Источники экологической информации

Экология СПРАВОЧНИК

Мониторинг окружающей среды — система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений, т. е. это процесс: 1) первоначального сбора и 2) преобразования информации о состоянии естественных и антропогенных изменений ОПС. Мониторинг может быть фоновым, направленным на слежение за природными явлениями, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния; он осуществляется на базе биосферных заповедников. В ходе другого вида мониторинга — импактно-го — происходит слежение за антропогенным воздействием в особо опасных зонах.

Для выполнения данных задач на основании ст. 69 Закона об ООПС в России организована Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) с целью наблюдения за происходящими в природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде и прогнозами ее состояния.

В Постановлении Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 622, утвердившего Положение о государственной службе наблюдения за состоянием ОПС, установлено, что Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерство природных ресурсов Российской Федерации и их территориальные органы, Министерство здравоохранения Российской Федерации и подведомственные ему учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы организуют и осуществляют в пределах своей компетенции государственный мониторинг атмосферного воздуха как составную часть государственного мониторинга окружающей природной среды, реализуемого в рамках государственной службы за состоянием окружающей природной среды.

Для получения специализированной информации о состоянии окружающей природной среды органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут формироваться территориальные наблюдательные сети. Порядок и условия согласованного функционирования территориальных наблюдательных сетей определяются совместным решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Положения о мониторинге ОПС имеются во всех природоресурсных нормативных правовых актах.

Итак, экологический мониторинг — стадия сбора и первоначального системного преобразования информации о процессах, протекающих в ОПС.

К другим систематизированным источникам сбора и использования экологической информации относятся государственные кадастры природных ресурсов, Красная книга, Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ, Государственный доклад о состоянии ООПС в России и др.

Государственный учет в области использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды осуществляется по единой системе органами статистического учета — по видам и подвидам ресурсов (например, по видам земель, вод, лесов и другим объектам природы), их количеству, качеству. Этот первичный учет является базой для более совершенной формы учета и контроля — кадастров природных ресурсов государственного уровня и значения.

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов — это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природных ресурсов, составов и категории пользователей. Кадастры представляют собой совокупность количественных данных о природных ресурсах, их видах и подвидах; наглядных таблиц, диаграмм и схем; световых табло и карт; электронных данных. По кадастрам определяются экономическая оценка и бонитировка почв, других природных ресурсов, размеры и виды ренты, платежей, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы и другие показатели, необходимые для рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям.

Источники экологической информации

В узком смысле это имеющие определенную форму (бумажную или безбумажную, документы (носители информации), в которых закрепляются и хранятся сведения экологического содержания.

Источники экологической информации:

· Ведутся на основании специальных НПА по предусмотренным в них процедурам

· Содержат особый специально оговоренный круг сведений

· Подчиняются специальным условиям доступа и распределения информации по кругу пользования, режиму охраны

К таким источникам относятся нормативные акты:

1. НПА

2. Ежегодный Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в РФ, который готовится Министерством природных ресурсов и Экологии

3. Доклады о состоянии окружающей среды в каждом субъекте РФ

4. Мониторинг окружающей среды

5. Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов, т.е. своды показателей природного объекта и данные о его пользователях, ведущиеся по строгой юридической форме

6. Государственный статистический учет и отчетность, которые ведутся федеральной службой государственной статистики по специальным формам (Например: существует отчет об охране атмосферного воздуха иных природоохранных мероприятиях их финансировании и другие). На многие федеральные органы исполнительной власти (Например: Министерство С\х, МЧС) возложены обязанности по ведению государственных учетов в соответствии с их компетенцией. Например: согласно приказу Минсельхоза от 04 мая 2010 № 150 на учреждения подведомственные Минсельхозу, возложена обязанность по ведению государственного учета показателей плодородия земель с\х назначения.

7. Декларация промышленной безопасности, предусмотренная ФЗ «О промышленной безопасности опасных природных объектах», иные виды деклараций, радиционно-технический паспорт организации и территории

8. Федеральные регистры потенциально опасных химических веществ

9. Данные общественной экологической экспертизы

Некоторые авторы так же относят к источникам:

· Сообщения средств массовой информации

· Информация может содержаться в заявлениях жалобах письмах и других непосредственных обращениях граждан в прокуратуру

· В различных документах природоохранных органов (приказах, материалов ревизий, протоколах)

14. Право граждан на возмещение вреда, причинённого экологическим правонарушением.

Данное право закреплено в ст. 42 К РФ, а так же ст.77-79 ФЗ «Об охране окружающей среды»

Сложность реализации данного права заключается в том, что иногда трудно доказать причинно следственную связь между правонарушением и наступившими отрицательными последствиями.

Нанесенное здоровью граждан воздействиям неблагоприятной окружающей средой принимается такой ущерб, который ведет к полной или частичной потере жизнеобеспечивающих биологических функций организма.

Многие авторы критикуют ст. 42 К РФ:

· В данной статье провозглашается право на возмещение ущерба, причиненного лишь здоровью и имуществу гражданина и ничего не сказано о праве на возмещение морального вреда. Таким образом данная статья сузила круг своего действия до конкретных видах вреда

· Говориться о праве на возмещения вреда причиненного экологическим правонарушением, а значит упускается из вида ситуации, которым вред наносится не в результате нарушения, а в результате правомерных действий

Право на возмещение ущерба причиненного здоровью или имуществу человека, реализуется гражданами в рамках деликтных обязательств. Когда установлен источник опасности, причинивший вред, то возмещение осуществляется по правилам гражданского законодательства. Сложнее обстоит дело в тех случаях, когда в результате хозяйственной деятельности (в том числе правомерной) происходит загрязнение либо изменение в состоянии окружающей среды, ставшие причиной ущерба. В таких случаях приходится устанавливать несколько зависимостей (причинно-следственных связей) что не всегда представляется возможным. Для возмещения вреда в таком случае необходимо установить следующую цепочку причинно следственных связей:

· Необходимо доказать экологический характер вреда – установить причинно следственную связь между вредом здоровью и загрязнением окружающей среды, для чего необходимо установить загрязняющее вещество вызвавшее заболевание или иное расстройство здоровья, медико-биологические аспекты, а также определить возможные пути и момент проникновения его в организм.

· Надо определить принадлежность этого загрязняющего вещества к какому-либо источнику загрязнения – установить причинно следственную связь между загрязнением окружающей природной среды и деятельностью конкретных хозяйствующих субъектов

· Надо уточнить степень участия данного загрязнителя в формировании вреда, т.е. установить причинно следственную связь между деятельностью конкретных хозяйствующих субъектов и размером причиненного вреда. Это требуется когда на одной территории расположено несколько хозяйствующих субъектов осуществляющих выбросы одинаковых загрязняющих веществ.

15. Понятие, виды экологического управления.

Сегодня в обиходе очень модный и актуальный термин — экология! Но что подразумевают люди, употребляя это слово в своей речи, вписывая его в статьи, научные работы и «отрывая» от него заветный кусочек «эко», чтобы «приклеить» к чему-то важному, например: «экопродукты», «экокожа», «эколайф»?

На самом деле, «экология» — слово, состоящее из греческого «ойкос» — ‘дом’ и «логос» — ‘наука’. Получается, что дословно «экология» — это наука о доме. Но, конечно, само понятие намного шире, многогранней, интересней, чем кажется, если отталкиваться от этого определения.

Если погрузиться в осмысление всего, что значит этот модный термин, то можно открыть для себя много нового и весьма интересного, особенно для человека, который нацелен на правильный (здоровый) образ жизни.

Экология: что это такое и что она изучает

Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир — дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».

Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Это очень объёмная наука, которая затрагивает добрую сотню актуальных вопросов для человека и его жизни на земле.

Виды экологии

Как и некоторые другие науки, экология включает в себя множество различных разделов. Ведь уместить всё важное в одном направлении довольно сложно. Можно запутаться и так и не сделать нужных выводов, не найти решений для серьёзных проблем.

Стоит знать, что экология — это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет. Однако на сегодняшний день наука стоит на одной ступени по степени важности с математикой, физикой, биологией и др. При этом некоторые научные сферы (ботаника, химия, микробиология) экология не просто затрагивает, а даже базируется на них.

Различают такие виды экологии:

  • экология биосферы — раздел, изучающий среду обитания человека и глобальные изменения в ней;
  • промышленная экология — направление, занимающееся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов;
  • экология отрасли — каждая отрасль занимательна и интересна с точки зрения экологии;
  • сельхоз-экология — изучает влияние и взаимодействие сельского хозяйства с окружающей средой;
  • эволюционная экология — изучает процессы эволюции живых организмов и влияние их на среду обитания;
  • валеология — наука о качестве жизни и здоровье человека;
  • геоэкология — изучает геосферу планеты и её обитателей;
  • экология морей и океанов — направлена на изучение вопросов чистоты водной поверхности земли;
  • социальная экология — наука о чистоте социальной области;
  • экономическая экология — направлена на разработку алгоритмов рационального использования ресурсов планеты.

По сути, разделы этой науки всё время расширяются и множатся. Но абсолютно все ответвления сводятся к общей экологии, задачей которой является сохранить здоровую среду обитания и не дать погибнуть нашей планете раньше отведённого времени.

Про экологию мысли и чистоту мировоззрения

Пока официально нет раздела в экологии, который бы был направлен на изучение влияния собственного мировоззрения человека на окружающую среду и собственное здоровье. Однако то, как думает и воспринимает окружающий мир человек, сильно влияет на его действия. Про экологию мысли забывать нельзя. Ведь только правильный ход мысли и глубокое понимание необходимости жить в ладу с природой, позволит сохранить наш «дом», не нанести ему ущерб. Человек с чистыми светлыми мыслями духовно здоров. Его физическое тело также более крепкое. А это тоже весьма важно для сохранения здоровья окружающей среды и создания комфортной экосистемы для каждого живущего на земле.

Термин и понятие экологии

Конечно, из всего написанного выше уже можно понять, что термин «экология» включает в себя огромный объём информации и «рассыпается» на важные элементы, грани которых составляют единую важную цель — изучение планеты и сохранение её здоровья. Но кто это всё придумал и почему это так важно? Стоит разобраться.

Кто ввел термин «экология»?

Впервые термин «экология» произнёс учёный-философ и естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель. Этому же немецкому философу принадлежит авторство таких биологических терминов, как онтогенез, филогенез, которые также имеют прямое отношение к экологии.

Что означает экология

Как уже можно догадаться, экология — понятие всеобъемлющее, заключающее в себя массу вопросов, связанных со средой обитания и её чистотой. Но почему мы так часто слышим составные слова с приставкой «эко» и понимаем это как чистоту, здоровье, безопасность? Ничего сложного! Ведь основной мыслью экологии как науки является поиск решений, позволяющих сохранить красоту и здоровье природы. Эколог — это человек, который изучает влияние любых процессов, веществ, вещей на мир окружающий и живые организмы. Поэтому, когда человек говорит экология, он подразумевает чистоту окружающей среды. Когда мы произносим любое слово с приставкой «эко», то подразумеваем, что это нечто чистое, безопасное и полезное для нашего здоровья. Исключением являются специфические термины, употребляемые в научной среде.

Экотоп — отдельный участок среды обитания живых организмов, претерпевший некоторые изменения в результате деятельности этих организмов.

Экосистема — среда взаимодействия группы живых организмов.

В остальных случаях слова с приставкой «эко» — это новые слова, составленные с заявкой на указание выгоды. Т. е., по сути, очень часто экопродукты, экоматериалы, экокультура — это всего лишь маркетинговый ход. Доверять слепо такой приставке не всегда стоит. Лучше внимательно присмотреться к вещи, которую пометили заветным зелёным листочком (эмблема экологически чистых товаров) и изучить состав. А уж потом делать выводы о чистоте и безопасности выбранного продукта.

Где и кому нужна экология

Сегодня предмет экологии изучают в школе, средних и высших специальных заведениях, вне зависимости от профиля. Конечно, на отделениях ботаники, агрономии, зоологии и т. п. этому предмету уделяют куда больше внимания, чем, например, на экономическом факультете. Но практически в любой общеобразовательной программе есть раздел экологии. И это не случайно. Каждый человек должен быть экологически грамотен. Вы можете не быть юристом, но понимать, какая среда вас окружает, вам стоит. Можно не владеть понятиями медицины, но знать основы, как сохранить здоровье планеты важно. Где и как мы соприкасаемся с вопросами экологии? Ну, например, когда вы идёте выбрасывать мусор, вы уже становитесь «винтиком» в механизме системы, которая или нарушает общее благополучие окружающей среды или помогает сохранить здоровье планеты. Ведь надо знать, как правильно и куда выбросить мусор, чтобы минимизировать отрицательное влияние отходов на здоровье людей и экосреды. Когда человек закуривает сигарету, он также оказывает непосредственное влияние на формирование фона здоровья природы. Одна, казалось бы, сигарета, но может принести массу негативных перспектив и самому курильщику, и окружающему миру в целом.

Сегодня экологические отделы есть почти при каждом промышленном предприятии. Экологическая служба работает в каждом городе. В масштабах страны вопросы экологии решаются и обсуждаются в рамках серьёзных совещаний. Об экологии нашей планеты говорят, думают, спорят ученые и обычные люди. Каждый день, просыпаясь утром, мы соприкасаемся с разными сферами этой науки. Она интересна, многогранна и очень важна для каждого из нас и для всех людей в целом.

Экологические проблемы и их решение

Когда мы заговорили о приставке «эко», как о знаке чистоты, — это была позитивная «частица» темы. Есть и обратная сторона — негатив! Словосочетания «экологическая проблема», «экологическая катастрофа» нередко нас пугают в заголовках газет, интернет-СМИ, телепрограммах и радиосводках. Обычно под этими словосочетаниями «прячется» что-то страшное, угрожающее и грязное. Грязь здесь имеется в виду в прямом смысле слова. Например, выброс с какого-нибудь завода в море загрязняет водную среду и может нанести ущерб живым обитателям этой экосистемы. Это экологическая проблема, каких сегодня может быть масса. Когда мы говорим об истончении озонового слоя, мы подразумеваем экологическую катастрофу, к которой может привести это явление. Наука, которую мы здесь рассматриваем, как раз направлена на то, чтобы минимизировать риски возникновения экологических проблем и уж тем более не допустить развития целых катастроф в масштабах города, страны, планеты. Именно для этих целей была создана и развивается эта многогранная, интересная и невероятно важная наука.

Как предупреждаются и решаются проблемы экологии

Если есть наука, существуют и учёные, которые занимаются её развитием. Учёные-экологи трудятся над изучением разных вопросов экологии. Это и узкоспециализированные сферы, как например агроэкология, зооэкология, промышленный комплекс и экология общая, классическая. По всему миру создаются и успешно работают различные экослужбы. Например, в нашей стране есть такой орган, как экологическая полиция. Это служба, которая следит за соблюдением правил экологической безопасности в городах и других населённых пунктах. На каждом предприятии есть собственный отдел, который контролирует влияние работы предприятия на окружающую среду и сдаёт отчётность по этому поводу высшим органам.

В масштабах мировой науки постоянно ведутся разработки, направленные на оптимизацию различных процессов, для снижения рисков развития экологических проблем и предупреждения возникновения катастроф. Экоконтроль работает в сетевых продуктовых магазинах, чтобы не допустить попадания на столы некачественных продуктов.

Но каждому человеку следует помнить, что и он является важным звеном системы, так или иначе влияющей на чистоту и здоровье нашего «дома», нашей планеты. От того, как живет, как думает, как действует каждый человек, тоже зависит очень многое. Поэтому стоит уделить внимание этой науке хотя бы на уровне общего ознакомления с её основными понятиями и проблемами.

Спросите любого экологического активиста в любом уголке России, – какая проблема его беспокоит больше всего. И большинство ответит – проблема доступа к экологической информации.

Известно, что профессиональная деятельность экологов, как самостоятельная, так и в рамках общественных объединений, действующих в этой сфере, сопряжена с оборотом огромного количества информации. Лицам, являющимся пользователями информации, очень важно знать свои права в этой области, и, разумеется, не забывать про обязанности, которые на них возложены. В этой сфере немало проблем, зачастую связанных с пробелами в нашем законодательстве.

Причин тому много, одна из них кроется в том, что Россия недостаточно оперативно создает законы и подзаконные акты, которые должны регулировать правоотношения.

Ранее четкой структуры законодательства в России не было, взамен фундаментальных законов принимались и действовали мало кому известные нормативные акты (в том числе и секретные), которые и определяли судьбу конкретного правоотношения, а подчас и конкретного человека.

В конце 1993 года была принята Конституция — центральный государственный нормативный акт, на основе которого должны издаваться законы, раскрывающие особенности правоотношений. Не будем углубляться в подробности иерархии законодательства и говорить о необходимости принятия подзаконных актов, ибо все должны понимать, что права и обязанности гражданина могут формулироваться только в законах. Все остальные подзаконные акты, лишь конкретизируют процесс реализации этих прав и обязанностей и не могут противоречить законам.

Основные нормативные акты
Для представления всей правовой картины надо показать, какие основные нормативные акты, регулирующие право на доступ к экологической информации действуют в настоящее время, а какие отсутствуют. Последние должны быть изданы, но этот процесс требует особого внимания, поскольку создаются правила, по которым жить будем скорее мы, чем те, кто их издает.

Итак, в соответствии со статьей 42 Конституции РФ, — «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии…»

Статья 24 (часть 2) Конституции РФ — «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

На практике возникает разумный вопрос, – а какие конкретные документы и материалы непосредственно затрагивают права и свободы человека (если говорить применительно к области экологии, то это право на благоприятную окружающую среду). Какие законы предусматривают особый порядок ознакомления? Здесь тоже немало вопросов.

Статья 29 (часть 4) Конституции РФ — «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Государство приняло на себя обязанность создать условия для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов — тех самых, которые являются основным «хлебом» для экологов.

В соответствии со статьей 10 Закона «Об информации, информатизации и защите информации», государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа (это информация, отнесенная к государственной тайне и конфиденциальная информация).

В любом случае запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом. Что включает в себя информация о чрезвычайных ситуациях? Каково содержание нового понятия экологическая информация?

«О государственной тайне»
Закон «О государственной тайне» из всего объема информации выделяет ту его часть, где права пользователей информации существенно ограничены в интересах государства.

Статья 5 Закона «О государственной тайне» определяет категории сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Часть 4 ст. 29 этого же закона определяет, что Президент РФ утверждает «перечень сведений, отнесенных к государственной тайне». Такой перечень был утвержден указом Президента РФ N1203 в 1995 году. На основании Закона «О государственной тайне» мы полагаем, что президентский перечень является исчерпывающим, и ведомственные приказы, которые издают министерства, не соответствуют закону и не должны иметь силы.

Добавим, что в соответствии со статьей 7 Закона «О государственной тайне», среди всего прочего не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, а также сведения о состоянии экологии. Здесь под вывеской названий конкретных категорий сведений, не подлежащих засекречиванию — пустота.

Остается только гадать, каково же действительное содержание каждой из этих категорий. Что включают в себя сведения о состоянии экологии, сведения о чрезвычайных происшествиях и т.д.? Где рамки того или иного информационного поля?

Как видно, Закон «О государственной тайне» не раскрывает содержание понятия той информации, которая необходима для профессиональной деятельности экологов.

Следует особо отметить, что статья 10 (пункт 4) Закона «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливает, что отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Однако под законодательством понимается не только Конституция и законы, а и множество подзаконных актов, в том числе и ведомственные инструкции. Это положение закона создает почву для сокрытия от общественности под видом конфиденциальной той информации, в нераспространении которой заинтересованы самые разные государственные органы.

Думается, что правильнее было вынести решение этого вопроса на уровень закона. Иначе получается нонсенс: перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом, а отнесение информации к категории конфиденциальной может быть определено приказом руководителя ведомства.

Другие нормы Конституции РФ — статья 46 (части 1 и 2) — «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Отказ в информации
Отказ в доступе к информации может быть обжалован в судебном порядке. Однако наши суды, и это известно всем, крайне неохотно идут на собственное судебное толкование той или иной нормы, не вполне удачным образом раскрытой в правовом акте. Обычно суд, перестраховываясь, предпочитает разъяснения со стороны законодателя.

Не любят суды и восполнять пробелы в законодательстве, защищая права человека за счет «ущемления» интересов государства, в худшем понимании термина «государство». Поэтому детальное нормативное оформление прав граждан позволит улучшить и обстановку, сложившуюся в сфере судебной защиты.

Статья 55 (часть 3) Конституции РФ — «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Причем следует особо отметить, что среди вышеназванных прав есть и те, которые не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения. Так, в соответствии со статьей 56 (часть 3) Конституции РФ не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 24 и 46.

Названные нормы Конституции очень важны, ибо законы иногда несправедливо ограничивают те или иные права и свободы граждан. Между тем, любой закон, ограничивающий права и свободы граждан должен преследовать четко обозначенные цели — защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иначе каждый вправе оспорить этот закон посредством процедуры конституционного судопроизводства.

Что значит «информация о состоянии окружающей природной среды»?
В 1998 году был принят Федеральный Закон РФ «О гидрометеорологической службе». В соответствии с преамбулой к этому закону он, кроме прочего, направлен на обеспечение потребностей физических и юридических лиц в информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Это единственный нормативный акт, в котором предпринята попытка раскрыть содержание термина «информация о состоянии окружающей природной среды». Так, в соответствии со статьей 1 Закона, информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении — сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения (МОПС) (МОПС — долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения).

Как видно, такого определения недостаточно для полного раскрытия содержания термина.

Среди новелл этого закона можно выделить статью 14 (пункт 1), согласно которой информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

Впервые в законодательстве появляется скупая ссылка на возможность выделения из всего массива экологической информации ее части, имеющей статус информации ограниченного доступа. Данная норма входит в противоречие с процитированными выше нормами Закона «Об информации, информатизации и защите информации».

Статья 16 Закона «О гидрометеорологической службе» устанавливает обязанность юридических и физических лиц, осуществляющих сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении предоставлять данную информацию в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).

Порядок предоставления информации прописан в Постановлении Правительства РФ от 14.02.2000 г. № 128. Собранная информация аккумулируется в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Из этого фонда информация на определенных условиях (ст. 17 Закона) может быть предоставлена заинтересованным лицам.

Таким образом, если раньше экологам в поисках информации приходилось обращаться в множество разных государственных органов, то теперь в России существует единый орган, на который возложена обязанность по собиранию, комплектованию, учету, хранению и использованию всей экологической информации. Однако много вопросов в нашем законодательстве остается без ответа.

Перечислим их еще раз:
Что понимается под термином «информация о состоянии окружающей среды», используемом в статье 42 Конституции РФ или идентичными ему терминами «сведения о состоянии экологии» (закон «О государственной тайне») и «экологическая информация» (закон «Об информации, информатизации и защите информации»)?

Что такое «информация о чрезвычайных ситуациях и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом» (закон «Об информации, информатизации и защите информации») или «сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях» (закон «О государственной тайне»)?

Для ответа на эти вопросы необходимо знать, какими качественными и количественными параметрами характеризуется состояние окружающей природной среды, чрезвычайное происшествие и т.д.

Модельный закон СНГ
Существует малоизвестный документ, который принимался на десятом заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ в декабре 1997 года. Это — Модельный закон «О доступе к экологической информации».

Этот документ имеет рекомендательный характер, а юридическую силу получит после того, как он официально пройдет все стадии законотворческой деятельности России (принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом).

В этом документе есть много полезного, хотя и немало недостатков. Среди преимуществ модельного закона следует отметить то, что в этом документе впервые в СНГ предпринята попытка — дать нормативное определение термину «экологическая информация».

Так, согласно части 1 статьи 3 модельного закона: «экологическая информация — любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а кроме того — о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды. Экологическая информация может быть выражена в любых объективированных формах».

Под объектами (источниками) экологической информации модельный закон предлагает понимать: центральные и местные органы государственной власти и управления центральные отраслевые органы государственной власти и управления, научно-исследовательские и другие специализированные организации, в компетенцию которых входит охрана окружающей среды и контроль за ее состоянием, охрана здоровья населения, защита лесов, вод, атмосферы, почвы, животного и растительного мира, использование природных и вторичных ресурсов, установление правил и стандартов в этих областях, деятельность, потенциально опасная и влияющая на окружающую среду, а также принятие решений, реализация которых может повлиять на состояние окружающей среды (кроме органов законодательной и судебной власти) .

Если говорить о недостатках, то действие модельного закона в том виде, в каком он был принят, будет направлено на защиту прав государства от «назойливых» экологов. По существу, этот закон мог справедливо носить название «О недоступности экологической информации».

Статья 9 модельного закона перечисляет целый ряд оснований, по которым государство может отказать в предоставлении экологической информации. Например, среди таких оснований можно встретить и следующее: «государство вправе отказать в предоставлении экологической информации, когда запрос на получение экологической информации сформулирован в слишком общем виде либо в откровенно обструкционной или провокационной форме».

Данные ограничения нельзя признать соответствующими положениям Конституции РФ.

Орхусская конвенция
Что же касается норм международного права, здесь также необходимо выделить Конвенцию «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (в рамках ООН, совершена в Орхусе (Arhus), Дания, 25 июня 1998 года).

Россия эту Конвенцию не подписала. Здесь также подробно определен термин «экологическая информация».

Так, в соответствии со статьей 2 (пункт 3) Конвенции, «экологическая информация означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

a) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;

б) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте a) выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

c) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте б) выше»

Однако и этот документ не является идеальным, ибо в нем также как и в модельном законе содержатся нормы, ограничивающие доступ к экологической информации.

Предыдущая версия этого обзора была опубликована во втором номере журнала «Экология и право», издаваемом Экологическим правозащитным центром «Беллона» в Санкт-Петербурге.

Понятие и виды экологической информации

В силу требований части 2 статьи 14 Федерального Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области окружающей среды.

В ходе судебного заседания прокурора просил производство по делу прекратить в связи с тем, что ответчиком добровольно устранены выявленные нарушения после обращения прокурора в суд с заявлением.

Суд полагает, что ходатайство прокурора о прекращении производства по делу подлежит удовлетворению. Согласно пункту 3 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Суд определил, производство по гражданскому делу по заявлению Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО Строительная компания «Гарант» о предоставлении информации о размещении отходов производства и потребления прекратить в связи с отказом прокурора от заявления и принятия отказа судом, разъяснив участникам процесса, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.19

Кроме того, содержательную сторону понятия «экологическая информация» следует рассматривать в контексте связей «интересы-ценности», проявляющихся в различных общественных отношениях. В эколого-правовой науке им также уделяется большое внимание через призму значимости экологических интересов и потребностей для личности, общества, государства20. Особое значение придается конституционным экологическим правам и законным интересам граждан и юридических лиц, закрепленным в экологическом законодательстве. Их важность обусловила выделение общественных отношений по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в составе предмета экологического права21 Представляется, что значимость сведений, входящих в состав экологической информации для названных интересов, потребностей и прав, также является существенным признаком понятия «экологическая информация».

Также хотелось бы выделить Экологический кодекс Республики Татарстан. В ст.76 достаточно полно и ясно разъясняется понятие экологической информации.

Статья 76. Состав экологической информации

1. Экологическая информация включает в себя любую достоверную информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, об антропогенном воздействии на окружающую среду.

2. Экологическая информация может включать сведения:

1) о состоянии компонентов окружающей среды (земли, недр, почвы, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного, животного мира и иных организмов), а также об озоновом слое атмосферы и околоземном космическом пространстве, природных объектах (естественных экологических системах и природных ландшафтах), природно-антропогенных и антропогенных объектах, генетически измененных организмах и взаимодействиях между указанными компонентами и объектами;

2) о химических элементах и их соединениях, энергии, шумах и излучениях всех видов и типов и иных факторах воздействия на окружающую среду;

3) о нормативных правовых актах, иных решениях и действиях органов государственной власти и местного самоуправления, оказывающих или способных оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на компоненты и объекты окружающей среды, указанные в пункте 1 настоящей части;

4) об эффективности деятельности государственных органов и организаций в области охраны окружающей среды;

5) о состоянии здоровья и безопасности людей.22

Таким образом, основываясь на вышеуказанных положениях, экологическую информацию можно определить как любые сведения (сообщения, данные о состоянии окружающей среды и ее компонентов, их изменении под влиянием негативной хозяйственной и иной деятельности, источниках такой деятельности, принимаемых мерах и др.), независимо от формы представления характеризующие состояние и специфические особенности сферы взаимодействия общества и природы необходимые для охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности , охраны жизни и здоровья граждан, а также имеющие значение (являются значимыми) для обеспечения общественных, частных и государственных экологических интересов и потребностей, осуществления и защиты экологических прав граждан и юридических лиц.

1.2. Сведения, относящиеся к экологической информации

Представляется необходимым и важным выявление максимально широкого круга сведений, относящихся к экологической информации, в целях учета их специфики при установлении общего и особенного правового режима экологической информации. Как отмечалось выше, единое мнения учёных по этому вопросу отсутствует. Так, А.Н. Горбачев считает, что под «экологической» понимается информация не только о состоянии окружающей среды, но и мерах по ее охране.23

О.С. Карху, давая определение экологической информации, включает в ее состав сведения о лицах, фактах, событиях, явлениях и процессах, отражающих состояние окружающей среды в целом, ее отдельных компонентов или элементов (как природного, так и искусственного происхождения), здоровья человека, а также деятельности, оказывающей или способной оказывать вредное воздействие на окружающую среду, и мерах, направленных на ее охрану.24

По мнению Д. С. Велиевой, экологическая информация представляет собой сведения об окружающей человека среде, о деятельности, негативно влияющей на природные объекты и организм человека, а также сведения о мерах по охране окружающей среды и обеспечению соблюдения защиты экологических прав граждан.25

В эколого-правовой науке общепризнанной составной частью экологической информации являются сведения о состоянии окружающей среды. Они предусматриваются в первую очередь в нормах Федерального закона «Об охране окружающей среды». При этом неизбежно возникает вопрос о понятии «окружающая среда». В соответствии со ст. 1 указанного Закона, она представляет собой совокупность компонентов природной среды (земли, недр, почв, поверхностных и подземных вод , атмосферного воздуха, растительного, животного мира и иных организмов, озонового слоя атмосферы и околоземного космического пространства), природных объектов (естественной экологической системы, природного ландшафта и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства) и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Основные составляющие понятия «окружающая среда» корреспондируют со ст.4 указанного Закона, согласно которой в состав объектов охраны окружающей среды кроме перечисленных компонентов природной среды и природных объектов, включаются объекты, подлежащие особой охране, большинство из которых относится к категории природных комплексов. В этой связи представляется обоснованным отнесение к экологической информации сведений не только о состоянии компонентов природной среды, природных объектов, но и природных комплексов.

При этом следует учитывать, что компоненты природной среды могут находиться в экологической взаимосвязи не только с естественными экологическими системами, не нарушенными в той или иной степени человеком, но и с модифицированными (видоизмененными в процессе хозяйственной деятельности природными системами) и трансформированными (естественными системами, преобразованными человеком для удовлетворения своих экономических, культурно-оздоровительных потребностей) экологическими системами.26 Два последних вида взаимосвязей лежат в основе признаков природно-антропогенных объектов. Т.е. природные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деятельности, и объекты, созданные человеком, обладающие свойствами природного объекта и имеющие рекреационное и защитное значение, сведения о состоянии таких объектов также должны включаться в состав экологической информации. Вместе с тем в состав экологической информации следует включать сведения о состоянии антропогенных объектов, однако с уточняющими, ограничительными формулировками.

Однако, как следует из определения, предусмотренного в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», антропогенные объекты не обладают свойствами природных объектов и, следовательно, не должны подпадать под объекты экологического права, поскольку наличие взаимосвязи с природной средой является одним из главных признаков, отграничивающих объекты экологического права от объектов других отраслей права. Таким образом, к экологической информации необходимо относит сведения о состоянии антропогенных объектов в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние окружающей среды и ее элементов.

Необходимо обратиться к международному законодательству в области охраны окружающей среды. Аналогичный подход прослеживается в частности в п.3 ст.2 Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»27 экологическая информация определяется как любая информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты и взаимодействие между этими элементами;

b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте а выше;

с) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте b выше;

Из сказанного выше видно, что сведения об антропогенных объектах являются составной частью сведений о состоянии окружающей среды.

О.С. Карху предлагает в качестве формулировки, указывающей на экологический характер антропогенных объектов, указать «способность оказать негативное воздействие на окружающую среду, ее отдельные компоненты, жизнь и здоровье человека»28 Действительно такие объекты нередко становятся источником негативного, а порой и опасного воздействия на окружающую среду. По оценкам специалистов, ситуация во многих городах России довольна плачевна. Во всех сферах жизни: в строительной, пищевой промышленности и т.п., участились случаи ввоза радиационно опасных товаров. Например, в строительной деятельности, это металлоизделия с повышенным радиационным фоном, бесконтрольно ввозимые с территории зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. Подобная негативная практика вызывает необходимость отнесения к экологической информации, например, сведений о соответствии экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям строительных материалов и иных товаров.

Необходимость включения в состав экологической информации сведений о состоянии окружающей среды в целом, а также отдельных компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов и комплексов также подтверждается нормами экологического законодательства. Примером может служить Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» 29 содержит требования, касающиеся информации о состоянии атмосферного воздуха (ст.3, 5, 6, 23 и др.)

Также целый ряд федеральных законов включает в себя правовые нормы, связанные со сведениями о состоянии здоровья населения (граждан). Так, в ст. 45 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»30 дается понятие социально-гигиенического мониторинга, составной частью которого является информация о состоянии здоровья населения и среды обитания. Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»31, в состав информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия входят сведения о состоянии здоровья граждан и объектов окружающей среды.

К экологической информации должны относиться сведения о загрязнении окружающей среды и ее компонентов или об ином негативном воздействии на них и здоровье населения, об объектах, источниках такого воздействия, что следует, например, из ст. 3, 5, 6, 29 и др. Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Так, ст. 29 указанного Закона наряду с информацией о состоянии атмосферного воздуха предусматривает также информацию по поводу загрязнения, об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него. Согласно ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ведется государственный учет объектов, оказывающих негативное на окружающую среду. Необходимо отметить, что такие объекты вместе с данными об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному учету.

Большой блок в составе экологической информации составляют сведения об экологической безопасности: об экологической угрозе, мерах по обеспечению безопасности (промышленной, радиационной и иной деятельности), авариях и причинах их возникновения и принятых мерах. В ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 177-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»32 в число полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ включено информирование населения об угрозе аварий гидротехнических сооружений. Статья 13 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»33 предусматривает право организаций и граждан на получение информации по безопасности, намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Статья 17 Федерального закона от 19 июля 1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»34 содержит требования к информации о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами. Статья 4 Федерального закона от 9 января 1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»35 определяет необходимость информирования населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *