История создания стихотворения

Статьи о том, как были написаны великие стихотворения.
«Баллада о прокуренном вагоне», или с любимыми не расставайтесь!

— Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана —
Прольется пламенной смолой.
— Пока жива, с тобой я буду —
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду —
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду —
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
— Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
— За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба — я и ты.
— Но если я безвестно кану —
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
— Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
А.Кочетков.
Мало найдется людей, которым незнакомы строки из стихотворения «С любимыми не расставайтесь!», особенно после выхода фильма «Ирония судьбы, или С легким паром». На самом деле, стихотворение называется иначе — «Баллада о прокуренном вагоне», и автором ее является Александр Кочетков. В течение творческой жизни у большинства поэтов зарождаются строки, которые становятся апофеозом, и таковыми для Александра Кочеткова стали строки из «Баллады о прокуренном вагоне».
Это стихотворение имеет интересную историю создания, о которой рассказала в своих записях жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева. Лето 1932 года супруги провели у родственников, и Александр Кочетков должен был уехать раньше жены. Билет был куплен до станции Кавказской, после чего нужно было пересесть на поезд Сочи – Москва. По воспоминаниям Нины Григорьевны, супруги никак не могли расстаться и, уже во время посадки, когда проводник попросил провожающих покинуть поезд, Нина Григорьевна в буквальном смысле вызволила мужа из вагона. Было решено сдать билет и отложить отъезд на три дня. По истечении трех дней Кочетков уехал и, прибыв в Москву, обнаружил, что друзья уже считали его погибшим в крушении, которое произошло с поездом Сочи — Москва. Получилось, что те три дня отсрочки спасли поэта от неминуемой гибели. В первом же письме от мужа, которое получила Нина Григорьевна, было стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне».

Все произошедшее заставило поэта задуматься о роли случайностей в жизни человека и о великой силе любви, способной уберечь человека от трагических перипетий судьбы. Несмотря на то, что стихотворение было написано в 1932 году, напечатано оно было лишь спустя 34 года в сборнике «День поэзии». Однако, еще до опубликования, эти проникновенные строки никого не оставили равнодушными и передавались буквально из уст уста, как и сама история его создания. После выхода в свет стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне» стало включаться в многочисленные сборники стихов как одно из лучших лирических произведений того времени.
Александр Кочетков написал много замечательных стихов, но он так и остался в памяти благодаря своей «Балладе…». Прошел не один десяток лет со дня написания «Баллады…», а строчки из этого стихотворения продолжают оставаться гимном всех влюбленных. И в любых жизненных перипетиях самое главное – это всегда следовать наказу поэта: «С любимыми не расставайтесь!», и тогда отступит даже неизбежное.
«Зимняя ночь» Б.Пастернак
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.
Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало — тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.
Первое стихотворение, приписанное авторству главного героя, носит название «Зимняя ночь». Позднее оно нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар таких исполнителей, как королева эстрады Аллы Пугачевой и экс-лидер группы «Парк Горького» Николай Носков.
Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.
В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.
Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.
Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.
«Мне нравится, что вы больны не мной» М.И. Цветаева
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!
Любовная лирика поэтессы Марины Цветаевой по праву считается одним из бесценных открытий русской литературы серебряного века. Тонкая, ироничная, передающая всю полноту чувств, она позволят взглянуть на автора в ином ракурсе и найти ответы на многие вопросы, которые волнуют не только литературоведов, но и поклонников творчества Цветаевой.

Стихотворение «Мне нравится…», написанное в 1915 году и ставшее популярным благодаря одноименному романсу, блестяще исполненному певицей Аллой Пугачевой, долгие годы представляло собой литературную шараду. Биографы Марины Цветаевой пытались понять, кому же поэтесса посвятила столь проникновенные и не лишенные грусти строки. Кто именно вдохновил ее на то, чтобы написать столь проникновенное и глубоко личное произведение?
Ответ на эти вопросы лишь в 1980 году дала сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, которая рассказала, что это яркое и в чем-то даже философское стихотворение было посвящено ее второму мужу, Марвикию Минцу. К 1915 году обе сестры уже успели побывать замужем, однако их браки оказались неудачными. Каждая из женщин воспитывала ребенка, не мечтая больше о том, чтобы устроить личную жизнь. По воспоминаниям Анастасии Цветаевой, Маврикий Минц появился на пороге ее дома с письмом от общих знакомых и провел с сестрой поэтессы почти весь день. У молодых людей нашлось много тем для беседы, их взгляды на литературу, живопись, музыку и жизнь в целом совпали удивительным образом. Поэтому вскоре Маврикий Минц, плененный красотой Анастасии, сделал ей предложение. Но счастливого жениха ждало еще одно приятное знакомство. На сей раз с Мариной Цветаевой, которая в свои 22 года произвела на него неизгладимое впечатление не только как талантливая поэтесса, но и как очень привлекательная женщина.
Анастасия Цветаева вспоминает, что Маврикий Минц оказывал ее сестре знаки внимания, выражая свое восхищение и преклоняясь перед поэтессой. Ловя на себе его взгляд, Марина Цветаева краснела, словно юная гимназистка, и ничего не могла с этим поделать. Однако взаимная симпатия так и не переросла в любовь, так как к моменту знакомства поэтессы с Маврикием Минцем последний уже был обручен с Анастасией. Поэтому стихотворение «Мне нравится…» стало своеобразным поэтическим ответом на слухи и пересуды знакомых, которые даже заключали пари на предмет того, кто и в кого влюблен в семействе Цветаевых. Изящно, легко и по-женски элегантно Марина Цветаева поставила точку в этой пикантной истории, хотя и признавалась собственной сестре, что увлечена ее женихом не на шутку.
Сама же Анастасия Цветаева до самой смерти была убеждена, что ее сестра, влюбчивая по натуре и не привыкшая скрывать свои чувства, попросту проявила благородство. Блистательной поэтессе, к моменту знакомства с Маврикием Минцем успевшей опубликовать два сборника стихов и считающейся одной из самых перспективных представительниц русской литературы первой половины 20 века, ничего не стоило завоевать сердце любого мужчины, не говоря уже о «маленьком рыжем еврее со странной фамилией». Однако Марина Цветаева не пожелала причинять собственной сестре боль и разрушать наметившийся союз. Для себя же поэтесса из сложившейся ситуации извлекла весьма важный урок, на всю последующую жизнь, уяснив, что любовь и страсть, которая больше похожа на душевный недуг – отнюдь не идентичные понятия. Ведь болезнь проходит, а подлинные чувства сохраняются годами, что и подтвердил счастливый, но столь непродолжительный брак между Анастасией Цветаевой и Маврикием Минцем, который продлился всего 2 года. Человек, которому было посвящено стихотворение «Мне нравится…», скончался в Москве 24 мая 1917 года от приступа острого аппендицита, а его вдова так больше и не вышла замуж.
«Признание» Н. Заболоцкий
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
У многих меломанов на слуху замечательный романс «Очарована, околдована», который вошел в репертуар ряда исполнителей, от группы «Санкт-Петербург» до Александра Малинина. Между тем, мало кому известно, что произведение было создано на стихи «Признание» российского поэта Николая Заболоцкого, и входит в его знаменитый лирический цикл «Последняя любовь».
В юности Николай Заболоцкий, входивший в питерскую литературную групп ОБЭРИУ, был, по воспоминаниям очевидцев, ярым женоненавистникам. Именно ему принадлежит утверждение, что «курица – не птица, а баба – не поэт». Однако в 1930 году он, неожиданно для многих друзей, женился на Екатерине Клыковой, в которую влюбился до беспамятства.
Именно эта хрупкая женщина стала музой и ангелом-хранителем поэта. Иначе как объяснить тот факт, что, арестованный в 1938 году, Николай Заболоцкий не только смог избежать расстрела, но и выжил в ГУЛАГе, откуда вернулся спустя 8 лет – постаревший, больной, но мечтающий о встрече с женой и сыном.
Спустя несколько лет благодаря хлопотам друзей-литераторов семье Заболоцкий было разрешено поселиться в Подмосковье на даче одного из знакомых. Этот период считается одним из самых плодотворных в творчестве поэта, который, ко всему прочему, активно занялся переводами. Постепенно пришло признание и уважение коллег, широкая известность в литературных кругах, достаток и видимое благополучие. Однако в семейной жизни наметилась явная трещина. Дело в том, что Николай Заболоцкий был очень требователен и, порой даже, деспотичен к домочадцам. Работал он много, по 10-12 часов в сутки, и в это время в доме должна была стоять идеальная тишина. В противном случае скандал был неизбежен.
В итоге Екатерина Клыкова, обожавшая мужа, в 1956 году не выдержала психологического давления и ушла от него к писателю Василию Гроссману. Для Николая Заболоцкого эта новость стала громом среди ясного неба. Только теперь он смог осознать, что жена, которой отводилась роль прислуги, была для него самым близким человеком. Свои эмоции, страхи, обиды и надежды он попытался излить в стихах. В результате появились замечательные лирические произведения «Можжевеловый куст», «Гроза», «Сентябрь», «Голос в телефоне». Неожиданно у 54-летнего поэта вспыхивает роман с его давней поклонницей, 28-летней Натальей Роскиной, которая даже внешне очень сильно напоминает Екатерину Клыкову в молодости. В итоге образы двух женщин не только тесно переплетаются между собой, но и рождают проникновенные по красоте стихи для нового цикла под названием «Последняя любовь». Причем, даже сам Николай Заболоцкий не может ответить на вопрос, которую из двух женщин он действительно любит и боготворит.

В 1957 году лирический цикл был завершен. Финальным аккордом и самой крупной жемчужиной в этом стихотворном ожерелье стало «Признание», адресованное сразу обеим женщинам. Страсть и чувственность, легкая грусть и покорность судьбе – Николай Заблоцкий вложил в строчки всю свою душу, словно бы прося прощение у законной супруги, но при этом благодаря любовницу за подаренные ему минуты счастья. Собирательных характер образа главной героини произведения получился настолько ярким и волнующим, что критики единодушно заявили, что «Признание» является одним из лучших стихотворений Николая Заблоцкого.
Самое парадоксальное в том, что Наталья Роскина, оказавшись женщиной мудрой и дальновидной, после завершения цикла «Последняя любовь» попросту исчезла из жизни поэта. Зато законная супруга поспешила оставить своего любовника и вернулась в семью. Однако насладиться примирением паре так и не удалось – через несколько месяцев Николай Заболоцкий скончался от второго инфаркта.
«Реквием» Анны Ахматовой — поэма, собранная по частям
Впервые поэма Анны Ахматовой «Реквием» была опубликована в Мюнхене летом 1963 года. Сложное по структуре литературное произведение, состоящее из разрозненных стихов, которые объединены собой по смыслу, к тому времени существовало лишь в виде отдельных набросков. И до сих пор неизвестно, кто из почитателей творчества поэтессы сумел объединить их в поэму и переправить за границу для публикации. Все дело в том, что, написав очередную часть поэмы, Анна Ахматова зачитывала ее близким друзьям, после чего уничтожала черновики. Стихи заучивались на память людьми из окружения поэтессы, записывались в дневники, передавались в литературных кругах на разрозненных листочках, и в начале 60-х годов очень мало кто мог похвастаться тем, что читал это произведение целиком.
Причин для такой конспирации было великое множество. Ведь поэма «Реквием» посвящена одной из самых страшных страниц советской истории – 30-м годам 20 века, на которые пришлись многочисленные репрессии. Анна Ахматова была в опале, и об этом ей недвусмысленно напоминали чуть ли не ежедневно. И хоть ее творчество было признано вполне благонадежным, власти мстили ей за мужа, поэта Николая Гумилева, который в 1921 году был арестован по подозрению в организации заговора и расстрелян.
Кроме этого, в 1935 году впервые был арестован сын Анны Ахматовой Лев Гумилев, который на тот момент являлся студентом Ленинградского государственного университета. Ахматова лично написала письмо Сталину, благодаря чему ее сына, обвиняемого в создании террористической группы, освободили. Однако ненадолго, так как в 1938 году Лев Гумилев был повторно арестован и приговорен к 10 годам заключения с отбыванием наказания в сибирских лагерях. Именно в этот период и родился замысел поэмы «Реквием», работа над которой продолжалась почти четверть века. Первые наброски «Реквиема» были сделаны еще в 1934-1935 годах, и Анна Ахматова планировала, что стихи войдут в ее новый лирический цикл. Однако очередной арест сына словно бы вырвал поэтессу из некоего оцепенения, заставив переосмыслить свою роль в современном обществе. И донести до потомков в виде стихов весь тот ужас и боль, которые пришлось пережить людям, столкнувшимся с беспощадными жерновами сталинских репрессий.

Сама Анна Ахматова в предисловии к поэме написала, что на мысль о создании этого произведения ее натолкнула простая ленинградская женщина, с которой поэтесса столкнулась в очереди за хлебом. Кто-то узнал Ахматову, и по очереди, в которой стояли утомленные, голодные и постоянно ожидающие ареста люди, пробежал шепот. И тогда неизвестная женщина обратилась к поэтессе, спросив, может ли она написать о том, что происходит вокруг. Ахматова ответила утвердительно.
Поэма «Реквием», опубликованная в Германии без ведома автора, произвела среди зарубежных литераторов эффект разорвавшейся бомбы. Если до этого момента Анну Ахматову критики воспринимали как тонкого лирика с налетом романтизма, то в «Реквиеме» она открылась читателям с другой стороны, представ в виде обвинителя и судьи целой эпохи. Неудивительно, что после публикации «Реквиема» за Анной Ахматовой закрепилась слава народной российской поэтессы.
Окончательно работа на «Реквиемом» была завершена в середине 60-х годов прошлого века, однако опубликовать это произведение в СССР журналы «Нева» и «Октябрь» решились лишь в 1987 году, спустя 11 лет после смерти поэтессы. Позднее поэма была включена в ряд литературных сборников, которые издавались на территории СССР по случаю 100-летия со дня рождения Анны Ахматовой.
«Родина» М.Ю.Лермонтов
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Творческое наследие русского поэта и писателя Михаила Лермонтова насчитывает немало произведений, которые выражают гражданскую позицию автора. Однако стихотворение «Родина», написанное Лермонтовым в 1941 году, незадолго до смерти, можно отнести к разряду наиболее ярких образцов патриотической лирики 19 века.
Литераторов, являющихся современниками Лермонтова, можно условно разделить на две категории. Одни из них воспевали красоту русской природы, сознательно закрывая глаза на проблемы села и крепостное право. Другие, наоборот, пытались в своих произведениях вскрыть пороки общества и слыли бунтарями. Михаил Лермонтов, в свою очередь, пытался найти в творчестве золотую середину, и венцом его стремлений выразить свои чувства к России максимально полно и объективно по праву считается стихотворение «Родина».
Одно состоит из двух частей, различных не только по размеру, но и по концепции. Торжественное вступление, в котором автор признается в любви к Отечеству, сменяется строфами, в которых описывается красота русской природы. Автор признается, что любит Россию не за ее ратные подвиги, а за красоту природы, самобытность и яркий национальный колорит. Он четко разделяет такие понятия, как родина и государство, отмечая, что его любовь носит странный и несколько болезненный характер. С одной стороны, он восхищается Россией, ее степями, лугами, реками и лесами. Но при этом отдает себе отчет, что русский народ по-прежнему угнетен, а расслоение общества на богатых и бедных с каждым поколением становится все более ярко выраженным. И красота родного края не в состоянии завуалировать «дрожащие огни печальных деревень».
Исследователи творчества этого поэта убеждены, что по своей натуре Михаил Лермонтов не был человеком сентиментальным. В своем окружении поэт слыл задирой и скандалистом, любил насмехаться над однополчанами и решал споры при помощи дуэли. Поэтому тем более странно, что из-под его пера родились не бравурные патриотические и не обличительные строки, а тонкая лирика с налетом легкой грусти. Впрочем, этому есть логическое объяснение, которого придерживаются некоторые литературные критики. Считается, что люди творческого склада обладают удивительной интуицией или, как это принято называть в литературных кругах, даром предвидения. Михаил Лермонтов не являлся исключением и, по словам князя Петра Вяземского, предчувствовал свою гибель на дуэли. Именно поэтому он поспешил попрощаться со всем тем, что ему было дорого, сняв на мгновение маску шута и лицедея, без которой не считал нужным появляться в высшем обществе.
Впрочем, существует и альтернативная трактовка этого произведения, которое, бесспорно, является ключевым в творчестве поэта. По мнению литературного критика Виссариона Белинского, Михаил Лермонтов не только выступал за необходимость государственных реформ, но и предчувствовал, что очень скоро русское общество с его патриархальным укладом изменится полностью, окончательно и бесповоротно. Поэтому в стихотворении «Родина» проскальзывают грустные и даже ностальгические нотки, а основным лейтмотивом произведения, если читать его между строк, является обращение к потомкам любить Россию такой, какая она есть. Не возносить ее достижения и заслуги, не акцентировать внимание на общественных пороках и несовершенстве политического строя. Ведь родина и государство – это два совершенно различных понятия, которые не стоит пытаться привести к единому знаменателю даже из благих побуждений. Иначе любовь к Родине будет приправлена горечью разочарования, чего так боялся поэт, испытавший это чувство.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.Пушкин
Exegi monumentum.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.

Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».
Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.
В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл. В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант. Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи. Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.
Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти. Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.

История создания стихотворения

Пушкин впервые познакомился с Керн (1800-1879) в Петербурге, в доме Олениных, в начале 1819 года. Уже тогда поэт был очарован ее красотой и обаянием. После этой встречи прошло шесть лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 года, когда она гостила в Тригорском у своей тетки П.А. Осиповой. Неожиданный приезд Анны Петровны всколыхнул в поэте почти угасшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой, михайловской ссылки появление Керн вызвало пробуждение в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти, любви. Незадолго до отъезда Керн Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», которое сам и вручил ей вместе с экземпляром одной из первых глав «Евгения Онегина».

Вот как описывает это А.П. Керн в своих воспоминаниях: «на другой день я должна была уехать в Ригу вместе с сестрою Анной Николаевной Вульф. Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2-ой главы «Онегина» в неразрезанных листах, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами:

Я помню чудное мгновенье…

Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять. Что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю. Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который их поместил в своих «Северных цветах». Михаил Иванович Глинка сделал на них прекрасную музыку». (А.С. Пушкин в воспоминаниях современников – М., 1974 – Т.1 – с.387).

Это колебание Пушкина вручать или не вручать «поэтический подарок», не случайно. Он как бы предвидел, что эти стихи будут приняты за посвященные А.П. Керн. Так и произошло, хотя само лирическое чувство предельно обобщено и не предполагает никакой конкретизации.

Вопросы:

1. О чем говорится в стихотворении (о чувствах или об отношениях, связавших его с любимой)?

2. О какой любви говорит поэт? Подтвердите текстом.

3. Как показан образ любимой женщины?

4. Фраза «Я вас любил…» повторяется трижды. Какие интонации и смысл вкладывает в эту строчку поэт?

5. Обратите внимание на семантику слов: робость – искренность, безмолвно – безнадежно, искренно – нежно. Как языковые особенности раскрывают тему стихотворения?

6. В чем же смысл любви по мысли автора?

* * *

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
‎Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
‎Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
‎Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
‎Что не любить оно не может.

Внешняя красота пуста.

Есть и иные лица: «… подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг…» То есть лица невыразительные, угрюмые, выражающие усталость, говорящие о проблемах в жизни, это лица, вызывающие, в лучшем случае, сочувствие.

Далее автор говорит о людях скрытных, не пускающих в свою жизнь посторонних. Души таких людей холодны, в них нет жизни: «Иные холодные, мёртвые лица Закрыты решётками, словно темница».

Особо поэт выделяет «маленькую хижинку». Это отдельная развёрнутая метафора. Он называет хижину «неказистой и небогатой», то есть лицо этого человека было, на первый взгляд, неприметным. В нем не было броской красоты, затмевающей всё вокруг. Но как душу человека можно разглядеть во взгляде, так из окна хижины «струилось дыханье весеннего дня».

ИнфоАвтор задумывается о дальнейшей судьбе девочки:

…будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Поэт верит, что жизнь не сломает её души, такой чистой, непосредственной, открытой миру. Он убежден, что главное в человеке — «младенческая грация души». В последних строках лежит гуманистическая идея:

… что есть красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Истинная красота – это безудержное «счастье бытия», которое рождается от соединения своего счастья с общим.

Философская мысль заложена и в стихотворении «Старая актриса».

Стихотворение также сюжетно.

В нем раскрывается образ уже немолодой актрисы, красота и слава которой осталась в её памяти и в вещах:

Здесь картины, портреты, альбомы, венки,

Здесь дыхание южных растений,

И они её образ, годам вопреки,

Сохранят для юных поколений.

Но актриса, со своим блистательным прошлым, со своим талантом и воспоминаниями о былой красоте, оказывается жестокой:

И не важно, не важно, что в дальнем углу,

В полутёмном и низком подвале,

Бесприютная девочка спит на полу,

На тряпичном своём одеяле.

Поэт говорит о совмещении в героине житейской мелочности и таланта, о «неразумной силе искусства, подымающей над миром такие сердца».

Размышляя о внутренней и внешней красоте человека, Заболоцкий приходит к выводу, что важнее красота души.

ВажноСочинения / Заболоцкий Н.А. / Разное / Проблема внешней и внутренней красоты в творчестве Н. Заболоцкого (анализ стихотворений «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка», «Старая актриса»)Проблема внешней и внутренней красоты в творчестве Н. Заболоцкого (анализ стихотворений «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка», «Старая актриса») Скачать сочинение Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Творчество Н.

Заблоцкого многогранно. Это поэт – мыслитель. Его интересуют философские, вечные вопросы, среди которых особое место занимает тема человеческой красоты, как внутренней, так и внешней.

Необычно стихотворение «О красоте человеческих лиц». Само название говорит нам, что оно написано в форме размышления на тему человеческой красоты. Заболоцкий — не единственный поэт-мыслитель, который осмысливает эту эстетическую категорию.

На этой странице читайти стихи «Старая актриса» русского поэта Николая Заболоцкого, написанные в 1956 году.В позолоченной комнате стиля ампир, Где шнурками затянуты кресла, Театральной Москвы позабытый кумир И владычица наша воскресла. В затрапезе похожа она на щегла, В три погибели скорчилось тело. А ведь, Боже, какая актриса была И какими умами владела! Что-то было нездешнее в каждой черте Этой женщины, юной и стройной, И лежал на тревожной ее красоте Отпечаток Италии знойной.
Ныне домик ее превратился в музей, Где жива ее прежняя слава, Где старуха подчас удивляет друзей Своевольем капризного нрава. Орденов ей и званий немало дано, И она пребывает в надежде, Что красе ее вечно сиять суждено В этом доме, как некогда прежде.

В затрапезе похожа она на щегла, В три погибели скорчилось тело. А ведь, Боже, какая актриса была И какими умами владела!

Что-то было нездешнее в каждой черте Этой женщины, юной и стройной, И лежал на тревожной ее красоте Отпечаток Италии знойной.

Ныне домик ее превратился в музей, Где жива ее прежняя слава, Где старуха подчас удивляет друзей Своевольем капризного нрава.

Орденов ей и званий немало дано, И она пребывает в надежде, Что красе ее вечно сиять суждено В этом доме, как некогда прежде.

Здесь картины, портреты, альбомы, венки, Здесь дыхание южных растений, И они ее образ, годам вопреки, Сохранят для иных поколений.

И не важно, не важно, что в дальнем углу, В полутемном и низком подвале, Бесприютная девочка спит на полу, На тряпичном своем одеяле!

Здесь у тетки-актрисы из милости ей Предоставлена нынче квартира.

Далее автор делает заключение:

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Автор не случайно употребляет в этих строках приподнятую лексику. Здесь содержится идея стихотворения. Самое главное в человеке не внешняя красота, а внутренняя, красота души. Именно такая красота делает лицо живым, одухотворённым.
Она притягивает к себе других, вызывает положительные эмоции, заставляет человека петь, делает его счастливым.

Интересно стихотворение «Некрасивая девочка». Здесь также звучит тема красоты. Это бытовая зарисовка, заканчивающаяся отвлечённым рассуждением, моралью. В стихотворении есть сюжет. Герой видит на улице играющую с другими детьми девочку, которая ещё не знает, что она «лишь бедная дурнушка», «лягушонок».

В затрапезе похожа она на щегла, В три погибели скорчилось тело. А ведь, Боже, какая актриса была И какими умами владела!

Что-то было нездешнее в каждой черте Этой женщины, юной и стройной, И лежал на тревожной ее красоте Отпечаток Италии знойной.

Ныне домик ее превратился в музей, Где жива ее прежняя слава, Где старуха подчас удивляет друзей Своевольем капризного нрава.

Орденов ей и званий немало дано, И она пребывает в надежде, Что красе ее вечно сиять суждено В этом доме, как некогда прежде.

Здесь картины, портреты, альбомы, венки, Здесь дыхание южных растений, И они ее образ, годам вопреки, Сохранят для иных поколений.

И не важно, не важно, что в дальнем углу, В полутемном и низком подвале, Бесприютная девочка спит на полу, На тряпичном своем одеяле!

Здесь у тетки-актрисы из милости ей Предоставлена нынче квартира.

Но решает поэт этот вопрос по-своему, оригинально.

Центральный приём, используемый автором в стихотворении, – развёрнутая метафора. Автор говорит о том, что есть совсем разные лица. Он сравнивает живое с неживым.

Стихотворение разбивается на две части. В первой части Заболоцкий выстраивает целую галерею различных лиц.
Лица – всё равно, что архитектурные строения, дома. И как здания вызывают разные мысли, разные эмоции, принадлежат разным владельцам, так же различны и лица: «Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом…»

В этих строках Заболоцкий говорит о людях, красивых внешне. Красота – это огромная ценность, она может сводить с ума, подчинять себе, делать её владельца уверенным, тщеславным, надменным. Но надолго ли? Красота внешняя без внутреннего содержания не может надолго задержать внимание.

Сочинение по стихотворению : «Старая актриса». Н.А. Заболоцкий (срочно)

Прочитав стихотворение Н.Заболоцкого «Старая актриса», я невольно задумалась над тем, что забвение в старости – это участь многих известных людей, некогда популярных и блистательных. Поэт создал образ старой актрисы, которая когда-то на сцене своим талантом покоряла сердца многих людей. Автор наделяет её образ ёмким эпитетом «позабытый кумир». И это действительно так, ведь её время ушло. И теперь она, похожая на щегла (сравнение усиливает её внешний облик), но всё еще с остатками былой, какой-то нездешней красоты, сидит в своей комнате, больше напоминающей музей, где ещё иногда «удивляет друзей// Своевольем капризного нрава». Авторская метафора подчеркивает важную черту в характере постаревшей актрисы.

И еще Заболоцкий прибегает к перекрестной рифмовке (АВАВ) и анапесту, которые помогают акцентировать внимание поэта на важных ключевых словах, оттеняющих образ актрисы (ампир-кумир; стройной – знойной). Лирическая героиня живет среди атрибутов её бывшей славы: это картины, портреты, альбомы, венки. Она не может, да и не хочет с ними расставаться, ведь они – яркое напоминание её былого величия. И жалко её, когда представляешь её в три погибели скорченное тело, которое когда-то было молодым, стройным. Вторую часть стихотворения автор противопоставляет первой, когда наш взгляд падает на бесприютную девочку, которую тетка-актриса приютила в подвале. И днем сирота убирает в комнате-музее своей родственницы, стирает пыль и плесень с ампира, рассматривает прекрасные портреты, а ночью уходит в свою подвальную комнату, где вынуждена спать на полу «на тряпичном своем одеяле». И некогда блистательная актриса утратила не только внешнюю красоту, но и потеряла добрые душевные качества.

И девочке-сиротке этого не понять,

Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *