей категории земель, но и пространственную сферу населенного пункта как географического объекта, служат средством индивидуализации данной категории земель.

Так, в Федеральном законе от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» в ст. 1 дано определение понятия «географический объект». Географические объекты — существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты. Наименования географических объектов — географические названия, которые присваиваются географическим объектам и служат для их отличия и распознавания.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов рассматривает предложения о присвоении наименований географическим объектам и о переименовании географических объектов в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок рассмотрения Федеральной службой геодезии и картографии России предложений о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 20 мая 1999 г. N 554.

Переименование городов федерального значения, городов РФ осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов РФ. Присвоение наименований столицам и административным центрам субъектов РФ или переименование указанных географических объектов осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов РФ. Присвоение наименований географическим объектам РФ, за исключением городов федерального значения, столиц и административных центров субъектов РФ, осуществляется Правительством РФ по представлениям субъектов РФ. Переименование географических объектов РФ, за исключением городов федерального значения, столиц и административных центров субъектов РФ и городов РФ, осуществляется Правительством РФ по представлениям субъектов РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *