ФСБ следователи

Содержание

Органы предварительного следствия в ФСБ РФ

Подследственность следователей органов ФСБ связана со спецификой их деятельности. Следователи органов ФСБ расследуют большинство дел о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (глава 29 Особенной части УК РФ). В частности, это дела о государственной измене (ст. 275 УК РФ), о шпионаже (ст. 276 УК РФ), о посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и другие подобные дела. В подследственность следователей органов ФСБ входят также дела о некоторых преступления в сфере экономической деятельности (глава 25 Особенной части УК РФ). Например, это дела о контрабанде (ст. 188 УК РФ), о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Следователи органов ФСБ расследуют дела о некоторых преступлениях против общественной безопасности (глава 24 Особенной части УК РФ). В частности, это дела о терроризме (ст. 205 УК РФ), о захвате заложника (ст. 206 УК РФ) и некоторые другие.

Органы предварительного следствия ФСКН РФ возглавляет Следственный департамент (структурное подразделение ФСКН РФ). К его основным задачам относится:

1. организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством РФ к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

2. организационное обеспечение и контроль деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;

3. организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений дознания территориальных органов ФСКН России, дознавателей межрайонных, городских (районных) органов наркоконтроля, входящих в структуру территориальных органов ФСКН России, а также деятельности территориальных органов ФСКН России в сфере производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

4. аналитическое и методическое сопровождение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России и подразделений дознания территориальных органов ФСКН России.

Подследственность следственных органов ФСКН России рассматривалась в предыдущей теме.

Органы дознания– органы исполнительной власти, на которые возложены следующие полномочия:

1. осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;

2. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия.

При этом существуют органы дознания, которые осуществляют как оба вида деятельности (назовем их универсальными), так и только один – только дознание или только неотложные следственные действия (специализированные органы).

К универсальным органам дознания относится:

1. Органы внутренних дел РФ. Полиция — основной орган дознания в РФ.Подследственность полиции по расследованию дел в форме дознания УПК РФ практически не определена. Полиция расследует те дела, которые не относятся к компетенции других органов дознания (п. 1 ч. 3. Ст. 151 УПК РФ). Это дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Можно сказать, что полиция осуществляет неотложные следственные действия по всем преступлениям, подследственным следователям СК РФ и органов внутренних дел.

2. Органы ФСБ.Дознавателями органов Федеральной пограничной службы ФСБ РФ в форме дознания расследуют некоторые дела о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ (ст. 253 и 256 УК РФ — нарушение законодательства о континентальном шельфе, нарушение добычи водных животных и растений). Неотложные следственные действия осуществляются по двум группам преступлений. Во-первых, оперативные работники пограничной службы осуществляют неотложные следственные действия по делам о нарушении режима государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Это преступления, предусмотренные ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы РФ), ст. 323 УК РФ (противоправное изменение государственной границы РФ). Затем подобные дела передаются следователю органов ФСБ. Оперативные работники органов ФСБ осуществляют неотложные следственные действия в предусмотренных законом случаях (см. п. 2. ч. 2. ст. 151 УПК РФ)

3. Таможенные органы,которые расследуют в форме дознания дела о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК РФ), а также об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Сотрудники таможен осуществляют неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2-4 ст. 188 УК РФ (контрабанда), ст.ст.189 (незаконный экспорт), 190 (невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния), 193 (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте) УК РФ.

4. Органы ФСКН РФ. Дознаватели ФСКН осуществляют дознание по уголовным делам, предусмотренным ст.ст. 228 ч. 1., 228.2, 230 ч. 1 УК РФ и другими, связанными с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Неотложные следственные действия работники оперативных подразделений ФСКН осуществляют по всем уголовным делам, предварительное следствие по которым отнесено законом к их компетенции.

5. Органы государственного противопожарного надзора.Органы государственного пожарного надзораявляются органами дознания по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил. Государственный пожарный надзор — это специальный вид государственной надзорной деятельности, возложенной на Государственную противопожарную службу, входящую с 1 января 2002 года в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководители органов Государственной противопожарной службы являются одновременно и государственными инспекторами по пожарному надзору. В форме дознания расследуются дела о пожарах — по ч. 2 ст. 168 УК РФ (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности), ч. 1 ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности), ч. 1 ст. 261 (уничтожение или повреждение лесов). Дознание в органах государственного пожарного надзора осуществляют инспектора Государственной противопожарной службы.

Неотложные следственные действия указанны органы совершают по делам о пожарах, по ч. 2 ст. 167 УК (умышленное уничтожение или повреждение имущества с отягчающими обстоятельствами), а также – по делам о нарушении требований пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ). После совершения неотложных следственных действий такие дела передаются следователям СК РФ.

Специализированные органы дознания:

Во-первых, органы, осуществляющие исключительно неотложные следственные действия.

1. Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений осуществляют неотложные следственные действия по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, и по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных сил, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения. Неотложные следственные действия по таким делам производят военные дознаватели, назначаемые приказом командира или начальника из числа наиболее подготовленных офицеров.

2. Начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенные сотрудниками этих учреждений. Это, например, дела о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получении взятки (ст. 290 УК) и некоторые другие. По совершению неотложных следственных действий такие дела передаются следователю СК РФ. Вторая категория дел – это дела о преступлениях, совершенных в расположении исправительных учреждений или следственных изоляторов. Это преступления, совершаемые как сотрудниками этих учреждений (кроме преступлений против установленного порядка несения службы), так и лицами, содержащимися в исправительных учреждениях (осужденными) или в следственных изоляторах.

3. Капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании – по всем делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

4. Руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов предварительного расследования – по уголовным делам, совершенным по месту нахождения данных партий и зимовок;

5. Главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Во-вторых, это органы, осуществляющие только дознание:

1. Органы Федеральной службы судебных приставов, которые расследуют в форме дознания уголовные дела о злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (с т. 157 УК РФ); о злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ); о вмешательстве в деятельность суда в целях воспрепятствованию осуществления правосудия (ч. 1 ст. 294 УК РФ); неуважении к суду (ст. 297 УК РФ); разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. 1 ст. 311 УК РФ), незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ), а также – неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

2. Следователи СК РФ. Они осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, указанными в ст. 447 УПК РФ (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты и т.д.).

Литература раздела:

Основная:

4. Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД РФ» (ред. от 19.10.2011)// СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5923.

6. Приказ МВД России от 24 июня 2005 г № 500 «Вопросы Следственного комитета при МВД России»//

Дополнительная:

1. Указ Прези­дента РФ от 22 ноября 1994 г. № 2106 «О создании следственного управления федеральной службы контрразведки и следственных подразделении в органах контрразведки» // СЗ РФ. 1994. №31. Ст. 3255.

2. Приказ Генерального прокурора РФ от 06 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» (ред. от 28.12.2007 г.) // «Законность». № 11. 2007.

3. Приказ Генерального прокурора РФ 02 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» //

4. Приказ Генерального прокурора РФ от 05 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» //

5. Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.

6. Есина А. С., Арестова Е. Н. Дознание в органах внутренних дел: Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2005.

8. Божьев В. Правоохранительные органы России: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. Изд-во: Юрайт, 2010.

9. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник. Изд-во: Зерцало-М, 2010.

10. Качалов В.И., Качалова О.В. Правоохранительные органы: Курс лекция в схемах и комментариях. Изд-во Wolters Kluwer. 2010.

12. Правоохранительные органы: Учебник / Под. ред. Ю.К. Орлова. Изд-во: Проспект, 2011.

13. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность России: Курс лекций. СПб.: Из-во СПб ун-та МВД России, 2008.

117. Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности и налоговой полиции

Структура следственного аппарата органов Федеральной службы безопасности следующая:

Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;

следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных и других) органах безопасности;

следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, пограничных и внутренних войсках.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело и оно не может быть выделено в отдельное производство.

Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев:

Главное следственное управление Федеральной службы налоговой полиции РФ, которое осуществляет организационно-методические функции в отношении нижестоящих подразделений, а также расследование особо сложных и важных дел;

следственные управления (отделы) органов налоговой полиции субъектов Российской Федерации.

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следователь может обжаловать прокурору, и др.

Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.

Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Работа следователя связана с различными сложностями, кандидат на должность должен соответствовать многим требованиям, включая высокий уровень интеллектуальных и физических возможностей. Профессия опасна и трудна, поэтому будущий правоохранитель должен приобрести обширную теоретическую и практическую базу знаний. Следователь или детектив ФСБ занимает лидирующие позиции по востребованности на рынке труда.

История и особенности профессии

Профессию детектив нельзя охарактеризовать каким-нибудь одним навыком, который хорошо должен делать работник. В перечень умений специалиста входит целый комплекс умений. В него входит хорошая физическая подготовка, поскольку сотрудник правоохранительных органов нередко попадает в экстренные ситуации, интеллектуальные способности, необходимые для точного анализа ситуации и раскрытия преступления. Работа нацелена на обеспечение социальное безопасности и сохранение порядка, поэтому кандидат должен обладать хорошей социальной адаптацией.

История должности «следователь» напрямую связана с первыми появлениями такого термина, как «преступление». Широко начал использоваться после образования целой науки – криминалистика. Первые упоминания о детективах встречаются в Библии, записях мудрецов Греции, Древнего Рима и Востока.

Описание

Следователь ФСБ отличается полномочиями от следственных органов ФСКН и МВД. По карьерной лестнице сознательный и полезный работник может дослужится до прокурора либо советника юстиции. Деятельность детектива заключается в:

  • решении вопросов и принятии мер, которые возникают в процессе расследования;
  • возбуждение уголовного или административного дела;
  • участие в судовом рассмотрении по отношению к обвиняемому;
  • обжалование решений суда для назначения справедливой меры наказания.

Правоохранитель должен быть обладателем аналитического склада ума, чтобы анализировать ситуации и делать логичные заключения, основываясь на доказательствах и неопровержимых фактах. Главной отличительной чертой хорошего следователя является образование, он должен в идеале знать:

  • психологию;
  • криминалистику;
  • логику;
  • законодательство;
  • УПК.

Работа детектива ФСБ – вид деятельности, направленный на предупреждение и раскрытие совершенных преступлений. Она начинается с осмотра места нарушения законодательства, поиска и систематизации доказательной базы. После получения заключений с лаборатории и собственных умозаключений, идет процесс раскрытия факта преступления и определение виновного.

Информация о способах связи с ФСБ России

1. Приём сообщений в форме электронного документа

Если Вы хотите отправить информацию, относящуюся к компетенции ФСБ России, воспользуйтесь, пожалуйста,

ВЕБ-ПРИЕМНОЙ

Для лучшей организации работы по Вашей информации просьба указать Ваши контактные реквизиты (телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес и т.п.).

для междугородних звонков 8 (495) 224-22-22

Телефон доверия ФСБ России является средством прямой связи граждан с органами федеральной службы безопасности, используемым для сообщения информации (в том числе анонимно):

  • о подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяниях, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы, о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности, а также по другим вопросам, рассмотрение которых отнесено к компетенции органов федеральной службы безопасности.

Для ФСБ России важна любая информация, которая поможет выявить и пресечь деятельность иностранных спецслужб, предотвратить террористические акты, выявить преступления коррупционной направленности, обеспечить безопасность государства и его граждан.

3. Справочный телефон ФСБ России (в том числе по вопросам предоставления государственных услуг)

Управление делами (УД) ФСБ России
Москва, 107031, ул.Кузнецкий мост, дом 22

5. Центр общественных связей ФСБ России (ЦОС)

Москва, 107031, Лубянская пл., дом 2
тел.: (495) 914-39-08
факс: (495) 625-05-78
Электронная почта:

6. Управление материально-технического обеспечения (УМТО) ФСБ России

Служба обеспечения деятельности
Электронная почта:

7. Департамент военной контрразведки ФСБ России

Электронная почта:

8. Военно-медицинское управление (ВМУ) ФСБ России

Электронная почта:

9. Антитеррористический центр/Центр специального назначения ФСБ России

Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом
Электронная почта:

10. Следственное управление ФСБ России

В соответствии с действующим законодательством электронные обращения, не содержащие фамилии, имени и отчества автора (последнее – при наличии), адреса электронной почты (обратного почтового адреса), признаются анонимными, не рассматриваются, ответ на них не дается.

В Следственном управлении ФСБ России рассматриваются обращения, содержащие фактические данные о совершении преступлений, отнесенных к компетенции органов федеральной службы безопасности и связанных с государственной изменой или шпионажем; разглашением или незаконным получением сведений, составляющих государственную тайну, либо утратой документов, содержащих указанную тайну; террористическим актом; организацией террористического сообщества или его деятельности и участием в них; содействием террористической деятельности; публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности либо террористической деятельности, публичным оправданием терроризма или его пропагандой; прохождением обучения в целях осуществления террористической деятельности; наемничеством; совершением акта международного терроризма; организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем; диверсией; вооруженным мятежом; насильственным захватом власти или насильственным удержанием власти; публичными призывами к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации; противоправным изменением Государственной границы Российской Федерации, повлекшим тяжкие последствия; посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля; угоном судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; незаконным экспортом из Российской Федерации или передачей сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконным выполнением работ (оказанием услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, а также незаконной разработкой, производством, накоплением, приобретением или сбытом оружия массового поражения; незаконным проникновением на охраняемый объект, сопряженным с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну; нарушением требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса; неправомерным воздействием на информационные, телекоммуникационные и автоматизированные системы управления государственных органов Российской Федерации; контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при их создании, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, а также наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих их, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ; незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации, совершенным группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения; организацией незаконной миграции, совершенной группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации.

В Следственном управлении ФСБ России рассматриваются обращения в отношении действий (бездействия) должностных лиц Следственного управления ФСБ России, а также действий, решений руководителей следственных органов (подразделений) и следователей органов федеральной службы безопасности по материалам проверок сообщений о преступлениях и уголовным делам, находящимся в их производстве.

Обращения по другим вопросам следует отсылать на иные адреса электронной почты ФСБ России, приведенные на сайте, с учетом положений Федерального закона «О федеральной службе безопасности».

Сообщения обрабатываются один раз в день, кроме выходных и праздничных дней.

Электронная почта:

11. Центр специальной техники (ЦСТ) ФСБ России

Электронная почта:

12. Управление международного сотрудничества ФСБ России

Электронная почта:

13. Управление радиоконтрразведки ФСБ России

Электронная почта:

14. Управление оперативно-технических мероприятий (УОТМ) ФСБ России

Электронная почта:

15. Академия ФСБ России

Электронная почта:

16. Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России (ЦЛСЗ ФСБ России)

Москва, 107031, Большая Лубянка, дом 2
телефон (факс): (495) 914-30-73

17. Контактная информация:

почтовый адрес: г. Москва, 107031, ул. Большая Лубянка, дом 1/3
факс: 8 (495) 914-26-32
адрес электронной почты:

Преступления, отнесённые законодательством к ведению ФСБ

Для того, чтобы обозначить преступления, отнесённые к исключительному ведению органов Федеральной службы безопасности, обратимся к статье 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что «Предварительное следствие производится:…2) следователями органов Федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 215.4 частью второй пунктом б, 217.1, 226.1, 229.1, 274.1, 275-281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355, 359 и 361 Уголовного кодекса РФ».

Рассмотрим данные преступления, разделив их в зависимости от родового объекта посягательства, и начнём с преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. По непосредственному объекту данные преступления могут быть классифицированы следующим образом:

1. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность РФ (государственная измена-ст. 275 УК, шпионаж-ст. 276 УК);

2. Преступления посягающие на основы политической системы РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля-ст. 277 УК, насильственный захват власти или насильственное удержание власти-ст. 278 УК, вооружённый мятеж-ст. 279 УК, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ-ст. 280 УК, организация экстремистского сообщества-282-1 УК, а также статьи 282-2, 282-3 и 284-1);

3. Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность РФ (диверсия-ст. 281 УК);

4. Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны РФ (разглашение государственной тайны-ст. 283 УК и утрата документов, содержащих государственную тайну-ст. 284 УК).

За совершение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства предусмотрены довольно суровые меры наказания. Во всех статьях предусмотрено лишение свободы, причём преобладающим является срок от двенадцати до двадцати лет. Шесть составов из тринадцати отнесены к особо тяжким преступлениям.

Рассмотрим следующую группу преступлений, посягающих на нормальное осуществление государственной власти. В данной группе к исключительной подследственности ФСБ отнесены следующие преступления: незаконное пересечение Государственной границы РФ – ст. 322 УК, организация незаконной миграции – ст. 322-1 УК, противоправное изменение Государственной границы РФ – ст. 323 УК, провокация взятки – ст. 304 УК. Также к совместной подследственности органов ФСБ и других правоохранительных органов относятся статьи 285, 285-4, 286, 306-311, 316. По отношению к должностным преступлениям на органы ФСБ возложена обязанность разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими органами меры по борьбе с коррупцией. Полномочия органов ФСБ в данном отношении, по существу, сведены к мерам, ограниченным в основном рамками оперативно-розыскной деятельности. Данные преступления в большинстве своём наказываются крупными штрафами.

Ещё одной группой являются преступления, посягающие на общественную безопасность и общественный порядок. Из 70 составов к исключительной подследственности ФСБ относятся 13 статей: 205, 205.1-205.5, 208, 211, 215.4 часть 2 пункт «б», 217-1, 226-1, 229-1, 274-1. А также 23 состава относятся к альтернативной подследственности, статьи: 206, 207, 209-210, 215-4 часть 2 пункт «а», 222 часть 2 и 3, 223-1, 226 часть 2-4, 228 часть 2 и 3, 228-1, 228-4, 234-1 часть 2 и 3, 239, 243 часть 2, 243-2 часть 3, 243-3 часть 2, 263-1, 272-274. Данные преступления влекут за собой довольно серьёзную юридическую ответственность в виде лишения свободы на срок от 7 до 20 лет или крупные штрафы.

Рассмотрим следующую группу преступлений, посягающих на интересы государства в сфере внешнеэкономической деятельности. Два преступления из рассматриваемой группы относится к исключительной подследственности органов ФСБ это статья 189 УК – «Незаконный экспорт из РФ или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники» и статья 200-1 УК – «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа». Статья 193 УК относится к совместной с органами прокуратуры и МВД подследственности ФСБ. Помимо этих составов к альтернативной подследственности ФСБ относятся статьи: 171 часть 2, 171-1 часть 1, 2, 4, 6, 172, 172-2, 173-1, 173-2, 174, 174-1, 176, 183, 187, 190, 191, 192, 193-1, 194 часть 1 и 2, 195-197, 200-2.

В данной группе рассмотрим подробно статью 189 УК. Название статиь? Предметом преступления являются технологии, научно-техническая информация, услуги, сырьё, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль. Объективная сторона преступления выражается в незаконном вывозе за границу указанных технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования без обязательств об обратном ввозе. Преступление характеризуется в форме прямого умысла. При этом лицо должно быть осведомлено о содержание и характере экспортируемых предметов и при этом оно сознательно уклоняется от специального экспортного контроля, нарушая законный порядок экспорта. Субъект преступления – общий.

Наконец, рассмотрим последнюю группу преступлений, посягающих на мир и безопасность человечества. Данные преступления находятся в 34 главе УК РФ, из них 3 состава относятся к исключительной подследственности ФСБ, статьи: 355 –»Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения», 359 – «Наемничество», 361 – «Акт международного терроризма». Также 2 состава относятся к альтернативной подследственности, статьи: 353 – «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны», 354 – «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны». Данные преступления наказываются крупными штрафами и серьёзными сроками лишения свободы.

Исходя из того, что органы государственной безопасности осуществляют борьбу с довольно большим перечнем преступлений, за которые установлена суровая юридическая ответственность, можно сделать вывод о том, что преступления являются основным, но при этом не единственным видом правонарушений борьбу с которыми осуществляют органы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *