История пенсионного фонда

Пенсионный фонд Российской Федерации: история развития и функции

Пенсионный фонд Российской Федерации – это организация по оказанию социальных услуг для граждан. Какова история развития Пенсионного фонда в Российской Федерации? Каковы его социально значимые функции? Ответы на эти и другие вопросы читайте ниже.

Пенсионный фонд Российской Федерации был создан 22 октября 1990 года. Это событие помогло получить новый способ финансирования и выплаты пенсий и пособий. Сначала функцией Пенсионного фонда был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий. Но позже начали формироваться Единые пенсионные службы, в обязанности которых входила начисление и выплата пенсий.

Система Пенсионного фонда развивалась и далее, периодически выдавались указы, постановления органов власти, которые вносили изменения в структуру Пенсионного фонда, и от момента своего создания и за время существования произошло немалое количество изменений. Много дополнительных функций появилось во власти Пенсионного фонда. Он смог решать такие вопросы как оформление пенсии и подтверждение стажа и др.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Но и денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Система Пенсионного фонда имеет трехуровневую структуру. В нее входят:

1. Центральный аппарат.

2. Отделения ПФ в субъектах Российской Федерации.

3. Управления ПФР в городах и районах.

Исполнительная дирекция осуществляет управление центральным аппаратом Пенсионного фонда.

Фонду присущ целый ряд особенностей:

1. Имеет строгую целевую направленность.

2. Денежные средства используются для финансирования расходов, которые не входят в бюджет.

3. Тарифы взносов в Фонд являются обязательными и устанавливаются государством.

4. Регулирование взносов, их взыскания и уплаты ложится на многие статьи из Налогового кодекса.

5. Денежные средства Пенсионного фонда находятся на государственном обеспечении и не входят в состав бюджетов, то есть взыскивать эти денежные средства на цели, которые не предусмотрены законом, запрещено.

6. Распределение средств Фонда происходит непосредственно под присмотром руководства Фонда или органов власти.

Социально значимые функции Пенсионного фонда

К социально значимым функциям можно отнести:

1. Назначение и выплата пенсий.

2. Назначение и реализация социальных выплат.

3. Учет участников системы обязательного пенсионного страхования.

4. Взаимодействие со страхователями.

5. Выдача сертификатов на получение материнского капитала.

6. Управление средствами пенсионной системы.

7. Проведение научно-исследовательской работы в области пенсионного страхования.

8. Управление средствами пенсионной системы.

9. Международное сотрудничество по вопросам, касающимся пенсионной системы.

Это одни из основных социально значимых функций. Естественно, они играют большую роль в деятельности Пенсионного фонда и помогают ему проникать во все сферы социальных отношений.

Функции фонда

У Пенсионного фонда имеются 3 функции:

1. Фискальная – сбор денежных средств для проведения мероприятий, которые относятся к пенсионному обеспечению.

2. Перераспределительная – выплата пособий и пенсий гражданам, которые в первую очередь нуждаются в финансовой помощи (инвалидам; лицам, которые потеряли кормильца и так далее).

3. Контрольная – наблюдение за сложившимися в стране условиями в сфере пенсионного обеспечения.

Формирование дохода Пенсионного фонда

Доход Фонда формируется за счет страховых взносов работодателей, страховых взносов лиц, которые занимаются индивидуальной деятельностью, страховых взносов граждан других категорий, добровольных взносов и выплат из бюджета Российской Федерации. А все налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Выводы

Пенсионный фонд Российской Федерации составляет очень большую и важную часть системы социального обеспечения. Благодаря ряду функций Фонд может обеспечивать материальной поддержкой все слои населения. И с каждым годом социальная система Российской Федерации становиться более совершенной благодаря работе Пенсионного фонда.

История ПФР

12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения. Уже 20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года. Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России. В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию — Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 гг. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.

Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.

Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.

Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в первой половине 1990-х гг. привели к резкому снижению реальной покупательной способности пенсионных выплат. Чтобы не допустить обнищания пенсионеров, правительство РФ приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан. В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. Это позволило увеличить доходы пенсионеров в реальном выражении. Уже в начале 1994 года рост пенсий в России опережал рост зарплат, а средний размер пенсии превышал прожиточный минимум пенсионера. Кроме того, получатели трудовых и социальных пенсий впервые уступили лидерство в списке самых бедных категорий граждан России неполным семьям с детьми и многодетным семьям.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России. В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.

В 2017 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 76 млн чел.). Участниками программы государственного софинансирования пенсий стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.

В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.

Но реформирование пенсионной системы в Российской Федерации еще далеко от завершения. В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии — развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. Именно такая модель, которая внедряется в России с 1 января 2015 года, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.

История создания и развития пенсионного фонда РФ

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

Реферат

на тему: История создания и развития пенсионного фонда РФ

Принял: Сергеева С.А.

Выполнил: Никитчина В.Р.

Санкт-Петербург

2015

>Введение >За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки. >1.2.1 Создание Пенсионного фонда РФ >С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. >Структура пенсии сегодня состоит из базовой, страховой и накопительной части. >Важным результатом реформирования пенсионной системы стало то, что люди начали задумываться о том, какая пенсия ждет их в будущем и что нужно сделать уже сейчас, чтобы пенсия была достойной.

— целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотр?нных пунктом 6 Положения о Пенсионном фонде РФ (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 05.05.1997 № 77-ФЗ);

>- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; >ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. >1. Структура Пенсионного фонда >Взаимодействие с органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления и вышеперечисленными организациями позволяет ПФР осуществлять свою деятельность. >Контр?ль за правильностью расходования пенсионных средств, в том числе за правильностью назначения, перерасчета, выплаты и доставки пенсий, осуществляется в двух формах. >Пенсионный фонд РФ является объектом, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. >Пенсионный Фонд РФ принимает участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. >С 2000 г. согласно Указу Президента РФ №1709 Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют назначение и выплату государственных пенсий. >· празднование Дня Победы, проведение Дня пожилого человека и Дня инвалида.

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Историю формирования нынешнего ПФ РФ можно разделить на 9 этапов:

1 этап: 1990 год. Создание Пенсионного фонда РФ; Пенсионный фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления средствами пенсионной системы.

С созданием Фонда средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда, был определен целевой характер денежных средств ПФР и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФ на другие цели. Основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались работодателями и наемными работниками.

Изначально ключевая функция ПФ заключалась в сборе страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

2 этап: 1992 год. Первые шаги по организации процесса назначения и выплаты пенсий; В Московской области на базе регионального отделения ПФ РФ впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий и назначение, перерасчет, выплата пенсий.

Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба». В 2000 году единые пенсионные службы действовали в 22 субъектах Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» 2000 года рекомендовано субъектам РФ передать полномочия по выплате государственных пенсий Пенсионному фонду. По состоянию на 1 июля 2001 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации Пенсионный фонд заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий с 60 субъектами Российской Федерации. Было образовано 930 учреждений системы ПФ РФ со статусом юридического лица, в том числе 856 управлений ПФ РФ, 71 отдел ПФ РФ и 3 центра по выплате пенсий, в которых уже обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров.

3 этап: 1995 год. Создание системы индивидуального (персонифицированного) учета; Инновационный проект индивидуального (персонифицированного) учета (далее — персучета) сведений о пенсионных правах каждого гражданина был начат Пенсионным фондом Российской Федерации в 1995 году с согласия Правительства Российской Федерации в пяти субъектах Российской Федерации. Показатели, определяющие пенсионные права граждан, стали фиксироваться не в момент их обращения за назначением пенсии, как было до 1995 года, а в реальном времени их трудовой деятельности.

Персональные данные накапливаются и хранятся в Пенсионном фонде Российской Федерации в электронной форме с применением современных средств защиты информации.

Данные персонифицированного учета в «пилотном» режиме стали использоваться для назначения пенсий с 1998 года. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом. Система персучета стала информационной и технологической платформой всех последующих изменений в пенсионной системе.

Система персонифицированного учета позволила решить одну из главных задач пенсионной реформы — включение гражданина Российской Федерации в процесс формирования своей будущей пенсии путем его информирования о состоянии индивидуального лицевого счета и предоставления права на выбор перевода накопительной части в управляющую компанию или негосударственный Пенсионный фонд.

4 этап: 2002 год. Реформа пенсионной системы России; С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Принятие пакета пенсионных законов открыло дорогу для формирования в стране современной и эффективной пенсионной системы, способной обеспечить старшему поколению достойные условия жизни.

Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателем. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Принятыми законами было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. В его обязанности, наряду с индивидуальным учетом сведений о гражданах, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, вошло назначение, перерасчет, индексация всех видов пенсии и обеспечение ее своевременной выплаты, управление и контроль за инвестированием пенсионных накоплений граждан. Однако с введением ЕСН функция администрирования страховых взносов перешла к Министерству по налогам и сборам.

5 этап: 2004 год. Создание клиентских служб; Новые принципы работы пенсионной системы потребовали внедрения новых стандартов взаимодействия с гражданами. В отделениях ПФР начали создаваться самостоятельные отделы по работе с обращениями граждан, а в территориальных управлениях — специализированные группы по приему населения. Это позволило регламентировать сам процесс приема населения, повысить ответственность специалистов за консультацию и выданные рекомендации, организовать учет и ежедневный анализ обращений граждан.

В то же время Пенсионный фонд искал способы для повышения эффективности этой работы и новые варианты развития взаимодействия с населением. В результате было принято решение о создании клиентских служб, которые должны были существенно повысить качество и скорость обслуживания обратившихся граждан. В том числе — за счет использования современных технологий: информационные автоматы, электронные очереди, прием населения по принципу «одного окна» и т.д. Первые клиентские службы появились в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и в Республике Бурятия. Уже в 2004 году начался процесс создания и развития клиентских служб во всех территориальных органах ПФ РФ. К 2005 году клиентские службы действовали практически во всех регионах России.

6 этап: 2005 год. Новые функции. Социальные выплаты; В 2005 года на Пенсионный фонд были возложены функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам.

Для учета прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

7 этап: 2007 год. Новые функции. Материнский капитал; На Пенсионный фонд Российской Федерации возложена выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (далее МСК) и выплата средств капитала. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направляться не ранее 2010 года, поскольку закон не предусматривал возможность распоряжения средствами МСК до достижения трехлетнего возраста второго ребенка. Однако в конце 2008 г. в связи со сложной экономической ситуацией законодательно было принято решение направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов семьи, независимо от возраста ребенка. В кратчайшие сроки ПФР провел всю необходимую подготовительную работу, и уже в январе 2009 года этот процесс был запущен.

8 этап: 2008 год. Новые функции. Программа государственного софинансирования пенсии; В октябре 2008 года ПФ РФ начал принимать заявления от граждан о вступлении в Программу. С 1 января 2009 года стартовал второй этап Программы, в рамках которого участники приступить к платежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии. За первый год участники Программы перечисли в фонд своей будущей пенсии 2,5 миллиарда рублей. Все взносы, поступившие от граждан, взносы работодателей, уплаченные в пользу своих сотрудников, а также взносы государства на софинансирование Пенсионный фонд сначала разносит по индивидуальным лицевым счетам россиян-участников Программы, а затем передает их в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды по выбору граждан.

В марте 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил «прямую линию» по вопросам участия в Программе государственного софинансирования пенсии. Цель проекта — предоставить гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на часто задаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участников Программы.

9 этап: 2009-2010 гг. Дальнейшее совершенствование пенсионной системы; Летом 2009 года были приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи.

Так, единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. В кратчайшие сроки было разработано и внедрено программное обеспечение, необходимое для эффективного взаимодействия со страхователями, разработаны формы и регламенты отчетности.

Новое законодательство определило ряд мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров — валоризацию пенсий (переоценку расчетного пенсионного капитала с учетом «советского» трудового стажа) и введение социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные месяцы произвел перерасчет пенсий 36 миллионов пенсионеров в связи с валоризацией, причем у 11,6 миллионов пенсионеров сведения о трудовом стаже были дополнены на основе индивидуальной работы с людьми и архивными документами. Совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы ПФР определили уровень материального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат). 5,1 миллиона человек получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

С 2006 года бюджет ПФР возрос более чем в 3 раза и в 2011 году составил 4,7 триллиона рублей, а это 10,8% ВВП страны.

На повестке второй этап модернизации российской пенсионной системы — реформа накопительного компонента трудовой пенсии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *