Имеет ли право охранник применять физическую силу?

Ударная сила

Документ предлагает внести ряд поправок в закон о частной детективной и охранной деятельности в России.

Наверное, главное новшество в том, что частные охранные структуры теперь смогут привлекаться для антитеррористической защиты важных объектов. Например, контролировать там внутренний режим. Однако для обычных граждан не менее значима другая поправка: теперь охранник сможет не только играть мускулами, но и при случае даже пускать их в дело. Как сказано в пояснительной записке к проекту, «с целью устранения правового пробела в законодательстве, регламентирующем частную охранную деятельность, предлагается ввести нормы, устанавливающие порядок и основания применения работником частной охранной организации физической силы».

Идея обсуждалась давно: в законах действительно есть белое пятно. Если охранник не может (не вправе) по-мужски дать отпор, зачем, спрашивается, он вообще нужен? И разумно ли давать право охране на применение оружия, лишая права на силу рук? Хороший болевой захват иногда эффективнее пули.

Тем не менее, многих правозащитников такое предложение насторожило: не вводится ли тем самым кулачное право на улицах городов? Ведь охранных структур у нас сегодня немало. Неужели на рынках охранники получат право колошматить покупателей, скажем, посмевших торговаться? Или железнодорожная охрана (тоже частная структура) будет «учить» дубинками зайцев?

Однако, как поясняют эксперты, ничего подобного закон не предполагает. Чоповцы по-прежнему не смогут задержать и обыскать человека на улице, в подъезде, тем более — в квартире или частном доме. Это — прерогатива исключительно полиции. А частный охранник, согласно предложенным поправкам, имеет право применять физическую силу лишь в тех случаях, когда законом ему разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия. Например, спецсредства можно применять для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охранников, а также для пресечения преступления против охраняемого имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Как поясняют представители охранных структур, сегодня охранники, если дело дошло до драки, могут ссылаться на законы, регулирующие самооборону. В конце концов, любой человек вправе дать отпор, когда на него идут с кулаками. И не важно, случился ли конфликт на работе или в личной жизни. Тем не менее, для охраны право на силовую защиту надо прописать особо.

Если охранник, применив силу, убил, изувечил или как-то повредил гражданина, прокурор должен узнать об этом в течение 24 часов. И уведомить о ЧП должен именно ЧОП. Поэтому бесконтрольного применения силы быть не может и не должно, считают авторы проекта. В целях же повышения уровня безопасности объектов проект вводит новый вид охранных услуг. ЧОПам будет разрешено обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режим на объектах, в отношении которых установлены обязательные требования по их антитеррористической защищенности. Лицо, нарушающее пропускной или внутренний режим или совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, может быть задержано охранником и должно быть незамедлительно передано в полицию.

При этом оказание охранных услуг в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств будет осуществляться с учетом требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности. Собственно, в том и состоит главная цель проекта: привлечь частные охранные структуры к по сути антитеррористической работе. Однако документ оговаривает, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные законом «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается правительством. Иными словами, будет установлен перечень особо важных мест, где должна быть только государственная охрана.

Законопроект взял в работу комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Сейчас документ направлен в рассылку для сбора отзыв и предложений. Замечания принимаются до 21 июня. Сам проект включен в примерную программу совета Госдумы на июль.

СУ УТ МВД России по ЦФО 24 Ноября 2016

Обязательным требованием для работников частной охранной организации осуществляющих охранные услуги является наличие личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации. Специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения.

В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:

1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);

3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;

4) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Охранник при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан:

1) предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

2) стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

3) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности;

4) немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Применение охранником физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.

Частные охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;

2) для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество;

3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту применения оружия.

Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:

1) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны;

2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;

4) незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;

5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.

Частным охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Частные охранники не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Нарушение установленных Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 03.07.2016) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» требований к осуществлению частной детективной и охранной деятельности, а также условий ее осуществления влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Версия для печати
  • Отправить по почте

Ссылка на страницу

закрыть

Отправить ссылку на E-mail

закрыть

Что охранник по закону имеет право делать, а что нет?

Каждый из нас сталкивается с охранниками практически ежедневно: в офисах, продуктовых магазинах, торговых центрах, банках, театрах и т. д. Как правило, службу по охране таких объектов несут сотрудники частных охранных предприятий (ЧОПов). Их права и обязанности закреплены в профильном законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Но распространяется он только на работников лицензированных ЧОПов, которые носят специальную форму и имеют удостоверения. Если же человек носит бейдж охранника, но магазин нанял его «с улицы», особых полномочий, отличающих его от обычных граждан, он не имеет.

Вопрос-ответ Может ли охранник задержать покупателя?

Какие права есть у охранников?

Полномочия частных охранников ограничены обязанностями по охране объектов и имущества, обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов, защите жизни и здоровья граждан.

Согласно ст. 12.1 закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с договором на оказание охранных услуг, сотрудники ЧОПов при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов имеют право:

  • требовать от персонала и посетителей соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов;
  • допускать лиц на объекты с пропускным режимом при предъявлении ими документов, дающих право на вход или выход, въезд или выезд транспортных средств, внос (ввоз) или вынос (вывоз) имущества;
  • осматривать на объектах с пропускным режимом въезжающие или выезжающие транспортные средства;
  • применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в особых случаях, установленных законодательством РФ;
  • оказывать содействие правоохранительным органам.

ЧОП с ними! Зачем России столько охранников Подробнее

Может ли охранник магазина потребовать положить вещи в камеру хранения?

Охранники магазина не вправе требовать от посетителей оставить личные вещи в камере хранения или запаковать их в пакет. Также они не могут преграждать вход в магазин, если человек отказывается выполнить подобные требования.

В случае нарушения охраннику следует напомнить, что принуждение клиентов к заключению договора хранения личных вещей в камере хранения магазина является незаконным. Если же он продолжает препятствовать проходу в магазин с личными вещами, следует попросить его пригласить администратора учреждения и выяснить, на каком основании действует сотрудник. Если вам отвечают, что охранник действует в соответствии с внутренней инструкцией магазина, это не является аргументом, т. к. локальные акты не могут противоречить законодательству.

По этим же причинам охранник не может требовать от посетителей магазина брать корзину и запрещать складывать товары до их оплаты в свой пакет или сумку.

Имеет ли сотрудник право осматривать личные вещи?

Ст. 12 закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» гласит, что сотрудник может задержать гражданина, если тот совершил противоправное посягательство на охраняемое имущество. При этом задержанный должен быть незамедлительно передан в полицию.

Если охранник подозревает покупателя в краже, например, сработала сигнализация или он лично видел, как человек положил товар в карман или сумку, сотрудник может попросить покупателя показать личные вещи. Однако последний имеет полное право отказаться.

В случае согласия покупателя сотрудник ЧОПа может только провести визуальный осмотр вещей в присутствии владельца. Притрагиваться к ним, вынимать содержимое сумки, выворачивать карманы он не имеет права, т. к. это является досмотром. По закону производить досмотр вещей имеют право только сотрудники полиции в присутствии не менее чем двух понятых и с составлением протокола.

Если окажется, что посетитель что-то украл, или он отказывается показать охраннику сумку, сотрудник ЧОПа может вызвать полицию и задержать человека до ее приезда.

Вопрос-ответ Что имеет право делать охранник? Инфографика

Может ли охранник насильно задерживать вора?

Закон разрешает охранникам применять физическую силу, а также специальные средства (дубинка, наручники) и оружие в целях самообороны, защиты посетителей учреждения и для того, чтобы предотвратить преступление. Между тем действия сотрудника ЧОПа должны быть соразмерны ущербу, от которого он пытался уберечь охраняемый объект. Если он применит физическую агрессию в случае небольшой кражи в продуктовом магазине и дело дойдет до суда, суд может расценить действия охранника как превышение должностных полномочий. А за это может грозить реальный срок.

Законен ли запрет охранника на фото- или видеосъемку в торговом зале?

Нет, охранник не может запретить человеку фотографировать товары или ценники, а также проводить съемку в магазине. Если он говорит, что такой запрет прописан в правилах магазина, он нарушает Конституцию РФ. Она дает гражданам право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Может ли охранник требовать паспорт на входе в офисное здание?

На некоторых пропускных объектах, например, в офисных зданиях, охранники могут просить посетителей предоставить паспорт, а также переписывать данные документа в журнал посещений. Как правило, это распространяется на людей, которые не работают в этих учреждениях и, соответственно, не имеют карточки-пропуска.

Действия охранника законны, если о них говорится в его должностной инструкции и руководство включило его в список сотрудников, которые имеют право на обработку персональных данных гостей. Между тем посетители могут отказаться предоставлять сотруднику свои персональные данные, но в этом случае он также имеет право не пропускать человека в здание.

Вопрос-ответ Может ли охранник магазина обыскивать детей?

Куда можно пожаловаться на незаконные действия охранника?

Если охранник нарушил какое-либо право посетителя, тот может пожаловаться непосредственно его работодателю, — руководству охранного предприятия — в полицию, прокуратуру или подать иск суд. В судебном порядке с сотрудника ЧОПа, превысившего полномочия, можно взыскать компенсацию морального вреда.

Необходимо собрать доказательства нарушения прав. Это могут быть показания свидетелей, справка из медицинского учреждения о нанесении телесных повреждений, видеозапись и т. д. В момент нарушения посетитель может снимать происходящее на камеру. Гражданский кодекс позволяет снимать человека (в данном случае — охранника) в общественных местах без его согласия, если он не является основным объектом съемки. Также это разрешено, если видеосъемка ведется для использования в качестве доказательства в суде.

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками органов государственной охраны

ГЛАВА 5
ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Статья 22. Условия применения физической силы, специальных средств и оружия

Сотрудники органов государственной охраны применяют физическую силу, специальные средства и оружие, если иными способами выполнение возложенных на них обязанностей не представляется возможным.

Физическая сила, специальные средства и оружие применяются, исходя из складывающейся обстановки, по усмотрению сотрудника органа государственной охраны в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Применению физической силы, специальных средств и оружия должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать, когда это возможно.

О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств или оружия сотрудник органа государственной охраны обязан сообщить непосредственному начальнику для уведомления прокурора.

Статья 23. Применение физической силы

В случаях и порядке, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О милиции» и другими актами законодательства Республики Беларусь, сотрудники органов государственной охраны имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, подручные средства для пресечения преступлений и иных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников, если ненасильственные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них служебных обязанностей.

Статья 24. Применение специальных средств

Сотрудники органов государственной охраны имеют право применять состоящие на вооружении органов государственной охраны специальные средства в случае:

1) отражения нападения либо угрозы нападения на охраняемых лиц;

2) отражения нападения либо угрозы нападения на сотрудников органов государственной охраны, других граждан или пресечения оказываемого сотрудникам сопротивления;

3) отражения нападения либо угрозы нападения на охраняемые объекты, а равно освобождения их при захвате;

4) задержания правонарушителей и лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены применить оружие или препятствовать исполнению сотрудниками органов государственной охраны возложенных на них служебных обязанностей, и доставления их в органы внутренних дел или органы государственной безопасности Республики Беларусь;

5) пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих деятельность охраняемых лиц;

6) необходимости остановки транспортного средства, создающего угрозу безопасности охраняемых лиц или объектов.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются сотрудником органов государственной охраны самостоятельно исходя из складывающейся обстановки, характера посягательства и личности правонарушителя.

Запрещается применение специальных средств в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни или здоровью людей.

Перечень специальных средств, состоящих на вооружении органов государственной охраны, устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению – Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 25. Применение и использование оружия

Сотрудники органов государственной охраны в качестве крайней меры имеют право применять оружие в случае:

1) защиты охраняемых лиц от нападения либо угрозы нападения, опасного для их жизни или здоровья;

2) отражения нападения либо угрозы нападения на сотрудников органов государственной охраны и других органов, привлеченных для обеспечения охранных мероприятий, если их жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также пресечения попыток завладения их оружием, транспортными средствами или средствами связи;

3) отражения нападения либо угрозы нападения на охраняемые объекты, а равно освобождения их при захвате;

4) освобождения заложников, пресечения террористических актов и иных преступных посягательств;

5) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление или отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия, если другими способами и средствами подавить сопротивление, задержать лицо или изъять оружие невозможно;

6) защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если другими способами и средствами защитить их невозможно.

Сотрудники органов государственной охраны, кроме того, имеют право использовать оружие в случае:

1) необходимости остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную угрозу безопасности охраняемых лиц либо возникает опасность для жизни или здоровья людей;

2) защиты людей от угрозы нападения опасных животных;

3) предупреждения о намерении применять оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применение оружия в отношении женщин, а также лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен сотруднику, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни или здоровью людей.

Перечень оружия, состоящего на вооружении органов государственной охраны, устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению – Советом Министров Республики Беларусь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *