Исламский банкинг

Исламские банки: бизнес по шариату

Многие арабские страны известны как крупные финансово-банковские центры, предоставляющие самые современные услуги клиентам и имеющие годовые обороты, вполне сопоставимые с такими банковскими столицами, как Лондон или Цюрих. Пожалуй, у всех на слуху такое понятие, как «исламские банки», но многие думают, что это любые банки, находящиеся в мусульманских странах. Однако это справедливо только отчасти…

Динамика цен на нефть на мировых рынках — один из вопросов, в последнее время волнующий многих людей, как непосредственно связанных с экономикой, так и нет. Прямо или косвенно это касается всех. Тревоги профессиональных нефтяников, энергетиков и инвесторов понятны это их бизнес, но и каждый из нас, заправляя машину бензином, тоже является участником нефтяного рынка! Всем известно, что главные производители нефти — это страны ОПЕК, большая часть которых расположена на Аравийском полуострове. Неудивительно, что в последнее время к ним проявляется повышенный интерес. Во многом переняв западную модель экономического развития и преуспев в этом, они вместе с тем сохраняют не только религиозно-культурную самобытность. Бизнес в мусульманских странах тоже имеет ряд особенностей, одна из которых — особое, не похожее на западное, банковское дело.

Своя субкультура

…Прогуливаясь по какой-нибудь оживленной улице Дубая, КуалаЛумпура или Бахрейна, можно увидеть многочисленные неоновые рекламы банков и их филиалов. Их «плотность на душу населения» даже выше, чем в европейских странах. Здесь — «Сити», а здесь — «Кредит Свисс», а это уже местный банк «Дубаи исламик банк»…

Существует деление финансовых институтов на «западные коммерческие банки» (название может немного варьироваться) и «исламские банки». С первыми все более или менее понятно: Европа, Америка, страны СНГ и Россия работают по западным банковским принципам. А вот в большинстве арабских стран действуют и западные, и исламские банки, а, например, в Иране, Судане или Пакистане «западного банковского дела» практически не найти!

Немного истории

Еще до принятия ислама на Ближнем Востоке торговля и ремесла были очень развиты! А где есть производство и торговля, там есть и потребность в кредитах на развитие дела. Как и во многих местах, на Ближнем Востоке функции банков выполняли тогда ростовщики. Процент по выданным ссудам достигал 100 и даже 150% годовых! Историки писали, что основная часть жителей региона тратила почти все свои доходы на выплату долгов и процентов по ним. Основатель ислама, Магомет, проводя множество реформ по реорганизации жизни арабов, категорически запретил взимание ростовщического процента. Согласно этому запрету, выдача денег в рост, под процент, является тяжким грехом, равным 70-кратному прелюбодеянию! Но кредитные операции в регионе все равно продолжали развиваться. Уже к Х в. н. э. арабы освоили векселя, аккредитивы и другие формы расчетов. Потом, в эпоху колониального передела мира, на арабскую землю вместе с иностранными войсками пришли ведущие западные банки, открывшие там свои отделения.

Три источника прибыли

Итак, основной для западного банка вид дохода — взимание процента — для исламского банка под запретом. Как же зарабатывать деньги в таких жестких рамках? С другой стороны, вспомним «Тысячу и одну ночь»: торговля и прибыль от торговли всегда разрешались, арабы — испокон веку прирожденные торговцы, и эта профессия всегда была в почете. Такой «расклад» обусловил специфику развития банковского дела.

Исламский банк имеет три основных разрешенных источника прибыли. Первый источник — это три вида банковских операций, традиционно в экономической литературе называемые арабскими словами «мушарака», «мудараба» и «кард-уль-хасан».

Мушарака — это чисто исламский способ банковского бизнеса, когда две стороны объединяют свои капиталы для финансирования какого-либо проекта, при этом прибыль они делят в заранее определенном порядке, а убытки — в зависимости от долевого участия в капитале. Банк в этом случае разделяет риск с клиентом. Управление проектом, под который выданы средства, может осуществляться двумя сторонами вместе или какой-то одной стороной по согласованию. Это довольно гибкий вид взаимодействия банка и клиента, поскольку и пропорция разделения прибылей и убытков, и управление проектом могут быть оговорены заранее сторонами.

Мудараба — модификация мушараки — соглашение, заключаемое между двумя сторонами, когда одна сторона (исламский банк) полностью предоставляет необходимые средства для финансирования проекта, а другая (клиент) занимается управлением проектом, используя свои предпринимательские способности. Как и в предыдущем случае, процент распределения прибыли заранее оговаривается между сторонами и фиксируется в соглашении. Банк также может нести убытки при неудаче своего клиента, а вот контролировать реализацию проекта или как-нибудь еще влиять на процесс — не может.

Кард-уль-хасан — «беспроцентный кредит», по сути — возвратная материальная помощь, субсидия нуждающимся лицам, организациям, регионам, или как краткосрочная субсидия на конкретную хозяйственную деятельность фирмы, часто являющейся партнером банка. Здесь раскрывается еще одна особенность взаимоотношений исламских банков со своими клиентами — это тесные, доверительные, дружеские отношения. При этом банк может взимать разного рода комиссии и сборы.

Что касается работы со средствами вкладчиков, то и здесь используются описанные схемы. Мударабатеперь уже вкладчики участвуют в прибылях и убытках банка (похоже на западную трастовую систему) и кард-уль-хасан — клиенты вносят свои сбережения на беспроцентные счета, но при этом имеют право на получение кредитов, предоставляемых на льготных условиях (часто это всего 2—3 процента в виде комиссионного вознаграждения банка).

Ислам мирно сосуществует с новейшими банковскими технологиями

Важный момент, касающийся защиты сбережений. В случае когда вкладчик несет потери, он имеет право расследования причин, вплоть до судебного разбирательства. И если будет установлено, что такие потери возникли из-за некачественного менеджмента, непрофессионализма, а также прямых злоупотреблений, банк будет нести полную ответственность перед своим клиентом. Эта система начала развиваться сравнительно недавно. Популярность исламского банковского бизнеса и интерес к нему растут.

Второй источник прибыли для исламских банков аналогичен используемому в западном банковском делеэто операции на финансовых рынках, прежде всего операции с ценными бумагами. Но и здесь есть свои особенности. Ограничение налагает еще один постулат — азарт в исламе не допускается. Поэтому спекулятивная торговля ценными бумагами не практикуется. Банки должны приобретать акции для сохранения и приумножения своих (а значит, и клиентских) активов. Становится понятно, почему, с одной стороны, исламские банки не так активны на фондовом рынке, а с другой — почему большая часть вложений носит долгосрочный характер. Еще одной разрешенной операцией являются сделки покупки-продажи иностранных валют.

Третий источник прибыли, доля которого самая большая, это комиссионные операции. Конечно, и западные, и российские финансовые институты взимают комиссии за свои услуги, но нигде этот вид дохода так не популярен, как в исламских банках. Существует много видов операций, за которые исламские банки взимают комиссионное вознаграждение.

Вот, например, типичный исламский банковский кредит, применяемый при финансировании торговли, а также являющийся аналогом уже привычного россиянам потребительского кредита — мурабаха. Это договор между банком и клиентом о продаже товаров по специальной цене, которая включает согласованную заранее разницу между ценой покупки и ценой продажи. Это и есть прибыль банка. Банк приобретает по поручению клиента определенные виды товаров, а затем продает их с фиксированной наценкой и с оплатой равными долями в течение определенного времени.

Часто мурабаха используется при совершении внешнеэкономических сделок, особенно с использованием аккредитивов. И в этом случае доход банка — это не процент за кредит, а торговая наценка.

Одной из разновидностей мурабахи является операция бай-аль-салям (контракт о продаже товаров, когда производится предоплата, а товар поступает после). Получив денежные средства, банк имеет определенный временной лаг для возможных инвестиций в производство или в ценные бумаги, что опять-таки позволит ему получить определенный доход, который и составляет прибыль банка.

В арабских странах чрезвычайно популярна и такая «западная» банковская операция, как лизинг. Здесь он называется иджара. Суть сделки такова: банк по поручению клиента приобретает оборудование, технику и прочие товары, которые клиент планирует взять в лизинг, а затем сдает их клиенту в аренду по оговоренной ставке. Взимать арендную плату с неденежного имущества ислам не запрещает. Ну а иджара-ва-иктина это лизинг с последующим выкупом.

За место под солнцем

Насколько многочисленны, а главное, конкурентоспособны в современном мире исламские банки?

По информации Института исламского банковского дела и страхования (Institute of Islamic Banking and Insurance), в начале 2005 года в 48 странах мира от США до Китая — действовало более 250 исламских банков (без учета ближневосточных филиалов ряда западных банков, работающих по исламскому принципу) с суммарными активами более 200 млрд. рублей. Это не так много по сравнению с западными банками, но вспомним, что эта система начала развиваться сравнительно недавно. Популярность исламского банковского бизнеса и интерес к нему растут. Один такой банк есть и в нашей стране. В Москве по исламским принципам успешно работает основанный в 1991 году Бадр-Форте банк.

Если абстрагироваться от религиозно-этического аспекта вопроса, есть ли какие-либо чисто экономические, финансовые преимущества той или иной модели? По мнению ряда экспертов, исламские банки вполне выдерживают конкуренцию с западными фининститутами, но какая из двух систем эффективнее, какая может лидировать при прочих равных условиях, сказать трудно. Рост числа исламских банков в современном мире связывают прежде всего с наличием большой незаполненной ниши спроса на банковские услуги со стороны потенциальных клиентов, строго выполняющих все предписания ислама, в том числе и в вопросах бизнеса.

Михаил СЕЛЕЗНЕВ

Что такое исламский банкинг и его отличия от традиционных банков?

Исламский банкинг в современном мире играет все более важную роль. Ведь число граждан в разных странах, в том числе в США и Великобритании, исповедующих ислам и отказывающихся пользоваться услугами традиционных банков, значительно выросло. Поэтому изучение исламского банкинга является очень актуальной темой в мировой экономике. Мы же решили разобраться в основных принципах этого финансового института и его ключевых отличиях от традиционного банкинга.

История исламской финансовой системы

Возникновение исламского банкинга восходит к истокам ислама в седьмом веке. Первая жена Пророка Мухаммеда, Хадиджа, была торговцем. Он действовал как агент для ее бизнеса, используя некоторые принципы, которые используются в современном исламском банкинге.

В средние века торговля и деловая активность в мусульманском мире основывались на принципах исламского банкинга. Эти банковские принципы распространяются на всю Испанию, Средиземноморье и страны Балтии, возможно, закладывая некоторые основы для западной банковской системы. С 1960-х по 1970-е годы исламский банкинг вновь появился в современном мире. И за последние десять лет стал привычным в лексиконе финансистов во многих странах, не только мусульманских.

Особенности исламского банкинга

Исламский банкинг, также известный как беспроцентный банкинг, является финансовой системой, основанной на принципах исламского или шариатского права. Двумя фундаментальными принципами исламского банкинга являются разделение прибыли и убытков и запрет на сбор и выплату процентов кредиторами и инвесторами.

  1. Запрет ставки процента. Действительно, в исламской финансовой системе, прежде всего, запрещается «риба». Это любая заранее определенная ставка, которая зависит от сроков и величины займа. Такой запрет объясняется мусульманскими законами о социальной справедливости и равенстве. Ислам поощряет получение прибыли, но осуждает использование процента в целях получения прибыли. Ведь такая деятельность не приводит к созданию продукта и не увеличивает благосостояние общества.
  2. Разделение риска. Поскольку банк не взимает процент за предоставление денег в долг, он становится, по сути, инвестором, а не кредитором. Таким образом, владелец капитала и предприниматель разделяют риски, связанные с реализацией проекта.
  3. Деньги — это потенциальный капитал. Реальным капиталом они становятся тогда, когда инвестируются в производственную деятельность.
  4. Запрет спекулятивного поведения. В связи с этим запрещаются любые азартные игры, а также работа с производными финансовыми инструментами (деривативами), поскольку операции с ними характеризуются значительным риском.
  5. Принцип ненарушаемости договоров. По правилам исламского банкинга, исполнение договорных обязательств является самым важным для сторон сделки. Благодаря этому снижаются риски для всех участников.

Основные отличия от традиционных банков

Функции банков в исламской модели не отличаются от традиционной: они обеспечивают работу национальной платежной системы и выступают в качестве финансовых посредников.

Ключевое отличие, как мы уже выяснили, заключается в запрете получения вознаграждения в виде процентного платежа. Однако при этом ислам не осуждает получение прибыли в принципе, просто запрещает тот интерес, который не зависит от результатов деятельности. Согласно нормам исламской этики прибыль должна стать вознаграждением за риск, труд и усилия.

По законам шариата запрещается финансировать торговлю табаком, алкоголем, оружием, а также деятельность, связанную с распространением порнографии, развитием азартных игр и т. д.

Основные понятия исламского банкинга

В исламском банкинге, как и в традиционном, существуют разнообразные финансовые инструменты. Рассмотрим несколько из них. Самым распространенным является «мурабаха» — это нечто среднее между классическим кредитом и лизингом. В этом случае кредит выделяется под конкретную покупку. И пока клиент не погасит всю оговоренную сумму, банк является собственником товара. Таким образом, «мурабаха» — это торговая сделка, в которой банк покупает товар по одной цене, а продает по другой. А торговля в исламе не запрещена.

«Мудараба» — этот вид банковских услуг применяется при размещении депозитов. Владелец денег размещает свои финансы у партнера, который использует их для финансирования какого-то вида бизнеса. Прибыль, полученная от этой деятельности, разделяется между участниками договора. В традиционной финансовой системе аналогом «мудараба» является венчурное финансирование.

Мусульмане также активно пользуются «мушарака», предполагающий совместное финансирование какого-то проекта группой участников. В нее могут входить как частные лица, так и компании. Прибыль делится соответственно вкладу каждого их участников.

«Такафул» — подразумевает внесение страховых взносов страховщику при условии, что в случае наступления страхового случая деньги будут возвращены. При этом часть средств поступает в накопительный фонд. От инвестирования этих денег участники получают доход, который указывается в договоре.

Достаточно распространенным в исламских странах является «кардуль хасана». Это беспроцентная ссуда, которая предоставляется малому бизнесу и является жизненно важной для него. В Иране, к примеру, банки обязаны тратить на «кардуль хасана» определенную часть собственных средств. Как мы помним, требовать процент за использование денег запрещено, однако заемщик может добровольно отблагодарить кредитора, выплатив вознаграждение («хиба»).

География распространения

В настоящее время исламский банкинг востребован, в первую очередь, в мусульманских странах. В Южной, Юго-Восточной и Средней Азии и Африке сконцентрирована основная часть потенциальных клиентов данных банков. Кроме того, такие организации можно встретить в Европе, США и Австралии.

В Иране, Пакистане и Судане финансовая система полностью подчиняется исламским нормам, и все банки этих стран являются исламскими. В таких мусульманских странах, как Малайзия, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Бруней присутствуют банки обоих типов, причем число обычных банков также достаточно велико.

Кредитной деятельностью по законам шариата занимаются в том числе и немусульманские финансовые организации, в частности, UBS и Citigroup. А европейские бизнес-школы все чаще открывают факультеты и отделения по исламским финансам.

В настоящее время в Казахстане функционируют 2 исламских банка: первый в РК исламский банк Al Hilal и «Заман-Банк», который в 2016 году получил разрешение от Национального банка на добровольную реорганизацию банка в форме конвертации в исламский банк, а в августе 2017-го приобрел лицензию и был переименован в АО «Исламский банк «Заман-Банк».

Согласно данным Ranking.kz, финансовые показатели обоих стабильно растут. Вклады выросли сразу в 2,4 раза у AlHilal и в 2,3 раза — у Заман-Банка.

Отметим, что к концу января 2019 года, у обоих банков выросли объемы как ссудного, так и депозитного портфеля. Ссудный портфель AlHilal увеличился на 37,9%, Заман-Банка — на 7,3%.

Нина Омельчук с дополнениями от экспертов портала Finance.kz

Исламский банкинг

Тема 5. Исламский
банкинг
1. Инструментарий исламского банкинга
2. Банковские услуги в исламской банковской системе
3. Контроль и управление рисками в исламском
банкинге
•Исламский банкинг – это банковская
система,
основанная
на
исламских
принципах уважения, запрета риба и
отсутствия процентов.
Инструментарий исламского банкинга
В зависимости от типа института (субъекта), выпускающего
соответствующие инструменты
1.Банковские продукты и услуги
2.Фондовые инструменты (ценные бумаги «сукук» и прочие
суррогаты)
3.Страховые продукты(такафул-услуги)
4.Прочие услуги и продукты инвестиционных фондов и
небанковских учреждений

Инструментарий исламского банкинга

В зависимости от цели (объекта) финансирования
1.Инструменты партнерства: мудараба, мушарака, вакала (агентирование)
2. Инструменты купли-продажи: договора продажи с отсрочкой
платежа(мурабаха, мусавала, таваррук), договора продажи с отсрочкой
поставки (салам);договора поставки (истиджрар); договора
подряда(истисна).
3. Инструменты аренды: договора аренды (иджара)
4. Заемные инструменты: договора займа(кадр); договора перевода
долга(хавалах); договора продажи долга (бай-ал-дайн)
5. Инструменты вознаграждения: договора публичного обещания награды
(джулаа)

Банковские услуги в исламском банкинге можно классифицировать на 6 групп:

1 – Банковский продукт, основанный на
партнерстве по принципу «разделения
прибыли и убытков» (мудараба и
мушарака),
2 – Банковский продукт, основанный на
участии в сделках по принципу «долга
по сделке» (мурабаха, иджара, салям,
истисна, кард хасан)
3 – Банковский продукт, основанный на оплате
комиссий (тарифов) банка или комиссионные
продукты (вакала),
4 – Банковский продукт, основанный на обеспечении
гарантии (хавала, кафала, рахн),
5) Депозитные продукты исламского банкинга:
— Текущие счета (вадия, амана и кард хасан),
— Сберегательные счета (вадия, амана, кард хасан или

мудараба),
— Инвестиционные счета ( мудараба).
6)
Прочие
виды
исламских
банковских
услуг(брокерские услуги, денежные переводы, валютные
операции и др.)

Рассмотрим подробнее отдельные виды банковских услуг.

• Мудараба. Этот продукт используется для целей
проектного финансирования, а также в синдикации и
выпусках исламских облигаций сукук. Основой
доверительного партнерства является участие
исламского банка в обеспечении финансирования
инвестиционного проекта определенного клиента.
Исламский банк в рамках такого финансирования
является «владельцем денежных средств» (раб-альмаль).

9. Мудараба.

• Клиент банка, именуемый «доверенным партнером»
(мудариб), инвестирует в проект нематериальные активы в
форме экспертных знаний и навыков и осуществляет
организацию,
управление
проектом,
обеспечивает
управленческую, кадровую и техническую составляющую
проекта.
Убытки
относятся
на
счет
стороны,
предоставившей капитал (раб-аль-маль). Ответственность
этой стороны ограничена размером предоставленных
средств. С разрешения раб-аль-маль управляющий партнер
может инвестировать средства в совместную деятельность.
• Мушарака используется исламским банком в
рамках активных операций
для целей
экспортно-импортного
финансирования
,
проектного финансирования и при синдикациях,
выпусках исламских ценных бумаг (сукук).

11. Мурабаха

• Мурабаха используется исламским банком в рамках
активных операций для целей экспортно-импортного
финансирования и финансирования оборотного капитала.
• Основой сделки мурабаха является продажа с наценкой
банком определенного актива, ранее приобретенного самим
банком. Доходом банка является наценка , устанавливаемая
банком. Основной экономический смысл заключается в
отсрочке (рассрочке) платежей покупки актива у банка.

12. Салям

• Салям используется в рамках активных операций для экспортноимпортного финансирования и финансирования оборотного
капитала.
• Основой данной сделки является продажа отсроченной поставки по
текущей цене какого-либо определенного актива исламскому банку.
Банк получает доход путем заключения параллельного договора
салям с другой стороной – покупателем актива, то есть перепродает
актив по цене с торговой надбавкой.
• Такая операция получила название «параллельный салям».
Экономический смысл сделки заключается в предварительной
оплате клиенту по цене ниже рыночной будущей поставки актива.

13. Схема салям работает следующим образом:

• 1) клиент (продавец саляма) заключает с исламским банком сделку салям на
определенный актив, по текущей цене с датой будущей поставки актива.
Параллельно данному договору салям, банк заключает с другим клиентом
(покупателем саляма) параллельный договор салям по цене с торговой наценкой
с датой будущей поставки актива.
• 2) в определенную дату клиент поставляет банку актив по сделке салям.
Исламский банк в соответствии с договором параллельного саляма
осуществляет доставку данного актива покупателю саляма.
• Депозитные продукты исламского банка.
Текущие счета формируются по принципу
«долга по сделке», и используют принцип вадия
или гарантированности счета, а также кард
хасан
или
безвозмездности
долга.
Особенностью
данных
счетов
является
гарантированность возврата банком полученных
от клиента денежных средств в равном объеме.
Клиент не разделяет риски с банком и не
участвует в доходах банка.
• Сберегательные депозиты формируются по
принципу «долга по сделке» или «разделения
прибыли».
• «Долг по сделке» — вадия (доверительный счет) и
кард
хасан
(счет
безвозмездного
долга).
Вознаграждение вкладчику не является условием
контракта и определяется исламским банком
самостоятельно. Сроком отзыва денежных средств
является дата требования возврата клиентом.
• «Разделение прибыли» — это механизм мудараба
(доверительное
партнерство).
Особенностями
сберегательного депозита по принципу мудараба являются:
• – гарантированность банком вклада (преимущество над
инвестициями);
• – наличие инвестиционных целей;
• – право клиента требовать в любое время возврат
вложенных денежных средств;
• — распределение прибыли исламского банка в случае
сохранения вклада до периода распределения результата
деятельности исламского банка.
• Инвестиционные
депозиты
(ограниченные
и
неограниченные) являются основными депозитными
продуктами исламских банков. Данные счета формируются
по принципу «разделения прибыли и убытков» и используют
механизм
«мудараба»
(доверительное
партнерство).
Особенностями таких депозитов являются:
• — фиксирование сроков вложений вкладчиком денежных
средств в исламский банк;
• — отсутствие гарантий по возврату денежных средств, равных
объему вложений клиентов в исламский банк;
• — распределение результатов деятельности исламского банка в
соответствии с условиями соглашений между банком и
вкладчиком.
• Инвестиционные депозиты делятся на два вида:
• 1 – неограниченные инвестиционные депозиты
являются самыми популярными среди исламских
банков. Данные депозиты формируются на
различные
сроки
и
предназначены
для
финансирования текущих активных операций банка.
Прибыль распределяется на основе бух.отчетности
банка за соответствующий период (месяц, квартал,
полугодие, год).
• 2 – Ограниченные инвестиционные депозиты
предназначены
для
определенных
категорий
клиентов (крупных корпораций, правительства и т.д.)
и
инвестиций
в
заранее
определенные
инвестпроекты, а также инвестиции в совместные
проекты
банка
и
вкладчика
на
основе
индивидуальных договоренностей. Сроки и условия
носят индивидуальный характер.

20. Исламские финансовые инструменты

• В исламской финансовой системе существуют
следующие виды исламских ценных бумаг:
• — акции и паи исламских инвестиционных фондов,
• — исламские арендные сертификаты;
• — исламские сертификаты участия.
• Сукук представляют собой сертификаты, равной
стоимости, удостоверяющие право на владение
неделимой долей на материальные активы, право на
распоряжение активами и доходами от их
использования, услугами или активами конкретных
проектов. Указанные права возникают возникают у
держателя сукук только после оглашения стоимости
облигации, закрытия подписки и размещения средств
в проект, для которого проводилось данное
размещение.

3. Деньги — это потенциальный капитал. Реальным капиталом они становятся тогда, когда инвестируются в производственную деятельность.
4. Запрет спекулятивного поведения. В связи с этим запрещаются любые азартные игры, а также работа с производными финансовыми инструментами (деривативами), поскольку операции с ними характеризуются значительным риском.
5. Принцип ненарушаемости договоров. По правилам исламского банкинга, исполнение договорных обязательств является самым важным для сторон сделки. Благодаря этому снижаются риски для всех участников.
Основные отличия от традиционных банков
Функции банков в исламской модели не отличаются от традиционной: они обеспечивают работу национальной платежной системы и выступают в качестве финансовых посредников. Ключевое отличие, как мы уже выяснили, заключается в запрете получения вознаграждения в виде процентного платежа. Однако при этом ислам не осуждает получение прибыли в принципе, просто запрещает тот интерес, который не зависит от результатов деятельности. Согласно нормам исламской этики прибыль должна стать вознаграждением за риск, труд и усилия.
По законам шариата запрещается финансировать торговлю табаком, алкоголем, оружием, а также деятельность, связанную с распространением порнографии, развитием азартных игр и т. д.
Основные понятия исламского банкинга
В исламском банкинге, как и в традиционном, существуют разнообразные финансовые инструменты. Рассмотрим несколько из них.
Самым распространенным является «мурабаха»— это нечто среднее между классическим кредитом и лизингом. В этом случае кредит выделяется под конкретную покупку. И пока клиент не погасит всю оговоренную сумму, банк является собственником товара. Таким образом, «мурабаха» — это торговая сделка, в которой банк покупает товар по одной цене, а продает по другой. А торговля в исламе не запрещена.
«Мудараба» — этот вид банковских услуг применяется при размещении депозитов. Владелец денег размещает свои финансы у партнера, который использует их для финансирования какого-то вида бизнеса. Прибыль, полученная от этой деятельности, разделяется между участниками договора. В традиционной финансовой системе аналогом «мудараба» является венчурное финансирование.
Мусульмане также активно пользуются «мушарака», предполагающий совместное финансирование какого-то проекта группой участников. В нее могут входить как частные лица, так и компании. Прибыль делится соответственно вкладу каждого их участников.
«Такафул» — подразумевает внесение страховых взносов страховщику при условии, что в случае наступления страхового случая деньги будут возвращены. При этом часть средств поступает в накопительный фонд. От инвестирования этих денег участники получают доход, который указывается в договоре.
Достаточно распространенным в исламских странах является «кардуль хасана». Это беспроцентная ссуда, которая предоставляется малому бизнесу и является жизненно важной для него. В Иране, к примеру, банки обязаны тратить на «кардуль хасана» определенную часть собственных средств. Как мы помним, требовать процент за использование денег запрещено, однако заемщик может добровольно отблагодарить кредитора, выплатив вознаграждение («хиба»).
География распространения
Первая исламская финансовая организация появилась в 60-е годы в Египте, а точнее в 1963 году. Тогда сберегательный банк Mit Ghamr начал проводить операции по привлечению средств физлиц, а также по инвестированию накопленных ресурсов.
В настоящее время исламский банкинг востребован, в первую очередь, в мусульманских странах. В Южной, Юго-Восточной и Средней Азии и Африке сконцентрирована основная часть потенциальных клиентов данных банков. Кроме того, такие организации можно встретить в Европе, США и Австралии.
В Иране, Пакистане и Судане финансовая система полностью подчиняется исламским нормам, и все банки этих стран являются исламскими. В таких мусульманских странах, как Малайзия, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Бруней присутствуют банки обоих типов, причем число обычных банков также достаточно велико.
Кредитной деятельностью по законам шариата занимаются в том числе и немусульманские финансовые организации, в частности, UBS и Citigroup. А европейские бизнес-школы все чаще открывают факультеты и отделения по исламским финансам.
В России существовал исламский банк – «Бадр-Форте Банк», в создании которого принимал участие Гейдар Джемаль. Этот банк был инициирован Адалетом Джабиевым, который до этого работал классическим банкиром, а потом вошел в пространство исламского банкинга. В 1997 году на базе своих финансовых структур и при помощи Исламского банка развития в Джидде он создал исламский банк. Дело шло на лад, в 60 странах были открыты отделения и корреспондентские счета… В Центральном банке «Бадр-Форте Банк» был зарегистрирован и лицензирован как проектно-инвестиционный банк. Однако в 2006 году зампредседателя ЦБ Козлов инициировал отъем лицензии, в результате чего очень полезное начинание после 10 лет работы было погублено. По словам Гейдара Джемаля, курицу, несшую золотые яйца, зарезали по письму Госдепа США в адрес Центробанка, так как департаменту не нравились широкие связи банка в исламском мире. Тем не менее, такой опыт имел место, Адалет Джабиев сегодня возглавляет консалтинговую компанию «Аш-Шамс» и живет в Азербайджане. Также деятельность на базе исламского кредитования ведёт небольшая организация в Дагестане, под названием «Ля Риба Финанс».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *