Fatca

Содержание

Основные термины и новые требования режимов FATCA и CRS, применяемые в 2018 году при ведении международного бизнеса вне Российской Федерации

в применении Международных Инвестиций

Основные термины, с которыми российские предприниматели могут столкнуться в 2018-м году при ведении международного бизнеса, в частности, открытии счета или повторном прохождении комплаенса в банке в иностранном государстве, на английском языке.

В свете последних тенденций в области ведения международного бизнеса, в частности, глобального обмена налоговой информацией, введением междустрановой отчетности и обмена данными (Country-by-Country Reporting CbC, CbCR under BEPS Action Plan — инициатива со стороны OECD и G20) в отношении multinational enterprises and tax administrations (MNEs, under Transfer Pricing Guidlines — инициатива со стороны OECD), условия открытия счетов в зарубежных банках ужесточаются как для новых, так и для уже существующих клиентов; также изменились условия в отношении клиентов со стороны банков на территории Российской Федерации.

Новые требования комплаенс режимов FATCA | CRS в отношении физических лиц и в отношении юридических лиц

При открытии счетов или при переоформлении счетов в иностранном Банке (или в российском Банке) в качестве как физического, так и юридического лица, со стороны комплаенса для отнесения Клиента Банка к конкретной категории налогоплательщиков потребуется необходимость заполнения анкет на основании специальной Формы W-8BEN-E (исключительно в режиме FATCA) или на основании Self-Certification Form для физического лица (Self-Certification Form For Individual), для предприятия (Self-Certification Form For Entity), для контролирующего лица (Self-Certification Form for Controlling Person), присущие и действующие исключительно в режиме CRS).

Данные формы является подтверждением иностранного статуса Клиента Банка как бенефициарного владельца, физического лица или юридического лица для целей режима FATCA в соответствии с законодательством об иностранных налогоплательщиках (Foreign Account Tax Compliance Act) или самодекларацией отнесения налогоплательщика к конкретной задекларированной юрисдикции в налоговых целях (может быть более чем одна юрисдикция для одного конкретного налогоплательщика) для целей режима CRS G20 в соответствии со стандартами CRS.

FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act)

Закон о налоговой отчетности США по зарубежным счетам (режим FATCA)

Режим FATCA — известный как закон «О налогообложении иностранных счетов» Foreign Account Tax Compliance Act в части HIRE Act Налоговой службы США IRS

Форма W-8BEN-E включает в себя требование указывать налоговый номер компании и TIN номер (номер налогоплательщика) бенефициарного владельца с целью установления конкретного статуса налогоплательщика в целях FATCA.

В рамках заполнения анкеты Банка, содержащей дополнительные сведения FATCA, может потребоваться предоставление дополнительных документов в зависимости от ответов на вопросы анкеты:

Формы Налоговой службы США W-9/ W-8 и иные документы.

Шаблоны форм W-9/ W-8BEN-E и инструкции к формам размещены на портале Налоговой службы США Internal Revenue Service (IRS). Проконсультируйтесь с Вашим налоговым консультантом о правилах заполнения форм.

Сведения о налогоплательщиках США, включая данные о номере/номерах счета/счетов Клиента в Банке, остатке/остатках по счету/счетам, об операциях по счету/счетам, могут передаваться Банком, зарегистрированным и ведущим деятельность на территории Российской Федерации, в Налоговую службу США (IRS) или лицу, исполняющему обязанности такого органа, в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.

CRS (Common Reporting Standard)

Инициатива Организации Экономического Сотрудничества и Развития (режим CRS)

Режим CRS — отдельно известный как «Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information» в части Common Reporting Standard стандарта ОЭСР в отношении автоматического обмена информацией о финансовых счетах.

Стандарт по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, далее — CRS), разработанный ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) по запросу G20 направлен на предотвращение глобального уклонения от уплаты налогов с использованием офшорных юрисдикций и обеспечения прозрачности информации.

Согласно AEOI CRS:

Действия комплаенс в отношении категории налогоплательщиков Физические лица

Для физических лиц в Self-Certification Form необходимо осуществить определения в отношении само-декларирования Permanent Residence Addresse:

  • Individual Self-Certification Form (CRS-I) — физическое лицо в отношении которого определяется налоговая резидентность (может быть более чем одна юрисдикция).
  • Controlling Person Self-Certification Form (CRS-CP) — контролирующее лицо, действующее как единоличное физическое лицо или лицо, действующее в качестве Controlling Person of a trust.
  • Disclose tax residence — означает раскрытие налоговой резидентности согласно CRS в отношении физических лиц, действующих как Account Holder или(и) Controlling Person.

Действия комплаенс в отношении категории налогоплательщиков Юридические лица

Для юридических лиц в Self-Certification Form необходимо осуществить определения, является компания пассивной или активной:

  • Passive non-financial entity (NFE) — пассивная нефинансовая организация. Компания является пассивной, если более 50% ее валового дохода в предшествовавшем календарному году составляет пассивный доход (прибыль от дивидендов, финансовых иструментов);
  • Active non-financial entity (NFFE) — активная нефинансовая организация. Активными являются преимущественно торговые компании, пассивный валовый доход которых составляет менее 50% в год;
  • Establish tax residency на основании Entity Self-Certification (CRS-E) — означает определение налоговой резидентности согласно CRS в отношении юридических лиц, действующих как Account Holder или(и) Controlling Person.

12 мая 2016 года ФНС России от имени Российской Федерации подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией и начинает свое участие в автоматическом обмене в 2018 году по обмену информацией за налоговый период 2017 года.

Критерии отнесения Клиентов российского Банка к категории иностранных налогоплательщиков

В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен положениями (Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ), согласно которым российские организации финансового рынка обязаны идентифицировать клиентов, являющихся налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), и представлять данные о таких клиентах и их счетах в ФНС России, а клиенты, в свою очередь, обязаны предоставлять данную информацию по запросу финансовой организации.

FATCA | CRS — В целях подтверждения налогового резидентства клиента Банк может задать уточняющие вопросы в рамках специальных разделов анкеты Банка, содержащие дополнительные сведения FATCA, Банк может попросить заполнить форму самосертификации в рамках стандартной процедуры идентификации при обслуживании, регулировании в рамках CRS.

Исключения в отношении физических лиц и в отношении юридических лиц на основании Федерального Закона от 28.06.2014 N 173-ФЗ

  1. Исключения отнесения клиентов Банка на территории РФ — физических лиц к категории иностранных налогоплательщиков: Клиент — физическое лицо не может быть отнесен Банком к категории клиента — иностранного налогоплательщика в том случае, если такой клиент является гражданином Российской Федерации и не имеет одновременно с гражданством Российской Федерации второго гражданства в иностранном государстве (за исключение гражданства государства — члена Таможенного союза ЕАЭС) или вида на жительство в иностранном государстве (разрешения на постоянное пребывание в иностранном государстве).
  2. Исключения отнесения клиентов Банка на территории РФ — юридических лиц к категории иностранных налогоплательщиков: Клиент — юридическое лицо не может быть отнесен Банком к категории клиента — иностранного налогоплательщика в том случае, если такой клиент создан в соответствии с законодательством Российской Федерации, более 90% акций (долей) уставного капитала которого прямо или косвенно контролируются Российской Федерацией и (или) гражданами Российской Федерации, в том числе имеющими одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство государства — члена Таможенного Союза, и которые не имеют одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство иностранного государства (за исключением гражданства государств — членов Таможенного Союза) или вида на жительство в иностранном государстве.

Способы получения Банками информации в целях исполнения требований Федерального Закона от 28.06.2014 N 173-ФЗ

Сбор информации осуществляется посредством предоставления клиентом Банку документов, предусмотренных в анкетах клиентов, используемых для идентификации в рамках процедур ПОД/ФТ, в зависимости от ответов на вопросы анкеты и дополнительных документов и предоставления дополнительной информации по запросу Банка, в том числе для сбора информации, позволяющей выявить клиентов, относимых к иностранным налогоплательщикам, как определено в Федеральном Законе от 28 июня 2014 года 28.06.2014 N 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательрных актов Российской Федерации».

Справочно об участниках CRS

Участники Единого Стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах (CRS) — списки и сроки подачи первого сообщения (выборочно, на основании степени влияния):

  1. Латвия – 2017 г.
  2. Большинство государств ЕС – с 2017 г.
  3. Андорра, Австрия, Монако, Швейцария – с 2018 г.
  4. Островные государства – в основном с 2018 г. (Антигуа, Невис)
  5. Офшорные страновые юрисдикции — в основном с 2018 г. (Белиз, Панама).

Офшорные юридикции приведены в классификации Центрального Банка России (ЦБР) и Международного Валютного Фонда (IMF). В России список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) публикуется Центральным банком России (ЦБР).

Список офшорных зон содержится в приложении № 1 к Указанию ЦБР от 7 августа 2003 г. № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» (с изменениями от 27 декабря 2006 г.).

Список офшорных зон для налоговых целей был утвержден приказом Минфина России № 108н от 13.11.2007; Республика Кипр исключена из списка с 1 января 2013 года Приказом Минфина РФ от 21.08.2012 № 115н; Республика Мальта с 01.01.2015 г. исключена из списка приказом Минфина России от 02.10.2014 № 111н).

Дополнительно об участниках КИК

Контролируемая иностранная компания

Контролируемая иностранная компания, КИК (в английском языке термин Controlled Foreign Corporation or Company, сокращение в принятой аббревиатуре CFC) — иностранная компания, определенная часть акций которой принадлежит налоговым резидентам данной страны.

Это правовая конструкция, применяемая налоговыми органами разных стран и описывающая юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в одной стране (юрисдикции), но принадлежащее или контролируемое налоговыми резидентами другой страны (юрисдикции).

Законодательство о контролируемых иностранных компаниях вводилось в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов с помощью офшорных компаний, учрежденных в юрисдикциях с минимальным налогообложениям.

Законодательство о контролируемых иностранных компаниях (в сочетании с договором об избежании двойного налогообложения или безналоговой юрисдикцией) иногда означает, что компания облагается налогом только в одной юрисдикции.

Контролируемой иностранной компанией также признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Контролирующее лицо — резидент РФ с долей участия в иностранной компании более 25%, а также те, кто владеет более 10% долей в компаниях, в капитале которой более 50% принадлежит резидентам РФ.

Для физических лиц при определении доли учитывается единоличное владение и совместное с супругами и несовершеннолетними детьми.

Эффективная ставка налогообложения доходов иностранной компании

Эффективная ставка налогообложения доходов иностранной компании — ставка, которая рассчитывается по формуле:Ст.эфф =:Н/П,

где Ст.эфф — эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации;

Н — сумма налога с дохода (прибыли), исчисленного иностранной организацией и ее обособленными подразделениями в соответствии со своим личным законом, и налога на доходы, удержанного с доходов (прибыли) такой организации у источника выплаты таких доходов;

П — сумма дохода (прибыли) иностранной организации.

В случае, если налоги, учтенные при расчете показателя Н, подлежат исчислению/удержанию в иных периодах, налогоплательщик вправе произвести корректировку показателя Н на сумму налогов, которые относятся к доходам (прибыли), учтенным при расчете показателя П, и подлежат исчислению в иных периодах, отличных от периода, за который исчислен показатель П.

Средневзвешенная ставка налога — ставка, которая рассчитывается по формуле:

Ст. средневзвеш. = (Ст1хП1+Ст2хП2)/(П1+П2)П1 — сумма прибыли иностранной организации. В случае, если при исчислении показатель П1 принимает отрицательное значение, его значение принимается равным нулю; П2 — сумма доходов иностранной организации, определяемых в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 309.1 Налогового Кодекса; Ст1 — ставка налога на прибыль организаций, установленная абзацем первым пункта 1 статьи 284 Налогового Кодекса (20% основная ставка налога на прибыль); Ст2 — ставка налога на прибыль организаций, установленная подпунктом 2 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Кодекса (9% налог на дивиденды).

Доходы контролируемой иностранной компании

Пассивные доходы — в отношении КИК Налоговый кодекс РФ относит к пассивным следующие виды доходов:

1) дивиденды;

2) доходы от распределения прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации;

3) проценты;

4) доходы от авторских прав, роялти;

5) доходы от продажи долей, акций и прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом;

6) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;

7) доходы от продажи недвижимости;

8) доходы от сдачи в аренду имущества, лизинговых операций (кроме морских и воздушных судов);

9) доходы от реализации инвестиционных паев паевых фондов;

10) доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг и услуг по обработке информации, научно исследовательских и конструкторских работ;

11) доходы от услуг по предоставлению персонала;

12) иные аналогичные доходы.

Как будет рассчитываться прибыль контролируемых иностранных компаний

При определении прибыли КИК не будут учитываться доходы и расходы от переоценки ценных бумаг, производных финансовых инструментов по рыночной стоимости, а также расходы на формирование резервов и доходы от восстановления резервов.

В целях налогообложения в РФ буду учитываться следующие виды доходов:

1) дивиденды

2) доходы от распределения прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации

3) проценты

4) доходы от авторских прав, роялти

5) доходы от продажи долей, акций и прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом

6) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок

7) доходы от продажи недвижимости

8) доходы от сдачи в аренду имущества, лизинговых операций (кроме морских и воздушных судов)

9) доходы от реализации инвестиционных паев паевых фондов

10) доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг и услуг по обработке информации, научно исследовательских и конструкторских работ

11) доходы от услуг по предоставлению персонала

12) иные аналогичные доходы (этот пункт нам особенно нравится)

13) прочие доходы

В целях Налогового кодекса РФ доходы по пунктам 1)-12) считаются пассивными, то есть доходами от пассивной деятельности, кроме процентных доходов для банков и прочих кредитных учреждений. Активными признаются лишь прочие доходы. Это существенно для критерия отнесения КИК к налогооблагаемым базам в РФ.

От налогообложения освобождаются компании, зарегистрированные в странах, с которыми у РФ есть соглашения об избежании двойного налогообложения, если доля их «пассивных» доходов согласно НК РФ составляет не более 20%.

Убыток КИК может быть перенесен на следующие годы.

Сумма уже уплаченного налога от исчисленной прибыли будет засчитана при расчете налога в РФ.

Сумма налога, рассчитанного за рубежом, нуждается в документальном подтверждении, а в случае отсутствия у РФ налогового соглашения со страной регистрации КИК заверена соответствующим местным налоговым органом.

A&P не оказывает своим клиентам консультационные услуги по вопросам определения налогового резидентства согласно требованиям FATCA или CRS. По данному вопросу можно обратиться к налоговому консультанту или ознакомиться с информацией по налоговому резидентству для разных стран на портале Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD).

Вам также может быть интересно

CRS FAQs Подотчетные счета и идентифицирующая информация в России

Подотчетные счета и идентифицирующие признаки для обмена с РФ по CRS MCAA Common…

ОЭСР MLI список стран обмена налоговой информацией с РФ 2018 BEPS

05 июня 2018 детали обновления по юрисдикциям в обмене с РФ налоговой информацией…

Требований FATCA: что необходимо сделать до 30 марта 2016 года

Разговор с Bankir`ом

Закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) принят в США 18 марта 2010 года. Основная цель — предотвращение уклонения резидентов США от уплаты налогов.
Для российских банков и многих других финансовых учреждений это означает, что начиная с 2016 года необходимо будет информировать налоговое управление США (IRS) обо всех находящихся у них счетах и доходах американских налоговых резидентов…
Виталий Занин
Директор по работе с клиентами и маркетингу
компании «ПрограмБанк»

К 31 декабря 2015 года большинству банков необходимо определиться: либо присоединяться к FATCA (PFFI — иностранное финансовое учреждение, участвующее в FATCA) и отчитываться перед американскими налоговыми службами об интересующих их клиентах, либо не присоединяться и оказаться в статусе NPFFI (не присоединившегося к FATCA иностранного финансового учреждения).
Статус NPFFI связан со значительными рисками для банков. Большинство платежей, приходящих в неприсоединившееся финансовое учреждение от PFFI (присоединившихся к FATCA финансовых учреждений всего мира), будет облагаться штрафом в размере 30% от суммы платежа. Этот относится к платежам в пользу как NPFFI, так и его клиентов.
Российское финансовое сообщество сделало свой выбор. К лету 2015 года более 90% российских банков присоединились к FATCA.
В данном материале предложены конкретные шаги, которые банкам следует сделать в самое ближайшее время — в конце 2015 и начале 2016 года.
Рассмотрим базовый бизнес-процесс по подготовке и предоставлению в IRS предусмотренной налоговой службой формы 8966. Обобщенно процесс представлен в приведенной ниже схеме, на пункты которой мы будем далее ссылаться.
Прежде всего необходимо идентифицировать клиентов, которые могут быть американскими налоговыми резидентами (п. 1.).
Основные признаки американского налогового резидента для физического лица:

    • Гражданство США.
    • Статус резидента, т.е. Green Card.
    • Место рождения в США.
    • Адрес в США, почтовый адрес в США (вкл. п/я).
    • Телефонный номер в США.
    • Постоянно действующие инструкции по перечислению сумм в США.
    • Доверенность, выданная лицу с адресом в США.
    • Право подписи, выданное лицу с адресом в США.
    • Адрес «до востребования» в качестве единственного адреса для счета.

Основные признаки американского налогового резидента для юридического лица:

    • США как страна учреждения или регистрации.
    • Организации, в которых налоговые резиденты США имеют долю владения свыше 10%.

В случае обнаружения признака, указывающего на то, что клиент может быть американским налоговым резидентом (account holders with U.S. Indicia), банк-PFFI должен определить FATCA-статус клиента (п. 3).
Для этого банк собирает необходимую информацию для корректной идентификации и подготовки форм 8966 (п. 2). В зависимости от FATCA-статуса клиента банк формирует индивидуальный отчет по каждому клиенту или сводный отчет по всем клиентам определенного типа FATCA-статуса.

В идеале последовательность действий такова:
Этап 1. Клиента уведомляют о том, что он имеет признаки американского налогоплательщика.
Этап 2. Клиент или подтверждает свой налоговый статус формой W-9/W-8 или предоставляет документы, подтверждающие, что он не попадает под налоговую юрисдикцию США.
Этап 3. Клиент дает или не дает своего согласия на предоставление информации в IRS (п. 6). Если он на первом этапе не предоставил ни налоговых форм, ни подтверждения того, что не является американским резидентом, то он получает статус Recalcitrant account holders with U.S. Indicia, и тогда нет смысла запрашивать у него разрешение на предоставление данных в IRS, индивидуальные отчеты по нему в IRS не отправляются.

Главные FATCA-статусы, на основе которых заполняется форма 8966,
выглядят следующим образом:

Клиент Разрешил предоставлять
сведения в IRS
Не разрешил предоставлять
сведения в IRS
Описание FATCA-статус клиента Заполняемые части формы 8966 FATCA-статус клиента Заполняемые части формы 8966
Физические лица:
граждане США;
иные налоговые резиденты США (держатели Green Card;
лица, заявившие о долгосрочном пребывании в США).
Юридические лица, зарегистрированные в США, в отношении которых нет установленных ограничений
Specified U.S. persons 1, 2, 4 Recalcitrant account holders that are U.S. persons Часть 5 — один сводный отчет по всем клиентам на каждый вариант FATCA-статуса
Неамериканские компании (кроме, финансовых), которые контролируются Specified U.S. persons Passive NFFE with substantial U.S. owner(s) 1,2,3,4 Recalcitrant account holders that are passive NFFEs
Физические и юридические лица, имеющие признаки Американских налогоплательщиков Recalcitrant account holders with U.S. Indicia
Финансовые компании (включая банк), не участвующие в FATCA Non-participating FFI (NPFFI)
Клиенты, держащие в банке неактивные счета Dormant Accounts

Надо отметить, что крайний срок, когда банк должен затребовать с налоговых резидентов документы, подтверждающие уплату ими налогов в США,– 30 июня 2016 года, а отправить данные в IRS по всем клиентам необходимо раньше — до 30 марта 2016 года.
Поэтому некоторые банки приняли решение передавать индивидуальные формы в IRS по всем клиентам, разрешившим предоставление данных в IRS, которые представили необходимую информацию для формы 8966, в том числе TIN — идентификационный номер налогоплательщика. Формы W-9 и W-8 эти клиенты могут передать банку позже, до 30 июня 2016 года.
Ежегодно, до 30 марта каждого года, финансовое учреждение должно подготовить для IRS информацию по форме 8966 (п. 7) — индивидуальную по каждому резиденту (п. 7А) и сводную по группам резидентов (п. 7Б), в соответствии с обозначенными выше FATCA-статусами.
Сформированный отчет (представляющий собой XML FATCA-файл) шифруется и отправляется в IRS с помощью международной службы обмена данными IDES (International Data Exchange Service) (п. 8).
Эта общая схема, предусмотренная FATCA, претерпела изменения в связи с требованиями российского законодательства — федеральный закон №173-ФЗ от 28 июня 2014 года «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами».

Основные требования закона, которые влияют на бизнес-процесс подготовки отчетности для IRS:

    • Запрет раскрытия информации американским налоговым органам по определенным типам клиентов: запрещается сбор и передача информации в IRS о счетах физических лиц — граждан РФ, не имеющих ни второго гражданства за пределами стран — членов Таможенного союза, ни вида на жительство в иностранном государстве.
    • Необходимость получения разрешения от регулятора на передачу данных в IRS по каждому клиенту.
    • Обязательное предоставление всей информации, отправляемой в IRS, также и российским регуляторам.
    • Для выполнения этих требований после идентификации клиента и определения его FATCA-статуса банк (п. 4) проверяет возможность передачи данных в IRS, в соответствии со 173-ФЗ, и, если общих ограничений нет, то напрямую запрашивает регулятора о возможности предоставления информации. И только в случае получения разрешения от регулятора (п. 5) банк запрашивает разрешение на предоставление информации у самого клиента (п. 6).

В итоге предоставление отчетности в IRS является сложной технологической задачей даже в самом простом, описанном выше случае. На практике же все может быть значительно сложнее.
Например, в приведенном бизнес-процессе подразумевается, что все данные по клиентам, счетам, операциям и доходам хранятся в единой информационной системе, где организован весь бизнес-цикл: от отбора «подозрительных» клиентов до фиксации фактов корректно принятых IDS-отчетов.
При этом на практике «на входе» могут находиться несколько учетных систем (а в крупных банках это скорее правило, чем исключение). Например, в АБС учитываются процентные доходы, полученные по депозитным счетам, в финансовых бэк-офисах — дивиденды и купонные доходы. В этом случае производится импорт, контроль и консолидация данных, чтобы получить всю информацию, структурированную по клиентам: по всем их счетам, операциям и доходам.
Уже сейчас банки автоматизируют отправку данных по клиентам в IRS, и это только первая, самая простая часть работы по поддержке требований FATCA.
С 1 января 2017 года начнется штрафование доходов «отказников» (тех лиц, которые отказались сообщить свой резидентский налоговый статус), полученных от источников в США. Штраф будет представлять собой удержание 30% от FDAP (фиксированные, определяемые, ежегодные и регулярные доходы). К FDAP относятся процентные доходы, дивиденды, лицензионные отчисления, арендная плата, оплата предоставленных услуг, выручка от продажи американских активов (в том числе, ценных бумаг) и т.д.
Это потребует корректного расчета FDAP-дохода. Для этого необходимо определять статусы всех «подозрительных» платежей и учитывать все предусмотренные исключения. Кроме того, будет необходимо депонировать удержанные штрафы, корректно взаимодействовать с российскими регуляторами (пока 173-ФЗ не предусматривает удержание налога в пользу иностранных налоговых органов) и т.д.
К этому моменту в банке должны храниться все налоговые формы, представленные клиентами, получившими FATCA-статус. При этом закон предусматривает не только обязанность банка затребовать налоговую документацию, но и регламентирует минимальные сроки хранения, требует фиксировать дату получения документации и т.д.
Таким образом, выполнение требований FATCA в 2017 году потребует эффективной работы с большим количеством информации, которая должна быть консолидирована в едином решении. Именно поэтому для многих банков, особенно крупных или имеющих разветвленную ИТ-структуру, необходимо специализированное решение для соответствия требованиям FATCA, которое позволит проводить учет и анализ первичных данных, переданных в IRS отчетов по всем клиентам с различными FATCA-статусами, налоговой документации и сроков ее получения от клиентов и т.д.
Еще год назад, проанализировав весь пакет требований, связанных с FATCA, мы пришли к необходимости создания специализированного промышленного решения «ПрограмБанк.FATCA».
Разумеется, первыми клиентами стали крупные банки, которые быстро осознали масштаб проблемы и уже провели необходимую предварительную работу. В настоящее время мы ведем два проекта по FATCA в банках из топ-50. Один из них имеет западных акционеров, что ставит перед нами ряд дополнительных требований.

Решение «ПрограмБанк.FATCA» позволяет автоматизировать все процессы, связанные с FATCA, в банках любого масштаба, структуры собственности и клиентской политики.
В связи с вышеизложенным, мы настоятельно рекомендуем даже небольшим банкам не откладывать начало FATCA-проектов. По нашим оценкам, весь цикл от начала идентификации клиентов и до корректной отправки данных в IRS займет не менее трех месяцев, даже у небольшого банка. В частности, важно понимать, что сроки сдвигаться не будут, поскольку этот процесс касается всего мира и реализуется в рамках давно согласованного плана.
Безусловно, в столь кратком материале невозможно описать весь комплекс задач, связанных с выполнением требований FATCA, не говоря уже о предлагаемых нами технологиях решения.
Мы ждем ваших вопросов и мнений по e-mail или по телефону: (495) 651-84-84.
Источник публикации:

FATCA

FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) — американский закон о налогообложении иностранных счетов, главная цель которого препятствовать уклонению от уплаты налогов американских граждан, работающих и проживающих на территории других государств.

Закон обязывает банки и другие финансовые институты предоставлять информацию о своих клиентах — физических и юридических лицах (данные о номерах счетов и остатках на них, а также оборотах по счетам) налоговой службе США (IRS).

Существуют две возможности взаимодействия банка и IRS.

Первый способ предполагает прямое общение финучреждения и американской налоговой службы. В этом случае банк или другая финансовая компания обязана не только сообщать о любых нарушениях в уплате налогов американскими гражданами, но и раскрывать информацию о том, как проходит работа в учреждении (оценка, подбор клиентов). Таким образом, организация попадает под прямой контроль IRS.

Второй вариант предусматривает заключение межгосударственного соглашения страны с США. При этом IRS взаимодействует с государственной налоговой службой другой страны, которая в свою очередь централизованно собирает информацию со своих банков (финансовых компаний), контролирует систему отбора и оценки клиентов (физических и юридических лиц) и уплату ими налогов в казну США. По состоянию на апрель 2014 года, такие соглашения заключили с США более 20 стран мира, среди которых Норвегия, Испания, Великобритания, Мексика, Швейцария, Франция, Германия, Канада, Италия, Япония.

Соблюдать требования FATCA российским банкам необходимо уже с 1 июля 2014 года, а зарегистрироваться в IRS нужно успеть до 5 мая. При этом для банков, которые не присоединятся к FATCA, предусмотрено наказание. Санкции могут быть назначены в виде штрафов, а в отдельных случаях будет применяться закрытие корсчетов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *