Градостроительный кодекс генплан

Генеральный план поселения

Что такое генеральный план поселения

Генеральный план – документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития муниципального образования.

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселения, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Цель разработки Генерального плана поселения

Целью разработки генерального плана является создание действенного инструмента управления развитием территории в соответствии с федеральным законодательством.

Проектные решения генерального плана являются основой для комплексного решения вопросов организации планировочной структуры;

территориального, инфраструктурного и социально-экономического развития поселения;

разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих правовой режим использования территориальных зон; определения зон инвестиционного развития.

Содержание генерального плана поселения

Генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

На указанных картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов.

Другими словами, Генеральный план – это документ, который определяет, в каком поселении люди будут жить через 5; 10; 20 лет. Подобный план должен быть нацелен на то, чтобы сделать жизнь людей намного лучше.

После утверждения Генерального плана все решения о том, где размещать дома, детские сады, промышленные предприятия и спортивные школы, строить мосты и разбивать парки, должны приниматься только в соответствии с Генеральным планом.

На основе Генерального плана выделяются земельные участки под конкретные объекты.

Таким образом, Генеральный план является главным градостроительным документом, на основе которого составляются все конкретные проекты планировки и застройки города. Он должен быть нацелен на то, чтобы сделать жизнь людей лучше. Будет ли он таким для каждого жителя, зависит в первую очередь от внимательного отношения к предлагаемым проектировщиками картам и текстам.

ЮК «Версия – НН» проконсультируют по вашему вопросу в сфере строительства и земли.

О полномочиях муниципального района и сельского поселения

В связи с принятием Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 136-ФЗ) Главным редактором журнала «Управление развитием территорий» А.Н. Береговских в адрес Минрегиона России было направлено обращение о разъяснении вопроса разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, в частности при утверждении генеральных планов сельских поселений, документации по планировке территории сельского поселения, а также при выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, в случае нахождения земельного участка в сельском поселении, и о внесении соответствующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

25 июля 2014 г. Минрегионом России подготовлен ответ на указанное обращение (далее – ответ на обращение), содержащий следующие разъяснения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) в редакции ФЗ № 136-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесены следующие вопросы:

— составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;

— установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

— владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

— обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

— создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

— создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

— обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

— формирование архивных фондов поселения;

— утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм);

— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;

— содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

— организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

— оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

Таким образом, из полномочий сельских поселений исключены важнейшие полномочия в области земельно-имущественных отношений, градостроительной деятельности:

— утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории;

— выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения;

— утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

— резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения;

— осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ вопросы местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Как отмечается Минрегионом России в ответе на обращение, ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131-Ф3 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Таким образом, осуществлять отдельные полномочия в области градостроительства и земельно-имущественных отношений органы местного самоуправления сельских поселений смогут только при наличии заключенных соглашений с органами муниципального района и бюджетного финансирования на осуществление переданных полномочий.

По вопросу внесения изменений в ГрК РФ в части приведения его в соответствие с изменениями, внесенными ФЗ № 136-ФЗ, Минрегионом России сообщается, что в настоящее время в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 22 июня 2014 г. № Пр-1448 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 26 мая 2014 г. и перечнем поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 30 июня 2014 г № ДМ-П16-4824 Минрегион России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляет разработку проектов федеральных законов, направленных на приведение федеральных законов в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления, в соответствие с ФЗ № 131-ФЗ в редакции ФЗ № 136-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *