ФЗ 482

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внесены поправки в отдельные законодательные акты о создании механизма удаленной биометрической идентификации физлиц.

Так, госорганам, банкам и иным организациям предоставлено право собирать биометрические данные граждан и устанавливать по ним личность. Человек, который хотя бы раз посетил офис какого-либо банка и согласился зарегистрировать свои биометрические образцы (лицо, голос), позднее может стать клиентом любого другого банка, уже не посещая его. Он будет иметь право, в частности, на заключение договора банковского счета, оказание иных банковских услуг при успешном прохождении идентификации и отсутствии причастности к легализации и отмыванию преступных доходов. Информация о клиенте заносится в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единую биометрическую систему (ЕБС).

Гражданину надо будет пройти авторизацию в ЕСИА и подтвердить свои биометрические данные, используя смартфон, планшет или компьютер. При этом используются предложенные организацией шифровальные (криптографические) средства.

Приведены критерии, которым должны соответствовать банки, открывающие и ведущие счета клиентов без их личного присутствия с использованием ЕСИА и ЕБС. Предусмотрено ограничение количества счетов, открываемых клиенту дистанционно.

Сведения, размещаемые в информсистемах, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью госоргана или организации. Состав сведений, порядок их регистрации и обновления устанавливается Правительством РФ. Также кабмин определяет госорган, осуществляющий регулирование в сфере идентификации на основе биометрических персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных (включая биометрические) и договор банковского счета (вклада) подписывается простой электронной подписью физлица. Это равнозначно документам на бумажном носителе, заверенным собственноручной подписью физлица.

Контроль и надзор за обеспечением безопасности персональных данных в ЕБС осуществляется ФСБ России, ФСТЭК России, Банком России.

В законах о банках и банковской деятельности, о страховании вкладов физлиц, об НПФ, об организации страхового дела, об инвестиционных фондах, о ЦБ РФ скорректирован ряд положений об определении случаев, при которых информация о некоторых лицах может не раскрываться или раскрываться в ограниченном объеме.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, вступающих в силу по истечении 180 дней после указанного срока.

Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 482-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года

Статья 1

1) статью 8 дополнить частью шестнадцатой следующего содержания:

«Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых кредитные организации вправе не осуществлять раскрытие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и (или) осуществлять ее раскрытие в ограниченном составе и (или) объеме, а также лиц, в отношении которых кредитные организации вправе не осуществлять раскрытие указанной информации и (или) осуществлять ее раскрытие в ограниченном составе и (или) объеме.»;

2) часть первую статьи 30 дополнить предложениями следующего содержания: «Договор между кредитной организацией и клиентом — физическим лицом, а также соглашение об электронном документообороте и иные документы, необходимые для обеспечения их взаимодействия после идентификации клиента — физического лица в порядке, предусмотренном пунктом 58 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», могут быть подписаны его простой электронной подписью, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Указанные документы, подписанные простой электронной подписью, признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью данного физического лица.».

Статья 2

1) статью 262 дополнить пунктом 81 следующего содержания:

«81. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых специализированные депозитарии вправе не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять раскрытие в ограниченном составе и (или) объеме информации о своих акционерах (участниках), подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями настоящей статьи, а также акционеров (участников), в отношении которых специализированные депозитарии вправе не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять раскрытие в ограниченном составе и (или) объеме указанной информации.»;

2) статью 28 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых страховщики вправе не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять в ограниченном составе и объеме раскрытие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также лиц, в отношении которых страховщики вправе не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять в ограниченном составе и объеме раскрытие указанной информации.».

Статья 3

1) статью 351 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых фонды вправе не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять в ограниченном составе и объеме раскрытие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также лиц, в отношении которых фонды вправе не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять в ограниченном составе и объеме раскрытие указанной информации.»;

2) в статье 3614:

а) в абзаце первом слово «Управляющая» заменить словами «1. Управляющая»;

б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых управляющие компании, осуществляющие инвестирование средств пенсионных накоплений, вправе не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять в ограниченном составе и объеме раскрытие информации о своих акционерах (участниках), подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями настоящей статьи, а также акционеров (участников), в отношении которых такие управляющие компании вправе не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять в ограниченном составе и объеме раскрытие указанной информации.».

Статья 4

1) абзац четырнадцатый статьи 3 изложить в следующей редакции:

«идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем;»;

2) в статье 7:

а) дополнить пунктом 14-3 следующего содержания:

«14-3. Идентификация представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при проведении идентификации клиента — физического лица в порядке, установленном пунктом 58 настоящей статьи.»;

б) абзац шестой пункта 5 дополнить предложением следующего содержания: «Предусмотренный настоящим пунктом запрет на открытие счета (вклада) клиента без личного присутствия открывающего счет (вклад) физического лица или его представителя также не применяется в случае, если клиент — физическое лицо ранее был идентифицирован в порядке, предусмотренном пунктом 58 настоящей статьи.»;

в) пункт 54 дополнить абзацем следующего содержания:

«Банки вправе обновлять информацию о клиенте — физическом лице с его согласия посредством единой системы идентификации и аутентификации.»;

г) дополнить пунктами 56 — 512 следующего содержания:

«56. Банк, соответствующий критериям, установленным абзацами вторым — четвертым пункта 57 настоящей статьи, обязан после проведения идентификации при личном присутствии клиента — физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, с его согласия и на безвозмездной основе размещать или обновлять в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведения, необходимые для регистрации в ней клиента — физического лица, и сведения, предусмотренные абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи, а также в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей сбор, обработку, хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица (далее — единая биометрическая система), его биометрические персональные данные.

Порядок размещения и обновления указанных в настоящем пункте сведений, а также состав сведений, необходимых для регистрации клиента — физического лица в единой системе идентификации и аутентификации, и состав сведений, размещаемых в единой биометрической системе, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Надзор за соблюдением банками порядка размещения и обновления таких сведений осуществляется Центральным банком Российской Федерации в установленном им порядке.

57. Банк, указанный в пункте 56 настоящей статьи, должен соответствовать одновременно следующим критериям:

банк участвует в системе страхования вкладов;

к банку не применяются меры по предупреждению банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации;

в отношении банка Центральным банком Российской Федерации не принято решение, предусмотренное пунктом 511 настоящей статьи.

Центральный банк Российской Федерации ежемесячно размещает на своем официальном сайте в сети Интернет перечень банков, соответствующих критериям, установленным абзацами вторым — четвертым настоящего пункта. В случае несоответствия банка, включенного в указанный перечень, критериям, установленным абзацами вторым — четвертым настоящего пункта, Центральный банк Российской Федерации исключает банк из перечня не позднее одного рабочего дня со дня, когда указанный банк перестал соответствовать указанным критериям.

Банки, соответствующие критериям, установленным абзацами вторым — четвертым настоящего пункта, обеспечивают совершение действий, предусмотренных пунктом 56 настоящей статьи, и раскрывают информацию, связанную с их совершением, в соответствии с требованиями, установленными Центральным банком Российской Федерации.

Банки, не соответствующие критериям, установленным абзацами вторым — четвертым настоящего пункта, не вправе совершать действия, предусмотренные пунктом 56 настоящей статьи.

58. Банки, соответствующие критериям, установленным абзацами вторым — четвертым пункта 57 настоящей статьи, вправе открывать и вести счета (вклады) клиентов — физических лиц, предоставлять кредиты клиентам — физическим лицам, а также осуществлять переводы денежных средств по таким счетам по их поручению без их личного присутствия после проведения идентификации клиентов — физических лиц путем установления и подтверждения достоверности сведений о них, определенных настоящим Федеральным законом, с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) физическое лицо не является лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо физическим лицом, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;

2) у банка в отношении клиента или операции этого клиента отсутствуют подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

59. Размер и порядок взимания оператором единой биометрической системы платы за предоставление банкам, соответствующим критериям, установленным абзацами вторым — четвертым пункта 57 настоящей статьи, информации о степени соответствия предоставленных биометрических персональных данных биометрическим персональным данным клиента — физического лица, содержащимся в единой биометрической системе, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и оператором единой биометрической системы.

510. Банки должны соблюдать ограничения, которые вправе установить Центральный банк Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, по общему количеству банковских счетов (вкладов), открытых в банках клиенту — физическому лицу, общей сумме кредитов, предоставленных одним банком клиенту — физическому лицу, а также общей сумме переводов денежных средств в течение месяца, осуществленных одним банком по банковскому счету (вкладу) клиента — физического лица, при его идентификации в порядке, предусмотренном пунктом 58 настоящей статьи.

Идентификация клиента — физического лица в целях открытия ему банковского счета (вклада) в порядке, предусмотренном пунктом 58 настоящей статьи, не может быть осуществлена, если общее количество открытых ему банковских счетов (вкладов) способом, установленным пунктом 58 настоящей статьи, достигло предельного значения, установленного в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В этом случае банк получает соответствующую информацию, а также уведомляет указанное физическое лицо о достижении им предельного значения общего количества банковских счетов (вкладов) в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

В случае, если клиенту — физическому лицу, идентифицированному в порядке, предусмотренном пунктом 58 настоящей статьи, банком оказана услуга при его личном присутствии, в этом банке не применяются ограничения по общей сумме переводов денежных средств, по общему количеству банковских счетов (вкладов), по общей сумме кредитов, полученных таким клиентом — физическим лицом при идентификации способом, установленным пунктом 58 настоящий статьи.

511. Центральный банк Российской Федерации вправе принять решение о запрете банку осуществлять действия, предусмотренные пунктом 56 настоящей статьи, и проводить идентификацию клиентов — физических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 58 настоящей статьи, в случае неоднократного в течение одного года нарушения банком требований, предусмотренных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 72 и 73 настоящего Федерального закона, и (или) неоднократного в течение одного года нарушения банком требований нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок и сроки направления банку уведомления о принятии указанного в абзаце первом настоящего пункта решения устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

512. В случае установления ограничений по общему количеству счетов (вкладов), открытых клиенту — физическому лицу при проведении идентификации в порядке, предусмотренном пунктом 58 настоящей статьи, банк направляет информацию о всех счетах (вкладах), открытых при проведении идентификации указанным способом, в Центральный банк Российской Федерации в составе, порядке и форме, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.»;

3) статью 9 дополнить частью шестой следующего содержания:

«Уполномоченному органу и Центральному банку Российской Федерации в рамках возложенных на них законодательством Российской Федерации полномочий оператором единой системы идентификации и аутентификации обеспечивается предоставление содержащейся в единой системе идентификации и аутентификации информации о физических лицах, идентифицированных в порядке, предусмотренном пунктом 58 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также информации о банках, которым она была предоставлена. Указанная информация предоставляется оператором единой системы идентификации и аутентификации уполномоченному органу и Центральному банку Российской Федерации в составе и порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, по согласованию с уполномоченным органом и Центральным банком Российской Федерации.».

Статья 5

«11. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых может не осуществляться раскрытие и (или) осуществляться в ограниченном составе и объеме раскрытие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также лиц, в отношении которых может не осуществляться раскрытие и (или) осуществляться в ограниченном составе и объеме раскрытие указанной информации.».

Статья 6

Часть седьмую статьи 621 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2011, № 27, ст. 3873; 2013, № 27, ст. 3438) дополнить предложением следующего содержания: «Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых указанные в настоящей части небанковские кредитные организации вправе не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять в ограниченном составе и объеме раскрытие неограниченному кругу лиц информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями настоящей части, а также лиц, в отношении которых такие небанковские кредитные организации вправе не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять в ограниченном составе и объеме раскрытие указанной информации.».

Статья 7

«7. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, при которых банки вправе не осуществлять раскрытие неограниченному кругу лиц и (или) осуществлять в ограниченном составе и объеме раскрытие информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями настоящей статьи, а также лиц, в отношении которых банки вправе не осуществлять раскрытие и (или) осуществлять в ограниченном составе и объеме раскрытие указанной информации.».

Статья 8

ПАРЛАМЕНТАРИИ НЕ ПОНЯЛИ СМЫСЛ ЗАКОНА О БИОМЕТРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ № 482-ФЗ! ТРЕБУЕМ ОТМЕНЫ ЗАКОНА!

26.01.2018

В ответ на жалобы, направленные нами против закона о биометрической идентификации, пришел ответ из Комитета Совета Федерации по обороне (текст приложен), в котором авторы ссылаются не на тот текст закона, который принят. Мы разберем этот ответ, покажем истинный смысл закона, а также расскажем о мрачных перспективах массовой принудительной биометрической идентификации, которые открываются в связи с принятием закона.
Но начнем с одного показательного казуса. ФЗ РФ № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – закон о биометрической идентификации) был одобрен Совфедом 26 декабря. После сего грустного события граждане стали массово направлять жалобы Президенту с требованием вето и жили в ожидании реакции гаранта Конституции. И вот 29 декабря СМИ выдают новость о подписании Президентом закона об удаленной идентификации клиентов банков. См. даты https://ria.ru/economy/20171229/1511997800.html, http://tass.ru/ekonomika/4852521.
В социальных сетях происходит взрыв, ибо никто не может найти принятый закон на сайте Кремля или на официальном портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ .
Действительно, такой закон не опубликован, ибо 29 декабря Президент его и не подписывал. На кого работают наши СМИ, когда так спешат с распространением ложной информации?
Однако пару дней спустя, прямо к новогоднему столу, 31 декабря, В. Путин все–таки подписывает закон (см. http://www.kremlin.ru/acts/bank/42711), когда все отмечают наступающий 2018.
Теперь вернемся к существу закона. СМИ наврали не только о дате подписания закона, но и о его смысле. Журналисты навешали лапши на уши народу, а лоббисты – Парламенту. И в новостях, и с трибун Парламента звучали одинаковые слова – о том, что закон касается исключительно «банковской сферы» и позволит удаленно открывать счета. На самом деле такой смысл законопроект имел только в первом чтении Думы; ко второму чтению суть закона концептуально изменили, что, похоже, не осознали наши парламентарии. Разберем ответ из Совфеда.
В ответе Комитета СФ ошибочно сообщается, что проект ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» направлен на регулирование исключительно вопросов идентификации клиентов кредитных организаций для удаленного совершения банковских операций.
Во-первых, распространение закона на все сферы жизнедеятельности прямо предусмотрено изменениями ФЗ РФ от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — ФЗ № 149-ФЗ), который дополняется статьей 14.1. «Применение информационных технологий в целях идентификации граждан РФ»:
«1. Гос. органы (!), банки и иные организации (!) в случаях, определенных фед. законами, после проведения идентификации при личном присутствии гражданина РФ, с его согласия на безвозмездной основе размещают в электронной форме:
1) сведения, необходимые для регистрации гражданина РФ в ЕСИА, и иные сведения, если такие сведения предусмотрены фед. законами, — в ЕСИА;
2) биометрические персональные данные гражданина РФ — в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку биометрических персональных данных…
6. «Фед. органы исполнительной власти,… органы гос. внебюджетных фондов направляют в ЕСИА сведения о гражданах РФ в целях их обновления (!) …
7. В случаях, установленных фед.законами, гос.органы и организации вправе обновлять информацию о гражданах РФ, идентифицированных в соответствии с частью 18 настоящей статьи, с использованием сведений, полученных из ЕСИА…
22. Гос. органы, банки и иные организации при проведении идентификации гражданина РФ … вправе подтверждать достоверность сведений… с использованием информационных систем гос. органов, Пенсионного фонда РФ, Фед. фонда ОМС и (или) гос. информационной системы, определенной Правительством РФ».
Как видно, биометрическая идентификация будет использоваться далеко не «только в банках».
Во-вторых, в ответе в целях объяснения смысла закона перечислены изменения, которые предусмотрены законопроектом, и при этом указано исключительно (!) на корректировку ФЗ РФ от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Однако при прохождении законопроекта в Думе он претерпел качественные изменения, и в финальной версии предусмотрены правки также ФЗ «О банках и банковской деятельности», Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ФЗ «Об инвестиционных фондах», ФЗ «О ЦБ РФ», ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Почему Комитет СФ не заметил серьезные изменения указанных законов?
Примечательно, что в ответе Комитета нет никаких ссылок на пункты и статьи законопроекта, содержатся лишь общие слова о внесенных изменениях.
Во-третьих, в ответе приведены цитаты, которые прямо доказывают, что автор руководствовался не тем текстом законопроекта, который в итоге принят! В частности, в абзаце 2 страницы 2 ответа сказано, что кредитные организации передают в единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) среди прочего «страховой номер индивидуального лицевого счета, номер абонента подвижной радиотелефонной связи» гражданина. Однако таких слов в принятом законе нет вообще. Они фигурировали в первоначальной версии законопроекта, исчезнув ко второму чтению Думы http://sozd.parlament.gov.ru/bill/157752-7 .
В Комитете СФ не осознали суть итоговой версии принятого закона: на самом деле законом № 482-ФЗ создается правовая основа для полной перестройки системы функционирования общества, база биометрической идентификации будет использоваться повсеместно, управление этой системой по сути передается Центральному банку (который эксперты считают филиалом ФРС США http://communitarian.ru/posts/finansi/kratkaya_istoriya_gosbanka_sssr_i_centrobank_rf_kak_ugroza_suvereniteta_rossii_03022014), персональные данные граждан будут автоматом обновляться в системе без всякого спец. согласия гражданина. Закон несет существенную угрозу национальной безопасности и личной неприкосновенности граждан. Ключевыми проблемами закона являются следующие.
1. Регулирование важнейших вопросов, касающихся прав граждан, неправомерно передано Центробанку, Правительству РФ.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 ФЗ № 149-ФЗ требования к фиксированию действий при размещении данных граждан, которые вносятся в ЕСИА и единую биометрическую систему, требования кпроведению гос. органами и организациями идентификации гражданина РФ устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (!).
По ч. 6 ст. 14.1 «Порядок регистрации в ЕСИА, включая состав сведений, необходимых для регистрации гражданина РФ в указанной системе, порядок и сроки проверки и обновления сведений, размещаемых в ЕСИА с использованием гос. информационных систем, устанавливается Правительством РФ».
По ч. 8 ст. 14.1. «Состав сведений, размещаемых в единой биометрической системе, включая вид биометрических персональных данных, определяется Правительством РФ».
ФЗ № 482-ФЗ утверждена только общая схема функционирования ЕСИА и единой биометрической системы. Детали пропишет Центробанк с Правительством. В итоге, огромный и пока неопределенный массив частной информации о гражданах попадет в ЕСИА и биометрическую систему. Они будут взаимосвязаны, по планам лоббистов, через «номер человека».
2. Использование данных граждан без их ведома.
Новым законом прямо предусмотрена передача биометрических данных без согласия граждан в правоохранительные органы (ч. 16 ст. 14.1 ФЗ № 149-ФЗ). Кроме того, по концепции принятого закона, гражданин один раз дает согласие на обработку персональных данных и полностью оказывается во власти электронной системы (ч.6 ст. 14.1 ФЗ № 149-ФЗ), поскольку уже не потребуется никаких дополнительных согласий для того, чтобы новая информация о нем сливалась в систему «в целях обновления», а также для того, чтобы органы власти и организации обновляли в своих интересах данные о гражданах из этой глобальной и постоянно обновляемой базы данных (напр., ч.ч. 6, 7, 22 ст. 14.1. ФЗ N 149-ФЗ).
3. Закон как правовая основа для формирования кастового общества в России.
3.1. Изменения, которые вносятся в массу вышеперечисленных законов, не замеченных Комитетом СФ, предусматривают право Правительства принять решение, легализующее сокрытие хозяевами финансовых институтов (банки, страховщики и др.) абсолютно любой важной и подлежавшей раскрытию до сего дня информации о деятельности организации, в том числе: бухгалтерскую отчетность (полностью или в части), аудиторское заключение, о руководстве банка (ФИО, наименование должности, сведения об их образовании и трудовой деятельности), сведения о задолженности кредитной организации по вкладам физлиц и многое другое. Такие права получат: банковские и небанковские кредитные организации (ст. ст. 1, 6), специализированные депозитарии, страховщики (ст. 2), негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, осуществляющие инвестирование средств пенсионных накоплений (ст.3), инвестиционные фонды (ст. 5). В итоге банкиры, имея доступ к широчайшим персональным данным граждан страны, сами смогут вести свою деятельность закрыто и бесконтрольно для общества.
3.2. Законопроект подрывает принцип банковской тайны.
Новый п. 5.12 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ исходит из того, что в банки будут направлять информацию о всех счетах (вкладах), открытых при проведении биометрической идентификации, в ЦБ в составе, порядке и форме, установленными ЦБ.
Центробанк и определит, что именно ему нужно, и все это получит. Указанное регулирование подрывает правило о банковской тайне, поскольку предусматривает в качестве общего правила передачу в ЦБ широкой информации о счетах граждан.
Особенно циничной эта норма представляется с учетом действующей ст. 26 ФЗ № 395-1 «О банках…», согласно которой: «Банк России вправе предоставлять сведения о конкретных сделках и операциях кредитных организаций, о сделках и об операциях их клиентов …, полученные из отчетов кредитных организаций, …за исключением сведений, составляющих гос. тайну, центральным банкам и (или) иным органам надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор…». Формируется база для передачи персональных данных миллионов россиян за рубеж.
В целом принятым законом создается почва для легализации кастового общества с приоритетными правами мировых хозяев финансовой сферы и подконтрольностью (на биометрическом уровне) деятельности обычных граждан.
4. В заключение укажем на реальные опасные перспективы, связанные с принуждением к сдаче биометрических данных граждан.
Несмотря на то, что изначальное внесение данных в ЕСИА и в биометрическую систему заявлено в качестве добровольного мероприятия, уже сейчас очевидно, что мы столкнемся с принуждением к системе. Для этого имеются вполне серьезные юридические основания.
Нормы банковского законодательства, принятые начиная с 2013 года, дают банкам широчайшие права для лишения граждан возможности пользоваться банковской сферой. Согласно п. 5.2., 11 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ достаточно простого «подозрения» сотрудника банка в том, что гражданин, прибегая к услугам банка, намерен совершить операции в целях легализации доходов, полученных преступным путем, для того, чтобы отказать гражданину в проведении любых банковских операций.
Финальной точкой, позволяющей банкам свободно отказывать гражданам в обслуживании, стало принятие ФЗ РФ от 29 декабря 2017 г. ФЗ № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» — того самого закона, который СМИ выдали нам под видом закона о биометрической идентификации, когда 29 декабря шумели о подписании закона Президентом.
ФЗ № 470-ФЗ вносит в ФЗ № 115-ФЗ норму, которая полностью снимает с банков ответственность за любые отказы в обслуживании: «Отказ от заключения договора банковского счета (вклада) и расторжение договора банковского счета (вклада) по основаниям, изложенным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВАНИЯМИ ДЛЯ возникновения гражданско-правовой ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ за совершение соответствующих действий» (п. 5.2. ст. 7).
Хорош закон. Банки могут творить, что угодно. Примечательно, что этот закон — «спутник» шел параллельно с ФЗ № 482-ФЗ в качестве отдельного законопроекта, и имеет такое же ничего не говорящее наименование как закон о биометрической идентификации (видимо, для запутывания граждан).
Что касается отказа гражданам в обслуживании, то он будет происходить с использованием уже существующей в банках системы оценки «степени (уровня) риска клиента».
Согласно Положению Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов … в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» «КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ при проведении идентификации (упрощенной идентификации) ОЦЕНИВАЕТ СТЕПЕНЬ (УРОВЕНЬ) РИСКА КЛИЕНТА независимо от вида и характера операции, проводимой клиентом, или продолжительности устанавливаемых отношений с клиентом» (п. 1.1.).
Оценка производится в соответствии с Положением ЦБ «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем…», утв. ЦБ 02.03.2012 N 375-П (далее – Положение № 375-П). Это Положение обязывает банки формировать программы оценки своих клиентов и их операций, классифицировать клиентов с учетом критериев риска, по которым осуществляется оценка степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (п. 4.2).
При этом банкам предоставляются абсолютно неограниченные полномочия с точки зрения списка факторов, квалифицируемых в качестве «подозрительных»! В положении прямо указано, что БАНК может САМ определить ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОЦЕНКУ РИСКА КЛИЕНТА (последние абзацы п.п. 4.4.,4.6, п. 4.8). При наличии опасных факторов – в совокупности или по отдельности (!) гражданину могут отказать в обслуживании (п.п. 6.2, 6.3). Практика отказов в обслуживании и блокировании операций гражданам уже имеется.
В Положении № 375-П прямо назван такой риск как «наличие оснований полагать, что представленные клиентом документы и информация, в том числе в целях идентификации являются недостоверными» (абз. 3 п. 4.4.). Что это значит? Что с принятием системы биометрической идентификации граждане, которые будут уклоняться от такой идентификации, смогут попасть в список лиц с «недостоверной идентификацией», в категорию клиентов с «высоким риском» совершения «отмывочных операций». Достаточно простого «подозрения» сотрудника банка, чтобы выкинуть гражданина из банковской сферы (попадание в черный список повлечет проблемы для взаимодействия гражданина со всеми банками).
В этом смысле весьма характерно, что в ответе Комитета СФ, идентификация с использованием биометрических данных прямо названа как имеющая «наивысшую степень надежности в цифровом пространстве» и представляющая собой «мировой тренд» (стр. 3 ответа).
Еще один весьма характерный ответ в январе 2018 г. получил от Уполномоченного по правам человека в ЛО гражданин, которому Сбербанк отказал в обслуживании по причине неприятия им карты: гражданин пытался снять деньги со сберкнижки и ему было отказано (см. приложение). На жалобу гражданина УПЧ ничтоже сумняшеся написал, что прогресс не остановить, скоро мы все будем жить в электронном мире, где сберкнижки станут «пережитком прошлого».
Поэтому нет сомнений, что в случае внедрения системы биометрической идентификации граждане, уклоняющиеся от системы, будут постепенно ограничиваться в обслуживании как «подозрительные личности», и в итоге окажутся лишены многих прав, поскольку в ситуации запрета пользования банковской сферой не смогут вести нормальную жизнедеятельность. (А при планируемом сокращении наличного оборота, ситуация может привести к полному уничтожению прав граждан, невозможности ничего купить и продать).
Примечательно, что в Индии биометрическая идентификация в банковском секторе сначала была добровольной, но впоследствии стала обязательной http://d-russia.ru/verhovnyj-sud-indii-podtverdil-obyazatelnost-biometricheskoj-identifikatsii-dlya-otkrytiya-bankovskogo-schyota.html .Принятый в РФ закон о биометрической базе данных направлен на создание тотального электронного контроля за жизнедеятельностью каждого человека под управлением хозяев банковской системы.
Известно, что следующим шагом планируется внедрение каждому человеку идентификатора –чипа для идентификации «объекта» при совершении любых действий (см. Приказ Минпромэнерго №311 от 7 августа 2007 года «Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года»: «Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями типа Internet. Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности… и таким образом сокращать социальные расходы государства»).
Более детальная аналитика в приложенном образце жалобы на закон. Принятый ФЗ – гигантский шаг для легализации безумных средств идентификации граждан, как бы ни оправдывали его чиновники, используя манипуляции, введение в заблуждение и откровенную ложь.
Нам нужно срочно действовать и требовать отмены антигосударственного закона, пока он не полностью вступил в силу. Все, кто готов участвовать в пикетах, следите за нашими новостями, будет организована отдельная группа, включайтесь, нужно широкое участие!
Также предлагаем требовать отмены закона от депутатов Думы (пишем максимальному числу депутатов, в т.ч спикеру В. Володину, всем руководителям фракций https://priemnaya.parliament.gov.ru/message/), от членов СФ (http://pisma.council.gov.ru/), от Президента (103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23 или сюда http://letters.kremlin.ru/)
Образец жалобы в приложении. Можно направлять также краткие телеграммы. «Требуем отменить антигосударственный ФЗ РФ № 482-ФЗ от 31 декабря 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о биометрической идентификации граждан, лишающий граждан человеческого достоинства, грубо нарушающий ст.ст. 2, 23, 55, 71 Конституции РФ, Стратегию национальной безопасности РФ, Доктрину информационной безопасности РФ».
Документы и образцы на сайте http://дети-петербург.рф/News/?newsid=1334

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *