Фирмы однодневки ФНС

Как вычислить фирму-однодневку: рекомендации ФНС

В 2017 году почти в три раза снизилось число компаний, прекративших работу из-за реорганизации. А годом ранее из ЕГРЮЛ убыли более 780 000 компаний. Таков результат зачистки ЕГРЮЛ от фирм-однодневок, которую затеяла ФНС. Налоговики начали проверять достоверность данных в реестре, и под подозрение стали попадать прежде всего компании, участвующие в реорганизации в период проверки.

По данным ФНС, доля компаний с признаками фиктивности за 2017 год снизилась на 45% по сравнению с 2016 годом. Однако до конца проблема фирм-однодневок не решена. Поэтому добросовестным организациям по-прежнему следует проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента и исключать случаи сотрудничества с подозрительными компаниями.

Что такое фирма-однодневка?

Фирма-однодневка — это юрлицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. Такое определение приводится в Письме ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84.

Суть схемы с участием фирм-однодневок довольно проста: они просто искусственно включаются в цепочку хозяйственных связей, при этом налогоплательщик и фирма-однодневка совершают согласованные противоправные действия для достижения определенной цели.

«Регистрирующий (налоговый) орган до сих пор не наделен ни полномочиями, ни обязанностями по проверке достоверности представляемых на регистрацию юридического лица документов», — говорится в письме ФНС. Следовательно, ни один налогоплательщик не застрахован от того, что при проведении проверки налоговые органы не найдут в числе его контрагентов фирмы-однодневки.

Признаки фирмы-однодневки

В Письме ФНС РФ от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@, сообщая о проведении работы в отношении юрлиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности, налоговики приводят перечень признаков, которые могут свидетельствовать о недостоверности указанных сведений в ЕГРЮЛ:

  • лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юрлица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых в значительном количестве иных юридических лиц;
  • участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц;
  • адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юридических лиц;
  • лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
  • в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, имеется информация о его смерти.

В Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ налоговики приводят 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, часть которых может сигнализировать именно о фирме-однодневке:

  1. налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;
  2. в бухгалтерской или налоговой отчетности отражены убытки на протяжении нескольких налоговых периодов;
  3. в налоговой отчетности отражены значительные суммы налоговых вычетов за определенный период;
  4. опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  5. среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по рынку;
  6. неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы;
  7. отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  8. построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
  9. непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
  10. неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);
  11. значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности;
  12. ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

В Письме ФНС РФ от 24.06.2016 N ЕД-19-15/104 рекомендует при оценке налоговых рисков обращать внимание на следующие признаки:

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора;
  • наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Кроме того, признаки фирм-однодневок постоянно вскрываются в процессе судебной практики:

  • минимальный размер уставного капитала (в совокупности с другими признаками может указывать на фирму-однодневку, однако сам по себе не является фактором риска);
  • массовый адрес регистрации, по которому зарегистрировано много налогоплательщиков;
  • отчетность не сдается либо сдается с нулевыми показателями;
  • отсутствие штата персонала (в зависимости от сферы деятельности может действительно свидетельствовать о неблагонадежности контрагента);
  • отсутствие материальных и административных ресурсов;
  • подозрительные хозяйственные операции;
  • должностные лица, не имеющие отношения к деятельности организаций;
  • подписание документов неустановленными лицами;
  • дата регистрации организации близка к дате совершения сомнительной сделки;
  • невыполнение требований налоговых органов о представлении документов;
  • отсутствие упоминаний

Как не пострадать от фирмы-однодневки

Прежде всего, перед заключением сделки необходимо запросить у контрагента копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, необходимые лицензии, приказы, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности.

Также существует ряд сервисов, которые позволяют отследить тревожные признаки. Большую работу в этом направлении ведет ФНС, предоставляя добросовестным налогоплательщикам различные онлайн-продукты, с помощью которых можно проверять контрагентов:

  • Сведения о юрлицах и ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации
  • Сообщения юрлиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации»
  • Сведения о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ
  • Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц
  • Юрлица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица
  • Адреса, указанные при регистрации в качестве места нахождения несколькими юрлицами
  • Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке
  • Сведения о юрлицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года
  • Сведения о физлицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юрлиц
  • Юрлица, созданные по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ

Однако контрагента важно проверять не только на стадии заключения договора, но и в дальнейшем. В сервисе Контур.Фокус есть опция «Наблюдение», которая позволяет отслеживать до 1000 компаний. В компании в любой момент могут измениться данные, например, поменяться руководитель, учредители, адрес, появиться сообщение о банкротстве, исполнительном производстве, арбитраже. Узнав об этим изменениях, Контур.Фокус вышлет уведомление на электронную почту.

Получайте все данные о контрагенте в один клик

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!

Как налоговая выявляет однодневки? 109 признаков однодневок + комментарии из практики

  1. Адрес регистрации компании является адресом «массовой» регистрации (то есть по нему зарегистрированы 10 и более фирм). При этом есть заявление владельца помещения, что данное помещение никому не предоставлялось и предоставляться не планируется. Особые действия инспектора: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.

Аббревиатура ЮЛ-КПО означает «юридические лица, контролируемые в первую очередь». Это информационная база, в которой инспекция фиксирует информацию, указывающую на недобросовестность компании.

  1. Адреса регистрации компании не существует. Особые действия инспектора: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.
  2. Помещение, находящееся по адресу регистрации компании, предположительно не приспособлено для осуществления деятельности исполнительного органа компании.
  3. В заявлении на регистрацию указан недействительный документ, удостоверяющий личность заявителя, учредителя или руководителя. Особые действия инспектора: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.
  4. В заявлении на регистрацию указан недействительный ИНН заявителя, учредителя или руководителя.
  5. Заявитель ранее подавал заявление на регистрацию, где указывал недействительный документ, удостоверяющий личность.
  6. Лицо, указанное в качестве руководителя компании, имеет действующую дисквалификацию. Особые действия инспектора: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.
  7. Лицо, указанное в качестве руководителя компании, не имеет справки из МВД России об отсутствии действующей дисквалификации. Особые действия инспектора: отказ в регистрации.
  8. Лицо, указанное в качестве заявителя или учредителя компании, имеет действующую дисквалификацию.
  9. Лицо, указанное в качестве руководителя, заявителя или учредителя компании, ранее было дисквалифицировано, но дисквалификация закончилась.
  10. Лицо, указанное в качестве руководителя или заявителя компании, не имеет гражданства РФ (имеет документ другого государства, удостоверяющий его личность).
  11. Учредитель — юридическое лицо сам сейчас находится в списке ЮЛ-КПО, и у него уже выявлено не менее пяти признаков неблагонадежности.
  12. Учредитель (физическое или юридическое лицо) ранее учреждал компании, которые находились или сейчас находятся в списке ЮЛ-КПО, и у него (учредителя) было выявлено не менее пяти признаков неблагонадежности.
  13. Физическое лицо является учредителем 10 и более компаний («массовый» учредитель). При этом учрежденные им компании сейчас находятся или ранее находились в списке ЮЛ-КПО и у них было выявлено не менее пяти признаков неблагонадежности.
  14. Физическое лицо является руководителем 10 и более компаний («массовый» руководитель). При этом возглавляемые им компании сейчас находятся или ранее находились в списке ЮЛ-КПО и у них было выявлено не менее пяти признаков неблагонадежности.
  15. Физическое лицо является заявителем при регистрации 10 и более компаний («массовый» заявитель). При этом компании сейчас находятся или ранее находились в списке ЮЛ-КПО и у них было выявлено не менее пяти признаков неблагонадежности.
  16. Указанные в заявлении учредитель и руководитель компании — одно и то же лицо.
  17. Заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, уже сложившим полномочия. Особые действия инспектора: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.
  18. Заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, подпись которого ранее подделывалась. При этом есть заявление нотариуса, что он не заверял данное заявление на государственную регистрацию. Особые действия инспектора: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.
  19. Заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, который ранее заверил 10 или более заявлений на государственную регистрацию компаний, которые сейчас находятся или ранее находились в списке ЮЛ-КПО и у них было выявлено не менее пяти признаков.
  20. Указан уставный капитал меньше допустимого для указанного кода (кодов) ОКВЭД. При этом уставный капитал сформирован в «ненадежной форме».
  21. Организация использует в качестве единственного исполнительного органа управляющую компанию. При этом организация указала в качестве адреса регистрации адрес управляющей компании. А сама эта управляющая компания является исполнительным органом в 10 и более компаниях, находящихся в списке ЮЛ-КПО.
  22. Компания зарегистрирована с организационно-правовой формой ООО.
  23. Относительно учредителя (руководителя) компании стали известны факты, по которым исполнение им функций затруднено или невозможно (преклонный возраст, учащийся, военнослужащий срочной службы, осужденный и отбывающий наказание, находится на длительном лечении, без определенного места жительства, беженец, вынужденный переселенец, недееспособен). Особые действия инспектора: проведение расследования.
  24. Частое изменение руководителя юридического лица.
  25. Руководителем является лицо, зарегистрированное в другом регионе и/или являющееся сельским жителем.
  26. Поступило заявление от физического лица о признании его потерпевшим, так как он не учреждал (не руководил) компанией. Особые действия инспектора: проведение расследования.
  27. Компания куплена у фирмы, создавшей заранее несколько юридических лиц специально на продажу.

Признаки, выявляемые на этапе постановки компании на налоговый учет

  1. Поступило заявление владельца помещения, что оно никому не предоставлялось. Особые действия инспектора: проведение расследования.
  2. На этапе постановки компании на налоговый учет установлено, что адрес регистрации не существует. Особые действия инспектора: проведение расследования.
  3. На этапе постановки компании на налоговый учет установлено, что помещение, находящееся по адресу ее регистрации, предположительно не приспособлено для деятельности (недостаточная площадь, нарушены санитарные нормы и т. д.). Особые действия инспектора: проведение расследования.
  4. Частое изменение (более одного раза в месяц) места постановки на налоговый учет.

Признаки, выявляемые в ходе деятельности компании

  1. Компания не предоставила информацию об открытии ею счетов в банке.
  2. Компания не сдает отчетность (информацию о численности персонала) в органы статистики.
  3. Компания не сдает декларации по налогу на прибыль и по налогу на имущество (с точки зрения налоговиков, организация, не показывающая прибыли и имущество, — потенциальный нарушитель налогового законодательства).
  4. Компания не сдает декларацию по НДС, хотя есть информация из банка о движении денег по ее счетам. Особые действия инспектора: приостановка операций по счетам.
  5. Компания не представляет налоговую или бухгалтерскую отчетность в течение одного или нескольких налоговых периодов. Особые действия инспектора: приостановка операций по счетам.
  6. Компания представляет «нулевую» налоговую или бухгалтерскую отчетность в течение одного или нескольких налоговых периодов.
  7. Компания официально заявила об отказе представлять налоговую или бухгалтерскую отчетность.
  8. По данному юридическому лицу поступило много — более трех в течение нескольких месяцев.
  9. Учредитель данной компании часто встречается в числе ее контрагентов. При этом учредитель в цепочке контрагентов находится достаточно далеко — на 6—8-м месте.
  10. В цепочке контрагентов находятся компании, которые сейчас или ранее находились в списке ЮЛ-КПО.
  11. Поступила информация о дисквалификации физического лица, являющегося руководителем (учредителем) компании.
  12. Компания не заменяет дисквалифицированного руководителя.
  13. Компания передает владение собой (доли) юридическому лицу, которое в настоящее время находится в стадии ликвидации.
  14. Компания пользуется услугой «почтово-секретарское обслуживание». Это не относится к столичным фирмам, пользующимся услугами территориальных агентств поддержки малого предпринимательства (ТАРП).
  15. Компания пользуется услугой «бухгалтерское обслуживание при отсутствующей деятельности».
  16. Есть движение денег по счетам компании, не отраженным в бухгалтерской отчетности.
  17. Компания проводит финансово-хозяйственные операции, нехарактерные для зарегистрированных видов деятельности по ОКВЭД.
  18. Объем потребленной компанией электро- и теплоэнергии, а также водных ресурсов существенно меньше значений, характерных для зарегистрированных видов деятельности компании по ОКВЭД.
  19. Компании предъявлены к оплате большие суммы за электро-, тепло- и водоснабжение. При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем суммы счетов. Либо отчетность не представляется. Одновременно есть факты оплаты компанией выставленных счетов за электро-, тепло- и водоснабжение.
  20. Компании предъявлены к оплате большие суммы за услуги связи. При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем суммы счетов. Либо отчетность не представляется. Одновременно есть факты оплаты компанией выставленных счетов за услуги связи.
  21. Компания перевозит крупные партии товаров (принадлежащих ей и (или) перевозимых в его адрес). При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров. Либо отчетность не представляется. Одновременно есть факты оплаты компанией выставленных счетов за перевозку.
  22. Компания активно рекламирует свои услуги (со ссылками на успешно выполненные работы) в средствах массовой информации (включая интернет). При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров. Либо отчетность не представляется.
  23. Компания активно участвует во внешнеторговой деятельности. При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров. Либо отчетность не представляется.
  24. Компания в своей налоговой (бухгалтерской) отчетности указывает такие финансовые показатели своей деятельности, которые существенно отличаются от средних показателей деятельности по группе аналогичных налогоплательщиков в этой же отрасли (коду ОКВЭД).
  25. Компания по факту является малым предприятием (численность, оборот), но при этом выступает контрагентом крупнейшего налогоплательщика с большими суммами сделок.
  26. Компания приобретает недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги. При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров. Либо отчетность не представляется.
  27. Физические лица, работающие в компании или на нее, приобретают недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы и драгоценные камни на суммы, превышающие их задекларированные доходы.
  28. Компания предъявляет к возмещению значительные суммы налогов.
  29. Компания открыла счет в банке, в котором имеют счета более 10 компаний, находящихся (сейчас или ранее) в списке ЮЛ КПО.
  30. Компания часто «теряет» первичные документы. При этом «потерянные» документы долго или вообще не восстанавливаются.
  31. Неритмичный характер бизнеса компании.
  32. Компания проводит единичные непрофильные операции.
  33. Компания использует нестандартные средства расчета (вексель, бартер, уступка прав требования).
  34. Компания применяет нерыночные цены или же цены сильно колеблются.
  35. Отсутствие экономической целесообразности операции.
  36. Заработная плата сотрудников компании меньше прожиточного минимума.
  37. У компании отсутствуют основные средства, необходимые для деятельности (транспорт, склад, торговые точки и т. п.).
  38. Компания открыла новый счет в банке, в котором у нее приостановлены операции по другому счету, и это решение еще не отменено (это запрещено банку в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ и косвенно, по мнению инспекторов, является признаком «проблемного» банка).
  39. Налогоплательщик после блокировки его счетов в одном банке открыл новый счет в другом банке.
  40. Компания использует иностранную рабочую силу без разрешения или с аннулированными разрешениями.
  41. У компании отсутствует лицензия на деятельность, которая должна быть лицензирована.
  42. Занижение налога на прибыль вследствие необоснованного включения в состав внереализационных расходов затрат, не учитываемых при налогообложении (при условии, что внереализационные расходы составляют значительный процент от выручки отчетного периода).
  43. Темп роста внереализационных расходов по отношению к аналогичному периоду предыдущего года значительно превышает темп роста выручки от реализации (по мнению инспекторов, это свидетельствует о возможном занижении налога на прибыль путем завышения расходов).
  44. Стоимость экспорта по данным таможенной декларации превышает сумму выручки от реализации по данным бухгалтерской отчетности.
  45. Площади земельных участков по данным земельного комитета превышают данные декларации по налогу на землю.
  46. Выручка от реализации, по данным бухгалтерской отчетности, выше аналогичного показателя по данным декларации по НДС, и полученная разница превышает сумму дебиторской задолженности (по мнению инспекторов, это свидетельствует о возможном занижении НДС).
  47. Сумма НДС, уплаченная таможенным органам, превышает сумму этого налога, указанную в декларации по НДС (необоснованное занижение налога).
  48. Сумма сделок, информацию о которых можно получить из электронных книг покупок и продаж и других внешних источников, превышает выручку от реализации по данным отчетности компании.
  49. Сумма реализации по данным декларации по налогу на прибыль меньше значения аналогичного показателя по данным бухгалтерской отчетности.
  50. Арендная плата за государственное или муниципальное имущество, с которой начислена сумма НДС арендатором — налоговым агентом, превышает аналогичный показатель по данным комитета по имуществу.
  51. Сумма льгот по ЕСН, примененных налогоплательщиком в данном налоговом периоде, превышает сумму льгот предыдущего налогового периода (по мнению инспекторов, это свидетельствует о возможном занижении ЕСН из-за необоснованного применения льгот).
  52. Затраты на оплату труда, принимаемые при исчислении налога на прибыль, превышают аналогичные данные, принимаемые при исчислении ЕСН.
  53. Суммарный доход физических лиц по организации (по данным формы № 2-НДФЛ) превышает аналогичный показатель, принимаемый для исчисления ЕСН.
  54. Выплаты физическим лицам, не учитываемые в целях налогообложения по данным декларации по налогу на прибыль, меньше аналогичного показателя декларации по ЕСН (по мнению инспекторов, это свидетельствует о возможном занижении ЕСН из-за занижения выплат физическим лицам, облагаемым этим налогом).
  55. Сумма начисленных платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по данным декларации, представленной компанией, превышает аналогичный показатель по данным ПФР (по мнению инспекторов, это свидетельствует о возможном занижении ЕСН из-за завышения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).
  56. Количество транспортных средств, по данным декларации по транспортному налогу, меньше их числа, зарегистрированных в ГИБДД.
  57. При наличии сведений от ГИБДД об имеющихся у компании транспортных средствах не сдана декларация по налогу на имущество.
  58. Компания не представила декларацию по налогу на имущество (либо представила нулевую декларацию). При этом есть сведения о регистрации сделки по приобретению налогоплательщиком недвижимости.
  59. Компания не представила декларацию по налогу на прибыль (либо представила нулевую декларацию). При этом есть сведения о продаже ею недвижимости.
  60. Компания не представила декларацию по налогу на прибыль или НДС (либо представила нулевую декларацию). При этом есть сведения о продаже ею транспортных средств.
  61. Компания регулярно представляет декларации к уменьшению или возмещению из бюджета (не меньше трех раз в течение года по одному налогу).
  62. Налоговая нагрузка компании уменьшается на фоне роста выручки (по мнению инспекторов, это свидетельствует о возможном уклонении от налогообложения).
  63. Компания представляет нулевую отчетность при наличии сведений о покупке-продаже недвижимости, транспорта, реализации алкоголя, осуществлении экспортно-импортных операций.
  64. Сумма авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), показанная в декларации по НДС, меньше суммы кредиторской задолженности по данным бухгалтерской отчетности (по мнению инспекторов, это свидетельствует о возможном занижении суммы НДС).
  65. Прирост выручки отстает от прироста стоимости основных средств (по мнению инспекторов, свидетельствует о возможном занижении налога на прибыль и НДС).
  66. Суммы дебиторской задолженности значительно превышают величину выручки (по мнению инспекторов, это свидетельствует о возможном занижении суммы НДС).
  67. Суммы привлеченных займов и кредитов значительно превышают величину выручки (по мнению инспекторов, это свидетельствует о возможном уклонении от налогообложения).
  68. Значительный удельный вес вычетов по НДС по отношению к начисленной сумме этого налога (по мнению инспекторов, это свидетельствует о возможном уклонении от налогообложения).
  69. Компания не представляет декларации по ЕНВД (либо сдает нулевую отчетность), притом что есть сведения о регистрации ею контрольно-кассовой техники.
  70. По итогам предыдущих выездных или камеральных проверок компании выявлены факты неуплаты или неполной уплаты налога.
  71. Несоразмерность расходов и доходов компании по данным бухгалтерской отчетности (по мнению налоговиков, это свидетельствует о возможном уклонении от налогообложения).
  72. У компании есть задолженность по уплате основных налогов (НДС и налог на прибыль при обычной системе налогообложения или единый налог — при спецрежиме).
  73. Налогоплательщик преимущественно отражает убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности.

106—109. Величина прибыли компании (либо объем реализации компанией алкогольной продукции, либо объем экспортных операций, либо объем операций по импорту) превышает заданное инспектором пороговое значение.

Смотреть весь список признаков

Признаки фирм-однодневок: как распознать мошенников

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Зачем создаются фирмы-однодневки
  • Каковы риски при сотрудничестве с фирмой-однодневкой
  • Каковы признаки фирмы-однодневки
  • Как самостоятельно проверить, является ли фирма однодневкой

В период упадка в 90-х годах всё чаще стали появляться подставные фирмы, так называемые однодневки. Эта проблема актуальна и по сей день. Несмотря на приведенную ФНС статистику о сокращении этого сегмента на 7 % (данные 2018 года), «нарваться» на фиктивную компанию довольно-таки легко. Единственный вариант обезопасить себя и свое предприятие от краха и убытков – знать характерные признаки фирмы-однодневки.

Согласно определению, приведенному в письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84, однодневка – юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т. д.

Однодневки – фирмы, позволяющие процветать теневой экономике. Через них происходит незаконное обналичивание средств, вывод активов предприятий-банкротов, утечка денег за рубеж, хищение НДС. И это лишь малая часть ущерба, наносимого экономике страны однодневками.

Чтобы контролировать уплату налогов, ФНС использует специализированное программное обеспечение – АСК НДС-2. Функция программы состоит в анализе деклараций, сверке данных продавцов и покупателей и автоматическом поиске расхождений. Главной задачей АСК является определение факта уплаты налога и выявления фирм, незаконно использующих вычеты по НДС.

В течение первого квартала 2018 года благодаря программе бюджет страны был пополнен на 12 млрд руб., что в 1,8 раз больше аналогичного периода в 2017 году.

Если говорить про обналичивание, то это схема становится всё менее выгодной. Ставка за эту операцию в 2013 году составляла в районе 3 %, а в настоящий момент – 17 %. И это не конечный предел роста.

Налоговая служба предоставила данные о количестве однодневок. Таковых в 2018 году насчитывалось около 300 тыс., что составляет 7,3 % от общего числа юридических лиц. Для сравнения, в 2011 году количество подставных фирм исчислялось 1,8 млн (40,1 %), в 2016 – 1,6 млн, а в 2017 – 1,2 млн, на начало 2019 – 528,2 тыс. Из чего видна тенденция к снижению числа организаций, имеющих признаки фирмы-однодневки.

Но следует помнить, что у налоговиков нет полномочий и обязанностей проверять достоверность документов, которые фирма предоставляет при регистрации. Поэтому существует возможность, что очередная инспекция организации сможет выявить теневой признак у ее контрагентов.

Помимо внедрения ПО АСК НДС-2, на уменьшение количества однодневок повлияло внесение поправок в ФЗ 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», дающих работникам налоговой службы больше полномочий (в части исключения организации из ЕГРЮЛ). При обнаружении компании, которой присущи признаки фирмы-однодневки, ФНС РФ может включать в реестр данные о найденных несоответствиях (недостоверный адрес или данные о руководстве и учредителях, несоответствующее место фактического пребывания), что не позволит мошенникам создавать новые однодневки.

После обнаружения налоговой службой недостоверной информации фирма имеет в распоряжении 6 месяцев, чтобы привести всё в порядок. В противном случае компанию исключат из реестра. Кроме того, были ужесточены меры ответственности за создание и ведение однодневок. Теперь нарушителей может ждать штраф до 500 тыс. рублей, исправительные работы и даже лишение свободы сроком до 5 лет.

Кредитные организации тоже вносят свой вклад в борьбу с однодневками. В их обязанности входит проверка, показывающая, имеет ли фирма клиента признак теневой деятельности. В случае выявления такового компания заносится в черный список.

Еще одним положительным моментом стало то, что налоговая служба теперь может отказать в регистрации тем, кто был замешан в пособничестве однодневкам. К таковым однозначно будут отнесены участники и директора, подавшие недостоверные сведения при регистрации или бросившие свои фирмы с минусовым балансом. Стоит отметить, что раньше подобной компетенцией налоговики не обладали и отказывать в регистрации не могли.

Продолжается борьба с компаниями, проявляющими признаки фирмы-однодневки (ФНС приказ). 2019 год не стал исключением. Стоит отметить, что прогресс налицо благодаря налоговикам и честным налогоплательщикам.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Как выбрать систему налогообложения, чтобы сэкономить на платежах
  • Как минимизировать налоги и не заинтересовать налоговую
  • Как создать электронную подпись быстро и без проблем

Чем опасна фирма-однодневка

1. Общие риски

Если фирма-поставщик окажется однодневкой, это повлечет следующие риски:

  • Договор с ней может быть признан недействительным;
  • нет гарантии получения товара, услуги, выполнения работ;
  • нет гарантии соблюдения сроков исполнения договора;
  • несоответствующее качество товаров, работ, услуг;
  • невозврат уплаченного аванса;
  • поставка залогового товара и имущества;
  • потеря репутации.

Помимо вышеперечисленных рисков, работа с однодневкой может привести к обвинениям по ст. 174 Уголовного кодекса РФ и наказанию за участие в схемах, связанных с коррупцией.

Но наиболее остро встает вопрос о невозможности дать гарантии по товару, который уже был поставлен, а также оказанным работам и услугам. Сотрудничество с однодневками может привлечь внимание МВД и Следственного комитета, что приводит к обыскам, допросам, запросам документов, остановке деятельности фирмы на неизвестный срок.

2. Налоговые риски

Сотрудничество с подставной фирмой часто связано с налоговыми рисками. По сообщению ФНС, хозяйственно-экономическая связь с однодневками ведет к получению необоснованной налоговой выгоды. Впоследствии добросовестному налогоплательщику отказывают в принятии к вычету НДС по сделкам с однодневкой, доначисляют налог по появившейся недоимке или исключают сумму из расходов, что повышает налог на прибыль.

Следственный комитет и налоговая служба единогласны во мнении, что комплекс действий, которые направлены на создание фальшивых договорных отношений и подражание реальной экономической деятельности, можно отнести к примеру совершения налогового правонарушения. Такое нарушение закона грозит однодневке штрафом в 40 % от невыплаченных налоговых сборов (п. 3 ст. 122 Налогового кодекса РФ). Одной их схем уклонения является искусственное деление бизнеса для того, чтобы сохранить или получить возможность платить по специальному налоговому режиму.

В большей части случаев использование подставных лиц фирмой осуществляется намеренно, поэтому главной задачей компетентных в данном вопросе органов является выведение нечестных игроков на чистую воду.

Но что говорит об организациях, имеющих признаки фирм-однодневок, судебная практика? Например, Константин Арановский, судья Конституционного Суда РФ, указал на то, что ведение и регистрация бизнеса всегда происходит намеренно, но не все добиваются успехов в предпринимательском деле (мнение к определению КС РФ от 4 июля 2017 года № 1440-О). Поэтому создание искусственной ситуации, формальное дробление бизнеса (как обычная практика предпринимательства) и недобросовестность хоть и имеют место, но состава налогового правонарушения здесь нет.

ФНС же считает своим долгом привлекать нарушителей налогового законодательства, учитывая все обстоятельства в совокупности. К примеру, подписание документов контрагентами, которые факт этого действия отрицают, не станет достаточным основанием для вывода о непроявленной налогоплательщиком осмотрительности при заключении договора с сомнительной фирмой.

Поэтому основная рекомендация налоговым органам – принимать во внимание все факторы. В частности, следует учитывать, насколько выпадают из общих правил делового оборота, принятых на конкретном предприятии, взаимоотношения с фирмой, имеющей признак однодневки.

Никто не защищен от столкновения с противозаконной деятельностью. Поэтому важно обладать максимумом информации о фирмах-однодневках, их признаках. Письма налоговой службы помогут пролить свет на этот вопрос. В письме ФНС РФ от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126, например, приводится ряд признаков, свидетельствующих о недостоверности указанных юридическими лицами сведений в ЕГРЮЛ:

  • Признак 1: лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени фирмы, в том числе управляющая фирма, выступает в качестве такового в значительном количестве иных юридических лиц.
  • Признак 2: несколько лиц являются участниками в значительном количестве экономических агентов.
  • Признак 3: по адресу фирмы, указанному в ЕГРЮЛ, зарегистрировано множество иных юридических лиц.
  • Признак 4: лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени фирмы (в том числе от имени управляющей организации), подвергнуто административному наказанию в виде дисквалификации, о чем имеется информация в реестре; постановление об административном правонарушении вступило в силу и срок наказания не истек.
  • Признак 5: наличие информации о смерти лица, имеющего право без доверенности действовать от имени фирмы.

Наличие какого-то из этих признаков может означать, что фирма является однодневкой, следует более тщательно изучать документацию перед заключением сделки.

Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 отображает 12 признаков, сигнализирующих об однодневке, по которым можно самостоятельно оценить риски:

  1. Невысокая налоговая нагрузка: однодневка будет иметь нагрузку ниже среднего уровня относительно других субъектов той же экономической отрасли. Чтобы определить показатель налоговой нагрузки, необходимо соотнести сумму уплаченных налогов по отчетности, поданной в ФНС, и оборот по данным Росстата.
  2. Хронические убытки: признак, согласно которому в течение двух и более налоговых периодов по бухгалтерской (налоговой) отчетности хозяйственная деятельность осуществляется с убытком.
  3. Большие вычеты: признак, сообщающий, что размер вычета НДС за годовой период равен или превышает 89 % от общей налоговой нагрузки. Такое положение присуще, как правило, однодневкам.
  4. Несоответствие темпов роста доходов и расходов – первые ощутимо отстают от вторых.
  5. Низкие зарплаты: среднемесячная зарплата на сотрудника ниже, чем у работников фирм, занимающихся похожим видом деятельности. Уровень заработной платы можно узнать из источников Росстата на официальном сайте или посредством отправления запроса в ФНС.
  6. Спецрежимные лимиты всегда на грани дозволенного: признак заключается в приближении к предельному значению показателей (менее 5 % к предельному значению, более двух раз в течение года по одному виду налогов), дающих право на применение специальных налоговых режимов, установленных Налоговым кодексом РФ.
  7. Предприниматель в точке безубыточности: по данному признаку ИП отражает, что сумма расходов максимально приближена к сумме доходов, полученных за год (размер вычетов по налоговым декларациям в общей сумме прибыли превышают 83 %).
  8. Контрагенты-перекупщики: построение деятельности на основе заключения договоров с перекупщиками или посредниками без разумных на то причин, а также оценка обстоятельств, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды, что может говорить о наличии однодневки.
  9. Нежелание объясняться с ФНС – фирма не реагирует на запросы сотрудников фискальной службы, не предоставляет документы или вообще их уничтожает.
  10. Еще одним признаком однодневки является миграция между налоговыми инспекциями: частые снятия и постановки на учет по причине смены юридического адреса (2 и более случая с момента регистрации фирмы).
  11. Рентабельность ниже средней по отрасли.
  12. Рисковый бизнес: ведение предпринимательской деятельности с высоким налоговым риском.

Зная признаки фирм-однодневок ФНС (прямые и косвенные), можно уберечь компанию от краха, убытков и уголовной ответственности.

Как самостоятельно проверить, не является ли фирма-контрагент однодневкой

Когда речь заходит о заключении договора с новым контрагентом, в первую очередь необходимо изучить его документацию, чтобы определить наличие признаков фирмы-однодневки. 2018 год хоть и ознаменовался уменьшением доли теневых компаний, но это не означает искоренение проблемы в целом. Вы сможете обезопасить себя, если запросите следующие копии документов:

  • учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • копии приказов о вступлении в должность генерального директора и назначении главного бухгалтера;
  • выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на дату, близкую к дате заключения договора;
  • лицензию или иную разрешительную документацию (если таковые требуются для ведения деятельности);
  • декларации по НДС и налогу на прибыль за последние 3 года;
  • подписанную руководителем и скрепленную печатью доверенность на уполномоченное лицо от имени фирмы;
  • бухгалтерскую отчетность за последние три года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *