И о управляющего

Деятельность арбитражного управляющего

Ключевая роль в деле о банкротстве принадлежит арбитражному управляющему (АУ). Он представляет собой независимое физическое лицо, главная задача которого заключается в беспристрастном посредничестве между сторонами процесса – судом, кредиторами и должником.

Не менее важной функцией арбитражного управляющего выступает четкое соблюдение положений российского законодательства о несостоятельности, а основной целью деятельности становится удовлетворение требований кредиторов путем реализации имущества, принадлежащего должнику.

Требования к Арбитражному управляющему

С правовой точки зрения арбитражный управляющий – это назначенное арбитражным судом лицо, которое занимается непосредственным осуществлением процедуры банкротства организации или гражданина. Перечень его функций чрезвычайно обширен и регламентируется двумя базовыми законодательными актами. Первый – это Гражданский кодекс РФ (часть 1, часть 2, часть 3 и часть 4), а второй — №127-ФЗ, введенный в действие 26 октября 2002 года.

Федеральный закон, определяющий порядок проведения процедуры банкротства, регулярно изменяется. Актуальная на сегодня редакция документа принята 2 декабря 2019 года. Положения №127-ФЗ четко формулируют перечень требований, выполнение которых является обязательным для назначения физического лица арбитражным управляющим. Он включает:

  • гражданство РФ;
  • участие в профильной СРО (саморегулируемой ассоциации АУ);
  • страхование профессиональной ответственности АУ на сумму не менее 10 млн. руб. в год (конкретный размер определяется по правилам, установленным ст. 24.1 №127-ФЗ, и зависит от стоимости активов, находящихся в распоряжении банкрота);
  • высшее образование (желательно — в сфере управления, экономики или финансов);
  • стаж работы на руководящей должности более года;
  • деятельность в статусе заместителя АУ сроком от 2 лет;
  • прохождение обучения на курсах профессиональной подготовки арбитражных управляющих и успешная сдача экзамена по его итогам;
  • отсутствие судимостей и других наказаний за совершение умышленных преступлений, а также ограничений на деятельность в качестве АУ;
  • оформление статуса ИП для работы арбитражным управляющим;
  • отсутствие личной заинтересованности и зависимости по отношению к должнику и кредиторам, выступающими участниками процедуры банкротства.

Приведенный выше набор квалификационных требований является минимальным и установлен на федеральном уровне. Любая ассоциация АУ имеет право установить более жесткие условия для вступления и участия в профильной СРО.

Виды АУ в банкротстве

Перечень функций, выполняемых арбитражным управляющим, определяется в зависимости от двух факторов. Первый – это стадия процедуры банкротства, а второй – правовой статус должника, в качестве которого может выступать и юридическое, и физическое лицо. Исходя из указанных параметров, различают несколько видов АУ:

  • временный. Основные функции – первичная оценка финансового состояния должника и обеспечение сохранности его имущества;
  • административный. Ключевые направления работы АУ – реструктуризация обязательств должника и финансовое оздоровление предприятия;
  • внешний. Занимается полным контролем над деятельностью несостоятельной организации, решая задачу исполнения ее финансовых обязательств перед кредиторами;
  • конкурсный. Специализируется на погашении долгов путем реализации принадлежащего компании-банкроту имущества;
  • финансовый. Ведет дела о банкротстве физлиц.

На практике арбитражный управляющий участвует на разных стадиях банкротства, совмещая исполнение перечисленных выше функций. Такая работа предъявляет более высокие требования к квалификации и опыту специалиста.

Саморегулируемая ассоциация управляющих

Участие в профильной саморегулируемой ассоциации – одно из обязательных требований для назначения АУ, установленное положениями №127-ФЗ. СРО относятся к некоммерческим организациям. Их деятельность регламентируется несколькими законодательными и нормативными актами:

  • №7-ФЗ, принятый 12 января 1996 года (в ред. от 3 августа 2018 года);
  • №315-ФЗ, подписанный Президентом страны 1 декабря 2007 года (в ред. от 3 августа 2018 года);
  • ПП №52, утвержденное руководителем российского Правительства 3 февраля 2005 года.

Целью создания СРО выступает передача контролирующих функций от государства непосредственным участникам рынка. Поэтому основные задачи любой ассоциации арбитражных управляющих – контроль над деятельностью своих участников и финансовая ответственность за их профессиональные действия.

При вступлении в члены СРО к АУ предъявляется комплекс требований, которые делятся на две группы. К первой относятся квалификационные условия членства в ассоциации, которые касаются уровня профессиональной подготовки и опыта работы специалиста. Каждая организация разрабатывает собственный стандарт требований, который не может быть ниже установленного в №127-ФЗ.

Вторая категория включает финансовые требования. Они состоят в необходимости оплаты разового вступительного и регулярного членского взноса, а также внесении средств в компенсационный фонд СРО. Назначение последнего – создание возможности для несения саморегулируемой организацией коллегиальной материальной ответственности за неправомерные или неквалифицированные действия участников.

Порядок назначения специалиста

Процедура определения и утверждения арбитражного управляющего регламентируется ст. 45 №127-ФЗ. Решение о назначении АУ принимается судьей арбитражного суда. При этом соблюдается такой порядок действий:

  • в заявление инициатора начала процедуры банкротства, в качестве которого имеет право выступать должник, кредитор или уполномоченный государственный орган, включается информация о желании привлечь к делу конкретного специалиста или любого участника определенной СРО;
  • судья направляет в указанное саморегулируемое объединение запрос о квалификации АУ и возможности его участия в деле;
  • ассоциация обязана дать официальный ответ до истечения 14 дней (9 из них дается на оформление документа, а 5 – на доставку в арбитражный суд);
  • при отсутствии указания на конкретного специалиста, СРО АУ выдвигает 3 кандидатуры по своему усмотрению. Право отстранить по одному из них предоставляется кредиторам и должнику;
  • оставшаяся кандидатура утверждается судьей арбитражным управляющим по рассматриваемому делу о финансовой несостоятельности частного лица или организации.

Аналогичный порядок действий предпринимается при смене стадии банкротства. В подобной ситуации основанием для запуска процедуры назначения нового арбитражного управляющего становится решение кредиторов, оформленное в виде протокола их собрания. Допускается участие одного специалиста на всех этапах дела.

Отдельный порядок предусмотрен для случаев принудительной или добровольной смены АУ в ходе процедуры банкротства. В этом случае собранию кредиторов предоставляется 10 дней на принятие решения о новой кандидатуре специалиста или саморегулируемой ассоциации арбитражных управляющих. При отсутствии подобного решения старая СРО предлагает трех новых претендентов для дальнейшего участия в деле.

Права АУ в ходе рассмотрения дела о финансовой несостоятельности

Перечень прав, предоставляемых управляющему, регламентируется ст. 20.3 №127-ФЗ. Он включает следующие действия специалиста:

  • созыв комитета или собрания кредиторов;
  • обращение в суд с различными ходатайствами и заявлениями по сути рассматриваемого процесса;
  • получение вознаграждения в соответствии с правилами, установленными №127-ФЗ;
  • привлечение к делу третьих лиц, если это необходимо для исполнения возложенных на АУ обязанностей, причем оплата их работы осуществляется за счет банкрота;
  • подача заявления о добровольном освобождении от обязанностей по делу о банкротстве;
  • оформление запросов на получение сведений о должнике и лицах, участвующих в органах управления или влияющих на его работу, а также на сбор информации о различных финансовых аспектах деятельности должника – перечне имущества, задолженностях и других подобных данных, необходимых для исполнения профессиональных обязанностей АУ.

Последний пункт списка особенно важен для обеспечения эффективной работы специалиста. Сбор исчерпывающей информации о банкроте, его контрагентах и контролирующих лицах входит в число обязательных условий для защиты интересов кредиторов в процессе осуществления процедуры банкротства.

Обязанности АУ

Профессиональные обязанности АУ регламентируются той же статьей №127-ФЗ – 20.3 – что и права. Положения Федерального закона обязывают специалиста:

  • защищать имущество должника, предпринимая для этого любые законные способы;
  • производить анализ текущего состояния банкрота и оценку различных сторон его деятельности – хозяйственной, управленческой, инвестиционной, финансовой и т.д.;
  • осуществлять ведение реестра организаций и лиц, имеющих статус кредиторов;
  • предоставлять в течение 3 дней с момента обращения данные реестра заинтересованным лицам, имеющим на это право;
  • сообщать в контролирующие органы сведения о выявленных в ходе профессиональной деятельности административных нарушениях и преступлениях;
  • информировать кредиторов о финансовых операциях и сделках, совершение которых станет основанием для наступления гражданской ответственности третьих лиц;
  • производить обоснованные и разумные расходы в рамках полномочий, предоставленных №127-ФЗ;
  • выявлять установленные законодательством признаки банкротства — фиктивного или преднамеренного, а также доводить информацию о них до участников разбирательства в арбитражном суде;
  • привлекать к делу третьих лиц, если это предусмотрено требованиями законодательства и находится в рамках полномочий арбитражного управляющего;
  • следить за соблюдение процессуальных требований в ходе ведения дела о банкротстве, включая исполнение должником обязательств по срокам подачи заявлений и ходатайств.

Еще одной немаловажной обязанностью АУ становится необходимость обеспечения конфиденциальности сведений, представляющих собой коммерческую или государственную тайну, которые были получены в рамках осуществления профессиональной деятельности. Разглашение подобной информации наказывается в соответствии с действующими нормами российского законодательства.

Административная ответственность

Анализ перечисленных выше прав и обязанностей наглядно демонстрирует значимость специалиста в деле о банкротстве. Она также выражается в серьезном уровне ответственности, возложенной на АУ. В соответствии со статьей 20.4 №127-ФЗ, управляющий несет различные виды рисков – материальных, репутационных и дисциплинарных – непосредственно касающихся ведения профессиональной деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить крайне слабую проработанность в действующей правовой базе вопроса об административной ответственности АУ. Разные законодательные и нормативные акты нередко попросту противоречат друг другу, предоставляя возможность неоднозначных трактовок. Как правило, специалисты рекомендуют руководствоваться пояснениями, данными Высшим арбитражным судом РФ.

Положения документа допускают возможность административных действий контролирующего органа в лице Росреестра по отношению не к конкретному специалисту, а к СРО, участником которой он является. В любом случае, данная законодательная норма нуждается в дальнейшей доработке или дополнительных разъяснениях со стороны соответствующих инстанций.

Помощник арбитражного управляющего

Положения №127-ФЗ разрешают арбитражному управляющему формировать собственную команду для более эффективного исполнения обязанностей. Типичным примером ее участника становится помощник специалиста, на которого обычно возлагается выполнение следующих функций:

  • оформление необходимой документации в рамках дела о несостоятельности организации или физического лица;
  • ведение документооборота с соблюдением всех необходимых формальностей, касающихся регистрации документов, сроков их подготовки и отправки, перечня информируемых лиц, других подобных требований законодательства;
  • организация и помощь в проведении собраний и встреч участников арбитражного процесса и заинтересованных сторон;
  • выполнение отдельных поручений арбитражного управляющего или каких-либо процессуальных действий, например, составление описи имущества несостоятельного должника.

Перечень обязанностей конкретного помощника определяется непосредственно арбитражным управляющим. Для оплаты его услуг за счет средств должника необходимость привлечения дополнительного специалиста должна быть обоснована перед судьей. Традиционные, но не обязательные требования к помощнику АУ – наличие юридического или экономического образования, аккуратность, внимательность и другие подобные навыки, которые могут пригодиться в процессе работы.

Действия управленца при банкротстве

Перечень операций, осуществляемых АУ в рамках процедуры банкротства, определяется его обязанностями и правами, а также текущим состоянием и стадией дела. Стандартный набор предпринимаемых АУ действий, выглядит следующим образом:

  • доведение информации о начале процедуры признания организации или гражданина банкротом до кредиторов и других заинтересованных лиц, к числу которых относятся работники, учредители, контрагенты, собственники и т.д.;
  • организация и последующее проведение собраний кредиторов;
  • сбор и регистрации требований к должнику, оформление и обобщение полученной информации в виде реестра кредиторов;
  • осуществление контроля над деятельностью лица или организации, являющихся потенциальными банкротами;
  • оценка финансовой состоятельности должника, которая проходит в форме инвентаризации имущества, аудита, независимой стоимостной экспертизы или других подобных мероприятий;
  • оформление и предоставление отчетности, необходимой для эффективного исполнения профессиональных обязанностей;
  • организация, проведение и контроль над мероприятиями по погашению задолженностей перед кредиторами;
  • исполнение функций управления предприятием с целью его финансового оздоровления;
  • организация работы по взысканию задолженностей с контрагентов компании-банкрота, по отношению к которым последний выступал в качестве кредитора.

Профессиональная деятельность арбитражного управляющего с некоторой долей условности может быть разделена на 4 основных направления, каждое из которых имеет серьезное значение для итоговой эффективности работы специалиста. В указанное число входят:

  • оформление обязательной страховки ответственности АУ перед третьими лицами;
  • составление и отправка заинтересованным лицам, организациям и фискальным органам запросов о финансовом состоянии должника;
  • оперативное и своевременное информирование участников процесса и соответствующих структур о выявленных нарушениях со стороны должника или заинтересованных лиц;
  • организация и проведение торгов активами банкрота, а также последующее распределение полученных денежных средств между кредиторами.

Обязательное требование к деятельности АУ – четкое соблюдение действующего законодательства. Любое отклонение от правовых норм становится основанием для принудительного отстранения от дела о банкротстве и последующей его замены на другого специалиста.

Расходы арбитражного управляющего

Финансирование деятельности арбитражного управляющего, включая оплату труда — его и привлеченных специалистом третьих лиц, осуществляется за счет финансовых ресурсов должника. Перечень расходов АУ, подлежащих компенсации, определяется ст. 59 №127-ФЗ. Он включает следующие статьи затрат:

  • публикация сведений о начале и текущем состоянии дела о банкротстве в различных средствах массовой информации;
  • привлечение к работе на возмездной основе специалистов, необходимых для эффективного исполнения обязанностей;
  • рассылка корреспонденции и другие операции по ведению документооборота, связанного с процедурой банкротства;
  • другие действия и операции специалиста, осуществляемые в рамках полномочий и обязательств арбитражного управляющего по делу.

Каждый участник разбирательства имеет право оспорить обоснованность любой статьи расходов АУ. Если судья признает претензии обоснованными, компенсация затрат не производится, что становится проявлением материальной ответственности арбитражного управляющего за собственную профессиональную деятельность.

Обжалование действий арбитражного управляющего

Деятельность АУ не контролируется участниками дела по банкротству. Вместе с тем, любая заинтересованная сторона имеет возможность обжаловать действия специалиста в одну из четырех инстанций:

  • непосредственно в арбитражный суд;
  • в саморегулируемую ассоциацию арбитражных управляющих;
  • в Росреестр, наделенный функциями контролирующего органа;
  • в правоохранительные органы.

Обязательным условием принятия решения по теме обращения выступает включение в заявление следующих сведений:

  • данные о нарушениях законодательства, допущенных АУ;
  • документальные доказательства указанных фактов;
  • ходатайство о принятии мер в отношении правонарушителя.

У каждого из перечисленных органов имеется достаточно законных полномочий для того, чтобы повлиять на работу арбитражного управляющего. Результат обращения зависит от того, насколько аргументированной является позиция заявителя. При этом необходимо учитывать сложность правовой квалификации действий АУ, которая дополняется далеко не полной проработанностью правовой базы, регламентирующей деятельность подобных специалистов.

За чей счет банкротство?

26 Май За чей счет банкротство?

Дата публикации: 2014-05-26
Рубрика: Банкротство Владимир Чикин

Как правило, банкротство — процедура долгая. Результаты — не всегда предсказуемы. Кредитор, подающий на банкротство своего контрагента, должен четко анализировать перспективы этого дела, знать свою будущую роль. Не маловажно также — он должен понимать, чего начатый процесс будет ему стоить.

В этой статье мы затронем лишь один аспект проблемы — распределение судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения управляющим и привлеченным ими лицам.

Из чего состоят предусмотренные законом расходы?

Судебные расходы (в частности, госпошлина, расходы на публикации, предусмотренные Законом о банкротстве) своими размерами относительно незначительны. Другое дело — затраты на арбитражных управляющих и привлеченных лиц.

Вознаграждение управляющих состоит из фиксированной суммы и суммы процентов и определяется, исходя из содержания статьи 20.6 ФЗ Закона о банкротстве.

Так, размер фиксированной суммы такого вознаграждения составляет для:

  • временного управляющего — тридцать тысяч рублей в месяц;
  • административного управляющего — пятнадцать тысяч рублей в месяц;
  • внешнего управляющего — сорок пять тысяч рублей в месяц;
  • конкурсного управляющего — тридцать тысяч рублей в месяц.

Фиксированная сумма может быть и больше, если об этом постановит арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов или мотивированного ходатайства лиц, участвующих в деле.

Как посчитать сумму причитающихся управляющему процентов, можно узнать из той же нормы. Однако для нашей статьи это несущественно по причине, о которой будет сказано ниже.

Значительную часть расходов могут составить расходы по оплате услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности. Это услуги оценщика, реестродержателя, аудитора, оператора электронной площадки и иных лиц.

Если должник не может оплатить расходы

Если иное не предусмотрено мировым соглашением, расходы ложатся на должника. Они оплачиваются за счет его имущества вне очереди.

В случае временного отсутствия у должника достаточной суммы для осуществления расходов, арбитражный управляющий либо с его согласия кредитор, участник должника или иное лицо вправе оплатить эти расходы из собственных средств с последующим возмещением за счет имущества должника.

Но проблемы с финансированием дела о банкротстве могут носить более глубокий характер.

Когда имеющегося у должника имущества (с учетом планируемых поступлений) недостаточно для осуществления расходов, судья по своей инициативе либо по ходатайству участвующего в деле лица рассматривает вопрос о прекращении производства по делу. Если никто из участвующих в деле лиц не даст согласия на финансирование дальнейших расходов по делу, производство по делу о банкротстве будет прекращено.

К моменту прекращения производства по делу у должника, как правило, имеется задолженность по оплате расходов. В том числе – перед управляющим, который не только оказывал услуги, но и мог оплачивать ряд расходов за свой счет. Такие расходы в части, не погашенной должником, взыскиваются с лица, обратившегося с заявлением о банкротстве. В то же время, в законе сделана оговорка: заявитель по делу о банкротстве не оплачивает суммы процентов по вознаграждению управляющего.

И еще один немаловажный момент. Если в самом начале, при обращении кредитора с заявлением о возбуждении дела о банкротстве, выяснится, что ни должник, ни другие лица не способны финансировать процедуру, суд прекратит производство по делу. Такое развитие событий позволит кредиторам обратиться с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по долгам компании. Делаться это будет вне рамок дела о банкротстве.

Когда расходы не компенсируются заявителем

Заявитель в деле о банкротстве, на которого предполагается возложить обязанность по компенсации расходов, может ссылаться на ряд обстоятельств для частичного или даже полного освобождения от этой обязанности.

Так, например, не вызывает сомнений, что арбитражный управляющий должен действовать разумно и добросовестно, не злоупотребляя своими правами. При обнаружении им факта недостаточности имеющегося у должника имущества для осуществления расходов по делу о банкротстве он не вправе осуществлять такие расходы в расчете на последующее возмещение их заявителем, а обязан обратиться в суд с заявлением о прекращении производства по делу.

Если арбитражный управляющий не обратится в суд с названным заявлением, впоследствии понесенные им расходы, в том числе невыплаченное арбитражному управляющему вознаграждение, в отношении которых доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии средств для погашения их за счет имущества должника, не подлежат взысканию с заявителя.

К слову сказать, освобождение или отстранение управляющего в связи с любыми другими нарушениями не влияет на размер выплачиваемого ему вознаграждения: оно исчисляется вплоть до даты его освобождения или отстранения. Впрочем, выплата вознаграждения не исключает взыскания с управляющего убытков, причиненных его деятельностью.

Оспаривание расходов может производиться также с позиций их обоснованности, а также обоснованности их цены.

Как отразить в бухгалтерском учете расходы конкурсного управляющего, являющегося сотрудником организации, на оплату услуг, приобретение ТМЦ, командировочные расходы?

22 января 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет компенсации расходов конкурсного управляющего следует осуществлять с применением счетов 76 и 91.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 127-ФЗ) внешний управляющий — это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Законом N 127-ФЗ полномочий.
Конкурсный управляющий — это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом N 127-ФЗ полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных Законом N 127-ФЗ.
Арбитражный управляющий, в свою очередь, — это гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
При этом внешнее управление — это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности, а конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
В соответствии с п. 1 ст. 20.6 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника, если иное не предусмотрено Законом N 127-ФЗ.
Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов (п. 3 ст. 20.6 Закона N 127-ФЗ).
При этом размер фиксированной суммы такого вознаграждения составляет для:
— внешнего управляющего — сорок пять тысяч рублей в месяц;
— конкурсного управляющего — тридцать тысяч рублей в месяц.
Пункт 5 ст. 20.6 Закона N 127-ФЗ предусматривает, что арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании решения собрания кредиторов или мотивированного ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, вправе увеличить размер фиксированной суммы вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему, в зависимости от объема и сложности выполняемой им работы. Таким образом, законом о банкротстве прямо закреплена возможность суда увеличивать фиксированное вознаграждение управляющего. И наоборот, Законом N 127-ФЗ не предусмотрена возможность снижать фиксированное вознаграждение управляющего. В то же время на практике снижение фиксированного вознаграждения имеет место (в случаях, когда ранее сумма фиксированного вознаграждения была увеличена на основании решения собрания кредиторов — смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.02.2013 по делу N А67-4774/2008). Вместе с тем следует учитывать, что снижение такого размера не может быть ниже установленных в законе о банкротстве пределов.
Сумма процентов по вознаграждению временного управляющего устанавливается в процентном отношении от балансовой стоимости активов должника (п. 10 ст. 20.6). Для расчета суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего балансовая стоимость активов должника определяется по данным бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве (п. 14 ст. 20.6).
Таким образом, обязанность по выплате вознаграждений арбитражным управляющим установлена Законом N 127-ФЗ.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы организации признаются при наличии условий, определенных п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99), а именно:
— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
— сумма расхода может быть определена;
— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Поскольку в данной ситуации возмещение расходов конкурсного управляющего производится в силу закона, данные суммы признаются в составе расходов организации.
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:
— расходы по обычным видам деятельности;
— прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.
Поскольку затраты ООО на возмещение расходов конкурсного управляющего не связаны с обычной деятельностью организации, считаем, что эти расходы следует отнести к прочим и отразить по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы», в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Соответственно, при выплате (перечислении денежных средств) следует сделать запись по кредиту счета 76 в корреспонденции со счетами учета денежных средств (50, 51).
Расходы организации признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99). По нашему мнению, рассматриваемые расходы следует отразить на дату вынесения руководителем решения об их оплате (дату соответствующего распоряжения руководителя).
Законодательством перечень документов, подтверждающих произведенные расходы физическим лицом, выполняющим работы (оказывающим услуги) по договорам гражданско-правового характера, не установлен. Полагаем, такими документами могут быть:
— платежные поручения;
— чеки ККТ;
— другие платежные документы;
— документы, подтверждающие факт проезда, проживания (если такие расходы связаны с исполнением договора);
— документы, подтверждающие приобретение ТМЦ, инструмента (если использовались в работе), товарные чеки, товарные накладные и пр.
Документы должны быть оформлены в установленном законодательством порядке.
На наш взгляд, счет 71 применять не следует, поскольку он предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы. А в нашем случае речь идет о расчетах с конкурсным управляющим вне рамок трудовых отношений.
Корреспонденция счетов может быть следующей:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
— учтены расходы на основании документов, представленных управляющим;
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 50 (51)
— при выплате (перечислении денежных средств).

К сведению:
Конкурсный управляющий самостоятельно осуществляют исчисление и уплату НДФЛ с суммы причитающегося ему вознаграждения. В этой связи считаем, что у Вашей организации не возникает обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм НДФЛ с сумм вознаграждения работника, связанных с исполнением функций конкурсного управляющего (письма Минфина России от 17.01.2013 N 03-04-05/3-29, от 08.11.2011 N 03-04-05/8/871).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *