Исполнительные действия

Элементы юридической техники, по причине своей схожести и громоздкости воздействуют на обывателя главным образом, запутывая его.

Для того чтобы точно воспринимать словесные обозначения, людям, вовлеченным в исполнительное производство, следует:

  • истолковывать и применять государственно-правовые нормы;
  • разграничивать действия, указанные в исполнительном документе;
  • понимать и знать условия, приемы, меры и последствия, предусмотренные законом.

Глава 7 229-ФЗ объединяет исполнительные действия и меры принудительного исполнения.

Исполнительные действия

Исполнительные действия – это меры пристава, создающие предпосылки для реализации принудительного исполнения требований, принуждающих ответчика к выполнению.

С целью исполнения притязаний истца, пристав наделяется полномочиями:

  1. Приглашать ответчика, заявителя и третьих лиц в отдел либо на место проведения действий.
  2. Направлять запросы о должнике, которые условно подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательные запросы обуславливаются действующим законодательством в сфере производственного исполнения и установленной правовой практикой. Посредством таких запросов выявляются материальные блага, имущественные права и доходы. Факультативные запросы позволяют проанализировать личность гражданина и выявить иной вид накоплений и редко встречающихся источников дохода.
  3. Проверять финансовые бумаги, отражающие фактическую реализацию притязаний.
  4. Поручать физическим и юридическим лицам исполнять запросы.
  5. Заходить в нежилые объекты, которые принадлежат должнику либо незаконно им занимаются.
  6. Входить в жилище без разрешения должника, имея постановление старшего пристава. При реализации требований, предписывающих выселение, согласия старшего пристава не требуется.
  7. Налагать арест на материальные блага, конфисковывать и сохранять их, путем оставления на ответственное хранение. Сохранность накоплений гарантируется должником, его семьей или лицом, заключившим договор с ФССП.
  8. Оценивать стоимость имущества.
  9. Использовать специалистов по оценке, если приблизительная стоимость имущества свыше 30 тыс. руб.
  10. Разыскивать ребенка, должника, доходов самостоятельно или с привлечением госорганов. Выступая инициатором, или по обращению истца, сотрудник взыскания объявляет в розыск гражданина, если долг превышает 10 тыс. рублей.
  11. Получать путем запросов у участников и их представителей нужные данные.
  12. Рассматривать и давать ответы на обращения и ходатайства сторон и их представителей, а также лиц, привлекаемых при процедуре производственного исполнения. Ответ на поданные документы составляется в срок до 3-х дней, если пристав не уполномочен изучать и отвечать на обращение, он извещает вышестоящее руководство и уведомляет лицо, подавшее иск. Руководитель отдела в десятидневный срок готовит постановление с положительным или отрицательным ответом либо с частичным исполнением требований.
  13. Обязывать выплачивать сбор и другие денежные санкции, направленные на ответчика и иных лиц. Включать в обязательства затраты, получаемые путем осуществления исполнительных действий.
  14. Контролировать принудительную регистрацию незарегистрированных материальных благ.
  15. Вводить запрет на посещение территорий за пределами РФ, до исполнения притязаний взыскателя. Судебное решение и сумма долга, превышающая 10 тыс. руб., уполномочивают ССП возбудить постановление, временно ограничивающее перемещение за пределы РФ. Если требования не обладают имущественным характером, то взыскатель или пристав обращаются в суд, с целью установления подобного ограничения.
  16. Ограничивать должника в использовании специальных прав, предоставленных ему законодательством РФ. К ним относятся права, позволяющие управлять транспортом. Временное ограничение таких прав приостанавливает их действие. Запрет не применяется в случаях, если использование прав: содействует получению дохода; является единственным средством обеспечения жизнедеятельности; должник является инвалидом либо содержит иждивенца инвалида 1 или 2 группы; сумма долга менее 10 тыс. руб.; имеется отсрочка или рассрочка судебного решения.
  17. Проверять правильность, полноту и своевременность удержаний и отчислений финансовых активов, при получении такого запроса либо самостоятельно. В момент проведения проверки лица, ответственные за выполнение вышеуказанных действий обязаны представить все документы, подтверждающие выполнение требований.
  18. Учитывать однородность притязаний при проведении зачетов денежных средств.
  19. Руководствуясь действующим законодательством реализовывать нестандартные действия.

Любая информация, полученная сотрудником ФССП, используется сугубо для выполнения требований производства, и регулируется ФЗ от 27.07.2006 №152 «О персональных данных».

Реализация принудительных мер

Неукоснительными основаниями, позволяющими применение принудительных мер, считаются:

  • врученное требование, оформленная без противоречий положениям ст. 13 229-ФЗ;
  • возбуждение производства;
  • завершение пятидневного периода, установленного для добровольной реализации требований.

Последовательность условий запускает принудительный порядок исполнения, однако, отсутствие или пропуск любого из оснований приводит к признанию незаконности.

Классификация и виды мер принудительного исполнения

Четкого разграничения, устанавливаемого законом к мерам принудительного исполнения нет, но, авторами юридических пособий отмечаются существенные различия.

Направленность мер:

  • косвенное принуждение, адресованное должнику, побуждающее его выполнять судебный акт;
  • прямое принуждение, вовлекающее имущество ответчика, доставляющее истцу реальный экономический результат, удовлетворяющий судебному решению.

Имущественный характер мер:

  • исполнение притязаний с претензиями имущественного характера, охватывающее все материальные ценности, за исключением благ с законными исключениями и иммунитетом, в собственность заявителя;
  • взыскание неимущественного характера.

Меры административного усмотрения, направленные на взаимодействие между сторонами с учетом варьирования интересов:

  • реализационные, результатом которых является получение истцом притязаний;
  • обеспечительные, сдерживающие вывод имущественных благ ответчиком.

Принципы взыскания

Меры принудительного исполнения — это реализация действий, прописанных в документе, или поступки, совершаемые приставом для возмещения ответчиком, при помощи своих накоплений, притязаний истца.

Ст. 68 229-ФЗ прописывает меры:

  1. Обращение взыскания направляется в порядке соблюдения очередности на накопления:
  • наличные финансы в рублевом эквиваленте и в валюте;
  • активы, в рублях и в валюте, находящиеся на счетах финансовых учреждений;
  • электронные платежные средства, обнаруженные на электронных кошельках;
  • документарные и бездокументарные ценные бумаги;
  • регулярные платежи;
  • имущественные права;
  1. Конфискация имущества, вправо владения, которым вступит взыскатель.
  2. Арест имущества, может являться и обеспечительной мерой и/или реализацией судебного решения. Подобная мера подразумевает полный запрет или ограничение на управление и использование материальных благ, сопровождается, его конфискацией и передачей на сохранение. Важнейшей целью является обеспечение сохранности, недопущения растраты, отчуждения или сокрытия. На выполнение этой меры не влияет местонахождение материальных благ, которые может быть у ответчика либо у третьих лиц.
  3. Требование регистрации в соответствующей инстанции для смены имущественных прав с ответчика на истца, в том числе на ценные бумаги. Подобные случаи обязательно подкрепляются указаниями, содержащимися в судебном акте с обязательным требованием регистрации или если взыскатель, соглашаясь с предложением пристава, принимает на себя нереализованные права имущества должника.
  4. Выполнять действия от имени и за счет ответчика, прописанные в решении, которые могут быть реализованы без личного участия.
  5. Вселение взыскателя в жилую площадь, означает беспрепятственный вход, пребывание и проживание заявителя.
  6. Выселение из жилого здания в принудительном порядке должника, вместе с вещами и имеющимися домашними животными, с полным воспрещением возвращения.
  7. Высвобождение помещения нежилого характера от находящегося в нем ответчика и его имущества.
  8. Депортация за пределы РФ лиц, с иностранным гражданством или лиц без гражданства.
  9. Изгнание с земельного участка.
  10. Действия иного характера, реализация которых способствует исполнению вердикта, предусмотренного Федеральным законом.

Результатом применения мер исполнительного принуждения является: защита прав взыскателя, соблюдение интересов и исполнение притязаний, как предписывает исполнительный документ.

Если иное не прописано в постановлении суда, то в момент выбора меры принуждения, пристав выбирает соответствующие исполнительные действия, которые в свою очередь:

  • обеспечивают основание для исполнения притязаний, например, ограничение выезда и специальных прав;
  • создают условия для применения мер, такие как, розыскные и оценочные мероприятия;
  • вызывают ответственность ответчика или третьих лиц за несоблюдение законодательства, с наложением денежных санкций.

Реализация мер принудительного исполнения невозможна без подкрепления исполнительными действиями, в то время как выполнение действий генерируется, без применения принудительных мер.

Действия взыскания могут быть применены до истечения срока для непринудительного возмещения долга истцом. Меры принуждения могут применяться только в момент реализации действий самостоятельно или совокупно.

Реализационный этап исполнительных действий и принудительных мер

Закон определяет двухмесячный срок, как удовлетворительный для производственного исполнения.

Из этого срока исключаются:

  • приостановка производственного исполнения;
  • отложение дела по ходатайству истца или по инициативе пристава в период до десяти дней;
  • перенесение на поздний срок исполнения вердикта суда, вошедшему в силу;
  • вариацию метода и суммы исполнения по заключению суда, обладающему законной силой;
  • перемену срока исполнения, скоординированного ходатайством сторон.

Отсрочка либо приостановка означает, что действия взыскания не реализуются и меры принудительного исполнения не могут использоваться до окончания, установленного судом периода. Неправомерными будут считаться действия, производимые взысканием в вышеуказанный период, например, списание денежных средств ответчика, удержание их на депозите ССП, перечисление взыскателю.

Полномочия судебных исполнителей. Особенности осуществления исполнительных действий

Согласно статье 64 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» под исполнительными действиями подразумеваются действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем согласно Закону об исполнительном производстве, которые направлены на формирование условий для применения принудительных мер исполнения, и соответственно, вынуждения должника для полного, правильного и своевременного выполнения требований, которые установлены исполнительным документом.

Судебный исполнитель уполномочен на выполнение таких исполнительных действий, как:

  • Вызов стороны исполнительного производства или их представителей, а также других лиц в предусмотренных российским законодательством случаях;
  • Запрос необходимых сведений, в частности и персональных данных, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях зарубежных государств, получать от них объяснения, информацию справки в установленном международным договором Российской Федерации порядке;
  • Проведение проверок, в частности финансовых документов, по вопросам выполнения положений исполнительных документов;
  • Предоставление поручений физическим и юридическим лицам по выполнению содержащихся в исполнительных документах требований;
  • Вход в нежилые помещения, занимаемые должником или иными лицами с целью выполнения положений исполнительных документов;
  • С соответствующего разрешения в письменном виде от старшего судебного пристава (а при выполнении положений исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника – без соответствующего разрешения) осуществлять вход в жилое помещение, которое занимает должник, без согласия самого должника;
  • С целью обеспечения выполнения документа осуществление ареста имущества, в частности денежных средств, ценных бумаг; изъятие имущества, передача арестованного и изъятого имущества на хранение;
  • Оценка имущества в порядке и рамках, установленных Законом об исполнительном производстве;
  • Привлечение для оценки имущества специалистов согласно требований российского законодательства об оценочной деятельности;
  • Проведение розыска должника, имущества, ребенка самостоятельно либо с привлечением органов внутренних дел;
  • Взимание исполнительского сбора;
  • Обращение в орган регистрации прав на имущество и сделок с ним, с целью осуществления регистрации на имя должника, принадлежащего ему имущества в установленном федеральным законодательством порядке;
  • Установление ограничений временного характера на выезд должника за пределы территории Российской Федерации;
  • Проведение проверок правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту иного органа или должностного лица; правильности списания денежных средств с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетов в депозитариях, открытых участником рынка ценных бумаг согласно Федеральному Закону «О рынке ценных бумаг», принятому 22 апреля 1996 года;
  • Проведение зачета встречных требований, однородных по характеру, подтверждаемых исполнительными документами о взимании денежных средств.

Вышеуказанный перечень не является окончательным. Пунктом 17 части 1 статьи 64 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», установлено право судебного пристава-исполнителя для совершения действий с целью своевременного, полноценного и правильного исполнения исполнительных документов.

Статья 64 объединяет в себе различные по содержанию действия судебного пристава-исполнителя (адресатами которых могут являться стороны исполнительного процесса и другие лица), которые не могут быть разграничены по категориям.

Классификация мер принудительного исполнения

Часть исполнительных действий по юридической природе можно классифицировать как меры обеспечительного характера (арест имущества), другие, а именно процессуальные действия, направлены на получение необходимой при проведении исполнительного производства информации (запрос сведений, розыск должника или его имущества); акты судебного пристава о разрешении действий сторон в рамках исполнительного производства (рассмотрение заявлений и исков о ходатайстве, зачет встречных требований), действия по осуществлению контроля правильности выполнения исполнительного документа третьими лицами.

Определение 1

Исполнительные меры в отношении должника – принудительные меры со стороны государства, то есть это действия, предпринимаемые государственными органами в отношении личности должника или его имущества против его воли (вне зависимости от его воли).

Поэтому право применения мер принудительного характера на законодательное основе передано органам принудительного исполнения.

Определенный перечень исполнительных действий является ограничением конституционных прав должника.

Пример 1

Согласно статье 64, а именно пункту 5 части 1 судебным приставом-исполнителем может осуществляться вход в жилое помещение, занимаемое должником без соответствующего разрешения и без согласия самого должника.

Взыскателями и другими лицами, за исключением должностных лиц Федеральной Службы судебных приставов России, не могут выполняться исполнительные действия. Следует разграничить исполнительные действия и принудительные меры исполнения. Исполнительные действия не могут заменять принудительные меры исполнения, и наоборот.

Определение 2

Принудительные меры исполнения – это действия, установленные исполнительным документом, осуществляемые судебным приставом-исполнителем с целью получения с должника имущества, в частности денежных средств, которое подлежит взысканию согласно исполнительному документу (согласно статье 68 Федерального Закона).

Замечание 1

В отличии от исполнительных действий, принудительные меры исполнения являются не только действиями, направленными на создание условий принудительного исполнения, но и самим принудительным исполнением.

Не все процессуальные действия, осуществляемые судебным приставом-исполнителем в процессе исполнительного производства, относятся непосредственно к исполнительным действиям. Статья 64 Федерального Закона гласит о том, что законодателем возбуждение, приостановление, прекращение или окончание исполнительного производства целенаправленно не было отнесено к категории исполнительных действий.

Также к исполнительным действиям не относится обращение судебного пристава-исполнителя с заявлением к органу, которым был выдан соответствующий исполнительный документ, о разъяснении положений исполнительного документа, а также способа и порядка его выполнения.

Невзирая на обращение в судебные органы по вопросам разъяснения выданного исполнительного документа, целью которого является формирование условий для применения принудительных мер исполнения, такая связь будет относиться к косвенной.

Поэтому при установлении квалификации какого-либо процессуального действия в качестве исполнительного, понятие «исполнительное действия» в Федеральном Законе обязано толковаться в ограничительном порядке; действия судебного пристава-исполнителя обязано иметь не косвенную, а непосредственно прямую связь с дальнейшим применением исполнительных мер и вынуждать должника к соблюдению требований исполнительного документа.

Пунктом 17 части 1 статьи 64 Федерального Закона регламентируется тот факт, что судебный пристав-исполнитель не имеет права выполнять не предусмотренные законодательством действия.

Принципом процессуального формализма предполагается совершение органами принудительного исполнения не любых действий, а лишь тех, которые предусмотрены законодательными нормами.

Исполнительные действия могут быть осуществлены лишь при соблюдении определенного перечня условий, а также требований к процедуре их совершения. Полномочия судебного пристава-исполнителя не являются безграничными, в обязательном порядке должен быть установлен определенный юридический режим действий, ограничивающий решение должностных лиц Федеральной Службы судебных приставов.

Регламентирование законодательством условий и порядка совершения исполнительных действий вызван их взаимосвязью с ограничением прав и свобод должника и иных лиц (не только имущественных, но и личных прав).

Положение высших судов

Пример 2

Открытое акционерное общество подало заявление в суд о признании недействительным постановление, принятое судебным приставом-исполнителем, согласно которому ОАО как акционеру запрещается принятие решений по вопросам одобрения сделок общества в крупных размерах. Судом данное постановление было признано не законным на основании того, что запрет судом на одобрение крупных сделок со стороны ОАО является чрезмерным и это приводит к ущемлению прав должника (в соответствии с определением, установленным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации от 25 марта 2013 года по делу № А11-239/2012).

Также Высшим Арбитражным Судом, при оценке правомерности действий судебного пристава, было отмечен пункт 5 статьи 4, которым установлен принцип соотношения объема требований взыскателя и принудительных мер исполнения. Арбитражным Судом первой инстанции было указано, что признание причины применяемых мер чрезмерной со стороны судебного пристава, имеет бессрочный характер. Но при этом не была признана ее фактическая неправомерность.

В то же время ВАС России было установлено, что применяемая мера, которая является ограничением корпоративных прав должника, все же является неправомерной вне зависимости от срока ее применения. Также судом в рассматриваемом деле была предпринята попытка совершения исполнительного действия, напрямую не предусмотренного законодательством, а именно запрет на осуществление субъективных прав на участие ОАО в рамках юридического лица.

Ни федеральным законодательством, ни статьей 64 не установлен перечень общих условий и порядок проведения исполнительных действий. Отдельные статьи закона «Об исполнительном производстве» регламентируют порядок осуществления некоторых исполнительных действий.

Замечание 2

Стоит отметить, что главой 4 принцип соотношения объема требований взыскателя и принудительных мер исполнения не может быть применен к исполнительным действиям, исходя из его наименования.

Взамен этому, необходимо установление общего принципа соразмерности исполнительных действий, согласно которому при осуществлении исполнительных действий, выборе определенного исполнительного действия, судебным приставом-исполнителем должна быть учтена вся совокупность обстоятельств производства для обеспечения прав и интересов должника и своевременного выполнения положений исполнительного документа

Важное значение имеют гарантии, установленные законом, при реализации исполнительных действий в случаях, когда такими действиями затрагивается не только имущественная сфера, но личность должника.

Согласно Федеральной Службе судебных приставов, использование полномочий по вопросам временного ограничения на выезд должника за пределы территории Российской Федерации со стороны судебного пристава обуславливает повышение выполнения требований исполнительного документа, и соответственно, защиты прав и законных интересов граждан. Зачастую применение данной меры способствует погашению задолженностей недобросовестными должниками.

Возникает вопрос об установлении новых полномочий для судебных приставам, которые направлены на установление ограничений неимущественных прав должников, в частности, таких как:

  • Лишение специальных прав, которые установлены на основании разрешения или лицензии;
  • Лишение разрешения на охоту, рыбалку или занятие водным спортом, и так далее.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Переход к системе имущественных и личных обязательств

В Израиле судья исполнительного производства вправе оформлять приказ об установлении следующих ограничений:

  • владение заграничным паспортом или возможность его продления;
  • Запрет на выезд за пределами государства;
  • Использование кредитных карт;
  • Создание юридического лица;
  • Получение водительских прав или их владением.

Проводя анализ истории развития законодательных норм в области исполнительного производства, необходимо заметить, что смена модели принудительного исполнения как в России, так и на территории зарубежных государств в 19 веке была предписана переходом от принудительного исполнения, которое направлено непосредственно на должника, к мерам имущественного характера, который побуждают должника добровольно передать чужое имущество взыскателю или предусматривают взыскание имущества должника против его воли со стороны должностных лиц, которые действуют согласно законодательству.

Меры, которые направлены непосредственно на личность должника являются гораздо эффективнее мер имущественного характера. Это было подтверждено опытом применения такого вида мер в исполнительном производстве Российской Федерации по установлению ограничений на выезд должника за пределы государства, то есть за рубеж.

Применение такого рода мер требует от государства значительно меньших временных и материальных затрат.

Пример 3

Как известно, и уголовному праву присуще наказание в виде смертной казни, которое гарантирует отсутствие повторного совершения осужденным преступного деяния.

Замечание 3

Однако данный факт не является причиной отказа многих государств от наказания в форме смертной казни в пользу менее эффективных, но более затратных видов наказаний.

Важным аспектом является определение конституционного баланса между частными и публичными интересами, интересами должника и взыскателя в рамках исполнительного производства, юридическими границами вмешательства в личную жизнь со стороны государства на конкретном этапе развития политической, правовой, а также социально-экономической государственной системы.

Принцип соразмерности, который основании на конституционных положениях, обязан применяться как в определенных ситуациях (при оценке правомерности и обоснованности определенного исполнительного действия), так и при установлении направлений развития исполнительного производства, формировании новых механизмов исполнения принудительного характера.

Вывод 1

Личность должника в рамках исполнительного производства не является «вне закона», и поэтому его права и законные интересы должны быть защищены в рамках исполнительного производства.

Пример из юридической практики

На территории одного из субъектов Российской Федерации судебными приставами было предложено детям, чьи родители были должниками по обязательствам по выплате алиментов, написать письмо Деду Морозу, которые будут переданы судебным приставами родителям – должникам по исполнительным документам.

Для проведения рейдов по неплательщикам были приглашены журналисты и репортеры региональных телерадиокомпаний и печатных изданий.

Вне зависимости от аморального поведения должников и правовых принципов государства, недопустимым является побуждение должника к исполнению обязательств по имущественным правам путем вторжения в личную жизнь, предоставления сведений о семейных отношениях неограниченному числу лиц.

Меры принудительного исполнения. Обязанности должника в рамках исполнительного производства

Такие методы выполнения требований документов исполнительного характера не направлены на соблюдение требований исполнительных документов, поэтому никакой прямой правовой связи между действиями такого характера и выполнением судебного акта не существует.

Меры такого характера, в основном, направлены больше на другие мотивы поведения самого должника, чем на имущественные мотивы, то есть они носят личный характер.

Отсутствие правовой связи между содержанием мер и обязанностями должника является поводом для сомнения в правомерности введения ограничительных мер по имущественным требованиям в адрес должника.

Замечание 4

Не установленная правовая связь между объективной стороной деяния и реакцией со стороны государства возможно лишь при наличии мер юридической ответственности.

Пример 4

Отсутствие правовой связи содержания такого наказания, как лишение свободы, с объективной стороной определенного преступного деяния (получение взятки) свидетельствует о том, что целью применения мер юридической ответственности является не наказание гражданина, совершившего преступление а воздействие на его психическое состояние с помощью правовых методов.

Такие меры принуждения, как обеспечительные, профилактические, правовосстановительные по своему содержанию обязаны всегда соответствовать объективной стороне преступления, которые предотвращаются, пресекаются или ликвидируются ими.

Пример 5

Арест имущества, как обеспечительная мера, направлен на предотвращение его изъятия.

Обязанности должника – классификация, особенности выполнения

В рамках исполнительного производства обязанности должника классифицируются как:

  • Пассивные (претерпевание применения мер принудительного воздействия):
    • Допуск судебных приставов в нежилые помещения, которые занимает должник или иные лица, или владельцем которых является должник;
    • Соблюдение наложенного на имущество ареста, в частности на денежные средства и ценные бумаги;
    • Соблюдение временных ограничений на выезд за рубеж;
  • Активные (осуществление действий со стороны должника):
    • Предоставление по запросу судебным приставам сведений;
    • Явка по вызову в суд судебными приставами-исполнителями.

В качестве санкций за противоправное поведение должника государством могут применяться принудительные, предусмотренные законодательством, меры в рамках конституционных норм.

Замечание 5

Но возникает вопрос о возложении на должника обязанности активного содействия государству при совершении действий, направленных непосредственно на самого должника.

Законодательными нормами в сфере исполнительного производства отсутствует указание относительно юридической обязанности должника по выполнению решения суда по вопросам имущественного спора, и в отношении отсутствия в составе принципов исполнительного производства принципа, обязывающего должника своевременно выполнять судебное решение.

Многочисленные правовые нормы в отношении обязательности выполнения постановлений суда (согласно части 2 статьи 13 Гражданско-процессуального Кодекса), а также требований судебных приставов, являются не конкретными и уравнены с различными отраслевыми предписаниями.

Законодательством об исполнительном производстве не предусмотрена общая обязанность должника принимать участие в содействии выполнения требований исполнительных документов, а Федеральный Закон об исполнительном производстве, а именно статья 6, предусматривает лишь неизменность законных требований судебных приставов.

Обязанность исполнения требований документа не может быть представлена как обязанность личного совершения исполнительных действий по взысканию денежных средств или передаче имущества в пределах исполнительного производства.

Причины, по которым платежеспособным должником не осуществляется оплата долга, могут быть различными. В таком случае применение личных ограничений означало бы смену современной модели исполнительного производства, которая была построена на системе имущественных ограничений, которая состоит из мер исполнения, установленных законодательством.

Замечание 6

При этом система личных ограничений никаким образом не заменит систему мер принудительного исполнения.

Государственные органы принудительного исполнения с целью упрощения работы судебного пристава по выявлению имущества должника выдвигают вопрос о внедрении в законодательство специального механизма по вопросам самостоятельного сообщение должником по требованию судебного пристава своего имущества и о применении уголовной ответственности за уклонение от подачи декларации или передачу заведомо ложной информации.

В гражданском процессе, учитывая принцип состязательности, не предусматривается ответственность за уклонение от объяснений и сообщения заведомо ложной информации.

Статьей 51 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что не допускается давать показания против самого себя.

Несмотря на предоставление данного конституционного права подозреваемому, обвиняемому, или подсудимому лицу в пределах уголовного процесса, возложение обязанности по предоставлению информации о собственном имущественном положении на должника не соответствует юридическому смыслу конституционных норм.

Возбуждено исполнительное производство по факту взыскания алиментов для содержания несовершеннолетнего ребенка. Должником является трудоспособный гражданин, не имеющий стабильного дохода и не погашающий задолженность по алиментам. Судебный пристав обратился в центр занятости с просьбой предоставления сведений о возможности трудоустройства должника, учитывая его квалификацию, с дальнейшей передачей ее должнику. Однако от должника поступил отказ на предложенные варианты трудоустройства.

Действия должника в данном случае является недопустимыми с точки зрения этики, но целенаправленное принуждение к труду с целью исполнения своих обязательств также не допускается. При этом систематическое уклонение от выполнения своих обязанностей (в данном случае от уплаты алиментов) нарушает права взыскателя и может квалифицироваться как общественно опасное деяние, которое при определенных ситуациях может повлечь за собой привлечение к уголовной ответственности, но уже непосредственно перед государством (на основании статей 157, 177, 315 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Статья 64. Исполнительные действия

1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

  • 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
  • 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
  • 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
  • 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
  • 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
  • 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
  • 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
  • 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее — оценщик);
  • 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
  • 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
  • 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
  • 13) взыскивать исполнительский сбор;
  • 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее — регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
  • 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
  • 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счёта должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — лицевой счёт и счёт депо), и зачисления на лицевой счёт или счёт депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
  • 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
  • 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

2. Утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ.

3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учётом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

4. Исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.

5. Исполнительные действия, указанные в пунктах 15, 15.1 части 1 настоящей статьи, совершаются судебным приставом-исполнителем при наличии информации об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 настоящего Федерального закона, о возбуждении в отношении его исполнительного производства и при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев объявления должника в розыск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *