Фонды участники

Каков порядок выхода учредителя из состава фонда?

Добрый день,

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О некоммерческих организациях»

Статья 15. Учредители некоммерческой организации

Если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.

С уважением, Логинов Сергей

Банк экспертных заключений

Ответ:

Запрет на создание ООО единственным учредителем некоммерческой организацией (в частности, религиозной организацией) в законодательстве отсутствует.

Обоснование:

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. 4 ст.50 ГК РФ, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Такой деятельностью признается, в том числе, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Согласно ст. 23 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных ГК РФ хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом (п. 2 ст. 66 ГК РФ).

Хозяйственные общества создаются в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ).

Участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В соответствии с п. 2 ст. 88 ГК РФ и абз. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного лица.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Таким образом, запрет на создание ООО единственным учредителем некоммерческой организацией (в частности, религиозной организацией) в законодательстве отсутствует.

Ю.Н.Чистякова
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

Обратите внимание, в законодательстве могли произойти изменения. Мнение эксперта основано на положениях законодательства, действующего на дату подготовки консультации

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Задать вопрос

УЧРЕДИТЕЛЬ ФОНДА. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

3.1. Учредителем Фонда является полностью дееспособный Гражданин Российской Федерации, принявшее решение о создании Фонда. Сведения об учредителе Фонда вносятся в единый государственный реестр юридических лиц при создании Фонда в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Учредитель самостоятельно определяет размер и порядок внесения своих взносов в созданный им Фонд в соответствии с принятыми решениями. Учредитель Фонда не отвечает по обязательствам Фонда, а Фонд не отвечает по обязательствам учредителя. Учредитель Фонда не может претендовать на имущество Фонда, в том числе на ту его часть, которая образовалась за счет его взносов.

3.3. К компетенции учредителя Фонда относится:

• утверждение Устава Фонда при его создании

• утверждение первоначального положения о Попечительском совете и формирование его первоначального состава;

• утверждение первоначального положения о Правлении и формирование его первоначального состава;

• назначение первого Директора Фонда;

• учредитель Фонда пожизненно входит в состав Правления Фонда. Выход учредителя Фонда из Правления Фонда возможен исключительно по его желанию или в связи с признанием учредителя недееспособным в установленном законом порядке.

3.4.Учредитель Фонда имеет право:

• участвовать в деятельности органов управления Фонда;

• получать любую необходимую информацию о деятельности Фонда;

• принимать участие в любых мероприятиях, проводимых Фондом, в том числе присутствовать на заседаниях Правления Фонда и Попечительского совета Фонда и созывать их заседания;

• внесение в Правление предложений о кандидатуре Директора Фонда;

• осуществлять добровольные взносы и пожертвования, в том числе целевые, а также оказывать иную имущественную помощь, необходимую для обеспечения деятельности Фонда;

• обратиться в суд с заявлением о ликвидации Фонда;

• организовывать и осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда;

• пользоваться на равных основаниях и условиях с другими лицами услугами Фонда.

3.5. Учредитель Фонда обязан:

• сформировать состав Правления и Попечительского совета Фонда;

• назначить Директора при создании Фонда;

• соблюдать положения настоящего Устава, и иных внутренних документов Фонда;

• исполнять принятые на себя по отношению к Фонду обязательства;

• не наносить своими действиями ущерб репутации Фонда.


3.6. В случае смерти Учредителя Фонда или утраты ими дееспособности, исключительные полномочия Учредителя Фонда переходят к Правлению.

ПРАВЛЕНИЕ ФОНДА

4.1. Высшим руководящим органом Фонда является Правление. Правление возглавляет Председатель Правления. Первоначально Правление формируется Учредителем Фонда не менее чем из 3 (трех) членов сроком на 5 лет. Дальнейшие изменения в составе Правления производятся по решению самого Правления. Кандидатуры новых членов могут вноситься на утверждение Правления любым из членов Правления и (или) Попечительского Совета, а также Учредителем Фонда. Решение об избрании нового члена Правления или исключении из него принимается квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3 от списочного состава) членов Правления. Учредитель Фонда является постоянными членом Правления. Число членов Правления Фонда не может превышать 7 человек.

4.2.Правление Фонда полномочно принимать решения по любым вопросам деятельности Фонда. К исключительной компетенции Правления относится:

• внесение изменений и дополнений в Устав Фонда, с последующей государственной регистрацией в установленном законом порядке;

• внесение изменений в положение о Правлении, положение о Директоре, положение о Попечительском Совете, в положения о филиалах и представительствах Фонда;

• назначение на должность Директора Фонда по представлению Учредителя Фонда, контрольно-ревизионных органов Фонда и досрочное прекращение их полномочий;

• разрешение конфликта интересов Директора Фонда;

• утверждение заработной платы Директора Фонда;

• определение приоритетных направлений деятельности Фонда, принципов формирования и использования его имущества;

• утверждение благотворительных программ Фонда;

• утверждение годового плана, годового бюджета Фонда и внесение в них изменений;


• утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса Фонда;

• принятие решений о создании филиалов и открытия представительств Фонда, утверждение положений о филиалах и представительствах;

• принятие решений о создании хозяйственных обществ и некоммерческих организаций, об участии Фонда в таких организациях;

• принятие решения о реорганизации Фонда.

4.3. Правление собирается на заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

4.4. Внеочередное заседание Правления может быть созвано по требованию Учредителя Фонда, Председателя Правления Фонда, Директора Фонда, любого члена Правления Фонда, 1/3 членов Попечительского Совета.

4.5. Председатель Правления Фонда назначается и освобождается от должности Правлением Фонда. Председатель Правления Фонда избирается из состава членов Правления. Председатель Правления Фонда возглавляет Правление и председательствует на заседаниях Правления.

4.6. Председатель Правления Фонда:

• по требованию уполномоченных лиц созывает Правление Фонда;

• ведет заседания, контролирует и организует работу Правления;

• формирует повестку заседания Правления Фонда, организацию ведения и рассылки Протоколов заседания Правления Фонда;

• может осуществлять продвижение идеологии Фонда и защиту интересов Фонда и его подопечных во взаимоотношениях с государственными органами, другими общественными организациями и объединениями общественных организаций, включая международные;

• может выступать от имени Фонда на конференциях, в средствах массовой информации, перед благотворителями и объединениями благотворителей;

4.7.Заседание Правления правомочно, если в нем приняло участие более половины его членов. Правление принимает решения простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании Правления.

4.8.Порядок проведения заседаний Правления и порядка принятия решений Правлением регулируются Положением о Правлении Фонда. Допускается проведение заседаний Правления Фонда с использованием конференц-связи, посредством интернет-технологий.

4.9.Правление и его члены могут вносить в Фонд пожертвования, в том числе целевые.

4.10. Члены Правления Фонда выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе Правления Фонда может быть не более одного работника ее исполнительных органов.

4.11. Полномочия членов Правления (за исключением Учредителя) могут быть прекращены по их личной инициативе или по решению Правления. При этом член Правления, в отношении которого принимается данное решение, в голосовании не участвует.

ДИРЕКТОР

5.1.Единоличным исполнительным органом управления Фондом является Директор. Директор назначается Правлением Фонда сроком на 5 лет. Первый Директор назначается Учредителем Фонда. Полномочия Директора могут быть прекращены досрочно по личной инициативе Директора или по решению Правления Фонда.

5.2. К компетенции Директора относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию Правления Фонда.

Директор:

• осуществляет практическое, текущее руководство деятельностью Фонда;

• исполняет решения Правления;

• готовит вопросы для их обсуждения на заседании Правления Фонда;

• готовит предложения по благотворительным программам Фонда;

• без доверенности представляет Фонд в органах государственной власти, перед иными юридическими и физическими лицами;

• без доверенности представляет интересы Фонда в Российской Федерации и за ее пределами;

• осуществляет продвижение идеологии Фонда и защиту интересов Фонда и его подопечных во взаимоотношениях с государственными органами, другими общественными организациями и объединениями общественных организаций, включая международные;

• выступает от имени Фонда на конференциях, в средствах массовой информации, перед благотворителями и объединениями благотворителей;

• участвует от имени Фонда в рабочих группах по разработке законов и подзаконных актов, затрагивающих уставные цели Фонда; выступает от имени Фонда с законодательными инициативами;

• принимает и утверждает внутренние документы Фонда, регулирующие деятельность

Фонда;

• утверждает организационную структуру и штатное расписание Фонда;

• назначает и отстраняет от должности руководителей организаций, в отношении которых Фонд выступает единственным Учредителем, а также принимает в отношении таких организаций иные решения, входящие в компетенцию единственного учредителя, участника или акционера таких организаций;

• контролирует и организует деятельность Фонда, направленную на достижение целей

Фонда;

• осуществляет руководство созданием филиалов и открытия представительств Фонда, выдает доверенности руководителям филиалов и представительств;

• без доверенности представляет Фонд перед третьими лицами в Российской Федерации и за рубежом, в том числе перед гражданами, органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.

• подписывает от имени Фонда документы, связанные со стратегическим развитием Фонда. Документы, связанные со стратегическим развитием Фонда и требующие предварительного одобрения Правления, могут быть подписаны Директором только после получения такого одобрения.

• обеспечивает взаимодействие Фонда с органами государственной власти, государственными, общественными, финансовыми и международными организациями;

• разрабатывает и утверждает должностные инструкции, осуществляет прием и увольнение работников Фонда;

• издает приказы, распоряжения, утверждает инструкции и другие акты, обязательные для исполнения работниками Фонда;

• утверждает положение о премировании работников Фонда в рамках утвержденного бюджета; принимает меры поощрения работников в соответствии с положением о премировании и налагает взыскания на них;

• открывает счета в банках и иных кредитных учреждениях, имеет право первой подписи на платежных и иных финансовых документах Фонда;

• распоряжается имуществом Фонда в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Уставом в рамках благотворительных программ и годового бюджета Фонда, утвержденных Правлением;

• без доверенности действует от имени Фонда;

• заключает договоры и совершает иные сделки от имени Фонда в соответствии

с решениями Правления;

• осуществляет контроль за деятельностью филиалов и представительств Фонда; выдает доверенности на право представительства от имени Фонда;

• организует работу по осуществлению Фондом предпринимательской деятельности; решает вопросы финансовой и хозяйственной деятельности Фонда;

• организует бухгалтерский учет и отчетность; несет ответственность за ежегодную публикацию отчетов Фонда;

• несет в пределах своей компетенции персональную ответственность за использование средств и имущества Фонда в соответствии с его уставными целями и задачами;

• принимает решения о судебной защите интересов Фонда в судах общей юрисдикции, в арбитражных и третейских судах;

• осуществляет иные полномочия, не отнесенные Уставом к исключительной компетенции Правления.

Как создать благотворительный фонд

Главная / Архив номеров / № 6 (16) 2012 /Статья Как создать благотворительный фонд

Мы открываем новую рубрику «Право общественных объединений», в ней будем освещать вопросы создания и деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций. При этом планируется затрагивать не только чисто юридические моменты, но и практическую сторону деятельности НКО с точки зрения экспертов, постоянно задействованных в некоммерческих проектах.

Начнем мы с ответа на вопрос, поступившего в нашу редакцию: «как школе создать благотворительный фонд, на который поступают средства родителей учеников, а затем они расходуются на нужды школы?»

Создание некоммерческой организации (НКО) – дело непростое. Мало кому удавалось с первого раза и без устранения замечаний зарегистрировать НКО. Дело в том, что при создании коммерческой организации, например, общества с ограниченной ответственностью, налоговый орган не проверяет учредительные документы на соответствие закону, а в случае с регистрации НКО, к которым относится фонд, регистрирующий орган проводит серьезную экспертизу всех представленных документов, в особенности устава. В данной статье мы расскажем вам как создать фонд и самое главное как составить документы на регистрацию с наибольшей вероятностью их принятия регистрирующим органом.

Кто регистрирует некоммерческие организации?

Большинство некоммерческих организаций, в том числе фонды, регистрирует территориальный орган Министерства юстиции РФ (по субъекту Федерации).

Сколько требуется учредителей для регистрации?

По закону для регистрации фонда достаточно одного человека. Понятно, что чем меньше учредителей, тем меньше больше мороки с заполнением форм документов, проведением учредительных собраний и т.д. Сам статус учредителя ни на что не влияет, статус учредителя в фонде утрачивает какое-либо правовое значение сразу после регистрации (в отличие от учреждения). Однако с точки зрения организационной для будущей деятельности фонда очень важно, чтобы фонд создавал не один человек, а несколько. Причем, лучше всего, чтобы это были статусные люди, не из администрации школы (не директор школы, не завуч), а кто-то из родителей, занимающий высокий пост (директор крупного предприятия, известный художник, депутат и т.д.). Конечно, существуют случаи учреждения фондом одним человеком, например, Фонд Алены Поповой (был создан матерью больной девочки для сбора средств на ее лечение), но в случае инициативы создания фондом от организации (в нашем случае школой), а не частного лица, лучше, конечно, собрать несколько человек (например, пять, а затем количество может увеличится, но уже в составе органов управления).

Какие документы необходимо предоставить?

Согласно ст. 13.1. ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») для регистрации фонда потребуются документы:

1) Заявление по форме РН0001 (утв. Постановлением Правительства от 15.04.2006 № 212). Заявление подписывается заявителем, это может быть будущий руководитель фонда или один из его учредителей. Заявление распечатайте с распиской. Лучше сделать два экземпляра. Один из них заверить у нотариуса, другой просто подписать. К нотариусу заявитель должен явиться лично к нотариусу. Заявителем может выступать один из учредителей или будущий руководитель фонда;

2) Устав в трех экземплярах;

3) Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) Сведения об учредителях в двух экземплярах (составляется в свободной форме, в данном документе указываются ФИО, паспортные данные, место регистрации, контактные данные учредителей, желательно подписать всеми учредителями);

5) Квитанция об уплате государственной пошлины (также желательно сделать ее копию);

6) Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (также документ, составляемый в свободной форме, в нем необходимо указать адрес, по которому можно связаться с руководителем фонда, скорее всего, он будет совпадать с юридическим адресом). Важно заметить, что зарегистрировать благотворительную организацию можно по адресу места жительства гражданина (учредителя, председателя), об этом прямо сказано в ст. 9 ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – ФЗ «О благотворительной деятельности»);

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

Как написать устав, чтобы его принял Минюст?

А вот это самое сложное в регистрации НКО. Минюст проверяет устав на соответствие закону, следовательно, даже взятые из закона, но перефразированные его положения, этот орган может заставить переделывать. Но больше всего придирок бывает к целям и видам деятельности, регистрационный орган очень любит решать что может делать организация, а что нет.

Не рекомендуем брать непроверенные формы из Интернета или других источников. Лучше попробовать написать устав самим (или хотя бы проверить взятую форму с учетом данных рекомендаций).

Итак, что должно быть в уставе:

1. Наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму. Указывается полное и сокращенное наименование. Организационно-правовая форма в данном случае – благотворительный фонд.

2. Место нахождения некоммерческой организации. Указывается юридический адрес.

3. Сведения о филиалах и представительствах (если таковые планируется учреждать при регистрации).

4. Предмет и цели деятельности. Обычно сначала указываются цели деятельности (2-3 цели общего характера, больше не нужно, чтобы было поменьше к чему придраться), затем указываются виды деятельности, которыми организация вправе заниматься для достижения целей. Поскольку мы создаем благотворительный фонд, то как раз в этом разделе должно быть указание на это в целях и видах деятельности (согласно ФЗ «О благотворительной деятельности»). Лучше выбрать как можно больше различных видов деятельности, которыми в дальнейшем будет заниматься организация (и на безвозмездной основе, и платно), т.к. иначе потом придется вносить изменения в устав, если чего-то будет не хватать. Фразу «и иные виды деятельности, не противоречащие закону» Минюст пропускает в устав очень редко.

5. Порядок управления деятельностью. В ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» указано, что порядок управления фондом определяется его уставом. Но в законе все же есть одно обязательное требование к составу органов фонда. У фонда обязательно должен быть попечительский совет. Он является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Обязательно нужно указать порядок формирования попечительского совета (в законе ничего на этот счет не указано, поэтому тут можно избрать наиболее удобный порядок, например, формирование попечительского совета высшим органом по представлению председателя). Полномочия попечительского совета указаны в п. 3 ст. 7: осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства

На практике как правило формируются следующие органы управления:

1. Высший орган управления — правление фонда с председателем правления (орган оперативного управления),

2. Исполнительный орган (например, исполнительный директор или президент фонда),

3. Попечительский совет (надзорный орган, формируется правлением).

4. Ревизор (ревизионная комиссия)

Полномочия высшего органа указанны в п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»:

— изменение устава некоммерческой организации;

— определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

— образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

— утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

— создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

— участие в других организациях;

В этой же статье можно взять и порядок принятия решений.

Также в ст. 10 ФЗ «О благотворительной деятельности» содержаться дополнительные полномочия:

— утверждение благотворительных программ;

— утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным, назначается правлением. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. Для удобства обычно используют модель с единоличным органом, но может быть и коллегиальный – исполнительная дирекция. В уставе необходимо указать срок его полномочий и порядок избрания (это должно быть в полномочиях высшего органа управления).

Также следует предусмотреть должность ревизора (ревизионной комиссии), который будет осуществлять контроль над финансово-хозяйственной деятельностью фонда.

6. Источники формирования имущества некоммерческой организации. Устав НКО не место для творчества, поэтому лучше опять же взять все дословно из закона. Источники формирования имущества перечислены в п. 1 ст. 26 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 15 ФЗ «О благотворительной деятельности»:

— взносы учредителей благотворительной организации;

— членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

— благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

— доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

— поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

— доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

— труд добровольцев;

— иные не запрещенные законом источники.

Членских взносов быть не должно, т.к. фонд – это организация без членства.

7. Порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации. Эту функцию нужно отнести к полномочиям высшего органа управления. Если не предусмотреть возможность изменения устава фонда, то он может быть изменен только в судебном порядке (п. 4 ст. 14).

8. Порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации. Опять же, порядок лучше всего взять из закона и сформулировать следующим образом: при ликвидации фонда оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, направляется в соответствии с уставом фонда на цели, в интересах которых он был создан, и (или) на благотворительные цели (п. 1 ст. 20).

Надо сказать, что весь изложенный порядок в равной степени подходит не только для создания фонда школы, но и любого фонда (в т.ч. благотворительного как его подвида).

И в заключение стоит отметить, что в Государственной думе в первом чтении принят проект Федерального закона № 47538-6, вносящий существенные изменения в Гражданский кодекс РФ. В том числе затрагиваются и некоммерческие организации. Устанавливается закрытый перечень таких организаций, существенно сужается количество организационно-правовых форм. Фонд остается в качестве отдельной организационно-правовой формы НКО, но тоже претерпевает некоторые изменения. Так, из состава органов управления исчезает попечительский совет. Остается только высший коллегиальный орган управления, единоличный руководитель и (по желанию) правление. Ориентировочно новая редакция Гражданского кодекса РФ будет принята к концу 2012 г.

Комментарий эксперта

Создание благотворительной организации в целях поддержки образовательного учреждения – дело совершенно необходимое и важное. Однако, на мой взгляд, когда касается наших общеобразовательных школ, то ни в коем случае нельзя замыкаться только и именно на «родительских» взносах. Безусловно, пожертвования родителей будут составлять определенную часть бюджета Фонда. Но изначально, с момента своего создания Фонд должен быть нацелен на работу с сообществом в целом – родители, выпускники, бизнес, просто заинтересованные в поддержке и развитии нашего образования люди. Родители, в первую очередь, должны рассматриваться не как основной источник средств, а как послы этой школы и каналы распространения информации о ее деятельности.

Фонд как инструмент решения задач, на которые не хватает бюджетных средств, может быть очень эффективным. И тут неважно, большая школа или маленькая, – важны цели и задачи этого Фонда. Большая школа требует больших усилий, для маленькой школы потребуется меньший объем пожертвований. Главное – убежденность в необходимости программ, на которые собираются пожертвования, и высокие цели, ради которых осуществляется деятельность школы, а значит, и Фонда. Такая убежденность не сможет не воодушевить сообщество, так или иначе связанное с данной школой. И тогда даже взносы родителей потеряют весь тот негативный окрас, который характерен для них сейчас («насильственные поборы»!!), а наоборот, приобретут характер осознанного действия во благо школы, в которой обучается ребенок.

Фонд поддержки школы – это показатель профессионализма педагогического коллектива школы и отношения к данной школе местного сообщества.

Алла Петрова-Лемачко

Заместитель директора по развитию Свердловской государственной филармонии,
Исполнительный директор благотворительного фонда поддержки
Уральского академического филармонического оркестра,
Доцент кафедры социальной безопасности УрФУ, Кандидат социологических наук

Юлия Вербицкая — Главный редактор Правовой газеты «Статус», магистр частного права

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 6 (16) 2012 С. 14-15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *