Фонд капитального ремонта

Обязанности регионального оператора по организации проведения капремонта

Энциклопедия МИП » Жилищное право » Капитальный ремонт » Обязанности регионального оператора по организации проведения капремонта

Государство берет на себя обязанность не только создавать условия для проведения ремонта, но и контролировать весь процесс.

Получить заключение эксперта по организации проведения капремонта в два клика. Удаленные консультации.

Об организации проведения капремонта общего имущества сейчас говорят очень много. Есть у этих нововведений как сторонники, так и противники. Тем не менее, закон нужно выполнять, поэтому хозяевам жилых помещений в многоквартирных домах лучше поторопиться и принять решение о выборе регионального оператора. Именно эта организация собирает деньги и обеспечивает порядок осуществления текущего ремонта домов.

Обеспечение проведения капитального ремонта региональным оператором

Капитальный ремонт теперь становится обязанностью собственников жилья. Со своей стороны государство берет на себя обязанность не только создавать условия для проведения ремонта, но и контролировать весь процесс. Для этого создаются так называемые региональные операторы – некоммерческие организации, которые становятся посредниками между владельцами помещений в МКД и подрядными организациями.

Это юридическое лицо контролирует все поступления финансовых средств и их трату на проведение капремонта.

К примеру, оператор обеспечивает полное финансирование необходимого ремонта дома, даже если средств, собранных жильцами не хватает. Эти деньги поступают не только из бюджета, но и из взносов собственников других домов. Закон разрешает это, если эти дома находятся поблизости. Кроме этого, региональный оператор решает вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества.

Основные обязанности регионального оператора

Перед тем, как утвердить проект создания региональных операторов, законодатель обозначил их прямые обязанности. Естественно, что все они касаются проведения текущего ремонта в многоквартирных домах. В обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта входят:

  • сообщать владельцам сроки и порядок осуществления капремонта;
  • предоставлять жильцам платежные документы, на основании которых происходит перечисление взносов;
  • заботиться об организации проведения капитального ремонта общего имущества;
  • готовить здание к проведению ремонтных работ;
  • найти подрядные организации и заключить с ними соглашения;
  • обеспечивать контроль за деятельностью подрядчиков;
  • принимать оказанные ими услуги;
  • копить средства собственников на специальном счете;
  • вести подробный учет денежных средств;
  • оплачивать работу подрядных организаций;
  • возвращать средства владельцам в случаях, предусмотренных законом;
  • отвечать перед владельцами за качество выполненных ремонтных работ;
  • выполнять другие важные обязанности, если они были предусмотрены законом.

Органы местного самоуправления и капитальный ремонт

Местные власти всегда контролируют процесс текущего капремонта в многоквартирных домах. При этом неважно, каким именно способом жильцы формировали фонд. К примеру, нередко бывает, что жильцы не могут принять решение и определить порядок проведения ремонтных услуг. Тогда эту обязанность на себя берут местные органы.

Для этого они самостоятельно обращаются к региональному оператору и открывают счет. Собранные жильцами средства переводятся туда. Далее местные органы власти в соответствии с региональной программой ставят жильцов в известность о проведении текущего ремонта. Кроме этого, они могут выступать заказчиками работ по ремонту, если собственники не хотят или не могут решить эти вопросы. Это возможно, если владельцы сотрудничают с региональным оператором. Порядок и условия, согласно которым органы самоуправления становятся заказчиками, предусмотрены нормативными актами субъекта РФ.

Привлечение подрядных организаций

Порядок привлечения подрядных организаций устанавливают нормативные документы субъектов РФ. Но существуют и общие положения, которых придерживаются все региональные операторы. Для того чтобы решить все важные вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества, оператору в первую очередь нужно найти подрядчика. Сначала проводится предварительный отбор, во время которого подрядные организации могут подавать свои заявки на проведение текущего ремонта в многоквартирных домах.

Далее комиссией происходит их рассмотрение и формирование специального реестра. Квалификация подрядных организаций определяется согласно выполненным работам. После того, как предварительный отбор закончен, заказчик проводит электронный аукцион для осуществления закупок товаров и услуг.

Комиссия строго проверяет всех участников аукциона. Если кто-то из участников подходит заказчику, между ними заключается соглашение на проведение текущего ремонта в многоквартирных домах.

Порядок заключения договора должен соответствовать гражданскому законодательству. Именно так региональный оператор и решает вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества.

Договор о предоставлении подрядчиком услуг может быть заключен не позднее трех недель после того, как будет опубликован протокол проведения аукциона. При этом исполнение соглашения должно быть гарантировано обеспечительным платежом или банковской гарантией. Что касается расторжения соглашения, то этот порядок также содержит ГК РФ. Расторгнуть договор можно по взаимному согласию или в одностороннем порядке. Кроме того, заказчик, то есть региональный оператор, имеет право на возмещение убытков. Причинами для этого являются:

  • нарушение установленных сроков проведения текущего ремонта;
  • задержка начала выполнения ремонтных услуг более чем на 5 дней;
  • использование для текущего ремонта некачественных или опасных материалов;
  • недействительность банковской гарантии, которую предоставил подрядчик;
  • лишение подрядной организации права на проведение ремонтных работ в многоквартирных домах;
  • нарушение других требований заказчика.

Кроме этого, существует также реестр недобросовестных подрядчиков, содержащий перечень организаций, с которыми лучше не сотрудничать во время текущего ремонта в многоквартирных домах. Порядок его ведения установлен законодательством.

Его ведением занимается орган власти, который был на это уполномочен. Реестр содержит все данные об этих организация, в том числе и ее наименование, адрес, информацию о расторгнутых с оператором договорах, если такие имели место быть. Эти данные содержатся в реестре в течение 3 лет со дня размещения, а затем исключаются оттуда.

Ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств

Ремонт в многоквартирных домах находится в компетенции региональных операторов. А они осуществляют свою профессиональную деятельность согласно методическим рекомендациям, которые были приняты Министерством регионального развития. Естественно, что эта организация несет ответственность за качество ремонтных работ. Все информация о проведении текущего ремонта, в том числе сроки и объем работ, содержится в региональной программе.

А так как оператор выбирает подрядчиков, он и обязан контролировать их деятельность и качество предоставляемых ими услуг. Ответственность, которую несет региональный оператор перед владельцами квартир в многоквартирных домах, где был проведен капремонт, содержит Жилищный кодекс РФ.

Возмещение региональному оператору израсходованных на капремонт средств в сумме, превышающей размер фонда

Иногда случаются ситуации, когда собственники не могут собрать необходимую для текущего капитального ремонта сумму. Чаще всего это происходит из-за должников, проживающих в этих многоквартирных домах. Важно знать, что у регионального оператора есть собственные рычаги воздействия на таких жильцов. Ведь платить взносы за ремонт должны все жильцы. Поэтому средства могут взыскать в судебном порядке.

Тем не менее, если ремонт нужно проводить срочно, региональный оператор может взять недостающую сумму из вносов жильцов других домов. При этом, возвращать этот долг должны будут уже жильцы того дома, на ремонт которого они были потрачены. Первоочередность проведения ремонта определяется мониторингом технического состояния зданий, который также является обязанностью регионального оператора.

  • О фонде
    • Уставные документы
    • Управляющий совет
    • Попечительский совет
    • Руководство
    • Территориальные управления Фонда
    • Права и обязанности
    • Допуск к работам по строительному контролю
    • Перечень домов, формирующих фонд капремонта на счете Регоператора
    • Контролирующие и надзорные органы за деятельностью Фонда
      • Контролирующие и надзорные органы за деятельностью Фонда
      • Отчетность
      • Контрольные мероприятия
  • Региональная программа капитального ремонта
    • Нормативные правовые акты города Москвы
    • Дом в Программе
    • Замена лифтового оборудования
      • Замена лифтов по региональной программе
      • Стандартные лифты, применяемые Фондом для установки
    • Начисление взносов на капремонт
    • Порядок оплаты взносов на капремонт для собственников нежилых помещений
    • Реквизиты для оплаты взносов на капитальный ремонт
    • Информационные материалы
    • Льготы по оплате взносов на капитальный ремонт
    • Информация о предварительном отборе подрядных организаций, привлекаемых Фондом капитального ремонта МКД г. Москвы, для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, и электронных аукционах на их выполнение
    • Архивные конкурентные процедуры Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы
      • Нормативные документы
      • Перечни подрядных организаций по результатам предварительных отборов
      • Предварительный отбор подрядных организаций
      • Дополнительный предварительный отбор подрядных организаций
      • Конкурсы на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов
        • Конкурсы на выполнение работ по капитальному ремонту
        • Конкурсы на выполнение работ по капитальному ремонту объектов культурного наследия
        • Конкурсы на выполнение работ по замене лифтов
      • Конкурсы на выполнение проектных работ и оценку соответствия лифтов техническому регламенту
        • Конкурсы на выполнение проектных работ
        • Конкурсы на выполнение оценки соответствия лифтов техническому регламенту
      • Конкурсный отбор российских кредитных организаций для открытия специальных счетов
      • Обжалование условий и результатов процедур
      • Реестр публикаций
  • Краткосрочный план капитального ремонта
    • Краткосрочный план реализации в 2015, 2016 и 2017 годы
    • График работ в 2015, 2016 и 2017 годах
    • Краткосрочный план реализации в 2018, 2019 и 2020 годы
    • ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ОТБОРЕ ПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ ФОНДОМ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МКД Г. МОСКВЫ, ДЛЯ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И (ИЛИ) ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МКД, И ЭЛЕКТРОННЫХ АУКЦИОНАХ НА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ
    • Предложения собственникам о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Москвы
    • Итоги работы комиссии по рассмотрению вопросов о включении дополнительных работ в краткосрочный план
    • Методические материалы по проведению общих собраний собственников
  • Специальный счет многоквартирного дома
    • Специальный счет многоквартирного дома
    • Перечень спецсчетов, владелец счета Регоператор
    • Перечень спецсчетов, владелец счета УК, ТСЖ, ЖСК
    • Оплата городом взноса на капремонт на спецсчет
    • Порядок перехода от регионального оператора на специальный счет
    • Рекомендации собственникам помещений
    • О банках, ведущих специальный счет
    • Перечень домов по итогам голосования на портале «Активный гражданин»
  • Законодательство
    • Нормативные правовые акты Российской Федерации
    • Нормативные правовые акты города Москвы
  • Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения нужд фонда
    • Нормативные документы
    • План закупок товаров, работ, услуг
    • Конкурсы на закупку товаров, работ, услуг
    • Аукционы в электронной форме на закупку товаров, работ, услуг
    • Конкурсы по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов
      • Нормативные документы
      • Конкурсы по отбору российских кредитных организаций (РКО) для открытия счетов и размещение временно свободных средств в РКО, с которыми заключено генеральное депозитное соглашение
  • Вопрос-ответ
    • Вопрос-ответ
    • Примеры
  • Электронная приемная
  • Пресс-центр
    • Новости
    • СМИ о Фонде
    • Публикации в СМИ о региональной программе капремонта
    • Фотоотчет о выполнении работ по капитальному ремонту жилых домов в Москве
    • Разделы о капремонте на сайтах префектур и управ
    • Мнения экспертов
    • Контакты для СМИ
  • Работа в фонде
  • Противодействие коррупции
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Контакты
    • Контактная информация
    • Прием граждан
    • Мобильный стенд
  • Информация о предварительном отборе подрядных организаций, привлекаемых Фондом капитального ремонта МКД г. Москвы, для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, и электронных аукционах на их выполнение
    • Нормативные документы
    • Предварительный отбор подрядных организаций
    • Реестр квалифицированных подрядных организаций
    • Электронные аукционы на оказание услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД

Жители ряда регионов РФ всё чаще сталкиваются с сообщениями с короткого номера «900», в котором содержится уведомление о снятии денежных средств по реквизитам НКО «ФКР». Банк делает это на законных основаниях.

Почему поступает сообщение от НКО «ФКР»

Сообщение с номера 900 от НКО «ФКР» поступает от ПАО «Сбербанк России» с текстом успешной оплаты услуги капитального ремонта за определённую дату. Транзакция проводится на автоматической основе в соответствии с положениями договора, заключённого между жильцами многоквартирного дома и ТСЖ.

Сумма списания варьируется в зависимости от очерёдности дома в региональных списках на профильные работы.

НКО «ФКР» осуществляет деятельность на всей территории Российской Федерации. Организация включена в реестр юридических лиц, что исключает вероятность противоправных действий, связанных с мошенничеством.

Деятельность организации

Полная расшифровка НКО «ФКР» – некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта». Компания занимается ремонтными работами в жилых и коммерческих помещениях. Перечень базовых направлений деятельности компании имеет следующий вид:

  • монтаж и постоянное обслуживание лифтовых систем;
  • покрасочные мероприятия;
  • кровельные работы;
  • капитальный ремонт строений на основании официального запроса от органов государственной/региональной/муниципальной власти;
  • отправка жильцам уведомлений о необходимости оплаты взносов на ежемесячной основе;
  • применение законных мер взыскания долговых обязательств с физических лиц, допустивших пропуск очередного платежа (самостоятельно, через судебные органы или через службу судебных исполнителей);
  • перевод поступающих денежных средств на побочные финансовые инструменты с целью получения прибыли (список инвестиционных каналов ограничивается актуальным законодательством Российской Федерации);
  • привлечение к работе подрядчиков для проведения операций капитального ремонта и оплата их профессиональной деятельности из средств Фонда;
  • наложение штрафов на недобросовестных партнёров с учётом перечисления взысканных сумм на специальные счёта.

Региональные органы власти могут устанавливать новые тарифы на капитальный ремонт и изменять перечень услуг, предоставляемых региональным оператором.

Заключение договора

Соглашение между собственниками жилых помещений и отделением НКО «ФКР» может быть заключено только при коллективном согласии жильцов. Проект будущего договора вносится организацией. Принятие соответствующего решения проводится на общем собрании.

Допускается составление договора в следующих случаях:

  • после сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию;
  • после отказа от услуг одной организации (с учётом последующего обращения в другую).

Собственники имеют право на законных основаниях отказаться от договора с территориальным оператором с обслуживающей финансовой организацией, но полностью закрыть лицевой счёт не получится.

В соответствии со статьёй №181 Жилищного Кодекса РФ владельцы недвижимого имущества начинают нести полноценную ответственность за постоянное содержание здания и проведение в нём мероприятий в рамках капитального благоустройства.

Отказ от оплаты

Если пришло сообщение от НКО «ФКР» по номеру «900» и при наличии официального согласия, закреплённого в договоре, отказ от дальнейших выплат становится невозможным. Полномочия делегируются в пользу органов ЖКХ на автоматической основе. Это обуславливается тем, что именно они несут ответственность по содержанию домов.

Единственный способ решения проблемы – перейти на официальный сайт НКО «ФКР» https://www.fkrmo.ru и уточнить детали, позвонив по номеру горячей линии (8152412529). При переадресации звонка из условной Мурманской области в главный офис организации нужно добиться переадресации к региональному оператору.

Допускается полное отключение автоматического платежа. После этого смс «900» от Сбербанка поступать не будет.

Алгоритм действий:

  • авторизация в личном кабинете сервиса «Сбербанк Онлайн»;
  • переход в раздел доступных платежей;
  • проверка действующих услуг;
  • отмена ежемесячного списания.

Если соответствующий пункт отсутствует в списке предоставляемых банковских услуг, то необходимо незамедлительно проконсультироваться с представителями службы поддержки. После отключения услуги задолженность будет оставаться активной. Существует риск многократной просрочки, что повлечёт за собой внушительные санкции и пени. Федеральное законодательство утверждает обязательность регулярных взносов в НКО «ФКР».

В 2019 году списание по номеру «900» характерны для жителей Нижнего Новгорода. Некоторые пользователи услуги скептически отзываются о порядке списания средств. В зависимости от месяца транзакции суммы могут отличаться на несколько сотен рублей, что не добавляет доверия к организации.

Уточнить детали по поводу банковских операций можно в любом отделении Сбербанка России или НКО «ФКР».

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА

Под способом формирования фонда капитального ремонта подразумевается, прежде всего, на чей банковский счет перечисляются ежемесячные взносы собственников помещений в многоквартирном доме.

Жилищный кодекс (часть 3 статьи 170) определил только два возможных способа формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, открытый в кредитной организации (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора – организации, специально созданной субъектом Российской Федерации (далее – формирование фонда капитального ремонта у регионального оператора)

Это совершенно различные способы накопления и использования средств взносов собственников помещений.

Формировать фонд капитального ремонта на специальном счете – это означает, что собственники помещений в многоквартирном доме перечисляют взносы на капитальный ремонт на специальный счет в кредитной организации (в банке). Этот банковский счет по решению общего собрания открывает выбранное собственниками помещений юридическое лицо (схема 2).

Схема 2. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете

Юридическое лицо, которые выбрали собственники помещений, открывает специальный счет на свое имя и является владельцем специального счета. Жилищный кодекс определил, какое юридическое лицо может быть владельцем специального счета (части 3 и 4 статьи 175 ЖК).

Владельцем специального счета может быть:

— товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное в одном многоквартирном доме или в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать;

— жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющий управление многоквартирным домом;

— региональный оператор.

Специальный счет может быть открыт только в российской кредитной организации (банке) с величиной собственных средств (капитала) не менее 20 млрд. рублей (часть 2 статьи 176 ЖК).

На специальном счете фонд капитального ремонта накапливается в виде денежных средств (часть 3 статьи 170 ЖК).

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе создавать фонд капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счет могут «накапливаться» средства фонда капитального ремонта только одного многоквартирного дома (часть 4 статьи 175 ЖК). Иначе говоря, действует правило – «Один многоквартирный дом – один специальный счет».

Слово «специальный», используемое для обозначения банковского счета, на котором формируется фонд капитального ремонта, означает, что законодательством установлены особые условия для открытия такого специального счета и совершения операция со средствами на таком банковском счете.

Главная особенность специального счета для фонда капитального ремонта состоит в том, что независимо от того, кто открыл такой банковский счет (кто является владельцем специального банковского счета), денежные средства, которые находятся на этом счете, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36.1 ЖК).

Доля собственника помещения в многоквартирном доме на денежные средства на специальном счете пропорциональна суммарному размеру взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственником такого помещения (и предшествующим собственником помещения) (часть 1 статьи 36.1 ЖК).

Правовое регулирование прав собственников помещений на денежные средства на специальном счете аналогично регулированию права общей долевой собственности собственников помещений на общее имущество в многоквартирном доме:

— право собственника помещения в многоквартирном доме на долю денежных средств, находящихся на специальном счете, следует судьбе права собственности на такое помещение (часть 3 статьи 36.1);

— собственник помещения в многоквартирном доме не вправе требовать выделения своей доли денежных средств, находящихся на специальном счете (часть 5 статьи 36.1 ЖК);

— при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю такого помещения переходит доля в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете (часть 4 статьи 36.1 ЖК).

Эти положения Жилищного кодекса означают, что при продаже квартиры собственник не может забрать уплаченные им взносы на капитальный ремонт из фонда капитального ремонта, право на эти средства переходит к новому собственнику квартиры Но никто из собственников помещений не может самостоятельно распоряжаться своей долей средств фонда капитального ремонта, единолично решать, на что, как и когда истратить свою долю средств. Для расходования средств со специального счета необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Средства со специального счета могут расходоваться только на проведение капитального ремонта того многоквартирного дома, собственники помещений в котором сформировали фонд капитального ремонта на этом счете, и не могут расходоваться на капитальный ремонт других многоквартирных домов (статья 177 ЖК). Средства фонда капитального ремонта на специальном счете всегда доступны для собственников помещений в доме и могут использоваться в случае необходимости для проведения работ по капитальному ремонту, даже если планируемый региональной программой срок проведения этих работ еще не наступил.

Средства собственников помещений в фонде капитального ремонта на специальном счете защищены от утраты и нецелевого использования:

· специальный счет имеют право открывать только самые крупные банки в стране, риск их банкротства минимален;

· возможные операции со средствами на специальном счете определены Жилищным кодексом (часть 1 статьи 177 ЖК); банк обязан следить за тем, чтобы со средствами на специальном счете владелец счета не совершал операций, не предусмотренных Жилищным кодексом;

· для перечисления средств со специального счета по распоряжению владельца специального счета обязательно должен быть представлен протокол общего собрания собственников помещений, подтверждающий решение о выполнении работ по капитальному ремонту или о заключении кредитного договора для финансирования работ по капитальному ремонту (части 4 и 5 статьи 177 ЖК);

· поскольку денежные средства, находящиеся на специальном счете, не являются собственностью владельца специального счета, за счет этих средств не могут быть оплачены долги юридического лица – владельца специального счета (кроме обязательств по договорам на выполнение услуг / работ по капитальному ремонту, заключенным на основании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме). В случае признания владельца специального счета банкротом денежные средства, находящиеся на специальном счете, не включаются в конкурсную массу (части 6 и 7 статьи 175 ЖК);

· банк, в котором открыт специальный счет, и владелец специального счета должны по требованию любого собственника помещений в многоквартирном доме предоставлять информацию о сумме зачисленных на счет платежей собственников всех помещений в многоквартирном доме, об остатке средств на специальном счете, обо всех операциях по специальному счету.

В соответствии с Жилищным кодексом (часть 8 статьи 170 ЖК) Законом Новосибирский области (статья 4) установлен минимальный размер фонда капитального ремонта на специальных счетах – 70 процентов от размера предельной стоимости капитального ремонта дома. Стоимость капитального ремонта рассчитывается исходя из перечня услуг и работ по капитальному ремонту, определенного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и указанного в региональной программе капитального ремонта. Это сделано для того, чтобы средства собственников помещений не обесценивались из-за инфляции при длительном хранении в случае, когда ремонт дома запланирован на отдаленный срок.

Формирование фонда капитального ремонта у регионального оператора – передача средств в «общий котел» (или для взаимного финансирования многоквартирных домов)

Формирование фонда капитального ремонта у регионального оператора означает, что взносы собственников помещений в многоквартирном доме перечисляются на счет организации, специально созданной субъектом Российской Федерации (Новосибирской областью) для организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

Главной особенностью этого способа формирования фонда капремонта является то, что взносы на капитальный ремонт, которые собственники перечисляют региональному оператору, становятся имуществом регионального оператора (часть 1 статьи 179 ЖК), а фонд капитального ремонта формируется в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (пункт 2 части 3 статьи 170 ЖК). Это означает, что собственники помещений теряют право на деньги, но взамен у них появляется право требовать от регионального оператора выполнения капитального ремонта многоквартирного дома в объеме и сроки, определенные региональной программой капитального ремонта (часть 1 статьи 182 ЖК).

Региональный оператор обязан вести учет средств, поступивших ему в виде взносов собственников помещений на капитальный ремонт, то есть учет средств фондов капитального ремонта по каждому многоквартирному дому. Кроме того учет ведется и отдельно по каждому собственнику помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 183 ЖК).

Региональный оператор по запросу предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме, а также лицу, ответственному за управление многоквартирным домом, сведения по формированию и расходованию средств фонда капитального ремонта, который формируется у регионального оператора (части 2 и 3 статьи 183 ЖК), поэтому собственники помещения могут иметь информацию о том, сколько средств они «накопили» у регионального оператора.

Но средства, перечисленные собственниками помещений региональному оператору, не лежат на счете регионального оператора до тех пор, пока не придет время проводить капитальный ремонт дома. Согласно Жилищному кодексу (часть 1 статьи 182) региональный оператор вправе расходовать средства, полученные за счет платежей собственников помещений в одних многоквартирных домах, на проведение капитального ремонта других многоквартирных домов, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора (схема 3). Именно поэтому способ формирования фонда капитального ремонта у регионального оператора часто называют «общий котел».

Схема 3. Формирование фонда капитального ремонта у регионального оператора

Региональный оператор должен обеспечить проведение капитального ремонта многоквартирного дома, собственники помещений в котором перечисляют ему свои взносы на капитальный ремонт, в объеме и сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта. В случае если для финансирования капитального ремонта какого-то дома в срок, определенный региональной программой, недостаточно средств фонда капитального ремонта, собранных собственниками этого дома, региональный оператор использует для финансирования ремонта средства, полученные от собственников помещений в других многоквартирных домах, в которых в этом году ремонт проводиться не будет (часть 1 статьи 182 ЖК). Таким образом, фактически, через регионального оператора собственники помещений в одном доме берут в долг деньги собственников помещений в других многоквартирных домах, но это учитывается как «заём у регионального оператора».

Собственники помещений в доме, на ремонт которого израсходовано средств больше, чем они накопили в фонде капитального ремонта, возмещают региональному оператору заемные средства своими последующими взносами на капитальный ремонт (часть 7 статьи 182 ЖК).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *