Институт несостоятельности

2.3. Банкротство-институт, банкротство-инструмент, система банкротства

Дифференцируют банкротство как институт, как инструмент и как систему.

Институт банкротства — совокупность условий, правил, механизмов и норм, которые определяют производственнофинансовое положение предприятия, направленных на санирование экономики.

Институт банкротства позволяет решить две задачи: во- первых, обеспечить должнику защиту от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить, во-вторых, защитить интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами.

Институт банкротства возникает вместе с институтом собственности и является необходимым элементом функционирования собственности с момента ее появления до полной ликвидации. Банкротство предприятий является одним из атрибутов современного хозяйствования и проявляется в способности национальной экономики к постоянному восстановлению равновесия на микро- и на макроуровне. По мере усложнения отношений собственности, возникновения новых вариантов взаимной обусловленности формировался институт банкротства, призванный регулировать спорные моменты между субъектами собственности в процессе их взаимодействия.

Институт банкротства вырастает из банкротства-инструмента, призванного цивилизованным путем выводить из строя неэффективные единицы хозяйствования. В результате действия данного инструмента ускоряется перелив финансового и трудового капитала, а также других видов ресурсов внутри отрасли, на межотраслевом уровне и, наконец, между хозяйствами разных стран.

Банкротство-инструмент выделяется:

  • — по целям;
  • — способам разрешения целей.

Целью банкротства-инструмента, или собственно банкротства, является ликвидация тех предприятий, которые замыкают на себе неэффективность и нестабильность. Эта цель достигается в результате однонаправленных действий кредиторов, партнеров, финансовых и правовых органов.

Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства, основными признаками которого являются:

  • 1) назначение специального лица (как правило, судом) для управления имуществом должника;
  • 2) отстранение должника от управления своим имуществом;
  • 3) приостановление индивидуальных требований кредиторов;
  • 4) возможность отказа в судебном порядке специальным лицом от сделок, совершенных должником до начала конкурсного производства;
  • 5) формирование конкурсной массы за счет всего имущества, принадлежащего должнику;
  • 6) удовлетворение претензий кредиторов за счет имущества, составляющего конкурсную массу в соответствии с установленным приоритетом.

В рамках банкротства как инструмента происходит удовлетворение требований всех кредиторов по уплате задолженности. При этом не учитываются интересы наемного персонала, интересы бывших партнеров и их возможное банкротство в силу взаимозависимости хозяйственных связей и другие возможные последствия банкротства. В рамках банкротства-инструмента отсутствует обратная связь “предприятие-банкрот ~ остальные элементы системы банкротства”.

По сравнению с банкротством-инструментом феномен “банкротство как институт” в странах с развитой экономикой оформился гораздо позже.

Принято выделять два признака трансформации банкротства-инструмента в банкротство-институт.

Первым признаком того, что банкротство как инструмент трансформируется в более сложную систему отношений по поводу несостоятельности предприятия, является перенос акцентов с персональной ответственности за ситуацию банкротства на превентивные меры в отношении потенциальных банкротов с целью максимально эффективного использования высвобожденных ресурсов.

Второй признак формирования банкротства как института состоит в усилении тенденций несостоятельности субъектов хозяйствования, что находит свое отражение в постепенном выделении правовой базы несостоятельности из свода гражданского и уголовного законодательства в самостоятельную отрасль права.

Ранее банкротство как инструмент применялось только в рамках торговых отношений, ограничиваясь сферой функционирования торгового капитала. Однако впоследствии развивается и оформляется в самостоятельное направление в рамках института банкротства область неторговой несостоятельности (табл. 2.1).

Становление и развитие института несостоятельности

Таблица 2.1

Этап становления

Период

Цель

Экономическая роль государства

Последствия

Учет экономических интересов должника, кредиторов и государства

Банкротство как долговая кабала

Рабовладельческий период древних государств (Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим) и раннее Средневековье (до XII века)

На первом месте — наказание несостоятельного должника, на втором — удовлетворение требований кредиторов

Исполнение

наказаний

Личная ответственность должника (убийство должника, “долговое рабство”, изгнание из общины, заключение в “долговую яму”)

Не учитываются

Банкротство как инструмент

Средневековый период и период становления капиталистических отношений (в основном применялся в отношении купцов) (ХШ-ХУШ века)

Удовлетворение кредиторов по принципу “кто первый успел”. Наказание должника отходит на второй план

Отсутствует либо минимальная

Обращение взыскания на все имущество должника, его распродажа “с молотка”

Не учитываются

Банкротство как институт

Период “свободного капитализма” (XIX век— 1-я половина XX века)

Скорейшее удовлетворение требований кредиторов под контролем государства на основе соразмерности их требований и в порядке приоритетности

Пассивная — как экономического регулятора и активная — как кредитора по налогам

Переход имущества предприятия от одного собственника к другим без учета экономических последствий. Нередко использование процедур банкротства осуществляется

Учет экономических интересов кредиторов, государства по налоговым платежам. Общественные интересы и интересы третьих лиц, экономически связанных с должником (трудового коллектива, местной общественно-

Этап становления

Период

Цель

Экономическая роль государства

Последствия

Учет экономических интересов должника, кредиторов и государства

в спекулятивных целях, а также с целью установления экономического контроля

сти, контрагентов по технологической цепочке) не учитываются

Несостоятельность как институт*

Современный этап (2-я половина XX века). Окончательные черты приобрел в ходе реформ 1980-90-х годов (законы, принятые в конце

XIX — начале

XX века, были заменены): США — 1978 год, Германия — 1999, Франция — 1985, Великобритания — 1986 год

Финансовое оздоровление как несостоятельного предприятия,так и экономики в целом. Удовлетворение требований кредиторов — на втором месте**

Активная, направленная на восстановление платежеспособности несостоятельного предприятия и общее оздоровление экономической ситуации

Финансовое оздоровление предприятия путем его реструктуризации или переход предприятия как единого имущественного и производственнотехнологического комплекса более эффективному собственнику. Использование ликвидационных процедур только в исключительных случаях

Оптимальное сочетание интересов несостоятельного предприятия, его кредиторов, лиц, экономически связанных с несостоятельным должником (трудового коллектива, контрагентов по технологической цепочке, местной общественности), а также общественных интересов, направленных на поддержание конкурентоспособности национальной экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности государства

  • * Из наименований французского (1985 г.) и британского (1986 г.) законов даже исчез термин “банкротство”, который теперь употребляется только как уголовно-правовое понятие.
  • ** Так, Закон Франции 1985 года цель процедур несостоятельности определил как “финансовое оздоровление несостоятельного предприятия и сохранение занятости”.

Окончательное оформление банкротства как института в рыночном хозяйстве происходит параллельно с формированием его институционально-организационной базы.

Прежде всего имеется в виду кадровый аспект института несостоятельности. Во всем мире специалисты по банкротству — сложившаяся и признанная профессия со своими правилами и традициями. Основная цель специалистов по банкротству — максимально эффективное использование производственного потенциала подконтрольного предприятия для вывода его из банкротного состояния.

Следует отметить, что ликвидация как результат действия банкротства-инструмента рассматривается крайне редко.

Высшая форма развития института несостоятельности в рыночном хозяйстве — это решение социальных проблем, которые возникают в результате банкротства предприятий. Здесь происходит определенное самоотрицание банкротства как инструмента избавления от неэффективных предприятий и одновременно становится наиболее явной главная цель банкротства как института, который является элементом воздействия на экономику с целью ее санации, а не разрушения последней. Инструментом решения социальных проблем выступает институт привилегии и гарантийный институт заработной платы, призванные регулировать последствия банкротств в интересах трудового коллектива.

Институт привилегии предполагает, что приоритетным правом при погашении обязательств пользуются работники обанкротившегося предприятия. Согласно российскому законодательству механизм удовлетворения требований имеет определенный порядок:

  • 1) административные расходы, связанные с ликвидацией собственности, включая вознаграждение доверенному лицу и уполномоченным;
  • 2) претензии, возникшие после открытия дела о банкротстве;
  • 3) судебные издержки;
  • 4) работники, которым нанесен вред здоровью в процессе выполнения производственных функций;
  • 5) заработная плата персонала;
  • 6) претензии залоговых кредиторов;
  • 7) претензии клиентов, оплативших товары или услуги, не предоставленные должником;
  • 8) претензии по выплате обязательных платежей;
  • 9) претензии, предъявленные с опозданием (1 месяц с момента объявления предприятия банкротом);
  • 10) пени и штрафные санкции.

Иногда возникают ситуации, когда в результате реализации активов предприятия-банкрота выявляется, что их реальная стоимость равна нулю либо явно неадекватна даже судебным издержкам и заработной плате антикризисного менеджера. В этой ситуации институт привилегии не срабатывает и работники предприятия-банкрота не могут удовлетворить свои требования. Для решения этих проблем мировой практикой был выработан механизм гарантийного института заработной платы. Согласно ему работник, проработавший не менее определенного срока (от 2 до 6 месяцев, в разных странах по-разному), имеет право на гарантии со стороны администрации предприятия в удовлетворении всех своих требований при банкротстве. Материальным основанием этого права выступает специально создаваемый фонд, средства которого формируются самими предприятиями по нормативам тг-й суммы денежных средств. Эта сумма денег используется только при банкротстве предприятий и идет на погашение обязательств перед работниками. В 1986 году 400 тыс. японских работников получили средства из гарантийных фондов. В России законодательного механизма, регулирующего создание гарантийного института заработной платы, не существует.

В большинстве зарубежных стран учитывается, что банкротство само по себе не является достаточной причиной для автоматического прекращения действия трудовых договоров. Именно такой подход был отражен в Директиве Европейского сообщества в 1977 году относительно сближения законодательств государств-членов в вопросах, касающихся сохранения прав рабочих и служащих в случае несостоятельности производственных единиц.

По мере усложнения института собственности менялись цели и способы воздействия на нее в рамках института несостоятельности. От уровня индивидуально-персональной ответственности цели трансформировались до уровня коллективного воспроизводства отношений собственности и приобрели главным образом превентивный характер на всех стадиях банкротства. Систему целей института банкротства можно представить по уровням экономики (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Система целей института банкротства1

Уровень

экономики

Цель

Макроуровень

Обеспечение экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики, стабилизация экономических отношений

Мезоуровень

Симметричное развитие народного хозяйства в региональном и отраслевом разрезах, защита интересов территорий

Микроуровень

Обеспечение защиты интересов кредиторов, бизнеса должника, трудового коллектива

Основной целью института банкротства является сохранение предприятия, а следовательно, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления льгот должнику. Бесспорно, подобные положения не распространяются на умышленные или фиктивные банкротства. При этом для достижения конкретных целей используются определенные системы и органы в рамках института несостоятельности — кадровый ресурс, страховые и консалтинговые компании, развитый институт собственности, фондовые биржи, правовые нормы, традиции и т. д.

Основная цель института несостоятельности — стабильное воспроизводство отношений собственности на макро- и микроуровне, реализуемое посредством системы банкротства.

Система банкротства — это определенная система диагностики, контроля и предупреждения неплатежеспособ-

ности предприятий. Объективная необходимость в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы, одновременно являясь и основной целью.

Элементами системы банкротства являются:

  • 1) организационная структура;
  • 2) субъекты системы банкротства;
  • 3) применяемые к предприятиям-банкротам процедуры;
  • 4) нормативно-правовая база;
  • 5) система подготовки кадров;
  • 6) система норм социальной защиты в рамках института банкротства;
  • 7) диагностика финансового состояния предприятия;
  • 8) система предупреждения банкротства предприятий.

Субъектами системы банкротства являются:

При открытии дела о несостоятельности (банкротстве) все из вышеназванных субъектов системы банкротства оказываются задействованными в этом процессе, являясь одновременно и основными субъектами рынка.

Как показывает мировая практика, достижение основной цели института несостоятельности — воспроизводства отношений собственности посредством системы банкротства — возможно только при соблюдении нескольких условий:

1. Создание эффективных механизмов, призванных представлять интересы всех субъектов системы банкротства (кредиторы, наемный персонал) при ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять рационально распределять активы (конкурсную массу) должника.

  • 2. Установка на сохранение перспективных предприятий, насколько это возможно и целесообразно.
  • 3. Создание системы мер для возрождения бизнеса.
  • 4. Установление стабильной единой и надежной системы прав и обязанностей для всех субъектов хозяйствования при их несостоятельности (банкротстве).
  • 5. Введение системы мер безопасности при банкротстве и временной неплатежеспособности.
  • 6. Стимулирование и развитие партнерских отношений и формирование приемлемой процедуры решения финансовых споров.
  • 7. Ограждение правовой и административной системы от возможностей ускорения процедур банкротства.
  • 8. Создание механизма выполнения должником своих обязательств без ликвидации бизнеса.

Главным субъектом системы банкротства, как и рынка, является предприятие той или иной формы собственности. Взаимодействие с рынком — внешней средой своей жизнедеятельности — предприятие реализует посредством товара.

Глубинные факторы кризисных ситуаций заложены в самом механизме рынка. Они отражают процесс развития национальной экономики, который идет волнообразно в зависимости от фазы цикла на макроуровне и жизненного цикла конкретного предприятия (рис. 2.1), которые обусловлены постоянным изменением потребительских ориентаций.

Исходя из этого, любое управление является антикризисным, а содержание и методы обычного и антикризисного управления не отличаются.

Не ограничиваясь микроэкономическим уровнем, следует отметить, что отношения собственности обнаруживают тенденцию к постоянному развитию и стремление к стабильному равновесию. Как отмечает С. П. Аукционек в работе “Теория перехода к рынку” (М.: ЗуИ-Аргус, 1995), рыночная экономика устойчива тогда, когда кривая спроса более полога, чем кривая предложения. Другими словами, предложение опережает спрос по темпам роста и объему. Как раз в этом превышении предложения над спросом и содержит ся обоснованная возможность и необходимость банкротства тех предприятий, которые не вписались в конкретную ситуацию на рынке.

Рис. 2.1. Жизненный цикл, кризисные ситуации и банкротство предприятия

Понятие, цели и задачи института несостоятельности (банкротства)

Институт несостоятельности (банкротства) — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических и физических лиц, а также ее (его) 11редупрежден нем (далее — институт банкротства).

Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве, Закон)).

Синонимом понятия «институт банкротства» является термин «конкурсное право», используемый в зарубежной, российской дореволюционной и современной правовых науках.

Исторический экскурс

Понятие «банкротство» произошло от латинских слов bancus — «торговый прилавок», и mptus — «разбитый», позже перешедших в итальянский язык как banka rotta, означавших, что у торговца, который был не в состоянии расплатиться по своим долгам с кредиторами, разбивали прилавок.

Понятие конкурсною права зародилось в средневековой Италии, где конкурс пони- мался как стечение нескольких кредиторов против одного должника. Недостаточность имущества несостоятельного вызывала конкуренцию интересов его кредиторов.

Институт банкротства по своей правовой природе является комплексным (межотраслевым) правовым институтом, поскольку включает в свой состав неразрывно связанные нормы различных отраслей права: частноправовых и публично-правовых, материальных и процессуальных. Это нормы:

  • — гражданского права, так как ст. 25, 61, 65 ГК РФ относят признание несостоятельным (банкротом) к основаниям ликвидации юридического лица и прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности. Это нормы, как непосредственно регулирующие банкротство, так и не касающиеся его напрямую, например, регламентирующие возникновение и исполнение обязательств, гражданско-правовую ответственность, недействительность сделок;
  • — арбитражного процессуального права, которые регулируют порядок производства по делу о банкротстве;
  • — уголовного и административного права, которыми регламентируется соответствующая ответственность за правонарушения, связанные с банкротством;
  • — финансового права, регулирующие, в частности, налоговые правоотношения, возникающие в процессе банкротства;
  • — трудового права и других правовых отраслей.

Предмет конкурсного права — это регулируемые нормами института банкротства общественные отношения, связанные с банкротством и его предупреждением.

Метод конкурсного права — это совокупность правовых средств и способов воздействия института банкротства на регулируемые им отношения. Поскольку институт банкротства имеет межотраслевой характер, причем базирующийся на публично-правовых началах, для него характерно использование преимущественно императивного метода правового регулирования (метода властных предписаний, основанного на запретах и обязанностях), и в меньшей степени диспозитивного метода (метода «юридического равенства сторон», основанного на возможности самостоятельного выбора ими вариантов поведения). Например, императивным методом институт банкротства воздействует на процессуальные отношения, отношения, связанные с применением мер административной и уголовной ответственности, осуществлением государственного контроля. Диспозитивным методом регулируются, в частности, отношения, возникающие при продаже имущества должника, заключении мирового соглашения.

Институт банкротства во многих случаях допускает государственновластное вмешательство в частные отношения между должником и его кредиторами, ставит интересы всех выше интересов каждого. Так, в процессе банкротства нередко вводятся существенные ограничения и запреты для должника и кредиторов: должник лишается права совершать многие сделки без согласия арбитражного управляющего; органы управления должника отстраняются от руководства; кредиторы утрачивают право подавать иски к должнику и требовать обращения взыскания на его имущество (например, ареста имущества судебным приставом-исполнителем). Это необходимо для достижения целей института банкротства.

Цели и задачи института банкротства. Для того чтобы понять сущность и оценить значимость данного института, рассмотрим вопросы о том, для чего он введен в правовую систему, почему оказался недостаточным обычный механизм взыскания задолженности в рамках искового и исполнительного судопроизводства.

Сравним взыскание долга при наличии у должника нескольких кредиторов без возбуждения процесса банкротства и при наличии такого процесса. Допустим, индивидуальный предприниматель взял в трех банках кредиты на развитие бизнеса, но ни один из них не выплатил в срок. В обычной ситуации (без возбуждения процесса банкротства) только тот байк, который первым обратится в суд с иском о взыскании задолженности по кредиту, первым получит решение суда о взыскании, первым обратит взыскание на имущество предпринимателя-заемщика, полностью вернет выданный кредит. Но, вероятнее всего, после этого у предпринимателя имущества уже не останется, тем более что ст. 446 ГПК РФ не позволяет обращать взыскание на все имущество гражданина. Поэтому остальные два банка-кредитора, которые не успели первыми обратиться в суд, скорее всего, вообще не смогут взыскать долг с данного предпринимателя.

В случае же начала процесса банкротства должника-предпринимателя некоторое время задолженность не будет выплачиваться ни одному из банков-кредиторов, за это время все кредиторы заявят о своем существовании, а деньги, вырученные от продажи имущества предпринимателя (за вычетом расходов на проведение процесса банкротства), будут распределены между всеми кредиторами соразмерно их требованиям. То есть все три банка получат равный процент от суммы задолженности. Например, по 20% от суммы выданного кредита и причитающихся процентов. Таким образом, распределение имущества должника при банкротстве носит более справедливый характер, чем при взыскании в порядке искового судопроизводства, учитывает интересы всех кредиторов, предотвращает получение преимуществ одних кредиторов перед другими.

Однако цель института банкротства не может сводиться только к защите интересов кредиторов. Предотвращение ликвидации должника, сохранение его в экономической системе нередко не менее, а иногда и более важно. Ведь, во-первых, это сохранение рабочих мест, что всегда актуально в условиях безработицы. А если должник является градообразующим предприятием — основным работодателем населенного пункта, то его разорение повлечет социальную напряженность и существенные расходы государства на организацию трудоустройства и социальные выплаты. Во-вторых, действующие предприятия являются налогоплательщиками, от их финансового благополучия зависит объем доходов бюджетов. В-третьих, должник нередко является участником торгово-производственной цепи, от него зависит нормальная деятельность его контрагентов (поставщиков, покупателей, клиентов). Многие предприятия имеют стратегическое значение для безопасности страны.

Банкротство многих субъектов (например, банков, страховых компаний) наносит существенный урон большому числу своих контрагентов, экономике, государству и обществу в целом. Поэтому в науке правильно

отмечается, что «в современных условиях основной целью института банкротства является не только и не столько справедливое удовлетворение требований кредиторов, сколько создание эффективного механизма обеспечения стабильности рыночных отношений, устойчивого роста национальной экономики»1.

Статистика

Более 319 населенных пунктов являются моногородами, существование которых основано на благополучии градообразующих предприятий. Численность населения в них но состоянию на 1 июля 2015 г. составила 13,6 млн человек .

Задолженность налогоплательщиков, взыскание которой приостановлено в связи с проведением банкротства, составляет 22,8% совокупной задолженности в бюджетную систему РФ, — 278,3 млрд руб. (по состоянию на 1 декабря 2015 г.).

20% стратегических предприятий имеют признаки банкротства, их долги перед бюджетом достигли 50 млрд руб., в отношении 57 возбуждены дела о банкротстве (по состоянию на 30 мая 2012 г.).

Страховое общество «Россия», признанное банкротом в 2014 г., имеет задолженность в 6,7 млрд руб. и около 600 тыс. кредиторов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, в силу различных, зачастую диаметрально противоположных, интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства. Такая позиция поддерживается правовой наукой и применяется в арбитражной практике.

Подводя итог, сформулируем цели института банкротства в России на современном этапе.

1. Восстановление платежеспособности должника, предотвращение его ликвидации. По устоявшемуся в научной среде мнению, действующее законодательство о банкротстве носит «продолжниковый» характер, так как

преимущественно защищает интересы должника, а не кредиторов. Действительно, оно предлагает целый ряд правовых средств для реализации данной цели. Само введение процедуры в деле о банкротстве предоставляет должнику на несколько месяцев, а иногда и лет, «отдых» от притязаний кредиторов, от арестов и изъятия имущества для расчетов с ними. Кроме того, на срок до двух лет могут быть введены оздоровительные процедуры, в ходе которых, в частности, должник может продолжать свою деятельность, постепенно рассчитываясь с кредиторами. Должнику намного легче, чем кредиторам, инициировать процесс своего банкротства, что дает ему преимущество в выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой будет выбран арбитражный управляющий для проведения первой процедуры в деле о банкротстве.

  • 2. Соразмерное, пропорциональное и наиболее полное удовлетворение требований всех кредиторов на принципах очередности. Если при взыскании задолженности в порядке исполнительного производства преимущество получает тот из кредиторов, кто первым потребует выплаты долга, то при банкротстве имущество должника распределяется между всеми кредиторами, но в порядке очереди. Очередность позволяет дать приоритет в получении выплат экономически слабой и социально незащищенной части кредиторов, путем их включения в первые очереди. Установлены три очереди требований кредиторов, а также внеочередные требования (ет. 134 Закона о банкротстве) (см. параграф 8.4 учебника). Расчеты со второй очередью начинают производиться после полного удовлетворения требований кредиторов первой очереди и т.д.
  • 3. Обеспечение баланса интересов всех участников правоотношений, связанных с банкротством. Так, арбитражный управляющий, утверждаемый для проведения всех процедур в деле о банкротстве, обязан действовать в интересах кредиторов, должника и общества (ст. 20.3 Закона о банкротстве).
  • 4. Предупреждение негативного влияния банкротства на состояние социально-экономической сферы общественной жизни, причинения ущерба участникам гражданского оборота. Так, закон позволяет оперативно исключить из экономической жизни безнадежно неплатежеспособных и неконкурентоспособных лиц, продолжение деятельности которых невозможно или опасно для его потенциальных контрагентов, нарушает интересы его кредиторов. Это касается прежде всего финансовых организаций. Ведь известно, что именно на пороге неплатежеспособности банки активизируют рекламную кампанию, заманивая клиентов завышенными процентами по вкладам. Для поддержки малого бизнеса закон предусматривает освобождение банкротов — индивидуальных предпринимателей от значительной части долгового бремени, которое они не смогли погасить в процессе банкротства (ст. 213.28, 214.1 Закона о банкротстве). Данная норма еще раз подтверждает «продолж- никовый» характер отечественного института банкротства.

Зарубежный опыт

Системы регулирования банкротства в мире делятся на три основных вида:

1) прокредиторская система: радикальная (Великобритания, Израиль, Гонконг) и умеренная (Германия, Япония, Финляндия) устанавливают повышенную защиту интересов кредиторов;

  • 2) нейтральная система (США, Чехия, Дания) не предоставляет явных преимуществ одной стороне в ущерб другой;
  • 3) продолжниковая система: умеренная (Испания, Бельгия, Россия) и радикальная (Франция) основной целью ставят восстановление платежеспособности и защиту интересов должника, нередко в ущерб кредиторам.

Очевидно, что для достижения перечисленных целей необходимо наличие у должника достаточного имущества. Поэтому основной задачей института банкротства является максимизация имущества должника, которая включает задачи сохранения и пополнения имущества.

На решение задачи обеспечения сохранности имущества должника направлены нормы законодательства о банкротстве, предусматривающие:

  • а) введение своевременного контроля деятельности должника и распоряжения его имуществом для предупреждения вывода активов и иных неправомерных действий должника, его органов управления, арбитражного управляющего. Например, должник не вправе совершать в ходе процедур банкротства ряд сделок без согласия комитета кредиторов;
  • б) меры но защите имущества должника от взысканий со стороны кредиторов;
  • в) право на отказ от исполнения невыгодных для должника сделок;
  • г) разумное и обоснованное осуществление арбитражным управляющим расходов при проведении процедур в деле о банкротстве;
  • д) другие правовые средства.

Для решения задачи увеличения и возврата имущества должника нормы института банкротства предусматривают возможность:

  • а) признания сделок должника недействительными по специальным основаниям, использование которых возможно только в рамках дела о банкротстве. Это очень важный инструмент, поскольку на практике широкое распространение получили попытки руководства организаций в преддверии неплатежеспособности вывести ликвидные активы, т.е. передать их своим подконтрольным лицам, для того чтобы оно не досталось кредиторам. Например, закон позволяет признать недействительными такого рода сделки, совершенные должником в течение трех лет до начала производства по делу о банкротстве;
  • б) привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности по долгам банкрота руководителя и иных лиц, виновных в неплатежеспособности должника, в уменьшении стоимости его имущества и некоторых иных правонарушениях;
  • в) использования ряда иных инструментов.

Вопросы практики

Однако практика применения законодательства о банкротстве показала, что, к сожалению, перечисленные цели и задачи законодателя реализуются далеко не всегда. Так, оздоровительные процедуры в деле о банкротстве не могут быть введены при отсутствии желания па то собрания кредиторов, либо инвестора, готового предоставить обеспечение исполнения должником своих обязательств. А эффективность оздоровительных процедур банкротства на протяжении 12 лет крайне низка. Например, процедура финансового оздоровления успешно завершается в среднем лишь в 6% случаев.

Что касается второй цели института банкротства, то приоритет, предоставленный законом первым очередям кредиторов, нивелируется наличием внеочередных требований, на которые зачастую расходуется основной объем средств должника. Расходы на проведение банкротства весьма велики, нередки злоупотребления его участников. В результате эффективность мер принудительного взыскания в ходе банкротства (по состоянию на 1 октября 2013 г.) для ФНС России (кредитора третьей очереди) составляет всего 4,5%. Россия в 2013 г. занимала 55 место в мире по эффективности процедур банкротства компаний в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business.

Роль банкротства в рыночной экономике

Институт несостоятельности играет роль в любой экономике, включая российскую. С возникновением товарно-денежных отношений возник и данный институт. Банкротство: определение в экономике – признание неспособности заемщика удовлетворить требования кредиторов. Процесс может быть длительным и трудоёмким. Он позволяет решить два вопроса:

  • Защитить должным образом должника (признанного банкротом) от кредиторов, чьи требования он не может выполнить.
  • Защитить кредитора от неправомерных действий несостоятельного лица, а также справедливо распределить имущество между всеми имеющимися кредиторами.

Банкротство — это в экономике составляющая предпринимательского права. Цели банкротства предприятий – ликвидировать те организации, которые объективно являются неэффективными, в деятельности которых отсутствует стабильность. Эксперты должны по максимуму использовать весь потенциал предприятия, чтобы вывести его из кризиса.

Виды банкротства

Эксперты выделяют несколько типов банкротства в российской экономике:

  • Реальное. В таких ситуациях организация не способна на восстановление функции платежеспособности из-за фактических потерь капитала. Из-за увеличения кредитной задолженности предприятие не имеет возможности в дальнейшем продолжать деятельность. Поэтому на основании закона о банкротстве организация будет признана несостоятельной в судебном порядке.
  • Бизнеса. Бизнес в данном случае признается несостоятельным, несмотря на то, что официальная процедура банкротства не осуществлялась и фирма не была признана банкротом.
  • Временное. Предприятие утрачивает способность оплачивать долги из-за того, что актив баланса преобладает над пассивом. Такое случается, когда долги перед кредиторами очень большие, а у предприятия остается много нереализованной продукции. Такой тип несостоятельности предприятия не предусматривает процедуры ликвидации. В процессе осуществления необходимых арбитражных процедур организация получает большие шансы на повышение собственной платежеспособности.
  • Умышленное. В таких ситуациях руководство предприятия или его собственник преднамеренно ухудшает финансовое состояние предприятия, специально нанося экономический вред путем хищения средств. В таких случаях злоумышленники действуют исключительно в своих личных интересах. Если вина будет доказана, то такие лица в судебном порядке будут привлечены к уголовной ответственности.
  • Фиктивное. Изначально ложное заявление руководства предприятия о признании банкротом. Цель фиктивного банкротства – ввести в заблуждение кредиторов и получить определенные льготы. Иногда к такому способу прибегают, чтобы уменьшить размер долга. Лица, которые умышленно объявляют предприятие несостоятельным и вводят в заблуждение кредитором, также будут привлечены к уголовной ответственности в судебном порядке.

В рыночной экономике банкротство играет определенную роль, поскольку является специальным инструментом, направленным на прекращение деятельности тех предприятий, которые не вписываются в современные рыночные условия.

Несостоятельность физлиц

Под этим термином принято понимать неспособность физического лица выполнить долговые обязательства. Каждый гражданин России, чей долг перед компаниями и организациями превышает полмиллиона рублей, вправе инициировать процедуру банкротства. Необходимо, чтобы с момента последнего платежа прошло три месяца. Инициировать процедуру может как лично гражданин, так и заимодатель или ФНС.

Федеральным законом установлены четкие границы, когда гражданин обязан подать заявление о несостоятельности и когда он имеет право сделать это добровольно. Если физлицо не может удовлетворить требования, выплатить даже малую часть долга, тогда процедура банкротства обязательна. Важно понимать, что дело о банкротстве для физлиц имеет некоторые последствия. Физлицо не имеет права:

  • Совершать сделки по отчуждению или приобретению имущества.
  • Выдавать поручительства.
  • Покидать пределы страны.
  • Пользоваться своими сбережениями на открытых счетах в банках.

Признанный банкротом лишен права сроком на три года занимать посты в управлении юридического лица. Что дает признание должника несостоятельным:

  • Прекращение процесса удовлетворения требования заимодателей по уплате обязательных платежей.
  • Прекращается начисление неустоек и пени.

Причины банкротства

Данное явление имеет и причины, к которым можно отнести экономические, финансовые, управленческие. Все причины, которые приводят к несостоятельности, можно разделить на две группы:

  • Внешние. Сюда относятся факторы, так или иначе имеющие воздействие на деятельность компании: размер потребностей и уровень дохода населения, политическая обстановка и внутренняя политика, текущее состояние рынка. Даже уровень развития техники и прогресса играет роль в данном вопросе.
  • К внутренним стоит отнести основные: бизнес-стратегия предприятия, тактика руководства, принципы деятельности предприятия, ресурсы. Часто низкое качество и слабый уровень маркетинга компании становятся причинами несостоятельности.

Такие группы факторов могут иметь десятки причин, действующих в каждой ситуации для конкретного предприятия.

Процедуры банкротства

  • Наблюдение. Проводится, чтобы сохранить имущество должника. Осуществляется детальный анализ финансового состояния должника. Наблюдение должно выполняться на основании определения суда. Этим же определением будет назначен арбитражный управляющий, целью работы которого будет проведение первого собрания кредиторов.
  • Финансовое оздоровление. Применяется, чтобы восстановить платежеспособность должника и улучшить его финансовое состояние. Предполагается разработка специального плана и графика погашения кредитной задолженности. Оздоровление определяется на основании решения собрания кредиторов. Задача арбитражного управляющего – контролировать выполнение плана и соблюдение графика.
  • Внешнее управление. Цель данной процедуры – восстановить платежеспособность и полностью погасить задолженность перед заимодателями. Внешнее управление вводится сроком до полутора лет. Должны быть приняты меры по восстановлению платежеспособности должника.
  • Конкурсное производство. Процедуру вводят сроком на полгода, но при необходимости продлевают. Для достижения целей данной процедуры назначается конкурсный управляющий.
  • Мировое соглашение – в любой момент кредитор и должник могут прекратить банкротство, путем заключения мирового соглашения.

Институт банкротства — неотъемлемый атрибут рыночной экономики. Банкротство в экономике необходимо для корректировки ситуаций финансовой неплатежеспособности. Прежде чем принять решение о банкротстве, гражданин или юридическое лицо должны все грамотно взвесить и обдумать.

Антикризисное управление (онлайн-тест)

1. В системе банкротства РФ отсутствует механизм …

2. Симметричное развитие народного хозяйства в региональном и отраслевом разрезах, защита интересов территорий – это цель института несостоятельности на … экономики

3. Если имущества предприятия-банкрота недостаточно для погашения его обязательств, то наибольшие шансы получить от должника средства имеет …

4. Институт привилегии означает, что преимущественным правом при погашении обязательств пользуются …

5. Один из критериев, используемый в России, позволяющий считать структуру баланса неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, – это коэффициент …

6. Вид экономической устойчивости, определяемый стабильностью макросреды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, – это … устойчивость

7. Опасность потенциальной потери ресурсов или отклонения от нормативного варианта, рассчитанного на рациональное использование ресурсов, является риском …

8. Вид банкротства, характеризуемый неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность из-за потерь собственного и заемного капитала, – это …

9. Говоря о понятиях «несостоятельность» и «неплатежеспособность», можно сказать, что …

10. Заявление о признании должника банкротом подается в … суд

11. Неверно, что уголовная ответственность налагалась в дореволюционной России при … несостоятельности

12. Обеспечение защиты интересов кредиторов, бизнеса должника, трудового коллектива – это цель института несостоятельности на …

13. Относительная неплатежеспособность переходит в абсолютную, если должник не может выполнить свои обязательства на протяжении …
отчетного периода

14. … при возбуждении дела о банкротстве факт неоплаты доказывает сам кредитор

15. Абсолютной неплатежеспособностью называют …

16. Правило Фулке соответствует методике расчета «…»

17. При значении Z-счета от 1.8 до 2.7 вероятность банкротства будет …

18. Критерием несостоятельности, присутствовавшим в ряде стран, являлось бегство …

19. Неверно, что показатели … включены в модель прогнозирования банкротства Э. Альтмана

20. Сначала происходит возникновение предприятия, затем – его становление, после чего – …

21. Существует … признака трансформации банкротства-инструмента в банкротство-институт

22. В Средние века процесс банкротства …

23. Уполномоченный гражданский суд, получив заявление о ликвидации предприятия, назначает и утверждает … управляющего

24. Неверно, что … банкротство является уголовно наказуемым

25. Неверно, что фиксированным платежом являет(ют)ся …

26. … связан с сомнением относительно оказанного доверия, т.е. с опасностью намеренного банкротства или других попыток должника уклониться от выполнения обязательств (к нему также относятся сомнения относительно возможной опасности невольного банкротства из-за того, что расчеты заемщика на получение дохода не оправдались)

27. Совокупность условий, правил, механизмов и норм, определяющих производственно-финансовое положение предприятия, которые направлены на санирование экономики, – это …

28. Неверно, что такой фактор, как …, относится к внешним причинам банкротства

29. Процесс приостановления исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей называется …

30. … – это несуществующий вариант банкротства

31. … предусмотрен наибольший срок лишения свободы за неправомерные действия при банкротстве

32. Банкротство в переводе с итальянского означает «…»

33. Общая устойчивость предприятия включает в себя финансовую и …

34. Правильное соотношение внешних и внутренних причин банкротства в странах с нестабильной экономикой: …

35. В 1964 году в новом Гражданском кодексе СССР …

36. … был отменен Свод законов Российской Империи, в связи с чем институт банкротства оказался фактически недействующим

37. Дж.М. Кейнс выделил … вида предпринимательских рисков

38. Область потерь, которые по своим масштабам превосходят критический уровень и могут достигать величины, равной имущественному состоянию предприятия, – это …

39. Неверно, что к внеочередным платежам относит(ят)ся

40. Система общественных отношений, посредством которой устанавливается связь между производителем и потребителем товара, – это …

41. Повышение доли дебиторской задолженности фирмы является … признаком банкротства формальным

42. Тип кризиса на предприятии определяется …

43. Невозможность предприятия расплатиться по своим обязательствам в конкретный момент времени, которая вызывается нехваткой наличных средств у предприятия в результате превышения заемного капитала над собственным, – это …

44. Принцип активного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов лежит в основе …

45. Административная ответственность несется налагается в случае …

46. Участниками системы банкротства являются …

47. Название вида несостоятельности, которое не употреблялось в дореволюционной терминологии России: «… несостоятельность»

48. Высшая форма устойчивости хозяйствующих субъектов – это …

49. Сначала происходит возникновение предприятия, затем – его становление, после чего – …

50. Внешние факторы влияют на банкротство предприятия в большей степени, чем внутренние, …

51. Сумма всей задолженности за вычетом обязательств по отношению к социальному страхованию и задатков, внесенных клиентами, – это …

52. Внутренняя устойчивость предприятия – это …

53. Банкротство в России в широком смысле слова является синонимом …

54. Оценки прямых издержек варьируют в пределах … стоимости предприятия в зависимости от типа компании

55. Институт привилегии означает, что преимущественным правом при погашении обязательств пользуются …

56. Внешняя причина банкротства, которая характеризуется численностью населения, его платежеспособным спросом, – это …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *