Гражданско правовая ответственность за коррупцию

Содержание

Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS N 174) (рус., англ.)

Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию

КОНВЕНЦИЯ
о гражданско-правовой ответственности за коррупцию

Страсбург, 4 ноября 1999 года

Преамбула

Государства — члены Совета Европы, другие государства и Европейское сообщество, подписавшие настоящую Конвенцию,
считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами;
осознавая важность укрепления международного сотрудничества в борьбе с коррупцией;
подчеркивая, что коррупция представляет собой серьезную угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие и угрожает надлежащему и справедливому функционированию рыночной экономики;
осознавая вредные финансовые последствия коррупции для частных лиц, компаний и государств, а также для международных институтов;
будучи убеждены в важности вклада гражданского права в борьбу с коррупцией, в частности, позволяя лицам, понесшим ущерб, получить справедливую компенсацию;
напоминая решения и резолюции 19-й (Мальта, 1994 год), 21-й (Чешская Республика, 1957 год) и 22-й (Молдова, 1999 год) конференций министров юстиции европейских стран;
принимая во внимание Программу действий по борьбе с коррупцией, принятую Комитетом министров в ноябре 1996 года;
принимая также во внимание результаты изучения возможности разработки конвенции о гражданско-правовых средствах возмещения ущерба, возникающей в результате актов коррупции, одобренной Комитетом министров в феврале 1997 года;
учитывая Резолюцию (97) 24 о двадцати руководящих принципах борьбы с коррупцией, принятую Комитетом министров в ноябре 1997 года на своей 101-РI сессии, Резолюцию (98) 7, санкционирующую принятие частичного и расширенного соглашения о создании Группы государств против коррупции (ГРЕКО), принятую Комитетом министров в мае 1998 года на его 102-й сессии, и Резолюцию (99) о создании ГРЕКО, принятую 1 мая 1999 года;
напоминая о Заключительной декларации и Плане действий, принятых главами государств и правительств государств — членов Совета Европы на своей встрече в Страсбурге в октябре 1997 года,
договорились о нижеследующем:

Раздел 1. Меры, которые должны быть приняты на национальном уровне

Меры, которые должны быть приняты на национальном уровне

Статья 1. Цель

Каждая Сторона предусматривает в своем внутреннем праве эффективные средства правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность получения компенсации за ущерб.

Статья 2. Определение коррупции

Для целей настоящей Конвенции коррупция означает просьбу, предложение, дачу или получение, прямо или косвенно, взятки, или любого другого ненадлежащего преимущества, или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового.

Статья 3. Возмещение ущерба

1. Каждая Сторона предусматривает в своем внутреннем праве нормы, закрепляющие право лиц, понесших ущерб в результате коррупции, подать иск с целью получения полного возмещения ущерба.

2. Такое возмещение может охватывать материальный ущерб, ценную финансовую выгоду и нематериальный вред.

Статья 4. Ответственность

1. Каждая Сторона предусматривает в своем внутреннем праве следующие условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы ущерб подлежал возмещению:
i) ответчик совершил или санкционировал акт коррупции или не предпринял разумные шаги для предотвращения акта коррупции;
ii) истец понес ущерб; и
iii) существует причинно-следственная связь между актом коррупции и нанесенным ущербом.

2. Каждая Сторона предусматривает в своем внутреннем праве, что если несколько ответчиков ответственны за ущерб, причиненный одним и тем же актом коррупции, то они будут нести солидарную и долевую ответственность.

Статья 5. Ответственность государств

Каждая Сторона предусматривает в своем внутреннем праве надлежащие процедуры, позволяющие лицам, понесшим ущерб в результате акта коррупции, совершенного ее публичными должностными лицами в ходе осуществления ими своих функций, требовать возмещение ущерба от государства или, в случае если Сторона не является государством, от соответствующих властей данной Стороны.

Статья 6. Неосторожность пострадавшего

Каждая Сторона предусматривает в своем внутреннем праве, что объем возмещения ущерба уменьшается или в его возмещении может быть отказано, принимая во внимание все обстоятельства, если истец по его или ее собственной вине, способствовал причинению ущерба или его усугублению.

Статья 7. Сроки исковой давности

1. Каждая Сторона предусматривает в своем внутреннем праве, что к судопроизводству по возмещению ущерба применяется срок исковой давности не менее трех лет со дня, когда лицу, понесшему ущерб, стало известно или, исходя из здравого смысла, должно было стать известно о возникновении ущерба или о совершенном акте коррупции и о лице, ответственном за это. Тем не менее подобный иск не может быть предъявлен по истечении не менее десяти лет с момента совершения коррупционного действия.

2. Законодательство Сторон, регулирующее приостановление или перерыв сроков исковой давности, должно, в случае необходимости, применяться к срокам, определенным в параграфе 1.

Статья 8. Юридическая сила контрактов

1. Каждая Сторона предусматривает в своем внутреннем праве, что любой контракт или положение контракта, предусматривающие совершение акта коррупции, являются недействительными и не имеющими юридической силы.

2. Каждая Сторона предусматривает в своем внутреннем праве возможность для всех сторон контракта, чье согласие было нарушено актом коррупции, обратиться в суд с целью признания контракта не имеющим юридической силы, несмотря на их право требовать возмещения ущерба.

Статья 9. Защита служащих

Каждая Сторона предусматривает в своем внутреннем праве надлежащую защиту от любой неоправданной меры служащих, которые имеют серьезные основания подозревать наличие коррупции и добросовестно сообщают о своем подозрении компетентным лицам или властям.

Статья 10. Отчеты и аудит

1. Каждая Сторона для развития своего внутреннего права принимает любые необходимые меры с тем, чтобы ежегодные отчеты компаний составлялись правильно и давали правдивое и честное представление о финансовом положении компании.

2. С целью предупреждения актов коррупции каждая Сторона предусматривает в своем внутреннем праве нормы об аудиторах, задачей которых является подтвердить, что ежегодные отчеты дают правдивое и честное представление о финансовом положении компании.

Статья 11. Получение доказательств

Каждая Сторона предусматривает в своем внутреннем праве эффективные процедуры для получения доказательств в гражданском судопроизводстве, вытекающих из акта коррупции.

Статья 12. Временные меры

Каждая Сторона предусматривает в своем внутреннем праве возможность для суда выносить такие распоряжения, которые необходимы для защиты прав и интересов Сторон в ходе гражданского судопроизводства по делу о коррупции.

Раздел II. Международное сотрудничество и контроль за выполнением

Международное сотрудничество и контроль за выполнением

Статья 13. Международное сотрудничество

Стороны эффективно сотрудничают в вопросах, относящихся к гражданскому судопроизводству по делам о коррупции, особенно в вопросах работы с документами, получения доказательств за рубежом, юрисдикции, признания и обеспечения выполнения иностранных судебных решений и судебных расходов в соответствии с положениями международных договоров о международном сотрудничестве в гражданско-правовой и коммерческой сфере, участниками которых они являются, а также в соответствии с их внутренним правом.

Статья 14. Контроль

Группа государств против коррупции (ГРЕКО) контролирует выполнение данной Конвенции Сторонами.

Раздел III. Заключительные положения

Заключительные положения

Статья 15. Подписание и вступление в силу

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания государствами — членами Совета Европы и государствами, не являющимися его членами, которые участвовали в ее разработке, и Европейским сообществом.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации, принятию или одобрению. Ратификационные грамоты, документы о принятии или одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

3. Настоящая Конвенция вступает в силу в первый день месяца после истечения трехмесячного периода с даты, когда четырнадцать государств, подписавших ее, заявят о своем согласии быть связанными Конвенцией в соответствии с положениями пункта 1. Любое такое государство, подписавшее Конвенцию и не являющееся членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО) в момент ратификации, принятия или одобрения, автоматически становится ее членом со дня вступления Конвенции в силу.

4. В отношении любого подписавшего Конвенцию государства, которое впоследствии заявляет о своем согласии быть связанным ею, Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения трехмесячного периода с даты выражения согласия быть связанным Конвенцией, в соответствии с положениями пункта 1. Любая сторона, подписавшая Конвенцию и не являющаяся членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО) в момент ее ратификации, принятия или одобрения, становится автоматически членом ГРЕКО в день вступления в силу по отношению к нему данной Конвенции.

5. Специфические условия участия Европейского сообщества в Группе государств против коррупции (ГРЕКО) определяются по мере необходимости общим соглашением с Европейским сообществом.

Статья 16. Присоединение к Конвенции

1. После вступления настоящей Конвенции в силу Комитет министров Совета Европы, проведя консультации со Сторонами Конвенции, может предложить любому государству, не являющемуся членом Совета Европы и не участвовавшему в разработке Конвенции, присоединиться к настоящей Конвенции на основании решения, принимаемого большинством голосов, предусмотренным статьей 20 (d) Устава Совета Европы, и при единодушном голосовании представителей Сторон, имеющих право участвовать в работе Комитета.

2. Для любого государства, присоединяющегося к Конвенции, она вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения трехмесячного периода с даты сдачи документа о присоединении на хранение Генеральному секретарю Совета Европы. Любое государство, присоединяющееся к настоящей Конвенции, автоматически становится членом ГРЕКО, если в момент присоединения оно еще не состоит ее членом, с даты вступления для него Конвенции в силу.

Статья 17. Оговорки

Никакие оговорки не могут быть сделаны в отношении какого-либо положения настоящей Конвенции.

Статья 18. Территориальное применение

1. Любое государство или Европейское сообщество может в момент подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, одобрении или присоединении указать территорию или территории, к которым применяется Конвенция.

2. Любая Сторона может в любой более поздний срок посредством направления заявления на имя Генерального секретаря Совета Европы распространить действие настоящей Конвенции на любую другую территорию, указанную в этом заявлении. В отношении такой территории Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения трехмесячного периода с даты получения Генеральным секретарем такого заявления.

3. Любое заявление, сделанное согласно двум предыдущими пунктами, в отношении такой территории, указанной в таком заявлении, может быть отозвано путем представления уведомления на имя Генерального секретаря. Отзыв вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения трехмесячного периода с даты получения Генеральным секретарем такого уведомления.

Статья 19. Соотношение с другими конвенциями и соглашениями

1. Настоящая Конвенция не затрагивает прав и обязательств, вытекающих из многосторонних международных конвенций по специальным вопросам.

2. Стороны Конвенции могут заключать двусторонние или многосторонние соглашения друг с другом по вопросам, рассматриваемым в настоящей Конвенции в целях дополнения или укрепления ее положений или содействия применение закрепленных в ней принципов, или, без ущерба целям и принципам настоящей Конвенции, выполнять правила, относящиеся к данным вопросам, в рамках специальной системы, обязательной в момент открытия для подписания настоящей Конвенции.

3. Если две или несколько Сторон уже заключили соглашение или договор по вопросу, являющемуся предметом настоящей Конвенции, или каким-либо иным образом оформили свои отношения по данному вопросу, то они вправе применять вместо настоящей Конвенции это соглашение или договор или соответствующим образом регулировать свои отношения.

Статья 20. Поправки

1. Поправки к настоящей Конвенции могут быть предложены любой Стороной. Генеральный секретарь Совета Европы доводит их до сведения государств — членов Совета Европы, государств, не являющихся его членами и участвовавших в разработке настоящей Конвенции, Европейского сообщества, а также любого государства, которое присоединилось или которому было предложено присоединиться к настоящей Конвенции в соответствии с положениями статьи 16.

2. Любая поправка, предложенная той или иной Стороной, доводится до сведения Европейского комитета по правовому сотрудничеству (ЕКПС), который представляет Комитету министров свое заключение относительно предлагаемой поправки.

3. Комитет министров рассматривает предлагаемую поправку и заключение, представленное Европейским комитетом по правовому сотрудничеству (ЕКПС), и после консультаций со Сторонами Конвенции, не являющимися членами Совета Европы, может принять эту поправку.

4. Текст любой поправки, принятой Комитетом министров в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, препровождается Сторонам для принятия.

5. Любая поправка, принятая в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, вступает в силу на тридцатый день с той даты, когда все Стороны сообщили Генеральному секретарю о ее принятии.

Статья 21. Урегулирование споров

1. Европейский комитет по правовому сотрудничеству (ЕКПС) Совета Европы информируется о толковании и применении настоящей Конвенции.

2. В случае возникновения спора между Сторонами относительно толкования или применения настоящей Конвенции они стремятся урегулировать этот спор посредством переговоров или любых иных мирных способов по своему выбору, в том числе посредством представления спора на рассмотрение Европейского комитета по правовому сотрудничеству (ЕКПС), арбитражного суда, решения которых являются обязательными для Сторон, или на рассмотрение Международного суда по согласованию между соответствующими Сторонами.

Статья 22. Денонсация

1. Любая Сторона может в любое время денонсировать настоящую Конвенцию посредством представления уведомления на имя Генерального секретаря Совета Европы.

2. Такая денонсация вступает в силу в первый день месяца, после истечения месячного периода с даты получения уведомления Генеральным секретарем.

Статья 23. Уведомление

Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет государства — члены Совета, любое другое государство, подписавшее Конвенцию, и ее Стороны о:
a) любом подписании;
b) сдаче на хранение любой ратификационной грамоты, документа о принятии, одобрении или присоединении;
c) любой дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьями 15 и 16;
d) любом ином действии, уведомлении или сообщении, относящимся к настоящей Конвенции.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.
Совершено в Страсбурге 4 ноября 1999 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в одном экземпляре, который сдается на хранение в архив Совета Европы. Генеральный секретарь Совета Европы препровождает заверенные копии Конвенции каждому государству — члену Совета Европы, государствам, не являющимся его членами, которые принимали участие в разработке настоящей Конвенции, Европейскому сообществу и любому другому государству, которому было предложено присоединиться к Конвенции.

Текст документа сверен по:
«Международно-правовые
основы борьбы с коррупцией
и отмыванием преступных доходов»
М., Инфра-М, 2004

Гражданско-правовые деликты как коррупционные правонарушения

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 86

Отличительными признаками коррупционных действий в управленческой сфере, которые могут быть рассмотрены с точки зрения гражданского права, являются следующие: сделка между должностным лицом или служащим и лицом, заинтересованным в определенном поведении указанных лиц; обоюдно возмездный, но не обязательно материальный характер такой сделки; заведомая противоправность такой сделки, совершение которой запрещено под угрозой юридической ответственности, предусмотренной нормами действующего законодательства.

Такое схематичное понимание коррупционного действия вызывает ряд вопросов. Прежде всего, вопрос о сделке, под которой в юридической науке понимается гражданско-правовой договор. Проблема сделок заключается в том, что согласно одному из принципов гражданского законодательства – принципу свободы договора – стороны могут заключать договоры как предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) и иными законами, так и не предусмотренные, что на практике приводит к весьма расширительному толкованию и смешению публичных и частных отношений. С другой стороны под сделкой применительно к коррупционным проявлениям может и должен пониматься сговор (соглашение) о совершении коррупционного правонарушения.

По мнению некоторых ученых расширительная трактовка коррупции как социального явления должна учитывать диалектику ее (коррупции) взаимной связи с определенными пластами общественных отношений и обусловленности ими. В этом смысле коррупцию они считают вполне правомерно представлять в качестве особого вида обменных отношений.

Специфичность коррупции как вида обменных отношений состоит, на наш взгляд, прежде всего в ее способности формировать и воспроизводить неинституциональные отношения обмена и соответствующие им неинституциональные социальные нормы (правовые, экономические, моральные и др.), регулирующие и поддерживающие непредусмотренный законом, а, следовательно, скрываемый от общества и государства, обмен и присвоение субъектами публично-властных отношений незаконной ренты, что в совокупности приводит к серьезным деформациям в системе институциональных общественных отношений.

Приведенные высказывания юристов, занимающихся теоретическими исследованиями явления коррупции и разработкой практических рекомендаций по противодействию ей, в целом совпадают с проведенными исследованиями, которые показывают, что основным стимулом совершения коррупционного правонарушения является личная заинтересованность (выгода) правонарушителя.

Как очевидно, легальное определение коррупции в Федеральном законе «О противодействии коррупции» не отвечает реальному сущностному содержанию этого негативного социального явления, что объективно обусловливает внесение необходимых и адекватных изменений в законодательство.

Как уже было отмечено ранее, понятие коррупционного правонарушения объединяет уголовные преступления, административные правонарушения и дисциплинарные проступки, а также гражданско-правовые деликты коррупционного характера. К гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями – это нарушения правил дарения, предусмотренных гл. 32 ГК РФ, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных гл. 39 ГК РФ.

В начале 2009 г. вступили в силу изменения в ст. 575 ГК РФ, внесенные Федеральным законом от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 280-ФЗ).

Причины, побудившие внести изменения, вытекают из названия указанного Закона: ратификация Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999; принятие Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Изменения, внесенные Законом № 280-ФЗ, коснулись следующих вопросов.

Во-первых, изменился размер стоимости обычных подарков, которые не запрещено дарить, так называемым «публичным служащим». Вместо ранее установленных 5 минимальных размеров оплаты труда (далее – МРОТ), теперь «не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей». Проблема МРОТ общеизвестна, поскольку его назначение двоякое: 1) для исчисления пошлин и ряда некоторых обязательных платежей; 2) установление минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда, из которого исчисляется базовая сумма, применяемая при исчислении стипендий, пособий, и других обязательных социальных выплат, исчислении налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчислении платежей по гражданско-правовым обязательствам, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от МРОТ с 1 января 2001 г. и по настоящее время составляет 100 рублей (ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Минимальный размер оплаты труда, применяемый исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности подвержен динамике – с 1 января 2009 г. составляет 4330 руб. (ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ)).

Как уже не раз отмечалось в литературе, такая «двоякость» на практике чревата соответственно двояким подходом недобросовестного правоприменителя. А с учетом многократного превышения одним показателем другого появляется довольно широкое поле для лиц, склонных к коррупционным проявлениям.

Во-вторых, Законом № 280-ФЗ уточнен перечень «публичных» лиц, в отношении которых установлены запреты. По ранее действовавшей редакции п. 3 ст.575 ГК РФ не допускалось дарение «государственным служащим и служащим органов муниципальных образований». В новой редакции – лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (курсивом выделены добавленные в п.3 ст.575 ГК РФ должности).

В-третьих, ст.575 ГК РФ дополнена пунктом 2 следующего содержания:

«2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими должности (…), и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность».

Сделаем некоторые пояснения и комментарии к новеллам.

Прежде всего, что следует понимать под обычными подарками. В целом, можно согласиться с предлагаемым вариантом, согласно которому «к обычным подаркам относятся букет цветов, коробка конфет, книги, небольшой сувенир, флакон духов и т.д. При этом следует учитывать обычаи, традиции, нормы делового этикета, обычаи делового оборота, характерные для данной местности». К определенным проблемам правоприменительной практики можно отнести определение стоимости обычного подарка, поскольку не всегда она очевидна и понятна. Один и тот же товар может отличаться в разы по стоимости в пределах одного населенного пункта (особенно в мегаполисах) или его стоимость может незначительно колебаться около максимально разрешенного размера стоимости (в районе 3000 руб.). Очевидно же, что подарок вкупе с чеком не является общепринятой нормой поведения.

Следует обратить также внимание на то, что правовой режим (т.е. правила совершения дарения) в целом не поменялись, т.е. разрешается дарить указанным лицам подарки стоимостью, не превышающей 3000 руб., в том числе, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Необходимо отметить, что указанный порядок вызывал ранее (с момента принятия части второй ГК РФ) и вызывает сейчас весьма оживленную дискуссию, основной лейтмотив которой – установленная ст. 575 ГК РФ возможность дарения подарков есть не что иное, как завуалированная форма возможности дачи взятки «публичному» служащему.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (п. 6 ч. 1 ст. 17), Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (п. 5 ч. 1 ст. 14), а также Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст. 27.1) устанавливают запрет для государственных и муниципальных служащих на получение, каких-либо подарков от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей. Однако ст. 575 ГК РФ фактически дает право государственным и муниципальным служащим получать подарки, стоимость которых не превышает 3000 руб., даже в связи с исполнением должностных обязанностей.

Это противоречие дает почву для злоупотребления, как со стороны дарителя, так и со стороны одаряемого. В связи с этим, на наш взгляд, решить данный вопрос можно, установив полный запрет на получение государственными и муниципальными служащими подарков, в связи с исполнением должностных обязанностей независимо от их стоимости.

Можно конечно согласиться с возможностью получения подарков государственным и муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, особенно в случае, если это мероприятие международного уровня, однако, расплывчатая формулировка «другие официальные мероприятия» может сознательно быть истолкована неверно.

Зарубежный опыт предлагает нам следующие примеры. В США установлены правила, регламентирующие условия получения подарков и наград от представителей иностранных государств, несмотря на действие общего запрета в данном вопросе. Основные положения, содержащиеся в этих правилах сводятся к следующему. Государственный служащий имеет право принять подарок от представителя иностранного государства в том случае, если этот подарок предлагается в качестве сувенира или в знак вежливости и не превышает «минимальной стоимости». Принять подарок выше «минимальной стоимости» должностное лицо вправе, если: такой подарок способствует развитию связей США в сфере науки или медицины; отказ принять подарок может причинить обиду дарителю и тем самым повлиять на международные связи США.

Вручение подарков в ходе служебных командировок, особенно если их целью является выполнение контрольно-надзорных мероприятий, по нашему мнению, объективно порождает конфликт интересов, поскольку по своей сути преследует цель стимулирования принятия благоприятного решения проверяющих в отношении проверяемых лиц (организаций) и ставит служащего, получившего подарок, в зависимое положение.

Есть еще одна проблема – любой ли подарок, сделанный лицам, замещающим государственную или муниципальную должность, государственному или муниципальному служащему в связи с исполнением должностных обязанностей, имеет коррупционный характер? Точнее, в каком случае получение подарка наказуемо и как, а в каком нет.

Уголовно-наказуемые коррупционные отношения между дарителем и одаряемым возникают тогда, когда одаряемый получает подарок в обмен на совершение определенных действий или наоборот – их несовершение, в интересах дарителя.

Если подарок сделан не в обмен на совершение определенных действий (бездействие) в интересах дарителя, и стоимость подарка не превышает 3000 руб., последствия в форме юридической ответственности не наступают. У такого лица возникает право собственности на подарок.

Достаточно сложным является вопрос «квалификации» подарка в качестве коррупционного правонарушения. Ключевой вопрос, который необходимо при этом разрешить, — с какой целью данный подарок был преподнесен? По нашему мнению, эту ситуацию можно разрешить через институт конфликта интересов. Так, если служащий, получивший подарок, считает, что это может привести к конфликту интересов, т.е. в связи с ним он должен совершить определенное действие или воздержаться от него в интересах дарителя, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме, который в свою очередь обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

В литературе было высказано мнение, что если стоимость подарка, врученного за выполнение определенных действий не превышает предела, установленного ст.575 ГК РФ, то уголовная ответственность за получение взятки не наступает (возможна дисциплинарная ответственность).

Однако такую позицию большинство специалистов считают ошибочной. Различие между подарком и взяткой состоит не в стоимости передаваемого имущества, а в мотивах и целях совершения таких действий. Поэтому при оценке коррупционных деяний следует исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды (в том числе, получение подарков стоимостью меньше 3000 руб.) и совершением определенных действий в пользу взяткодателя. «Взятка, независимо от ее размера, не является ни обычным подарком, ни подарком вообще. Незначительный размер взятки не исключает ответственности за взяточничество».

Важным и до сих пор не урегулированным остается вопрос выкупа подарков, полученных государственным и муниципальным служащим в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием (в случае, если стоимость подарка больше 3000 руб.). Так в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» говориться, что служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Поскольку, по нашему мнению, выкуп в указанных случаях будет являться разновидностью гражданско-правовой сделки купли-продажи, регулируемой гл. 30 ГК РФ, и соответственно является институтом гражданского права, то согласно ст. 71 Конституции РФ регулирование данного вопроса относится к ведению Российской Федерации. Соответственно порядок выкупа подарков должен быть установлен федеральным нормативным правовым актом.

Не дожидаясь принятия такого акта, некоторые региональные власти, разрабатывают и принимают необходимые для устранения пробелов в правовом регулировании противодействия коррупции акты. Так в Ульяновской области в Администрации Губернатора и аппарате Правительства Ульяновской области, а также в органах исполнительной власти области нормативными правовыми актами утверждены состав и положения о комиссиях по приему и оценке подарков.

В ряде субъектов Российской Федерации начат процесс принятия нормативных правовых актов, касающихся передачи подарков, полученных в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой и другими официальными мероприятиями. Например, в Приморском крае принято Постановление Губернатора Приморского края от 15.06.2009
№ 35-пг «О передаче подарков, полученных Губернатором Приморского края, (первыми) вице-губернаторами Приморского края, а также лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Приморского края в органах исполнительной власти Приморского края, аппарате Губернатора Приморского края, аппарате Администрации Приморского края, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями».

На федеральном уровне работа по урегулированию данного вопроса имеет фрагментарный характер. Так Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 26 февраля 2010 г. № 136 «Об утверждении Порядка передачи в Министерство финансов Российской Федерации подарков, полученных государственными гражданскими служащими Министерства финансов Российской Федерации в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями», которым, однако, вопрос выкупа и оценки подарка не урегулирован.

В этой связи необходимо принятие федерального нормативного правового акта по данному вопросу, который бы урегулировал вопросы определение стоимости подарка (например, комиссионно), в том числе, с привлечением, при необходимости, независимых оценщиков; установления срока передачи подарка в орган и срока для принятия решения о стоимости подарка, порядка выкупа подарка и др.

Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять

04.04.2017 15:04Ответственность за коррупционные правонарушения (памятка муниципальному служащему)

Ответственность за коррупционные правонарушения

(памятка муниципальному служащему)

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,

статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Комментарий к статье 13

1. В комментируемой статье регламентирована ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения. Понятию «коррупционное правонарушение» определение в комментируемом Законе не дано, но в определении понятия «коррупция» перечислены противоправные действия, являющиеся наиболее рельефным проявлением коррупции, — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп. Однако за указанные деяния предусмотрена уголовная ответственность, в то время как в ч. 1 комментируемой статьи говорится и о других традиционно выделяемых видах юридической ответственности — административной, гражданско-правовой и дисциплинарной.

Уголовная ответственность.

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями предусмотрена статьей 285 УК РФ, согласно ч. 1 которой использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, согласно ч. 2 указанной статьи наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии с ч. 3 ст. 285 УК РФ деяния, предусмотренные частями 1 или 2 данной статьи, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ответственность за получение взятки и за дачу взятки установлена соответственно в ст. ст. 290 и 291 УК РФ, расположенных в той же гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» данного Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 290 УК РФ получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) в соответствии с ч. 2 указанной статьи наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В части 3 ст. 290 УК РФ установлено, что деяния, предусмотренные частями 1 или 2 данной статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно ч. 4 ст. 290 УК РФ деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 3 данной статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

При этом в примечании к указанной статье определено, что крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб.

Дача взятки должностному лицу лично или через посредника в соответствии с ч. 1 ст. 291 УК РФ наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

В части 2 указанной статьи установлено, что дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Согласно примечанию к этой же статье лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Ответственность за злоупотребление полномочиями и за коммерческий подкуп установлена соответственно статьями 201 и 204 УК РФ, которые расположены в гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» данного Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 201 УК РФ использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. Санкция указанной нормы приведена в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 г. Н 280-ФЗ.

В части 2 указанной статьи установлено, что то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Санкция данной нормы также приведена в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 г. Н 280-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 204 УК РФ незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. Санкция указанной нормы приведена в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 г. Н 280-ФЗ.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, согласно ч. 2 указанной статьи наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Согласно примечанию к ст. 204 УК РФ лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями 1 или 2 данной статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

В части 3 ст. 204 УК РФ установлено, что незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Санкция данной нормы также приведена в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 г. Н 280-ФЗ.

В соответствии с ч. 4 ст. 204 УК РФ деяния, предусмотренные частью 3 данной статьи, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Часть 4 этой статьи изложена полностью в новой редакции Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. Н 280-ФЗ.

Административная ответственность.

Аналогично сказанному выше в отношении уголовной ответственности за коррупционные преступления следует отметить, что в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за различные деяния коррупционного характера. Однако здесь представляется целесообразным упомянуть лишь о том, что данный Кодекс в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. Н 280-ФЗ дополнен новой статьей 19.29, устанавливающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего).

Согласно указанной статье привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмотренных комментируемым Законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Гражданско-правовая ответственность.

Прежде всего следует отметить, что установление гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения согласуется с положением ст. 35 «Компенсация ущерба» Конвенции ООН против коррупции, предусматривающим, что каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться, в соответствии с принципами его внутреннего законодательства, для обеспечения того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.

Гражданское законодательство предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, но прежде всего за счет соответствующих публично-правовых образований.

Так, согласно ст. 16 части первой ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 части второй ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Как предусмотрено в п. 3 ст. 1081 части второй ГК РФ, Россия, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного должностным лицом органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда (п. 1 ст. 1070), имеют право регресса к этому лицу, если его вина установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Именно об этой гражданско-правовой ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения и приходится говорить.

Дисциплинарная ответственность.

Вопросы дисциплинарной ответственности муниципальных служащих за коррупционные правонарушения регулируются Законом РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также в соответствующей части — трудовым законодательством.

При этом под коррупционными правонарушениями, как представляется, следует понимать прежде всего нарушения ограничений, запретов и обязанностей, установленных комментируемым Законом. Так, в ч. 8 ст. 8 данного Закона прямо предусмотрено, что невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Следует также отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. Н 280-ФЗ часть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *