Иностранные работники

В соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у него разрешения на их привлечение и использование. Согласно этому же Закону выдача разрешений на привлечение и использование иностранных работников и выдача разрешений на работу производится в пределах квот, ежегодно устанавливаемых Правительством РФ.

Иностранный граждан имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ при достижении им возраста 18 лет и только при наличии у данного иностранного гражданина разрешения на работу.

Разрешение на работу представляет собой пластиковую карту, содержащую основные сведения о трудовом мигранте: имя, дату рождения, паспортные данные, профессию. Разрешение выдается сроком на 1 год, но по мотивированной просьбе работодателя его действие после окончания срока может быть продлен еще на год.

Необходимо отметить, что работодатель вправе привлекать иностранную рабочую силу только на условиях найма по трудовому договору на время выполнения определенной работы.

Так в соответствии со ст. 18.15 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, установлена ответственность в виде наложения административного штрафа:

  1. на граждан- в размере от 2000 до 5000 руб.;
  2. на должностных лиц- от 25 000 до 50 000 руб.;
  3. на юридических лиц – от 250 000 до 800 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, налагается административный штраф:

  1. на граждан- в размере от 2000 до 5000 руб.;
  2. на должностных лиц- от 25 000 до 50 000 руб.;
  3. на юридических лиц – от 250 000 до 800 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии с п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:

  1. на граждан- в размере от 2000 до 5000 руб.;
  2. на должностных лиц- от 35 000 до 50 000 руб.;
  3. на юридических лиц – от 400 000 до 800 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В примечании к ст. 18.15 КоАП РФ обращается внимание на то, что в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная данной статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Согласно п. 1 ст. 18.17 КоАП РФ несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа:

  1. на граждан- в размере от 2000 до 4000 руб.;
  2. на должностных лиц- от 45 000 до 50 000 руб.;
  3. на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Работодатель обязан информировать МВД России о случаях нарушения иностранцем условий трудового договора, его решении досрочно разорвать договор, а также о самовольном оставлении места работы.

Отзывы о лекторе: Александр Константинович Зуйков

Калинина Татьяна Николаевна, начальник отдела кадров ООО «Центр комплектации»

С большим удовольствием я прослушала семинар Александра Зуйкова! Для себя я вынесла немало полезных заметок, т.к. лектор очень подкован в вопросах законодательства и приводил практические советы его применения, которые можно воплотить в жизнь работодателю. Например, для оптимизации бюджета на расходы ФОТ лектор предложил взвесить затраты между оплатой труда и суммой штрафа за соблюдение законодательства. Также рассеял страх работодателя, что некоторые штрафы применяют за каждого работника, приведя в пример судебную практику, а именно: перечень постановлений судов из разных регионов России. Семинар очень содержательный, емкий, конкретный. Большое спасибо «ИСКРЕ» за этого лектора!

Светлана Жижина, заместитель главного бухгалтера, ведущий специалист по кадрам и делопроизводству компании «Бизнес-Система»

Я не пропустила ни одного дня занятий, настолько актуальны все заявленные темы. Каждый лектор очень самобытный, яркая индивидуальность, каждый на сто процентов владеет своей темой. Сегодня под впечатлением отэмоциональной подачи материалаАлександра Зуйкова.Я вижу, каклюди подходят к немус разными вопросами, человек отвечает, при этом опираясь на судебную практику, нормы Трудового и Гражданского кодексов.

Орина Наталья Юрьевна, специалист отдела кадровКлиники лазерноймикрохирургии глаза

Мне очень понравился семинар Зуйкова Александра Константиновича. Я в полномвосторге, человек — абсолютнейшийпрофессионал. Юрист до мозга костей. Потрясающий лектор. Я многие вещи себе записывала с пометкой «Восклицательный знак». Вот, например, он разъяснил один очень скользкиймомент. Речь идет об увольнении исчезнувшего с производства человека. Не надотянуть с ним, пока он там через 10 лет не найдется. Можно его уже через 30 дней увольнять и не бояться этого процесса. Точка зрения, доказанная им документально, мне была очень интересна. У меня такой ситуации, слава богу, не было, но часто встречается этот случай у коллег. Человек бросает работу, не оформляется документально – и найти его не могут, и уволить невозможно. Важным был стратегический момент, который Зуйков тоже очень хорошо объяснил – сроки обращения в суд. Все было очень познавательно. Спасибо за семинар!

Савонина Оксана Сергеевна, менеджер отдела персоналакомпанииООО»ИТ-Сервис»

У АлександраЗуйкова очень интересная подача материала, его легко слушать, все он дает с конкретными примерами, плюс интонационное окрашивание – запоминаешь всегда очень хорошо. Когда пример даетсяплюсспециальная интонация,все воспринимаетсялегко,материалбыстро откладывается. Мы находимся в группе компаний «РУСАЛ», то есть всенаши менеджеры –грамотные специалисты,тем не менее, мнемногиевещи были полезны и интересны.

Сарангова Яна Сергеевна, главный бухгалтер ООО «Управляющая компания «Оникс»

Лекция очень понравилась.ЛекторАлександр Зуйковчетко излагает материал, по существу, ссылки делает к необходимым документам, очень хорошо раскрывает темы. Весь семинар был посвящен правильному оформлению документов при увольнении, это сегодня актуально.Я работаюбухгалтером, но у нас фирма небольшая, поэтому кадровый учет веду тоже я. Благодаря этому занятию мне реально удалось восполнить кое-какие пробелы. Большое спасибо!

Коновалова Людмила Васильевна, начальник отдела кадров ООО»Бизнес–Коллегия»

Мне понравился семинар. Ценно то, что быломного моментов, которыелектор Зуйков Александр Васильевичподтверждалпрактикой применения, приводя много примеров.Если бы он еще нам дал в раздаточном материале некоторые свои уникальные наработки, было бы вообще замечательно! Но он, видя наш интерес, дал нам возможность сфотографировать это. За что ему большое спасибо, потому что это очень ценная информация!

Ковалева Елена Владимировна, ведущий юрисконсультКГАУК «Красноярская краевая филармония»

На обучающий семинар Александра Зуйкова у нас записалось несколько человекиз нашей организации, в том числе руководительюридической службы и начальникотдела кадров. И, конечно, мы не пожалелио времени. Было много моментов, которые мы взяли на вооружение. Например, практический совет — вместо выговоров, которые легко отменяются, практиковать замечания и потом на их основании можно увольнять нерадивого сотрудника за нарушение трудовой дисциплины. Или совет: не сразу брать объяснительнуюу сотрудника. А можно в течение месяца дать ему шанс подойти к проблеме «с холодной головой». Мне как юристу было очень интересно. Подача изумительная.Все на примерах. Мы же тоже умеемчитать кодекс, но важно толкование, примеры из практики, очень интересно!

Шаталина Наталья Михайловна, документовед ФБУ «Российский центр защиты леса»

Лектор Александр Зуйков оставил впечатления самые хорошие, еще хотелосьего слушать. Но вот времени, к сожалению,не хватило на обсуждение наших вопросов. У меня, например,был вопрос по увольнению по невыясненным причинам,увольнению за прогул – я хотела уточнить у него. Ибыл вопрос уже по ходу его лекции. Он сказал, что можно принимать человека на период отпусков, то есть не принимать его и увольнять, а продлевать трудовой договор, очень хотелось этот момент уточнить, это нам было очень актуально. Но действительно не хватило времени, так много было вопросов у участников. Информации было много для меня, пришел еще раздаточный материал, все очень хорошо подобрано, много ссылок на судебную практику, что очень важно.

Виктория Сергеевна Голубева, юрисконсульт компанииОООНПО «АПИ»

Лектор Александр Зуйков освещалтему очень хорошо. Я,например, с дебиторкойнапрямую неработаю, но все равно приходитсясталкиваться, поэтому мне семинар был очень полезен. Особенно по процедуре действий, когда судебное решение уже получено и исполнительный лист есть. Этих подробностей я особо не знала, сейчас у меня в голове вся схема сложилась. Ябуду напрямую этой информациейпользоваться, буду это применять в своей практике.

Карина Константинова Межекова, главный бухгалтерООО «СпецБТО»

Занятие с Александром Зуйковым очень понравилось. Мне как бухгалтеру это было чрезвычайно полезно, ведь дебиторка присутствует в работе любой организации. Лично для себя я почерпнула несколько очень важных практических рекомендаций. Лектор очень подробно рассказал о методах борьбы с должниками, как звонить, вести переговоры, как действовать, составлять претензии, писать письма. Спасибо большое!

Галина Николаевна Вахрамеева, ведущий юрист ООО «Континент»

Преподнесение материала лектором Зуйковым было очень интересным, сам материал полезный и актуальный. Наша логика с логикой лектора совпадала в плане подхода к взысканию дебиторской задолженности, но и немало новой информации для себя услышала. Например, если в вопросе, каким образом собирать информацию о контрагентах, нам источники знакомы, то как работать с приставами – это была новая полезная рекомендация, сроки он сообщил по всем этапам работы по взысканию дебиторской задолженности. Ценно было, что он делился личным опытом работы в банковской сфере, рассказал, когда и как нужно реагировать, чтобы взыскание задолженности было эффективным.

Грамоты и благодарности

Особенности и проблемы привлечения на работу иностранных граждан

Согласно Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 и ст. 37). Аналогичные положения закреплены также в российском законодательстве в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее – ФЗ № 115).

Тем не менее, для иностранцев предусмотрен ряд ограничений и особенностей осуществления трудовой деятельности на территории России, которые также непосредственно затрагивают и работодателя. В частности, на последнем лежат обязанности и ответственность, связанные с получением разрешения на привлечение иностранных работников, разрешений на работу, приглашений, постановке на учет по месту пребывания, обеспечением жильем, медицинской помощью, уведомлением государственных органов о заключении и изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами.

Несмотря на то, что использование труда иностранных граждан крайне выгодно работодателям с экономической точки зрения (эти работники гораздо «дешевле» россиян), их оформление и дальнейшее сопровождение является достаточно сложным процессом. Свою роль в этом играет как чрезмерно усложненная процедура привлечения иностранных работников, так и постоянно изменяющаяся нормативная база в данной области. В результате создаются предпосылки как для неумышленного нарушения законодательства иностранными работниками и работодателями, так и сознательного применения ими различных нелегальных подходов. Ниже рассмотрены основные особенности и проблемы, которые возникают в ходе привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан на территории России.

Привлечение иностранных работников с визой

Трудоустройство иностранного гражданина, прибывшего в России в визовом порядке, связано с достаточно большим документооборотом, который необходим для оформления статуса иностранного гражданина и его права на осуществление трудовой деятельности. Работодатели ежегодно, до 1 мая должны представить в уполномоченные органы субъектов РФ объемную заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (см. постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783; приказ Минздравсоцразвития России от 13 июля 2010 г. № 514н). Причем такие данные необходимо предоставит как в электронном виде (через портал «Миграционные квоты»), так и в письменном.

Приглашение на въезд в РФ – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в РФ в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ;

Разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

(ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Далее необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, которое выдается сроком на один год (ч. 4. ст. 18 ФЗ № 115) согласно регламенту, утвержденному приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства РФ от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 (далее – Регламент). Одновременно работодатель или заказчику работ (услуг) может подать заявление в ФМС России или ее территориальный орган документы для получения разрешения работу – на каждого иностранного работника в отдельности (подпункт 45.1 Регламента). Срок оформления обоих разрешений – 30 дней с момента подачи документов (п. 25, п. 58 Регламента). Также при подаче заявления о выдаче разрешения потребуется представить медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (перечень заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188).

Следующий шаг – получение для работника приглашения на въезд в Россию, обратившись с ходатайством в ФМС России или ее территориальный орган, так как на его основании иностранцу выдается виза (абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 16 ФЗ № 115, приказ ФМС России от 30 ноября 2012 № 390). Срок рассмотрения документов также составляет 30 дней. При этом вместе с ходатайством о выдаче приглашения приглашающая сторона должна предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в России (п. 5 ст.16 ФЗ № 115). Таковыми являются гарантийные письма, в которых приглашающая сторона обязуется обеспечить иностранного работника, зарплатой в размере не ниже МРОТ, страховым медицинским полисом или денежными средствами для получения медицинской помощи, жильем на период пребывания в России в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной в субъекте РФ (см. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167).

Работодатель или заказчик работ (услуг), как принимающая сторона, должен не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного работника в место пребывания направить соответствующее уведомление в территориальный орган ФМС России (п. 3 ст. 20, ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 15 января 2007 № 9). Кроме того, о привлечении и об использовании иностранных работников работодатели обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета в течение 10 дней со дня наступления одного из следующих событий (пп. 4 п. 8 ст. 18 ФЗ № 115):

  • подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;
  • прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания
  • получения иностранным гражданином разрешения на работу;
  • заключения с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;
  • аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

При этом стоит отметить, что уведомление подается в отношении каждого работника (см. письмо ФМС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552; письмо ФНС России от 24 августа 2007 г. № ГИ-6-04/676@). Также временно пребывающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2. ст. 13 ФЗ № 115). Кроме того, работодатель и заказчик работ (услуг) не имеют право привлекать и использовать иностранных работников (а иностранный гражданин не имеет право осуществлять трудовую деятельность) в случае, если он не достиг возраста 18 лет (п. 4 ст. 13 ФЗ № 115).

Таким образом, очевидно, что сам процесс привлечения «визовых» иностранных работников, предоставления указанных выше жилищных и медицинских гарантий и документов является чрезмерно сложным и затратным. Только госпошлина за рассмотрение заявления о привлечении иностранных работников составляет 6000 руб. за каждого работника, за выдачу разрешения на работу – 2000 руб. за каждого работника и 500 руб. за оформление приглашения на каждого работника (подпункт 23, подпункт 24 и подпункт 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Кроме того, разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы работу придется получать каждый год (в большинстве случаев это касается и разрешения на работу).

Плюс, оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу, должны быть легализованы в дипломатических представительствах или консульских учреждениях России за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами. Если документы составлены на иностранном языке, то к ним должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский язык, а если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены (п. 47 Регламента).

В силу более низких требований иностранных работников к оплате труда, работодатели в ближайшее время не откажутся от их привлечения, в то же время, действующий порядок трудоустройства таких работников им крайне невыгоден. В итоге единственным решением в данном случае представляется облегчение соответствующих административных процедур, что позволит избежать дальнейшего ухода процесса привлечения иностранных работников за пределы правового поля.

Тем не менее, данные проблемы в меньшей степени касаются иностранных работников, отнесенных к категории высококвалифицированных специалистов. Так, у работодателя отсутствует необходимость получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, на таких работников не распространяются квоты, применяется сокращенный срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на работу (п. 4.5. ст. 13, п. 2 ст. 13.2 ФЗ № 115, п. 136.8 Регламента). Однако в силу специфических требований к заработной плате (для большинства сфер деятельности – не менее 2 млн руб. в год), работники, привлеченные в таком порядке, составляют подавляющее меньшинство (п. 1 ст. 13.2 ФЗ № 115).

Привлечение «безвизовых» иностранных работников

Порядок трудоустройства иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы гораздо проще. Разрешение на привлечение иностранных работников и приглашение на въезд в Россию и работодателю оформлять ненужно, предоставлять многочисленные гарантии тоже. Иностранный гражданин имеет право сам обратиться в территориальный орган ФМС России с заявлением о выдаче разрешения на работу. Данное обстоятельство, несомненно, удобно для работодателя, так как он получает работника с уже оформленными разрешительными документами (п. 122 Регламента). Также применяется сокращенный по сравнению с «визовыми» работниками срок рассмотрения заявления – решение не позднее 10 рабочих дней со дня представления документов, предусмотренных п. 27 Регламента.

Медицинские справки, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции в ФМС России может представить сам работник в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу, если оно выдано на срок более 90 суток (п. 8 ст. 13.1 ФЗ № 115).

Тем не менее, данный порядок также не лишен трудностей. На практике большинство иностранных работников, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, плохо знают русский язык, а также совершенно не ориентируются в российском законодательстве и системе государственных органов. Также существует риск, что работник устроится на работу с недействительным (поддельным) разрешением на работу, что может повлечь наложение административного штрафа на работодателя. В связи с этим зачастую оформлением работника в той или иной мере все равно приходится заниматься привлекающей его организации или предпринимателю.

Кроме того, работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 ФЗ № 115):

  • о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками;
  • о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Срок уведомления – в течение трех дней с момента наступления какого-либо из указанных выше событий (п. 2 приложения № 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147). При этом иностранцы, прибывшие в Россию в порядке, не требующем визы, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2. ст. 13 ФЗ № 115). Также в случае с «безвизовыми» работниками действует и норма о необходимости достижения иностранным работником 18 лет (п. 4 ст. 13 ФЗ № 115).

Особое место в числе иностранных работников, пребывающих безвизовом порядке, занимают граждане Белоруссии и Казахстана. Им не требуется разрешение на работу, а работодателю – разрешение на их привлечение и использование. Также работодателю не нужно уведомлять государственные органы о привлечении таких работников к трудовой деятельности (см. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.); п. 9 ст. 13.1 ФЗ № 115.

В аналогичном упрощенном порядке к трудовой деятельности привлекаются иностранцы, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство (при этом они могут работать и с 16 лет). При этом первые могут работать только в пределах субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание.

Повышенная ставка НДФЛ

Основной трудностью с точки зрения налогообложения является тот факт, что доходы иностранцев, не имеющих статус резидента, облагаются НДФЛ по ставке 30%, в то время как у резидентов, как и у российских граждан – 13%. Исключение составляют иностранные работники, являющиеся высококвалифицированными специалистами и иностранцы, работающие у физических лиц на основании патента, лица, которым выплачиваются дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций и ряд других (п. 1, п. 3 ст. 224 НК РФ).

При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы страны для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Также, если с государством, гражданином которого является иностранный работник, у России заключен международный договор, то налогообложение будет происходить в соответствии с ним. К таким документам, например, относятся соглашения об избежании двойного налогообложения с Азербайджанской республикой от 3 июля 1997 года, с Белоруссией от 21 апреля 1995 года, Узбекистаном от 2 марта 1994 года, Украиной от 8 февраля 1995 года и др.

В случае присвоения иностранному работнику статуса резидента, по итогам налогового периода может быть произведен перерасчет (по ставке 13%) и возврат излишне уплаченной суммы налога. Для этого сам иностранец должен обратиться в налоговый орган, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания) и представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие статус налогового резидента в соответствующем налоговом периоде (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Однако с учетом специфики иностранных работников (незнание русского языка, периодические выезды из страны, сезонный характер работы) их обращение в налоговый орган иногда может быть весьма затруднительным.

В связи с этим стоит иметь в виду, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В частности, работодатель вправе в установленном порядке осуществлять функции уполномоченного представителя своих бывших работников в налоговых органах (п. 3, п. 4 ст. 80 НК РФ, письмо Минфина России от 24 января 2013 г. № 03-04-06/4-22).

Обязательное страхование

В сфере обязательного страхования в отношении иностранных работников также существует ряд нюансов. Так, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат все иностранные граждане. При этом в случае работы по гражданско-правовому договору, такому страхованию они подлежат только, если это прямо предусмотрено указанным договором (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» упомянутого закона). Срок, на который заключен трудовой или гражданско-правовой договор значения не имеет. Тариф определяется в зависимости от класса профессионального риска на основании Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 228-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;
Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

(ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат только временно или постоянно проживающие в России иностранцы (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Если указанные иностранцы работают по гражданско-правовому договору, то взносы на данный вид страхования на них уплачивать не нужно. Срок, на который заключен трудовой или гражданско-правовой договор также роли не играет. Тариф определяется в зависимости от категории плательщика в соответствии Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – закон о страховых взносах). По общему правилу – 2,9%.

В свою очередь обязательному пенсионному страхованию подлежат все категории работающих в России иностранных граждан. В отношении постоянно проживающих иностранцев уплачиваются страховые взносы по тарифу, установленному для граждан России на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения. Вид и срок договора, по которому трудятся такие иностранцы, роли не играет (п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В отношении временно проживающих (за исключением высококвалифицированных специалистов) и временно пребывающих на территории России уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу, установленному для граждан России, но только на финансирование страховой части трудовой пенсии и независимо от года рождения указанных застрахованных лиц. Обязанность уплачивать такие взносы возникает только если заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (п. 2 ст. 22.1. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Тариф на обязательное пенсионное страхование определяется в соответствии с законом о страховых взносах.

Наконец, обязательному медицинскому страхованию подлежат только постоянно или временно проживающие в России иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей). Вид договора (трудовой или гражданско-правовой), а также срок, на который он заключен, значения не имеют (ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»). Тариф также определяется в соответствии с законом о страховых взносах (по общему правилу – 5,1%).

Регулирование трудовых отношений

На данный момент трудовые отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства оформляются в том же порядке, что и с гражданами России – в соответствии с ТК РФ. При этом учитываются особенности, предусмотренные ФЗ № 115 и рядом других нормативных актов. Речь идет об уже описанных выше ограничениях по возрасту, границам субъекта РФ, виду деятельности, указанному в разрешении на работу, также стоит принимать во внимание сроки действия визы, разрешения на работу (или временное проживание).

Однако Минтруд России планирует определить особенности осуществления трудовой деятельности на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства непосредственно в ТК РФ, дополнив его новой статьей 351.3 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». Соответствующие положения закреплены в законопроекте «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами»1.

Цитата

Юрий Стародумов, юрист АНО «Центр социально-трудовых прав»

«Мы не поддерживаем идею авторов законопроекта о необходимости внесения в трудовой договор с иностранцем сведений о таких документах, как разрешение на работу и т. п. На наш взгляд, контролирующие органы и без того могут истребовать у работодателя или у иностранного работника указанные в законопроекте документы или провести проверку их наличия (подлинности). Законодательное закрепление обязанности работодателей указывать в трудовом договоре с иностранцем реквизиты документов, сведения о которых и без того должны иметься у контролирующих органов, приведет лишь к привлечению некоторых работодателей к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за сугубо формальные нарушения трудового законодательства и не повлияет благотворно на ситуацию с нелегальной миграцией».

В частности, в ТК РФ может быть закреплена обязанность работодателя включать в трудовой договор с иностранными гражданами сведения о разрешении на работу, патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство. При этом иностранный гражданин будет обязан предъявить указанные выше документы работодателю при заключении трудового договора.

Отдельно стоит упомянуть инициативу Минтруда России о необходимости добровольного страхования иностранных работников – сведения о таком договоре (полисе) также должны будут указываться в трудовом договоре, а соответствующие документы – предъявляться работодателю.

«Необходимость добровольного страхования работников-иностранцев, временно пребывающих на территории РФ, приведет к дополнительным расходам для бизнеса и самих работников. Несмотря на то, что большинству из работников-иностранцев, временно пребывающих на территории РФ, медицинская помощь не экстренного характера на территории РФ может и не потребоваться», – комментирует рассматриваемые положения законопроекта юрист АНО «Центр социально-трудовых прав» Юрий Стародумов.

В ТК РФ также планируется закрепить возможность заключения трудового договора без разрешения на работу, если заключенный и оформленный трудовой договор необходим для его получения. В таком случае, разрешение на работу может быть предъявлено работодателю после заключения трудового договора. Трудовой договор в таких обстоятельствах вступит в силу не ранее дня получения иностранным гражданином разрешения на работу.Также Минтруд России предлагает отнести приведение общей численности иностранных работников в соответствие с ограничениями, установленными Правительством РФ на основании ФЗ № 115 к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, при которых трудовой договор подлежит прекращению (ст. 83 ТК РФ).

Помимо этого, Минтруд России предлагает предусмотреть возможность временного перевода иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на срок до одного месяца, но не более одного раза в течение рабочего года. Речь идет о случаях, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ (катастрофы, производственные аварии, несчастные случаи на производстве, простой и др.) Такой перевод, согласно законопроекту, сможет осуществляться без учета вида трудовой деятельности, осуществляемой иностранным работником на основании полученного им разрешения на работу. Напомним, что в настоящий момент в подобных ситуациях иностранного работника не всегда возможно перевести на другую работу. Если ему требуется разрешение на работу, то он вправе осуществлять трудовую деятельность только в соответствии с указанным в нем видом деятельности.
«Устранение причин подобных переводов, как правило, требует оперативного вмешательства. В подобных ситуациях ни у работников, ни у работодателя просто нет времени на оформление новых разрешений на работу. Поэтому названные поправки представляются нам вполне обоснованными. Однако вызывает критику предложение по установлению ничем не обоснованного ограничения по продолжительности временного перевода иностранного работника (не более одного месяца в течение одного рабочего года). На наш взгляд, временный перевод в ситуациях, указанных в ч. 2,3 ст. 72.2 Трудового кодекса РФ, может быть вызван только объективными причинами и установление ограничений по продолжительности временного перевода иностранного работника по сравнению с переводами российских работников не обоснованно», – прокомментировал инициативу Минтруда России Юрий Стародумов.
Кроме того, на работодателя планируется возложить обязанность отстранить от работы иностранного работника в случаях:

  • приостановления или окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • окончание срока действия разрешения на работу;
  • окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
  • окончание срока действия вида на жительство;
  • окончание срока действия договора (полиса) медицинского страхования, либо прекращение срока действия договора с медицинской организацией на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (для временно пребывающего в иностранного гражданина, за исключением высококвалифицированных специалистов).

По мнению Юрия Стародумова, установление дополнительного основания для отстранения от работы иностранных работников при приостановлении или окончании срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников является оправданным.

«В подобных ситуациях работодатель не вправе в силу ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» использовать труд работника, но и не вправе в соответствии с Трудовым кодексом РФ отказать работнику в допуске на рабочее место. Как нам представляется, с помощью внесения указанных поправок в законодательство возникающая коллизия будет решена наиболее приемлемым образом», – пояснил он.

В законопроекте для иностранных работников предусмотрены и дополнительные основания прекращения трудового договора:

  • аннулирование, приостановление действия, окончание срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • аннулирование разрешения на работу или патента;
  • аннулирование разрешения на временное проживание;
  • аннулирование вида на жительство;
  • окончание срока действия разрешения на работу;
  • окончание срока действия разрешения на временное проживание;
  • окончание срока действия вида на жительство;
  • окончание срока действия договора (полиса) медицинского страхования, либо прекращение срока действия договора с медицинской организацией на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (для временно пребывающего иностранного гражданина, кроме высококвалифицированных специалистов).
  • невозможности предоставления прежней работы работнику по окончании упомянутого выше срока временного перевода;
  • невозможности временного перевода работника, ввиду истечения срока временного перевода.

При этом о прекращении трудового договора по указанным основаниям иностранный работник должен быть уведомлен не менее чем за три календарных дня до увольнения.

Наряду с вышеизложенными изменениями, законопроект предусматривает исключение обязанности временно пребывающих иностранных граждан, заключивших трудовой договор на срок менее шести месяцев, представлять при заключении трудового договора страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Также исключается обязанность иностранных граждан, лиц без гражданства, временно пребывающих или временно и постоянно проживающих в России, представлять при заключении трудового договора документы воинского учета – для военнообязанных.

На данный момент законопроект уже одобрен Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности.

Продолжение: Об административной ответственности за нарушения в сфере привлечения на работу иностранных граждан и практике обжалования соответствующих постановлений ФМС России в арбитражных судах .

Семинар-тренинг «Иностранные работники – что нового в 2020 году?»

Семинар ведет: Метелева Яна Викторовна, юрист с многолетним стажем работы в государственных инспекциях труда г. Москвы и Санкт-Петербурга, в Роструде, автор и ведущая семинаров и тренингов по трудовому и миграционному праву.

Семинар-тренинг в отличие от традиционной лекции дает возможность получить, систематизировать и закрепить обновленную правовую информацию о регулировании труда иностранных работников, отработать схемы привлечения по каждой категории ИРС в группах, обменяться опытом с коллегами и найти свое решение для внедрения в организации.

Программа семинара:

  1. Миграционный учет — постановка и снятие (новая форма и порядок, регламент МВД). Новые уведомления о привлечении — порядок их направлений. Регламенты МВД, МИДа, внедрение риск-ориентированного подхода при проверках МВД (чек-лист для плановых проверок). Корь в 2020 году.

Схема «Правовое положение иностранных граждан по статусу пребывания».

Деловая игра «Определяем статус и правила пребывания ИГ».

  1. Правила привлечения иностранных граждан:

— без разрешений и патентов

— из стран-членов ЕВРАЭС

— из безвизовых стран

— из стран с визовым режимом въезда

— высококвалифицированных работников и членов их семей

— студентов

Изменение условий разрешений и патентов – кто несет ответственность.

Соревнование групп «Оформляем ИГ на работу».

  1. Уведомления МВД – о приеме/увольнении/отпуске/зарплате/исчезновении.

Отработка в группах «Уведомления МВД».

  1. Правила въезда-выезда иностранных граждан:

— визовые ИГ

— безвизовые (ЕВРАЭС и другие)

— сроки пребывания и их продления

— миграционный учет. Постановка и снятие с учета. Новая форма и порядок уведомления о снятии с учета.

Информируем МВД.

Разбор кейсов «Ставим и снимаем с миграционного учета».

  1. Проверки ГИТ по условиям трудовых договоров ИГ — обязательные требования для разных категорий иностранных работников.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, по сравнению с гражданами РФ, действуют специальные нормы, регулируемые различными законодательными актами. Но и сами по себе иностранцы друг от друга отличаются: порядком въезда в РФ (визовый/безвизовый), правовым статусом, наличием международных соглашений между Россией и страной въезда.

Получите документы по теме бесплатно

Наглядно представить картину поможет схема 1.

Для каждой категории иностранцев, представленной в схеме 1, при трудоустройстве есть свои особенности, которые сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Категория

Что нужно для трудоустройства

Срок пребывания в РФ

Миграционный учет

Постоянно проживающие (обычные) Разрешительные документы не нужны На срок действия вида на жительство с последующим продлением Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения ВНЖ
Временно проживающие (обычные) Разрешительные документы не нужны, но работать можно только в том регионе, где разрешено проживание На срок действия разрешения на временное проживание, не продлевается Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения РВП
Высококвалифицированные Разрешение на работу (по ходатайству работодателя). Визовым – приглашение на въезд и рабочая виза.

Работник:

Пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

Зарплата не менее 167 тыс. в месяц, кроме некоторых категорий у которых меньше

На срок действия разрешения на работу (3года) с последующим продлением Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 90 дней с даты пересечения границы или в течение 30 дней после прибытия в другой субъект РФ
Временно пребывающие:
Визовые Работодатель:

пройти квотирование, получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также приглашение на въезд, рабочую визу и разрешение на работу.

Работник:

Пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

На период действия рабочей визы Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия
Безвизовые Работник:

Получить патент, пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

До получения патента: не более 90 суток суммарно в течение 180 дней с даты въезда в РФ

После получения патента: на период действия патента

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия

гр-не Таджикистана – 15 дней с даты въезда в РФ

гр-не Украины – 90 дней с даты въезда в РФ

Граждане из ЕАЭС Разрешительные документы не нужны

Полис ДМС

На срок действия трудового или гражданско-правового договора Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 30 дней с даты прибытия
Беженцы Разрешительные документы не нужны На период действия статуса с последующим продлением Регистрируются сами по месту проживания или принимающей стороной в течение 7 рабочих дней
Временное убежище Разрешительные документы не нужны На период действия статуса с последующим продлением Регистрируются сами по месту проживания или принимающей стороной в течение 7 рабочих дней

Что ждать от проверок ГИТ?

Работодателям, использующим труд иностранных граждан и лиц без гражданства, следует ознакомиться с результатами проверок ГИТ по Санкт-Петербургу за I полугодие 2016 года. Это позволит подготовиться к проверкам и исключить возможные штрафные санкции. За указанный период было проведено 37 проверок по соблюдению трудового законодательства при найме иностранных работников. В результате инспекторы выявили 457 нарушений, из которых 112 (24%) касаются охраны труда, 150 (33%) – оплаты и нормирования труда и 195 (43%) – оформления трудового договора. 📌 Реклама Отключить

Диаграмма 1

По проведенным проверкам было выдано 43 предписания и наложено 226 административных наказаний. Общая сумма штрафов по административным правонарушениям составила 15 358 000 рублей, поэтому работодателям следует уделить особое внимание трудовым договорам с иностранцами, охране труда и оплате труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

При заключении трудовых договоров с такими лицами следует помнить, что на них распространяются не только нормы российского законодательства, но и нормы международных соглашений. В первую очередь, нужно обратить внимание на статьи:

  • ст. 57 ТК РФ: регламентирует содержание трудового договора;
  • ст. 327.2 ТК РФ: раскрывает особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства
  • ст. 327.3 ТК РФ: содержит перечень документов, которые обязаны предоставить иностранцы при приеме на работу.

При заключении или расторжении договора (трудового или гражданско-правового) с иностранным гражданином, не зависимо от его статуса и категории, работодатель (заказчик) обязан уведомить ФМС (а после завершения организационно-штатных мероприятий по упразднению ФМС и передаче полномочий – МВД России). Сделать это нужно не позднее 3-х рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора. 📌 Реклама Отключить

Сотрудник на патенте

Если организация заключает договор с иностранцем-патентником – желательно заглянуть на сайт https://гувм.мвд.рф/ и проверить, действителен ли патент соискателя. Тем самым вы проявите должную осмотрительность.

Следующий шаг: одновременно с уведомлением о заключении договора желательно направить в территориальный орган ФМС копию трудового (гражданско-правового) договора. Следует отметить, что законодательно данная обязанность возложена на иностранца, но для того, чтобы исключить вероятность аннулирования патента – лучше выполнить эту обязанность вместо него.

Обязательно отслеживайте оплату авансовых платежей по НДФЛ, т.к. в случае пропуска срока оплаты патент становится недействительным, в случае проверки – работодателя могут привлечь к ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ (максимальный размер штрафа должностному лицу – 70 000 руб., организации – до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток (если они находятся в СПб или ЛО)).

📌 Реклама Отключить

Ситуация: Как определить крайний срок оплаты авансового платежа? Следует посмотреть на дату выдачи патента (допустим, это 06.02.2016). Значит, крайний срок для оплаты за следующий месяц – 05.03.2016. Если иностранец не приносит квитанции об оплате авансового платежа по НДФЛ, то 06.03.2016 следует отстранить его от работы на срок до 1 месяца. Если документ об оплате так и не появится – трудовые отношения с ним придется прекратить по статье 327.6 ТК РФ.

Не нужно забывать об ограничениях по профессии и территории для патентных иностранцев. Они могут работать только по той профессии и только на той территории, которые указаны в патенте. Действующим законодательством, кроме того, не предусмотрено направление патентников в командировки.

Итог проверок ФМС – административное правонарушение

Итог проверок ФМС – административное правонарушение 📌 Реклама Отключить

Приводим диаграмму, которая показывает количество случаев привлечения к административной ответственности по результатам проверок ФМС России по состоянию на 16.05.2016 г.

Следует отметить, что всего было проведено 238 811 проверок, по результатам которых вынесены решения о привлечении к ответственности за 527 449 административных правонарушений.

Диаграмма 2

Размер административной ответственности за наиболее часто встречающиеся нарушения, приведен в таблице 2. Причем работодателю (заказчику) следует помнить о том, что ответственность возникает за каждого иностранца и по каждому основанию отдельно.

Таблица 2

Административная ответственность за нарушение законодательства при привлечении к труду иностранцев

Норма

КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

ИП

организаций

ч. 3 ст. 5.27 Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора 10 000 –

20 000 руб.

5000 – 10000 руб. 50 000 – 100 000 руб.
ч. 1 ст. 5.27 Иные нарушения законодательства и нормативных актов о труде Предупреждение или 1 000 – 5000 руб. Предупреждение или 30 000 – 50 000 руб.
ч. 3 ст. 5.27.1 Допуск к труду работника, не прошедшего:

· обучение требованиям охраны труда и проверку знаний по ним;

· обязательный предварительный либо периодический медосмотр;

· обязательный медосмотр в начале рабочего дня (смены);

· обязательное психиатрическое освидетельствование

15 000 – 25 000 руб.

110 000 – 130 000 руб.
Допуск к труду работника при наличии у него медицинских противопоказаний
ч. 4 ст. 5.27.1 Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

20 000 – 30 000 руб.

130 000 – 150 000 руб.

ч.4 ст. 18.15 Привлечение к трудовой деятельности без разрешения на работу или патента, не в том субъекте РФ, где выдано разрешение или патент, либо разрешено временное проживание. За не уведомление или несвоевременное уведомление ФМС о заключении/расторжении договора, а также привлечение иностранцев без получения разрешения на привлечение иностранцев в городе Санкт-Петербург или ЛО

35 000 — 70 000 руб.

400 000 – 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток
ч.5 ст. 18.15 Не уведомление о выплате заработной платы ВКС

35 000 — 70 000 руб.

400 000 – 1 000 000 руб.
ч.3 ст. 18.16 Нарушение правил привлечения иностранных граждан на торговых объектах в Спб и ЛО

45 000 – 70 000 руб.

350 000 – 800 000 руб. 450 000 – 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток
ч.1 ст. 18.17 Не соблюдение требований по ограничению кол-ва иностранных работников в определенных отраслях

45 000 – 50 000 руб.

800 000 – 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *