Границы земельного участка не установлены

Содержание

Является ли забор границей земельного участка?

Многие дачники сталкиваются с неприятными ситуациями, когда соседи претендуют на лишнюю часть земельного участка и отодвигают разделительную границу в соответствии со своими представлениями. Или же ставят забор там, где, по их мнению, проходит межа. Всё это может происходить по нескольким причинам.

  • Хозяин дачного участка решил его продать и таким способом задумал выиграть несколько лишних соток земли для получения еще большей выгоды.
  • Кроме того, причиной может являться тот факт, что владелец ограничен размерами своей земельной собственности и по закону не имеет права построить желаемое здание. Посредством отодвигания забора он увеличивает площадь.
  • Также такие действия могут быть обусловлены коммерческой привлекательностью. Чем больше участок, тем внушительнее он выглядит.
  • Это может быть банальной жадностью человека, которому мало своего.

Фактически, поставленное ограждение может как быть, так и не быть рубежом. При изначальном распределении должны оформляться документы, в соответствии с которыми и определяется начало и конец земельной площади, принадлежащей конкретному владельцу. Все эти данные зарегистрированы и хранятся в государственном кадастре недвижимости или архивах местных администраций.

Все споры о размерах и границах участка регулируются Земельным кодексом РФ. Установленный забор не гарантирует хозяину, что занятая им площадь не будет перераспределена в соответствии с кадастровыми измерениями. Лучше всего ставить ограждения уже после точного и законного определения рубежа. Вынос границ в натуру осуществляется кадастровым инженером. Также можно привлечь независимого эксперта для утверждения или опровержения полученных данных.

Границы земельного участка не установлены. Особенности законодательства

опубликовано: 06.11.2017

Экономика и жизнь, №11/2017

В одном из прошлых номеров «ЭЖ» писала о том, какие проблемы могут возникнуть у собственника земельного участка с неустановленными границами (читайте в материале «Границы земельного участка не установлены. Какие риски это может повлечь и как их избежать?», «ЭЖ», 2017, No 06). В этом номере мы продолжим рассматривать проб­лему и расскажем о причинах появления таких объектов, а также о перспективах разрешения сложившейся ситуации.

Риски возникающие в случае отсутствия установленных границ земельного участка

Земельный участок может не иметь установленных границ по разным причинам. В неко­торых случаях речь идет об участках, вовсе не учтенных в государственном кадастре недвижимости, а иногда — об учтенных ранее.

Если участок не прошел кадастровый учет, законодательство выделяет несколько категорий земельных участков, и в настоящей статье будут рассмотрены две из них:

  1. неучтенные
  2. ранее учтенные.

К неучтенным земельным участкам относятся те, которые не состоят на государственном кадастровом учете в установленном законом порядке. Такие земельные участки не имеют кадастрового (условного) номера, не поставлены на учет в государственном кадастре недвижимости, соответственно, ЕГРН не содержит каких-либо сведений о них.

Ситуация, когда земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, могла сложиться в результате изменений в законодательстве, в том числе в связи с принятием Земельного кодекса РФ, федеральных законов от 24.07.2007 No 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — старый Закон о кадастре) и от 21.07.97 No 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — старый Закон о госрегистрации). Причины для этого могли быть как необъективные — информация о государственном учете земельного участка по каким-либо причинам утрачена, так и объективные — земельный участок никогда не был объектом земельных отношений ни до, ни после принятия старого Закона о кадастре.

В силу прямого указания п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Государственный кадастровый учет земельных участков в силу положений ст. 70 ЗК РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 No 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее — Закон о госрегистрации недвижимости (до 1 января 2017 г. — старым Законом о кадастре).

Вас может заинтересовать: Подготовка правового заключения Legal Opinion.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона о госрегистрации недвижимости государственный кадастровый учет земельного участка — это внесение в ЕГРН сведений о нем, которые подтверждают существование участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным для того, чтобы участок стал самостоятельным объектом земельных отношений. Без проведения кадастрового учета оборот земельного участка не предусмотрен, законное подтверждение прав и закрепление сведений о нем затруднительны. Также представляется сомнительной и законная защита прав на такой земельный участок. Соответственно, в данном случае не будет иметь правового значения, установлены ли границы для такого земельного участка или нет, поскольку без постановки на государственный кадастровый учет оборот земельного участка невозможен.

В качестве примера можно привести Определение Мос­ковского городского суда от 15.03.2016 No 4г-2095/2016. В этом деле суд установил, что земельный участок, право на который хотели оформить истцы, был предоставлен одному из них совхозом во временное пользование. Истец не обращался в исполком с заявлением о предоставлении участка в собственность, когда такое право можно было реализовать, следовательно, по состоянию на 1998 г. он утратил право пользования участком вследствие истечения срока временного пользования и отсутствия документов, подтверждающих его продление.

Вас может заинтересовать: Сопровождение сделок с недвижимостью.

При этом суд отметил, что земельный участок предоставлен истцу приказом совхоза под огород, никаких других правоустанавливающих документов на участок истцом не представлялось. В записи в похозяйственной книге указано на обладание истцом земельным участком в течение десяти лет после его предоставления в 1988 г. В райкомземе право на участок не регистрировалось, свидетельство о праве собственности на указанный учас­ток не выдавалось, земельный участок не учтен в ГКН. Таким образом, по мнению суда, основания для удовлетворения иска об установлении границ земельного участка и признании права собственности на него отсутствуют.

Аналогичный вывод делается в Апелляционном определении Московского городского суда от 16.11.2015 по делу No 33-41571/2015, в котором суд указал, что если земельные участки не сформированы с установлением границ и не поставлены на кадастровый учет в соответствии со старым Законом о кадастре, значит они не обладают всеми характеристиками индивидуализированной вещи и не могут быть предметом гражданско-правовых отношений. При этом интересной представляется позиция, выраженная в Определении ВС РФ от 06.12.2005 No 4-В05-42. В частности, Верховный суд РФ признал необоснованным вывод суда нижестоящей инстанции о том, что земельный участок не относится к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости и предметом какой-либо сделки, если границы его не описаны и не удостоверены в установленном порядке, признав его противоречащим ст. 130 ГК РФ и ст. 1 старого Закона о госрегистрации.

Вас могут заинтересовать: Услуги по регистрации недвижимости для крупных правообладателей.

Сведения об участке есть в ГКН, но его границы не установлены

К другой категории земельных участков с неустановленными границами — ранее учтенных — можно отнести земельные участки, которые подлежали кадастровому учету, однако границы таких земельных участках на местности не устанавливались или устанавливались таким образом, который не позволяет определить их местоположение с достаточной точностью.

В частности, это могут быть случаи (см. письмо Мин­экономразвития России от 19.05.2014 No ОГ-Д23-3716):

  • отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;
  • когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точнос­ти определения координат для земель определенного целевого назначения;
  • когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

Например, на практике мес­тоположением земельного участка с неустановленными границами может являться определенный кадастровый квартал или же населенный пункт, состоящий из нескольких кадастровых кварталов.

При этом отсутствие сведений о границах такого участка не позволяет осуществлять в отношении него определенные виды кадастровой деятельнос­ти. Такие земельные участки обладают ограниченными свойствами и не могут быть использованы наравне с теми земельными участками, в отношении которых границы определены.

Вместе с тем следует учитывать позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 No 4890/14 по делу No А67-1041/2013, согласно которой является неверным вывод кадастровой палаты и нижестоящих судов о том, что разделу ранее учтенного земельного участка, поставленного на кадастровый учет без установления границ, препятствуют в совокупности требования п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ, ч. 3 ст. 25 старого Закона о кадастре.

Об отсутствии сведений о границах земельного участка делается соответствующая отметка. В частности, согласно п. 39 Приложения No 7 приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 No 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из ЕГРН, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения ЕГРН <…>» при оформлении выписки об основных характеристиках в целях подтверждения внесения в ЕГРН сведений о земельном участке как о ранее учтенном в случае отсутствия сведений о координатах характерных точек границы такого земельного участка, а также в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ таких земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, указываются слова «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного за- конодательства».

Читайте также: Услуги по снижению кадастровой стоимости земельного участка.

Какой путь решения проблемы выбрал законодатель?

В настоящее время большое количество земельных участков на территории РФ, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а раньше содержались в ГКН, не имеют точного описания границ. Зачастую это границы, которые описаны словесно, схематически, без координат или с координатами в несуществую­щей системе координат или с низкой точностью. Как правило, причиной возникновения такой ситуации является то обстоятельство, что ранее законодательство не предусматривало обязательного и единообразного оформления описания границ земельных участков.

Отсутствие необходимой и достоверной информации существенно затрудняет гражданский оборот недвижимости. Поскольку возможность в полной мере распоряжаться участками без точных границ затруднена и не всегда возможна, правообладатели обеспечивают уточнение границ за свой счет по мере необходимости (например, при отчуждении, залоге и т.п.).

Попытка радикальным образом разрешить сложившуюся ситуацию была предпринята еще в 2013 г., когда Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и мес­тоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (размещен на портале regulation.gov.ru под ID 00/04-3832/06-13/12-16-4). В этом проекте предлагалось провес­ти массовые кадастровые работы для уточнения сведений о границах различных объектов недвижимости.

В законопроекте закреплялось понятие «комплексные кадастровые работы». Результатом проведения таких работ должна была стать карта-план территории, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории проведения комплексных кадастровых работ (элемента планировочной структуры населенного пунк­ та).

Более того, по проекту предполагалось, что с 1 января 2018 г. будет запрещено любое распоряжение (согласование распоряжения) земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать сведения о мес­тоположении границ, установленных в соответствии с законодательством РФ. Проект в Госдуму Правительство РФ так и не внесло. Такое решение могло быть обусловлено многими причинами: небольшим переходным сроком для оформления земельных участков, низким информированием собственников земельных участков о предстоящих изменениях, отсутствием необходимых условий и ресурсов для реализации мероприятий по массовому государственному кадастровому учету.

Какое решение проблемы с участками, не имеющими установленных границ, предложил новый Закон о госрегистрации недвижимости?

Как разъяснило Минэкономразвития России в письме от 22.12.2016 No 39682-ВА/Д23и, государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет по правилам нового Закона о госрегистрации недвижимости должны осуществляться одновременно, за исключением случая, когда государственный кадастровый учет может быть осуществлен на основании документов (содержащихся в них сведений), представленных для государственной регистрации прав, и отсутствуют иные основания, препятствующие государственной регистрации прав. Поэтому если в Росреестр будет представлено заявление о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, регистрирующий орган приос­тановит государственную регистрацию прав на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 нового Закона о госрегистрации, пока заявитель не предоставит все необходимые в том числе и для кадастрового учета документы.

Иными словами, на практике это означает, что при совершении сделок с участками, не имеющими установленных границ, его собственник все равно будет вынужден провес­ти межевание и установить границы — в противном случае за покупателем право собственности на землю не зарегистрируют.

Вас может заинтересовать: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.

Отметим, что в старом Законе о госрегистрации также была норма, направленная на ограничение оборота участков с неустановленными границами

В государственной регистрации прав может быть отказано, если в ГКН в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в ГКН сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в п. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона.

Абзац 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации

При этом в соответствии с п. 1 ст. 19 старого Закона о регистрации к случаям — исключениям из общего правила относились следующие:

  • право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном старым Законом о госрегистрации порядке;
  • земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
  • подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю; n права возникли в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
  • земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственнос­ти, образован путем перераспределения такого земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности гражданина;
  • иные установленные законом случаи.

Как видно, перечень исключений достаточно широк, поэтому на практике сделки в отношении участков с неустановленными границами были весьма распространены.

Как будет формироваться практика по применению но- вых норм, будет видно со временем. В любом случае обладателям земельных участков с неустановленными границами следует иметь в виду, что отсутствие сведений о границах земельного участка с большой вероятностью повлечет отказ в государственной регистрации прав на такой участок при попытке его отчуждения, в целом затруднит распоряжение земельным участком или создаст ситуацию, за разрешением которой придется обращаться в суд. С учетом наметившейся тенденции собственникам земельных участков с неустановленными границами целесообразно как можно оперативнее задуматься об их установлении.

Вас может заинтересовать: Постановка помещений на кадастровый учет.

Постановление АС Московского округа от 20.07.2016 No Ф05-9957/2016 по делу No А40-189908/15

В этом деле суд отклонил дово­ды Росреестра, отказавшего за­явителю в регистрации права соб­ственности на земельный участок, об отсутствии сведений о коорди­натах характерных точек границ этого участка. Суд обратил вни­мание, что отметка в кадастро­вой выписке от 2015 г. о неуста­новлении границы земельного участка в соответствии с требова­ниями земельного законодатель­ства (при наличии описания мес­тоположения границ земельного участка) свидетельствовала лишь о том, что сведения о границах уч­тены в новой системе координат, притом что в кадастровом плане от 2005 г. сведения о координатах характерных точек границ этого земельного участка содержались.

Таким образом, суд признал пра­вомерным описание границ, ко­торое существовало до введения старого Закона о кадастре. Довод Росреестра о возможности в дан­ном случае отказать в госреги­страции в силу абз. 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации суд отклонил.

Постановление АС Московского округа от 20.02.2016 No Ф05-663/2016 по делу No А40-77214/2015

В этом споре Росреестр отказал­ся регистрировать право соб­ственности заявителя на приоб­ретенный им земельный участок, указав на отсутствие сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. По­лучив в порядке межведомствен­ного взаимодействия кадастро­вый паспорт земельного участка, Росреестр узнал, что граница зе­мельного участка не установле­на в соответствии с требованиями земельного законодательства. За­явитель в свою очередь предста­вил кадастровую выписку в каче­стве доказательства согласования границ земельного участка. Раз­решая спор, суд указал, что када­стровая выписка является таким же источником о сведениях ГКН, как и кадастровый паспорт. Вмес­те с тем регистратор кадаст­ровую выписку при наличии сомнений в предоставленных сведениях не запрашивал, а сведения, содер­жащиеся в кадастровой выпис­ке, оставил без внимания. Решение Росреестра признали незакон­ным.

Вас может заинтересовать: Представительство в арбитражном суде.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Как установить границы земельного участка — информация для владельцев и пользователей

Статья обновлена: 27 мая 2020 г. Автор статьиДевяткин АлександрЗемельный юрист. Стаж работы с земельными участками с 2005 г.

Здравствуйте. В этой статье я распишу как установить границы только того участка, который хоть и стоит на кадастровом учете (как это узнать), но в кадастре нет его границ. Инструкция подходит для любого участка — ИЖС, ЛПХ, дачного, садового и т.п.

Для начала узнайте есть ли на кадастровой карте границы нужного участка — онлайн способ. Ведь если у участка есть четкие границы в кадастровом учете, тогда устанавливать их не надо, но можно уточнить на местности.

(нажмите на картинки, чтобы их увеличить)

Участок на карте не отображается

Границы его не установлены

Шаг №1 — Собрать документы

Чтобы установить границы, у собственникам/пользователя участка должны быть на руках два важных документа. А именно:

  • Правоустанавливающий документ на участок;

    Это может быть свидетельство о регистрации права собственности, выписка из ЕГРН (как получить), договор купли-продажи участка или дома на нем, договор/государственный акт/свидетельство бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, различные акты на предоставление участка или предварительного согласования предоставления, договор аренды, договор о праве застройки, решение суда о предоставлении участка или признания права собственности. В общем, любой документ, доказывающий право собственности или пользования.

    Образцы правоустанавливающих документов ↔

    (горизонтальная прокрутка)

  • План участка, который подтверждает его местоположение, границы и площадь при образовании.

    Обычно это план-схема участка как приложение к договору/свидетельству/акту, утвержденные схемы расположения/распределения участков, схема расположения участка на кадастром плане территории при решении муниципалитета о предварительном согласовании или предоставлении участка, проекты границ, планы землепользования, материалы инвентаризации, постановление о юридическом закреплении и т.п. Если участок выдан на основании решения суда о признании права собственности на участок в границах, то это будет ситуационный план участка.

    План плану рознь. Лучше всего, когда на плане указаны координаты границ участка (поворотных точек) — x, y и дирекционный угол. Но это редкость, потому что до 1998 года такие данные были засекречены. То есть графы координат есть, но они не заполнены.

    Обычно в плане отображаются границы участка,его ширина/длина, иногда частично границы и описание соседних участков. Это дополнительный плюс.

    Образцы планов ↔

    (горизонтальная прокрутка)

Если у Вас нет плана участка или он есть, но не «понравился» кадастровому инженеру (это я забегаю вперед), стоит запросить сведения из ГФДЗ. Лично я всегда советую запрашивать планы участка в ГФДЗ, потому что лишние документы никогда не помешают при установлении его границ. Так мы и делаем в своей организации.

Запросить сведения об участке в Государственном фонде данных

ГФДЗ — это архив различных документов на земельные участки, которые изготавливаются при проведении землеустройства (ст. 24 Федерального закона о землеустройстве). Официальное название — Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В фонде могут быть содержаться копии документов, которые подтверждают права на участок + различные планы/схемы его расположения. Этими документами могут быть: экземпляры свидетельств о правах на участки, выданные до 2000 года; материалы инвентаризации или перерегистрации участков; землеустроительные дела по межеванию участков до 1 марта 2008 года и т.д.

К сожалению, в ГФДЗ не всегда имеются какие-либо документы. На моей практике такое бывает в 40% случаях. Но я все равно всегда советую запрашивать сведения, хуже не будет.

Куда обращаться и как запросить

Сведения из ГФДЗ предоставляют в местных отделах Росреестра, но не все оказывают данную услугу, а какой-то определенный. Лучше позвоните по справочному номеру Росреестра 8 (800) 100-34-34 и уточните адрес нужного отдела. Также можно позвонить любому местному кадастровому инженеру и спросить у него, ведь в дальнейшем все равно к нему нужно обращаться для межевания (шаг №2).

Владельцам/пользователям участка нужно подать два заявления в архив Росреестра — на предоставление графического материала на участок и материала инвентаризации. Форму и образец выдаст сотрудник. Можете и ознакомиться. К заявлению приложить копию паспорта и правоустанавливающий документ на участок.

В графическом материале на участок отображается его персональный план, ширина/длина, может границы и описание соседних участков. В материале инвентаризации отображается план всего массива. Иногда в этих документах даже есть координаты границ.

Сотрудник заберет заявление и выдаст расписку/опись. Остается только ждать. Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 14 ноября 2006 г. № 376, документы со сведениями из ГФДЗ предоставляются в течение 3 рабочих дней (при личном обращении). На практике бывают задержки. Чтобы забрать документы, в назначенный день отдайте ранее выданную расписку/опись и покажите паспорт.

В итоге, если у владельца/пользователя нет никакого плана вообще, установить границы придется только через суд. По-другому никак. Я скоро напишу отдельную инструкцию по данной ситуации.

Шаг №2 — Заказать межевание участка

Межевание — это кадастровые работы, в результате которых выдают межевой план (ст. 22 Федерального закона о гос.регистрации недвижимости). В нашем случае это работы по установлению границ и местоположения участка. Этим занимаются кадастровые инженеры — ст. 29 Федерального закона о гос.регистрации недвижимости.

Межевание стоит от 10 — 15 тысяч рублей и оформляется примерно месяц. Инструкцию как все оформляется взял отсюда.

  1. Всем владельцам или пользователям участка нужно обратиться к кадастровому инженеру и подать следующие документы (копии):
    • Паспорта РФ;
    • Правоустанавливающий документ на участок + его план;
    • Сведения из ГФДЗ (если есть).

    Кадастровый инженер изучит поданные документы, согласует оплату своих работ (частями по факту или полностью до выполнения), составит договор подряда на выполнение кадастровых работ (ст. 36 Закона о кадастровой деятельности) и сообщит дату приезда на участок.

  2. Кадастровый инженер приедет на участок и установит фактические границы.

    Советую владельцам/пользователям участка тоже присутствовать при межевании. Кадастровый инженер с помощью профессиональной GPS-аппаратуры определит фактические координаты углов участка (поворотных точек). Обычно он делает это по забору. Ниже описано для чего это нужно. После этого уедет для проверки данных.

    Если на участке имеются какие-либо постройки (дом, гараж, баня и т.п.), по желанию заказчика кадастровый инженер определит их местоположение, чтобы потом указать их в межевом плане. А так необязательно указывать постройки на участке при установлении границ (межевании).

  3. Кадастровый инженер проведет камеральную проверку.

    Кадастровый инженер в специальной программе: 1) вобьет координаты границ участка местности (по забору). В результате участок сформируется — с площадью, конфигурацией и точным местоположением. 2) На сформированный участок наложит его план. Это нужно чтобы проверить — совпадают ли фактическая конфигурация и площадь участка по забору с его конфигурацией и площадью из плана. По закону они должны совпадать, иначе границы не зарегистрировать — п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. 3) Наложит кадастровые границы соседних участков, с которыми у нас общая граница. Координаты кадастровых границ он возьмет из заказанного ранее кадастрового плана территории (кадастрового квартала). В итоге получается три слоя.

    В ходе камеральной проверки могут появиться большие проблемы (одна из них или все сразу):

    • Кадастровые границы соседнего участка пересекаются с нашими фактическим границами. То есть фактическая граница с соседним участком (общий забор) имеет одни координаты, а из кадастрового плана территории другие координаты. Это называется наложением. Такого не должно быть — пп. 20 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

      Наложение границ друг на друга

      Пример №1

      Пример №2

    • Разрыв между участками (противоположное наложению). Это когда между фактическим границами нашего участка и кадастровыми границами соседнего участка есть пустота, но на местности участки имеют общую границу (общий забор), т.е. пустоты нет.

      Разрыв между земельными участками

      Пример №1

      Пример с наложением

    • Фактические границы и площадь нашего участка на местности не совпадают с его границами и площадью из плана и правоустанавливающего документа. Простыми словами, наш участок по факту больше или меньше, чем в документах.

      Например, участок по документам 8 соток, а по факту 9 (стал больше). Или 7 соток (стал меньше). Или его конфигурация не соответствую плану.

      Фактические границы не совпадают с границами по документам

      Наш участок из плана

      По факту он больше и наслоился на соседний

      Площадь по факту меньше

      Или отличается конфигурация

      Есть допустимая погрешность в 10% по увеличению/уменьшению участка относительно документов — пп. 32 п. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости. Например, в документах площадь участка 6 соток, а на местности 6,5. Но и здесь нет гарантий регистрации. Конечно, кадастровый инженер может составить межевой план с такой погрешностью, но только с разрешения владельцев/пользователей участка. Все-таки есть риск что регистратор не допустит установление границ с такой погрешностью (шаг №3). Он может посчитать, что такие границы нарушают права владельцев соседних участков.

    Внимательно прочтите по ссылке о наложении или разрыве границ при межевании. На моей практике такое бывает в 40% случаях. При таких проблемах с границами кадастровый инженер выдаст заключение о невозможности изготовления межевого плана, потому установить границы не получится.

    Если с границами все в порядке, согласовываем границы с соседями.

  4. Согласование границ с соседями.

    Согласовать границы нужно только с теми соседями, у которых → 1) имеются общие границы нашим участком → 2) не установлены границы в кадастре → 3) есть правоустанавливающий документ на участок — п. 1 и 3 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности.

    Для лучшего понимания все объясню на примере (картинка ниже). Владелец участка №1 хочет установить границы в кадастре. Согласовать границы нужно только с владельцем участка №6, т.к. у него не установлены границы в кадастре.

    Теперь насчет документов у соседа. Сосед должен пользоваться своим участком на основании какого-либо правоустанавливающего документа — свидетельства о собственности, выписки из ЕГРН, свидетельстве о наследстве, о бессрочном пользовании или о праве пожизненного наследуемого владения, договор аренды и т.п. Если выяснилось, что у соседа нет никакого документа на его участок, по закону согласовывать границы с ним не нужно. Но на практике хороший кадастровый инженер все равно попросит такого соседа согласовать границы, т.к. это не будет лишним.

    Насчет наследников: если владелец соседнего участка умер и наследники еще не оформили участок в свою собственность, все равно требуется согласовать с ними границы — Письмо Минэкономразвития от 24 декабря 2014 года N ОГ-Д23-10528.

    Если выяснилось, что фактические границы участка немного залезают на переулок или дорогу (место общего пользования), границы нужно согласовывать с муниципалитетом. Если участки находятся в товариществе, обращаемся к председателю.

    Согласованием границ занимается кадастровый инженер — п. 7 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. В итоге должен быть оформлен акт согласования с подписями соседей — ст. 40 Закона о кадастровой деятельности. Этот акт является частью межевого плана.

    Кадастровый инженер всегда письменно оповещает соседей о необходимости согласования границ — сам передает на руки извещения или почтой. В извещении укажет дату согласования. В указанное время покажет соседям межевой план участка и попросит подписать акт согласования.

    Акт согласования границ

    Извещение соседа

    Часто бывает, что соседи отказываются подписывать акт, с ними нет связи или собственник умер, а наследники еще не оформили участок в свою собственность. В этом случае кадастровый инженер может дать объявление в местной газете о дате проведения собрания для согласования границ — п. 8 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Даже если сосед на собрании ничего не подпишет или вообще не придет, границы все равно считаются с ним согласованы. После подачи объявления кадастровому инженеру выдадут на руки один экземпляр газеты с этим объявлением. Экземпляр газеты будет прикладываться к акту согласования, а в самом акте будет указано, что согласование с таким-то соседом было с помощью публикации в такой-то газете и дата публикации.

    Хороший кадастровый инженер всегда старается, чтобы на акте согласования были подписи всех соседей, с которым требуется согласовать границы. Объявлением в газете пользуется только в крайнем случае. Я тоже не советую злоупотреблять вариантом с газетой, т.к. у соседа будет больше шансов отменить межевание через суд, если границы будут установлены неправильно и будут ущемлены его права.

  5. Кадастровый инженер оформит и отдаст межевой план.

    Межевой план будет на бумаге и обязательно на диске в электронном виде (в формате XLS) — п. 12 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Вместе с планом еще дадут на подписание акт выполненных работ. Переходим к следующему шагу №3.

Шаг №3 — Внести границы участка в кадастр (ЕГРН)

Во многих городах и поселках подать документы можно только в МФЦ. Оттуда их передают в Регистрационную палату. Т.е. напрямую Рег.палаты граждан уже не принимают, а только через посредника в виде МФЦ. Если в вашем населенном пункте можно подать документы напрямую в Рег. Палату, лучше так и сделать.

Подать документы может кадастровый инженер за отдельную плату. Обычно я так и советую. Если вы решите сэкономить, то читайте дальше.

Сама подача документов в МФЦ или в Рег.палату не различается, поэтому в инструкции я указал через МФЦ.

  1. Всем собственникам/пользователям участка нужно обратиться в МФЦ, оплатить госпошлину и подать документы.

    Услуга по внесению изменений на кадастровый учет бесплатна. Но если площадь участка немного изменится (я писал выше про допустимую погрешность), нужно заплатить госпошлину за внесение изменений в ЕГРН — 350 рублей (пп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Касса находится в самом здании МФЦ. После оплаты госпошлины, в порядке очереди сотруднику отдать следующие документы (оригиналы и копии):

    • Паспорта владельцев или доверенного лица с нотариальной доверенностью. При доверенности паспорт доверителя предоставлять не нужно;
    • Правоустанавливающий документ на участок + документ, подтверждающий местоположение участка при его образовании;
    • Межевой план на диске;
    • Акт согласования границ;
    • Квитанцию об оплате госпошлины (о ней писала выше).
  2. На основании полученных документов, сотрудник составит заявления о внесении изменений в кадастровый учет. Заявление нужно проверить и подписать.

    Дополнительно можно заказать выписку из ЕГРН, которую выдадут в конце услуги. В ней будет показан план участка и координаты его границ (поворотных точек). Стоит она 460 рублей. Образец выписки ниже.

  3. После подписания заявлений сотрудник заберет документы (кроме паспортов), выдаст расписку о получении этих документов и назначит дату, когда их можно забрать. Документы будут отправлены регистратору.

    Далее только остается ждать указания границ в кадастре. Срок — 7 рабочих дней (пп. 4 п. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости).

  4. В назначенный день нужно забрать поданные документы и письменное уведомление о внесении изменений. Если владельцы участка заказали заранее выписку из ЕГРН, то ее тоже выдадут. В самом конце выписки будет указан план участка и координаты его границ (поворотных точек). При себе иметь паспорт и расписку.

В течение месяца участок станет отображаться на кадастровой карте Росреестра. Для этого: 1) нажмите слева на значок «лупа»; 2) на открывшееся форме вбейте кадастровый номер и выберите его из списка; 3) нажмите на кнопку «Найти».

Участок с установленными границами

Если у вас есть вопросы, можете бесплатно проконсультироваться. Для этого можно воспользоваться формой внизу, окошком онлайн-консультанта и телефоном 8 (800) 350-24-83 (круглосуточно и без выходных для всех регионов РФ).

Границы участка не установлены

Добрый день, Роман.

Прежде, чем покупать земельный участок он должен быть отмежован, то есть у него должны быть установлены границы. Это даст точный размер земельного участка, что важно для заключения договора купли-продажи. После переоформления права собственности можете приступать к строительству дома. На настоящий момент о начале и окончании строительства необходимо уведомить местную администрацию. После окончания строительства приглашаете сотрудников БТИ и регистрируете дом как объект недвижимости.

На основании абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ земельный участок является недвижимой вещью. Статья 128, абз. 1 п. 1 ст. 130 и п. 1 ст. 131 ГК РФ указывают на обязательность государственной регистрации права собственности и других вещных прав на земельные участки в установленном порядке. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 был утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который фактически представляет собой описание направлений деятельности на земельном участке. В частности, в нем установлено следующее. Под садоводством понимается осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур (код 1.5).Ведение садоводства — это осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений (код 13.2).Ведение дачного хозяйства допускает:-размещение на земельном участке жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей);- осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля;- размещение хозяйственных строений и сооружений (код 13.3).

По поводу регистрации по месту жительства.

Регистрация гражданина РФ по месту жительства — это постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства. Местом жительства гражданина является место, в том числе жилой дом, где он постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ; абз. 4, 8 ст. 2 Закона от 25.06.1993 N 5242-1).

Органом регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ является МВД России (пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

При обращении вам потребуются следующие документы (ст. 6 Закона N 5242-1; п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713):
— заявление о регистрации по месту жительства;
— документ, удостоверяющий личность.
— документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (договор купли-продажи, дарения и т.п., свидетельство о праве собственности). Однако вы вправе не представлять данный документ, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В этом случае регистрационный орган самостоятельно запрашивает указанный документ в порядке межведомственного взаимодействия (п. 16 Правил).

Оформить регистрацию на даче возможно, если жилой дом, расположенный на земельном участке, пригоден для постоянного проживания. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предусмотрены разд. II Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. В связи с этим орган регистрационного учета может потребовать проведения соответствующей строительной экспертизы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *