Изготовитель фонограммы

1. Изготовителю фонограммы принадлежат:

1) исключительное право на фонограмму;

2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;

3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

2. Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

3. Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.

4. Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Комментарий к Ст. 1323 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правила в отношении прав на фонограмму. В ее п. 1 содержится перечень прав, возникающих на фонограмму. Это исключительное право, право на указание имени (наименования), право на защиту фонограммы от искажения и право на обнародование фонограммы. Содержание исключительного права и его особенности будут подробно рассмотрены при анализе следующей статьи. Здесь же необходимо остановится на трех оставшихся правах. Эти права являются личными неимущественными правами, которые сродни личным неимущественным правам автора и исполнителя, но отличаются от них по ряду признаков.

Отличия проистекают прежде всего из того, что фонограмма, как уже отмечалось, не является результатом творческого труда. Поэтому среди личных неимущественных прав на фонограмму нет и не может быть права авторства — права, принадлежащего творцу. Однако субъектами личных неимущественных прав на фонограмму могут быть не только физические лица, но и юридические лица, поскольку они также могут взять на себя инициативу и ответственность за первую запись . Эти права дают возможность обеспечить всестороннюю охрану фонограммы как объекта права, но они не могут быть оценены, их нельзя поставить на баланс и главное — личные неимущественные права непередаваемы. Отсюда становится ясным указание, содержащееся в п. 4 комментируемой статьи, о том, что право на указание имени (наименования) и право на защиту фонограммы от искажения действуют в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы. Такое указание является традиционным для личных неимущественных прав, прекращающихся только с исчезновением субъекта такого права. При этом обращает на себя внимание использование словосочетания «прекращение юридического лица». Как известно, юридическое лицо может быть прекращено путем реорганизации или ликвидации. Поскольку Кодекс говорит именно о прекращении и речь идет о личных неимущественных правах, то следует признать, что к правопреемникам, образованным в результате реорганизации изготовителя фонограммы, рассматриваемые права не переходят.

———————————
Следует учесть, что под изготовителем фонограммы в данной статье понимается не любой обладатель исключительного права на фонограмму (правообладатель), а только то лицо, которое организовало создание фонограммы (первоначальный правообладатель).

Кроме того, поскольку речь идет о смежном и «нетворческом» правах (которые к тому же могут принадлежать юридическим лицам), в отношении данных прав изготовителя фонограмм не предусмотрено, что они охраняются бессрочно (как в отношении авторского права и права исполнителя).

С точки зрения содержания только право на обнародование из рассматриваемых прав аналогично по своему содержанию такому же праву на произведение и исполнение, поскольку «нетворческий» характер фонограммы не может повлиять на установление каких-либо отличий или особенностей в отношении обнародования фонограммы, чего нельзя сказать о двух других правах.

Так, право изготовителя фонограммы на указание своего имени или наименования исключительно на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке очевидно является более узким по своему содержанию, чем право автора и исполнителя на имя (п. 1 ст. 1265 и подп. 3 п. 1 ст. 1315 ГК). Например, такое указание не требуется при сообщении фонограммы в эфир или по кабелю. Это, однако, не исключает соответствующего требования об указании, основанного на договоре в отношении того или иного способа использования. Такое различие объясняется тем, что охране подлежит не результат творчества, что требует полноценной охраны права на имя, а соответствующие капиталовложения изготовителя фонограммы, что сужает сферу применения указания своего имени, ограничивая ее только той областью, где это необходимо — на экземплярах и упаковках.

Имеются отличия по содержанию и у права на защиту фонограммы от искажения при ее использовании. Собственно говоря, это право не на неприкосновенность (опять-таки из-за отсутствия творческого характера), а на обеспечение нормального использования фонограммы, исключающего ее деформацию или искажение. В то же время, как и в отношении произведения, рассматриваемое право следует отличать от переработки фонограммы, которая входит в содержание исключительного права на фонограмму (см. комментарий к следующей статье).

2. Пункты 2 и 3 комментируемой статьи являются выражением двух из основополагающих принципов правового регулирования смежных прав — самостоятельности и обусловленности — и являются типичными для гл. 71 ГК РФ .

———————————
См.: п. 2, 3 ст. 1315, п. 5, 6 ст. 1330, п. 2 ст. 1334, п. 2 ст. 1339 ГК РФ.

Право на фонограмму обусловлено авторскими правами, а зачастую и правами на исполнение. Права изготовителя фонограммы связаны с деятельностью, сопутствующей творческой деятельности авторов произведений и исполнений. Поэтому в п. 2 и говорится о необходимости соблюдения прав авторов и исполнителей. В этом смысле можно даже говорить о «вторичности» прав на фонограмму по отношению к авторским и исполнительским правам. Как указывалось в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 4308/09, заключение лицензионного договора на использование фонограммы само по себе не дает возможности использовать музыкальное произведение, запись исполнения которого составляет фонограмму: «Заключая лицензионный договор, продюсерский центр приобрел право на использование фонограммы в составе кинофильма, что создало техническую возможность включить сами музыкальные произведения, существующие в иной объективной форме, в состав аудиовизуального произведения (сложного объекта). Доказательств же того, что производитель фонограммы приобрел у правообладателя музыкальных произведений права на их использование в самостоятельном аудиовизуальном произведении с возможностью заключения сублицензионного договора, суду не представлено.

Таким образом, действия продюсерского центра являются нарушением исключительного права общества на названные музыкальные произведения».

Однако такая обусловленность не означает отсутствия самостоятельности. Права на фонограмму — отдельная категория с отдельным правовым регулированием (своим объектом, сроком охраны и порядком осуществления). Например, прекращение исключительного права на соответствующее музыкальное произведение и (или) исполнение не представляет собой автоматического прекращения исключительного права на фонограмму. Вот почему права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей (п. 3 комментируемой статьи).

Права изготовителей фонограмм

На международном уровне правовое регулирование изготовителей фонограмм осуществляется Женевской конвенцией и Римской конвенцией.

В соответствии с нормами российского законодательства изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.

Изготовителю фонограммы принадлежат права, предусмотренные ст. 1323 ГК РФ, которые отражены на рис. 6.4.

Рис. 6.4. Права изготовителя фонограммы

Исключительное право на фонограмму

Содержание исключительного права на фонограмму закреплено в ст. 1324 ГК РФ. В частности, изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом. Изготовитель фонограммы может распоряжаться исключительным правом на фонограмму.

Лицо, которому такое право будет передано, именуется правообладателем. В соответствии с действующим законодательством правообладатель имеет право защищать свои права любом законным способом. В качестве примера можно привести судебное решение о взыскании компенсации за нарушение исключительных смежных прав на фонограммы музыкальных произведений.

Судебная практика

В процессе рассмотрения дела было установлено следующее: между обществом «С.Б.Л» и индивидуальным предпринимателем А. (автор-исполнитель, творческий псевдоним — М. Б.) 18.07.2005 был заключен договор № СБА-18072005/01 на приобретение исключительных имущественных авторских и смежных прав на использование поименованных музыкальных произведений, указанных в приложении № 1.

В соответствии с разделами 3 и 4 договора все исключительные имущественные авторские и смежные права, оговоренные в договоре, принадлежат на праве собственности обществу «С.Б.А» на территории всего мира без исключения и в течение всего срока действия смежных и авторских прав со дня подписания договора.

Обществом «П» 09.10.2012 в принадлежащей ему торговой точке, расположенной по адресу: г. Кемерово, пр. Ленина, д. 117, универсам «П», был реализован диск формата МРЗ «М. 5. Все хиты. Вкл. Одиночка», содержащий музыкальные произведения, права на которые принадлежат обществу «С.Б.А». Реализованный диск не содержит информации о правообладателе, полиграфия диска отличается от оригинала, диск не оклеен контрольной маркой правообладателя.

Полагая незаконной реализацию обществом экземпляра диска формата МРЗ со спорными фонограммами в отсутствие соответствующего лицензионного договора, общество «С.Б.А» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности принадлежности обществу «С.Б.А» исключительных смежных прав на 34 фонограммы.

Отменяя решение и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции руководствовался п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1233, подп. 1 и 2 н. 1 ст. 1304, 1311 ГК РФ, посчитав неправомерной реализацию обществом «П» без разрешения правообладателя — общества «С.Б.А» спорных фонограмм.

Выводы судов согласуются с разъяснениями Президиума ВАС РФ, изложенными в п. 2 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, утвержденного информационным письмом от 13.12.2007 № 122.

На основании положений ст. 1252, 1301, 1311 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Кодексом, вправе требовать от нарушителя компенсации в размере от 10 000 руб. до 5 000 000 руб.

При этом судом апелляционной инстанции учтено, что каждое из музыкальных произведений и фонограмм, содержащихся па спорном диске формата МРЗ, является самостоятельным объектом исключительных прав, подлежащих защите, поэтому правомерно взыскал компенсацию из расчета 10 000 руб. за неправомерное использование каждого из произведений и фонограмм.

Указанный судебный акт наглядно демонстрирует позицию судебных инстанций на защиту прав правообладателя, который приобрел исключительные имущественные авторские и смежные права. Их приобретение суд посчитал законным и указал на необходимость получения согласия правообладателя любым лицом, желающим осуществлять реализацию исследуемых фонограмм.

В то же время ст. 1326 ГК РФ предусматривает возможность публичного исполнения фонограммы без разрешения обладателя исключительного права. Это касается использования фонограммы, опубликованной в коммерческих целях. При этом такое исполнение предусматривает выплату вознаграждения обладателю.

Сбор с пользователей такого вознаграждения и его распределение осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности.

Пользователи фонограмм должны представлять в организацию но управлению правами на коллективной основе отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Вознаграждение распределяется между правообладателями в пропорции, составляющей 50% — исполнителям, 50% — изготовителям фонограмм. Распределение вознаграждения между конкретными исполнителями, изготовителями фонограмм осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм. Правительство РФ вправе устанавливать ставки вознаграждения, а также порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения.

Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Право на обнародование фонограммы — право на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.

Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись.

В случае обнародования фонограммы в указанный период исключительное право действует в течение 50 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована (ст. 1327 ГК РФ) при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи. Отличительной особенность указанного срока является тот факт, что он не зависит от жизни изготовителя.

  • См.: Определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ от 14.07.2014 N° ВЛС-8911/14. URL: arbitr.ru.

Фонограмма как объект смежных прав

В системе смежных прав законом охраняются фонограммы, которыми в соответствии со статьей 1304 Гражданского кодекса РФ признаются звуковые записи исполнений либо иных звуков (их отображений), кроме записей, включенных в аудиовизуальное произведение. Рассмотрим определение подробнее.

  1. Фонограмма – только звукозапись. Причем записываться могут как исполнения (об их правовой природе см. отдельную статью), так и прочие звуки. В первом случае фиксируется другой объект смежных прав, а значит, изготовитель фонограммы должен производить запись с согласия правообладателя. Например, студия записывает исполнение музыкальной группы с ее разрешения, а точнее, как чаще бывает на практике, – по ее просьбе. В другом случае фиксируются иные звуки, например, пения птиц. На эту запись изготовитель фонограммы тоже приобретает исключительное право, хотя до этого звуки законом никак не охранялись.
  2. Вместе с тем из правила есть одно исключение: если звуковая дорожка ранее входила в аудиовизуальное произведение, то охране смежным правом она не подлежит. Например, записать аудиоряд фильма можно, но в данном случае охраняться как объект смежных прав данная запись не будет: с точки зрения закона это не фонограмма. Связано это с тем, что аудиовизуальное произведение (о нем см. статью) – единый объект, включающий в себя в качестве составных частей видео- и аудиоряд.

Очевидно, что для создания фонограммы не требуется значительных творческих усилий, чем и объясняется природа фонограмм как объектов именно смежных, а не авторских прав.

Также в ГК РФ предусмотрено правило, согласно которому правомерно введенные в оборот экземпляры фонограмм не могут больше контролироваться правообладателем (см. ст. 1325). Такая же норма действует в отношении экземпляров произведений в авторском праве (ст. 1272). Суть в следующем: если экземпляр (например, диск, содержащий записанную фонограмму) введен в оборот правомерно (к примеру, законно продан с прилавка магазина), то правообладатель в дальнейшем не сможет контролировать его распространение между иными лицами.

Такая норма вполне обоснована: в противном случае правообладатель мог бы требовать вознаграждение за каждый момент передачи диска другому лицу без его согласия, а самих подобных моментов множество.

Субъекты

Обратимся к статье 1322 ГК РФ. В соответствии с ней субъект именуется изготовителем фонограммы. Это лицо, по инициативе которого и была сделана соответствующая первая запись звуков.

Таким образом, закон не видит никаких ограничений относительно статуса этих лиц: следовательно, записывать могут как физические, так и юридические лица. То есть, гражданин, записавший звуки природы на диктофон, является таким же субъектом смежных прав на фонограмму, как и профессиональная студия звукозаписи.

Смежные права изготовителей фонограмм

Для изготовителей фонограмм предусматривается не только возможность использовать объект любыми способами в рамках закона (исключительное право), но и некоторые личные гарантии. Так, имя или наименование изготовителя должно быть написано на экземпляре фонограммы. Приведем пример.

Музыкальная группа исполнила песню, написанную неким автором, а затем записала все это на студии. На диске с готовой записью песни должны быть указаны:

  1. Имена авторов песни – то есть, ФИО или псевдоним автора стихов, а также композитора.

  2. Имена исполнителей, т.е. музыкантов, исполнивших музыкальное произведение.

  3. Наименование организации, производившей звукозапись исполнения.

Третий случай как раз иллюстрирует правомерное указание о смежных правах изготовителя.

Срок действия исключительных прав на фонограмму, как и в случае с исполнениями, составляет пятьдесят лет после смерти изготовителя. Личные гарантии действуют бессрочно.

Статья 1322. Изготовитель фонограммы

Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 1322 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемом параграфе регламентировано такое право, смежное с авторским правом, как право изготовителя фонограммы. Как говорилось выше, авторами проекта комментируемой части отмечалось, что регламентация такой самостоятельной категории исключительных прав основана на положениях Римской конвенции и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. До принятия комментируемой части соответствующее регулирование устанавливалось соответствующими положениями Закона 1993 г. об авторском и смежных правах. Первоначальный проект комментируемой части содержал положения о правовой охране не только фонограмм, но и видеозаписей. Однако в ходе работы над законопроектом положения, касающиеся видеозаписей, из него исключены. Как отмечалось при этом, вводится новый объект смежных прав — видеозаписи, они охраняются как аудиовизуальные произведения.

Комментируемая статья, открывающая данный параграф, определяет понятие изготовителя фонограммы — таковым признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При этом закреплена презумпция того, что изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со ст. 1310 комментируемой главы. Данная презумпция сформулирована как опровержимая — указано, что она действует «при отсутствии доказательств иного». Понятие фонограммы определено в подп. 2 п. 1 ст. 1304 комментируемой главы — это любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Положение, содержащее отсылку к ст. 1310 комментируемой главы, включено в комментируемую статью Законом 2014 г. N 35-ФЗ. В статье, к которой сделана отсылка, определена информация о смежном праве — это любая информация, которая идентифицирует объект смежных прав или правообладателя, либо информация об условиях использования этого объекта, которая содержится на соответствующем материальном носителе, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

Положения, подобные тем, которые вошли в первоначальную редакцию комментируемой статьи, формулировались в ст. 4 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах следующим образом: изготовитель фонограммы — это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом. В этой же статье были даны определения следующих понятий: запись — это фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение; фонограмма — это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков.

Рассматриваемое определение понятия изготовителя фонограммы сформулировано соответственно положению п. «d» ст. 2 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, определяющему, что понятие «производитель фонограммы» означает физическое или юридическое лицо, которое берет на себя инициативу и несет ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений звуков. В пунктах «b» и «c» указанной статьи также определено, что для целей данного Договора понятие «фонограмма» означает запись звуков исполнения или других звуков либо отображения звуков, кроме звуков в форме записи, включенной в кинематографическое или иное аудиовизуальное произведение; понятие «запись» означает воплощение звуков либо их отображений, позволяющее осуществлять их восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью соответствующего устройства.

1. Исполнителю принадлежат:

1) исключительное право на исполнение;

2) право авторства — право признаваться автором исполнения;

3) право на имя — право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 1314 настоящего Кодекса, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования исполнения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

4) право на неприкосновенность исполнения, в том числе постановки, — право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения, в его запись, в сообщение в эфир или по кабелю, при доведении исполнения до всеобщего сведения, а также при публичном исполнении постановки спектакля.

2. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

3. Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.

Комментарий к Ст. 1315 ГК РФ

1. Права исполнителя (исполнительские права) относятся к разновидности смежных прав, являющихся интеллектуальными правами в соответствии со ст. 1226 ГК РФ, и включают в себя:

1) исключительное право на исполнение;

2) личные неимущественные права (право авторства, право на имя, на неприкосновенность исполнения).

В качестве исполнителей могут выступать только физические лица (см. комментарий к ст. 1313 ГК).

Новеллами комментируемой статьи являются закрепление права авторства на исполнение, права на неприкосновенность исполнения, определение содержания права на имя.

Статья 37 Закона об авторском праве и смежных правах закрепляла в качестве личных неимущественных прав право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

Необходимость установления охраны права на имя исполнителя объяснялась прежде всего тем, что исполнитель не только делает творческий вклад в представление произведения, но и несет творческий риск, связанный с возможностью погубить или возродить произведение.

Право на неприкосновенность исполнения не означает запрета исполнителя на подражание.

Личные неимущественные права исполнителя не переходят по наследству. Право авторства, право на имя и неприкосновенность исполнения подлежат защите наследниками или иными заинтересованными лицами, поскольку охраняются бессрочно (п. 1 ст. 1316 ГК).

2. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений, что предусмотрено в п. 2 комментируемой статьи. В случае публичного исполнения произведения исполнитель должен получить разрешение от обладателя исключительного права на произведение на такой способ использования. Если исполнитель является работником и осуществляет публичное исполнение на основании трудового договора, то разрешение у обладателя исключительного права на произведение должен получить работодатель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *