ФЗ 275 о гособоронзаказе

Статья 8.3. Режим использования отдельного счета

Статья 8.3. Режим использования отдельного счета

1. Режим использования отдельного счета предусматривает:

1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;

2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:

а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;

б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;

б.1) оплаты расходов на электрическую энергию (мощность), поставляемую по ценам, рассчитанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;

д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;

е) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении государственного контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

е.1) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

е.2) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2, 3, 9 и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;

з) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;

2.1) единовременное списание денежных средств при закрытии отдельного счета, открытого по государственному контракту, контракту, относящемуся к сопровождаемой сделке, переводимой в иной уполномоченный банк в установленном настоящим Федеральным законом порядке, на отдельный счет, открытый в ином уполномоченном банке по такому государственному контракту, контракту;

3) запрет совершения операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона.

2. Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. На операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Сумма процентов за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счете, зачисляется уполномоченным банком только на тот же отдельный счет.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
(ред. от 18.02.2020)
«О государственном оборонном заказе»

Приказ Минпромторга России от 13.02.2017 N 401 Об утверждении Порядка подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа

4. Для целей настоящего Порядка применяются понятия, установленные в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», в том числе:

головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее — головной исполнитель) — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу;

<Письмо> Минэкономразвития России от 10.02.2017 N 3391-ЕЕ/Д17и «О представлении предложений по определению бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2018 — 2020 годы, в части ФЦП и ФАИП» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке предложений по формированию бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов на реализацию федеральных целевых программ, а также бюджетных ассигнований в объекты капитального строительства федеральной адресной инвестиционной программы, не включенные в федеральные целевые программы»)

— Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

— Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;

Постановление Правительства РФ от 17.02.2017 N 208 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»)

4. Государственное регулирование цен осуществляется государственными заказчиками, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, а также Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение Федерального закона «О государственном оборонном заказе».

Приказ Госкорпорации Росатом» от 17.11.2016 N 1/29-НПА «Об утверждении порядка составления, утверждения и представления в уполномоченный банк перечня иностранных исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки

16. Утвержденный Перечень в течение пяти рабочих дней со дня его утверждения представляется уполномоченным структурным подразделением, либо в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка, директором по капитальным вложениям, в уполномоченный банк — банк, выбранный головным исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7600; 2013, N 52, ст. 6961; 2015, N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4342; 2016, N 27, ст. 4250) и созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1567 «О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией» (вместе с «Положением о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией», «Положением о стандартизации в отношении продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляю

в) «военная продукция» — часть оборонной продукции, включая ядерную оружейную продукцию и продукцию военного назначения, которая создается и (или) поставляется по технической документации (конструкторской, технологической и программной документации, техническим условиям, являющимся составной частью конструкторской документации), утвержденной государственным заказчиком государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе»;

<Письмо> ФНС России от 19.12.2016 N СА-4-7/24347@ <О направлении обзора судебной арбитражной практики по вопросу реализации налоговыми органами обязанности, установленной подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ>

Налогоплательщик являлся исполнителем государственного оборонного заказа. Суд учитывал, что согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя и исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на использование полученных по государственному контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. Суд пришел к выводу, что в случае принудительного взыскания налога и пени с зависимого с предприятием лица ни положения статьи 8, ни иные положения данного закона не будут нарушены, поскольку в Федеральном законе N 275-ФЗ отсутствует запрет на списание средств, полученных исполнителем государственного оборонного заказа, в счет уплаты налогов и пени. Ввиду того, что положения подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ не противоречат положениям указанного Федерального закона, данные положения были применены судом к спорным правоотношениям.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1490 «О некоторых вопросах, связанных с определением примерных условий государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу»

В соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1275 «О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 2, ст. 102; 2015, N 36, ст. 5055).

Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

2) авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, подлежащих исполнению на отдельных счетах, открытых в уполномоченных банках в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», и государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), заключаемым на сумму более 100 000,0 тыс. рублей, а также авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных контрактов;

Приказ Минобрнауки России от 27.06.2016 N 750 Об утверждении Порядка составления, утверждения и представления в уполномоченный банк перечня иностранных исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки

16. Утвержденный Перечень в течение пяти рабочих дней со дня его утверждения представляется уполномоченным структурным подразделением, либо в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка, структурным подразделением Министерства, осуществляющим инвестиционную политику в части бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, в уполномоченный банк — банк, выбранный головным исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7600; 2013, N 52, ст. 6961; 2015, N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4342) и созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

<Письмо> Минобороны России от 02.09.2015 N 184/4/6250 <По вопросу осуществления расчетов по государственным контрактам, заключенным в целях выполнения (реализации) государственного оборонного заказа>

в части оплаты в соответствии с условиями государственных контрактов за счет средств федерального бюджета, за исключением погашения кредита (основного долга по кредиту), — на отдельные счета в уполномоченном банке в соответствии с Законом N 275-ФЗ;

Арбитражная практика

☆ Решение по Делу № А40-57674/17-182-603 О незаконности действий уполномоченного банка (ПАО «Сбербанк») по отказу в перечислении прибыли с лицевого счета на расчетный счет организации на основании представленного комплекта документов, в том числе актов прием-передачи, заключения ВП МО РФ о фиксированной цене и пояснительной записки о цене контракта и размере прибыли.

ПАО Сбербанк на основании ч.б ст.8.5 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» направил Организации уведомление об отказе в принятии распоряжения к исполнению указав в качестве причины отказа: «совершение по отдельным счетам операций по списанию денежных средств при непредставлении документов (копий документов), являющихся основанием для составления распоряжения».

В суде Уполномоченный банк указал, что не был представлен контракт, содержащий условие о перечислении прибыли после исполнения контракта, а также согласованный сторонами размер такой прибыли, ссылаясь на письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 23.05.2016г. № 12-1-5/1132 о возможности исполнения распоряжения на перечисление прибыли в размере, согласованном сторонами контракта в дополнительном соглашении к контракту.

Однако, в решении суда было отмечено, что по смыслу пп.»в» п.2 ч.1 ст.8.3 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк выполняет распоряжение исполнителя (соисполнителя) по перечислению прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, при наступлении следующих условий: контракт исполнен; в уполномоченный банк представлен акт приема-передачи товара (акт выполненных работ, оказанных услуг).

Между тем, при заключении договора в согласованном сторонами порядке был определен размер прибыли, а так же условиями договора предусмотрен порядок ее утверждения (в т.ч. предусмотрено, что фиксированная цена работ определяется на основании заключений ВП МО РФ). В данном случае размер прибыли конкретно определен в заключениях ВП МО
РФ, составленных в соответствии с условиями договора и согласованных сторонами путем подписания протоколов согласования цены.

Суд установил, что подписание сторонами протоколов согласования фиксированной цены в соответствии с условиями договора подтверждает одновременно согласование сторонами соответствующих заключений ВП МО РФ о фиксированной цене работ, в которых указаны затраты исполнителя и размер прибыли исполнителя.

Кроме того, признаны несостоятельными доводы уполномоченного банка о том, что заказчик работ (головной исполнитель или исполнитель) вправе самостоятельно определять правовой режим отдельного счета, разрешая или запрещая получение прибыли с отдельного счета конечным исполнителем.

Вопреки доводам ПАО «Сбербанк», требование об обязательном указании в контракте условия о перечислении прибыли после исполнения контракта не предусмотрено действующим законодательством.

Исковые требования об обязании ПАО «Сбербанк» принять к исполнению расположение о перечислении прибыли на основании решения о согласовании прибыли в форме протокола цены обоснованы, подтверждены материалами дела и не противоречат нормам действующего законодательства, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме

На основании изложенного, Суд принял решение обязать ПАО «Сбербанк» принять к исполнению оспоренное расположение на перечисление суммы прибыли с отдельного счета на другой
расчетный счет организации (на основании представленного комплекта документов).

Ознакомиться с материалами дела № А40-57674/17-182-603

☆ Приостановка операций по счетам на основании ст.76 Налогового кодекса РФ не является основанием для отказа в открытии отдельного счета в рамках банковского сопровождения расчетов по ГОЗ.

Отказ Уполномоченного банка от заключения договора банковского сопровождения и открытия отдельного счета в рамках сопровождения расчётов по ГОЗ противоречит требованиям действующего законодательства.

Доводы банка, основанные на том, что приостановление налоговым органом операций по счетам предприятия – исполнителя ГОЗ (на основании ст. 76 НК РФ) является препятствием для открытия отдельного расчетного счета, отклонены судом как необоснованные.

Суд пришел к выводу, что исполнитель ГОЗ лишен возможности получить средства за изготовленный и поставленный товар в рамках контракта, заключенного в целях исполнения государственного оборонного контракта.

На основании изучения позиции сторон спора и правовой оценки порядка реализации действующих норм вынесено решение о признании исковых требований организации (об обязании заключить договор о банковском сопровождении в условиях приостановки операций по счетам на основании решения налогового органа в силу п.12 ст.76 Налогового кодекса РФ) обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В суде были исследованы обстоятельства отказа банка открыть отдельный счет, основанный на решении налогового органа о приостановлении операций по счетам клиента, что, по мнению банка, в силу п.12 ст.76 Налогового кодекса РФ (в связи с процедурой банкротства) влечёт запрет на открытие отдельного счёта.

Таким образом, согласно решения арбитражного суда приостановка операций по других расчётным счетам организации не влечёт запрета на открытие отдельных счетов счёта при выполнении ГОЗ.

Аналогичное решение вынесено 13 ноября 2017 г. по Делу №А09-1838/2017

Судебным решением отмечено, что общие нормы Налогового кодекса РФ, в частности абз.5 п.2 ст.76 НК РФ, в отношении специального (отдельного) счета по взыскиваемой службой судебных приставов задолженности, не подлежат применению.

Приостановление операций по отдельному счету нарушает действующее законодательство, а также права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, так как препятствует выполнить условия государственного контракта по ГОЗ.

1. Ознакомиться с материалами Дела №А09-3404/2017 2. Ознакомиться с материалами Дела №А09-1838/2017

☆ Арбитражный суд города Москвы Решением от 29.09.2017 по делу № А40-31488/2017 указал, что при исполнении договора в рамках государственного оборонного заказа оплата услуг Исполнителя может осуществляться в рамках 3 000 000 (Трех миллионов) рублей без открытия отдельного счета.

При этом, удовлетворяя исковые требования истца (о взыскании с ответчика оплаты за поставленную продукцию в условиях отсутствия открытого для расчетов отдельного счета), арбитражный суд взыскал задолженность только в пределах лимита 3 млн. руб., в остальной части иска отказал.

По мнению суда, в соответствии с режимом использования специального (отдельного) счета, для расчета с поставщиком и перечисления суммы в пределах 3 млн. руб. не требуется открытия отдельного счета, в связи с чем суд признает обоснованным требование о взыскании основного долга только в пределах указанной суммы.

Кроме того, вынося решение по данному делу, Арбитражный суд города Москвы сослался на аналогичную правовую позицию, содержащуюся в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 25.08.2017 года по делу № А40-125631/2016.

Ознакомиться с материалами дела

☆ Арбитражный суд Кемеровской области вынес решение от 20.09.2017 по делу № А27-9612/2017 и удовлетворил требования заявителя в части уменьшения суммы административного штрафа до минимального размера, установленного санкцией.

Арбитражный суд Кемеровской области признал незаконным и отменил постановление УФАС но Новосибирской области о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ (частично) и снизил размер штрафа до 300 000 (трехсот тысяч) рублей.

Арбитражный суд указал, что заявителем не были представлены документы, опровергающие обстоятельства, установленные постановлением прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении. Документы, подтверждающие ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту суду не представлены. Таким образом вина заявителя в совершении правонарушения доказана.

Однако, Заявитель в рамках данного судебного дела ходатайствовал о замене административного штрафа на предупреждение.

При этом Арбитражный суд указал, что в оспариваемом постановлении заявителю определено наказание в виде штрафа в размере 350 000 (Триста пятьдесят тысяч) рублей.

Арбитражный суд, принимая во внимание указанные обстоятельства, характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, снизил размер административного штрафа по постановлению до 300 000 (Триста тысяч) рублей (минимальный размер санкции), а само постановление в части, превышающей указанный размер административного штрафа, признал незаконным и отменил.

Ознакомиться с материалами дела

☆ Решением от 31.08.2017 по делу № А40-115610/2016 Арбитражный суд города Москвы указал, что у ФАС России отсутствует право на обращение в суд с гражданско-правовыми исками о возмещении ущерба в рамках Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

В ходе судебного разбирательства дана оценка доводам ответчика о том, что денежные средства, о взыскании которых заявлен иск, были получены не по государственному контракту и не от государственного заказчика (ответчик является исполнителем ГОЗ и получил денежные средства от своего заказчика – участника выполнения ГОЗ).

Федеральным законом № 275-ФЗ предусмотрено полномочие ФАС России на обращение в суд с исками и заявлениями о нарушении законодательства в сфере ГОЗ. Однако, указанное полномочие не может считаться равнозначным полномочию на обращение с гражданско-правовыми исками, в частности с исками о возмещении ущерба. В настоящее время не предусмотрено полномочий ФАС России на обращение в арбитражный суд с исками о возмещении ущерба, причиненного государству.

В настоящее время ФАС России подал апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2017 по делу № А40-115610/2016.

Ознакомиться с материалами дела

☆ В Решении Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2017 г. по делу № АКПИ17-411 дан ответ, кто является заказчиком и кто должен согласовывать нормы (предельные значения) тех затрат, которые согласно действующей редакции Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утв. приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 г. № 200 (далее — Приказ № 200), рассчитываются (принимаются в составе себестоимости продукции) — по согласованному нормативу.

Суд отклонил исковое заявление одного из исполнителей ГОЗ о признании данного приказа недействительным.

Однако, в решении отмечено, что Приказ № 200 устанавливая обязанность согласовывать нормы расходов по отдельным статьям затрат (аудиторским, юридическим и другим), не предусматривает, кто должен согласовывать эти нормы, в каких пределах, в какой форме и каковы последствия отказа в их согласовании. Все эти вопросы не являются предметом правого регулирования оспоренного нормативного акта (Приказа № 200), а решаются по соглашению сторон,заключивших соответствующий договор.

Данная правовая оценка будет учтена при подготовке проекта новой редакции Положения о составе затрат, который сейчас находится на стадии первичного обсуждения заинтересованных органов исполнительной власти.

Эксперт 275 будет оперативно информировать о ходе подготовки (принятии) нового нормативного акта, который должен стать базовым инструментом для формирования цен затратным методом, а также при оценке обоснованности (правомерности) включение в себестоимость продукции ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией).

Скачать решение от 17 июля 2017 по делу № АКПИ17-411

☆ Принято первое судебное решение, в котором на практике реализованы полномочия ФАС России по защите публичных интересов Российской Федерации, предоставленные нормами, установленные Федеральным законом от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Часть 4 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что возврат неправомерно полученных головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу денежных средств должен быть осуществлен непосредственно в федеральный бюджет, а не государственному заказчику. Согласно данной норме государственный заказчик в последующем вправе претендовать на увеличение выделяемых бюджетных ассигнований из суммы возвращенных в бюджет средств, вследствие такого нарушения.

Суд удовлетворил заявление ФАС России и взыскал в доход федерального бюджета сумму причиненного Российской Федерации ущерба в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа с предприятия –исполнителя ГОЗ.

По данному решение подлежит возврату сумма завышения цены на продукции ГОЗ, выявленная в ходе проверки, проведенной Рособоронзаказом в 2014 году.

Скачать решение по делу № А40-115610/2016

☆ ФАС России начал применять нормы антимонопольного законодательства при рассмотрении дел об отказе в заключении дополнительных соглашений к контрактам на поставку продукции в рамках ГОЗ, предусматривающие условия о оплате на отдельный счет, открытый в уполномоченном банке.

Предприятие – исполнитель ГОЗ отказалось от оформления соответствующего дополнительного соглашения и от заключения договора о банковском сопровождении с Уполномоченным банком, ссылаясь на наличие возможности заказчика произвести оплату за продукцию без открытия отдельного счета в Уполномоченном банке в соответствии с подпунктом «з» пункта 2 части 1 статьи 8.3 Закона о государственном оборонном заказе.

Однако данная норма закрепляет право, а не обязанность головного исполнителя, исполнителя произвести оплату расходов на сумму до трех миллионов рублей в месяц на иные расчетные счета.

Исполнение Договора, а равно поставка по Договору изделий и осуществление оплаты, не возможно без открытия специального счета. Отказ от заключения договора банковского сопровождения и открытия отдельного счета могли привести к срыву сроков поставки по Государственному контракту.

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что исполнитель ГОЗ нарушил пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем отказа от заключения заказчиком (исполнителем ГОЗ) дополнительного соглашения к договору, предусматривающего обязанность поставщика заключить договор о банковском сопровождении и открыть отдельный счет в уполномоченном банке.

☆ Арбитражный суд Нижегородской области принял прецедентное решение о нарушении правил ведения раздельного учета при выполнении контракта по ГОЗ. В ходе судебного разбирательства было рассмотрено заявление об оспаривании решения ФАС России о привлечения к административной ответственности по статье 15.37 КоАП РФ.

По мнению контрольного органа отмечает, что так как договор (контракт) между заявителем (исполнителем ГОЗ) и Заказчиком (головным исполнителем ГОЗ) заключен с целью выполнения государственных оборонных заказов (в понимании проверяющих – в интересах – нескольких государственных контрактов), в связи с чем, заявитель, являясь

исполнителем по такому (одному!!) договору, обязан вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому из государственных оборонных заказов (государственных контрактов) отдельно. В доказательство вменяемого нарушения представлена товарная накладная на отгрузку продукцию «по двум оборонным заказам» (двум государственным контрактам).

В настоящее время предприятием принимается решение об оспаривании позиции арбитражного суда в апелляционном суде.

☆ Суды продолжают принимать решение о правомерности принудительно списаны с отдельных счетов, открытых уполномоченным банком для расчета по ГОЗ, в рамках взыскания налога (задолженности по налогам) и уплаты пени по решению налогового органа (пенсионного фонда).

Так, согласно решению Четырнадцатого Арбитражного Апелляционного суда операция по принудительному взысканию с общества недоимки по страховым взносам и пеням (по инкассовому поручению) не противоречит положениям Закона № 275-ФЗ. При проведении данного платежа уполномоченным банком требования режима отдельного счета не нарушены.

Данная позиция доведена информационным письмом ФНС от 19.12.2016 № СА-4-7/24347.

ФАС России все чаще возбуждает административное производство по фактам нарушений требований о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Подходы контрольного органа по оценке правильности ведения раздельного учета затрат рассмотрены в ходе судебного заседания Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области.

Аналитические материалы, включающие в себя арбитражную практику рассмотрения дел о нарушении порядка ведения раздельного учета по остальным решениям можно скачать

Оплатить продукцию, поставленную исполнителями ГОЗ, обязаны даже если отдельный счет не был открыт.
Если головной исполнитель ГОЗ не получил окончательный расчет, расчеты со своими контрагентами должны быть произведены согласно условиям контракта по кооперации.
Обязанность открывать отдельные счета по действующим контрактам кооперации работ по ГОЗ законодательно не установлена.
Эти и многие другие аспекты заключения и исполнения контрактов кооперации по государственному оборонному заказу исследованы в рамках судебных разбирательств.

Копии отдельных решений по данной тематике смотрите ниже:

  1. Решение об обязании заключить договор о банковском сопровождении и открыть банковский счет для осуществления платежей по государственному контракту
  2. Решение по фактам нарушений требований ведения раздельного учета
  3. А42-2213-2016
  4. А40-17370-2016
  5. А56-78683-2015
  6. А47-1231-2016__20160722
  7. А56-4046-2016__20160719 аренда с ОС
  8. А65-30658-2015__20160715 неоткрытие счета

Полный и актуализированный обзор арбитражных решений по проблемам заключения и исполнения государственных контрактов, контрактов по государственному оборонному заказу и осуществления расчетов, в т.ч. в рамках банковского сопровождения раскрыт в Практическом пособии для специалистов в сфере ГОЗ.

Осуществление расчетов с отдельного банковского счета – правила реализации контрактов по 275ФЗ

При реализации контрактов гособоронзаказа в порядке 275ФЗ осуществление расчетов с использованием отдельного счета является обязательным условием. При этом для исполнения каждого контракта, предметом которого является ГОЗ, обязательно открытие отдельного счета.

Осуществление расчетов по государственному контракту возможно только с использованием отдельного счета, открытого по конкретному государственному контракту. Анализ норм закона №275-ФЗ свидетельствует о том, что денежные средства, поступаемые на отдельный счет в рамках государственного контракта должны осуществляться только на оплату расходов в рамках данного контракта.

Осуществление расчетов посредством использования иных счетов, открытых не в связи с конкретным контрактом, не допускается, поскольку ведет к нарушению режима использования отдельного счета, открытого в рамках определенного государственного контракта. При таких обстоятельствах доводы об отсутствии прямого запрета на оплату расходов одного государственного контракта с расчетного счета, открытого для другого госконтракта в рамках 275ФЗ, не обоснованы.

Таблица типов операций по списанию денежных средств с отдельного счета в рамках ГО.

Идентификатор

Значение

Уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов

Оплата товаров, работ, услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию

Оплата иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц

Перечисления прибыли в размере после исполнения контракта

Оплата труда

Списание по исполнительным документам

Списание, связанное с размещением денежных средств на депозите

Возврат сумм кредитов

Расчеты с иностранными исполнителями

Перечисление денежных средств, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения государственного контракта, контракта

Перечисление прибыли головному исполнителю в рамках частичного исполнения госконтракта

Иные операции по списанию денежных средств

Обязательным условием для приема распоряжений к исполнению является указание идентификатора государственного контракта (ИГК) в поле 22 «Код», за исключением распоряжений на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Назначение платежа со спецсчета должно строго соответствовать содержанию документов, являющихся основанием для платежа. В договоре, по которому осуществляется списание денег со спецсчета, обязательно должен быть указан идентификатор государственного контракта.
Семинары и курсы повышения квалификации КПО «Просвет» по теме государственного оборонного заказа (ГОЗ) и 275ФЗ.

Гособоронзаказ: как принимать участие в закупках по 275-ФЗ?

Настоящая статья посвящена особенностям закупок в сфере государственного оборонного заказа. В тексте мы собрали и систематизировали всю информацию по ГОЗ, которую должны знать поставщики. Знаете ли вы, что для выполнения каждого госконтракта по оборонзаказу, следует открывать специальный счет, а потом закрывать его после исполнения обязательств? А то, что исполнитель не может заработать больше, чем это разрешено? То есть сумма прибыли по ГОЗ ограничена и регулируется законодательными нормативами. Эти и другие интересные моменты мы разберем в статье. Разберемся, какие изменения произошли в 275-ФЗ, и какие произойдут в ближайшем будущем.

Что такое гособоронзаказ?

Все этапы участия в закупках по государственному оборонному заказу (ГОЗ) регулируются положениями 275-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Этот закон вступил в силу 1 января 2013 года, т.е. раньше на год, чем 44-ФЗ.

В ст.4-6 275-ФЗ приводится порядок формирования, утверждения и размещения ГОЗ. А в Постановлении Правительства РФ № 1255 от 26 декабря 2013 г. даны подробные указания, как разработать ГОЗ и его основные показатели (на основании которых и формируется ГОЗ).

В рамках таких закупок Правительство РФ разыгрывает задания на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд в целях обеспечения обороны страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (п.1 ст.3 275-ФЗ).

Низкая конкуренция в сфере ГОЗ для некоторых поставщиков является определяющим фактором для участия. Другие же, наоборот, не желают погружаться в сложности изучения законодательства, а также опасаются пристального внимания со стороны контролирующих ведомств к своей организации.

Не нужно думать, что государство проводит процедуру для приобретения только вооружения и техники. Например, закупаться может еда для военнослужащих: картофель, крупы, тушенка и т.д.

Закупки по 275-ФЗ по алгоритму проведения и участия напоминают мероприятия по 44-ФЗ, но с некоторыми особенностями. Можно сказать, что нормы 275-ФЗ являются специальными по отношению к 44-ФЗ и преобладают над нормами Закона о госзакупках.

В качестве госзаказчиков выступают органы исполнительной власти — Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН и др. Также на благо гособоронзаказа трудятся Роскосмос и Росатом. Эти структуры размещают заказы и нанимают исполнителей для их выполнения.

Госзаказчики сотрудничают с головными исполнителями, с которыми заключают контракт. К ним в большинстве случаев относятся бюджетные или казенные учреждения, унитарные предприятия, организации и общества, участником или учредителем которых является РФ (например, воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.п.).

Головной исполнитель, со своей стороны, может передать исполнение обязательств исполнителю (субподрядчику второго порядка). Исполнитель также может привлечь для реализации контракта другого исполнителя (субподрядчика третьего порядка). Так формируется цепочка взаимоотношений между головным исполнителем и исполнителями второго и третьего порядка, которая называется кооперацией головного исполнителя.

Как участвовать в закупках по 275-ФЗ?

Информацию о проводимых закупках по ГОЗ можно найти на сайте Единой информационной системы (ЕИС) и в Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа (АСТ ГОЗ).

Мероприятия по ГОЗ очень часто проводятся в закрытом формате. В этом случае сведения по ним не публикуются в ЕИС. Круг участников формируется по специальным приглашениям на участие. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ.

Важный момент! В некоторых закупках по ГОЗ заказчики требуют предоставить в составе документации лицензию ФСБ России на работу с гостайной. Без нее вы не сможете осуществить никакие работы (будь это даже уборка помещений или замена окон).

Если процедура проводится открыто, и она опубликована в ЕИС, то для участия заявка подается обычным способом (например, при электронном аукционе или открытом конкурсе).

Для участия в процедуре, опубликованной в АСТ ГОЗ, сначала потребуется подключиться к этой площадке. На это у вас уйдет примерно 10 дней, после чего система предоставит необходимое программное обеспечение и аккредитует вас как пользователя.

Особенности гособоронзаказа

В рамках гособоронзаказа государство может приобретать не только высокотехнологичную, военную и секретную продукцию. Такие процедуры проводятся также для приобретения канцелярских товаров, оргтехники и расходных материалов.

Требования к участникам предъявляются вполне обычные:

  • не иметь задолженности по налогам и сборам;
  • не относиться к оффшорным компаниям;
  • не находиться в реестре недобросовестных поставщиков.

Наряду с этим ГОЗ имеет некоторые отличия от привычных нам процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ:

  • финансовая прозрачность и открытость между заказчиком, банком, головным исполнителем и исполнителями второго и третьего порядка. Вся цепочка должна прослеживаться;
  • строгое обоснование цены контракта;
  • отчетность по первому требованию заказчика или контролирующих ведомств.

Остановимся подробнее на каждом из требований:

Финансовая прозрачность

У головного исполнителя и у каждого исполнителя второго и третьего порядка должны быть открыты счета в уполномоченном банке. Раньше необходимо было выбирать банк из перечня банков, опубликованного на сайте Центрального банка. Но теперь эта информация скрыта, и уполномоченным банком в оборонно-промышленной сфере является ПАО Промсвязьбанк (п.4.3 ст.3 275-ФЗ). Открывать счет надлежит для каждого контракта. Исполнителям четвертого уровня счет не требуется, об этом в законодательстве ничего не говорится.

  • Целью такого ужесточения мер является контроль за целевым расходованием выделенных средств. Деньги, полученные от госзаказчика, называются целевыми. Их нужно использовать только на выполнение конкретного гособоронзаказа, иное распоряжение деньгами будет считаться нарушением. После исполнения контрактных обязательств счет закрывается.

Открытость доходов и расходов

В рамках исполнения обязательств по ГОЗ всей цепочке исполнителей (включая и головного исполнителя) нужно будет предоставлять следующую информацию:

  • сумма дохода, заработанного на исполнении контракта;
  • сумма собственных затрат (без этой цифры затраты вам не возместят).

Важный момент! Запрещается устанавливать цену на ТРУ выше рыночной. Цену потребуется обосновать, если она превышает установленную стоимость более чем на 5%.

Отсутствие секретов перед ФАС, ФСБ и Казначейством.

Если контролирующие органы запросят любую документацию по контракту или сведения о каждом исполнителе (наименование, адрес, ИНН, КПП, контактную и иную информацию) у вас будет на это ровно 5 дней.

Также в закупках по ГОЗ действует национальный режим. Практически всегда запрещено предлагать иностранный товар. Постановление Правительства РФ № 9 от 14.01.2017 г. устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств, за исключением стран ЕАЭС. Исключение — если продукция не изготовлена на территории ЕАЭС.

Особенности работы с отдельным счетом по 275-ФЗ

Мы уже отметили, что для каждого выполнения ГОЗ следует иметь отдельный счет, который открывается в Промсвязьбанке. Средства на нем можно тратить строго на конкретные цели, определенные условиями контракта. Только после исполнения обязательств становится возможным перевод денег со спецсчета по 275-ФЗ на обычный расчетный счет.

Если выполнение госконтракта подразумевает несколько этапов, то деньги можно получить после выполнения всей работы целиком, а не ее части.

Для того, чтобы перевести средства на свой счет, исполнителю нужно предоставить в банк следующие бумаги:

  • контракт с допсоглашениями;
  • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • документы, подтверждающие, что исполнитель тратил собственные средства на исполнение контракта по ГОЗ;
  • иные документы, перечень которых устанавливает банк, открывший отдельный счет.

Списание суммы произойдет только в том случае, если в распоряжении указан идентификатор госконтракта. В п.2 ч.1 ст.8.3 275-ФЗ приводится ряд случаев, когда разрешено выводить деньги с отдельного счета, помимо случая получения прибыли. Например, для уплаты налогов и сборов. А в ст.8.4 и 8.6 утвержден перечень операций, которые запрещено проводить по спецсчету и основания для приостановления операций по спецсчету.

К обязанностям поставщика относится особенный учет и оформление документации по ГОЗ. Во всех бумагах (договорах, счетах-фактурах и др.) необходимо указывать идентификатор контракта. Он служит инструментом контроля всех финансовых действий. Кроме того, поставщику потребуется вести учет расходов раздельно с другими расходами.

Объясним на примере:

По контракту гособоронзаказа требуется поставить 30 метров проволоки. Но она продается в катушках по 100 метров. Исполнитель приобретает всю катушку, но на выполнение обязательства тратит только 30 метров. Излишек остается у него, который используется для выполнения других контрактов. Соответственно, учитывать эти расходы ему нужно раздельно, списать остаток материала на расходы по конкретному госконтракту исполнитель не может.

Регулирование цен на государственном уровне по ГОЗ

Основным нормативным документом, регулирующим цены на продукцию по ГОЗ, является Постановление Правительства РФ № 1465 от 02.12.2017 г.

Методика государственного регулирования цен определена в ст.10 275-ФЗ. К ним относятся:

  • формирование перечня продукции с регулируемыми ценами (Распоряжение правительства РФ № 976-р от 14.06.2013);
  • утверждение правил определения НМЦК, цены контракта;
  • разработка методрекомендаций по определению по расчету цен;
  • иные методы по ст.10 275-ФЗ.

Обеспечение исполнения контракта

44-ФЗ утвердил общие требования по ОИК. Особенности его предоставления для ГОЗ может определять Закон о гособоронзаказе (ч.10 ст.96).

275-ФЗ установил такие особенности. Если процедура проводится на конкурентной основе по заказу на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, то организатор вправе не устанавливать требования к ОИК. Однако таким правом госзаказчик может воспользоваться только в случае предъявления требований к потенциальным поставщикам о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств (ч.2 ст.6 275-ФЗ).

Как известно, к конкурентным способам определения поставщика относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений (ч.2 ст.24 44-ФЗ). Следовательно, если закупка относится к конкурентным, например, на поставку военной техники, но при этом не предъявляются указанные в ч.2 ст.6 требования к участникам, то ОИК должно быть установлено обязательно.

Устанавливается ОИК согласно следующему порядку. П.1 ч.1 ст.12 275-ФЗ предполагает, что Правительство РФ вправе определять условия госконтрактов по ГОЗ. Исходя из этого, Правительство издало Постановление № 1275 от 26.12.2013 г. В п. 28 регламента говорится, что если заказчик установил требование о предоставлении ОИК головным исполнителем согласно 44-ФЗ, то в госконтракте необходимо указать способ обеспечения, который выбрал головной исполнитель, размер и сроки возврата, если ОИК предоставляется деньгами.

Говоря простыми словами, требование об ОИК вносится в контракт не всегда, а лишь при определенных условиях. Такое же требование высказало Минэкономразвития в Письме № Д28и-1005 от 06.04.2015 г.

Особенности расчетов и исчисление прибыли исполнителя

Головной исполнитель может исполнять контрактные обязательства 2-мя способами:

  • за свой счет приобретать товары и услуги напрямую у поставщиков и производителей. В этом случае средства с отдельного счета он может израсходовать исключительно на зарплату своих сотрудников.
  • необходимые для выполнения ГОЗ товары и услуги поставляются заказчику непосредственно исполнителями второго и третьего порядка. Напомним, что у каждого из них должен быть открыт отдельный счет в уполномоченном банке. Оплата таким исполнителям может производиться как до, так и после поставки.

До исполнения работ выплаты по гособоронзаказу регулируются Приказом Минфинансов. Ежегодно выпускается новый приказ. С 2019 г. действует Приказ № 259Н от 11.12.2018 г. Он разработан с перспективой на 2020-2021 гг. В этом законодательном нормативе определен ряд направлений траты целевых денег (Приложение № 4): выплаты рабочим, закупка работ и услуг, приобретение билетов, реклама и др.

Если головной исполнитель переводит на счет исполнителя предоплату, то в платежном поручении он указывает детальное назначение платежа, которое соответствуют укрупненным коду расходования денег из Приказа № 259Н

Если исполнитель получает средства после подписания акта, то головной исполнитель должен заполнить заявление на открытие счета по статье «прочие выполненные работы». И приложить обоснование того, что исполнитель работы выполнил. Для этой цели можно использовать фотоматериалы или видеофиксацию.

Для того, чтобы ограничить участие в ГОЗ перекупщиков, разработаны некоторые меры относительно прибыли поставщика. Эти меры регулируются на государственном уровне. В Постановлении Правительства РФ № 1465 от 2 декабря 2017 г. приведены методы по определению цен на продукцию и нормы прибыли коммерческих поставщиков.

Например, при применении затратного метода правила следующие:

  • если исполнитель сам является производителем изделий, то в качестве прибыли он может добавить 20% к себестоимости;
  • если комплектующие приобретаются, то норма прибыли будет только 1%.

Показатели себестоимости и прибыли головного исполнителя отмечаются в тексте контракта. Но если он на чем-то сэкономил и уменьшил сумму затрат, то сторонам потребуется подписать дополнительное соглашение и увеличить прибыль исполнителя.

Изменения в 275-ФЗ в 2020 году

Некоторые изменения упоминались в настоящей статье, но считаем необходимым собрать их в этом разделе и еще раз акцентировать на них внимание. Это поможет лучше разобраться в особенностях закупок по государственному оборонному заказу.

Последние изменения в 275-ФЗ произошли 8 января 2020 г. и коснулись следующих положений:

  1. ПАО «Промсвязьбанк» признан опорным уполномоченным банком на открытие отдельных счетов.
  2. Новые обязанности для заказчика и головного исполнителя.
  3. Новые полномочия для Правительства.

Что изменилось в 2020 году?

08.01.2020 г. начал действовать 517-ФЗ от 27.12.2019 г. Нормативный документ уточнил уполномоченного банка для оборонно-промышленного комплекса, которым стал ПАО «Промсвязьбанк», его 100% акций перешли в собственность РФ.

Также 517-ФЗ дополнил основные обязанности госзаказчика. В ст.7 275-ФЗ включили новые п.20 и 21, по которым заказчики теперь обязаны:

  1. Согласовывать с головным исполнителем, с которым заключает госконтракт, уполномоченный банк в порядке, утвержденном Правительством РФ.
  2. Обеспечивать заключение госконтрактов на сумму не меньше показателей, установленных Правительством по ч.9 ст.6 275-ФЗ, банковское сопровождение которых проводит ПАО «Промсвязьбанк».

А головных исполнителей обязали согласовывать с заказчиками выбор уполномоченного банка и оформлять с этим банком договор о банковском сопровождении.

Также 517-ФЗ уточнил полномочия Правительства в определении объемов денег для финансового обеспечения исполнения ГОЗ.

Что изменится в 2020 году?

30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов разместили законопроект, который одновременно меняет 275-ФЗ и 99-ФЗ о лицензировании. В 275-ФЗ новой редакции планируется включить ст.13.1 об особенностях лицензирования разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Эта статья будет состоять из 2-х частей:

В 1-й части указали, что лицензирование работ по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники осуществляется согласно положениям 99-ФЗ от 04.05.2011.

А во 2-й части заложили правило, что в положении о лицензировании деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники в качестве лицензионных требований могут устанавливаться лицензионные требования, которые направлены на обеспечение:

  • исполнения обязательств в отношении к оборонной продукции (работам, услугам), которая включается в состав ГОЗ по ч.2 ст.4 275-ФЗ и поставляемой по ГОЗ. Эти требования определены ст.5 184-ФЗ от 27.12.2002 г. ‎о техрегулировании и 102-ФЗ от 26.06.2008 г. об обеспечении единства измерений и распространяются, в том числе, и на средства измерения;
  • выполнения требований и мероприятий по защите гостайны и мероприятий по противодействию иностранным техническим разведкам, если выполнение работ (услуг) связано с использованием информации, составляющей гостайну по 5485-1-ФЗ ‎от 21.07.1993 г.;
  • выполнения требований п.2 ст.9 31-ФЗ от 26.02.1997 г. о мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • выполнения требований из нормативов, которые приняты для реализации 275-ФЗ, в части готовности соискателя лицензии или лицензиата выполнить ГОЗ, в том числе наличие принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, сооружений, помещений, техдокументации, испытательного, технологического оборудования и средств программного обеспечения, которые нужны для исполнения условий контракта;
  • соблюдения требований 160-ФЗ ‎от 09.07.1999 г. об иностранных инвестициях в РФ и 57-ФЗ от 29.04.2008 г. о порядке иностранного инвестирования в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, если такие инвестиции имеются;
  • наличия у соискателя лицензии или лицензиата структурных подразделений, контролирующих качество оборонной продукции, которая реализуется по ГОЗ и разработки и внедрения для обеспечения качества и безопасности такой продукции, системы менеджмента качества, как того требуют законодательные нормативы;
  • наличия у соискателя лицензии или лицензиата военного представительства Минобороны.

Эти нормы лицензирования определены в Постановлении Правительства РФ № 581 ‎от 13.06.2012 г.

А в ч.4 ст.1 99-ФЗ внесут п.7 о распространении этой нормы на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники.

Важный момент! Предположительно новая редакция 275-ФЗ о ГОЗ вступит в силу с сентября 2020 г.

В перечне документов, прилагаемых к законопроекту, имеется и проект постановления Правительства об изменении положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Этот норматив утвержден Постановлением Правительства № 581 ‎от 13.06.2012 г.

Поправки в 275-ФЗ обеспечат принцип целевого расходования средств для выполнения государственного оборонзаказа и прозрачность взаимоотношений с головными исполнителями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *