Исполнение решений иностранных судов

Статья 11. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей

Комментарий к статье 11

Комментируемая статья связана с одним из вопросов международного гражданского процесса — порядком исполнения решений иностранных судов и арбитражей в Российской Федерации.

Исполнение решений иностранных судов и арбитражей определяется международными договорами РФ и Законом об исполнительном производстве. Не утратил своей актуальности и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. N 9131-ХІ «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» (с изм. от 24 июля 2002 г.) .

ВВС СССР. 1988. N 26. Ст. 427; СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3013.

Среди международных актов, имеющих значение для исполнительного производства, следует перечислить следующие акты: Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 г.) (далее — Нью-Йоркская конвенция); Гаагская конвенция 1961 г.; Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (г. Москва, 1972 г.); Соглашение стран СНГ от 20 марта 1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности»; Конвенция участников СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (г. Минск, 1993 г.).

Кроме отмеченных многосторонних международных актов Российская Федерация является участницей двусторонних международных договоров об оказании взаимной правовой помощи, часть из которых предусматривает взаимное признание и исполнение судебных решений.

Порядок применения указанных международных актов разъясняется в письме Высшего

Арбитражного Суда РФ от 1 марта 1996 г. N ОМ-37. Нью-Йоркская конвенция регулирует вопросы взаимного признания и исполнения на территории государств — участников Конвенции не судебных, а арбитражных решений, т.е. решений, принятых на территории другого государства арбитрами, избранными сторонами в международном коммерческом споре или назначенными органами коммерческого арбитража по согласованию со сторонами в установленном порядке. Эти органы именуются по терминологии, принятой в нашей стране, третейскими судами.

За рубежом третейское разбирательство по делам о коммерческих спорах между отечественными и иностранными предпринимателями организуют такие известные арбитражные органы, как Лондонский международный третейский суд, Международный арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже, Американская арбитражная ассоциация, Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма,

Договоры о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам, заключенные Российской Федерацией (а ранее — СССР) с иностранными государствами на двусторонней основе, а также подписанные в рамках СНГ многосторонние договоры: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. — предусматривают взаимное признание и исполнение решений судов по гражданским и семейным делам одного государства на территории другого. При этом под судами понимаются государственные (а не третейские) суды, которые правомочны принимать решения, получающие силу закона и подлежащие принудительному исполнению на территории государства, т.е. суды общей компетенции и арбитражные (хозяйственные) суды.

Следует при этом иметь в виду, что некоторые из этих договоров (с Алжиром, Йеменом, Ираком) предусматривают взаимное признание и исполнение не только судебных, но и арбитражных решений, тогда как Нью-Йоркская конвенция регулирует вопросы признания и исполнения только арбитражных решений, т.е.

решений третейских судов.

В соответствии с Нью-Йоркской конвенцией каждое договаривающееся государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствие с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений. Для получения признания и приведения в исполнение сторона, испрашивающая признание и приведение в исполнение, при подаче такой просьбы представляет: а) должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную копию такового; б) подлинное соглашение, упомянутое в ст. II, или должным образом заверенную копию такового. Если арбитражное решение или соглашение изложено не на официальном языке той страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение этого решения, сторона, которая просит о признании и приведении в исполнение этого решения, представляет перевод этих документов на такой язык. Перевод заверяется официальным или присяжным переводчиком либо дипломатическим или консульским учреждением.

В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано по просьбе той стороны, против которой оно направлено, только если эта сторона представит компетентной власти по месту, где испрашивается признание и приведение в исполнение, доказательства того, что: а) стороны были по применимому к ним закону в какой-либо мере недееспособны или это соглашение недействительно по закону, которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания — по закону страны, где решение было вынесено, или Ь) сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве либо по другим причинам не могла представить свои объяснения, или с) указанное решение вынесено по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, с тем, однако, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или оговоркой, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением или оговоркой, то та часть арбитражного решения, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или арбитражной оговоркой в договоре, может быть признана и приведена в исполнение, или d) состав арбитражного органа или арбитражный процесс не соответствовали соглашению сторон или, при отсутствии такового, не соответствовали закону той страны, где имел место арбитраж, или е) решение еще не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено исполнением компетентной властью страны, где оно было вынесено, или страны, закон которой применяется.

В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть также отказано, если компетентная власть страны, в которой испрашивается признание и приведение в исполнение, найдет, что: а) объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам этой страны или б) признание и приведение в исполнение этого решения противоречат публичному порядку этой страны.

Для государств — участников СНГ большое значение имеют Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. (далее — Соглашение 1992 г.), а также Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников Содружества от 6 марта 1998 г., которое Российской Федерацией было подписано, но пока не вступило в силу.

Согласно ст. 7 Соглашения 1992 г. государства — участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. Решения, вынесенные компетентными судами одного государства — участника СНГ, подлежат исполнению на территории других государств — уч астников СНГ. Решения, вынесенные компетентным судом одного государства — участника СНГ в части о бращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства — участника СНГ органами, назначенными судом либо определенными законодательством этого государе тва.

Приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной стороны (ст. 8 Соглашения 1992 г.).

К ходатайству прилагаются: должным образом заверенная копия решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство; официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения; доказательства извещения другой стороны о процессе; исполнительный документ.

В приведении в исполнение решения может быть отказано по просьбе стороны, против которой оно направлено, только если эта сторона представит компетентному суду по месту, где испрашивается приведение в исполнение, доказательства того, что: а) судом запрашиваемого государства — участника СНГ ранее вынесено вступившее в законную силу решение по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию; б) имеется признанное решение компетентного суда третьего государства — участника СНГ либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию; в) спор в соответствии с Соглашением 1992 г. разрешен некомпетентным судом; г) другая сторона не была извещена о процессе; д) истек трехпетний срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.

Высшие судебные органы государств — участников СНГ регулируют спорные вопросы, возникающие в связи с приведением в исполнение решений компетентных судов (ст. 10 Соглашения 1992 г.).

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 11

НЬЮ-ЙОРКСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРИЗНАНИИ И ПРИВЕДЕНИИ В ИСПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЙ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 1958 Г.

(Извлечение)

Статьи I — VII — не приводятся.

СОГЛАШЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Киев, 20 марта 1992 г.)

(Извлечение)

Статьи 2, 7 -10 — не приводятся.

СОГЛАШЕНИЕ

МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ О ПОРЯДКЕ ВЗАИМНОГО ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Москва, 17 января 2001 г.)

Не приводится.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОРЯДКЕ ВЗЫСКАНИЯ С ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Извлечение)

Не приводится.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 июня 2004 г. N С1-7/МО-627

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 января 2004 г. N 06/899-ЮЧ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 июня 2004 г. N 01-31/2020

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ О ПОРЯДКЕ ВЗАИМНОГО ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(Извлечение)

Не приводится.

3. Решения иностранных судов, не требующие принудительного исполнения

Не все решения иностранных судов требуют своего принудительного исполнения. Иногда достаточно признания решений иностранных судов. В таком случае решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения относительно этого.

Заинтересованное лицо по месту его жительства или месту нахождения в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, может заявить в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа возражения относительно признания этого решения. Возражения заинтересованного лица относительно признания решения иностранного суда рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением этого лица о времени и месте рассмотрения возражений. Неявка без уважительной причины заинтересованного лица, относительно которого суду известно, что повестка ему была вручена, не является препятствием к рассмотрению возражений. В случае, если заинтересованное лицо обратится в суд с просьбой о переносе времени рассмотрения возражений и эта просьба будет признана судом уважительной, суд переносит время рассмотрения и извещает об этом заинтересованное лицо. После рассмотрения судом возражений относительно признания решения иностранного суда выносится соответствующее определение. Определение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке и в сроки, которые установлены ГПК (ст. 413 ГПК).

Отказ в признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, допускается при наличии оснований, установленных для отказа в принудительном исполнении решения иностранного суда на основании п. 1-5 ч. 1 ст. 412 ГПК.

В Российской Федерации признаются не требующие вследствие своего содержания дальнейшего производства решения иностранных судов:

а) относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение;

б) о расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов Российской Федерации;

в) о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов Российской Федерации;

г) в других предусмотренных федеральным законом случаях (ст. 415 ГПК).

Порядок признания и исполнения решений иностранных судов.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 44

Исполнение судебного решения – это заключительная стадия гражданского процесса. Исполнительное производство является формой окончательной реализации прав заинтересованных лиц на судебную защиту,.

Признание и принудительное исполнение иностранного судебного решения – это урегулированная правовыми нормами каждого государства специальная процедура по приданию иностранному судебному решению равной юридической силы с решениями отечественных судов, а также дальнейшее осуществление действий по фактическому исполнению этого решения на территории признавшего его государства.

Термин «иностранные судебные решения» относится к юрисдик­ционным актам судебных, нотариальных или иных компетентных ор­ганов другого государства (ст. 165 Закона о МЧП Румынии).

Признание и приведение в исполнение решений национальных судов в других государствах допустимо в случаях, предусмотренных законодательством этих государств или международными соглашениями. Иностранное судебное решение не имеет за границей правовой силы, оно получает ее лишь постольку, поскольку процессуаль­ное законодательство другого государства допускает признание и исполнение иностранного судебного решения.

Юридические последствия признания иностранного судебного решения — признанное за рубежом судебное решение получает та­кую же юридическую силу, что и решения местных судов (приобре­тает свойства неопровержимости, исключительности, исполнимости, обязательности). Признанное иностранное судебное решение служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решения местных судов.

Судебные решения могут предполагать только их признание (расторжение брака, признание умершим).

Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его при­нудительного исполнения.

Принудительное исполнение возможно только в силу распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее прави­ло — взаимность является условием принудительного исполнения.

Основные системы принудительного исполнения иностранных судебных решений:

— для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соот­ветствия публичному порядку государства места исполнения (Ита­лия);

— необходима выдача экзекватуры; возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина (боль­шинство европейских и латиноамериканских государств, Япония);

— иностранное судебное решение служит основой для нового суммарного судебного разбирательства. Иностранное судебное реше­ние создает опровержимую презумпцию для того, в чью пользу оно вынесено. Иностранное судебное решение порождает перераспреде­ление бремени доказывания (Англия, США);

— регистрация иностранного судебного решения в особом реестре (страны общего права).

— автоматическое признание иностранного судебного решения без каких-либо дополнительных процедур. Этот режим чаще всего устанавливается международными договорами. Например, в СНГ Минская конвенция СНГ 1993 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам,

Основные условия выдачи экзекватуры — решение не должно противоречить публичному порядку государства места исполнения решения; должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Экзекватура — это специальное су­дебное постановление, санкционирующее исполнение иностранного судебного решения, придающее ему принудительную силу и выда­ваемое только для исполнения решения (ФРГ, Франция) или и для его признания (Италия).

Практика не требует экзекватуры для признания юридиче­ской силы за иностранными судебными решениями, касающимися гражданского состояния лица: решения о расторжении брака, без­вестном отсутствии, усыновлении могут получить юридическую силу без экзекватуры. Если ссылка на такое судебное решение бу­дет оспорена, оно подлежит процедуре контроля.

По российскому законодательству решения иностранных судов признаются и исполняются на территории России в порядке между­народных договоров и федеральных законов (ст. 409 ГПК РФ; ст. 241 АПК РФ).

Решения, не подлежащие принудительному исполнению, признаются, если это предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации (ст. 413, 416 ГПК РФ).

Перечень решений иностранных судов, признание которых в России осуществляется без дальнейшего производства, не является исчер­пывающим (ст. 415 ГПК РФ). Основания отказа в признании ино­странных судебных и арбитражных решений (ст. 414 ГПК РФ; ст. 244 АПК РФ; перечень исчерпывающий):

— решение не вступило в законную силу;

— (компетентность суда вынесшего решение)

— сторона, против которой вынесено решение, не была извещена о месте и времени рассмотрения;

— дело относится к исключительной подсудности правопримени­тельных органов РФ;

— по данному делу имеется вступившее в законную силу решение судебного органа РФ;

— признание решения противоречит публичному порядку РФ.

— истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в Российской Федерации по ходатайству взыскателя.

В РФ действует общий порядок, установленный АПК РФ и ГПК РФ, и специальный порядок, установленный международными договорами:

1) общий порядок

А) ГПК РФ от 14.11.2002 №138-ФЗ

Решения иностранных судов признаются и исполняются в РФ, если это предусмотрено международным договором РФ. Под решениями иностранных судов понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и др дел, связанных с предпринимательской и иной эк деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.

3. Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 112 настоящего Кодекса.

Решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения относительно этого. Заинтересованное лицо по месту его жительства или месту нахождения в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, может заявить в суд субъекта РФ возражения относительно признания этого решения. Возражения рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением этого лица о времени и месте рассмотрения возражений. После рассмотрения судом возражений относительно признания решения иностранного суда выносится соответствующее определение.

В РФ признаются не требующие вследствие своего содержания дальнейшего производства решения иностранных судов:

— относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение;

— о расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов РФ;

— о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов РФ;

— в других предусмотренных федеральным законом случаях.

Решения, требующие принудительного исполнения, признаются и исполняются в следующем порядке. Ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается судом субъекта РФ по месту жительства или месту нахождения должника в РФ, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в РФ либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества. Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда.

Помимо решений иностранных судов ГПК предусматривает признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей). Исполнение решений иностранных арбитражей регулируется нью-йоркской Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г.

Арбитражные решения – это решения, вынесенные арбитрами, назначенными по каждому отдельному делу, и постоянными арбитражными органами.

ГПК регулирует признание и исполнение решений иностранных третейских судов и арбитражей, практически распространяя на них правила о признании и исполнении решений иностранных судов, за некоторыми исключениями (ч. 1 ст. 416 ГПК). Сторона, ходатайствующая о признании или об исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража), должна представить подлинное решение иностранного третейского суда (арбитража) или его должным образом заверенную копию, а также подлинное арбитражное соглашение или его должным образом заверенную копию. В признании и исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража) может быть отказано (ст. 417 ГПК):

1) по просьбе стороны, против которой оно направлено, если эта сторона представит компетентному суду, в котором испрашиваются признание и исполнение, доказательство того, что:

– одна из сторон а. соглашения была в какой-либо мере недееспособна или это соглашение недействительно;

– сторона, против которой принято решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве либо по другим причинам не могла представить доказательства, либо решение принято по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения;

– состав третейского суда или арбитражное разбирательство не соответствовали арбитражному соглашению либо в отсутствие такового не соответствовали закону страны, в которой имел место иностранный третейский суд (арбитраж);

– решение еще не стало обязательным для сторон, или было отменено, или его исполнение было приостановлено судом страны, в которой или в соответствии с законом которой оно было принято;

2) если суд установит, что спор не может быть предметом арбитражного разбирательства в соответствии с федеральным законом или признание и исполнение этого решения иностранного третейского суда (арбитража) противоречат публичному порядку Российской Федерации.

2) специальный порядок (страны СНГ – по Соглашению 1992 года и Минской конвенции 1993 года признают решение без каких-либо дополнительных процедур – автоматически; исполнение — выдача экзекватуры на основе ходатайства)

3. Оговорка «О публичном порядке».

Процесс регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом:

1) определение наличия коллизионного вопроса

2) определение коллизионной нормы

3) толкование коллизионной нормы

4) определение применимого права

a. вопросы взаимности, обратной отсылки, сверихмперативных норм

b. вопросы публичного порядка

5) применение материальной нормы

Нормы иностранного права должны применяться так же как они применяются у себя на родине.

Судья должен стать на место иностранного судьи и решить дело так, как решил бы его иностранный судья, применяющий родные для него нормы права.

НО применяемые нормы иностранного права не должны нарушать основополагающие принципы местного правопорядка.

Национальное право допускает применение иностранного права, устанавливает порядок его применении и одновременно очерчивает границы его применения на своей территории. Этой цели служит особый институт МЧП – оговорка о публичном порядке (ordre public или public policy).

ЦЕЛЬ- предотвратить наступление возможных негативных последствий применения избранного иностранного права

Оговорка о публичном порядке означает, что избранная норма иностранного права не применяется, субъективные права, возникшие под воздействием иностранного права, не получают защиты, если такое применение или такая защита противоречат публичном правопорядку своего государства.

Правовой порядок – это устои правовой системы и коренные интересы общества и государства, основы морали.

2 подхода к раскрытию содержания оговорки о публичном порядке:

1) расширительный

— основы правопорядка в данном государстве

— основные обычаи и традиции в данной стране

— основные принципы законодательства данной страны

— основы нравственности морали в данном государстве

— основные принципы МЧП, закрепленные в законодательстве данного государства

— основы менталитета населения данного государства

2) ограничительный

— основы правопорядка в данной стране

— основные принципы законодательства данного государства

— основные обычаи и традиции данного государства

3) особо ограниченное толкование оговорки (в РФ)

— основы правопорядка

— основные принципа российского законодательства, ст. 1193 ГК

ВИДЫ:

1) позитивная оговорка

Франция в 18 веке.

Как определеннаю совокупность норм французского права, в которых заинтересованы «публичный порядок и добрые нравы» и которые устраняют применение норм иностранного права.

Концепция позитивной оговорки как некоторой совокупности внутренних норм права, которые в силу особой, принципиальной важности для защиты общественных и моральных устоев данного государства должны применяться всегда, даже если к. норма отошлет к иностранном у порядку.

Она основывается на особом характере норм и принципов внутреннего законодательства. Она используется без обращения к коллизионной норме для установления компетентного правопорядка

Однако во Франции так и не сформирован перечень норм, которые составляют публичный порядок. Чаще всего это вопросы, связанные с защитой частной собственности, с гражданским состоянием лица (замужняя женщина, внебрачные дети), с ответственностью за умышленное причинения вреда.

2) негативная оговорка

В отличие от позитивной оговорки негативная оговорка исходит из содержания иностранного права. Это немецкий подход.

Иностранное право, которое следует применить по предписанию коллизионной нормы, не должно применяться тогда, когда оно или его отдельные нормы несовместимы с публичным порядком этого государства.

Негативная оговорка преобладает в МЧП. Ни в одной стране однако не дается детальное определение публичного порядок. Центр тяжести перенесен на правоприменителей. Она основывается на негативных свойствах иностранной нормы.

В РФ закреплена негативная оговорка о публичном порядке (ст.1193 ГК РФ).

Норма иностранного права, подлежащая применению в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

Отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы иностранного государства от системы Российской Федерации.

ИНФ письмо ВАС

Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений

1. Оценка арбитражным судом последствий исполнения иностранного судебного или арбитражного решения на предмет нарушения публичного порядка Российской Федерации не должна вести к его пересмотру по существу.

2. Арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение иностранных судебных или арбитражных решений по собственной инициативе, если установит, что такое признание и приведение в исполнение противоречит публичному порядку Российской Федерации.

3. Сторона, заявляющая о противоречии признания и приведения в исполнение иностранного судебного или арбитражного решения публичному порядку Российской Федерации, должна обосновать наличие такого противоречия.

4. Арбитражный суд применяет оговорку о публичном порядке как основание для отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений в исключительных случаях, не подменяя специальных оснований для отказа в таком признании и приведении в исполнение, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и нормами АПК РФ.

5. Признание и приведение в исполнение иностранного судебного или арбитражного решения не может нарушать публичный порядок Российской Федерации на том лишь основании, что в российском праве отсутствуют нормы, аналогичные нормам примененного иностранного права.

Сверхимперативные нормы – нормы непосредственного применения

Правила раздела 6 ГК РФ не затрагивают действие тех императивных норм законодательства Российской Федерации, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. (п.1 ст 1192 ГК РФ).

отличия сверхимперативных норм от оговорки о публичном порядке:

· мотив- сверхимперативные нормы применяются не в случаях нарушения основ правопорядка РФ, а при необходимости защиты особого интереса

· сверхимперативные нормы не только блокируют развитие коллизионного механизма регулирования, но и регулируют отношение по существу.

Специальные вопросы по оговорке о публичном порядке:

2) если отказано в применении норм иностранного права, то что тогда применять?

Как правило применяется собственное право. Однако может действовать субсидиарное правило наиболее тесной связи, то есть можно применить другое иностранное право, тесно связанное с правоотношением.

Судье:

-найти закон который применим

-акты министерств

-свое право

-найти официальное толкование этого закона

-найти научное толкование этого закона

-найти свое судебное толкование

-применить иностранный закон согласно букве и духу закона

Проблемный вопрос признания и исполнения решений иностранных судов на территории России

Вопросы признания и исполнения решений иностранных судов или иностранных арбитражных решений на территории России возникают достаточно часто в судебной практике (только за 2018 год рассмотрено более 200 подобных дел, согласно данным судебной статистики ВС), вместе с тем, с ними связаны определенные трудности с точки зрения практической реализации.

Порядок признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений регулируется главой 31 АПК. Российский арбитражный суд может отказать в признании и приведении в исполнение соответствующего решения в случае, если сторона, против которой принято решение, не была своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела или по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения.

Установление факта надлежащего извещения стороны судебного разбирательства о процессе в иностранном суде путем правильного применения норм национального и международного права является одним из элементов процедуры признания и приведения в исполнение решений иностранных судов. Обязанность представить доказательство извещения другой стороны о процессе предусмотрено российским процессуальным законодательством, а также нормами международного права (например, международными соглашениями о правовой помощи между странами).

Бремя доказывания своевременного и надлежащего извещения лежит на лице, заявляющем о признании и приведении в исполнение иностранного решения (п. 3 ч. 3 ст. 242 АПК; п. 4 ч. 2 ст. 411 ГПК; и, например, п. «г» ст. 9 Соглашения стран СНГ от 20.03.1992 «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности»; ч. 3 ст. 52 Договора между РФ и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам; ч. 2 ст. 52 Договора между РФ и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам; ч. 2 ст. 39 Договора между РФ и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам).

Обращаю внимание, что отсутствие доказательств получения судебных извещений, направленных в порядке, предусмотренном нормами соответствующего международного договора или федерального закона, сам по себе не может являться основанием для безусловной отмены судебного акта. В таком случае заявитель должен доказать, что сторона приняла участие в иностранном судебном процессе (например, протокол судебного заседания, в котором отражено участие представителя стороны) или, по крайней мере, знала об иностранном судебном процессе и могла представить в иностранный суд свои объяснения (например, сторона направила отзыв или какое-либо заявление/ходатайство).

Как уже было сказано, последствием того, что сторона не была своевременно и в надлежащей форме извещена о судебном заседании и не приняла в нем участия, является отказ в признании и приведении в исполнение соответствующего решения (см., например, недавнее дело, дошедшее до Верховного Суда, № А35-2592/2018).

Вместе с тем, в практике встречаются случаи, когда необходимо признать и исполнить решение иностранного суда, которое в силу процессуальных норм иностранного государства принимается судом без вызова сторон и, соответственно, без их извещения о судебном заседании. Нормы национального и международного права сформулированы императивно и не предусматривают исключений, как быть в таком случае лицу, желающему признать и исполнить подобное решение суда.

В таких случаях заявителю необходимо доказать, что процессуальным законодательством иностранного государства предусмотрено принятие подобных решений без извещения сторон (часто защита прав стороны в таких спорах обеспечивается направлением стороне копии судебного решения, а также установление срока на его обжалование), для этого, как показывает опыт, достаточно представить извлечение из процессуального законодательства иностранного государства с нотариально заверенным переводом.

Судебная практика воспринимает такой подход, в том числе на уровне Верховного Суда (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2011 № 39-Г11-20; Определение Верховного Суда РФ от 30.03.2010 № 57-Г10-4; Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2009 № 2-Г09-12); Судебная коллегия ориентирует суды на то, что им надлежит установить соблюдение требований не только норм международного права (того или иного соглашения о правовой помощи), но и процессуального законодательства иностранного государства, чье решение подлежит признанию и исполнению на территории России, на предмет необходимости извещения стороны спора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *