Источники ювенального права

Основные понятия ювенального права

Каждая отрасль права кроме общих юридических понятий и опреде­лений оперирует специальными терминами, присущими только ей. Необ­ходимо учитывать, что в научной и учебной литературе могут использо­ваться не всегда совпадающие определения, выражающие точки зрения разных авторов.

Такая ситуация наблюдается в отраслях права, существующих доста­точно длительное время (уголовное право, гражданское право, налоговое право и т. д ), при этом ученые вправе обосновывать свои взгляды на поня­тия, закрепленные и в нормативных актах.

Ювенальное право в качестве зарождающейся юридической отрасли еще только разрабатывает свой понятийный аппарат, и наиболее раци­ональный путь решения указанных проблем видится в использовании об­щепризнанных юридических определений с учетом специфики новой от­расли права.

Одним из основных понятий в ювенальном праве является понятие «несовершеннолетний» (лат. impubes, pupillus, англ, minor). В российском праве им обозначается лицо, не достигшее 18 лет. Данное понятие использу­ется й в иных отраслях права применительно к лицам в возрасте до 18 лет.

В трудовом праве заключение трудового договора допускается с ли­цами, достигшими возраста 16 лет (ст. 63 ТК РФ).

Гражданское право различает несовершеннолетних (лиц в возрасте от 14 до 18 лет) и малолетних (лиц, не достигших 14 лет).

В уголовном праве несовершеннолетним признается лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но* не исполни­лось 18 лет (ст. 87 УК РФ).

В определении понятия правового статуса несовершеннолетнего необ­ходимо исходить из понятия правового статуса личности. Под ним понима­ется комплекс социально-экономических, политических, культурных и дру­гих гражданских прав и свобод, а также обязанностей гражданина.

Основу правового статуса личности составляют общепризнанные права и свободы человека. Они, согласно ст. 17 Конституции РФ, неотчуж­даемы и принадлежат каждому от рождения.

Различают общий, специальный (родовой) и индивидуальный статус личности.

Общий правовой статус — это статус лица как гражданина государ­ства, члена общества, определяемый, как правило, конституцией.

Специальный правовой статус отражает особенности положения оп­ределенных категорий граждан (детей, студентов, военнослужащих, пенси­онеров и т. д ). Эти категории граждан, обладая общим (конституционным) правовым статусом, могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные действующим законодательством.

Индивидуальный правовой статус личности фиксирует особенности отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа идр.), он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус личности подвержен изменениям, которые происходят в жизни человека.

Эти три вида правового статуса личности соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозави­симы и на практике неразделимы.

Правовой статус несовершеннолетнего — это предусмотренный зако­нодательством комплекс прав, обязанностей, ответственности ребенка и механизмы их реализации.

Правоспособность — признаваемая государством принципиальная воз­можность лица обладать субъективными правами и юридическими обязан­ностями, то есть быть субъектом права. В отличие от дееспособности правос­пособность сама по себе не предполагает реализации этих прав и обязаннос­тей своими действиями, а выражает лишь возможность обладания ими.

Правоспособность несовершеннолетнего — это его способность иметь права и обязанности.

Дееспособность- в гражданском праве способность юридического лица или гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, исполнять их, а также нести ответ­ственность за совершенные правонарушения (деликтоспособность).

В гражданском праве РФ существуют понятия:

• дееспособность малолетних — ограниченная дееспособность детей, не достигших 14 лет;

• дееспособность несовершеннолетних — ограниченная дееспособ­ность лиц в возрасте от 14 до 18 лет.

Правосубъектность — способность лица иметь и осуществлять непос­редственно или через представителя юридические права и юридические обязанности, то есть быть субъектом права. Правосубъектность объединя­ет правоспособность и дееспособность.

Правосубъектность несовершеннолетних — это способность ребенка быть участником правовых отношений, то есть иметь права и обязанности (правоспособность) и способность приобретать и реализовывать права и обязанности (дееспособность).

Состав (структура) правового статуса несовершеннолетнего — это его права, свободы, обязанности, ответственность и гарантии их реализации.

Для ювенального права основополагающим является понятие «пра­воотношение» — в теории права общественное отношение, урегулирован­ное нормами права. Участниками правоотношений могут быть лица (граж­дане, организации, государственные органы и другие субъекты), связанные между собой субъективными правами и обязанностями, которые возника­ют в силу наличия правового регулирования соответственного обществен­ного отношения. Комплекс прав и обязанностей субъектов правоотноше­ния определяет обеспеченную законом юридическую модель их допусти­мого и должного поведения. Возможность и долженствование реализуются в конкретных деяниях (действии или бездействии).

В учебнике «Ювенальное право» ювенальные правоотношения опре­делены как система общественных отношений, в рамках которых несовер­шеннолетний наделяется специфическими субъективными правами и несет юридические обязанности, посредством которых он связан с другими субъ­ектами этих отношений.

В гл. 1 уже приводилась аргументация того, что ювенальные право­отношения не могут ограничиваться участием в них несовершеннолетних, так как ювенальные правоотношения возникают и до рождения ребенка, обеспечивая его право на рождение и право на благополучное социальное развитие после рождения; также ювенальные правоотношения могут ре­ализовываться и без участия самого ребенка.

Ювенальные правоотношения не могут ограничиваться понятиями «интересы ребенка» или «законные интересы ребенка». Главной составля­ющей в ювенальных правоотношениях является урегулированное нормами права обеспечение потребностей общества и государства в рождении ре­бенка и его благополучном социальном развитии.

Интересы несовершеннолетних, охраняемые законом, являются неотъ­емлемой частью общественных интересов и определяются не детьми, а взрос­лыми, исходя из доминирующих в обществе человеческих ценностей.

Например, в нарушении ст. 255 ТК РФ женщине на предприятии не предоставляют отпуск по беременности. В данных правоотношениях учас­тниками являются беременная женщина и администрация предприятия, но, поскольку речь идет о правовом обеспечении социально-экономических и медицинских условий для рождения ребенка, такие правоотношения вполне можно отнести к ювенальным.

Характерными особенностями ювенальных правоотношений можно признать:

• существование ювенальных правоотношений без участия в них ре­бенка;

• участие несовершеннолетних в ювенальных правоотношениях, как правило, через законных представителей или совместно с ними;

• усиленную правовую защиту несовершеннолетних;

• приоритет воспитательных задач и благополучия несовершенно­летних;

• избегание по возможности официальных юридических процедур.

Ювенальные правоотношения следует определять как совокупность

общественных отношений, возникающих по поводу правового регулирова­ния обеспечения рождаемости новых поколений и их благополучного со­циального развития.

Ювенальные отношения могут реіулироваться нормами морали, обычаями, традициями, существующими в обществе. Статус ювенальных правоотношений возникает лишь при урегулировании ювенальных отно­шений нормами права.

В ювенальных правоотношениях кроме объекта правового регулиро­вания и участников правоотношений важную роль играют нормы ювеналь­ного права, устанавливающие правовой статус участников ювенальных правоотношений. В зависимости от регулируемых отношений это могут быть нормы семейного права, гражданского, трудового, уголовного и дру­гих отраслей права.

Норма права- правило поведения общего характера, рассчитанное на многократное применение, установленное или санкционированное госу­дарством, имеющее обязательную силу, регулирующее общественное от­ношение и предусматривающее в случае нарушения ответственность. Нор­мы права определяют правила поведения граждан, должностных лиц, госу­дарственных органов, общественных организаций, то есть всех субъектов права, оказавшихся участниками того вида общественных отношений, по поводу которых государство проявило свою волю, издав данное правило поведения.

Нормой ювенального права является правило, законодательно уста­навливающее права, обязанности и ответственность участников ювеналь­ных правоотношений.

С ювенальным правом тесно связаны понятия «ювенальная кримино­логия» и «ювеналистика»

Ювенальная криминология — это отрасль криминологии, изучающая преступность несовершеннолетних, меры по ее предупреждению, а также особенности личности и поведения несовершеннолетнего преступника и его жертв.

Ювеналистика — это научное направление в юриспруденции, изуча­ющее опыт практического применения норм ювенального права. Являясь новой научной отраслью, ювеналистика уделяет значительное внимание международному опыту в этой области и разрабатывает предложения и ре­комендации для законодательных и исполнительных органов власти, осу­ществляющих защиту прав и свобод несовершеннолетних и реализацию их ответственности.

Источники ювенального права

К источникам ювенального права принято относить международные пра­вовые акты: Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.; Конвенцию о защите прав и основных свобод человека 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г ; Международный пакт об экономических, соци­альных и культурных правах; Женевскую декларацию прав ребенка 1924 г.;

Декларацию прав ребенка 1959 г.; Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Всемир­ную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосу­дия в отношении несовершеннолетних 1985 г. (Пекинские правила); Руководя­щие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершенно­летних 1990 г. (Эр-Риядские руководящие принципы) и др.

В Российской Федерации источниками ювенального права являются Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, законодатель­ство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.

Ювенальные нормы в системе ювенального права условно можно подразделять по следующим критериям: по назначению, по территории действия, по юридической силе, по отраслевой принадлежности, по методу правового регулирования и иным основаниям.

По назначению нормы ювенального права могут подразделяться следующим образом:

1) на общие нормы права, которые распространяют свое действие в том числе и на несовершеннолетних;

2) специальные нормы права, созданные для регулирования правоот­ношений с участием несовершеннолетних;

3) нормы права, устанавливающие права и свободы несовершеннолетних,

4) нормы права, устанавливающие обязанности и ответственность несовершеннолетних;

5) нормы права, установленные для регулирования ювенальных право­отношений в определенных сферах деятельности (образовании, социальном обеспечении, сфере профилактики безнадзорности и правонарушений и т. п);

6) нормы права, обеспечивающие стимулирование рождаемости новых поколений, то есть действующие в интересах ребенка до его рождения;

7) нормы права, обеспечивающие благополучное социальное разви­тие несовершеннолетних после их рождения,

8) нормы, обеспечивающие защиту прав отдельных категорий несо­вершеннолетних (сирот, инвалидов, детей, попавших в трудную жизнен­ную ситуацию, и т. д.);

9) на нормы права прямого воздействия на несовершеннолетних и опосредованного (посредством семьи, школы, органов опеки и попечи­тельства и т. д ).

По территории действия выделяют:

1) международные нормативные правовые акты;

2) федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты);

3) региональное законодательство;

4) муниципальное законодательство.

По юридической силе выделяют:

1) международные нормативные правовые акты;

2) Конституцию РФ;

3) федеральные законы РФ;

4) подзаконные акты РФ (указы Президента РФ, постановления Пра­вительства РФ, акты министерств и ведомств);

5) законодательство субъектов РФ;

6) подзаконные акты субъектов РФ;

7) нормативные акты органов местного самоуправления.

По отраслевой принадлежности выделяют нормативные акты, уста­навливающие правовой статус несовершеннолетнего в сфере:

1) конституционного права,

2) уголовного права;

3) семейного права;

4) гражданского права,

5) административного права;

6) уголовно-исполнительного права;

7) трудового права;

8) уголовно-процессуального права;

9) гражданско-процессуального права и в иных сферах правового ре­гулирования.

По методу правового регулирования выделяют:

1) регулятивные юридические нормы (обязывающие, уполномочива­ющие, запрещающие);

2) поощрительные юридические нормы;

3) охранительные юридические нормы.

Ювенальное право как наука

Наука ювенального права – это система научных взглядов, идей, представлений о законах, теоретических положений, регламентирующих отношения в сфере охраны и защиты прав и законных интересов ребенка, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития ювенального законодательства, о принципах ювенального права, об истории возникновения и развития ювенального права, о зарубежном ювенальном праве, а также постигает воздействие правовых норм национального и международного права на регулируемые отношения.

Общественные неюридические науки затрагивают исследование вопросов детства, не затрагивающие правовые вопросы. Накоплен достаточно обширный опыт в области экономики, педагогики, психологии, философии и др.

Задачами науки ювенального права выступают:

— анализ правовых норм,

— конструирование институтов ювенального права на базе других отраслей российского права,

— разработка нормативных актов,

— подготовка и проведение реформ в сфере охраны прав и интересов несовершеннолетних в Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *